Глава III. Немецкая классическая философия §1. Иммануил Кант Жизнь и произведения Иммануил Кант (1724–1804) всю жизнь прожил в Кенигсберге. Происходил из простой семьи: отец его был мастером одного из цехов. Получил обычное гимназическое образование, потом окончил университет. Долгие годы работал библиотекарем, преподавал в Кенигсбергском университете. Профессором он стал лишь в возрасте 46 лет – как раз тогда, когда наступил переломный момент в его философском творчестве. Потом стал деканом одного из факультетов Кенигсбергского университета, а затем и его ректором. В старости он отошёл от преподавательской деятельности. С детства Кант отличался слабым здоровьем и впоследствии сам разработал для себя распорядок дня. Как гласит легенда, жители города по Канту, шедшему на лекции в университет, сверяли часы. Лишь дважды он опоздал: первый раз он зачитался работой Руссо «Эмиль, или О воспитании», а второй раз его вывело из равновесия сообщение о взятии Бастилии восставшим французским народом. Собственно говоря, вся биография Канта укладывается в один абзац. Настоящая жизнь Канта – это жизнь духовная, творческая, интеллектуальная, именно здесь гораздо больше событий. Источники кантовской философии Творчество Канта обычно делят на два периода: докритический и критический (соответственно названиям трёх его основных работ: «Критика чистого разума», «Критика практического разума» и «Критика способности суждения»). Первую «Критику» Кант написал в 47 лет. До этого возраста (в докритический период) он преподавал метафизику по учебнику А.Г.Баумгартена – ученика Вольфа (ученика Лейбница), то есть был, что называется, школьным метафизиком лейбницианского направления. Интересовался научными проблемами – в основном космологией и астрономией, разработал свою теорию возникновения мира, которая до сих пор входит в различные энциклопедии. Затем, как пишет сам Кант в работе «Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей появиться как наука», чтение «Давида Юма было именно тем, что... прервало мою догматическую дремоту и дало моим изысканиям в области спекулятивной философии совершенно иное направление» (2, т. 4(1), с. 74).

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor-Lega/is...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КЛАРК [англ. Clarke] Джеймс Фриман (4.04.1810, Хановер, шт. Нью-Гэмпшир, США - 8.06.1888, Бостон, шт. Массачусетс, там же), амер. протестант. проповедник, религ. писатель, теолог, общественный деятель; приверженец унитарианства . Жизнь, деятельность, сочинения К. род. в семье Сэмюэла Кларка и Ребекки Халл; его детство прошло в г. Ньютон близ Бостона. Наибольшее влияние на К. в ранний период жизни оказал дед, Джеймс Фриман Кларк, унитарианский проповедник в ц. Кингс-Чапел в Бостоне. Благодаря связям деда К. смог поступить в престижную Бостонскую латинскую школу, а после ее окончания, в 1825 г.,- в Гарвардский ун-т. В 1829 г. К. успешно окончил общий курс в Гарвард-колледже, получив превосходное классическое образование, и продолжил обучение в тесно связанной с Гарвардским ун-том, однако формально являвшейся в то время независимым внеденоминационным учебным заведением Богословской школе Кеймбриджа (ныне Гарвардская богословская школа в составе Гарвардского ун-та). Во время обучения в Гарвардском ун-те К. активно занимался самообразованием в университетской б-ке, обладавшей уникальным по полноте собранием древней и совр. лит-ры; здесь он познакомился с популярными в те годы в США сочинениями представителей англ. и нем. романтизма, а также с трудами мн. видных представителей новоевроп. философии ( Hodder. 2001. P. 69-70). Наибольшее влияние на формирование его религ. и философского мировоззрения оказали произведения поэта и лит. критика С. Т. Колриджа (1772-1834), брит. писателя и историка Т. Карлейля (1795-1881), нем. поэта и мыслителя И. В. Гёте (1749-1832), философов Дж. Локка (1632-1704), И. Г. Фихте (1762-1814), И. Канта (1724-1804). В результате изучения трудов Фихте, Канта и Колриджа у К. сложилось либерально-романтическое представление о природе религ. веры, к-рому он оставался верен на протяжении всей жизни. Формулируя свои взгляды в одном из писем, К. отмечал: «Вера - это не убежденность в разного рода положениях или догмах, но чувство истины (sense of truth), которое может быть более сильным или более слабым. Всякая вера по своему существу есть вера в Бога, поскольку Бог есть источник всякой истины, центр духовного мира» ( Clarke J. F. Letter to W. G. Eliot, Dec. 4, 1833// Hale. 1891. P. 104).

http://pravenc.ru/text/1841269.html

Пароль: Запомнить меня на этом компьютере апреля 2014 Архитектор чистого разума 22 апреля исполняется 290 лет со дня рождения Иммануила Канта (1724–1804), философа, который бесповоротно сместил фокус метафизики с исследуемой вещи на человека, увидел, что основание истинной науки — в ученом, что поиск всего истинного, всего устойчивого надо начинать с такой, казалось бы, лукавой и непостоянной вещи, как человеческий разум. В философии Канта — и великие опасности, и небывалые возможности. В том числе для религиозного сознания. При чем здесь имяславие? В 1907 году в России вышла книга «На горах Кавказа», написанная схимонахом Иларионом (Домрачевым). Кроме размышлений о Евангельском тексте, кроме богословских медитаций над красотами Кавказских гор и ущелий, книга содержит важнейшую богословскую мысль. Имя Божие, произносимое с верой, содержит в себе всю полноту благодати, содержит в себе Самого Бога и в этом смысле Им Самим и является. Отец Иларион фактически отождествляет Имя Божие с хлебом Евхаристии: постоянное присутствие Имени в сердце позволяет причастнику удерживать в себе «с Господом Иисусом единение и преискреннее общение» — то, что он получает во время Литургии. Учение об Имени Божием спровоцировало в среде русского монашества на Афоне конфликт такой силы, что церковная власть в России была вынуждена пойти на жесткие меры. Имяславие было объявлено ересью в двух постановлениях Священного Синода от 1913 года, а все монахи-имяславцы силами русской армии выдворены с Афона. Проблема, однако, не в репрессиях. А в том богословии, которое стояло за решениями Синода. Ключевой их аргумент — Бог, призываемый нами в молитве, именуемый Бог, не тождествен своему имени и никак не присутствует в мышлении, которое это имя порождает. Этот тезис базируется на философии Иммануила Канта. Самое время поговорить о ней. Философия — из уважения Любой биограф Канта в начале своего труда оговаривается, что Кант — человек без биографии. И это чистая правда. Философ почти не выезжал за пределы родного Кенигсберга. Большую часть жизни он трудился в местном университете, читая самые разные курсы — от теологии до механики. Не имел ни жены, ни детей. Его образ жизни стал притчей во языцех: с пяти утра научные занятия или лекции, в час дня обильная и длительная обеденная трапеза, потом — отдых, прогулка по одному и тому же маршруту и ранний «отбой». И так день за днем, из года в год.

http://aquaviva.ru/journal/arkhitektor-c...

прот. Александр Мень Либерально-протестантская школа Либерально-протестантская школа экзегезы, направление в библеистике 19– нач.20 в. Органически входит в состав либерального богословия, пытавшегося свести к минимуму догматический аспект христианства. Основные положения школы: 1) высшую Реальность невозможно познать разумом; приблизиться к ней можно лишь путем «сердечного переживания» и верности нравственному долгу; 2) библейская религия развивалась по тем же законам, что и другие религии, и ее нужно исследовать главным образом средствами исторической науки; 3) как сверхприродного факта, не существует; 4) Иисус был совершенным Человеком, Который положил начало «чистой религии», без догматов и обрядов; лишь позднее, начиная с апостола Павла, она была затемнена церковным богословием; 5) «современное», «научное» богословие должно сводиться к изучению исторических основ христианской религии, без претензий на метафизику. Уверенность Либерально-протестантской школы в своей чисто научной объективности была иллюзорной: ее принципы основывались на этической доктрине и критицизме И.Канта (1724–1804), на идеях деистов, на позитивизме и неокантианстве. Все эти воззрения сочетали два противоположных утверждения: 1) разум – высшее мерило истины; 2) наше знание о Божестве не может притязать на достоверность, поскольку разуму недоступно адекватное Его постижение. Единственная область, в которой человеческое соприкасается с Божьим, это этика, сфера «практического разума», и религиозное чувство. Русский мыслитель признававший многие заслуги Либерально-протестантской школы , указал и на ее крупные изъяны. Например, либеральные экзегеты считали проповедь эталоном «чистого христианства»; между тем она содержит не одно лишь этическое учение. «Нагорная проповедь, – писал Трубецкой, – есть образец Христовой проповеди “царствия Божия”. Это понятие “царствия Божия” заключает в себе высший нравственный идеал христианства. Но этот нравственный идеал не ограничивается только личной и социальной сферой – он имеет космическое значение; наряду с нравственным смыслом он имеет и мистический, апокалиптический смысл “небесного царствия” и связывается исторически и логически с мессианической апокалиптикой сначала еврейского народа, а затем и христиан – учеников Христа и их ближайших последователей». Новое отношение человека к Богу, которое открыто в Евангелии, неотделимо от личности Богочеловека. Царство Божие состоит в «явлении Отца» через Сына, Который «показывает, открывает в Себе Отца».

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

ПУТИ БОГОПОЗНАНИЯ Когда человек оказывается в незнакомой местности, ему необходимо осмотреться, чтобы выбрать верный ориентир пути. Но для начала зададимся вопросом: куда обращается взор человека? Куда обращается взор человека? Помните из рассказа И.С. Тургенева «Бежин луг»? «Гляньте-ка, гляньте-ка, ребятки, – раздался вдруг детский голос Вани, – гляньте на Божьи звездочки, – что пчелки роятся! Он выставил свое свежее личико из-под рогожи, оперся на кулачок и медленно поднял кверху свои большие тихие глаза. Глаза всех мальчиков поднялись к небу и не скоро опустились». Что могло так глубоко поразить их? А какие чувства охватывают ваши души, когда вы смотрите в голубой либо усеянный звездами небосвод? Почему созерцание бескрайнего неба ложится на сердце ощущением чего-то величественного, прекрасного, вечного и вместе родного и близкого нам? Знаете ли, что само слово «человек» (по-гречески «антропос») означает «обращающий взор вверх»? Такое наименование присвоено каждому из нас неслучайно. В самой природе человека есть глубокая потребность обращать духовный взор к Небу, стремиться к познанию Всевышнего. Однако чаще людей привлекает познание необычных явлений природы, наука, искусство или культура разных стран. Но не большего ли внимания заслуживает познание мира невидимого, духовного, в особенности же, Самого Бога – Творца всего существующего? Философ Кант (1724–1804) говорил: «Вечно новым и постоянно возрастающим удивлением и благоговением наполняет мою душу звездное небо надо мною и закон нравственности во мне». Потому что звездное небо свидетельствует о Создателе. Пока человек не разучился удивляться, он будет стремиться познавать все таинственное, сокровенное. Поверьте, в Боге кроется много таинственного, неизведанного, но при этом такого, что чем более открываешь, тем более твоя жизнь становится интересней, свободней, радостней. При этом важно уточнить одну тонкость. А что такое познание? А что такое познание? На языке Священного Писания познание чего-либо значит не просто поверхностное ознакомление, а познание на опыте, самой сути предмета или явления.

http://azbyka.ru/otechnik/Valerij_Duhani...

Терри Л. Мизи, Гари Р. Хабермас Скачать epub pdf Часть первая. Свидетельства философии Глава первая. Существование Бога: важность вопроса Введение: Важность вопроса Существование Бога и опыт Существование Бога и Священное Писание Существование Бога: личное значение Введение: важность вопроса Со времени возникновения философии, начиная с Сократа (при-близ.470–399 до н.э.) или Платона (427–374 до н.э.) и далее, через века, следуя путем Аристотеля (384–322 до н.э.), Блаженного Августина (354–430 н.э.), Фомы Аквинского (1224/5–1274), Джона Локка (1632–1704), Эммануила Канта (1724–1804), и многих других мыслителей, философия стремилась распознать существование сверх-физической реальности. 9 Вопрос о существовании Бога и о том, что мы можем о нем знать, будоражил, даже вдохновлял мыслителей на протяжении тысяч лет. «Существует ли Бог?» – это, похоже, самый важный вопрос, который мы можем задать по отношению как к высшей реальности, так и к повседневной личной жизни. За исключением периода последних двухсот лет (после Канта), развитие философии как формы мышления определялось, в основном, теми же вопросами, что и развитие богословия. Вся история философской мысли «вопиет» о важности этого вопроса. Даже Фридрих Ницше (1844–1900, известный как отец современного движения смерти Бога), пророчески предсказал свое сумасшествие: потеря Бога равнозначна безумию. 10 Когда человечество обнаружит, что оно утратило Бога, настанет вселенское безумие. Львиная доля философии Ницше основывается на отрицании того, что философия на протяжении тысяч лет считала Истиной. 11 Порой, во время просмотра вечерних новостей, кажется, что мы неумолимо приближаемся к этому предреченному сумасшествию. Существование Бога и опыт В последнее время считалось немодным говорить о том, что можно было бы «доказать» существование Бога. 12 Многие хорошие христиане, даже христианские философы ошибочно пытались сместить все «бремя доказательства» существования Бога исключительно на религиозный опыт. Это весьма плачевно как для христианской философии, так и для практического служения/евангелизма по нескольким причинам: 1) Опыт в чистом виде не является достаточным критерием истинности высказываний.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zac...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЗОЛОТНИКОВСКАЯ В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКАЯ ПУСТЫНЬ располагается в Тейковском р-не Ивановской обл. Основана в 1-й четв. XVII в. иноком Ионой (Головицыным; впосл. игумен), 1-м строителем обители. Именовалась «Новая пустынь Березовского борку Успения Богородицы», с 1724 г.- «Золотниковская Успенская». 13 дек. 1725 г. была приписана к Евфимиеву суздальскому в честь Преображения Господня монастырю с оставлением только необходимых для совершения церковной службы облачений и утвари. Назначенные для богослужений в пустыни белый священник с причтом наделялись «для пропитания» землей. С 26 янв. 1726 г. З. п. стала самостоятельной обителью с игуменским управлением и братией «не меньше тридесяти человек». С 1764 г. заштатная. Настоятели и насельники Первоначально обителью управляли игумены: в 1624 г.- Иона (Головицын [Головкин]), в 1632 г.- Иаков, в 1638-1651 гг.- иером. Никон († 1655), в 1655-1667 гг.- иером. Феоктист, в 1692 г.- Симеон, в 1724 г.- иером. Иосиф, в 1737-1743 гг.- иером. Феофилакт, ок. 1756 г. упоминался архим. Симеон. С 1764 г. управляли строители: ок. 1781 г.- мон. Виктор, до авг. 1802 г.- Авраамий, с 19 авг. 1802 по 24 марта 1804 г.- Гедеон, с 24 марта 1804 по 28 марта 1823 г.- Самуил, с 28 марта 1823 по 25 марта 1825 г.- иером. Илия, с 25 марта 1825 по 30 окт. 1828 г.- иером. Амвросий, с 30 окт. 1828 г.- иеромонахи Парфений, Симеон, Иона, Георгий, с 1853 по 3 авг. 1860 г.- иером. Макарий, затем иером. Вассиан, до авг. 1873 г.- иером. Варнава, с 28 авг. 1873 г.- иером. Анастасий († 3 февр. 1877), с 14 февр. 1877 по 18 июля 1879 г.- иером. Амфилохий, с 18 июля 1879 по 22 июля 1881 г.- иером. Венедикт, с 22 июля 1881 по февр. 1882 г.- иером. Игнатий, с 24 февр. 1882 г.- иером. Агафангел. В кон. 1-й четв. XVII в. в З. п. насчитывалось 20 монашествующих, к сер. XVII в.- ок. 30, в нач. XX в. проживали игумен, 10 монахов и 17 послушников. Буд. свт. Митрофан Воронежский в 1663 г. поступил в З. п., принял иноческий постриг, в 1666 г. стал игуменом Космина Яхромского монастыря . Неоднократно посещавший З. п. Суздальский митр. Иларион († 14 дек. 1707) принимал здесь царицу Прасковью Федоровну с дочерьми Анной, Екатериной и Прасковьей. В авг. 1792 г. по пути из Москвы в Кострому и обратно З. п. посетил митр. Московский Платон (Левшин) . По преданию, в обители бывала 2-я супруга царя Михаила Феодоровича царица Евдокия. Испив воды из реки, именовавшейся «издревле» Смердячь (Смердячка), царица признала ее столь вкусной, что повелела переименовать речку в Золотоструйку или Золотничку. Ансамбль З. п.

http://pravenc.ru/text/Золотниковской в ...

Для корректной работы сайта необходимо включить поддержку JavaScript в настройках Вашего браузера Статистика Всего в библиотеке документов: 6556 Кант Иммануил Иммануил Кант (нем. Immanuel Kant; 22 апреля 1724, Кёнигсберг, Пруссия — 12 февраля 1804, там же) — немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии, стоящий на грани эпох Просвещения и Романтизма. Родился в небогатой семье ремесленника-седельщика. Мальчик был назван в честь святого Эммануила, в переводе это еврейское имя означает «с нами Бог». Под попечением доктора теологии Франца Альберта Шульца, заметившего в Иммануиле одарённость, Кант окончил престижную гимназию «Фридрихс-Коллегиум», а затем поступил в Кёнигсбергский университет. Из-за смерти отца завершить учёбу ему не удаётся и, чтобы прокормить семью, Кант на 10 лет становится домашним учителем. Именно в это время, в 1747—1755, он разработал и опубликовал свою космогоническую гипотезу происхождения Солнечной системы из первоначальной туманности, не утратившую актуальности до сих пор. В 1755 Кант защищает диссертацию и получает докторскую степень, что, наконец, даёт ему право преподавать в университете. Начались сорок лет преподавательской деятельности. Естественнонаучные и философские изыскания Канта дополняются «политологическими» опусами: в трактате «К вечному миру» он впервые прописал культурные и философские основы будущего объединения Европы в семью просвещённых народов, утверждая, что «просвещение — это мужество пользоваться собственным разумом». С 1770 принято вести отсчёт «критического» периода в творчестве Канта. В этом году в возрасте 46 лет он назначен профессором логики и метафизики Кёнигсбергского университета, где до 1797 преподавал обширный цикл дисциплин — философских, математических, физических. К этому времени вызрело принципиально важное признание Канта о целях его работы : «Давно задуманный план относительно того, как нужно обработать поле чистой философии, состоял в решении трёх задач: 1) что я могу знать? (метафизика);

http://lib.cerkov.ru/authors/965

издательство П.П. Сойкина Кант Кант – Иммануил – философ XVIII в. (1724–1804) новейшего направления, родом из Кенигсберга, где и получил университетское образование. Он был чрезвычайно аккуратен и трудолюбив и свою жизнь, можно сказать, провел в рабочем своем кабинете; он был по своим политическим взглядам республиканец, а в религии рационалист, благодаря чему подвергался некоторым стеснениям. В своих трудах он касается естественнонаучных и нравственных проблем и видел задачу философии в воспитании мудрости. Внешний мир есть отражение чего-то неизвестного, которое благодаря нашим познавательным способностям является в виде каких-то представлений – этот внешний мир, нами виденный, – в самом деле, не существует. Внешние на нас воздействия мы представляем во времени и пространстве, которые и являются первичными формами чувственности; но ощущение – (во времени и пространстве) не есть познание; это последнее не что иное, как результат деятельности нашего разума, выраженный в суждениях, которые бывают, различны – по качеству, количеству, отношению и модальности. Движущая сила, тот действительный источник, производящий явления – нам всегда и всюду незаметен, представления же наши и составляют так наз. внешний мир. Наш разум, идущий за пределы чувственных познаний, создает как бы три идеи – души, мира и Бога, первая есть основание – душевных состояний, вторая – явлений, а последняя – всеобусловливающего. Созданные мыслью, эти три объекта подлежат изучению мнимыми науками – рацинальной психологией, рацион. космологией и рац. теологией, изъясняющей о Боге, душе и мире. Кант, касаясь рац, богословия, говорит, что его основания, его понятия ни на чем не обоснованы – доказательства его лежат в смешении понятий или на произвольно созданных положениях. Для познания Бога существует практический разум, который дает правила воле, неограниченной, которая признается только добрая, именно старающаяся действовать согласно долгу, т. е. делать согласное с ничему неподчиненному, категорическому, нравственному закону: поступай так, чтобы правило твоей воли могло быть для других (общим) законом, или чтобы человечество было целью, а не средством.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

издательство П.П. Сойкина Тверская епархия Тверская епархия – основана приблизительно тогда, когда Т. князь Ярослав Ярославович сделался великим князем. Известно, что преп. Симеон тверск. епископ хоронил в 1271 г. Ярослава. Когда-то эта епархия пользовалась большим уважением, а ее начальники призывались для решения споров между великими князьями. Замечательные иерархи тверск. епархии: св. Арсений (1390–1409) редактор печорского патерика; Феофилакт Лопатинский (1723–1735 г.) ученый, выступивший против раскольников, учредил в Твери первое духовное училище в 1724 году; Митрофан Слатвинский с 8 ноябр. 1738 г. – епископ Тверской; 27 июля 1744 года – архиепископ; Вениамин Пуцек-Григорович с 2 марта 1753 года – еписк. Тверской, 2 апр. 1758 г. – Псковский; Афанасий Вольховский; I с 23 апр. 1738 г. – епископ Тверской; 26 мая 1763 г. – Ростовский; Иннокентий Нечаев с 28 мая 1763 г. – епископ Тверской; 4 окт. 1763 г. – Псковский; Гавриил Петров 6 дек. 1763 г. – еписк. Тверской; 22 сент. 1770 г. – архиеписк. Петербургский; Платон Левшин с 10 окт. 1779 г. – архиеписк. Тверской; 21 янв. 1775 г. – Московский; Арсений Верещагин с 1 апр. 1775 г. – еписк. Тверской; 22 сент. 1783 г. – Ростовский; Иоасаф Заболотский с 22 сент. 1783 г. – еписк. Тверской; 30 мая 1785 г. – архиеписк.; Тихон Малинин с 6 мая 1788 г.– епископ Тверской; 18 мая 1792 г. – архиеписк., Ириней Клементьевский с 6 июня 1792 г. – еписк. Тверской; 17 окт. 1798 г. – архиеписк. Псковский; Павел Пономарев 26 октября 1798 г. – еписк. Тверской; 15 мая 1799 г. – архиепископ; 26 дек. 1799 г. – архиеписк. Ярославский; Павел Зернов с 15 янв. 1800 г. – еписк. Тверской; 15 сент. 18.01 г. – архиеписк.; 18 дек. 1803 г. – архиеписк. Казанский; Мефодий Зернов 31 дек. 1803 г. – еписк. Тверской; 1 мая 1804 г. – архиеписк.; 30 августа 1814 г. – Псковский; Серафим Глаголевский с 30 авг. 1814 г. – архиеписк. Тверской; 15 марта 1812 г. – митрополит московский; Филарет Дроздов с 15 марта 1819 г. – архиеписк. Тверской; 26 сент. 1820 г. – Ярославский; Симеон Крылов с 26 сент.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010