М. также внесла немалый вклад в обработку агиографических сборников католикоса-патриарха Вост. Грузии Виссариона (Орбелишвили) (1724-1737/38 или 1735); наиболее ранняя рукопись, где сохранился труд М.,- сборник, составленный под его редакцией (НЦРГ. S 3269, 20-е гг. XVIII в.). После кончины католикосов-патриархов Вост. Грузии Виссариона и Доментия IV (Багратиони) (1705-1741) М. фактически взяла на себя роль руководителя гареджийской школы. Оригинальное лит. наследие М. невелико. Отдельно в ее творчестве выделяется ямбическая (102 строки) «Похвала Пресвятой Богородице» (НЦРГ. H 1740), которая была помещена в послесловие переписанного ею Словаря мон. Сулхана-Сабы (Орбелиани) . М. также принадлежит синаксарная редакция Жития свт. Иосифа Алавердского ( Сабинин. Рай. 1882. С. 217-218; ПДГАЛ. 1968. Т. 4. С. 233-238, 403-406): М. отмечала, что взялась за этот труд, т. к. история жизни свт. Иосифа Алавердского , пришедшего в числе 12 сир. отцов вместе с прп. Иоанном Зедазнийским из Сирии в Грузию в VI в., оставалась неизвестной. Сочинение отличается поэтичностью языка и образов, отдельное место в нем занимает поэтика хронотопа: окрестности Алаверди представлены как пустынная и бесплодная местность, где обитают темные силы (аллюзия к распространенному в то время в Вост. Грузии зороастризму). Определенные образы и сюжетные ходы были заимствованы М. из древних Житий преподобных сир. отцов (Давида Гареджийского, Антония Марткопского и др.): полное уединение святого в дикой пустыни; покорность диких зверей; эпизод, где Господь питает святого посредством животных; охота представителя царского рода, увидевшего лицо святого, подобное ангельскому, и последовавшая за этим известность отшельника; чудесные природные явления, сопровождавшие жизнь святого (сияние звезды над местом его кельи и т. д.), и др. Также известны 2 гимнографических канона М., посвященные свт. Иосифу и состоящие каждый из 40 строк (НЦРГ. А 387, S 3269, H 1762, H 2077; Кут. 36). Один из них написан акростихом: «Макрину, восхваляющую тебя, помилуй, святой». Произведения изобилуют метафорами и яркими образами. Также М. принадлежат малые произведения (тропари, стихиры, ирмосы, прокимны), включенные в богослужебный сборник суточного круга «Гангеба» (НЦРГ. А 603).

http://pravenc.ru/text/2561528.html

В 20-х гг. XX в., после установления в Грузии советской власти, в действовавших мон-рях Г. (лавре и Натлисмцемели) жизнь замерла окончательно; в соответствии с новым адм. делением граница между Грузией и Азербайджаном пролегла через мон-ри Удабно и Чичхитури, а Бертубани отошел Азербайджану. С кон. 40-х гг. XX в. на территории комплекса был размещен военный полигон, в результате чего пострадали или были полностью разрушены высеченные в скале церкви, молельни, уникальные фрески и памятники эпиграфики. В 90-х гг. XX в. в лавре св. Давида и Натлисмцемели было возобновлено монастырское служение. Литературная школа вероятно, возникла в Г. на начальном этапе существования мон-ря, время окончательного ее формирования приходится на XVII-XVIII вв., когда Г. стал одним из ведущих центров груз. церковной письменности. Лит. творчество в мон-ре развивалось в неск. направлениях, среди к-рых - агиография, гимнография, догматико-полемическая лит-ра, обработка рукописей и создание б-к. В различное время в Г. творили Димитрий I (1125-1156) и Александр II (1574-1605), Онуфрий Гареджийский (XVII в.), Сулхан-Саба Орбелиани (1658-1725), Виссарион (Орбелишвили-Бараташвили, 1724-1737/38 или 1735), Николоз Черкезишвили (?), Габриэл Сачинашвили (кон. XVII - нач. XVIII в.), Григол Додоркели (кон. XVII - нач. XVIII в.), патриарх Антоний I (1744-1755, 1764-1788), еп. Тимофей (Габашвили, 1764), сщмч. Гавриил (Мцире, 1802), митр. Иона (Гедеванишвили, 1734-1821) и др. Собрание б-к Г. считалось одним из самых ранних и самых богатых монастырских коллекций рукописей и книг в Грузии. Об этом свидетельствует список книг из хранилища Натлисмцемели, включенный в одну из рукописей Новой груз. коллекции горы Синай (N/Sin-50). В нем перечислены рукописи, пожертвованные Г. с кон. VI до нач. X в. Многочисленные рукописи и документы собрания Г. хранятся ныне в фондах древлехранилищ различных стран (большинство в Ин-те рукописей им. К. С. Кекелидзе АН Грузии). Архитектура Г. состоял из мон-рей общежительного типа (лавра св. Давида, Натлисмцемели, Додос Рка, Удабно, Бертубани, Колагири, Мравалцкаро, Пирукугмари); отшельнических обителей, рассчитанных на неск. монахов (Тетри Удабно, Шави Сенакеби, Берта Мта, Чичхитури, Веран Гареджа, Патара Квабеби, Коцахура и др.); комплексов, включавших только церкви и трапезную (Цамебули, Саберееби); известны случаи сосуществования мон-ря и поселения (Диди Квабеби).

http://pravenc.ru/text/161684.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВИССАРИОН [груз. ], Католикос-Патриарх Вост. Грузии (1724-1737/38 или 1735) из знатного рода Орбелишвили-Бараташвили, представитель давидгареджийской лит. школы. Получил хорошее духовное образование, особо преуспевал в догматике и литургике. В 1697 г. В. стал иеромонахом в мон-ре Иоанна Крестителя, в лавре Давидгареджи, где руководил обучением молодых монахов, интересовавшихся духовной лит-рой. Приписки к рукописям из Гареджи свидетельствуют, что его учениками были церковный писатель еп. Тимофей (Тимотэ) (Габашвили, † 1764, Астрахань), к-рый переписал сочинение В. «Грдемли» (Наковальня) (Кекел. А-119) ( Хаханов А. Очерки по истории грузинской словесности. Т. 1. С. 299-300), писатель и иером. Иосиф (Эриствисшвили) и др. Совместно с игум. Харитоном и монахами Свимеоном и Саввой В. принимал участие в решении мн. церковных и общественных проблем Грузии. Благодаря специальной миссии В. к правителю Гурии Мамия Гуриели был составлен акт, т. н. Клятвенная книга, о совместной борьбе за отмену продажи пленных (Акты Кавказской археогр. комис. Т. 1. С. 52). В 1724 г., после отъезда царя Вахтанга VI (Багратиони) в Россию, Католикос Доментий IV был вынужден отправиться в К-поль (откуда его затем сослали на о-в Тенедос). Новый царь Иесей поставил В. во главе Картлийской Церкви, но возведение в сан Католикоса-Патриарха состоялось только в 1730 г. (ркп. из Кутаисского гос. музея им. Н. Бердзенишвили, 28. Л. 188). Большое внимание В. уделял духовной лит-ре и переписке рукописей, в архиве Ин-та рукописей им. К. Кекелидзе Груз. АН хранятся переведенные В. сочинения древних авторов (Молитвенник, часть литургии свт. Иоанна Златоуста. А-198, 1696 г.; Клемакс Иоанна Синайского (пер. на груз.). А-105, 1697 г.; «Лавсаик» Палладия и сочинения св. Ефрема Сирина. А-196, 1696-1697 гг. и др.). На рубеже XVIII-XIX вв. ощущалась острая необходимость в создании груз. агиографического сборника. Уже в 1699 г. Онофрэ (Мачутадзе), настоятель Давидгареджийского мон-ря, составил сборник житий 13 сир. отцов (Кекел. А-160). В нач. XVIII в. под рук. Католикоса Доментия в него включили мученичества и жития груз. святых (Кекел. А-130, 1705-1713 гг.). В. написал агиографическое сочинение о груз. святых, а также распорядился, чтобы были созданы гимнографические каноны. Дошедший список сборника свидетельствует о лит. доработке, сделанной рукой В. (Кекел. S-3269). К числу оригинальных трудов В. принадлежат «Мученичество и подвиг св. великомученика Раждена», «Восхваление и мученичество св. мученика Арчила», «Подвиг святого и блаженного мученика царя Луарсаба», «Восхваление св. мучеников Бидзина, Шалва, и Элизбара и уведомление об их мученической смерти», «Смерть прп. отца Иесея, Цилканского епископа» (Кекел. А-170).

http://pravenc.ru/text/158766.html

Г. Мачуришвили Литературная школа Н. В мон-ре с раннего периода его существования имелась б-ка, к-рая предположительно была одной из древнейших и богатейших среди груз. монастырских б-к. Это подтверждает один из списков книгохранилища и сокровищ Н., внесенных в рукопись груз. коллекции мон-ря вмц. Екатерины на Синае (Sinait. iber. N 50). В списке перечислены рукописи, пожертвованные мон-рю с VI до X в. Долгое время рукописное собрание монастырей Гареджи было единым. В 1702 г. его поделили между 3 монастырями: Н., лаврой Давидгареджи и монастырем Додос-Рка. В рукописи НЦРГ. Q 1040 (XIX в.) указано, что в это время в лавре прп. Давида хранилось 26 древних рукописей, в Н.- 32. Еще один список рукописей Н. сохранился в коллекции Национального архива Грузии (НА Грузии. Ф. 1448. Оп. 1. Д. 3118) и предположительно был составлен в 1811 г. Несмотря на то что большая часть б-ки была уничтожена, на масштабы местных книгохранилищ указывает множество рукописей и документов, созданных в Н. и находящихся в хранилищах древностей по всему миру. По документам видно, что в ранний период своей истории Н., как и др. мон-ри Гареджийского Многогорья, не участвовал в активной лит. жизни, по существу ограничиваясь лишь копированием рукописей, для чего были созданы значительные хранилища. Лит. школа в Н. стала развиваться в XVII-XVIII вв. В Н. находились интеллектуальные силы Гареджи, переводческая работа здесь не осуществлялась. Известны имена мн. деятелей лит. школы Н. этого периода: Гавриил (Сагинашвили) (НЦРГ. A 100, A 130, A 624, Q 1142), Давид (Вачнадзе) (НЦРГ. A 415), Иосиф (Арагвисэристави) (НЦРГ. A 100), Роман (НЦРГ. A 914), Порфирий (НЦРГ. H 2436, H 1433, H 902), Виссарион (Орбелишвили-Бараташвили; католикос-патриарх Вост. Грузии в 1724-1737/38 или 1735), Сулхан-Саба (Орбелиани) , Евфимий (Бараташвили) (НЦРГ. A 111, A 515) и др. Отдельно среди произведений, созданных в Н., стоит соч. «Грдемли» Виссариона (Орбелишвили-Бараташвили), которое вместе с сочинениями «Марцухи» Тимофея (Габашвили) и «Мзаметквелеба» католикоса-патриарха Вост. Грузии Антония I (Багратиони) относится к развившемуся в Гареджи в XVII-XVIII вв. полемическому жанру и отражает настроения и стремления деятелей пустыни Гареджи (подробнее см. разд. «Гареджийская литературная школа» в ст. Грузинская Православная Церковь ).

http://pravenc.ru/text/2564744.html

См. рукопись Московской Синодальной библиотеки 1047, л. 563. Книги сверх описи следующие: а) в рукописи Моск. Синод. библиотеки 1046, при осмотре 1721 г., л. 275 и след. «книга письменная уставом в малую десть по полям греческого письма с отметки от простых устен приносима преподобному отцу Исаку Сирианину за рукою архим. Вениамина, в переплете в досках, в черной коже, без застежек, на 2 перста верхней доски отколото, ветха» (1725 и 1727 гг. есть; 1735 г. нет). «Книга в десть, греколатинская, лексикон по обрезу зеленая в досках, в красной коже, без застежек» (1725 г. есть 1727 г. «сей написан вдвое на л. 220-м, что в белой коже», см. 272. 1735 г. нет). Далее следуют печатные книги, греческие рукописи и печатные латинские и польские. – При осмотре 1725 г. (лл. 280–286): «Роспись книгам в описной книге ненаписанным в десть: «Триодь постная греческая харатейная» (1701–1735 есть). « Матфея Властаря книга греческая письменная в досках кожа красная по обрезу зелень без застежек» (тоже). «Догматики дидаскалия греческая в красной коже, доски бумажныя» (тоже). «Греческая сперва писан часослов, потом каноны, в досках в коже красной» (1727–1735 нет). «Октоих греческий певчей мелетинской (мелетиевской 1735) в малую нет» (1701–1735 есть). – При осмотре 1727 г. казначей Филагрий объявил еще: 1) потребник митр. Феогноста (1735 г. есть); 2) евангелие присланное 1722 г. мая 18 (1735 г. есть); и 3) евангелие греческое, пергаменное, прислано с Печатного двора (1735 г. есть). – Б. Рукопись той же библиотеки 1047, л. 567, «Сверх предыдущих всех описей явил казначей Филагрий (в 1735 г.): новый завет греколатинский, в 4-ку, пчела греческая печатная, божествен. литургия толковая греческая, латинских 4, польских 3, аглинск. служебник письмен. 1, без обозначения языка рукопись (Тита Ливия рукоп.), белорусская 1. Упоминается среди них летописец Карионов на латинском диалекте в 4-ку. – В) Рукопись Московской Синод. библиотеки 1048, лл. 275–286 об. Сверх прежней описи после умерших персон в том числе приема ризничего иером. Сергия после преосвященного Московского Иосифа, архиман. Антония Платковского, Андреевского игумена Николая при осмотре 1749 г. оказалось: печатных 210 книг, письменных 211–304, – печатных 305–332 330 греческ. толков. божеств. литургии 1639 г., 331 греческ. учение полезное о покаянии и исповеди патр. Хрисанфа), письменная 333; печатных 334–368 334 Новый Завет греколатинский 1578 г., 360 часослов греч., 368 святцы греческие с тропарями). По окончании замечено: «сундук и коробка с разными письмами и делами за печатью Синодальною. Над столовою палатою на сводах самых ветхих русских книг всяких 17». Это на л. 286 об. В 1759 г. в Синодальную библиотеку поступило 137 славянских и 41 латинских печатных и рукописных книг, оставшихся после умерших духовных персон. См. архим. Саввы Указатель для обозрения Патриаршей библиотеки, 2 изд., М. 1858 г. стр. 19–20.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Приложение 1. Сведения о клириках Иркутской епархии на апрель 1937 г. и их судьбе Храм Дальнейшая судьба Архиепископ Павел (Павловский) 09.1937 Умер в тюрьме 24.11.37 Г. Иркутск Преображенская церковь, Иркутск (штатные клирики) Прот. Феодор Верномудров 28.10.37 Расстрел 27.02.38 Прот. Иннокентий Попов 12.10.37 Расстрел 14.02.38 Прот. Михаил Концевич 12.10.37 Расстрел 27.02.38 Прот. Николай Ильенко 28.10.37 Расстрел 14.02.38 Прот. Сергий Пономарев нет данных Протодиак. Иннокентий Анисимов Расстрел 14.02.38 Диак. Алексий Пинчук Расстрел 14.02.38 Диак. Алексий Акулов 18.02.38 Расстрел 27.02.38 Преображенская церковь, Иркутск (заштатные клирики) Прот. Симеон Телятьев Данных нет, видимо, скончался своей смертью в 1937 г. Прот. Василий Самсонов нет данных Прот. Иннокентий Шабалин 16.12.38 Расстрел 16.03.39 Иером. Варфоломей (Житков) 16.02.38 Расстрел 27.02.38 Диакон Иоанн Шабуров нет данных Диакон Михаил Пляскин(?) нет данных Нагорная Никольская церковь, Иркутск (штатные клирики) Свящ. Петр Коренев (Корнеев) 26.10.37 Расстрел 14.02.38 Свящ. Владимир Алякринский 12.01.38 Расстрел 27.02.38 Архидиак. Варфоломей (Гребнев) 12.12.37 Расстрел 14.02.38 Нагорная Никольская церковь, Иркутск (заштатные клирики) Прот. Иннокентий Брянских 17.02.38 Расстрел 27.02.38 Архим. Герман (Богданов) (позже принял схиму) Скончался своей смертью 03.11.38 Иг. Иоанникий (Тараненко) 18.12.37 Расстрел 14.02.38 г. Прот. Стефан Попов В 1943 г. продолжил служение Свящ. Терентий Шикунов нет данных Прот. Алеский Гусев нет данных Прот. Григорий Левагин 04.02.38 Расстрел 27.02.38 Иннокентьевская церковь в Свердлово, Иркутск (штатные клирики) Прот. Феодор Шмаков 25.12.37 Расстрел 14.02.38 Прот. Вениамин Ларев 15.12.37 Расстрел 14.02.38 Прот. Емилиан Збироковецкий нет данных Диак. Георгий Соснин 17.02.38 Расстрел 27.02.38 Иннокентьевская церковь в Свердлово, Иркутск (заштатные клирики) Свящ. Иннокентий Могилев 04.04.38? Расстрел 14.06.38? Свящ. Феодорит Сизых      или Феофил Сизой ?     нет данных в 1943 г. вернулся к служению

http://pravoslavie.ru/44165.html

– Далее в письме содержится извещение, что в Петербурге началась присяга царевичу Петру Петровичу, было до 30.000 присягающих, Симоновский архимандрит присягнул уже. 1934 Основатель Троице-Сергиевой Пустыни под Петербургом, в мызе, полученной им после восшествия на престол Анны Иоанновны и принадлежавшей сестре Государыни Екатерине Иоанновне; скончался в 1737-м году. – Чистович И. , «Ф. Прокопович», 273. 1940 АСС. 1735 г. 347, лл. 1–2. – В ОАСС. XV, 484–486, высочайшая резолюция ошибочно датирована 20-м октября 1735 года; резолюция не имеет даты, но заслушана была в Святейшем Синоде она уже 17-го сентября 1735-го года. 1943 ОАСС. XVI. 1–4. – АСС. 1735 г. 347, лл. 46. 74; 1736 г. 1. – В «Списках архиер.», 7, неправильно указано днем посвящения преосвященного Петра 20– июня. – Петров П., «Ист. СПБ.», 304. 1944 В ААНЛ. 1737 г. 116, л. 1, монастырский гребец, отпущенный с преосвященным Петром, свой отпуск исчисляет с 9-го карта 1736-го года. Через год гребец вернулся в Монастырь. 1947 2-е ПСП. I, 197–199. – «Списки арх.», 7. – Богданов А., «Опис. СПБ.». 472, – Строев П. «Списки», 147. 1952 АСС. 1736 г. 1, л. 11. «Ставропигиальном» приписано сбоку. При форме объявления нет никакой протокольной или журнальной записи. 1957 Здравомыслов К. Я. , «Иерархи Новг. еп.», 80–81, – ОАСС. VII, 203–206. CXVI; X 273; XII, 397–399; XIV, 65–66; XVI, 821–822. – Списки арх.», 8. – В «Списках» и у Здравомыслова неточно указано время – 1735-й год–определения иеромонаха Стефана Александро-Невским архимандритом, – АСС. 1734 г. 42 (122), лл. 1–24. 1982 ОАСС. V, 161–162; VIII, 4–7. – ААНЛ. 1727 г. 124, л. 4; 1730 г. 81, л. 19. – 1-е ПСП. VI 2100. 2032 1-е ПСП. V 1940. – В Государственном Архиве о нем сохранилась следующая переписка. I. Все милостивейший Царь Государь. По вашему Царского Величества именному указу, о бывшем Московского Успенского собора ключарь Прове розыскав и из розыскного дела учиня краткую выписку, послал я, раб ваш, к Вашему Величеству при сем письме. Вашего Величества нижайший раб Петр Лодыженский.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

В царствование А. И. Россия совместно с Австрией участвовала в войне за «польское наследство» (1733-1735). При помощи российских войск из Польши был изгнан франц. ставленник Станислав Лещинский и утвержден на польск. престоле саксонский курфюрст Фридрих Август II (1733-1763, в Польше - Август III). Эта война предопределила последующие разделы Польши. С избранием при поддержке российского правительства Бирона герцогом Курляндским и Семигальским (1737) укрепились позиции России в Прибалтике, Курляндия фактически стала сателлитом России. Желая утвердить на российском престоле потомство своего отца царя Иоанна V и не допустить воцарения потомков Петра I, А. И. приняла меры к устранению от престолонаследия внука Петра I - герц. Голштинского Петра Ульриха (буд. имп. Петр III ). Россия отказалась поддержать претензии Голштинского герцогства на возврат отторгнутого от него Данией Шлезвига. На основании русско-дат. конвенции 1732 г. Дания должна была выплатить Голштинии денежную компенсацию за присоединенную территорию, Россия и Австрия гарантировали неприкосновенность дат. владений. Правительство А. И. не смогло удержать завоеванные Петром I в результате Персидского похода (1722-1723) прикаспийские провинции и противостоять экспансии иран. Надир-шаха в Закавказье. На основании Рештского трактата 1732 г. Россия отказалась от Гиляна, Мазендарана и Астрабада, но удержала за собой Баку и Дербент. После изгнания тур. войск из Ирана российское правительство по Ганджинскому трактату (1735) передало Надир-шаху ширванское побережье, дагестанские земли и крепость Св. Креста, граница была установлена по р. Терек. В ходе русско-австро-тур. войны 1735-1739 гг. российские войска под командованием Миниха и П. П. Ласси в 1736 г. впервые вошли в Крым и разорили столицу Крымского ханства Бахчисарай. В результате неск. удачных кампаний в Сев. Причерноморье, Приазовье, Крыму, Молдавии и Трансильвании был возвращен Азов (1736), взят Очаков (1737). Русско-тур. мирные переговоры на Немировском конгрессе (авг.- окт. 1737) не увенчались успехом. В ходе военной кампании 1739 г. российские войска разбили турок под Ставучанами и овладели крепостью Хотин. Под угрозой заключения сепаратного австро-тур. мирного договора и надвигающейся войны со Швецией правительство А. И. при посредничестве франц. дипломатов вступило в переговоры с Турцией. По невыгодному Белградскому мирному договору (1739) Россия получила незначительные территории. Религ. политика

http://pravenc.ru/text/115600.html

Киприана. С 1842 г. с зап. стороны к храму была пристроена трапезная, а к ней в 1845 г.- тесовая (с 1910 кирпичная) паперть. К нач. ХХ в. в результате пристроек первоначально небольшой храм Преполовения увеличился в размерах в 3 раза. Западные ворота мон-ря. 1734–1737 гг. Фотография. 2003 г. Западные ворота мон-ря. 1734–1737 гг. Фотография. 2003 г. В 1734-1737 гг. мон-рь обнесли каменной оградой, в 1734-1735 гг. к северу от собора был построен каменный настоятельский корпус, в 1736-1737 гг. вдоль вост. стены - 2-этажный братский корпус, одноэтажный корпус с жилой кельей, 3 погребами и 2 поварнями (в этом корпусе в нач. XIX в. размещалось ДУ), неск. хозяйственных зданий. В 1896-1897 гг. во Введенском храме было устроено помещение для миссионерской школы и хоры для певчих, в теплом переходе между Введенским и Архангельским храмами разместились 5 братских келий. C 1737 г. в корпусах В. м. существовала семинария, в 1786 г. переведенная в Вологду. Насельники По писцовой книге 1626 г., в В. м. помимо архимандрита, келаря и казначея жили 125 чел., в 1668 г. числились 62 старца, 24 больничных старца и 206 вкладчиков-бельцов. В 1764 г. В. м. был отнесен ко 2-му классу, по штату, в обители жили архимандрит, казначей, 6 иеромонахов, 4 иеродиакона, 2 пономаря, «просвиряк», ключник, чашник, подьячий, 16 «служителей» для архимандрита и «прочих в монастыре потребных служб», а также 30 заштатных «больничных» монахов, 4 «больничных» иеромонаха. К 1863 г. в мон-ре вместе с насельниками приписных обителей числились 25 чел., из них 15 монашествующих и 10 послушников, к нач. XX в.- 19 чел. О настоятелях В. м. до нач. XVI в., кроме прп. Киприана, ничего неизвестно. В XVI-XIX вв. во главе обители стояли архимандриты (за исключением периода с 1 нояб. 1786 по 13 окт. 1799, когда мон-рем управлял последний епископ упраздненной Великоустюжской епархии). При архим. Иове I (1536-1551, 1554-1567) царь Иоанн IV Грозный 17 мая 1550 г. дал мон-рю несудимую грамоту: «А кому будет чего искати на самом архимандрите, то его судит епископ Пермский и Вологодский Киприан, а старцев архангельских судит меж их архимандрит сам».

http://pravenc.ru/text/150145.html

42 Гос. Архив, Кабинет II, л. 108, письмо А. Курбатова напечатано полностью у С.Г. Рункевича, Учр. Св. С., стр. 27 прим. 44 П.С.З. 30 декабря 1701; М.И. Горчаков, Мон. Пр., стр. 169–171; О зем. влад., стр. 473; В.Ивановский, Русское законодательство XVIII и XIX вв. в своих постановлениях относительно монашествующих лиц и монастырей, Харьков, 1905 г., стр. 151. 49 Там же стр. 177–195. О том, как правительство Петра Великого старалось воспользоваться церковными имуществами см. подробно у М.И. Горчакова, Доброклонского, Руководство по Истории Русской Церкви выпуск IV и др. Подробное изложение этого не входит в нашу задачу. 61 П.С.П. IV, 24 января 1724 г.; 23 сентября 1724 г.; 30 сентября 1724 г.; 14 декабря 1724 г.; П.С.З. Горчаков, Мон. Пр., стр. 287–293; Т.В. Барсов, Синодальные учреждения прежнего времени, СПб. 1897, стр. 183–187. 62 П.С.П. IV, 1374, 23 сентября 1724 г.; Горчаков, Мон. Пр., стр. 293–295; См. также Н.Д. Чечулина, Очерки по истории русских финансов в царствование Екатерины II, СПб. 1906 г., стр. 1–11 и сл. 69 П.С.П. IV, 1200, 1202; О предшествующих распоряжениях Синода по соединению монастырей см. Завьялова стр. 250 сл. 83 Имущественное положение малобратственных монастырей определено согласно 3 пункту В. указа 31 января 1724 г. П.С.П. IV, 1197. 89 Протоколы Верховного Тайного Совета 74–75. Сборник Императорского Русского Исторического Общества. В дальнейшем цитируется кратко Сб. Р. И. О. т. 56 стр. 100–101. 91 Внутренний быт Русского Государства с 17 октября 1740 г. по 25 ноября 1741 г., Москва 1886 г., Кн. II, стр. 271. 97 П.С.З. VII, 14 июля 1726 г.; Протокол В. Т. С. Сб. Р. И. О. т. 55, стр. 473; П.С.П. V, 1739, 28 февраля 1726 г.; Об учреждении В. Т. С. см. Соловьева История России кн. IV, стр. 878; Милюкова Гос. Хоз. Стр. 500–506; Филиппова Ист. Сен. 10 и 70 сл. Градовского Начала 129–133 и др. 98 Подлинник с собственноручной подписью Екатерины см. в Архиве Св. Синода кн. Им. Выс. указов 1726 г., л. 51. Напечатан в П.С.З. VII, 4919 и П.С.П. V, 1819. Черновой проект указа, найденный нами в Гос. Архиве, см. ниже: Приложение I.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Verhovsk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010