Великий Враг. Церковь Казанской иконы Божией Матери. Карта и ближайшие объекты Храм Казанской иконы Божией Матери - православный храм в селе Великий Враг Кстовского района Нижегородской области. Памятник архитектуры федерального значения. Храм в честь иконы Казанской Божий Матери села Великий Враг является одним из древнейших в Кстовском районе и связан с важнейшими вехами судеб России. Он был построен на месте Великовражской мужской пустыни Московского Симонова монастыря, которая была основана в XIV веке. 2 февраля 1550 года царь Иван Грозный во время второго похода на Казань посетил пустынь Московского Симонова монастыря и в память о своём посещении оставил здесь икону святителя Николая Мир Ликийских Чудотворца. В 1628 году царь Михаил Фёдорович пожаловал в Великовражскую пустынь храмовую икону Казанской Божией Матери. В нижней части киота по желанию самого государя было помещено изображение «Избавление Москвы от поляков в 1612 году», которое подтверждало личную признательность самодержца нижегородцам в годину Смуты. В 1646 году монастырь с двумя рублеными храмами возвышался над кручами береговых обрывов к Волге, а рядом стояло 27 крестьянских усадеб, 2 служебных монастырских двора. В результате потрясений, вызванных церковной политикой Петра I и его преемников, в 1723 году Великовражская Казанская пустынь была упразднена. Выполняя указания Синода, епископ Нижегородский и Алатырский Питирим в марте 1723 года причислил Великовражскую пустынь к Нижегородскому Духовому домовому архиерейскому монастырю. В апреле 1724 года по решению Священного Синода храмы Великовражской пустыни были обращены в приходские, а большая часть имущества и утвари отправлена в Москву. В 1764 году на месте Великовражской пустыни был образован приход. В 1777 году здесь произошёл сильный пожар, истребивший все бывшие монастырские постройки и церкви. Лишь через 11 лет после пожара, в 1788 году, на месте монастыря прихожане построили небольшой деревянный храм с одним престолом, освященным во имя Святителя Тихона, Амафунтского Чудотворца. Через 76 лет, в 1864 году, в нём по причине ветхости прекратили богослужения, а в 1887 году церковное здание разобрали на дрова. В 1900 году на месте бывшего храма была построена деревянная часовня.

http://sobory.ru/article/?object=02655

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРЗАМАССКИЙ ВО ИМЯ АЛЕКСИЯ, ЧЕЛОВЕКА БОЖИЯ (НОВОДЕВИЧИЙ), ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ в Арзамасе Нижегородской губ., основан в 1634 г. по указу царя Михаила Феодоровича арзамасским воеводой кн. Н. Шаховским как «царское богомолие, Новодевичь монастырь». Была поставлена ограда с колокольней над Святыми вратами, внутри ограды построили 30 деревянных келий, в центре - бревенчатую холодную ц. в честь Казанской иконы Божией Матери с 3 приделами: юж.- во имя прп. Алексия, человека Божия, 2 сев.- во имя сщмч. Филиппа, митр. Московского, и прп. Марии Египетской. Согласно описи 1686 г., у вост. стены мон-ря находился теплый шатровый храм во имя Всех святых. Ктитор обители, царь Михаил Феодорович, прислал в новоустроенный мон-рь Казанскую икону Божией Матери, а также икону преподобных Михаила Малеина и Алексия, человека Божия,- небесных покровителей царской семьи. В 1635 г. царь пожаловал мон-рю хлебную и денежную ругу, к-рая выдавалась нерегулярно и не в полном объеме. Обитель была бедна и немноголюдна (по описи 1686 г., «30 стариц ружных, 20 безружных»). К нач. XVIII в. постройки мон-ря обветшали, в 1708 г. игум. Анисия с сестрами «била челом» царю Петру I , чтобы он дозволил произвести денежный сбор в пользу мон-ря. На собранные средства в 1723 г. были поновлены кельи. В 1744 г. перестроена деревянная Казанская ц., в 1753 г. вместо Алексеевского придела Казанской ц. построен каменный Алексеевский храм с сев. приделом в честь Успения Пресв. Богородицы. В 1764 г. А. м. был упразднен; Казанская и Алексеевская церкви стали приходскими, все имущество обители было передано арзамасскому во имя свт. Николая Чудотворца жен. мон-рю , в к-рый перевели настоятельницу с монахинями. Из-за недостатка помещений в Николаевском мон-ре послушницы А. м. остались на прежнем месте, со временем к ним присоединялись женщины, желавшие посвятить жизнь служению Богу. 18 авг. 1777 г. по прошению клириков и прихожан Алексеевской ц. Владимирский еп. Иероним (Фармаковский) благословил строительство на месте обветшавшей деревянной Казанской ц. каменного храма в честь Вознесения Господня с юж. приделом в честь Казанской иконы Божией Матери. Антиминс и богослужебная утварь из упраздненной деревянной Казанской ц. были переданы в Алексеевский храм. Тем же указом проживавшие при Алексеевской ц. послушницы были переведены в Вознесенскую ц.

http://pravenc.ru/text/75920.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВОЛКОВО КЛАДБИЩЕ центр старообрядцев- федосеевцев в С.-Петербурге. Основным местом первоначального расселения старообрядцев в сев. столице была обращенная к Москве юго-вост. часть города. В XVIII-XIX вв. федосеевское согласие, возглавляемое состоятельными предпринимателями, было преобладающим среди последователей «старой веры» в С.-Петербурге. Первая известная федосеевская моленная в городе была основана в 1723 г., в 1767 г. ее перенесли в густонаселенное место к Семёновскому мосту через р. Фонтанку, моленная получила название Косцовской (или Филипповской), по имени владельца здания петербургского купца 1-й гильдии Ф. Ф. Косцова . В 1777 г. в ответ на просьбу федосеевцев Д. Воробьёва и П. Волкова о выделении места для погребения умерших было предоставлено Волково поле на окраине города в Каретной (позднее Александро-Невская) части, за р. Монастыркой. Там федосеевцы построили небольшую деревянную моленную, жизнь к-рой на первых порах осложнялась разногласиями с наставником, не всегда соблюдавшим строгий федосеевский устав. В 1778 г. было решено обратиться к И. А. Ковылину с просьбой прислать наставника, из Москвы приехал П. Фёдоров. В последующие годы отношения между московским Преображенским кладбищем и В. к. окрепли, по настоянию Ковылина и Косцова общины собирались в Москве для обсуждения насущных вопросов. В 1784 г. на В. к. были возведены каменные моленная и при ней богадельня. Чинное богослужение, значительное число прихожан, состоятельные попечители сделали В. к. одним из центров российского старообрядчества. Имп. Павел I Петрович , имевший план объединить старообрядцев-беспоповцев, заинтересовался Косцовым. Купец был арестован, подвергнут увещеванию, не достигшему цели, затем заточен в Петропавловскую крепость, где находился до восшествия на престол Александра I Павловича . Старообрядческая моленная на Волковом кладбище. Гравюра. 1881 г. (РГБ) Старообрядческая моленная на Волковом кладбище.

http://pravenc.ru/text/155154.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАЙ ЧЖЭНЬ [Дай Дунъюань, Дай Шэньсю] (19.01.1723, г. Сюнине (совр. Хайян, пров. Аньхой) - 1.07.1777), кит. философ-неоконфуцианец, лидер одного из 2 главных направлений «ханьского учения» - Вань пай, ученый (математик, астроном, лингвист, историк и географ). Родился в семье мелкого торговца. С 1773 г. участвовал в составлении свода классической лит-ры Сы ку цюань шу (Полное собрание всех книг по 4 разделам). В 1775 г. за научные заслуги без экзаменов (которые 6 раз безуспешно пытался сдать) получил высшую ученую степень - цзиньши и звание академика Ханьлиньской академии. Д. Ч. развивал методологию «[филологически] доказательного исследования» (као цзюй), основывая экспликацию идей на анализе выражающих их терминов. Он излагал собственные взгляды в текстологических комментариях к конфуцианской классике, противопоставляя их комментариям предшествовавших конфуцианцев, искаженным, по его мнению, даосско-буддийскими влияниями, и ратуя за применение к этой сфере деятельности естественнонаучных знаний. Главные философские сочинения Д. Ч.- «Значения слов «Мэн-цзы» в комментариях и свидетельствах» (Мэн-цзы цзы и шу чжэн) и «Обращение к началу добра» (Юань шань). Основная тенденция его теоретических построений - стремление к гармонизации общих понятийных оппозиций как отражению универсальной и гармоничной целостности мира. Идущее от Си цы чжуани (комментирующая часть Чжоу и) и основополагающее для неоконфуцианства противопоставление «надформенного» дао «подформенным» «орудиям» он истолковывал как временное, а не субстанциальное различие состояний единой «пневмы»: с одной стороны, беспрестанно изменяющейся, «порождающей порождения» по законам сил инь-ян и «5 элементов» и, с другой - уже оформившейся во множества конкретных устойчивых вещей. Д. Ч. выступал против канонизированного неоконфуцианством периода правления династии Сун (960-1279) противопоставления «принципов» «чувствам» и «желаниям», утверждая, что «принципы» неотделимы от «чувств» и «желаний». «Принцип» - то неизменное, что специфично для «индивидуальной природы» каждого человека и каждой вещи, высший предмет познания. В отличие от предшествовавших неоконфуцианцев Д. Ч. считал, что «принципы» в явном виде не присутствуют в человеческой психике, а выявляются с помощью глубинного анализа. Способности людей к познанию, по Д. Ч., различаются, подобно огням с разной интенсивностью свечения; эти различия отчасти компенсируются обучением. Д. Ч. обосновывал приоритет эмпирико-аналитического подхода в познании и в практике.

http://pravenc.ru/text/168644.html

Мужской монастырь Комоговина Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Монастырь Комоговина — мужской монастырь Преображения Господня Сербской православной церкви в районе Бания на территории современной Хорватии. Находился близ одноимённого села между городами Костайница и Петринья. Содержание История [ править править код ] Монастырь получил свое название в честь села, на месте которого он был построен, и которое упоминается еще со времен средневековья. Ранее духовным центром для сербского народа был монастырь Моштаница, который был сожжен турками во времена турецкого владычества на Балканах в XVII веке. Так возникла необходимость основать новый духовный центр. В 1693 году двое уцелевших монахов из разрушенного монастыря Моштаница Йован (Свилокос) и Сильвестр (Проданович), заручившись благословением и поддержкой митрополита Афанасия (Любоевича), основали новый монастырь в Комоговине, настоятелем которого стал викарий митрополита Афанасия Дионисий (Попович). В тот же год монастырь получил земли от коменданта Костайницы Франье Эрдеди. Но поскольку пахотных земель было сравнительно мало, монахи продолжали посещать пустующие храмы, исполняя приходские обязанности и собирая милостыню. В 1715 году игумен монастыря Комоговина Феодор (Тинторович) вместе с иеромонахом Рафаилом побывали в России. В дар монастырю были переданы церковная утварь, книги, а также денежные пожертвования. В 1-й половине XVII века в Комоговине находилась кафедра Костайницко-Зринопольских епископов, которую затем перенесли в Костайницу. В 1723 г. иеромонах Арсений основал в Комоговине иконописную школу: созданные ее учениками иконы и церковная утварь хранятся во многих местных храмах. В 1751 г. Комоговина стала центром сербского восстания против притеснения австрийскими властями. Бунт был уничтожен силой, а многие из монахов покинули монастырь. В 1777 г. власти потребовали закрыть монастырь, т.к. согласно реформе действующий монастырь должен был иметь по 40 га пашни на каждого из не менее 8 насельников. Несмотря на протесты монастырь был закрыт в 1781 году, земли были переданы монастырю Гомирье, а вырученные от продажи имущества средства разделили между обителями, приютившими ее насельников. Монастырский храм стал приходским. Монастырь Комоговина просуществовал с 1693 г. по 1781 г., но оставил о себе память как о духовном, политическом и культурном центре сербов в Бании. Современное состояние [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Мужской_монаст...

Церковь прав. Иова Многострадального на Волковском кладбище (Санкт-Петербург) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Церковь Иова Многострадального — один из немногих петербургских храмов, не закрывавшихся в советское время, даже в дни блокады. Памятник истории и архитектуры федерального значения, охраняется государством. Содержание История [ править править код ] Эта церковь — одна из самых известных святынь Петербурга, единственный действующий храм одного из крупнейших некрополей северной столицы, Волковского православного кладбища. Задолго до основания города, в окладной книге Водской пятины 1499-1500 гг., упоминается речка Сетуй, которую во времена шведского владычества в XVII в. называли Сютола (Сутилла), то есть Волковка. Деревня с таким же названием, согласно писцовым книгам 1640 г., относилась к Спасскому погосту. В 1710 г., с учреждением Александро-Невского монастыря, окружающие земля, в том числе и деревню Волково, Петр I передал во владение обители. В 1714 г. вдоль Большой Московской дороги, проходившей по трассе нынешнего Лиговского проспекта, стали селить крестьян разных губерний для отправления почтовой гоньбы. Они образовали Московскую ямскую слободу, к которой б декабря 1723 г. было приписано Волково поле — кочковатая, поросшая кустарником и покрытая болотом поляна. В царствование Елизаветы Петровны, 11 мая 1756 г., по указу Сената было устроено кладбище Адмиралтейской стороны взамен кладбища при церкви св. Иоанна Предтечи. Последнее было расположено слишком близко к городу и мешало прогулкам императрицы по Ямской слободе в Семик и Прощеное воскресение. 3 декабря 1759 г. была освящена во имя Спаса Нерукотворного первая церковь, построенная от губернской канцелярии. Небольшая однопрестольная церковь, тесная и холодная, не отвечала нуждам прихожан, и в 1776-1777 гг. усердием купца Никифора Швецова (Шевцова) возвели теплый деревянный храм, освященный в октябре 1777 г. в честь Обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме (Воскресения Словущего). В следующем 1782 г., она сгорела дотла, и в том же году причт активно взялся за постройку каменного храма в честь того же праздника. 13 сентября 1785 г. его освятил один из выдающихся российских иерархов — митрополит Гавриил (Петров). Во имя его небесного покровителя св. Архангела Гавриила в марте 1793 г. освятили придел на хорах над папертью Воскресенской церкви. Предполагается, что проект мог составить знаменитый русский зодчий, строитель Свято—Троицкого собора в лавре, И.Г Старов. В 1831-1834 гг. архитектор А.Ф. Воцкой надстроил колокольню и возвел ограду с воротами.

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_прав._...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОМОГОВИНА муж. мон-рь в честь Преображения Господня Горно-Карловацкой епархии Сербской Православной Церкви. Находится между городами Хрватска-Костайница (ранее Костайница) и Петриня (Хорватия). В 2014 г. братии не было. К. основали в 1693 г. монахи Иоанн (Свилокос) и Сильвестр (Проданович) из сожженного турками мон-ря Моштаница . Иногда основателем мон-ря называют митр. Дабро-Босанского Афанасия (Любоевича или Любовича), к-рый часто жил в К. В 1693 г. мон-рь получил земли от коменданта Костайницы Франье Эрдеди. В 1715 г. игум. К. Феодор и иером. Рафаил посетили Россию, где встретили митр. Черногорского Даниила I (Петровича-Негоша). На собранные в России пожертвования была куплена церковная утварь и украшен храм мон-ря. В 1-й пол. XVIII в. в К. находилась кафедра Костайницко-Зринопольских епископов, затем ее перенесли в Костайницу. В 1723 г. иером. Арсений основал в К. иконописную школу: созданные ее учениками иконы и церковная утварь хранятся во мн. местных храмах. Позже школа работала в Костайнице. В 1751 г. К. была центром серб. восстания против австр. властей. Описи 1771 и 1772 гг. сообщают, что в мон-ре подвизались 7 иеромонахов, иеродиакон и 4 монаха. В 1773 г. рядом с мон-рем поселились 7 монахинь, но из-за клеветы еп. Бачский Моисей (Путник) расселил их по приходам. Первый деревянный храм в К. был освящен во имя арх. Михаила, как и собор в Моштанице. К 1728 г. возвели каменную ц. в честь Вознесения Господня (изображена на монастырской печати 1748 г.), но обитель продолжали называть Свято-Архангельской. Сохранившийся на территории мон-ря храм в честь Преображения Господня был возведен в сер. XVIII в. В 1777 г. власти потребовали закрыть К., т. к., согласно реформе, действующий мон-рь должен был иметь по 40 га пашни на каждого из не менее 8 насельников. Из-за протестов сербов монастырь закрыли в 1781 г. Земли были переданы монастырю Гомирье, а вырученные от продажи имущества средства разделили между обителями, приютившими ее насельников. Храм стал приходским. С нач. 2000-х гг. при нем началось возрождение мон-ря. С кон. XVIII в. К. является центром почитания мч. Феодора (Сладича) Комоговинского , частица мощей к-рого хранилась здесь до начала второй мировой войны. Лит.: Манастир Комоговина//Архив за ucmopujy Српске православне Карловачке мumponoлuje. Сремски Карловци, 1912. Год. 2. Бр. 17/18. С. 282-288; П. Манастир Комоговина//Свети Сава: Српски народни календар. Загреб, 1932. С. 79-88; П. Д. О руци св. Теодора у бившем ман-ру Комоговина//ГлИДНС. 1940. 13. Св. 3/4. С. 36-37; [Электр. ресурс]. Иером. Игнатий (Шестаков) Рубрики: Ключевые слова: ГОМИРЬЕ жен. мон-рь с ц. во имя св. Иоанна Крестителя Горно-Карловацкой епархии Сербской Православной Церкви

http://pravenc.ru/text/1841860.html

История Нарышкиных в Обидимо начинается с Фомы Ивановича Нарышкина – деда будущего царя Петра I. В переписной книге 1678 г. среди обидимских помещиков и вотчинников впервые появляется Кирилл Алексеевич Нарышкин, человек, с именем которого жизнь селения была связана на протяжении полувека. К.А. Нарышкин приходился племянником Ф.И. Нарышкину. Кирилл Алексеевич Нарышкин – заметная фигура в истории петровской эпохи. Он приходился троюродным братом царице Наталье Кирилловне, а сыну её, Петру – троюродным дядей. В Обидимо К.А. Нарышкин становится единоличным хозяином не позднее 1709 г. И именно с ним, вероятнее всего, связано возникновение церкви Рождества Пресвятой Богородицы. Церковь являлась усадебной и находилась на барской земле, на границе с крестьянскими угодьями. Точная дата постройки храма не установлена, но исходя из стиля, которому принадлежит здание, специалисты относят его к так называемому «нарышкинскому барокко». Храм построен приблизительно в конце XVII – начале XVIII вв. Это подтверждается и тем, что в переписных книгах Обидимо стало называться селом только после 1709 г. До этого момента упоминается деревня Обидимо. Так как селом до революции 1917 года называли селения, где была церковь, то можно утверждать, что церковь Рождества Пресвятой Богородицы была построена в период с 1678 по 1709 гг., во время владения Обидимым К.А. Нарышкиным. В 1714 г. вышел указ, запрещающий на некоторое время каменное и кирпичное строительство по всей России, исключая Санкт-Петербург. Следовательно, церковь построена не позднее 1714 года, что также подтверждает обозначенный ранее временной период. В 1723 г. умер К.А. Нарышкин и Обидимо унаследовал его сын – Семён Кириллович Нарышкин. С.К. Нарышкин умер 27 ноября 1775 г., не оставив потомков. При генеральном межевании 1777 года владельцем Обидимо являлся уже один из многочисленных тульских Хомяковых – Фёдор Степанович, прадед А.С. Хомякова. Следовательно, Обидимо было куплено у рода Нарышкиных в период с 1775 по 1777 гг. и перешло во владения Хомяковых. В 1858 г. владельцем усадьбы стал самый известный из рода Хомяковых – Алексей Степанович – выдающийся русский общественный деятель, идеолог движения славянофильства, философ, публицист, поэт. Основное тульское имение Хомяковых располагалось в с. Богучарово, а помимо Обидимо, в Тульском уезде им принадлежали деревни Рождествино, Хомяково, Малахово, Боричево, Бушево, Скоблево, Волоть, Слободка, Погромное и Севрюково. После смерти А.С. Хомякова (23 сентября 1860 г.) усадьбой владел его сын Дмитрий Алексеевич. В границы имения входила не только территория села, но и прилегающие леса и поля. В 1857 г. здесь проживало 366 человек, а по подворной переписи 1910-12 гг. было 108 дворов и 722 чел.

http://sobory.ru/article/?object=02309

Варлаам Зенович-Кащенко в авг. 1840 перев. из Софрониевой пустыни, а в дек. 1843 уволен на покой. Иерофей , 1844–47. Флавиан , 1853–65. Владимир , 1866. Вонифатий , 1869. 6 Волынская Николаевская пустынь, под Рыльском, 3-го класса. [V, 727.] Игумены Мисаил , 1622–29, 1634, 35. Иона , 1643 и 44. Варлаам , 1652–54. Акакий , в мар. 1659. Феодосий , 1661–64. Иоасаф , 1667–73. Иосиф , 1674–82. Роман , 1683–98. Феодосий , 1699–1701. Трифиллий , 1703 и 4. Гавриил , 1709. Филарет , 1713–23 (sic). Филагрий , 1717–24; † … Иринарх , строит., в апр. 1724, 22 авг. 1726. Пафнутий Лукашев , строит., 1726–28, игум. 18 сент. 1726–37, 17 нояб. †... Матфей Лукашев , 1738–49,1763 (sic). Сергий Самойлов , бывший игум. Софрониевой пустыня, 1764–67. Иакинф Карпинский , архим., из Севского Спасского, 1767–71, перев. в Голутвин. Вонифатий Борейко , архим., из Голутвина, 1771–75. Владимир Ковалевский , 1775–77, перев. в Молчанский. Иосиф Компаницкий , 1777 и 78, перев. в Успенский Орловский. Архимандриты Иосиф † 1804 … Иннокентий 6 февр. 1804 перев. из Старицкого Спасского; до 1831. Израиль перев. из Коренной пустыни, 31 мар. 1831–33. Афанасий , 1833 и 34. Сергий , 1834–36. Парфений 1836 перев. из Спасо-Евфимиева, а 1839 – в Пожайский. Гедеон , 1840. Иоасаф , из Молчанского? 1841–1845. Никодим , 1846–50. Феофил , 1851 и 52. Тихон , 1853–58. Иаков , 1859–69. 7 Словенская Рыльская (в Косожской волости, на Словенском городище, на реке Семи да на Словенском озере) в 1661 приписная к Волынской. 190 Строит. Иов Тебекин , 1638. – Герасим , 1661. Строители Вассиан определён 22 окт. 1634; упом. в сент. 1652. Макарий , 1694–97. Герасим , 1709–13; 26 февр. перев. в Молчанский. Протасий определён 26 февр. 1713. Иов † 1721. Арсений определён 13 сент. 1721; упом. 1723. Арсений упом. 1733–35. 9 Льговская Димитриевская пустынь в 1678 приписана к Севскому Спасскому, а в 1698 – к Высокопетровскому; упразднена 1764. [V, 31.] Строители Иов , 1671. Софроний , в дек. 1703. Феодосий , 1704. Арсений , 1720. Лука , 1740. 10

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

воротами пустыни. Ок. 1699 г. Фотография. 10-е гг. XXI в. Церковь во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких над юж. воротами пустыни. Ок. 1699 г. Фотография. 10-е гг. XXI в. По переписным книгам 1678 г., Н. М. п. владела 5 бобыльскими дворами, в 1741 г.- 105 крестьянами; монастырские владения включали 160 дес. пашенной земли, 2500 копен сенокосной земли, а также 3 рыболовных озера. Согласно ревизии 1744 г., к обители были приписаны 112, а в 1763 г.- 95 крестьян ( Досифей (Немчинов). 1836. С. 399; Богданова. Крестьяне. 2015. С. 39). В 1685-1687 гг. Н. М. п. выкупила находившиеся у Москворецких ворот Китай-города «квасные места», принадлежавшие Д. и Ф. Якимовым. Здесь обитель устроила подворье с деревянной часовней (1685-1689), в к-рой хранились чудотворный образ Всемилостивого Спаса (XVII в.) и икона вмц. Варвары с частицей мощей. 3 июля 1700 г. по указу царя Петра I часовня была приписана к Соловецкому мон-рю. В 1709 г. ее отстроили в камне внутри стены Китай-города. В часовне собиралось «в пользу пустыни за молебны и свечнаго дохода ежегодно от 127 до 130 рублей» (ОДДС. Т. 2. Ч. 1. 59. С. 62). По указу имп. Петра I она в числе др. московских часовен была закрыта, здание использовалось для торговых целей. При осмотре 1723 г. оказалось, что в часовне «торгует города Глухова черкашенин Григорий Константинов бузою». В 1727 г. часовня была восстановлена, по указу митр. Московского и Калужского Тимофея (Щербацкого) от 21 (17?) марта 1765 г. передана Давидовой в честь Вознесения Господня мужской пустыни ( Александровский. Указ. моск. церквей. С. 76; Указ. церквей и часовен Китай-города. М., 1916. С. 27). 30 дек. 1767 г. соловецкий настоятель (1761-1777) архим. Досифей I подал в Синод прошение о возвращении часовни Соловецкой обители, но оно было отклонено ( Скворцов. 1911. С. 196-198). В 30-40-х гг. XIX в. и в 1912 г. часовня была перестроена, в 20-х гг. XX в. закрыта и в 1966 г., перед началом строительства гостиницы «Россия», снесена. В царской жалованной грамоте на владение Н.

http://pravenc.ru/text/2577883.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010