Изображение Г. присутствует в композиции «Собор архангелов» (на иконе XIII в. из мон-ря вмц. Екатерины на Синае; на ростовской иконе, ок. 1272 или 1276 (?), из великоустюжского Михаило-Архангельского мон-ря (ГРМ); на фресках ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317-1318), а также на схожих по композиции изображениях «Собор арх. Михаила» и «Собор арх. Гавриила» (икона сер. XVI в. из придела во имя арх. Гавриила Благовещенского собора Московского Кремля). В сюжетах поклонения Кресту и Этимасии Г. держит в руках орудия Страстей, напр. на иконе 60-х гг. XII в. «Спас Нерукотворный» с композицией «Поклонение Кресту» на обороте (ГТГ) - трость. Архангелы Михаил и Г. с орудиями страстей встречаются в монументальной живописи. Так, в ряде кипрских храмов XVI в. (ц. св. Архангелов и ц. св. Созомена в Галате) на зап. стене над композициями Страстного цикла (Несение креста, Распятие, Снятие с креста) изображены полуфигуры архангелов Михаила и Г., а над ними образ Христа Еммануила. В качестве уникальных примеров изображения Г. на иконах следует отметить образ «Арх. Гавриил» из мон-ря Дечаны (1350), где он изображен в лоратном облачении, со сферой и жезлом в руках; на местной иконе из московской ц. во имя арх. Гавриила (т. н. Меншикова башня) на подворье кн. А. Д. Меншикова (XIX в.) Г.- на облаках со сферой в правой, высоко поднятой руке и цветущей ветвью в левой. К числу редких относится икона письма Рафаила Дмитриевича «Архангелы Михаил и Гавриил, с деяниями» (1723, Худож. галерея, Сараево) в среднике в рост, в воинском облачении, со свитками в руках представлены архангелы, в клеймах - деяния арх. Михаила. Архангелы Михаил и Г. на псковской иконе «Святые Параскева, Варвара и Ульяна» (XIV в., ГТГ) изображены с покровенными руками по сторонам небесного сегмента с образом Христа Еммануила. В поствизант. живописи с деяниями Г. связывались нек-рые сюжеты явлений ангелов, не имевших в Свящ. Писании имен. Так, в ряде памятников явление ангела Пахомию стали надписывать как явление Г. (напр., фреска 1630 в мон-ре св. Иоанна Предтечи в Серрах (Сере)).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/0...

Брюллов Κ. Π. (1799–1852). Явление Аврааму трех Ангелов у дуба Мамврийского. 1821 г. Угрюмов Г.И. (1764–1823). Агарь в пустыне. 1785 г. Репин M.E. (1844–1930) Избиение первенцев египетских. Репин И.Е. Иов и его друзья. 1869 г. Макаров E.Κ. (1842–1884) Иов и его друзья. 1869 г. (Российская Академия художеств) Крамской И.Н. (1837–1887) Молитва Моисея после перехода израильтян через Чермное море. 1861 г. Крамской И.Н. Христос в пустыне. 1872 г. (Государственная Третьяковская галерея) Иванов А. А. (1806–1858) Голова Иоанна Крестителя. Этюд для картины “Явление Христа народу”. (Государственная Третьяковская галерея) Иванов А.А. Явление Христа народу (Явление Мессии). 1837–1857 гг. (Государственная Третьяковская галерея) Иванов А.А. Иосиф, толкующий сны хлебодару и виночерпию. 1827 г. Иванов A.A. Явление Христа Марии Магдалине. 1834 г. (Государственный Русский музей) Иванов А.А. Илия возвращает воскрешенного сына матери. (Государственная Третьяковская галерея) Иванов A.A. Призвание Давида на царство. (Государственная Третьяковская галерея) Иванов А.А. Благовещение. (Государственная Третьяковская галерея) Иванов А.А. Посещение Марией Елизаветы. (Государственная Третьяковская галерея) Иванов А.А. Христос и Никодим. (Государственная Третьяковская галерея) Иванов A.A. Проповедь Христа в храме. (Государственная Третьяковская галерея) Иванов A.A. Искушение Христа на крыле храма. (Государственная Третьяковская галерея) Иванов А.А. Фигура Христа. (Государственная Третьяковская галерея) Иванов A.A. Умножение хлебов. (Государственная Третьяковская галерея) Иванов A.A. Вход Господень в Иерусалим. (Государственная Третьяковская галерея) Иванов A.A. Выход с учениками с Тайной вечери. (Государственная Третьяковская галерея) Иванов A.A. Христос в Гефсиманском саду. (Государственная Третьяковская галерея) Иванов A.A. Голгофа. (Государственная Третьяковская галерея) Иванов А.А. Иисус говорит с креста. (Государственная Третьяковская галерея) Ге H.H. (1831–1894) Саул у Виндорской волшебницы.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

Сараево. Церковь Воскресения Христова. Воскресенская церковь Карта и ближайшие объекты Воскресенская церковь с. Сараево каменная, с такою же колокольнею, построена в 1795 г. на средства прихожан. Церковь обнесена каменной оградой, внутри коей приходское кладбище. Престолов 3: а) в холодной в честь Воскресения Христова, в теплой б) правый во имя святителя Николая Чудотворца и в) левый в честь Рождества Божией Матери. Расстояние от Костромы 38 в., от Нерехты 17 в. Ближайшие церкви: Богородицерождественская с. Осокина в 1,5 в. и Знаменская с. Михеевского в 5 в. Баженов И.В. Краткие статистические сведения о приходских церквах Костромской епархии. Кострома, 1911. стр. 206 Церковь Воскресения в селе Сараево Хомутовской сельской администрации - выразительный пример довольно крупной сельской приходской церкви конца 18 - нач. 19 веков. В архитектуре храма просматривается традиционное сочетание черт барокко и классицизма со свойственным для региона типом пятиглавого храма. Церковь расположена на высоком месте у пруда на краю села и служит высотным ориентиром в широком, слегка всхолмленном ландшафте. Село Сараево в старину называлось Мансуровым, по фамилии вотчинника И.Я. Мансурова. В 1610 г. И.Я. Мансуров возглавлял Галичское ополчение, которое примкнуло к Нижегородскому ополчению Минина и Пожарского, шедшему для освобождения Москвы от интервентов. Потом селом владел сын И.Я. Мансурова - Пётр Иванович Мансуров, который был русским послом в Крыму, а позже служил в Вятке воеводой. В сер. 19 в. село Сараево с деревнями Горки, Прислон, Афонасово, Рылово принадлежало М.С. Борщову, сыну генерала С.С. Борщова, участника войны 1812 г. В советское время в Сараево находилась центральная усадьба совхоза " Красная заря " . Существующий каменный Воскресенский храм с приделами Рождества Богородицы и Николая Чудотворца был освящён в 1795 г. В нач. 19 в. с запада к нему была пристроена колокольня, с трёх сторон окружённая папертью. К трёхсветному четверику храма, имеющему в верхней части скруглённые углы и завершённому четырёхскатной кровлей с пятью гранёными барабанами(центральный световой), с востока примыкает слегка зауженный прямоугольный в плане алтарь со скруглёнными углами - его высота равна нижнему ярусу храма. Ту же высоту имеют трапезная и паперть, боковые фасады которых поддерживают фасадные линии четверика. Трёхъярусная колокольня, оказывающаяся внутри паперти, состоит из стройных, уменьшающихся по площади четвериков, прорезанных арками, и завершена четырёхдольным яйцевидным куполом с люкарнами, на котором установлен небольшой четырёхгранный фонарь, служивший основанием шпиля. К настоящему времени утрачены луковичные чешуйчатые главы храма и шпиль колокольни, частично обрушены своды трапезной и перекрытия паперти, разрушена часть западной стены паперти, не сохранилось убранство интерьеров. Кирпичные стены церкви оштукатурены, фрагментарно уцелела двухцветная, типичная для классицизма окраска стен светлой охрой с побелёнными деталями.

http://sobory.ru/article/?object=14859

Священник Велимир Миятович родился в 1901 году в Сокоце. Закончил семинарию в Сараево. В 1923 году рукоположен в священника. В начале Второй мировой войны изгнан усташами в Сербию. В марте 1945 года расстрелян партизанами. Священник Божидар (Божина) Минич родился в 1901 году в Колашине. Закончил семинарию в Сараево. В 1926 году рукоположен в сан диакона, а в 1927 в сан священника. В 1945 году расстрелян партизанами. Священник Миладин Минич родился в 1913 году в Плевлях. Закончил семинарию в Сараево. В 1937 году рукоположен в сан священника. Сразу после провозглашения Независимого хорватского государства в 1941 году убит усташами в приходском доме в Билешево. Епископ Варнава Настич родился 31 января 1914 года в Гери, штат Индиана (США). До восми лет прожил с родителями в США, после чего семья вернулась на родину и жила в Сараево. После окончания гимназии по благословению свт. Николая (Велимировича) поступил на Богословский факультет в Белграде и закончил его в 1937 году. После окончания учебы назначен на должность катихезатора при Государственной педагогической школе и сараевской гимназии. В 1940 г. принял монашеский постриг в монастыре Милешева, получив в постриге имя Варнава. Священномученник митрополит Дабро-Боснийский Петр Зимоньич рукоположил его в сан иеродиакона. Вторая мировая война застала отца Варнаву в Сараево, где он оставался все время существования печально известного Независомого хорватского государства, разделяя судьбу своего народа. Предводитель хорватских усташей Анте Павелич пригласил его в Загреб и предлагал принять должность епископа созданной в те годы так называемой Хорватской Православной Церкви, но о. Варанава категорически отказался. В 1947 году избран викарным епископом Хвостанским. В 1948 году осужден коммунистическим судом в Сараево на десять лет строго заключения за «предательство, ослабление экономической и военной мощи страны, пособничество террористическим бандам, осуществление вражеской пропаганды и шпионажа в пользу англо-американцев», как говорится в протоколе Окружного суда Сараево от 1 марта 1948 года.

http://pravoslavie.ru/41279.html

Священник Тифун Максимович родился в 1873 году в Зенике под Сараево. Закончил Рельевскую семинарию. В 1899 году был рукоположен в сан диакона и священника. Подвергался гонениям со стороны австрийских властей за миссионерскую деятельность среди сербов. В начале Первой мировой войны был арестован австрийскими властями. Расстрелян в сентябре 1914 года в Семизовце, где и похоронен. Священник Велимир Миятович родился в 1901 году в Сокоце. Закончил семинарию в Сараево. В 1923 году рукоположен в священника. В начале Второй мировой войны изгнан усташами в Сербию. В марте 1945 года расстрелян партизанами. Священник Божидар (Божина) Минич родился в 1901 году в Колашине. Закончил семинарию в Сараево. В 1926 году рукоположен в сан диакона, а в 1927 в сан священника. В 1945 году расстрелян партизанами. Священник Миладин Минич родился в 1913 году в Плевлях. Закончил семинарию в Сараево. В 1937 году рукоположен в сан священника. Сразу после провозглашения Независимого хорватского государства в 1941 году убит усташами в приходском доме в Билешево. Епископ Варнава Настич родился 31 января 1914 года в Гери, штат Индиана (США). До восми лет прожил с родителями в США, после чего семья вернулась на родину и жила в Сараево. После окончания гимназии по благословению свт. Николая (Велимировича) поступил на Богословский факультет в Белграде и закончил его в 1937 году. После окончания учебы назначен на должность катихезатора при Государственной педагогической школе и сараевской гимназии. В 1940 г. принял монашеский постриг в монастыре Милешева, получив в постриге имя Варнава. Священномученник митрополит Дабро-Боснийский Петр Зимоньич рукоположил его в сан иеродиакона. Вторая мировая война застала отца Варнаву в Сараево, где он оставался все время существования печально известного Независомого хорватского государства, разделяя судьбу своего народа. Предводитель хорватских усташей Анте Павелич пригласил его в Загреб и предлагал принять должность епископа созданной в те годы так называемой Хорватской Православной Церкви, но о. Варанава категорически отказался.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

В этой же церкви в правом рукаве трансепта находится заалтарный образ К. А.: святая представлена фронтально в рост с крестом в левой руке в окружении 8 житийных сцен (по 4 с каждой стороны средника). Судя по надписи, икона была создана при папе Мартине IV (1281-1285). На этих образах, ставших основой иконографии католич. святой, К. А. изображена юной девой, с несколько вытянутым овалом лица, невысокого роста, с тонким станом. Св. Клара Ассизская. Роспись в базилике Барди ц. Санта-Кроче во Флоренции. 1325 г. Худож. Джотто Св. Клара Ассизская. Роспись в базилике Барди ц. Санта-Кроче во Флоренции. 1325 г. Худож. Джотто К. А. представлена обычно в монашеском облачении (темном или светлом) с платом на голове (напр., «Богоматерь с Младенцем на троне между св. Франциском и св. Кларой», худож. Дж. Б. Чима да Конельяно, ок. 1510, Метрополитен-музей, Нью-Йорк), с лилией (среди 8 святых в бифокальных 3-лопастных стрельчатых арках на фреске в капелле св. Мартина Турского в нижней ц. Сан-Франческо в Ассизи, худож. С. Мартини, 1318), с лилией и книгой - уставом ордена кларисс (фреска Т. Раньери ди Диоталлеви (д " Ассизи) в ц. Санта-Мария-дельи-Анджели в Ассизи, 1500), с книгой и крестом (в работах мастеров венецианской школы рубежа XV и XVI вв., напр. образ К. А. на створке алтаря, худож. А. Виварини, XV в., Галерея Академии, Венеция), с крестом (фрагмент триптиха Дз. ди Пьетро, XV в., Городской музей Риети). На алтарной створке т. н. рейнского мастера интернациональной готики К. А. впервые изображена с дароносицей в форме пиксиды (сер. XV в., Музей Вальраф-Рихарц, Кёльн); этот тип изображения (форма дарохранительницы варьировалась) получил распространение во 2-й пол. XV - XVI в. и встречается в работах художественных школ Ломбардии (полиптих В. Фоппы из ц. Санта-Мария-делле-Грацие, 1500-1510, Пинакотека Брера, Милан) и Эмилии (фрагмент полиптиха, 2-я пол. XV в., Галерея Академии, Венеция), а также представлен на запрестольном образе худож. Моретто (А. Бонвичино) (ок. 1540, Национальная галерея, Лондон).

http://pravenc.ru/text/Франциска ...

После того, как 5 сентября 1929 г. Русский кадетский корпус в Сараево был ликвидирован, закрылась и церковь, но уже 1 марта 1930 г. в городскую больницу был назначен священник Алексий Федотович Крыжко (30.03.1885-26.07.1974), служивший также законоучителем русского начального училища в Сараево до его закрытия в апреле 1941 г. Отец Алексий возродил русский приход, который в августе 1932 г. снял помещение бывшей мастерской на ул. Деспича, д. 6, где и была устроена новая домовая церковь. В это время в Сараево проживало 616 русских, но в приходе состояло около 100 семей. В 1934 г. при храме открылась воскресная школа, в создании которой главную роль сыграло сестричество во главе с Е.Н. Пелипец, регентом прекрасного церковного хора была К.П. Камат, казначеем – А.Н. Богатырев, а церковным старостой – Б.П. Викентьев [xix] . В сентябре 1933 г. русский храм посетил Сербский Патриарх Варнава, а летом 1938 г. – Первоиерарх РПЦЗ митрополит Анастасий (Грибановский). В связи с убийством в 1934 г. югославского короля Александра I Карагеоргиевича в церкви был устроен киот, увенчанный гербами России, Югославии и вензелем короля (в период оккупации югославский герб и вензель укрыли за широкой траурной черной тесьмой). 7 июля 1937 г. о. Алексий Крыжко был возведен в сан протоиерея, а 22 августа 1941 г. награжден наперсным крестом с украшениями. После закрытия в 1941 г. почти всех православных храмов Сараево многие сербы ходили молиться в русскую церковь. При этом о. Алексий Крыжко тайно совершал богослужения в лесу для четников, бесстрашно исповедовал и причащал борцов против нацистов и усташей. 6 августа 1943 г. протоиерей был отстранен хорватскими властями от службы в городской больнице Сараево и подвергнут временному аресту за отказ служить молебен за здоровье Павелича [xx] . В г. Земуне, как уже говорилось, в годы войны существовало оставшееся в юрисдикции РПЦЗ русское иноческое братство Святого Креста, настоятелем которого служил игумен Лука (Родионов). Даже служивший регентом в русской церкви Земуна сын владыки Гермогена Сергей Григорьевич Максимов не последовал за своим отцом, остался верным РПЦЗ и в дальнейшем, до конца войны, был псаломщиком при походной церкви Русского корпуса в Югославии.

http://bogoslov.ru/article/2875423

с каждым годом. И к каким только мерам не прибегает римско-католическая пропаганда! Так в Сараево, столице Боснии, выстроен прекрасный католический соборный храм, на который затрачены правительством огромные деньги, но вот горе: православные сербы не хотят в него и заглянуть, а куда уж там – молиться в нём! И вот, чтобы привлечь православных, внутренние стены храма стали украшать иконами сербских святителей, но и этот способ оказался безуспешным. 1664 Интересные сведения сообщает газета «Дубровник» о неусыпной энергии сараевского католического архиепископа Штадлера в деле распространения унии в оккупированных провинциях. «Известны каждому – пишет «Дубровник» – старания архиепископа Штадлера о распространении унии в Боснии и Герцеговине. Он решается на всевозможные средства, чтобы осуществить свое заветное желание, не говоря уже о том, что он рассылает своих агитаторов по всем углам оккупированных земель, печатает большие книги в защиту унии и не жалеет никаких расходов 1665 … Правительство же тем временем закрывает сербские народные школы, уничтожает общины, удаляет священников-патриотов и всевозможными средствами преследует сербский народ, обвиняя его в каком-то восстании. За последнее время разнесся слух, что Штадлер намерен —201— основать в Сараево униатскую церковь , для чего получил от правительства капитал во 100 тыс. гульденов. Слух этот насколько странный, настолько и страшный. Мы спрашиваем: для кого понадобилась униатская церковь в Сараево? Да есть-ли в Сараево униаты? А если и есть, то постоянные ли они жители в Сараево? Если они пришельцы, временно проживающие там, и их можно по пальцам перечесть, то к чему основывать для них особую церковь, а если и найдется в среде местного населения несколько человек униатов, то для них также нет основания строить храм. Или, быть может, Штадлер строит церковь для будущих униатов, думая, что за ними дело не станет, если православные священники не проявят достаточной твердости в вере? Мы думаем, что Штадлер и его приспешники рассуждают именно таким образом. Но смеем заявить им, что они взялись рубить дерево не по плечу – и скорее сломают плечи, чем срубят дерево… Сербский народ не даст так легко сбить себя с прямого пути, на котором он пятьсот лет боролся за свою веру и сохранил её чистою и неприкосновенною. Народ, имеющий пред своими очами пример своих предков, предпочитавших мученическую смерть отречению от веры, пойдет по их следам и предпочтет, если потребуется, пожертвовать жизнью, но никогда не изменит вере отцов». 1666 Дай же Бог, чтобы так и было!

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Иеромонах Михаил Джусич родился в Гледиче в 1911 году. Закончил Богословский факультет. 6 января 1934 года принял монашеский постриг. В том же году рукоположен в сан иеродиакона и иеромонаха. Его профессором был Иустин Попович. Во время войны помогал своему народу. В мае 1945 года был схвачен партизанами вместе с протосингелом Иоанном Рапаичем и расстрелян в Блажуе под Сараево. Сингел Иоанн Рапаич родился в 1910 году. В 1931 году закончил семинарию, а затем преподавал на Богословском факультете в Белграде. Активно помогал свт. Николаю Велимировичу. В мае 1945 года схвачен партизанами вместе с иеромонахом Михаилом Джусичем. Оба находились в тюрьме ОЗНА, где их морили голодом и мучили. Были выпушены на несколько дней из тюрьмы, но затем 28 мая 1945 года отправлены в Сараево. Расстреляны в селе Блажуе. По свидетельству очевидцев расстрелянные сами копали себе яму. Священник Йован Зечевич родился в 1895 году в Боснийском Новом. Закончил Сараевскую семинарию. В 1922 году рукоположен в сан диакона и священника. В июне 1941 года уведен усташами с группой сербов в Копривници, подвергался пыткам, после чего был убит. Священник Божидар Йович родился в 1912 году в Бусоваче. Закончил семинарию в Сараево. В 1937 состоялась его диаконская, а затем иерейская хиротония. После Второй мировой войны был осужден на 8 лет заключения. Скончался 9 мая 1951 года в исправительном учреждении в Зенице. Протоиерей Богдан Лалич родился в 1889 году в Сараево. В 1912 году закончил Призренскую семинарию. В 1914 году рукоположен в сан диакона и священника. В июле 1941 года был схвачен усташами, содержался в тюрьме в здании Сараевской семинарии. Затем отправлен в концлагерь Госпич, где убит. Священник Тифун Максимович родился в 1873 году в Зенике под Сараево. Закончил Рельевскую семинарию. В 1899 году был рукоположен в сан диакона и священника. Подвергался гонениям со стороны австрийских властей за миссионерскую деятельность среди сербов. В начале Первой мировой войны был арестован австрийскими властями. Расстрелян в сентябре 1914 года в Семизовце, где и похоронен.

http://pravoslavie.ru/41279.html

В Сараево, где до оккупации римская церковь имела в своём приходе только несколько бедных домов, имущество её ныне простирается до нескольких миллионов корон; также быстро растёт сила и значение римского влияния и в других городах и сёлах, где на средства местных римских епископов приобретены многочисленные недвижимые имущества, доходы с которых идут прямо на усиление пропаганды, имеющей ныне 72 основных училища, тогда как раньте школы существовали только в монастырях и исчислялись по пальцам. Кроме этих училищ католическая пропаганда успела создать и несколько средних учебных заведений, а именно: роскошную духовную семинарию и полную архиепископскую гимназию в Сараево; такие же гимназии в Травнике и Высоком; три высших женских училища в Сараево: две семинарии в монастырях близ Баньялуки и много других школ и приютов в больших городах. Притом, не только в тех местностях, где живут, хотя и в ограниченном количестве, католики, имеется по нескольку церквей, но они строятся и там, где ныне ещё совсем нет католиков 1252 . По официальной статистике, католи- —289— ческая пропаганда имеет ныне в Боснии и Герцеговине: 4 епископа, 194 священника, 276 монахов, 152 прихода, 179 церквей, 8 мужских и 11 женских монастырей, 11 коллегий, 7 богоугодных заведений и 320500 католиков. Такой быстрый рост католицизма в Боснии и Герцеговине есть результат притеснительных мер, применяемых австрийским правительством к тамошнему православному населению 1253 , и привилегированного положения, в какое поставлены католики. До оккупации православные имели свою реальную гимназию в Сараево, богословское училище в Баньялуке, духовно-учительскую семинарию в монастыре Житомысличе, высшее женское училище в Сараево и более 200 основных школ. А ныне, вследствие притеснений местных властей, православные сербы, при 700 тысячах душ, имеют одну семинарию в Рельеве, да и то бедную и неустроенную, высшую женскую школу в Сараево и около 80 основных школ. Он и помощники его употребляют в этом деле насильственные меры, почему и успехи их весьма незначительны.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010