Преподобный Паисий Величковский (1722–1794) Духовному деланию преподобный Паисий Величковский учился на Афоне, родине русского монашества, колыбели аскетического просвещения, которого недоставало старцу в русских монастырях и молдавских скитах. Но и Афон в то время переживал период упадка. Обходя иноков, преподобный искал себе духовного отца-руководителя, но не нашел и пребывал в уединении, проводя жизнь в большой строгости. Двери кельи его никогда не замыкались, и ничего у него там не было, кроме икон и книг, которые он нашел с большим трудом и которые брал у болгарских иноков; их-то он изучал и читал с крепким вниманием. С них-то и начал дело обновления иноческой жизни. Постепенно вокруг преподобного Паисия стали собираться монахи, желавшие строгой аскетической жизни. Преподобный Паисий, по совету со своей братией, купил у Пантократорского монастыря ветхую келью святого пророка Илии и заново создал Ильинский скит. Иноки устроили здесь церковь , трапезную, пекарню, странноприимницу и шестнадцать келий. Старец имел намерение братство более чем до пятидесяти человек не увеличивать, почему и устроил шестнадцать келий, каждую на троих. Славя Бога, с радостью перебрались иноки в новое свое убежище. Стройно потекла жизнь их. И увеличились еще более труды старца. Многие из святогорской братии и новоприходящие, когда видели такую богоугодную жизнь Паисиевского братства, усердно просили старца принять и их в свое стадо. Старец вынужден был принимать. Кельи для этих пришельцев не было, но они пристраивали келейки при каменной стене под первыми кельями, на двоих-троих. Трудились же все вместе, и сам старец днем делал ложки, а ночью, – он спал не более трех часов, – занимался переводом отеческих книг с греческого на славянский язык и исправлением древних славянских текстов. От одного из своих братий – Макария, он научился не только разговорному новогреческому языку, но и древнему книжному. Кроме скитского братства, многие святогорские иноки других обителей были духовными чадами преподобного. Даже Святейший патриарх Серафим, живший в Пантократорском монастыре, нередко навещал старца для духовной беседы, – то приходя пешком, то приезжал на ослике. Не раз патриарх и старейшие в обители Пантократорской иноки приглашали старца для служения Божественной литургии и, когда он служил, утешались духовно.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Красноярской митрополии РПЦ, учреждена решением Свящ. Синода 28 дек. 2011 г. Кафедральный город - Канск, кафедральный собор - во имя Св. Троицы в Канске. Правящий архиерей - митр. Ппнтелеимон (Кутовой ; в.у. с 9 июля 2019). К. и Б. е. объединяет приходы в границах юго-вост. районов Красноярского края : Абанского, Богучанского, Дзержинского, Иланского, Ирбейского, Канского, Кежемского, Нижнеингашского, Партизанского, Рыбинского, Саянского, Тасеевского и Уярского. К февр. 2012 г. в епархии насчитывалось 28 действующих храмов, в клире состояли 25 священников, 2 диакона. Территория совр. К. и Б. е. (Канский окр.) с XVII в. входила в Тобольскую епархию, с 1834 г.- в Томскую, с 1861 г.- в Енисейско-Красноярскую епархию. Первые правосл. храмы в Канском окр. были построены в старожильческих поселениях в XVII-XVIII вв.: св. Иоанна Предтечи при Троицком солеваренном заводе (ныне с. Троицк Тасеевского р-на) (1680), св. апостолов Петра и Павла в с. Чунском (1754), Всемилостивого Спаса в с. Ирбейском (1760), арх. Михаила в с. Новосёлове (1767), свт. Николая Чудотворца в с. Монашенском (ныне с. Амонаш Канского р-на) (1770), свт. Николая Чудотворца в с. Михалёве (1770), св. Иоанна Богослова в с. Троицко-Заозёрном (ныне г. Заозёрный) (1784), в честь Богоявления в с. Тасееве (1794), Рождества Христова в с. Христорождественском (ныне с. Дзержинское) (1794), св. апостолов Петра и Павла в с. Рыбинском (1796). Храм при Канском остроге - деревянная ц. во имя Всемилостивого Спаса - был поставлен в 1722 г., 1-м священником в нем был Алексий Афанасьев. К 1717 г. в Канский острог переселились 20 семей красноярских казаков, получивших из казны средства для постройки домов и документы об освобождении от податей. Казачье поселение и церковь находились к востоку от острога. Спасская ц. была единственным в Красноярском у. ружным храмом. В кон. XVIII в. жители с. Канского обратились к Тобольскому архиеп. Варлааму I (Петрову-Лавровскому) с просьбой о разрешении построить в селе каменную соборную церковь с приделом в честь Покрова Пресв. Богородицы. 21 сент. 1797 г. архиеп. Варлаам отправил красноярскому прот. Алексию Алексееву грамоту о строительстве собора. Собор возводился в 1800-1804 гг. енисейскими мастерами под рук. А. Казаретина и А. Малетина. Собор был освящен в янв. 1805 г. В то время в с. Канском имелось 140 домов, в к-рых жили 1100 чел.

http://pravenc.ru/text/1470267.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Соборы святых Русской Православной Церкви ПАИСИЙ Паисий (Величковский Петр; 1722 - 1794), архим., писатель, переводчик, прп. (пам. 15 нояб., во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных), архим., писатель, переводчик ПАИСИЙ (Гавренев Павел Иванович; 1397 (?) - 1504), Угличский, прп. (пам. 8 янв., 6 июня, в Соборе Ростово-Ярославских святых - 23 мая и в Соборе Тверских святых - в 1-е воскресенье после 29 июня) ПАИСИЙ (Яроцкий Прокопий Григорьевич; 1821 - 1893), юродивый, рясофорный инок Киево-Печерской лавры, прп. (пам. 17 апр. и в Соборах Киевских и Полтавских святых), юродивый, рясофорный инок Киево-Печерской лавры ПАИСИЙ СВЯТОГОРЕЦ (1924-1994), церковный деятель, проповедник, писатель, один из наиболее известных монахов и духовных наставников Св. горы Афон кон. XX в. , прп. (пам. 29 июня) ПАИСИЙ ХИЛАНДАРСКИЙ (Хилендарский)(в миру Петр или Пенко; ок. 1722 - после 1775), прп. (пам. 19 июня), болг. иером., просветитель ПАЛЛАДИЙ (ок. 364 - между 420 и 430), еп. Еленопольский, прп. (пам. в субботу сырную - в Соборе всех преподобных) ПАЛЛАДИЙ Иванович Попов (1879 - сент. 1937), свящ., сщмч. (пам. 10 сент., в Соборе Коми святых и Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ПАМВА (Памво; 2-я четв. XIII - 1-я треть XVII в. (?)), прп. (пам. 18 июля, 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах (прп. Феодосия) почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских), Киево-Печерский, иером., затворник, Послушливый, в Дальних пещерах почивающий ПАНКРАТИЙ (2-я четв. XIII - 1-я треть XVII в.?), иером. Киево-Печерский, затворник, прп. (пам. 9 февр., 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских) ПАНТЕЛЕИМОН Иванович Богоявленский (1881 - сент. 1918), свящ., сщмч. (пам. 27 июля, в Соборе Псковских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)

http://pravenc.ru/rubrics/122338_42.html

VI. Материя и величина антиминсов, нашивные углы на них и развертывание антиминса на литургии Антиминсы в России приготовлялись в древности из холста. Россия приняла от Греции обычай употреблять холщевые антиминсы. Симеон Солунский , писатель XV-ro века, говорит, что в его время в Греции были антиминсы из «льна». Он указывает и основание тому: «Антиминсы делаются не из камней, но из ткани, преимущественно из льна, в знамение того, что на них священнодействуются страдания Христовы, каковые действия происходили на земле и от земли. Ибо лен из земли, равно как и гроб Христов был на земле» (гл. 127). Самый древний русский антиминс, сохранившийся от XII-ro века, был холщевый. Холщевые антиминсы употреблялись в России до конца XVIII-ro столетия. В XVIII-м веке даваемы были приказания, чтобы антиминсы были из холста. Так в указе 1766 года, сказано: С граммате на построение и освящение церквей никаких сборов не взимать, кроме 50 копеек за холст, при отдаче антиминсов. (Полн. собр. зак., т. XVII, М 12379). Много сохранилось холщовых антиминсов от конца XVIII-ro 88 века. Холст, в описаниях антиминсов, обозначается славами: «простой холст», «холст белого цвета» и т. п. 89 В XII-м веке, когда еще употреблялись холщовые антиминсы, стали входить в употребление и шелковые. В указе 1722 г. апреля 6-го, предписывавшем иметь антиминсы печатные на приличной материи, не исключалась, а скорее подразумевалась шелковая материя. В начале же восемнадцатого века ясно было указано, чтобы антиминсы были на атласе. (Указы 1704 г. июля 16-го, 1753 г. июня 31-го и 1794 августа 28-го). Впрочем атласные антиминсы бывали в употреблении и прежде этих приказаний. В Ростове, в Авраамиеве Богоявленском монастыре, находится шелковый антиминс 1655 (7163) года 22-го октября, священнодействован Митрополитом Ионою (Святыня и древности Ростова М. Толстого . Москва. 1866, стр. 66); и в Костромском кафедральном Ипатиевском монастыре есть, между другими, антиминс, освященный при Патриархе Никоне , в 1652 году, для церкви Воскресения Христова, печатанный на атласе, обыкновенной величины. (Дело Архив. Св. Синода, 1841, 693). Атлас для антиминсов, как прежде бывал, так и ныне употребляется цветной – разного цвета 90 .

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Глава 9. Положительные стороны религиозной жизни той эпохи. Отец Иоанн о познании истины 1 Если эпоха, в которую началась деятельность отца Иоанна, была в религиозном отношении охарактеризована выше с отрицательной стороны, то теперь, перед тем как перейти к его произведениям, надлежит отметить и некоторые положительные ее стороны. Это необходимо сделать потому, что если « личные черты… людей – от Господа Бога (это тайна рожденности)» 47 , то все-таки даже святые люди являются не самородками (каковых в полном смысле этого слова и не бывает), пришельцами без рода и племени, а – детьми своей эпохи и своего народа. Это верно и относительно отца Иоанна, положительные устремления которого связаны с тем, что можно назвать церковным возрождением, наметившимся в конце 18 и в начале 19 веков. Благотворное влияние этих положительных течений в Русской Церкви, вероятно, сказалось на отце Иоанне тогда, когда он поступил в Академию. За годы детства и семинарии он прочно усвоил основу Православия через Священное Писание , через богатство богослужения и через церковно-семейный быт; в академические же годы он соприкоснулся уже с новыми историческими побегами вышеназванного церковного возрождения. Здесь надо прежде всего указать на то течение, начало которого (в указанную эпоху) связано более всего со старцем Паисием Величковским (1722–1794 гг.). Это благодаря ему, через его учеников, сперва в русских монастырях, а позже и в более широких кругах возродился интерес к аскетическим творениям древних отцов Церкви и к самой их аскетической практике, в основе которой лежало «трезвение, внутреннее или умное делание» и Иисусова молитва 48 . Благодаря ученикам старца Паисия в некоторых монастырях стала возрождаться глубочайшая молитвенная и духовная жизнь, величайшим представителем которой явился преподобный Серафим Саровский . Затем прославились многие другие великие старцы, преимущественно Оптиной Пустыни, Валаамского монастыря и др. Это мистическое движение захватило отчасти и высшую церковную иерархию, которая стала покровительствовать последователям Паисия и «насаждала при их помощи, можно сказать, целые школы и рассадники старцев-наставников, старцев-духовников». К таким иерархам принадлежали, например, Платон (Левшин) , митрополит Московский 49 , Гавриил, митрополит Санкт-Петербургский 50 и другие.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Seme...

Директор: Тишков Михаил Борисович 117574, Москва, пр-д Одоевского, 13 Тел./факс: (495) 423-51-22 Жития избранных святых Свв. преп. Старцы Оптинские Старчество в Оптиной пустыни берет начало от схиархимандрита Паисия Величковского (1722-15/28 ноября 1794), молдавского старца, выходца из Полтавской губернии, переводчика и составителя славянского варианта знаменитого духовного свода " Добротолюбия " . В 1829 году в Оптину переселились его последователи во главе с иеромонахом Леонидом (в схиме Львом) (1768-11/24 октября 1841). До этого он некоторое время, пребывал в разных монастырях, и в одном из них встретился с учеником молдавского старца Паисия отцом Феодором. Старец Феодор научил преподобного Льва, тогда еще отца Леонида, высшему монашескому деланию — " умной молитве " . Преподобный Лев обладал многими духовными дарованиями. Был у него и дар исцелений. Приводили к нему многих бесноватых. Победа над бесами была одержана преподобным Львом, конечно, только после победы над своими страстями. Никто не видел его возмущенным от страшного гнева и раздражения, не слышал от него слов возмущения и ропота. Спокойствие и христианская радость не оставляли его. Преподобный Лев все время творил Иисусову молитву, а на вопрос своего ученика, как он приобрел такие духовные дарования, отвечал: " Живи проще, Бог и тебя не оставит и явит Свою милость " . Ученик и сотаинник старца Льва — иеросхимонах Макарий (1788-7/20 сентября 1860), прибыл в Оптину пустынь вслед за преподобным Львом и поступил под его духовное руководство. Ранее он познакомился со старцем Львом в Площанской пустыни, где пребывал под руководством старца Афанасия, ближайшего ученика преподобного Паисия Величковского. Старец Афанасий обладал большим количеством переводов святоотеческих творений, сделанных преподобным Паисием, и приобщил к исследовательской и литературной деятельности преподобного Макария. Позднее, уже в Оптиной, преподобный Макарий возглавляет группу ученых и литераторов — монахов и мирских лиц, которые переводят, обрабатывают и перекладывают на литературный язык писания (в основном в переводах старца Паисия) величайших аскетов древности: Исаака Сирина, Макария Великого, Иоанна Лествичника. Даровал Господь преподобному Макарию и дар духовного рассуждения. Его смиренное слово о духовной пользе ближнего подкреплялось истинным смирением и во внешности, в одежде, в каждом его движении. Лицо преподобного постоянно было светло, сияло духовной радостью и любовью к ближнему, в чем проявлялось видимое действие творимой им непрестанно Иисусовой молитвы.

http://old.gymnasia-radonezh.ru/about/ol...

Нямецкий монастырь сегодня Настоятель Нямецкого монастыря архимандрит Бенедикт Главный вход в монастырь Колодец с вкусной водой – обязательный атрибут румынских монастырей Литийный столик в крипте кладбищенского храма На братском кладбище монастыря покоятся несколько иерархов Румынской Православной Церкви Братское кладбище с церковью Иоанна Богослова Румынские паломники Храм великомученика Георгия Победоносца в восточной стене монастыря и братские кельи Паломники у раки с мощами преподобного Паисия Величковского Честная глава преподобного Симеона Столпника Дивногорца Рака с мощами преподобного Паисия Величковского Чудотворная Нямецкая икона Божией Матери Правый клирос в храме великомученика Георгия Победоносца В Нямецком монастыре в начале 1930-х годов недолгое время подвизался патриарх Феоктист († 2007) Братия после вечерни Нямецкая библиотека самая крупная из всех монастырских книгохранилищ Румынии Евангелие, подаренное императрицей Екатериной II По сложившейся традиции, во время «Херувимской» молящиеся стоят на коленях, а служащий священник обходит их и касается чашей их голов Нямецкий монастырь, в котором некогда подвизался преподобный Паисий Величковский (1722–1794, память 15/28 ноября), расположен к северо-западу от румынского города Тыргу-Нямц. Монастырь был основан в XIV веке. В XV веке обитель становится центром книгописания: здесь переписывали рукописи такие известнейшие мастера, как книжник и автор многих миниатюр Гавриил Урик и каллиграф Феодор Мэришеску. В 1497 году молдавский господарь святой Стефан Великий возвел на территории монастыря монументальный храм Вознесения Господня, ставший архитектурным образцом для многих церквей Молдовы. Преподобный Паисий Величковский переселился в монастырь вместе с учениками в 1779 году. О сегодняшней жизни монастыря корреспонденту сайта Православие.Ру рассказал старец (то есть настоятель; в Румынии старцами называют настоятелей и наместников всех монастырей) архимандрит Бенедикт (Сауциуц). – Отец Бенедикт, расскажите, что представляет собой Нямецкий монастырь сегодня?

http://pravoslavie.ru/4772.html

Григорий Сковорода Сковорода Григорий Саввич (1722–1794) – философ, поэт, прозаик, педагог. Родился в селе Чернухи на Полтавщине в семье казака. В 1738–1842 годах, как и Даниил Туптало (в монашестве Димитрий Ростовский ), учился в Киево-Могилянской духовной академии. Был певчим в придворной капелле императрицы Елизаветы Петровны. Путешествовал и жил в ряде европейских стран. Знал греческий, латынь, древнееврейский, немецкий, итальянский. В 1753 году вернулся на родину. Был домашним учителем, преподавал в Переяславском и Харьковском коллегиумах (духовных школах). С 1769 года до конца жизни странствовал с котомкой за плечами и неизменной флейтой-сопилкой за поясом. Обучал детей грамоте, пел свои песни и проповедовал свое учение о живой душе. «Вас Бог одарил грунтами, но вдруг может то пропасть,//А мой жребий с голяками, но Бог мудрости дал часть», – писал он. Предание гласит, что Сковорода знал день своей смерти, о которой говорил: «Смерть человеку – покой»; сам выкопал себе могилу и завещал написать на надгробии слова: «Мир ловил меня, но не поймал». Автор философских трактатов, многие из которых созданы в форме диалога: «Диалог, или Розглагол о древнем мире», «Разговор пяти путников о истинном щастии в жизни», «Разговор, называемый алфавит, или Букварь мира» и другие. В этих трактатах он подкреплял свои мысли пословицами, афоризмами, создавая яркие художественные образы. Свои религиозные и философские взгляды выразил в цикле прозаических «Басен харьковских» на собственные и эзоповские сюжеты. Его сборник стихов «Сад Божественных песен» (1757–1785) – выдающееся явление поэзии XVIII века. Любой поэт XX века может позавидовать тончайшей инструментовке стихов Сковороды: ...А когда взойдет денница Свищет в тот час всяка птица, Музыкою воздух Растворенный шумит вкруг. Только солнце выникает, Пастух овцы выгоняет. И на свою свирель Выдает дрожливый трель. Пропадайте, думы трудны, Города премноголюдны! А я с хлеба куском Умру на месте таком. В 1972 году в серии «ЖЗЛ» вышла книга о Григории Сковороде, переизданная в 2008 году.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/molitv...

П.В. Долгоруков Бароны и графы Бюлеры Николай Бюлер (Bühler) и брат его Христофор, патриции имперского города Нюренберга 290 , получили от Императора Германского Фердинанда II, 21 апреля 1622 года, грамоту на дворянское достоинство. В грамоте этой сказано, что они: «потомки благородных и доблестных предков». Потомок вышеупомянутого Христофора Бюлера, Яков-Албрехт Бюлер (рождение 17221794), виртемберг-штутгардтский 291 действительный тайный советник и посланник в Вене, возведён был Императором Иосифом II, 31 марта 1784 года, в Баронское Римской Империи достоинство. Он женат был на Елисавете Ивановне Гросс († 1788) 292 ; имел четырёх сыновей и дочь: 1) баронесса Елисавета Яковлевна была за фон-Гохштеттер (сын их был шталмейстером Прусского Двора, а внук, Лудвиг Францович Гохштеттер, был российским полковником и военно-походным шталмейстером при Императоре Николае Павловиче); 2) барон Карл Яковлевич (рождение 1749 † 1811), сенатор, член коллегии иностранных дел и святого Александра Невского кавалер, был начальником дипломатической канцелярии князя Потемкина; посланником при Дворах Баварском и Виртембергском, при тарговицкой конфедерации; при сейме гродненском, и наконец в Регенсбурге, при сейме Германской Империи, в 1802 и 1803 годах, где принимал значительное участие в разграничен Германии и в так называемой секуляризации (т. е. в распределён бывших владений духовенства и городов имперских между германскими князьями, утратившими, по трактату люневильскому, свои собственные владения на левом берегу Рейна); он женат был на вдове баронессе Екатерине Ивановне Шиллинг-фон-Канштадт, рождённой фон-Шиллинг; детей не имел; 3) барон Христофор-Алберт (рождение 1752 † 1805), был виртембергским действительным тайным советником и посланником в Вене и в Петербурге; женат был на вдове графа Лерхенфельда, рождённой графине Фирек (Viereck); оставил сына барона Карла; 4) барон Фёдор Яковлевич (рождение 1760 † 1822), российский действительный статский советник, служил по коллегии иностранных дел; от брака с Елисаветою Броун († 1848) оставил сына и четырёх дочерей: а) барон Карл Фёдорович (рождение 1805), генерал-майор; б) баронесса Терезия Фёдоровна, за австрийским фельдмаршал-лейтенантом графом Рудольфом Салис-Цицерс; в) баронесса Дарья Фёдоровна, за графом Корнилием Егоровичем Орурком; г) баронесса Аделаида Фёдоровна; д) баронесса Александра Фёдоровна, за Леонгардом фон-Штрик; 5) барон Андрей Яковлевич (рождение 1764 † 10 сентября 1843); действительный тайный советник и сенатор, от первого брака со Степанидою Ивановною Бакуниною, рождённою Голенищевою-Кутузовою († 5 ноября 1805), имел сына барона Александра Андреевича († 1814); от второго же брака с Александрою Евстафьевною Пальменбах (рождение 21 октября 1786 † 19 марта 1836) 293 , имеет дочь Елисавету (рождение 1816 † 1827), и двух сыновей: Василия (рождение 1819 † 1830) и барона Фёдора Андреевича (рождение 3 апреля 1821), женатого на княжне Марие Петровне Черкасской.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

John Anthony McGuckin St. Paisy Velichovsky (1722–1794) JOHN A. MCGUCKIN Also known as St. Paisy of Neamt, from the Romanian monastery where he did most of his publishing work. He was a very impor­tant disseminator of the spiritual tradition of the Philokalia to the Slavic Orthodox lands. Along with the original Greek editors of the Philokalia – St. Nikodemos the Hagiorite and St. Macarius of Corinth – he is one of the major early modern Philokalic fathers. His intense labors for the rediscovery of the classical hesychastic tra­dition bore fruit in many revivals across the Orthodox world, lasting to the present. He was a native of the Ukraine, son of the dean of Poltava Cathedral. Orphaned at an early age and brought up by his elder brother, the priest John, the child learned to read from the holy books (scripture and the Menaion) and developed a great love for the works of the Fathers. He entered the Kiev Mohyla Academy (1735–9) but was attracted to the ascetic life, and in 1740 entered the monastery of Lubetch, moving soon after to St. Nicholas’ monastery where he was tonsured in 1741. It was a time when many Orthodox monasteries were being forcibly closed. He himself took refuge with Hieromonk Michael in 1743, who brought him to the Romanian Skete of St. Nicholas at Traisteni. After two years there, following Athonite observance, he left to study under the hermit Onuphrios in Wallachia, and in 1746 finally made his way to Mount Athos, where he entered the Great Lavra before moving to settle at St. Panteleimon’s. In 1750 he was admitted to the Lesser Schema and began accepting disciples. His first followers were Romanians, and shortly after he accepted Russian monks, making his foundation a dual-language community. In 1758 he was ordained priest and became a highly regarded spiritual father on Athos. His community grew rapidly and he first realized the need to provide serious spiri­tual seekers with a library of patristic advice. He commissioned several monks to trans­late patristic mystical texts into Slavonic.

http://azbyka.ru/otechnik/world/the-ency...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010