Всероссийский выбор. Патриарх Тихон может бесспорно считаться всенародно избранным главой Церкви Заседание Поместного Собора Русской Православной Церкви 1917-1918 гг. Работа по подготовке Поместного Собора Русской Церкви 1917–1918 годов длилась свыше 10 лет. Вопрос о его созыве был поднят еще в феврале 1905 года в связи с необходимостью проведения церковной реформы. С того времени высшее духовенство стремилось так или иначе избавиться от введенной в 1721 году императором Петром I синодальной формы управления. Для предварительного рассмотрения намеченных к обсуждению на Соборе вопросов 14 января 1906 года Святейший Правительствующий Синод с высочайшего разрешения принял решение о создании особой комиссии – Предсоборного присутствия. Оно работало с 6 марта по 15 декабря 1906 года. Им была выработана рекомендация Поместному Собору, чтобы ввести упраздненное императором Петром I патриаршество. Это историческое решение было принято 1 июня 1906 года. Подготовительные к созыву Собора работы были продолжены и в другом специально учрежденном церковном органе – Предсоборном совещании, работавшем с 28 февраля 1912 года по 3 апреля 1913 года. Оно также рассматривало патриаршество как основу церковного устройства. Однако император Николай II постоянно откладывал созыв Поместного Собора. Он стремился избежать кардинального изменения синодальной формы церковного управления, поскольку радикальные преобразования духовного «ведомства» грозили перестройкой религиозного фундамента монархии. А это, в свою очередь, грозило обрушением всего здания православной империи. В частности, вставали вопросы о месте Патриарха в структуре власти, о соотношении власти царской и патриаршей. И потому царь стремился проводить политику «подмораживания» государственно-церковных отношений. В первые дни марта 1917 года вместе со свержением монархии исчезло главное «препятствие» созыву Поместного Собора. 29 апреля 1917 года Святейший Синод принял решение о сформировании Предсоборного совета, задачей которого являлась подготовка вопросов, подлежащих рассмотрению на «Церковном Учредительном собрании». Совет начал свою работу 12 июня того же года. 5 июля по его докладу Святейшим Синодом было вынесено определение о созыве 15 августа 1917 года в Москве Собора. В тот же день было выпущено «Положение о созыве Поместного Собора Православной Всероссийской Церкви». В нем среди прочего определялся следующий порядок выборов делегатов с мест.

http://pravoslavie.ru/37244.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ДУХОВНЫЙ РЕГЛАМЕНТ (ТЕКСТ) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru " Духовный регламент " , законодательный акт, главный юридический документ, определявший правовой статус Церкви в России в синодальный период вплоть до 1917 года. Утвержден царем Петром I , введен в действие манифестом от 25 января 1721 года. Подробнее о документе см. статью Духовный регламент . Полный текст документа : Манифест Между многими, по долгу Богоданныя Нам власти, попеченьми о исправлении народа Нашего, и прочих подданных Нам Государств, посмотря и на Духовный чин, и видя в нем много нестроения и великую в делах его скудость, не суетный на совести Нашей возымели Мы страх, да не явимся неблагодарни Вышнему, аще толикая от Него получив благопоспешества во исправлении как Воинскаго, так и Гражданскаго чина, пренебрежем исправление и чина Духовнаго. И когда нелицемерный Он Судия, воспросит от нас ответа о толиком Нам от Него врученном приставлении, да не будем безответни. Того ради образом прежних, как в Ветхом, так и в Новом Завете, Благочестивых Царей, восприяв попечение о исправлении чина Духовнаго, а не видя лучшаго к тому способа, паче Соборнаго Правительства. Понеже в единой персоне не без страсти бывает; к тому ж не наследственная власть, того ради вящше не брегут. Уставляем Духовную Коллегию, то есть Духовное Соборное Правительство, которое по следующем зде Регламенте, имеет всякия Духовныя дела во Всероссийской Церкви управлять. И повелеваем всем верным подданным Нашим, всякаго чина, Духовным и мирским имети сие за важное и сильное Правительство, и у него крайния дел Духовным управы, решения и вершения просить, и судом его определенным довольствоватися, и указов его слушать во всем, под великим за противление и ослушание наказанием, против прочих Коллегий. Должна же есть Коллегия сия, и новыми впредь правилами дополнять Регламент свой, яковых правил востребуют разные разных дел случаи. Однакож делать сие должна Коллегия Духовная на базе Нашего соизволения.

http://drevo-info.ru/articles/26858.html

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Памятник новой эпохи Перед Днем Победы 9 мая эстонские власти перенесли памятник русскому Воину-освободителю, несмотря на протест русского населения Эстонии. Эпоха послевоенная окончилась, началась эпоха предвоенная. В такие времена как раз и сносятся памятники 10.05.2007 660 Время на чтение 14 минут Перед Днем Победы 9 мая эстонские власти перенесли памятник русскому Воину-освободителю, несмотря на протест русского населения Эстонии. Эта ситуация бурно обсуждалась в России. Нам кажется, что обдумывая проблему, не стоит концентрироваться на исторической канве вопроса, а именно, на вопросе об «эстонском Таллине» и посторонних в Эстонии русских. А также на главном, «грандиозном» аргументе эстонцев о сходстве коммунизма и фашизма. В целом история - плохой подсказчик, поскольку она всегда очень идеологизированная. Но во избежание лишних вопросов можно все-таки сделать небольшой экскурс в историю. Город Ревель (Таллин) был основан в 13 веке немецкими рыцарями, принадлежал разным немецким орденам, затем Дании, Швеции, а в 1721 году по Ништадскому договору перешел к России. Старое русское название - город Колывань. Эстонцы здесь вообще ни при чем. До 1917 года Эстонии как государства вообще не существовало. Город Колывань является русским с незапамятных времен, последние 300 лет был просто в составе Российской империи. Что и отражено в современном составе населения. То есть важно помнить, что это и эстонский город, и русский. Если на то пошло, то в 1900 году здесь жило 25% немцев, что отражено в словаре Брокгауза и Эфрона. Спорить на исторические темы с людьми, которые не желают понимать - бесполезно, поэтому обсуждать проблему переноса русского памятника нужно не с точки зрения нравственности или истории, а с позиции юридической. В настоящий момент из всех русских, которые составляют около 30% населения Эстонии, 15% не имеют гражданских прав. Не имеют паспортов. По современному юридическому положению ЕС, меньшинство, компактно проживающее на известной территории, - по рекомендациям обязательным к исполнению ДО ВСТУПЛЕНИЯ в состав Европейского Союза - должны иметь:

http://ruskline.ru/analitika/2007/05/10/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ субъект РФ, входит в Сибирский федеральный окр. Территория - 767,9 тыс. кв. км (в т. ч. Усть-Ордынский Бурятский окр.- 22,1 тыс. кв. км). Центр - Иркутск. И. о. расположена в Вост. Сибири и граничит с Красноярским краем на западе, с Республикой Саха (Якутия) на севере, с Забайкальским краем на северо-востоке, с Республикой Тыва на юго-западе и с Республикой Бурятией на востоке и юге. К И. о. относится зап. побережье оз. Байкал. В Прибайкалье сходятся почти все наземные и воздушные коммуникации между западом, востоком и отчасти севером России, уровень интеграции с остальной территорией России здесь существенно выше, чем в регионах к востоку от Байкала. Население И. о. составляет 2428,7 тыс. чел. (окт. 2010), в т. ч. в Усть-Ордынском Бурятском окр.- 125,2 тыс. Население проживает в бассейнах рек Ангары и Лены, а также по Восточно-Сибирской и Байкало-Амурской железнодорожным магистралям. Национальный состав: русские - ок. 88%, среди других национальностей наиболее многочисленны буряты, украинцы, белорусы, татары. Начиная с XVIII в. на территорию И. о. осуществлялось добровольное и принудительное переселение из др. регионов страны. И. о. разделена на 33 района (в т. ч. 6 в Усть-Ордынском Бурятском окр.), включает 22 города, 54 поселения городского типа. Панорама Иркутска. Фотография. XIX в. (ГИМ) В 1682-1719 гг. территория И. о. была частью Иркутского воеводства, с 1719 г. (фактически с 1721) - Иркутской пров. Сибирской губ., площадь которой увеличилась по сравнению с Иркутским воеводством за счет сев. земель, ранее бывших частью Илимского воеводства. В 1736 г. Иркутская пров. стала самостоятельной, управлялась вице-губернатором, подчинявшимся Сибирскому приказу. В 1764 г. Иркутская пров. была преобразована в Иркутскую губ., территория к-рой простиралась от бассейна Енисея до Тихого океана. В состав Иркутской губ. вошли провинции: Иркутская (Иркутский, Киренский и Балаганский уезды), Верхнеудинская (Удинский, Селенгинский, Баргузинский и Нерчинский уезды), Якутская (Якутский, Илимский, Алданский и Олёкминский уезды). В 1803 г. губерния стала частью Сибирского генерал-губернаторства с центром в Иркутске (с 1822 Восточно-Сибирское, с 1887 Иркутское генерал-губернаторство, упразднено в 1917). 30 мая 1923 г. из Иркутской губ. была выделена Бурят-Монгольская АССР с центром в Верхнеудинске (ныне Улан-Удэ). 28 июня 1926 г. губернию упразднили, ее территория вошла в новообразованный Сибирский край.

http://pravenc.ru/text/674057.html

Московская Патриаршая Область после кончины Патриарха Адриана в 1700 г. и кончины Местоблюстителя Патриаршего Престола митрополита Стефана Яворского с 1721 г. по 1742 г. имела лишь временно управляющих. В 1742 г. восстанавливается Московская епархия (митрополия). «...С переименованием в 1742 году Московской Патриаршей, а затем Синодальной, Области в Московскую епархию, кафедре московского епархиального архиерея положено быть в Архангельском соборе, который и оставался кафедральным до 1883 года, когда кафедра перенесена была в собор Христа Спасителя. Большой Успенский собор оставлен был по-прежнему первопрестольным, верховным собором Московским и Всероссийским...» (Н.Д. Иерархия... С. 215). В 1799 г. к ней в качестве викариатства присоединяется существовавшая с 1350 г., упраздненная и возобновленная Коломенская епархия. В 1917 г., в связи с восстановлением Патриаршей власти, Москва вновь становится Патриаршим стольным градом, в епархия Московская – Патриаршей Областью, управляемой Патриаршими Наместниками, в звании митрополитов Крутицких (с 1920 г.). После захвата храма Христа Спасителя обновленческими раскольниками Патриаршим и Московским кафедральным собором почитался собор бывшего Крестовоздвиженского монастыря на Воздвиженке, затем храм Богоявления в Дорогомилове, далее – храм Покрова в Красном Селе и храм Богоявления в Елохове. С 2000 г. кафедральным собором вновь является Храм Христа Спасителя. Именовалась: Патриаршая область; с 14.02.1721 – Синодальная область; с 01.09.1742 – Московская и Владимирская; с 10.03.1748 – Московская и Севская; с 13.01.1764 – Московская и Калужская; с 16.10.1799 – Московская и Коломенская; с 21.11.1917 – Патриаршая область. Викарные кафедры: Орловская, Дмитровская, Можайская, Волоколамская, Серпуховская, Верейская, Коломенская, Подольская, Богородская, Егорьевская, Звенигородская, Клинская, Сергиево-Посадская, Бронницкая, Каширская, Орехово-Зуевская, Воскресенская, Вышегорская, Зарайская, Солнечногорская, Истринская, Одинцовская, Красногорская, Раменская, Видновская, Люберецкая, Троицкая.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Браки с инославными и сектантами в России по документам подготовки Поместного собора 1917–1918 годов Источник Аннотация В настоящей статье анализируется проблема допустимости в Русской Православной Церкви заключения браков между православными и инославными, а также сектантами, и возможности участия инославных и сектантов в церковном Таинстве Брака. Данный вопрос рассматривается на материалах Особого Совещания по делам веры (1905), «Отзывов епархиальных епископов на церковные реформы», Предсоборного Присутствия (1906) и Предсоборного Совета (1917). Исторический и экклесиологический контекст проблемы обусловлен изменением церковно-государственных отношений в Российской империи с 1905 г., и отказом государства от взятых на себя прежде обязательств охранять права православного супруга и детей в смешанном браке, а также подготовкой проекта церковного документа о браке с инославными и сектантами для Поместного Собора 1917–1918 гг. Особый интерес представляет подход, предложенный некоторыми участниками дискуссии, среди которых были новомученики и будущий патриарх Сергий (Страгородский) . Этот новый подход к заключению браков с инославными и сектантами представлял собой альтернативу закону, навязанному Церкви государством в 1720 г. Новую позицию впоследствии поддержал прот. И. Мейендорф . Ключевые слова: Таинство Брака, экклесиология, канон, инославие, секта, Поместный Собор, предание, новомученики, Особое Совещание по делам веры, «Отзывы епархиальных епископов на церковные реформы», Предсоборное Присутствие, Предсоборный Совет. Откровенно говоря, я не знаю, каким образом можно оправдать это венчание [с инославным], каким образом можно преподать церковное Таинство неправославному. Патриарх Московский и всея Руси Сергий (Страгородский) Брак [с инославным] рассматривается как измена таинственной благодати, которая получена от Церкви в крещении, а это фактически несовместимо с принадлежностью к Церкви. Протоиерей Иоанн Мейендорф Введение Браки православных с неправославными христианами были, есть и будут. И никто не может решить за самих людей, с кем им сочетаваться в браке и создавать семью. Вопрос лишь в том, как объяснить с богословской и канонической точки зрения участие инославного и сектанта (еретиков) в церковном Таинстве Брака. Таинства существуют в Церкви, и для членов Церкви, поэтому неправославные в Таинствах участвовать не могут. Тем не менее в России Священный Синод с 1721 г. формально разрешил бракосочетание с инославными через чинопоследование Таинства Брака, 1 несмотря на то, что инославные конфессии исповедуют множество ересей, 2 и общения с ними в Таинствах быть не может.

http://azbyka.ru/otechnik/Roman-Kon/brak...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Искусство НИКОДИМ (в миру Никита; † 3.07.1639), прп. Кожеозерский, Хозьюгский, пустынножитель (пам. 3 июля, 5 авг. (местное празднование в день обретения мощей), в Соборе святых Архангельской митрополии, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) НИКОДИМ СИЙСКИЙ (Василий (Никон) Мамонтов, Уваровых, Шуренга; 1641 (?) - 1721), архим. (1692-1721) Антониева Сийского во имя Святой Троицы мужского монастыря книжник, писатель, иконописец, составитель Сийского иконописного подлинника НИКОЛАЙ (260-265 (?) - 334 (?)), свт. (пам. 6 дек., 9 мая (перенесение мощей из Мир Ликийских в Бари), 29 июля - рождество, 22 сент.- в Соборе Тульских святых), чудотворец, один из самых почитаемых святых христ. мира; архиеп. Мир Ликийских НИКОЛАЙ (Святоша, Святослав Давидович; † ок. 1143), прп. (пам. 14 окт., 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших, 20 сент.- в Соборе святых Брянской митрополии, 10 окт.- в Соборе Волынских святых, 22 сент.- в Соборе Тульских святых), Киево-Печерский НИКОЛАЙ ((Никола) Кочанов; † 1392?), юродивый, Новгородский, блж. (пам. 27 июля, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) НИКОЛАЙ (Никола, Микула) (Сал(л)ос; † 28.02.1576), Христа ради юродивый, Псковский, блж. (пам. 28 февр., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых) НИКОЛАЙ II АЛЕКСАНДРОВИЧ (1868 - 1918), имп. Всероссийский (20 окт. 1894 - 2 марта 1917), мч., страстотерпец (пам. 4 июля, в Соборе Екатеринбургских святых, в Соборе Костромских святых, в Соборе святых С.-Петербургской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) НИКОЛАЙ ДОХИАРИТ [имя в рясофоре - Никифор] (1781 - кон. 1845 или нач. 1846), иером., греч. мелург, «экзегет» и учитель церковного пения, создатель певч. рукописей

http://pravenc.ru/rubrics/123062_51.html

Приложения 1. Численность населения России и СССР, в том числе православных Год Численность населения В том числе православных Около 14 000 000 Около 19 000 000 Около 41 000 000 Около 74 000 000 Около 53 000 000 82 172 022 Около 59 000 000 128 924 289 Около 89 000 000 163 778 800 99 166 662 Около 178 400 000 136 800 000 (СССР) Около 90 000 000 170 600 000 Около 90 000 000 191 700 000 Около 90 000 000 170 000 000 Около 80 000 000 192 000 000 Около 90 000 000 208 800 000 Около 100 000 000 290 000 000 (СССР) Около 100 000 000 150 000 000 (Россия) 145 000 000 70 000 000 (Россия) 2. Количество церквей и часовен Год Церквей Часовен 28 560 (приходов) 23 213 (приходов) Около 100 (РСФСР) Около 10 000 10 451 (приходов) 8 314 (приходов) 7 523 (приходов) Около 7 300 Около 11 000 Более 20 000 Около 25 000 (16 195 без Украины) 3. Численность духовенства Год Священников Диаконов Церковнослужителей 124 923 101 040 113 961 115 619 102 682 107 906 4. Духовные школы Год Академий Семинарий Духовных училищ Студентов академий Семинаристов Учеников духовных училищ Преподавателей академий семинарий духовных училищ Около 6 000 Около 400 Около 1 500 5. Монастыри и монашество Год Мужских монастырей Женских монастырей Монахов Послушников Монахинь Послушниц 6. Святейшие Патриархи Московские и всея Руси 1. Святитель Тихон (Беллавин) 1917–1925. 2. Сергий (Страгородский) 1943–1944. 3. Алексий I (Симанский) 1945–1970. 4. Пимен (Извеков) 1971–1990. 5. Алексий II (Ридигер) с 1990 г. 7. Местоблюстители патриаршего престола 1. Митрополит Стефан (Яворский) 1700–1721. 2. Священномученик митрополит Петр (Полянский) 1925–1936. 3. Митрополит Сергий (Страгородский) 1936–1943. 4. Митрополит Алексий (Симанский) 1944–1945. 5. Митрополит Пимен (Извеков) 1970–1971. 6. Митрополит Филарет (Денисенко) 1990 (анафематствован в 1997 г.). 9. Архиереи важнейших епархий а) митрополиты Новгородские (первенствующие в Синоде с 1722 по 1775 гг.) 1. Иов 1697–1716 . 2. Феодосий (Яновский) 1721–1725 (архиепископ). 3. Феофан (Прокопович) 1725–1736 (архиепископ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

архиеп. Гермоген (Голубев) Скачать epub pdf (К пятидесятилетию восстановления патриаршества) В ноябре 1967 года исполнилось 50 лет со времени восстановления патриаршества на Чрезвычайном Поместном Соборе Русской Православной Церкви 1917–1918 гг. Историческим определением Собора от 4 (17) ноября 1917 года был положен конец длившемуся 200 лет т. н. «синодальному» периоду и восстановлено патриаршество. Соборное определение гласило: «1. В ПРАВОСЛАВНОЙ РОССИЙСКОЙ ЦЕРКВИ ВЫСШАЯ ВЛАСТЬ –  ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ, АДМИНИСТРАТИВНАЯ, СУДЕБНАЯ И КОНТРОЛИРУЮЩАЯ –  ПРИНАДЛЕЖИТ ПОМЕСТНОМУ СОБОРУ, ПЕРИОДИЧЕСКИ, В ОПРЕДЕЛЕННЫЕ СРОКИ СОЗЫВАЕМОМУ, В СОСТАВЕ ЕПИСКОПОВ, КЛИРИКОВ И МИРЯН. 2 . ВОССТАНАВЛИВАЕТСЯ ПАТРИАРШЕСТВО И УПРАВЛЕНИЕ ЦЕРКОВНОЕ ВОЗГЛАВЛЯЕТСЯ ПАТРИАРХОМ. 3 . ПАТРИАРХ ЯВЛЯЕТСЯ ПЕРВЫМ МЕЖДУ РАВНЫМИ ЕМУ ЕПИСКОПАМИ. 4 . ПАТРИАРХ ВМЕСТЕ С ОРГАНАМИ ЦЕРКОВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПОДОТЧЕТЕН СОВЕТУ». Собор 1917 года был созван с целью восстановления в Русской Церкви канонического правопорядка, нарушенного Петровской церковной реформой 1721 года. С этой целью Собор восстановил в нашей Церкви каноническое патриаршество, т. е. не только усвоил первоиерарху Русской Церкви титул Патриарха, но в своих канонических определениях определил его права и обязанности и порядок его избрания; порядок формирования состава Священного Синода и его права и обязанности; восстановил избрание епархиями епископов и установил самый порядок избрания их; установил, чтобы Поместные Соборы в нашей Церкви созывались периодически, в определенные сроки (один раз в три года)  в составе епископов, клириков и мирян. Свои канонические определения по вопросам церковного правопорядка Собор изрек в духе и силе древних канонов Вселенских и всецерковного значения Поместных Соборов в неразрывном единении и единомыслии с ними. В этом их каноническая ценность и обязательность. Самый смысл восстановления патриаршества и его значение не могут быть рассматриваемы в отрыве от канонического правопорядка, установленного Собором. Как известно, патриаршество в Русской Церкви было учреждено в 1589 году и просуществовало немногим более 100 лет.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/k-pjat...

Введение А. Общее влияние развития Российского государства в XVIII-XX вв. на Русскую Церковь    а) В XVIII столетии начинается новый период истории Русской Церкви, который в соответствии с названием высшего органа управления Церковью — Святейшего Правительствующего Синода именуется синодальным периодом.    При основании Святейшего Синода решающее значение для Петра Великого (1689—1725) имели введение коллегиального принципа и отмена принципа единоначалия в высшем церковном управлении. До тех пор именно этот последний принцип лежал в основе власти патриарха Московского и всея Руси. Однако было бы неправильно считать началом синодального периода дату основания Святейшего Синода ? 25 января 1721 г. В действительности новый период в истории Русской Церкви начинается уже со смертью последнего патриарха Адриана (1690—1700) — 15 октября 1700 г., когда Петр I передал высшее церковное управление своему протеже, митрополиту Стефану Яворскому, как местоблюстителю патриаршего престола. Наступил переходный этап в организации церковного управления, который по сути своей относится в полной мере уже к синодальному времени, продолжавшемуся до 21 ноября 1917 г., т. е. до восстановления патриаршества в России.    В течение всего синодального периода эта так называемая «церковная реформа» Петра постоянно подвергалась как негласной, так и открытой критике со стороны церковной иерархии, духовенства, ученых, публицистов, да и русского общества в целом. В сущности, государственная власть была единственной инстанцией, которая не только опиралась на петровскую реформу как юридическое основание, но и оценивала ее как явление во всех отношениях положительное. По этой причине правительство в синодальный период не шло ни на какие уступки общественной критике и время от времени пыталось подавить ее посредством репрессий.    Критики церковной реформы Петра I (см. том 2), за немногими исключениями, были склонны объяснять все недостатки в жизни Русской Церкви, в том числе и проявлявшуюся во многих важных областях несостоятельность церковного управления, непосредственно и исключительно введенной Петром государственной церковностью.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010