Санкт-Петербург. Собор Николая Чудотворца и Богоявления Господня. Никольский морской собор Карта и ближайшие объекты Действующий двухэтажный пятиглавый православный храм, сооружен в 1753-1762 г. по проекту С.И. Чевакинского в стиле русского барокко. Назван в честь Николы Морского (Святого Николая), которого церковь считает спасителем моряков. Это собор стал своеобразным мемориалом в память погибших моряков. На его стенах укреплены доски с именами погибших моряков (есть имена погибших на подводной лодке " Курск " ). 16 июля 1752 года императрица Елизавета Петровна подписала указ о возведении взамен обветшавшей деревянной Никольской церкви новой каменной. Разработка проекта нового морского храма была поручена архитектору Адмиралтейств-коллегии Савве Ивановичу Чевакинскому. По преданию, инициаторами постройки были тогдашний президент Адмиралтейств-коллегии М.М. Голицин (младший) и сам Петр Великий. Архивариус А.И. Богданов в своем «Описании Санкт-Петербурга» 1749-1751 г. указывает, что храм построен «по образцу Астраханского собора о пяти главах, о чем от Петра 1 в 1721 году в бытность в Астрахани с означенным генерал-адмиралом рассуждение чинено». Сходство между Астраханским и Петербургским соборами отсутствует, за исключением разве что пятиглавия, однако само «рассуждение» могло произойти. В 1722 году там же в Астрахани Петр распорядился о постройке морской Богоявленской церкви в Кронштадте, но как в Кронштадте, так и в Петербурге петровский указ был выполнен не скоро. Петербургский Морской собор был выстроен «о пяти главах», что в столице в середине 18 века было ещё редкостью. Всю первую половину столетия храмы строились по образцу Петропавловского собора – одноглавые, зального типа, со шпилем на колокольне. Появление во времена Елизаветы Петровны пятиглавых храмов воспринималось как возвращение к русской православной традиции. После наводнения осенью 1752 года, когда вода затопила место, где предполагалось строительство, проект был изменен и собор стал выше на 2,13 м.

http://sobory.ru/article/?object=00105

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛЬВОВ Афанасий Иванович (1703 - между 1769 и 1778, с. Глыбочка Карачевского у. Орловского наместничества; ныне Шаблыкинского р-на Орловской обл.), обер-прокурор Святейшего Правительствующего Синода (1753-1758), гос. деятель. Из дворянского рода XVI в., внесенного в 6-ю часть родословной книги Орловской и Московской губерний. Один из братьев, Алексей († 1762), служил адъютантом А. Д. Меншикова, затем белгородским губ. прокурором. В 1721 г. Л. начал службу в чине капрала гренадерского полка ген.-майора Х. Х. фон дер Роппа, с 1725 г. находился в составе С.-Петербургского драгунского полка (каптенармус, затем вахмистр), с 1727 г. был флигель-адъютантом ген.-лейтенанта, с 1730 г.- ген.-аншефа гр. А. И. Ушакова (прапорщик, с 1729 поручик). В 1733 г. произведен в секунд-майоры Каргопольского драгунского полка. В 1734 г., во время войны за польское наследство (1733-1735), под командованием ген.-фельдмаршала Х. А. Миниха участвовал в осаде Данцига, в 1737 г., во время русско-тур. войны (1735-1739),- в штурме Очакова. В 1737-1738 гг. занимался снабжением провиантом рус. войск Днепровской армии ген.-фельдмаршала Миниха. В 1739 г. в звании полковника участвовал в походе Миниха на Хотин и Яссы. Член разграничительной комиссии, занимавшейся установлением российско-тур. границы в соответствии с Белградским миром 1739 г., участвовал в размене российского и турецкого чрезвычайных посольств при р. Буге, в 1740 г. сопровождал в Россию тур. посла. В 1741 г. контролировал в Москве доставку в армию амуниции. Во время русско-швед. войны, в 1741-1743 гг., находился в резерве армии. В 1744-1745 гг. имп. Елизаветой Петровной направлен в Казанскую губ. для «сыска и искоренения воров и разбойников». В 1746 г. участвовал в походе в Оренбург. В том же году по болезни отставлен от воинской службы с возведением в чин статского советника. В 1752 г. по определению Сената участвовал в Следственной комиссии «на Вятке», занимавшейся «упущением подушной доимки».

http://pravenc.ru/text/2110951.html

П.В. Долгоруков Графы, бароны и дворяне Мантейфели Фамилия Мантейфелъ (Manteuffel) принадлежит к числу древнейших и знаменитейших фамилий Померании, откуда, разделясь на множество ветвей, она разошлась по Мекленбургии, Саксонии, Лаузицу, Баварии, Швеции и остзейским областям. Имя Мантейфелей уже встречается в Померании в 1226 году, при Герцоге Барниме. В последствии ветвь Мантейфелей, переселившаяся в остзейские области, присоединила, в следствие брака, к имени своему имя старинной фамилии Цёге (Zoge), фамилии известной с начала четырнадцатого века 267 . Оттон Цёге-фон-Мантейфелъ, майор шведской лейб-гвардии при Карле XII († 1721), от брака с Екатериною-Софиею Клингенштерна имел сына Оттона-Якова, шведского генерал- лейтенанта и посланника в Берлине, возведённого Королём Шведским Густавом III, в 1772 году, в Баронское Шведского Королевства достоинство. Иоанн-Гергардт Цёге ф. Мантейфелъ († 1710), был ландмаршалом герцогства курляндского. Готгардт-Иоанн Цёге ф. Мантейфель, эстляндский ландрат, возведён был Императором Германским Францом I, 16/27 апреля 1759 года, в Графское Римской Империи достоинство. Он женат был на Маргарите-Елисавете ф. Гюнтерсберг, имел четырёх сыновей 268 : 1) граф Андрей (рождение 1714 † 10 октября 1768), сперва австрийский офицер, потом русский генерал-майор; при отставке награждённый чином генерал-поручика; от брака с Софиею-Фредерикою ф. Стакельберг оставил сына, графа Андрея Андреевича (рождение 1762 † 1832). Сей последний был сенатором, и от брака с Шарлоттою-Софиею ф. Бок (рождение 1773 † 1830), имел четырёх сыновей и трёх дочерей: а) графиня Юлия Андреевна; б) графиня Елисавета Андреевна (рождение 1794 † 18 марта 1831), за действительным статским советником Оттоном Левенштерна; в) графиня Анна Андреевна; г) граф Иван Андреевич (рождение 15 декабря 1795 † 1849), действительный статский советник; д) граф Эрнест Андреевич (рождение 9 февраля 1801), женат на Матильде ф. Бреверн; у них сын граф Эрнест Эрнестович, (рождение 27 сентября 1844), и четыре дочери, графини: Паулина, Матильда, София и Виргиния Эрнестовны; е) граф Камиллий Андреевич, (рождение 31 июля 1803 † 18 декабря 1830); женат был на графине Генриетте Александровне Игельштром; у них сыновья: граф Готгардт Камиллиевич, рождение 1827, и граф Виктор Камиллиевич, рождение 1829, и дочь графиня Юлия Камиллиевна; ж) граф Виктор Андреевич, (рождение 1805 † 1829); 2) Готгардт-Иоанн, (рождение 1716 † 1753), от брака с Екатериною- Еленою ф.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Полтава. Церковь Вознесения Господня. Карта и ближайшие объекты Настоящим украшением жилого массива Половки в Полтаве является древнее здание Вознесенской церкви, отреставрированное совсем недавно. Немало пришлось пережить этому храму, ведь его история – и давняя, и дивная. Письменные же источники об этой святыне, как правило, дореволюционные и немногословные. Вознесенская церковь была построена в 1762 году на средства Полтавского полковника Ивана Черняка, тогдашнего владельца села Пушкаревка (именно на месте этого поселения на окраине Полтавы в наше время расположен городской микрорайон Половки). Но строили этот храм не на пустом месте и не сразу. Сначала надлежит вспомнить другое местное топографическое название – полтавское урочище Мазуровка, в котором, по благословению Преосвященного Лазаря (Барановича), архиепископа Черниговского и Новгородского, и с разрешения полтавских городских старшин и простого народа, монахини (выходцы с Подольской Украины) приобрели землю и основали на ней девичий монастырь. От названия монастырской Покровской трапезной церкви обитель получила название Покровский Полтавский девичий монастырь. Действовал он в Полтаве до 1721 года. В названном году Полтавский полковник Иван Черняк, по благословению Преосвященного Кирилла (Шумлянского), епископа Переяславского, и с разрешения малороссийского гетмана Ивана Скоропадского, перенес Покровский Полтавский монастырь на приобретенную им землю – в уже упомянутую Пушкаревку, находящуюся в то время в трех верстах от Полтавы. Кстати, это село было основано знаменитым казацким Полтавским полковником Мартыном Пушкарем; сначала оно состояло во второй полковой сотне, а позже относилось к Полтавскому уезду. Полковник Черняк на свои средства отстроил обитель, которая до того времени имела, по-видимому, только деревянные здания, – и вплоть до 1762 года (когда в монастыре на новом месте построили первую каменную церковь – Вознесенскую) обитель называлась Покровским Пушкаревским девичьим монастырем. Итак, соборная каменная (кирпичная) Вознесенская церковь была сооружена только через 41 год после перенесения обители на новое место. После возведения этой церкви монастырь еще раз поменял свое название – и стал именоваться, по названию главного храма, Вознесенским. Кстати, в том же 1762 году рядом с нововозведенной церковью построили также двухъярусную деревянную колокольню. В исторических источниках сохранилось описание этих церковных зданий состоянием на 1910 год: кстати, о Пушкаревском Вознесенском монастыре, с которым связаны рождение и судьба Вознесенской духовной жемчужины.

http://sobory.ru/article/?object=16351

Иерофей, митрополит Киевский и Галицкий (Малицкий Иоанникий) Родился в 1727 году в Черниговской губернии. Окончил Воронежскую духовную семинарию и оставлен в ней учителем, затем назначен проповедником и префектом. Окончательно образование получил в Московской Славяно-греко-латинской академии. В 1758 году принял монашество и назначен присутствующим Воронежской консистории. С 1762 года – игумен Рождественского Домницкого (Думницкого) монастыря. В 1772 году переведен настоятелем в Черниговский Борисоглебский монастырь. Со 2 августа 1774 года – архимандрит Черниговского Успенского Елецкого монастыря. 20 апреля 1786 года назначен ректором Черниговской духовной семинарии. 6 декабря 1788 года хиротонисан во епископа Черниговского и Нежинского. 1 апреля 1796 года возведен в сан митрополита Киевского и Галицкого и назначен членом Святейшего Синода. Скончался 2 сентября 1799 года. Погребен в усыпальнице Успенского придела Софийского собора. Будучи митрополитом, Иерофей проявил себя умелым администратором. Много потрудился он для поднятия нравственного и умственного уровня духовенства и для ограждения Православной Церкви от усиливавшегося влияния Рима и пропаганды унии. Умелая политика и здравый смысл его деятельности оставили много следов прекрасного. Особенно преосвященный Иерофей покровительствовал Киевской духовной академии. Литература: Белгородский А. Киевский митрополит Иерофей Малицкий (1796–1799 гг.). – Киев, 1901. Захарченко М. М. Киев теперь и прежде – Киев, 1888. – С. 196, 251. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. – Киев, 1913. – С. 1403, 1417. Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М.. 1872, 158. Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. – М., 1908. – С. 904. Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1895 гг.). – СПб., 1896, 158.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Авдулово. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Покровская церковь Карта и ближайшие объекты Сложенная из обтесанных белокаменных блоков Покровская церковь в Авдулово окружена с трех сторон большими прудами на реке Реуте. Ее построили в 1762 г. в усадьбе И.Юренева, принадлежавшего к старинному дворянскому роду. Из Юреневых особенно прославились стрелецкий сотник Семён Васильевич, отражавший в 1690-93 гг. шведов от стен Соловецкого монастыря, и участник Северной войны 1700-1721 гг. В храме было очень сыро. В конце XIX в. местный священник решил пристроить теплый придел и обратился за помощью к проживавшим в Санкт-Петербурге местным уроженцам Бушуевым. Те пожертвовали 5 тысяч рублей, и такую же сумму — М.И. Качанов. Руководство постройкой принял на себя Ф.И. Бушуев. 1 октября 1891 г. состоялось освящение придельного храма во имя Архангела Михаила и вновь возведенной колокольни. В советское время храм закрыли. Священник Михаил Алексеевич Успенский был арестован и расстрелян 12 декабря 1937 г. на Бутовском полигоне. Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви в 2000 г. прославил отца Михаила как священномученика. http://www.stupinoblag.ru/blagochinie/church/21/ Церковь в стиле барокко построена из белого камня в 1762г. на средства владельца села И.Юренева. Бесстолпный двусветный четверик перекрыт белокаменным высоким сомкнутым сводом, несущим ярусный барабан с главой. Развитое декоративное убранство выполнено в барочный формах. В объемной структуре здания заметны отголоски ярусных композиций петровской эпохи. Кирпичные трапезная, придел и колокольня пристроены в конце XIXb. В 1930-х гг. церковь была закрыта, с 1993г. опять действует. http://www.ashipilin.ru/moblbaza/stupir.htm Красивый вид на село открывается от Спасского. Сложенная из обтёсанных белокаменных блоков Покровская церковь охвачена с трёх сторон большими прудами на р. Реуте. Она была построена в1762 г. в усадьбе И.Юренева, принадлежавшего к старинному дворянскому роду. Из Юреневых особенно прославились стрелецкий сотник Семён Васильевич, отражавший в 1590-93 гг.

http://sobory.ru/article/?object=09260

Антоний, архиепископ Астраханский и Ставропольский (Румовский или Борисов Александр Иванович) Родился в 1738 году в семье священника Суздальской епархии Иоанна Борисова. Образование получил в Александро-Невской семинарии. По окончании курса духовной семинарии принял монашество. В 1762 году назначен в семинарии учителем физики. С 1763 года – законоучитель в сухопутном кадетском корпусе. В 1770 году, уже в сане архимандрита Новгородского Николо-Вяжищского монастыря, определен проповедником в Московскую духовную академию. 2 февраля 1774 года хиротонисан во епископа Переславль-Залесского. 19 сентября 1776 года переведен в Астрахань. 3 мая 1785 года возведен в сан архиепископа. Скончался 10 ноября 1786 года. Погребен в кафедральном Успенском соборе г. Астрахани у западных дверей. Памятником деятельности архиепископа Антония в Астрахани осталась основанная им духовная семинария. Труды: Слово при торжестве первого приема благородных воспитанников в Сухопутном кадетском корпусе. – СПб., 1767. Слово при погребении тела графа А. Г. Разумовского . – М., 1771. Слово в торжественный день восшествия на престол Екатерины Алексеевны. – СПб., 1771. Слово в день коронования императрицы Екатерины II. – СПб., 1767. Слово в день благополучного совершения императрицей Екатериной II подвига (прививки оспы. – прим. ред.). – СПб., 1769. Литература: Платон (Любарский), архимандрит. Иерархия Вятская и Астраханская//Чтения в Обществе истории и древностей российских. – М., 1848, 7. – С. 81. Чистович И. А. История Санкт-Петербургской Духовной Академии. – СПб., 1857. – С. 41. Геннади Г. Справочный словарь о русских писателях и ученых, умерших в XVIII и XIX столетиях, и список русских книг с 1725 по 1825г. – Берлин, 1876. – С. 34. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. – Киев, 1913. – С. 1394. Венгеров С. А. Критико-биографический словарь русских писателей и ученых: в 6 т. – СПб., 1889–1904, т. 1. – С. 637–638. Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М., 1872, 132.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Афанасий Паросский. Икона. XX в. [Парийский] (1721, дер. Костос, о-в Парос - 24.06.1813, о-в Хиос), прп. (пам. греч. 24 июня), греч. богослов и просветитель, участник движения колливадов . Первоначальное образование получил, по-видимому, на родине. В 1745 г. прибыл в Смирну, где поступил в Евангелическую школу, основанную мон. Иерофеем Дендрином. В этой школе в разное время учились сподвижник А. П. Николай Калливурцис (прп. Никодим Святогорец ) и просветитель А. Кораис . После 6 лет пребывания в Смирне А. П. направился в Афонскую академию, к-рую возглавлял ее основатель Неофит Кавсокаливит , с 1753 г.- Евгений Вулгарис, учитель и наставник А. П., в 1757 г. назначивший его преподавателем. В 1757/58 г. А. П. был рукоположен во диакона, в 1758-1762 гг. руководил греч. школой в Фессалонике, в 60-х гг. XVIII в. продолжил занятия на о-ве Керкира под рук. Никифора Феотокиса , затем нек-рое время преподавал в г. Месолонги в школе, основанной его соучеником по академии Панайотисом Паламасом. В 1771-1777 гг., после ухода Е. Вулгариса с Афона, А. П. возглавлял Афонскую академию. В этот период А. П. был рукоположен во священника. Как активный участник движения колливадов он претерпел гонения и даже был извергнут из сана, покинул Афон и до 1786 г. преподавал в Фессалонике. В 1781 г. священнический сан ему был возвращен. С 1786 или 1788 по 1811 г. А. П. возглавлял философскую школу на о-ве Хиос, где преподавал логику, метафизику, богословие, риторику, этику. Под его рук. школа достигла расцвета и приобрела известность за пределами греч. мира. Незадолго до кончины, оставив преподавание, А. П. удалился в небольшой мон-рь св. Георгия. В 1994 г. причислен к лику святых Греческой Церкви. А. П.- автор ок. 60 сочинений апологетического, догматико-канонического, литургического, агиографического и учебного характера, а также проповедей, писем, эпиграмм и служб святым. Важнейшие среди них: «Антипапа, или Подвиги иже во святых отца нашего Марка, архиепископа Эфеса», «Христианская апология» (сочинение, направленное против идей Французской революции), «Изложение Православной веры», «Объявление истины о святогорской смуте», «О новомучениках», «О поминовении усопших», учебники по грамматике, риторике и др.

http://pravenc.ru/text/77020.html

Мытники. Церковь Рождества Христова. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. В начале XVII в. село принадлежало Ивану Тимофеевичу Козловскому. В 1625 г. здесь вотчина Матвея Фёдоровича Жеребцова, перешедшая в 1657 г. его сыну Ивану Матвеевичу и в 1678 г. – внуку Гавриилу Ивановичу, который построил деревянную церковь во имя Гавриила Архангела (1706). Село по ней названо Архангельским. После смерти Гавриила Ивановича в 1730 г. оно принадлежало его вдове Анне Григорьевне с детьми Александром, Алексеем, Петром и Лукою. В 1762 г. владел Алексей Гаврилович Жеребцов. В 1781 г. село куплено у его дочери Анны Алексеевны, жены Якова Лукича Хитрова, Гавриилом Алексеевичем Жеребцовым. Ныне существующий каменный храм Рождества Христова построен в 1740 г. полковником Алексеем Гавриловичем Жеребцовым в 1/2 версты от реки Озерны. В 1846 г. пристроены два придела: южный – во имя мученика Харлампия, и северный – во имя Св. Симеона Богоприимца и Анны пророчицы. В конце XIX в. в селе была усадьба профессора Московского университета Николая Юрьевича Зографа. В школе при храме учителем был священник Михаил Семёнович Добронравов. Постановлением президиума Московского облисполкома советов РКиКД 1801 от 11 июля 1934 г. по ходатайству Рузского РИКа о закрытии двух церквей в с. Дьяково и Мытники – для культнужд, церковь была закрыта. В настоящее время церковь сильно разрушена. Средств на реставрацию мало. Информация с официального сайта Рузского благочиния. Оригинал здесь . Кирпичная, детали декора белокаменные, усадебная церковь. Построена в 1712-1721 гг. Трапезная перестроена в 1840-х гг., храм - в 1859 г.) на средства А.Г. Жеребцова, перестроена на средства Х.Г. Жеребцова. После перестройки стиль можно определить как эклектичное сочетание элементов псевдорусского стиля. Приземистый четверик церкви перекрыт сомкнутым сводом и увенчан небольшой главкой. С востока к нему примыкает полукруглый алтарь, с запада - обширная двухпридельная трапезная и колокольня. Трехъярусная колокольня является наиболее заметной частью храма. На двухъярусном кубическом основании поставлен восьмерик звона, завершенный поясом кокошников и перекрытый вычурным куполом с главкой. В декоре здания активно использован белый камень, стены украшены полуколонками, окна обрамлены наличниками с килевидным навершием. Сочетание различных элементов декора достаточно эклектично. Главный престол Христорождественский, в трапезной приделы Симеоно-Аннинский (правый) и Харлампиевский (левый). Внутреннее убранство в основном утрачено.

http://sobory.ru/article/?object=04795

Синодское. Церковь Михаила Архангела. Михайло-Архангельский храм Карта и ближайшие объекты Михайло-Архангельский храм. Каменный, с приделами во имя прп. Димитрия, Прилуцкого и Вологодского Чудотворца (справа) и Покрова Пресвятой Богородицы (слева). Деревянная однопрестольная церковь во имя Архистратига Михаила была сооружена в 1749 г. Каменный храм построен на средства прихожан в 1803 (1805) г., освящен в 1805 г. Правый придел устроен усердием г-жи Варвары Подреевской (Падревской) в 1859 г., левый – прихожанами в 1865 гг. В 1872 г. церковь была перестроена по новому плану, причем восьмерик и купол сделаны деревянными, а крыша обоих приделов – возвышена. Колокольня сооружена новая, трехъярусная. На заседании постоянной комиссии по вопросам культов при оргкомитете ВЦИК Саратовского края от 22 ноября 1934 г. церковь, как бездействующую с 1929 г., постановили передать с государственный фонд. Источник: «Inpenza.ru» ,  «Пенза Православная» До настоящего времени деревянное завершение храма не сохранилось. В плане храм имеет квадратную форму, с включенными в него тремя алтарями, расположенными по одной линии. Центральный алтарь выше боковых. Колокольня трехъярусная, верхний ярус восьмериковый, нижние - четвериковые. Декор довольно скупой и сейчас в него при начавшемся восстановлении храма внесено некоторое оживление за счет выделения средней части южного фасада тремя аттиками в виде килевидных кокошников. Информация с диска «Православные храмы земли Пензенской», автор Дворжанский Александр Синодское (Архангельское, Верхозим), село, центр сельсовета, в 22 км к югу от районного центра. Возникло между 1722 и 1743 годами, заселялось синодскими, принадлежавшими Синоду, крестьянами (Гераклитов, 1923, с. 313). Отставной капрал Григорий Федорович Галабурда (Халабурда), получив не позже 1701 года за службу поместный оклад, завещал в 1722 году свою поместную землю 20 четвертей в поле, а в дву по тому ж, на речке Верхозиме Николаевскому Амвросиеву Дудину монастырю (Нижегородский уезд), который числился в домовой вотчине московского патриарха, а с 1721 года – в ведении Синода. На этой земле село основал Дудин монастырь. Первоначально оно именовалось Верхозимом (1743 г.), затем (1762 г.) Архангельским, Верхозим тож, жители – синодальные крестьяне, в XIX веке – государственные крестьяне.

http://sobory.ru/article/?object=25736

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010