II. Епархиальные соборы и церкви  в Санкт-Петербурге I. Исаакиевский  кафедральный  собор. Исторические сведения о построении Исаакиевского  собора 1. Начало построения Исаакиевского собора. Начало построения Исаакиевского собора почти современно основанию Санкт-Петербурга. Заложив в 1703 году новую столицу и поручив ее молитвенному охранению Св. Апостола Петра, император Петр возымел желание устроить церковь и во имя преподобного Исаакия Далматского, в день памяти которого, 30 мая 1673 года, он родился;· но множество работ, начатых царем в одно время, не дозволили ему приступить к исполнению своего намерения ранее 1710 года. В этом только году возникла в Санкт-Петербурге церковь во имя преподобного Исаакия Далматского. На Адмиралтейском лугу, огороженном для травы, против самых Адмиралтейских ворот, в пустом чертежном амбаре, государь в 1710 году решился устроить временно церковь во имя преп. Исаакия. Для этого над простой шатровой крышей с одной стороны устроена была одноярусная колокольня со шпицем, а с другой – маленький купол с крестом над алтарем. В том же 1710 году началась в ней и служба. В церковь эту государь нередко заходил помолиться, так как она стояла подле адмиралтейства, где он работал. Голиков говорит даже, что в ней Петр 1 19 февраля 1712 г. публично венчался с государыней Екатериной Алексеевной. По времени, выбрав другое, удобнейшее место, 6 августа 1717 года государь заложил новую Исаакиевскую церковь, уже лучшую, каменную. Это на берегу Невы на пространстве между нынешним зданием Сената и Адмиралтейством, на том самом месте, где теперь находится памятник Петру I. План и рисунки этой церкви составлял архитектор Матернови, а работами заведовал каменных дел мастер Яков Нарпонов. Церковь имела форму креста, длин. 28 саж., ширин. от южных дверей до северных 15 саж., а в других местах 9 1 / 2 саж.; большой купол ее упирался на четыре больших столба и покрыт был простым железом. Колокольня вышиной 12 саж. 2 арш., имела шпиц в 6 саж.  вышины, с крестом вышин. в 7 фут. 8 дюймов. На колокольне поставлены были часы, выписанные, Петром из Амстердама. Когда церковь снаружи была готова, в 1727 г., уже по смерти ее основателя, в нее перенесли из ветхой первоначальной Исаакиевсвой церкви св. престол и всю церковную утварь, и немалое время служили в этой новой неосвященной еще церкви, пока приготовлялись для нее новый иконостас и новые св. образа. Заведывание ею предоставлено было Адмиралтейств-Коллегии. По уважению к памяти основателя церкви и по удобству ее положения, в ней нередко были совершаемы торжественные архиерейские служения и церковные церемонии.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Вятка (Киров). Церковь Владимирской иконы Божией Матери. Владимирская церковь /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Церковь во имя Владимирской иконы Божией Матери была построена в 1707 - 1724 гг. в слободке за Никитскими воротами г.Хлынова, получившей по имени храма название Владимирской. В 1812 году название перешло к улице Владимирской (К.Маркса). В 1936 году этот храм был уничтожен, и на его месте построен кинотеатр " Октябрь " . С сайта: В 1718г. освящена Владимирская церковь, а в 1724-м придельная во имя св. ап. Петра и Павла. Придел сей освящен Трифоновским архимандритом Парфением а большого Троицкого собора протопопом Семионом с протодьяконом. Престолов два: в холодной в честь иконы Владимирской Божией Матери, а в теплой – ныне во имя св. Иоанна Златоуста С сайта: http://foto-progulki.ru/vyatka_zerkvi_2 (адаптировано) В 1700 г. большой пожар уничтожил почти все деревянные строения Хлынова, в том числе все крепостные башни и стены. Более эти укрепления не восстанавливались. Город шагнул за границы земляного вала. В нём началась эпоха каменного строительства. 12 апреля 1707 г. " за градом Хлыновым, за земляным валом, за Никитскими вороты " в центре Спенчинской слободки купец Григорий Вяземский, будущий владелец Кирсинского железоделательного завода, начал возводить каменную церковь во имя Владимирской иконы Божией Матери. Работы продвигались медленно. С одной стороны, большое число мастеров-каменщиков было тогда привлечено к строительству новой столицы - Санкт-Петербурга, на Вятке же их и без того было немного. Но, с другой стороны, смогли же вятчане в более короткие сроки тогда же возвести Воскресенский и Богоявленский соборы (1710), а также другие городские церкви - Покровскую (1709), Пятницкую (1712), Предтеченскую (1717). Строительство же Владимирской церкви продолжалось 17 лет и было завершено только в конце 1724 г. Примечатально, что оно велось даже после 1714 г., когда указом Петра I в России повсеместно (кроме Петербурга) было запрещено " каменное строение " - вятские каменщики при переписях скрывали свою профессию, умалчивали о ней.

http://sobory.ru/article/?object=32525

Князь-Владимирский собор (Санкт-Петербург) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Князь-Владимирский собор Князь-Владимирский собор построен в 1766-1789, памятник архитектуры в стиле, переходном от барокко к классицизму. Находится на Петроградской стороне. Собор занимает особое место среди православных святынь Санкт-Петербурга. В нем нашло отражение множество исторических событий от Петровских времен до наших дней. В то же время собор наглядно свидетельствует о преемственности отечественной истории — через него духовные связи града святого Петра тянутся и к Москве, и к древнему Киеву. Первоклассный памятник русской церковной архитектуры, этот храм имеет выдающееся градостроительное значение. Неповторим его художественный облик. Собор очень уютен внутри, удивительно гармоничен и располагает душу к молитве. Официальное название — собор Святого равноапостольного князя Владимира. Содержание История [ править править код ] Санкт-Петербург, заложенный 16 (27) мая 1703 года, почти сразу же был предназначен стать столицей страны — Петр Великий спешил утвердиться на Балтийском море. Новый город широко раскинулся в Невской дельте — на Петербургской, Московской, Выборгской сторонах. Одним из первых жилых кварталов был занят участок Городского острова вдоль берега Малой Невы, к западу от Петропавловской крепости. Местность эта получила название «Мокруша», поскольку она часто заливалась при наводнениях. По преданию, ее первопоселенцы уже около 1708 года устроили малую церковь св. Николы на Мокруше. Позднее, в 1710-е годы, там велось строительство трехпрестольного мазанкового храма - предшественника Князь-Владимирского собора. В его боковых приделах, Никольском и Предтеченском, службы начались в 1717 году. Главный престол храма был освящен в честь Успения Богоматери 5 апреля 1719 года. Священнодействие совершал Местоблюститель Патриаршего престола митрополит Рязанский и Муромский Стефан (Яворский) в присутствии Петра I. Одновременно по царскому повелению храм получил степень соборного.

http://azbyka.ru/palomnik/Князь-Владимир...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АЛЕКСАНДРО-НЕВСКАЯ ЛАВРА (С.-Петербургской митрополии), первый мон-рь С.-Петербурга, расположен у впадения Чёрной речки (р. Монастырки) в р. Неву. Впервые упомянут в записке «О начале Невского монастыря» в июле 1710 г., когда царь Петр I Алексеевич , осмотрев место близ Чёрной речки, повелел основать здесь мон-рь в память о победе в 1240 г. войска св. блгв. кн. Александра Ярославича Невского над шведами. 20 февр. 1712 г. Петр I назначил первым архимандритом обители администратора духовных дел столицы Феодосия (Яновского) , «дабы начинал на осмотренном месте строить монастырь». Средства на строительство давал состоятельный валдайский Иверский Святоезерский муж. мон-рь , приписанный в 1712 г. с вотчинами и доходами к новой обители, а также имения Александро-Невского мон-ря (А.-Н. м.) в Олонецком крае. Земельные владения строящегося мон-ря включали 5 тыс. кв. саженей на обоих берегах Невы. Офиц. датой основания А.-Н. м. принято считать день освящения первой деревянной Благовещенской ц.- 25 марта 1713 г. (разобрана в авг. 1787), хотя уже с 1712 г. в мон-ре жили иноки по общежительному уставу и началось строительство обители. Летом 1712 г. сформировался штат «монастырских слуг и всякого чина служителей» и на левом берегу Чёрной речки началось возведение келий и др. работы, для к-рых была проложена дорога, соединившая место постройки с С.-Петербургом (ныне Невский проспект). А.-Н. м. стал одним из первых крупных архитектурных ансамблей сев. столицы. За период строительства сменилось неск. архитекторов, однако основная идея была заложена в «Генеральном плане строения» архит. Д. Трезини, по проекту к-рого в 1717 г. началось строительство из кирпича всего комплекса мон-ря. К 1727 г. мон-рь имел 4 храма, колокольню с 5 колоколами, 5 каменных корпусов, деревянные кельи, сад. В 1756-1765 гг. по проекту М. Д. Расторгуева были возведены юж., в 1760-1773 гг.- сев. линии лаврских построек с угловыми башнями (Семинарский и Просфорный корпуса). В 1780 г. архит. И. Е.Старов , устроив главный въезд со стороны города, включил в ансамбль мон-ря левобережье Монастырки, охватив ее низкими каменными стенами.

http://pravenc.ru/text/АЛЕКСАНДРО-НЕВСКА...

Нерехта. Церковь Богоявления Господня. Никольская церковь Карта и ближайшие объекты Вслед за Казанским собором на левом берегу реки возводится церковь Богоявления, более известная в народе как Никольская по одноименному приделу. В архивных документах, относящихся к XVII веку, деревянная Никольская церковь упоминается уже в 1653 году. Разрешение на сооружение существующего храма было дано в 1710 году. Строительство продлилось 15 лет, и в 1717 году был освящен Никольский придел, а сам храм - лишь в 1725 году. В первой половине XIX века с целью расширения была пристроена трапезная, а в конце века с запада к ней пристроена ризница и библиотека. В 30-е годы храм был обезглавлен, сломаны апсиды, колокольня, ограда, а в 80-е годы нашего века все это было восстановлено по проекту архитектора А.П.Чернова. Церковь имеет исключительно важное значение в застройке левобережной части города. К завершающемуся традиционным пятиглавием четверику с востока примыкает трехчастная апсида, а с запада прямоугольная трапезная и стройная шатровая колокольня. К последней при перестройке трапезной был пристроен шестиколонный портик. Высокий односветный четверик перекрыт глухим четырехлотковым сомкнутым сводом с уплощенной шелыгой. Скромное фасадное убранство четверика, выраженное в архитектурных формах XVII века, представлено наличниками окон, обрамлением портальных входов, сложным профилированным карнизом и большими полуциркульными декоративными закомарами с росписью, венчающими фасады. На углах - традиционные лопатки. Луковичные чешуйчатые главы покоятся на глухих гладких барабанах, единственным украшением которых является карниз. По периметру кровли четверика помещен ажурный подзор - прекрасный образец декоративно-прикладного искусства. Просторная трапезная, служившая зимним храмом, имеет двухстолпную конструкцию интерьера и перекрыта системой коробовых сводов. Фасады трапезной выполнены в стиле строгого классицизма: северная и южная стены в своей центральной части оформлены приставными четырехколонными портиками.

http://sobory.ru/article/?object=03469

Санкт-Петербург. Собор Исаакия Далматского. Исаакиевский собор Карта и ближайшие объекты Исаакиевский собор - самый выдающийся памятник архитектуры позднего русского классицизма. Его величественные, монументальные формы, богато разработанная пластика фасадов, насыщенность интерьера различными видами изобразительных искусств, и прежде всего живописью и скульптурой, неизменно привлекают к себе внимание. По своим грандиозным размерам (его высота составляет 101,5 м) Исаакиевский собор входит в число крупнейших купольных сооружений Европы. Он уступает только собору св. Петра в Риме и почти равняется величине собора св. Павла в Лондоне. Расположенный в самом центре города, Исаакиевский собор доминирует в ансамблях двух его главных площадей - Декабристов (бывшая Сенатская площадь) и Исаакиевской. К тому же он в значительной степени определяет силуэт города и хорошо виден в перспективах многочисленных улиц, проспектов, площадей и набережных. Созданию существующего Исаакиевского собора предшествовала многолетняя история строительства Исаакиевской церкви, восходящая к первым годам существования Петербурга и связанная с именем его основателя - Петра Великого. В 1710 г. в честь тогда еще царя Петра I, родившегося 30 мая 1672 г., в день св. Исаакия Далматского, была устроена Исаакиевская церковь на Адмиралтейском лугу, напротив башни Адмиралтейства. Она располагалась на том самом месте, где значительно позже был сооружен фонтан. Церковь была деревянной, одноэтажной, с одноярусной колокольней, увенчанной шпилем, и маленьким куполом на барабане, отмечающим местоположение алтарной части. Церковь перестроили из адмиралтейской чертежной, занимавшей отдельное строение. В 1712 г. в этой церкви Петр I венчался, а через пять лет, в 1717 г., была заложена каменная Исаакиевская церковь, но уже на новом месте, и ближе к реке Неве. Это место отмечает теперь памятник Петру Великому - знаменитый Медный всадник. Церковь строилась десять лет, но просуществовала недолго. Расположенная вблизи реки, она страдала от невских вод, размывавших фундамент в периоды частых наводнений. В конструкциях собора появились трещины, и после случившегося в 1735 г. пожара ее решили разобрать.

http://sobory.ru/article/?object=01555

Санкт-Петербург. Троицкая Александро-Невская лавра. Карта и ближайшие объекты Свято-Троицкий Александро-Невский монастырь был основан Петром I в июле 1710 года на левом берегу реки Невы. Петр I решил перенести мощи Св. Александра Невского в строящийся Санкт-Петербург и сам наметил место для постройки монастыря. Ошибочно предполагалось, что на этом месте новгородцы, возглавляемые князем, в июле 1240 года разгромили шведские десанты. Останки Александра Невского были перенесены из Владимира в монастырь в 1724 году. В 1712 году была заложена первая деревянная церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. Существующая двухэтажная церковь построена в 1717 – 1722 годах. Сооруженное Доменико Трезини здание, расположенное в северо-восточном углу монастырского каре близ главного входа во двор монастыря на правом берегу реки Монастырки (налево от ворот), послужило образцом для более поздних построек. Прямоугольное в плане, с деревянной восьмигранной башней под высоким гранёным куполом со световым фонариком, оно имеет характерные для петровского зодчества высокую кровлю с переломом и декоративную обработку фасадов рустовкой нижнего этажа, пилястрами с ионическими капителями и лепниной в лучковых фронтонах и наличниках. В 1764 - 1765 годах к западному фасаду церкви архитектором М. Д. Расторгуевым был пристроен двухэтажный павильон в формах барокко с лестницей, которая вела в верхнюю, Александро-Невскую церковь. Верхняя церковь во имя Святого благоверного князя Александра Невского освящена 30 августа 1724 года, в третью годовщину Ништадтского мира, в день перенесения в неё мощей святого Александра Невского. Здесь в серебряной раке мощи покоились вплоть до 1790 года, когда они были перенесены в Троицкий собор. Лепное убранство церкви выполнили Иван и Игнатий Росси. Дубовые царские врата изготовили резчики М. Шестаков и Г. Жариков, образа для церкви написали И. Г. Адольский, И. Я. Вишняков, И. Н. Никитин и Д. Н. Соловьев. К главному алтарю примыкал придел во имя Преподобного Сергия Радонежского, славившийся своим иконостасом. В 1817 - 1819 годах помещение церкви подверглось капитальному ремонту и частичной перестройке в связи с созданием новой большой двухсветной церкви в Духовском корпусе.

http://sobory.ru/article/?object=01557

В 1710 г. Петр приказал сосчитать свои доходы и расходы. Оказалось, что по 3-летней сложности за 1705 – 1707 гг. средняя ежегодная сумма доходов с соляной прибылью не превышала 3330 тысяч рублей. Армия и флот поглощали до 3 миллионов; на все остальные расходы шло около 824 тысяч рублей. Ежегодный дефицит простирался до 500 тысяч рублей, составляя 13% расходного бюджета. Недостаток дохода доселе восполнялся кой-как остатками прежних лет, какие на всякий случай прикапливала казна; но теперь они, по-видимому, истощились. По смете на 1710 г. предвидевшийся полумиллионный дефицит положено было покрыть дополнительным сбором по полтине (4 рубля на наши деньги) с тяглого двора: это был при Петре, как и до него, обычный вид внутреннего кредита – заем беспроцентный и безвозвратный; другого вида не было, потому что к казне никто не имел доверия ни дома, ни за границей. Предотвратить это затруднение на будущее время Петр надеялся новым пересмотром платежных сил. До сих пор прямое обложение основывалось на подворной переписи 1678 г. Но полного однообразного итога ее не встречаем в актах: число дворов, приводимых со ссылкой на нее, колеблется между 787 и 833 тысячами дворов; разные налоги распределялись по неодинаковому количеству дворов. Во всяком случае в продолжение слишком тридцати лет старая перепись имела право устареть, и только русская канцелярия могла услаждать себя мыслью, что делает дело, по ней располагая в 1710 г. прямое обложение. Наткнувшись на такой дефицит, Петр велел произвести новую перепись в твердой надежде на 30-летний прирост плательщиков и потерпел финансовое поражение, равнявшееся военному под Нарвой: в 1714 г. Сенат рассчитал, что перепись 1710 г. обнаружила убыль тяглого населения почти на четверть, хотя более внимательное изучение данных в книге г. Милюкова о государственном хозяйстве России при Петре смягчило этот испуганно-преувеличенный расчет тогдашней официальной статистики, свело убыль до 1/5. Виновником такого запустения страны был сам Петр, изъявший из тяглого населения сотни тысяч здорового люда рекрутскими наборами, десятки тысяч рабочих нарядами на верфи, на каналы, на стройку новой столицы и десятки же тысяч куда-то бежавших от тяжести управления и налогов или утаенных от переписи благодаря неуменью найти добросовестных исполнителей. Петр понимал экономию народных сил по-своему: чем больше колоть овец, тем больше шерсти должно давать овечье стадо. Новая подворная перепись 1716 и 1717 гг. показала только дальнейшую убыль тяглого населения; сам Сенат в 1714 г. засвидетельствовал, что в одной Казанской губернии с 1710 г. убыло 35 тысяч дворов, а это составляло почти треть тяглого населения губернии по переписи 1710 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

Иосиф (Волчанский), архиеп. Московский и Владимирский. Фотография с портрета кон. XVIII – нач. XIX в. (РГИА) (Волчанский; † 10.06.1745, Москва), архиеп. Московский и Владимирский. Время и место рождения неизвестны, вероятно происходил из малороссийской шляхты. Был братом Могилёвского еп. Иеронима (Волчанского) . В 1710 г. окончил полный курс Киево-Могилянской коллегии. С 1710/11 уч. г. преподавал в академии грамматику, в 1715-1717 и 1717-1719 гг. читал курс философии. Написанный им полный курс дисциплины носил название «Philosophia universa doctrinam peripathethicam ad mentem principis philosophorum Aristotelis Stagyritae complectens, commentationibus scholasticis illustrate atque in alma Kijoviensi Academia orthodoxa Mohileana ingenuo auditori Roxolano extructa annis 1717 et 1718, optimo professore ac ordinario praefecto pro tunc scholarum R. Patre Josepho Wolczanski». В ИР НБУВ сохранились записи философских курсов, прочитанных И. (Ф. 301. ДАп/44; Ф. 305. ДС/п164, ДС/п165; Ф. 306. 108п/62; Ф. 307. 447п/1703, 450п/1708, II). Эти курсы похожи на те, к-рые читали др. преподаватели в Киево-Могилянской коллегии до сер. XVIII в., и имеют с ними общий источник – тексты авторов-иезуитов. Об этом свидетельствует в т. ч. решение проблемы универсалий, где И. придерживается взглядов, близких к т. зр. известных иезуитских философов Педро Уртадо де Мендосы, Родриго Арриаги и Франсиско Овьеды. В 1719/20 - кон. 1724/25 уч. г. И. преподавал в Киево-Могилянской коллегии теологию, в т. ч. в 1721/22-1724/25 гг.- полный 4-годичный курс. Курс носил название «Theologia Christiana orthodoxa pro diversitate materiarum in varios tractatus, tum disputationes et quaestiones divisa, in Collegio orthodoxo Kijovo-Mohileano tradita et explicata ad maiorem Dei ter optima maximi et eius Christi reparatoris salutis nostrae gloriam incepit anno 1721 mense Septembris 22. Tradita est ab admodum reuerendo patre Iosepho Wolczanskj rectore protunc collegii Mohileani Kiiowiensis». В ИР НБУВ сохранились записи курса, сделанные студентами (Ф. 305. 194п, 196п; Ф. 306. 160п, 161п, 162п; Ф. 307. 463п/1681, 464п/1686, 466п/1693; Ф. 312. 555п/229С, 556п/230С). Конспект по теологии, составленный студентом, прослушавшим половину курса, сохранился в собрании рукописей укр. происхождения в Иркутской семинарии 51/1). Записи курса хранятся также в ОР РГБ (Ф. 173. 1. 240), ОР РНБ (Ф. 522. 4, 5, 22). По мнению К. В. Суториуса, отдельные преподаватели Новгородской ДС читали курс теологии на основании лекций И. В ОР РГБ сохранилось также теологическое сочинение И. «Tractatus theologicus complectens orthodoxam doctrinam de sacramentis traditus et explicatus in collegio Kijowomohylaeano a patre ordinario theologiae professore et scholarum praefecto Josepho Wolczanski anno 1719».

http://pravenc.ru/text/578501.html

Михаил Петрович (1681 или 1680-24.08.1752), статский советник, директор С.-Петербургской Оружейной канцелярии. Род. в семье священника. Службу начал в 10-летнем возрасте в Посольском приказе. В июне 1698 г. вместе с др. подьячими А. принимал участие в подавлении стрелецкого восстания (см. Стрелецкие восстания кон. XVII в. ). В 1699 г., в составе посольства А. Матвеева , был направлен для получения образования в Гаагу. Вернувшись в Россию в июне 1702 г., был представлен царю Петру I , служил подьячим Посольского приказа. В июле 1706 г. получил разрешение на поездку в Голландию сроком на год для завершения образования. В кон. 1708 г. назначен дьяком Оружейной палаты. После перевода в С.-Петербург с авг. 1710 г. занимался организацией Оружейной канцелярии, где под его началом состояло до 219 «приказных и мастеровых разных художеств». В 1711 г. А. было поручено устройство типографии в С.-Петербурге. В 1712 г., получив чин цейхдиректора, стал руководить Оружейной канцелярией и С.-Петербургской типографией. Помимо своих основных обязанностей А. редактировал знаменитые петровские «Ведомости», составлял «Книгу Марсову» (1713) и, по-видимому, первую, к наст. времени утерянную историю царствования Петра I. К 1720 г. руководимая А. типография выпустила 131 издание. Среди печатной продукции типографии полностью отсутствовала религ. лит-ра, а подавляющее большинство изданий печаталось гражданским шрифтом. По замечанию одного из исследователей, «не издав ни одной службы святым, М. П. Аврамов исправно выпустил 5 тиражей недоброй памяти «Объявления розыскного дела и суда... на царевича Алексея Петровича», 3 тиража «Манифеста о винах несчастной царицы Евдокии»». Однако уже в 1717 г., вынужденный издать под давлением ген.-фельдцейхмейстера Я. В. Брюса рус. перевод соч. Х. Гюйгенса «Книга мирозрения, или Мнение о небесных глобусах», А. позаботился представить ее Петру I как богопротивную и добился отсылки всего тиража (30 экз.) в Голландию. Указом от 1 мая 1720 г. Оружейная канцелярия была упразднена, петербургский арсенал, состоявший в ведении А., поступил в Артиллерийскую канцелярию. В февр. 1721 г. типография была передана в ведение Святейшего Синода, а оставшийся без должности А. в авг. того же года назначен асессором в Берг-коллегию. Проект учреждения в России Академии «иконного и живописного художества», поданный А. весной 1721 г., не получил одобрения и остался без последствий. В том же году у А. было конфисковано на «галерное строение» имение Крестин-кирха близ Ладожского оз. в Нейшлотском у.

http://pravenc.ru/text/62976.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010