Закрыть itemscope itemtype="" > Михайло Васильевич Ломоносов (1711-1765 гг.) как апостол российской науки 25 января – Татьянин День – день рождения Императорского Московского университета, ныне МГУ имени М.В. Ломоносова, праздник российского студенчества 25.01.2021 1772 Время на чтение 13 минут 310-летию со дня рождения М. В. Ломоносова (1711-1765 гг.) и 265-летию Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова (Императорского Московского университета – 1755 г. – по н/в) посвящается Создателями Императорского Московского университета были Императрица Елизавета Петровна Романова, Михаил Васильевич Ломоносов и Иван Иванович Шувалов Просвещающий свет Христов пришел в Российскую Империю и вместе с просвещенно-верующим человеком, создателем российской науки и защитником православной веры Михаилом Васильевичем Ломоносовым ноября 1711 г. - 4(17) апреля 1765 г.]. " Свет Христов просвещает " - именно эти слова выписаны на храме Святой мученицы Татианы - домовой церкви Императорского Московского университета (ИМУ), ныне Московского государственного университета (МГУ) имени М. В. Ломоносова. Инициатором, автором проекта учреждения, одним из трех создателей по-настоящему первого российского университета, крепко стоящего на камне, а не на песке, предстает наш отечественный ученый, гений, энциклопедист Михаил Васильевич Ломоносов. По праву основателями Императорского Московского университета являются русская Царица - Императрица Елизавета Петровна Романова (1709-1761/62 гг., российская императрица с 1741 г.), русский государственный деятель Иван Иванович Шувалов (1727-1797 гг.) и Михаил Васильевич Ломоносов. Последний сам (по словам А.С. Пушкина ) " есть первый наш университет, поборник русского просвещенья " . Что означает живое великорусское слово " просвещенье " ? По В. Далю " просвещенье - свет науки и разума, согреваемый чистою нравственностью; развитие умственных и нравственных сил человека; научное образование при ясном сознании долга своего и цели жизни " , " просвещенье одною наукою, одного только ума, односторонне и не ведет к добру " . А еще просвещенье по В. Далю означает Святое Крещенье, Праздник Богоявления (церк.). В настоящее время «просвещение», которое не от Творца, становится симулякром=пустышкой и приобретает отрицательную коннотацию.

http://ruskline.ru/analitika/2021/01/06/...

Санкт-Петербург. Собор Сампсона Странноприимца. Сампсониевский собор Карта и ближайшие объекты Небольшая каменная часовня,находящаяся в северо-западной части нынешней соборной ограды,была построена на этом месте ещё в 1735 г., дабы обозначить местонахождение первой деревянной Сампсониевской церкви (построенной в 1709-1710 годах и разобранной в 1735 г.). Около 1908 г. она была разобрана, и в 1909 г. на её месте по проекту архитектора Андрея Петровича Аплаксина была выстроена в барочном стиле новая каменная часовня во имя Спаса Нерукотворного Образа,сохранившаяся доныне. Лавры, монастыри и храмы на Св. Руси. Санктъ-Петербургская enapxiя. Выпускъ III. - СПб, 1908, с. 5; Романченко Н.Ф. Ucmopuчeckiй очеркъ Санктъ-Петербургскаго Caмncohiebckaro собора. - СПб, 1909, с. 52; Филиппова Н.С. Музей-памятник " Сампсониевский собор " . - СПб, 2002, сс. 2-3 Это одно из старейших зданий Санкт-Петербурга. В его облике наиболее проявились традиции древнерусского зодчества. Собор расположен недалеко от места, где Петр I заложил деревянную церковь в память победы под Полтавой 27 июня 1709 года (в день именин св. Сампсония Странноприимца). Здание собора было заложено в конце ноября 1709 года, а освящено в 1710 году. Собор был построен на Выборгской дороге. Именно она ведёт на северо-запад, в ту сторону куда шли русские войска на войну со Швецией. В начале XVIII века это место было достаточно отдалено от центра города. В 1711 году здесь организовали городское кладбище. До того, умерших хоронили во дворах, при приходских церквах. Петром I же было решено устроить место захоронения иностранцев именно здесь. Ведь все приехавшие в Санкт-Петербург иностранцы - странники, поэтому и должны они найти свой покой у церкви святого Сампсония Странноприимца. При Сампсониевском соборе были похоронены архитекторы Трезини, Леблон, Шлютер, Маттарнови, скульптор К. Б. Растрелли, личный врач Петра I Блюментрост, фельдмаршал Миних. Здесь же в 1740 году были похоронены " враги Бирона " А. П. Волынский, А. Ф. Хрущёв и П. М. Еропкин. Кладбище до наших дней не сохранилось. Церковь и колокольня, возведенные из дерева, постепенно ветшали, а приход расширялся, и поэтому уже во второй половине 1720-х гг. появилась необходимость в новом, более просторном здании.

http://sobory.ru/article/?object=01540

Сачковичи. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Покровская церковь Карта и ближайшие объекты Покровская церковь построена в 1846-64 гг. на месте сгоревшего деревянного храма 1-й четв. XVIII в. Кирпичная церковь с деревянным завершением в стиле эклектики. Отдельно стоящая кирпичная колокольня относится к кон. XIX в. Церковь не закрывалась, внутри сохранилась роспись и иконостас XX в. Сохранившиеся документы свидетельствуют о том, что по состоянию на 1780 год храм в селе был деревянный, на кирпичном фундаменте. В книге «Историко – статистическое описание Черниговской епархии» для нас имеется очень важное свидетельство, что «на оловянной дощечке, найденной на пожарище сгоревшего храма, написано: «Сооружись церковь сия во имя Царицы Богородицы Марии Девы пречестного покрова в правление архиепископа Иоанна и запорожских войск гетмана Иоанна Скоропадского, старанием пана Якова Дружины».» Судя по этой доске деревянный храм мог был построен между 1709-1711 годах, после Полтавской битвы, скорее всего после изгнания шведов со Стародубских земель. Полковник Иоанн Ильич Скоропадский был избран гетманом 7 ноября 1708 года. В начале 1711 года Святитель Иоанн, Архиепископ Черниговский и Нежинский, во граде Москве был возведен в сан митрополита Тобольского и всея Сибири. В город Тобольск, Высокопреосвященнейший Владыка прибыл 14 августа 1712 г. Сооружение же нынешнего довольно обширного и построенного из красного кирпича храма, было начато в 1846 году на месте сгоревшего. Однако, в середине ХХ века с северной стороны храма была прикреплена мраморная табличка с надписью: «Памятник архитектуры Покровская церковь, построена в 1820 году, охраняется государством». В «Трудах Черниговской Губернской архивной комиссии 1906-1908 годов» в «Алфавитном списке церквей Черниговской епархии», основанием для составления которого послужили официальные документы приходов, так называемые в то время «клировые ведомости» или «Ведомости о церкви», указывается, что в селе Сачковичи Покровская церковь, каменная постройка 1846 года. Один из составителей «списка» Е. Корноухов, в предисловии указывает, что: «Ручаться за полную точность предлагаемых сведений, к сожалению, нельзя, так как материал для них – клировыя ведомости состовляются очень кратко и неполно; особенно это относится к перестройке, расширению церквей и колоколен». Святитель Филарет (Гумилевский) Архиепископ Черниговский и Нежинский, указывает дату постройки храма 1864 год. Храм построен в центре села на возвышенном месте «усердием сачковцев» и освящен при настоятельстве священника Иоанна Александровича Доброгаева. Известны имена старост прихода, добросовестно и усердно трудившихся в доволюционные годы в храме: Максим Кучма (1860 г.) и Иоанн Моисеенко (1913 г.) при котором храм перед Первой мировой войной был отреставрирован и и частично расписан масляными красками.

http://sobory.ru/article/?object=01633

Глава вторая Присоединение прибалтийских областей (Корелии, Ингрии, Эстляндии и Лифляндии) к России. Основание Петербурга (1703 г.). Церковное управление в новом крае. Неосуществившееся предложение патриарха Досифея – поставить архиереев в Петрополе (Петербурге) и Нарве и ввести митрополичье управление в русской церкви. Своеобразный характер церковно-епархиального управления в С.-Петербургском крае (Ингерманландии), вверенном Феодосию Яновскому. Отношение Феодосия, как духовного управителя, к новгородским владыкам, которым он обязан был подчиняться, как епархиальным архиереям. Состав Петербургской церковной области. Ладожское и Корельское викариатства; отношение викариев к Новгородской митрополии и м. Иову. X. Новгородская епархия, её состав и границы в начале XVIII в. XI. Псковская епархия. Присоединение к ней Эстляндии и части Лифляндии. Церковное управление в г. Риге, под главной властью местоблюстителя. XII. Смоленская епархия. XIII. Тверская епархия. XIV. Ростовская епархия. XV. Вологодская епархия. XVI. Великоустюжская епархия. XVII. Холмогорская епархия. XVIII. Суздальская епархия. XIX. Патриаршая область. Постоянство их состава и границ. 6-го ноября 1711 г. Петр I, привыкший никому не уступать ни в чем, с тяжелым чувством, даже со слезами писал генералу Ф. М. Апраксину, что во избежание войны надобно отдать Азов и срыть Таганрог, «ибо зело злобны являются турки для неотдачи Азова». 117 Азов и Таганрог – эти опорные пункты на берегах Азовского моря, облитые русской кровью – пришлось уступить, повернув взор к Персии. Петр, однако, не пал духом. Он давно уже «ногой твердой» встал при другом море – Балтийском, откуда сам грозил шведам. Потери на юге были вполне вознаграждены на северо-западе приобретениями на берегах Балтийского моря. Ингрия с Корелией, Эстляндия и Лифляндия при Петре вошли в состав территории русского государства и церкви. В 1702 г. была взята у шведов крепость, некогда с именем Орешка принадлежавшая Новгороду и переименованная Петром в Шлиссельбург, в 1703 г. 16-го мая положено основание Петербургу, затем заложена крепость Кроншлот, на острове Котлине с южной стороны, в том же 1703 году Шереметьев взял города: Копорье, Ям, (Ямбург) и опустошил Эстляндию и сжег Везенберг, (Раковор), в следующем, 1704 г. взяты Дерпт (Юрьев) и Нарва (Ругодив); вслед за Нарвой сдался Иван-Город. В 1710 г. укреплен Кронштадт, на северной стороне Котлина. После Полтавской победы (1709 г.) военные дела Петра по берегам Балтийского моря пошли еще успешнее. В июне 1710 г. сдался Выборг и, по выражению Петра, была устроена крепкая подушка Петербургу; в сентябре сдался Кексгольм, и покорение Корелии, было закончено, в июле 1710 г. сдалась осажденная еще в 1709 г. Рига, в августе сдались Пернов 118 , Аренсбуг 119 – главный город острова Эзеля 120 , в сентябре – Ревель. 121 Таким образом, к концу 1710 года все пространство от северных берегов Финского залива до берегов Западной Двины было присоединено к России.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Саров. Успенская пустынь. Подземная церковь Антония и Феодосия Печерских. Карта и ближайшие объекты Церковь Антония и Феодосия Печерских (подземная). Это самое древнее сооружение в Сарове. Возникновение пещер с галереями, кельями и подземной церковью относится к самым ранним годам существования Саровского монастыря. С благоговением и некоторым страхом богомольцы спускались в эти жилища первых поселенцев обители. При колеблющемся свете пучка свеч в руке монаха-проводника посетители осматривали подземные кельи отшельников, куда удалялись монахи, желавшие более строгого уединения. Келии напоминают затворы киевских пещер. Подземная церковь во имя Киевско-Печерских чудотворцев Антония и Феодосия была устроена в 1709 году. Через некоторое время деревянный иконостас церкви из-за сырости пришел в негодность, и в 1730 году служба в ней прекратилась. В 1780 году для подземной церкви сделали металлический иконостас, и службы возобновились. Для проветривания из подземной церкви была выведена кирпичная труба, а над ней возведена часовня с главой и крестом. В настоящее время пещерах идут восстановительные работы. Пещерный храм во имя преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских с системой подземных галерей - самое древнее монастырское творение - ему более 300 лет. Согласно рукописи основателя монастыря иеросхимонаха Иоанна «Сказание о первом жительстве монахов», Иоанн начал копать пещеру в полугоре от реки Сатиса над источником. Устав от работы, он прилег отдохнуть в шалаше, и во сне ему было видение. Очутился он как будто у города Киева, и митрополит Илларион - тот самый, который когда-то начал первым копать пещеры Киево-Печерского монастыря, благословил начатое им дело. Монахи продолжили копать пещеры и сделали несколько ответвлений с небольшими кельями. В 1709 г. в подземельях была сделана церковь. Максимальные размеры храма 9 на 6 метров, свод поддерживается четырьмя колоннами более метра в поперечнике каждая. Разрешение на освящение подземной церкви было получено с большими трудностями. Местоблюститель патриаршего престола митрополит Стефан Яворский разрешил открытие церкви только 30 мая 1711 г. после ходатайства царевен Марии и Феодосии, сестер Петра I. Они же подарили в новую церковь иконостас с иконами, служебные книги, оловянные сосуды для богослужения, облачения, деньги и величайшую драгоценную святыню - четырнадцать частиц мощей Киево-Печерских чудотворцев, которые хранились в ней под престолом.

http://sobory.ru/article/?object=36091

Абаканская и Кызылская епархия 22 травня 2010 р. 14:02 Присоединение и освоение Сибири были начаты с 1581 г. при Московском царе Иоанне Грозном, который под влиянием просветительных идей свт. Макария, митрополита Московского, преследовал цель покорить восточные пределы не столько силой оружия, сколько благодатной силой христианского просвещения. Православные русские миссионеры продвигались на вновь осваиваемые Российским государством территории в Сибири вместе с продвижением на них русского военного и гражданского населения. Строились остроги-крепости и в них — часовни, а затем церкви. Образовывались деревни и на несколько деревень строилась церковь. Территория современной Хакасии осваивалась вместе с освоением Сибири Российским государством в продолжение всего XVII в. вплоть до 1707 г., когда император Петр I распорядился основать первый на Хакасско-Минусинской территории казачий Абаканский караульный острог в непосредственной близости с Хакасией на противоположном берегу р. Енисей (напротив с. Абакано-Перевоз Боградского района). В это время были определены внешние границы вошедшей в состав Российского государства Хакасии. Тува была принята в состав России в 1914 г. Распространение Православия на Хакасской земле связано, прежде всего, с миссионерской деятельностью Тобольской епархии , а также позже и других епархий, в составе которых находилась Хакасия. Первое крещение местного населения было совершено в 1707 г. митрополитом Тобольским и Сибирским Филофеем (на кафедре пребывал в 1701-1711 гг.; 1715-1721 гг.) в верховьях реки Июс во время совершения поездки по епархии. Первый приход, в который входили две хакасские деревни, заселенные переселенцами из Российских губерний (Абакано-Перевоз, Бородино), был открыт в 1709 г. в Абаканском караульном остроге на противоположном берегу Енисея. К имевшейся деревянной часовне был пристроен алтарь, и по благословению митрополита Тобольского и Сибирского Феодора, в этом же году была освящена церковь в честь св. Архистратига Божия Михаила.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1211230...

Алешенка. Церковь Владимирской иконы Божией Матери. Карта и ближайшие объекты Село Алешенка (в старину упоминается как Богородицкое, Алымовка, Страховка, Крупец) расположено при реке Алешне, притоке реки Навли, в 8 км от районного центра. В начале ХХ века это село входило в состав Пролысовской волости: ныне это центр Алешенского сельского поселения. По переписи 1897 года, в Алешенке насчитывалось 1886 жителей, в настоящее время - около 650. Алешенкой (вариант " Алёшенка " - ошибочный) село называлось по реке, Богородицким - по храму, Алымовкой и Страховкой - по фамилиям владельцев. Название " Крупец " встречается в более ранних документах, относящихся к первой половине XVIII века. Дополнительные названия отличают Алешенку от одноименных сел в Трубчевском и Севском уездах. Первое упоминание о церкви в честь Владимирской иконы Божией Матери в Алешенке (Крупце) относится 1709 году, когда митрополит Стефан, по прошению местного помещика Евстрата Тимофеевича Алымова, благословил строительство здесь деревянного храма. В то время Алешенка (Крупец) была деревней и входила в состав Подгородного стана Брянского уезда. К 1711 году церковь построили и 21 мая на ее освящение был выдан антиминс. В 1777 году церковь во имя Владимирской иконы Божией Матери была заново выстроена в дереве - на средства помещика Антона Семеновича Хлюстина. С 1783 года упоминаются ее приделы во имя Николая Чудотворца и во имя Георгия Победоносца. Недалеко от этой церкви в 1837 году тщанием владелицы села Елизаветы Антоновны Страховой был поставлен кирпичный холодный храм с тремя престолами, сохранившими прежние посвящения (правый - Георгиевский, левый - Николаевский). В следующем, 1838 году, ветхая деревянная церковь была перенесена на кладбище и позднее переосвящена во имя Успения Пресвятой Богородицы. Кирпичная церковь была накрыта железной кровлей, с обеих сторон оштукатурена, а внутри по штукатурке окрашена масляной краской. Колокольня и настоящая часть храма соединялись крытой галереей, вероятно заменявшей трапезную. Общая длина этой постройки достигала почти 40 метров, а ширина - 24 метра. Над храмом на высоту почти 16 метров вознеслась одна большая глава. Над расположенными предположительно в один ряд алтарями находились три малых главы. Всего имелось 14 больших и 8 малых окон, трое наружных и 6 внутренних дверей. Главный иконостас имел размеры примерно 11 на 10 метров, а придельные - 5,5 на 5 метров. Отапливалась церковь двумя печами. Высота трехъярусной колокольни составляла 22 метра, на ней висело 7 колоколов. Храм был окружен кирпичной оградой, покрытой железом, внутри которой стояла и деревянная сторожка.

http://sobory.ru/article/?object=30097

Иностранцы о России. Петр I Его Царское Величество Петр Алексеевич, сын Великого Князя Алексея Михайловича и Натальи Кирилловны, родился 11 июля 1672 года. Вебер Фридрих-Христиан — ганноверский резидент (посланник) в Петербурге в 1714—1718 гг. Царь очень высок ростом, носит собственные короткие коричневые вьющиеся волосы и довольно большие усы, прост в одеянии и наружных приемах, но весьма проницателен и умен. Юль Юст — датский посол в России в 1709—1712 гг. Его Царское Величество Петр Алексеевич — высок ростом и хорошо сложен, с правильными и живыми чертами смугловатого лица, выдающего бодрую величественность и неустрашимость. У него кудрявые волосы и маленькие усы, очень ему идущие. Обыкновенно Его Величество видят в такой простой одежде, что кто его не знает, ни за что бы не признал в нем столь великого монарха. Неизвестный немецкий автор — оставивший воспоминания о пребывании в России в 1710—1711 гг. Выдающиеся телесные и духовные качества, при помощи которых его имя и молва о счастливейших подвигах распространились почти по царствам всего мира, предрекли ему с колыбели царство и настоящий высший жребий человеческого положения. Он отличается высоким, но стройным ростом и соразмерным телосложением, его живость и смышленость заставляли предполагать об его внутренних доблестях и привлекли к нему расположение и доброжелательство его народа. Корб Иоанн (ок. 1670 — ок. 1741) — австрийский дипломат, секретарь австрийского посла Гвариента Обычно он ходит в простом платье, не любит ни нарядов, ни чрезмерного числа слуг, большой противник бесполезной роскоши и праздности; напротив, благоволит усердным в труде. Сам он не теряет понапрасну времени. Обычно он в 3-4 часа утра присутствует в Тайном совете. Затем посещает кораблестроительную верфь, распоряжается там работой и прикладывает собственную руку, так как знает это дело в тонкостях от малейшей мелочи до самого главного. В 9 или 10 часов он развлекается работой на токарном станке, изготавливая красивейшие вещи. Затем в 11 часов у него короткая трапеза, а послеполуденное время после краткого, по русскому обычаю, сна проводит также за осмотром строительства и иными подобными делами. Вечером же он делает визит и, рано с этим покончив, ночью почивает.

http://pravoslavie.ru/1768.html

К кон. XV в. нижним правобережьем Днепра владели османы, нижним левобережьем - Крымское ханство, находившееся с 1475 г. в вассальной зависимости от Порты. На месте Берислава с кон. XIV в. существовала крепость золотоордынского хана Тохтамыша, в кон. XIV - нач. XV в.- литовско-рус. крепость, к-рая в XV в. перешла в руки османов и получила название Кызы-Кермен (с 1784 Берислав). Около Кызы-Кермена османы и татары строили крепости для контроля за переправой через Днепр: Ислам-Кермен (Аслан-Кермен, Каховка) - на левом берегу Днепра, напротив Кызы-Кермена - Мубарек-Кермен (Шагин-Гирей), Мустрит-Кермен (Мустрит-Тавань) - на о-ве Таванском. Ниже Кызы-Кермена по течению Днепра стояли другие тур. крепости, самая известная - Тягинская (на месте совр. с. Тягинки), выше - крепость у Пропасной балки, где в кон. XVIII в. было устроено подворье Молченской Софрониевой в честь Рождества Пресвятой Богородицы пустыни, преобразованное в нач. XIX в. в Бизюков Пропасной во имя священномученика Григория, просветителя Армении, мужской монастырь. В 1695 г. объединенные войска московского воеводы Б. П. Шереметева и гетмана И. С. Мазепы овладели Кызы-Керменом и Мустрит-Керменом. На Таванском о-ве был устроен гарнизон из российских и казацких полков, возведена в 1695-1701 гг. ц. вмч. Георгия. Вскоре Османская империя вынудила царя Петра I Алексеевича крепости разрушить, гарнизоны вывести. В 1709-1711 гг., после разрушения Старой Сечи, неподалеку от совр. с. Мылового Бериславского р-на находилась столица запорожских казаков. В период Новой Сечи (1734-1775) запорожцы создали паланки: на левом берегу в устье Днепра находился центр Прогнойской паланки, на правом берегу - Ингульская (Перевизская) паланка, охватывавшая земли между Днепром и левым берегом Ингульца, с центром ниже устья Ингульца. Повсеместно создавались небольшие казацкие хутора-зимовники. Ко времени вхождения Н. Приднепровья в состав Российской империи, в 1774-1783 гг., на территории Н. и Г. е. проживали в небольших поселениях запорожские казаки, гайдамаки, ногайцы (ногайские татары) и крымские татары.

http://pravenc.ru/text/2577833.html

Курская Основана в октябре 1657 и сразу же упразднена в ноябре 1657. Возобновлена в 1666 г. «...Царь Алексий Михайлович и Патриарх Иосиф, с согласия Собора (1666–1667 гг.– Сост.), изволили отдать в Белгородскую епархию 37 украинских городов. Часть их отделена от Патриаршей области, другая составилась из вновь присоединенных и вновь построенных городов Слободской Украины...» (Курска, Обояни, Волхова, Старого и Нового Оскола, Валуек, Чугуева, Харькова, Нежина, Змиева, Ахтырки и др.; Покровский И. М. Ук. соч. С. 280). Митрополия. С 1722 г. обычно замещалась епископами. С 1771 г. архиереи перемещались на другие кафедры. Местопребывание – в г. Белгород, с 1833 г. – в г. Курск, после чего Белгород обращается в Курское викариатство. Именовалась: Белгородская и Обоянская; с 15.03.1787 – Белоградская и Курская; с 16.10.1799 – Курская и Белоградская (Белгородская); с 25.02.1905 – Курская и Обоянская; с 26.01(08.02)1954 – Курская и Белгородская, паки; с 09(22)02.1993 – Курская и Рыльская. Викарные кафедры: Белгородская, Рыльская, Уразовская, Дмитриевская, Новооскольская, Старооскольская. 09.11.1657 23.11.1657 17.05.1667 20.08.1671 14.09.1671 23.02.1684 13.07.1684 06.08.1702 Авраамий Юхнов 23.01.1704 17.08.1709 Иустин Базилевич 11.03.1711 04.04.1720 Иларион Властелинский 09.07.1722 02.07.1731 Епифаний Тихорский 28.11.1731 18.07.1733 30.09.1735 03.01.1736 20.06.1736 01.09.1742 06.09.1742 01.01.1748 02.06.1748 10.12.1754 01.1755) 09.10.1755 09.10.1755 01.01.1758 26.04.1758 30.06.1763 29.10.1763 07.07.1768 28.12.1768 24.09.1771 Самуил Миславский 09.02.1774 28.11.1786 28.11.1786 09.02.1787 29.04.1818 14.07.1818 27.02.1822 Евгений Казанцев 12.04.1822 28.03.1831 Владимир Ужинский 31.03.1831 10.02.1832 Иннокентий Коровин-Сельнокринов 13.03.1832 05.11.1860 01.01.1861 11.01.1880 Сергий Ляпидевский 11.01.1880 19.03.1883 Ефрем Рязанов 19.03.1883 20.03.1887 28.03.1887 03.09.1893 Иуаин II Охотин 03.09.1893 07.03.1898 Иувеналий Половцев 22.03.1898 17.06.1904 Лаврентий Некрасов 17.06.1904 04.10.1911

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010