Москва. Церковь Николая Чудотворца в Плотниках. Церковь Николы в Плотниках, на Арбате. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Впервые церковь упоминается в документах 1625 года. Соорудили её жители небольшой слободы «государевых плотников». После Смутного времени и сожжения Москва начала заново строиться; выросла нужда в плотниках — даже новому государю, первому Романову негде было толком поселиться в Кремле. На Арбате появилась обширная слобода дворцовых плотников, они и выстроили деревянную церковь Николая Чудотворца, постепенно получившую прозвание Плотницкой (в Плотниках). В 1670—1677 годах церковь была перестроена в каменную одноглавую. Каменный храм с главным Троицким престолом был построен в по грамоте патриарха Иоакима и значился „в Плотнической слободе”, что свидетельствует в пользу версии о плотниках, живших тут в пик расцвета арбатских дворцовых слобод. Трехъярусная колокольня датирована 1771 годом. За годы существования к церкви неоднократно пристраивались престолы, трапезные и приделы (придел Николая Чудотворца выстроен в 1692 году, придел Балыкинской Божией Матери — в середине XIX века). В XVIII веке у церкви Николы в Плотниках расположилось владение боярина Василия Ивановича Стрешнева (1707—1782) — государственного деятеля, камергера, сенатора, одного из родственников Евдокии Стрешневой, второй жены царя Михаила Федоровича; сразу по свадьбе захудалый род Стрешневых вошел в фавор. Этот храм помнил маленького А. С. Пушкина. В начале 1807 года семья будущего поэта жила в Кривоарбатском переулке, в приходе храма Николы в Плотниках, и маленький Пушкин был его прихожанином, что осталось в записях исповедных книг. Среди прихожан Николы в Плотниках была семья славянофильского философа А.С. Хомякова, хотя духовником самого А.С. Хомякова остался отец Павел Беневоленский из храма Николы Явленного (у Серебряного переулка), стоявшего неподалеку, на другой стороне Арбата, где ранее проживали Хомяковы по адресу Арбат, дом 23; тем не менее остальные члены его семьи при перемене адреса предпочли ходить поближе, к Николе в Плотниках, причем даже подружились с её священником: узнав, что жена священника больна чахоткой, Хомяковы подарили ей упитанную корову, чтобы у нее всегда было парное молоко. В этом же храме был крещён сын Хомяковых, Николай, крестным отцом которого стал Гоголь.

http://sobory.ru/article/?object=34519

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАТТЕИ Христиан Фридрих фон [нем. Matthäi; лат. Matthaei] (4.03. 1744, Грёст, Тюрингия - 14.09.1811, Москва), немецкий филолог-классик, текстолог, палеограф, педагог, член-корреспондент Московского ун-та. Род. в семье музыканта военного оркестра, окончил в Дрездене школу при ц. Св. Креста. В 1763 г. записался на философский фак-т Лейпцигского ун-та, где помимо философии изучал богословие, основы юриспруденции и медицины, уделяя основное внимание древним языкам и греч. рукописям. В числе наставников М. были антиковед И. А. Эрнести (1707-1781), автор учебника риторики (Initia rhetorica, 1770), по которому учились студенты всех высших учебных заведений Европы, и И. Я. Райске (1716-1774), составитель серии исследований классических текстов. Греч. палеографию в Лейпцигском ун-те изучали по трудам основателя этой науки Б. де Монфокона , знакомство с к-рыми определило дальнейший путь М. как ученого. После защиты дис. «Disputatio de Aeschine oratore» (Исследование об ораторе Эсхине) М. получил степень доктора философии и магистра словесных наук. В течение года занимал должность профессора Лейпцигского ун-та и в этом качестве по рекомендации Эрнести был приглашен на философский фак-т недавно учрежденного ун-та в Москве. В сент. 1772 г. М. приступил к исполнению обязанностей ректора 2 университетских гимназий (для дворян и для разночинцев), сменив на этом посту своего земляка И. М. Шадена (1731-1797), к-рого студенты называли «отцом истинного классического учения в России». Исправно исполняя адм. обязанности ректора, М. продолжил разработку учебных курсов по классическим предметам, составил ряд пособий и хрестоматий, в их числе: «Glossaria graeca minora et alia anecdota graeca» (1774-1775); «Chrestomathia graeca» (1775); «Синтаксис латинский» (1780); «Грамматика латинская для употребления российского юношества» (1782); «Εκλογα κ τν Ελληνδι φων γραψντων» (Избранные места из греческих писателей; 1785 и многократно переиздавались). В 1776 г. М. был определен экстраординарным профессором словесных наук Московского ун-та, в 1778 г.- ординарным. В 1782 г. по указу имп. Екатерины II получил чин коллежского асессора, в 1784 г.- надворного советника и звание дворянина (к фамилии добавилась приставка «von»). В том же году М. стал членом-корреспондентом Московского ун-та.

http://pravenc.ru/text/2562622.html

Печеники. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты Печеникский Успенский женский монастырь основан вдовою стародубского полковника С.И.Самойловича. Семен Иванович, сын гетмана Самойловича, в 1685 году был казнен царевной Софьей Алексеевной за то, что яростно отстаивал честь и достоинство оклеветанного недругами своего отца. В 1687 г. гетман И.С. Самойлович был лишен гетманства, а его земельные наделы со всей недвижимостью были переданы в казну. Мария Самойлович по совету черниговского архимандрита Феодосия на собственном хуторе Печеники организовала женский монастырь. Своим универсалом от 18 августа 1693 года гетман И.С.Мазепа утвердил основание Печеникской обители на землях Стародубского полка. В течение первых двух лет вдова построила кельи и деревянную церковь в честь Успения Богоматери. В созданной ею обители пани полковница и прожила оставшиеся годы вплоть до кончины в 1707 году. С годами территория монастыря расширялась, но 10 апреля 1786 года указом Екатерины II обитель была ликвидирована. Насельниц перевели в Каменский монастырь, а деревянную церковь объявили приходской. Кизимова С.П., Зубова Е.М. По следам святых обителей. Брянск, 1999 Первое упоминание о церкви - 1690 год. Сохранилась Закладная табличка 1782 года церкви в память Успения Пресвятой Богородицы, инвентарный номер СКМ КП 159. Закладная табличка позволяет уточнить год основания каменного здания церкви: до сих пор датой этого события считался 1781 год. По недостатку прихожан в 1873 он уже был причислен к Симеоновскому. Медная табличка сильно окислена с оборотной стороны. На лицевой стороне имеется 16 строк текста под изображением четырехконечного креста: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа/Основалась сия церковь в честь и память Успения/Пресвятой Богородицы/при державе Благочестивейшей и Самодержавнейшей Великой/Государыни Императрицы Екатерины Алексеевны/Самодержице Всероссийской/и при наследнике ее Благоверном Государе/Цесаревиче и Великом Князе Павле Петровиче и/супруге его благоверной государыне и великой княгине Марии/Феодоровне и благоверных государей и великих князей/Александре Павловиче и Константине Павловиче благословением преосвященнейшаго Феофила Игнатовича/епископа Черниговского и новагородка северского коштом/господина бунчукового товарища Петра Романова/Лашкевича и жены его Параскевии Николаевны/их с доброхотными дателями а протопопа/стародубского Василия Буяхевича в лето от Тождества/Христова 1782 году месяца мая 24 дня».

http://sobory.ru/article/?object=14397

Крапивна. Церковь Казанской иконы Божией Матери. Казанская церковь /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Казанская церковь построена в 1891 г. прихожанами. Крапивна (Богородское). Бывший центр Крапивенской волости, ныне - в составе сельского поселения «Деревня Мелихово» Ульяновского района. При описании Калужского наместничества в 1782 г. село принадлежало графу Якову Александровичу Брюсу. Находилось по обе стороны речки Крапивенка и при трёх безымянных отвертках. Церковь деревянная во имя Казанской иконы Пресвятой Богородицы. По состоянию на 1859 г. село значилось владельческим в 60 верстах от уездного города Жиздры близ Волховского тракта при ручье Крапивна. В 154 дворах проживало 647 душ мужского и 655 женского пола. Действовал один завод. Клировые ведомости за 1863 г. не раскрывают год построения и кем была построена. Известно, что церковь была деревянной с деревянной колокольней. Престол показан один — во имя Казанской иконы Божией Матери. В трёх верстах от церкви в д. Большая Речица находилась каменная часовня с кружкой в пользу церкви. Каменная церковь построена в 1891 г. прихожанами. Престолов стало три. Главный престол освящён во имя Казанской иконы Божией Матери. Правый придел - во имя благоверного князя Александра Невского. В левом приделе престол освящён во имя Всех Святых. Расстояние от Калужской духовной консистории 115 вёрст, от местного благочинного 9 вёрст. Ближайшие церкви: на севере - Воскресенская в селе Плохино в 9 верстах, на западе - Ильинская в селе Веснины в 4 верстах, на юго-востоке - Успенская в селе Сопово в 10 верстах, на юге - Успенская в селе Афанасово в 6 верстах. Приход в 1863 г. состоял: село Крапивна при церкви, д. Петуховка в 4 верстах, д. Бобровка в 7 верстах, д. Чухлово в 1 версте, сельцо Малая Речица и Большая Речица в 3 верстах. В 280 дворах проживало 1221 душа мужского и 1256 женского пола. Приход в 1895 г. состоял: в д. Петуховка крестьян (24-81-97) в 4 верстах, в д. Бобровка крестьян (19-86-90) в 7 верстах, в д. Хорёвка крестьян (14-46-55) в 9 верстах, в д. Чухлово крестьян (79-276-275) в 1 версте, в д. Тургеневка крестьян (16-49-47) в 1 версте, в д. Малая или Косая Речица крестьян (14-35-33) в 2 верстах, в д. Большая Речица крестьян (17-56-40) в 3 верстах, Выселки Карвовские (Карвовка) крестьян (8-29-30) в 3 верстах. Всего в 472 дворах проживало 1657 душ мужского и 1707 женского пола. Кроме того военных (0-230-246). Всего (472-1887-1953).

http://sobory.ru/article/?object=47267

Морево. Церковь Димитрия Солунского. Моревская церковь Карта и ближайшие объекты Церковь Димитрия Солунского в селе Морево Дмитровского района Орловской области является памятником архитектуры XVIII века, в конструкциях которого преобладают архитектурные детали XVII века. Начало строительства церкви - 1703 год. Построена церковь была в 1711 году руками талантливых русских мастеров. Согласно переписи священнослужителей, их жен и детей 1707-1711 гг. в Комарицкой волости Моревская церковь была единственной каменной церковью на территории современного Дмитровского района. В этой церкви в 1723 году отпевали тело Дмитрия Кантемира (1674-1723), молдавского господаря, который в 1715 году основал слободу Дмитриевку, ставшую согласно указу императрицы Екатерины II от 25 июня 1782 года городом Дмитровском. Но похоронен Дмитрий Кантимир, также как и его младший сын Антиох Кантимир (1708-1744), в родовой усыпальнице в Москве. В послевоенное время и по сей день здание церкви используется под склад. В архитектуре церкви Димитрия Солунского в селе Морево соединились тенденции как архаизирующие, так и принадлежащие нарышкинскому барокко. Традиционен объемный тип здания - четверик (1), перекрытый сомкнутым сводом. Архивольты (2) этих пышных и крупных порталов частично закрывают профили карнизов, почти соприкасаясь с наличниками восточных окон на боковых фасадах. Западных окон нет вообще. Здание церкви имеет характерные для XVII века парные колонки с ребром уголка между ними. В первом ярусе в их основании сделаны ширинки (3). Каждый наличник завершают фигурные разорванные фронтоны с гребнями. Между окнами северной стены выложен небольшой киот (4). Кирпичные стены храма были покрыты обмазкой. Они завершены четырьмя декоративными закомарами (5), за которыми поднимается сомкнутый свод с восьмериком (6). Углы восьмерика украшены колонками на консолях (7), которые закрыты куполообразной кровлей и железной обивкой главы, сделанных при обновлении храма в 1800 году. Особенность фасадного убранства этой церкви - лекальные кирпичи (8) с круглыми выступами, сгруппированными по три и вписанными между консолями карнизов. Внутри храма стены, переходящие в лотки свода, прорезаны под пятами свода многочисленными голосниками (9). Внутри церкви необычны своды алтаря. Три апсиды (10) уже снаружи кажутся слитными. Не имеют они перегородок и изнутри. Западная часть алтаря перерыта сомкнутым сводом, который без резких членений распадается к востоку на три ветви, соответствующие апсидам. Своды над окнами прорезают распалубки (11).

http://sobory.ru/article/?object=10018

Лебедин. Храмовый комплекс. Старая и новая церкви Николая Чудотворца. /// Объект утрачен Храмовый комплекс.  Утрачен.   Год постройки:Между 1782 и 1892. Год утраты:Не установлен. Адрес: Украина, Сумская область, город Лебедин, улица Будильская, дом 5 Координаты: 50.577879, 34.47286 Проезд:любым общественным транспортом, который следует через Лебедин или в Лебедин, выходить на автостанция " Лебедин " Изменить описание объекта Панорама города с двумя церквями св. Николая. Фото из личного альбома С.А. Таранушенко, 1915 г. Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины имени В.И. Вернадского Елена Григорьева 1 января 1915 Карта и ближайшие объекты К древним храмам Лебедина относится существующий храм Св. Николая. В своем фундаментальном труде «Историко-статистическое описание Харьковской епархии» Филарет Гумилевский пишет, что построен этот храм был из колотого, а не распиленного леса, как видно и ныне на стенах храма, хотя он в 1761 г. перестраивался. Первые его прихожане привезли с собой из-за Днепра священника Чижевского, который впоследствии оканчивал жизнь иноком в Предтеченской пустыни, находившейся между Михайловкой и Межиричем. Николаевский колокол был лит в 1660 году. Впоследствии храм перестраивался уже в 1872 г. стараниями прихожан. Храм деревянный, однопрестольный. Предметом особого благоговения для прихожан с давних времен была икона Святителя Николая, едва ли также не перенесенная из-за Днепра первыми поселенцами Лебедина. Иконопись ее очень древняя и серебряная риза старинной отделки. После многолетней реставрации Чудотворный образ Св. Николая вновь возвращен в храм. В архиве храма хранился акт пожертвования одного мельничного постава вдовой Анной Юрчихою в пользу Николаевского храма, написанный в 1707 г. Метрики начинаются с 1742 г. По Справочной книге Харьковской епархии 1904 г. Ивана Самойловича, Николаевскому храму принадлежала усадебная земля. Прихожан было м. п. 476 и ж. п. 464. Церковный капитал составлял 6741 р. 59 коп. и причтовый - 3101 р. 73 коп. По штату был положен причт: священник и псаломщик. При храме была церковно-приходская школа.

http://sobory.ru/article/?object=59938

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История. Исторические науки КОРЗУХИНА Гали Федоровна (1906-1974), российский археолог, историк искусства, исследователь художественного ремесла и материальной культуры Др. Руси, этногенеза в Вост. Европе КОРИНФ одна из столиц Древнего мира; важный центр античного и средневек. христианства; памятник античной новозаветной и христ. археологии КОТЛЯРЕВСКИЙ Александр Александрович (1837-1881), славист, археолог, этнограф, педагог, профессор Дерптского (1868-1872), Киевского (с 1875) ун-тов, чл.-кор. АН КРИТОВУЛ Михаил (1400-1410 - после 1468), византийский историк, идеолог проосманского направления греческой исторической мысли КРЯШЕНЫ (крещены, керэшены, крещеные татары), этноконфессиональная группа в составе волго-уральских татар на территории РФ КУЛАКОВСКИЙ Юлиан Андреевич (1855-1919), рус. ученый, историк, специалист в области истории Рима и Византии, филолог-классик, переводчик с латыни и древнегреческого, археолог, публицист КУМРАНСКАЯ ОБЩИНА условное обозначение группы людей, проживавшей в поселении на территории совр. Хирбет-Кумрана предположительно с нач. II в. до Р. Х. до 66-73 гг. по Р. Х. КУРБАТОВ Георгий Львович (1929-2003), советский и российский историк, д-р исторических наук, специалист в области византиноведения КУЧКИН Владимир Андреевич (род. 30.12.1933), российский историк, источниковед, специалист по истории средневек. Руси ЛАББЕ Филипп (1607-1667), пресвитер ордена иезуитов; франц. историк, богослов, филолог, географ, видный представитель эрудитской эпохи развития европ. науки Петр Александрович (1833/34 - 1899), проф. канонического права, исследователь церковной археологии ЛЕУНКЛАВИЙ Леунклавий [Лёвенклау, Левенклав; наст. имя Иоганн (Ханс) Амельсбурн] (1541(?) - 1594(?)), нем. ученый, историк. грецист, правовед ЛИТАВРИН Геннадий Григорьевич (1925 - 2009), российский историк, академик РАН, специалист в области византиноведения, славяноведения, истории Др. Руси ЛОРАН Витальен (1896 - 1973), франц. историк Церкви, византинист, мон. католич. ордена августинцев-ассумпционистов ЛУРЬЕ Яков Соломонович (1921 - 1996), историк, литературовед, исследователь средневек. русской книжности, издатель и переводчик древнерус. лит. памятников, д-р исторических наук (1962) МАБИЛЬОН Жан (1632 - 1707), франц. бенедиктинец, член конгрегации мавристов, историк, автор трудов по вспомогательным историческим дисциплинам - палеографии и дипломатике МАИ [Май] Анджело (1782-1854), выдающийся итальянский филолог и палеограф, хранитель б-ки Амброзиана и Ватиканской библиотеки, член об-ва иезуитов, кардинал Римско-католической Церкви МАЛЫШЕВ Владимир Иванович (1910-1976), археограф, литературовед, основатель Древлехранилища Пушкинского Дома

http://pravenc.ru/rubrics/122904_13.html

Белгород. Троицкий Белгородский мужской монастырь. Собор Троицы Живоначальной. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Кирпичный храм с четырехлепестковым планом, сооруженный как кафедральный собор Белгородской епархии в 1690-1707 г.г., близкий к памятникам украинского барокко. К четверику основного объема примыкали пониженные симметричные многогранные помещения алтаря и притворов, перекрытые куполами с главками, четверик завершался ротондой. При ремонтах в 1751, 1782, 1864 г.г. реконструирован в формах классицизма, отдельно стоящая надвратная четырехъярусная колокольня в формах классицизма выстроена в 1760-1770-х г.г. Боковые приделы Успенский и Страшного Суда. Закрыт в начале 1920-х г.г., в 1927 г. снесен. В конце 2000-х г.г. при раскопках обнаружены фундаменты храма, в настоящее время выделенные отмосткой. С 1667 до 1833 г.г. - кафедральный собор Белгородской (с 1779 - Курской) епархии. В соборе хранились мощи архиеп. Белгородского Иоасафа (Горленко) (+1754, канонизирован в 1911) и чудотворный образ Николая Чудотворца " Ратного " из села Устинки. Монастырь получил свое название от главной соборной Свято-Троицкой церкви, построенной одновременно с основанием города в 1596 году и представлявшей собой небольшую деревянную церковь. В 1667 году, по указу царя Алексея Михайловича, Свято-Троицкий храм получил статус кафедрального собора. В 1690 году заложили каменный Свято-Троицкий собор. В 1707 году он был освящен митрополитом Иустином. В 1760 году епископ Иоасаф (Миткевич) начал постройку каменной колокольни, взамен старой, обветшавшей. Строительство было завершено при епископе Аггее (Колосовском). В 1833 году кафедральный Свято-Троицкий собор был обращен в общежительный мужской монастырь второго класса. В состав монастыря вошли Свято-Троицкий собор и архиерейский дом, которые были обнесены оградой с башнями. Первым настоятелем монастыря был архимандрит Иоасаф (в миру Иосиф Минаков). Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=34517

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНСЕЛЬМ [лат. Anselmus, нем. Anselm von Havelberg] (1099 - 12.08. 1158, близ Милана), еп. Хафельбергский (1129-1155), с 1155 г. архиеп. и экзарх Равенны, средневек. католич. богослов, ученик св. Норберта Ксантенского , член ордена премонстрантов . Был советником герм. императоров Лотаря III, Конрада III и Фридриха I Барбароссы . За посредничество в разрешении конфликта между имп. Фридрихом I и папой Адрианом IV получил Равеннское архиеп-ство. Участвовал во 2-м крестовом походе (1147). Дважды, в 1136 и 1154 гг., посещал К-поль в качестве имп. посла. Во время первого посольства в К-поле вел богословские диспуты с Никитой , архиеп. Никомидийским, по вопросу об исхождении Св. Духа и прерогативах Римской Церкви. Старался укрепить власть империи в слав. землях и с этой целью основал мон-рь премонстрантов Ерихов (Саксония-Анхальт, к югу от Хафельберга). Содержание богословских споров А. с греками изложено в его соч. «Dialogi», или «Anticimenon», в 3 книгах (1149-1150). Взгляды А. сформировались частично под влиянием П. Абеляра . В сохранившемся письме аббату Экберту Хайсбургскому А. рассматривал систему церковной иерархии и ставил чин регулярных каноников выше монахов. Соч.: PL. 188. Col. 1091-1254. Лит.: Berges W. Anselm von Havelberg in der Geistesgeschichte des 12. Jh.//Jb. f. die Geschichte Mittel- und Ostdeutschlands. B., 1956. Bd. 5. S. 39-57; Fina K. Anselm von Havelberg: Untersuchung zur Kirchen- und Geistesgeschichte des 12. Jh.//Analecta Praemonstratensia. Tongerloo, 1956. Bd. 32. S. 69-101, 193-227; 1957. Bd. 33. S. 5-39, 268-301; 1958. Bd. 34. S. 13-41; Braun J. W. Studies zur Überlieferung der Werke Anselms von Havelberg. Marburg; Köln, 1972. Bd. 1: Die Überlieferung des Anticimenon. S. 133-209. (Deutsche Arch. f. Erforschung d. Mittelalters; Bd. 28.) О. С. Воскобойников Рубрики: Ключевые слова: АССЕМАНИ семья маронитов, из кот. вышли ученые и богословы Иосиф Симон А. (1687-1768), Стефан Эводий А., еп. Апамеи (1707-1782), Иосиф Алоизий А., проф. (1710-1782) ДАЛЬБЕРГ Карл Теодор Антон Мария фон (1744 - 1817), нем. католич. архиепископ, теолог, философ, гос. деятель ПЕТР ГРОССОЛАН [Хрисолан] (не позже 1068 - 1117), еп. Савоны (Италия; с 1098 или 1100), архиеп. Милана (1102-1113), богослов, участник полемики между Римско-католической и Восточными Церквами АЛЬБЕРТ ВЕЛИКИЙ (ок. 1200 (1193?) - 1280), св. католич. Церкви (пам. зап. 15 нояб.), учитель католич. Церкви, доминиканец, видный богослов-схоласт, философ

http://pravenc.ru/text/115690.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АПОСТОЛИС [Апостолиос; греч. Αποστλης, Αποστλιος] Михаил (ок. 1420, К-поль - † после 1474 или 1486, Крит), учитель, писатель, переписчик греч. рукописей. Учился в К-поле у Иоанна Аргиропула , затем нек-рое время был учителем в Музеоне при мон-ре св. Петра. Вероятно, как ученик Георгия Гемиста Плифона А. разделял его увлечение неоплатонизмом. В 1449 г. был обвинен в почитании языческих богов и вынужден написать письмо с оправданиями имп. Константину XI Палеологу . Активно поддерживал унию Церквей. При взятии К-поля турками (1453) А. попал в плен, но вскоре был освобожден. Уехал сначала в Италию, а потом обосновался на Крите, где преподавал и основал рукописную мастерскую. Поддерживал постоянные связи с гуманистическими кругами Италии; кард. Виссарион Никейский поручил ему разыскание старых греч. рукописей для своей б-ки, и А. сделал копии (хотя бы частично) ок. 115 манускриптов. К богословским сочинениям А. относятся диалог о Св. Троице (Μενξενος περ Τριδος), а также «Речь об исхождении Св. Духа», в защиту католич. догмата Filioque . А. также написал трактаты в защиту Платона, о методе преподавания греч. языка итальянцам, риторические произведения, в частности надгробное слово Виссариону Никейскому и «Речь о Греции и Европе» (после 1453). А. вел интенсивную переписку и составил значительное собрание пословиц, позже дополненное его сыном Арсением Монемвасийским . Соч.: Collectio paroemiarum/Ed. E. L. von Leutsch//Corpus paroemiographorum Graecorum. Gött., 1851. Hildesheim, 1958r. Vol. 2. P. 233-744. Лит.: Salaville S. Apostolios ou Apostolis//DHGE. T. 3. Col. 1030-1035; Wittek M. Pour une étude du scriptorium de Michel Apostoles et consorts//Scriptorium. 1953. T. 7. Р. 290-297; Geanakoplos D. Greek Scholars in Venice. Camb., 1962. P. 73-110; Πατρινλης Χ. Γ. Αποστλης Μιχαλ//ΘΗΕ. Τ. 2. Σ. 1163-1164; Frangedaki A. On the 15th Century Cryptochristianity: a Letter to Georges Amoiroutzes from Michael Apostolis//BMGS. 1984/1985. T. 9. P. 221-224; Gremet A. F. van. Ο Μιχαλ Αποστλης ς δσκαλος τν λληνικν//Ελληνικ. 1987. Τ. 37. Σ. 141-145. А. В. Занемонец Рубрики: Ключевые слова: АРСЕНИЙ МОНЕМВАСИЙСКИЙ (в миру Аристовул Апостолис (Апостолиос, Апостолидис);ок. 1468-1535), митр., греческий ученый и переписчик рукописей АЛКУИН (ок. 730-804), англосакс. ученый-энциклопедист, богослов, педагог эпохи Каролингского возрождения АССЕМАНИ семья маронитов, из кот. вышли ученые и богословы Иосиф Симон А. (1687-1768), Стефан Эводий А., еп. Апамеи (1707-1782), Иосиф Алоизий А., проф. (1710-1782) БОСКО Джованни (1815 - 1888), свящ., основатель салезианского ордена, св. католич. Церкви (пам. зап. 31 янв.)

http://pravenc.ru/text/75718.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010