Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗАРУДНЫЙ Иван Петрович (1660? - 19.03.1727, Москва), один из руководителей строительного дела в 1-й четв. XVIII в., крупный чиновник, «в некоторых документах иногда называется архитектором, хотя и не владел необходимыми профессиональными навыками» ( Гатова. 2004). Биография и творческое наследие З. до сих пор исследованы недостаточно. З. был дворянского происхождения и, видимо, род. и вырос на Украине (в некоторых документах до 1707 фигурирует как «иноземец»). Участвовал в Азовских походах в чине сотника. З. впервые упомянут в делах Малороссийского приказа (документ от 30 нояб. 1690) как гонец гетмана И. С. Мазепы, по поручениям к-рого неоднократно приезжал в Москву в 90-х гг. XVII в. И. Э. Грабарь предполагал, что З. являлся ближайшим помощником Осипа Старцева при строительстве соборов Никольского (1690-1696, не сохр.) и Богоявленского Братского (1690-1693, не сохр.) мон-рей в Киеве, однако документальных подтверждений этому нет. Возможно, в Киеве З. познакомился с буд. митр. Стефаном (Яворским) , к-рый затем неизменно ему покровительствовал. Как свидетельствовал сам З. в челобитной 1722 г., он поступил на службу к имп. Петру I по именному царскому указу в 1701 г. и сразу получил ряд ответственных поручений. С 1707 г. и до конца жизни З. был руководителем Изуграфской конторы Приказа духовных дел, в сферу деятельности к-рой входил надзор не только за иконописанием, но и за др. сферами художественной жизни; с 1721 г. эта должность определялась как «суперинтендант Канцелярии Изуграфств исправления Правительствующего Синода». З. работал преимущественно в Москве, выезжая по делам в С.-Петербург и др. места. На основании документов в Москве с его деятельностью можно связать строительство ц. арх. Гавриила (1704-1707), 1-го деревянного госпиталя (под рук. Н. Бидло, 1706-1707), беседок в парке Головинского дворца на Яузе (1724), перестройку дворца А. Д. Меншикова (бывш. Лефортовского, 1712-1714), интерьеры дома Ф. М. Апраксина (1712-1714), патриарших палат и ц. Двенадцати апостолов (1721-1724), ремонт и поновление росписей Грановитой палаты (1725), проекты каменных келий Заиконоспасского мон-ря (1720). По проекту З. были возведены деревянные ц. Александра Невского в Александрополе (1718, не сохр.) - крепости, построенной Меншиковым близ Почепа,- и дворец Петра I (1724-1725, не сохр.) на курорте Марциальные Воды близ Петрозаводска.

http://pravenc.ru/text/182639.html

В топографии окрестностей Ельца с местом чудесного видения Темир-Аксаку связывают Аргамаченскую слободу в устье р. Ельчик напротив елецкой крепости. О происхождении названия Аргамачьей горы бытует легенда: богатырь-великан из стана Темир-Аксака джигитовал там на аргамаке и сорвался со скалы в реку. В 80-х гг. XVII в. в слободе взамен деревянного храма во имя свт. Николая Чудотворца была построена деревянная же ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы с приделом свт. Николая Чудотворца (в 1789 освящена каменная). Ее главной святыней стала икона (не сохр.), принесенная в 1737 г. из Москвы клириками аргамаченского храма - свящ. Иоасафом Никифоровым, диак. Иоанном и дьячком Алексием. Бытует предание о том, что посольство в Москву отправилось, дабы «отыскать явленный на Аргамачьей горе образ, списать с него копию и принести в свой храм… намерение увенчалось успехом: они списали икону Божией Матери и, возвратившись пешком, принесли ее на своих руках на Аргамач-гору, в церковь» (Ридингер. 1993. С. 105-106). Несмотря на связь этого предания с легендарной историей древней Елецкой иконы Божией Матери, в зафиксированных историками-краеведами XIX в. надписях на принесенной иконе представлена реальная история ее создания. Пространные надписи помещались в 2 клеймах внизу иконы: 1-я сообщала о явлении Богородицы Темир-Аксаку, во 2-й излагалась история создания образа: «И сей образ… на сей дцке изображен, дабы чрез него сей Град Елец от всяких бед и зол, и скорбей, и напастей был освобожден… о бывшем оном в Граде Ельце Богоматернем явлении в книгах сыскано в Москве, на сей дцке изуграфным художеством написано в 1735 г. бывшим в том граде воеводою Маиором Иваном Григорьевым сыном Нащокиным тщанием того града Ельца церкви Св. Николая Чудотворца Священника Иоасафа Никифорова, Диакона Иоанна, Дьячка Алексея по их обещанию трудами» (Там же. С. 109-110; Назаров. 1896. С. 7-5). На иконе (по нек-рым сведениям, ее размер составлял 5×3 четв., ок. 1×0,6 м) была изображена «стоящая на облаках Царица Небесная с распростертыми руками, окруженная небесным воинством и со всеми святыми, идущая по воздуху на устрашение Тамерлана, который стоял в 1395 г. лагерем на Аргамач-горе. В нижней части иконы было изображено воинство Тамерлана и его шатер» (Ридингер. 1993. С. 105-106). Нельзя не отметить зависимость этого сюжета от цикла сказания о Владимирской иконе Божией Матери, известного с кон. XVI в. и включавшего сцену «Сон Темир-Аксака» (напр., в росписи ц. свт. Николая Чудотворца в Меленках, Ярославль, 1705-1707, худож. Ф. Фёдоров; на иконе «Богоматерь Владимирская, со сказанием» (клеймо 20) письма Кирилла Уланова, 1717, ПЗИХМЗ). Икона, украшенная серебряным позолоченным окладом, находилась в Рождественской ц. за левым клиросом. Ныне об образе напоминает изображение маслом, написанное в 2005 г. на зап. стороне зап. арки подкупольного пространства.

http://pravicon.com/info-3821

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАКИМ САЛАБАСИС [Алабасис, Родосский (Линдосский); греч. Ιωακεμ Ροδτης (Λινδος) Σαλαμπσης (Αλαμπσης)] (сер. XVII в., близ Линдоса, о-в Родос - 15.08. 1720, Адрианополь (ныне Эдирне, Турция)?), митр. Визийский, греч. мелург. Сведений о жизни И. С. на Родосе почти не сохранилось. Как сообщает митр. Софроний (Евстратиадис) , в немногочисленных источниках упоминается крестильное имя И. С.- Иоанн. Вероятно, нек-рое время И. С. жил в К-поле, где обучался (кроме прочего) музыке, поскольку он назван учеником свящ. и номофилакса Баласиса в каталоге Никифора Кантуниариса Хиосского (Ath. Xeropot. 318. Fol. 140, нач. XIX в.). В К-поле И. С., вероятнее всего, принадлежал к патриаршему клиру (митр. Софроний (Евстратиадис) отмечает, что И. С. учился в Патриаршей академии), чем объясняется рост его церковной карьеры от иеромонаха (как он часто называется в более ранних источниках) до митрополита Визийского. В период жизни в К-поле И. С. поддерживал дружеские отношения с митр. Артским и Навпактским Неофитом (Мавраматисом) (происходившим с о-ва Парос), с к-рым он часто общался после своего избрания на митрополичью кафедру: сохранилась их переписка (9 писем; опубл. митр. Софронием (Евстратиадисом)), содержащая сведения о жизни, нраве и деятельности И. С. Так, из нее известно, что И. С. стал митрополитом, возможно, в кон. 1713 г., т. к. уже 20 янв. 1714 г. он пишет в Арту о себе как о занимающем Визийскую кафедру и передает приветствие митрополиту Адрианопольскому (очевидно, Афанасию). В письмах И. С. вспоминает о др. близких друзьях, с к-рыми, по словам митр. Софрония (Евстратиадиса), ранее этот «тонкий, одареннейший и превосходный музыкант счастливо проводил время в Константинополе», напр. о митр. Смирнском Парфении (1707-1717). В последнем письме к митр. Неофиту (окт. 1717) И. С. просил писать ему в Адрианополь, что свидетельствует о начале устранения И. С. от дел собственной епархии и о последующем его смещении с кафедры (после 1718, поскольку в составленном И. С. 15 дек. 1717 письме Хрисанфу Нотаре , патриарху Иерусалимскому, и в др. документе, написанном в 1718, он подписался еще как митрополит Визийский). Спустя 2 года И. С. умер, скорее всего в Адрианополе, о чем свидетельствует запись в начале рукописи Kair. 59/154 (1674 г., писец иером. Климент Кузинский), сделанная, вероятно, ктитором рукописи Герасимом Леросским (впосл. Герасим III , патриарх Александрийский, 1783-1787/88). О смерти И. С. и последовавших за ней событиях говорится также в письме от 24 сент. 1720 г. великого архидиак. К-польской Патриархии Неофита митр. Артскому Неофиту (сохр. в архиве последнего; опубл. митр. Софронием (Евстратиадисом)).

http://pravenc.ru/text/468943.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕПИФАНИЙ СХОЛАСТИК [лат. Epiphanius Scholasticus], секретарь рим. писателя и гос. деятеля Кассиодора (487-578), канцлера остгот. кор. Теодориха Великого (493-526), переводчик. Кассиодор - единственный автор, к-рый упоминает о Е. С., называя его ученейшим мужем ( Cassiod. De inst. div. lit. 5, 8, 11, 17) или «схоластиком» ( Idem. Hist. eccl. tripart. Praef.). Когда между 560 и 580 гг. Кассиодор составлял соч. «О науках, божественных и человеческих» (Institutiones divinarum et humanum litterarum), Е. С. жил в его мон-ре Виварий. Е. С. мог сопровождать Кассиодора во временной депортации его в К-поль (между 540 и 555). Кассиодор сообщал, что Е. С. переводил с греч. языка сочинения Дидима Слепца «Толкование на соборные послания» (Enarratio in Epistolas Catholocas) и «Фрагменты толкований на Книгу Притчей Соломоновых» (Fragmenta in Proverbia; не сохр.) ( Cassiod. De inst. div. lit. 8, 5). Е. С. перевел также «Толкование на Песнь Песней Соломоновых» Епифания Кипрского (Expositio Epophanii Cyprii in Canticum Canticorum), «Окружное послание Халкидонского Собора» (Codex Encyclius), истории Церкви Сократа Схоластика, Созомена и блж. Феодорита Кирского. Эти переводы сохранились в переработке Кассиодора, известной как «Трехчастная церковная история» (Historia Ecclesiastica Tripartita). Кассиодор, как правило, выбирал из сочинений этих авторов наиболее подробные рассказы о событиях, указывая имя историка, у которого был заимствован текст. Сохранившиеся в первоначальном виде переводы Е. С. отражают его неглубокое знание греч. и лат. языков, но, возможно, лат. тексты были отредактированы Кассиодором. Ист.: Cassiodori-Epiphanii Historia Ecclesiastica Tripartita/Ed. W. Jacob, R. Hanslik. Vindobonae, 1952. (CSEL; 71); Schnitzler Th. Im Kampfe um Chalcedon: Geschichte und Inhalt des Codex Encyclius von 458. R., 1938. (AnGreg; 16). Лит.: Bidez J. La Tradition Manuscrite de Sozomène et la Tripartite de Théodore le Lecteur. Lpz., 1908. P. 51-55; Courcelle P. Les lettres grecques en Occident de Macrobe à Cassiodore. P., 19482. Д. В. Зайцев Рубрики: Ключевые слова: АВРААМ сирийский священник, представитель семейства византийских переводчиков и дипломатов, отстаивавших интересы империи на Востоке в 1-й пол. VI в. АССЕМАНИ семья маронитов, из кот. вышли ученые и богословы Иосиф Симон А. (1687-1768), Стефан Эводий А., еп. Апамеи (1707-1782), Иосиф Алоизий А., проф. (1710-1782)

http://pravenc.ru/text/190099.html

Церковь Рождества Пресв. Богородицы на о-ве Малиград. XIV в. Церковь Рождества Пресв. Богородицы на о-ве Малиград. XIV в. В Корче визант. церкви не сохранились (мечеть Ильяс-Бей-Мирахори в мусульманском р-не Касабая сооружена в 1496 (или 1484) г. на месте ц. вмц. Параскевы Иконийской, построенной предположительно в XIV в.). Христианское зодчество в городе возобновилось в XVIII в., в т. ч. в 1707-1725 гг. был построен кафедральный собор в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» (не сохр.). В христианском р-не Вароши сохранились узкие улицы и старая застройка. В кон. XIX - нач. ХХ в. был возведен кафедральный собор вмч. Георгия Победоносца (1875-1905, разрушен в 1968), ц. прор. Илии с 2 колокольнями с зап. стороны, митрополичья резиденция (10-30-е гг. ХХ в.). Мн. храмы были разрушены при режиме Э. Ходжи. В 1980 г. был открыт Национальный музей средневек. искусства Корчи (далее НМСИК), его экспозиция включает архитектурные детали, скульптуру IV-XIII вв., ок. 6,5 тыс. икон XIV-XIX вв., в т. ч. резной иконостас 20-х гг. XVIII в. из корчинского собора в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник»). В 1992-2004 гг. построен кафедральный собор Воскресения Христова, в 1995 г.- базилика свт. Афанасия Великого, в нач. XXI в.- Спасо-Преображенская ц. Великомученики Мина, Федор Стратилат, Феодор Тирон. Роспись ц. свт. Николая Чудотворца в Воскопое. Мастер Давид Селеница. 1726 г. Великомученики Мина, Федор Стратилат, Феодор Тирон. Роспись ц. свт. Николая Чудотворца в Воскопое. Мастер Давид Селеница. 1726 г. На территории К. м. сохранились храмы XIV-XV вв., некоторые из них расписаны мастерами касторийской школы: небольшая (4,6×3,3 м) однонефная ц. Рождества Пресв. Богородицы в пещере на о-ве Малиград на оз. Преспа с росписями 1345, 1369 и 1607 гг. (в т. ч. ктиторский портрет кесаря Новака с семьей (1369), «Страшный Суд» (1607), фрески реставрированы в 1981-1982); однонефная бесстолпная одноглавая ц. Вознесения Господня (Христа Живодавца) в с. Мборья (XIV в., фрагменты храма 898 г., обширный нартекс XVII в. объединен с юж. приделом; росписи 1389 г. и XVII в.), однонефные базиликальные церкви вмч. Димитрия Солунского в с. Бобоштица (XIV в.; росписи посл. трети XIV в., 1591 г., XVII в.), вмч. Димитрия Солунского в с. Туминец (Каламаси) (XIV в.), 4-столпная одноглавая типа «вписанного креста» ц. Св. Троицы в Лавдари (предположительно ок. 1470).

http://pravenc.ru/text/2458763.html

Мирча Старый с сыном Михаилом перед Пресв. Богородицкй. Ктиторская фреска в ц. Св. Троицы. 1704-1705 гг. Мирча Старый с сыном Михаилом перед Пресв. Богородицкй. Ктиторская фреска в ц. Св. Троицы. 1704-1705 гг. В 1517 и 1706-1707 гг. велись работы по обновлению внутренней росписи храма, повторно - в 1750 и в 1827 гг. Первоначальные фрески (между 1 сент. 1390 и 31 авг. 1391) сохранились только в нартексе, стены к-рого украшены полным циклом минология (не сохр. или частично сохр. изображения на янв., март, май, июль). Система расположения по месяцам в К. отличается от схемы росписи в основной группе настенных минологиев балканских памятников. В календарном цикле К. годовой круг имеет развитие по спирали. На каждой из 4 плоскостей комплекс миней разбит по горизонтали на 8 рядов и начинается в верхней точке в юж. части свода, затем переходит в иллюстрации следующего месяца на соседний участок стены и, постепенно снижаясь, заканчивается в нижнем регистре минология на вост. стене: на юж. стене - сент. (3 ряда), на тимпане зап. стены - окт. (4 ряда), на северной - нояб. (3 ряда), на тимпане восточной - дек. (4 ряда), на южной - янв. (3 ряда), на западной - февр. (2 ряда), на северной - март (3 ряда), на восточной - апр. (2 ряда), на южной - май (3 ряда), на западной - июнь (2 ряда), на северной - июль (3 ряда), на восточной - авг. (2 ряда). Т. о., месяцы нечетные и четные оказываются друг напротив друга (см. также: Менолог. С. 349-361; Cincheza-Buculei. 2002/2003. P. 11-16). Состав святых в минологии традиционен для памятников визант. круга. Под календарным циклом по периметру нартекса представлены сцены на темы Вселенских Соборов (на юж., зап. и сев. стенах в 1 ряд) и Акафиста Божией Матери (на вост. стене в 2 ряда). В контексте календарного цикла подобное объединение неск. тем, отмечаемое в более ранних памятниках (напр., в церквах Николая Орфаноса в Фессалонике (1309-1319), вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (1317), в Марковом мон-ре (1376) - см.: Менолог. 116-122), связано с годовым следованием правосл.

http://pravenc.ru/text/1841688.html

Первая деревянная ц. в честь Рождества Христова была построена в мон-ре в 1626 г. Каменный 2-этажный собор (1755-1758; не сохр.) с выделенным объемом сев. придела строился артелью Далматовского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря под рук. Иакинфа Денисова Стахиева. Большие вклады в строительство внесли купцы М. И. Веретнов, И. Ф. Скорняков, П. Б. Щукин. В 1778 г. был освящен престол во 2-м этаже собора. В 20-х гг. XIX в. был пристроен южный 2-этажный придел. К нач. XX в. собор, освященный в честь Рождества Христова, имел 5 приделов: во имя вмч. Никиты, в честь Рождества Пресв. Богородицы, во имя апостолов Петра и Павла, во имя свт. Николая Чудотворца и в честь Владимирской иконы Божией Матери. Колокольня, судя по ее стилю, строилась той же артелью; близость ее форм к формам колокольни Преображенского храма в Енисейске, заложенной в 1765 г., позволяет отнести строительство к 60-м гг. XVIII в. Архитектура Рождественского собора представляла собой яркое и своеобразное явление. Четверик храма, завершенный полуглавиями (полуциркульными фронтонами над центральными пряслами стен) с окнами-квадрифолиями, был перекрыт крутым 8-лотковым сводом с малым восьмериком в завершении. Ребра восьмерика и глухого барабана были украшены расширявшимися в нижней части пилястрами. По углам четверика были установлены главки на крещатых бочках. Одноглавый придел, перекрытый глухим сводом, имел 8-угольное окно. Исключительно удачными были пропорции и декор колокольни. На четвериковом основании с крещатыми бочками на углах стоял глухой восьмерик с верхним ярусом звона, увенчанный шатром с главкой. Орнаментальные пояса под ярусом звона включали кронштейны-кубики, «жучок», ширинки, кресты, балясины с розетками и проч.; основание шатра было оформлено щипцами. Контраст между испещренной мельчайшими узорами поверхностью восьмерика и свободными от украшений гранями шатра (единственный ряд слухов только подчеркивал их «наготу») составлял непривычный художественный эффект колокольни. По декору храм принадлежал к уральскому варианту нарышкинского стиля с отдельными элементами соликамского узорочья; такое сочетание характерно для храмов Енисейска 1-й пол. XVIII в. При этом его композиция, за исключением колокольни и придела, имевших аналоги в Троицком соборе Верхотурья (1703-1709) и Успенском в Далматовском мон-ре (1707-1720), необычна для работ далматовских мастеров. Рождественский собор оказывается 1-м храмом Енисейска, чей четверик завершен полуглавиями и малым восьмериком. Эти формы были впервые использованы в Сибири при строительстве в Тобольске ц. во имя арх. Михаила (1745-1749) и быстро проникли в др. города. Что касается постановки угловых глав на крещатые бочки, то прием этот уникален, хотя его возникновение в рамках уральской традиции нарышкинского стиля объяснимо.

http://pravenc.ru/text/189969.html

Утрата первообраза Г. и. Красногорского мон-ря (описание сохр. в монастырской описи - Макарий (Миролюбов). 1880; Васильев. 1880; Челмогорский. 1902) отчасти возмещается списком 1707 г., исполненным жалованным изографом кремлевской Оружейной палаты Кириллом Улановым с сыном Иваном (43×30 см; происхождение неизвестно, ГТГ) ( Антонова, Мнёва. Каталог. Т. 2. 907; Чудотворный образ: Иконы Богоматери в Третьяковской галерее. М., 1999. 16). На нижнем поле иконы надпись: «     написан сей святый Богоматере образ мерою и начертанием каков в Черногорском монастыре, имянуемыя Грузинския». Ниже - надпись с указанием имен мастеров, выполненная более мелкими буквами. В икону вмонтированы 4 крупных мощевика, залитые мастикой; отверстия сохранили следы крепления оклада. Иконография списка 1707 г. совпадает со всеми известными ранними образами Г. и. Этот вариант Одигитрии близок к изводу Перивлепты. Богородица изображена фронтально, со слегка повернутой и склоненной к Младенцу головой; полы мафория расходятся, открывая горловину хитона; окаймления хитона, мафория и зарукавья украшены жемчугом и драгоценными камнями. Левой рукой в традиц. положении Богородица поддерживает сидящего и повернутого к Ней Младенца, правая - в жесте моления (как знак поклонения Сыну). Голова Младенца слегка откинута назад, правая благословляющая рука поднята вертикально, в левой - свиток. Особенностью извода Г. и. является изображение правой ножки Младенца, подвернутой под левую обнаженной подошвой наружу (эта деталь не характерна для Перивлепты и иная, чем на Тихвинской иконе Божией Матери). Одежды Богоматери и Младенца на образе 1707 г. разделаны сплошным ассистом, что характерно для работ царских изографов. Возможно, эта особенность согласуется с драгоценной сплошной ризой первообраза, известной по монастырской описи («Обложен весь образ серебром резью: венцы, средина и поля, и позолочен весь оклад почестным серебром» - Макарий (Миролюбов). 1880). Если на первообразе сохранялся характерный для груз. икон сплошной чеканный оклад, то это определяло особенность украшения списков ассистом и драгоценной ризой, оставляющей незакрытыми только личное, как и на груз. иконах.

http://pravenc.ru/text/168197.html

Свято-Троицкий скит на Анзерском о-ве. Литография. В. Черепанова. 1884 г. Свято-Троицкий скит на Анзерском о-ве. Литография. В. Черепанова. 1884 г. Автобиографический «Свиток» Е. привлекал внимание исследователей, неоднократно издавался. 1-ю ч. произведения составляют рассказы святого о начале скита на Анзерском о-ве, главной темой 2-й ч. является духовный опыт, приобретенный Е. за время пустынножительства. Особенностью сочинения является ярко выраженный мистический характер: большое место в нем уделено описанию борьбы подвижника с бесами, являвшимися в виде животных и людей, зачастую принимавших облик святых. «Свиток» содержит рассказы о благодатных видениях, укреплявших святого в его подвиге: Е. неоднократно являлась Пресв. Богородица, он имел откровение о Св. Троице, видение Нерукотворного образа Спасителя - «тако бысть велик - во все небо». Автор стремится донести до читателей духовный смысл происходивших с ним событий. В языке повествования книжные формы совмещаются с конструкциями и оборотами живой речи, это вызвано, по-видимому, тем, что Е. плохо владел книжным церковнослав. языком и не ставил задачу создать лит. произведение, но стремился передать свой опыт др. пустынникам. Эмоциональный, личностный и одновременно духовно взвешенный рассказ о внутренней жизни подвижника делает «Свиток» уникальным документом истории рус. аскетизма в XVII в. Большое место в «Свитке» отведено иконографически точным описаниям бывших Е. видений. Излагая видение Св. Троицы, преподобный уточняет, что каждая из Божественных Ипостасей имела Свой престол (иконография типа «Отечество»; см.: Прп. Елеазар. 2001. С. 297-298); видение Иисуса Христа, Пресв. Богородицы, ап. Иоанна, 2 ангелов и апостолов святой характеризует: «...якоже и в деисусе описуют»; на голове Пресв. Богородицы был багряный мафорий с 3 звездами - «якож описуют»; Е. имел видение Смоленской иконы Божией Матери; явившийся преподобному ап. Павел держал в руках образ Божией Матери «Знамение». Точно описывать детали Е. скорее всего помогал опыт иконописца. Известно, что по бывшему ему свыше откровению святой написал образ Иисуса Христа «на убрусе» (Спаса Нерукотворного), к-рый первоначально находился в келье святого, затем - в скитской Троицкой ц., между 1704 и 1707 гг. был помещен в часовне над гробницей святого (в XIX в. Е. считали автором образа Спасителя, находившегося на св. вратах Соловецкого мон-ря, но эта икона была создана не позднее нач. XVI в.). Под рук. Е. иером. Никон написал еще одну икону Нерукотворного образа Спасителя, находившуюся, как следует из Жития, над входом в Троицкий храм (иконы из Анзерского скита не сохр.).

http://pravenc.ru/text/189679.html

XVII в.- 1727), и Печерской ц. (1742, не сохр.). К сооружениям, формирующим центр города, относилась также и ярусная Борисоглебская ц. (1701-1722, не сохр.), построенная у юж. прясла городской крепости. Два храма, образующие церковный ансамбль, были возведены севернее крепости - небольшая бесстолпная зимняя Крестовоздвиженская ц. (нач. XVIII в.) и рядом с ней летняя ярусная Знаменская ц. (1748). В кон. XVIII - нач. XIX в. ансамбль 2 церквей был дополнен отдельно стоявшей 3-ярусной колокольней (не сохр.). Лидирующее положение в храмоздательстве среди сельских поселений занимало Лысково (ныне город), на протяжении XVII в. развившееся в крупный торгово-экономический посад благодаря близости ежегодной Макарьевской ярмарки. К кон. XVII в. в Лыскове действовали 4 деревянные и каменная приходские церкви, а также небольшие жен. и муж. мон-ри - Рождественский и Казанский (упразднены в 1764). В нач. XVIII в. были построена каменная Покровская ц. в центре села (1707, не сохр.), Преображенская ц. на окраине, именуемой Красная горка (1711), Введенская ц. на берегу р. Сундовик (1713, возведена на средства купцов И. и А. Желваковых, не сохр.). Не так активно храмоздательство велось в южной и центральной зонах Нижегородского края. В Арзамасе, в 40-х гг. XVIII в. представлявшем главное поселение юж. зоны, построены в 1742 г. Воскресенский собор (не сохр.) и в 1746 г. ярусная Ильинская ц. Первым примером храма типа восьмерик на четверике служит Казанская ц. в с. Григорове Большемурашкинского р-на, построенная на рубеже XVII и XVIII вв. в вотчине московского боярина Волынского. Храм органично сочетает приемы архитектуры сер. XVII в. и московского барокко. Композиция основного объема формировалась равновысотными 2-светным четвериковым основанием и широким восьмериком, перекрытым низким граненым сводом. Особенностью объема храмовой части являлась редкая форма четверика - в виде прямоугольника в плане, вытянутого в поперечном направлении. Аналогичное устройство имела Троицкая ц. в с. Леметь Ардатовского р-на (1725), однако в организации ее объема более значимая роль отведена правильной формы восьмерику: он вытянут по вертикали в пропорциональном соотношении 1 : 1,5 и опирается на квадратной формы основание.

http://pravenc.ru/text/2565206.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010