Березник. Церковь Сретения Господня. Сретенская церковь Карта и ближайшие объекты Село расположено на довольно высокой горе между двумя речками Ошланкой и Изергинкой. Вид на село со всех сторон красивый. В приходе всего одна школа при деревне Еловской в 9 вер. Прихожане занимаются хлебопашеством, а по зимам отправляются на заработки внутрь России и в Сибирь. Медицииск. фельдшерск. пунк. в селе Ошлани в 12 вер. и в деревне Малом Кунгуре в 18 вер.; больница в с. Вожгалах в 30 вер.; волост. прав. Якшинское в 12 вер.; ж. д. ст. Просница, Ардаши и Зуевка в 50 вер. Село стоит на проселочной дороге. По материалам сайта " Родная Вятка " Первая церковь построена по храмозданной грамоте, данной преосвященным архиепископом Вятским Дионисием в 1701 г. 22 июня. Церковь освящена в 1704 г. во имя Сретения Господня по челобитью попа Сисоя. На освящение церкви дана благословенная память преосвященным Дионисием. В 1738 г., по просьбе попа Сисоя с причетниками, епископом Вятским дан указ на построение, вместо старой деревянной церкви, вновь деревянной же, которая и освящена при преосвященном Вениамине, епископе Вятском, по указу от 12 марта 1740 г. за 415 во имя Сретения Господня . В 1749 г. испрошено разрешение на разобрание старой деревянной церкви (указ Вятской духовной консистории от 15 сентября за 950). В марте месяце (7 числа) 1771 г. дана храмозданная грамота на построение, вместо ветхой деревянной Сретенской церкви, вновь каменной в честь Сретения Господня с приделом в честь Св. Параскевы. В 1777 г. по просьбе причта и церковного старосты дозволено в строящейся каменной церкви устроить третий придел в честь Всех Святых, а старую деревянную Сретенскую церковь разобрать. В этом же 1777 г. 24 сентября освящен первый престол в честь Св. Параскевы. 24 июня 1779 г. освящен второй престол в честь Всех Святых. Главный престол во имя Сретения Господня освящен 4 сентября 1786 г. В 1861 г. каменная теплая церковь заново переделана2 , а холодная перестроена в 1887 г. В настоящее время в храме три престола: в холодной церкви – во имя Всех Святых, в теплой церкви – на правой стороне в честь Сретения Господня, на левой стороне в честь Св. Великомученицы Параскевы.

http://sobory.ru/article/?object=19730

Богородское. Церковь Вознесения Господня. Вознесенская церковь /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Село Богородское (Талоключинское). Престолов к середине 19 века, после перестройки и расширения храма, три: главный в холодном храме - в честь Вознесения Господня (осв.12.11.1843г.), правый теплый - в честь Казанской иконы Божией Матери (осв. 11.11.1843г.), левый теплый - в честь св. Василия Великого (осв. 31.12.1847г.). Решение о разборке церкви принято в 1936г. По данным:  bogorodskoe43.ru Точная дата основания поселения, которое впоследствии стало называться селом Богородским, неизвестно. Принято считать, что время его образования относится к последней четверти XVII века. Первая теплая деревянная церковь во имя иконы Казанской Богородицы была освящена 18 ноября 1701 года. В те же годы была образована Ходыревская волость с центром в деревне Ходыри, расположенной в 4 вер. от села. Другим документом, отражающим церковное строительство в селе Богородском, является храмозданная грамота, датированная 24 марта 1736 года, которой архиепископ Казанский Гавриил дает благословение на постройку второго, летнего, деревянного храма в честь Вознесения Господня. При этом оговаривается, что здание должно быть с традиционным, а не шатровым завершением и указывается на конкретный образец – церковь в селе Петровском Уржумского уезда. По условию, заключенному с подрядчиком, постройку надлежало окончить к 20 июля 1737 года – престольному празднику. Когда через семьдесят лет после постройки деревянная Казанско-Богородицкая церковь пришла в ветхость, было принято решение о строительстве каменного храма с двумя теплыми престолами. В 1818 году, задолго после того, когда каменная церковь уже была построена и освящена, первый деревянный храм разобрали. Находилась в центре поселка на западном участке территории, ограниченной улицами Советской, 1 мая и Коммуны. Была построена по храмозданной грамоте, полученной в 1771 году от епископа Казанского Вениамина. Северный придел теплой церкви был освящен 18 июля 1779 года во имя Василия Великого, южный – 31 декабря 1782 года в честь Вознесения. Главный престол в холодном храме освятили 30 сентября 1787 года в честь Казанской Богородицы. Строительство колокольни связано с именем священника К. И. Васнецова. Она была сооружена в бытность его настоятелем храма, при его непосредственном участии в качестве организатора стройки и, вероятно, по его эскизам. В начале 1840-х годов проводились работы по реконструкции теплой церкви, в результате чего трапезная была полностью перестроена и значительно расширена, появились двухколонные портики перед порталами холодного храма.

http://sobory.ru/article/?object=33546

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Святые отцы и учители Церкви. Церковные писатели. Русские святые отцы, богословы и духовные писатели АМВРОСИЙ (Зертис-Каменский Андрей Степанович; 1708-1771), архиеп. Московский и Калужский, духовный писатель АМВРОСИЙ (Погодин Алексей Александрович; 1925–2004), архим. Православной Церкви в Америке, богослов, церк. писатель ВИНОГРАДОВ Николай Иванович (1856 - 1916), преподаватель Вифанской ДС, магистр богословия, духовный писатель ГЕРОНТИЙ (Рязанов Григорий Иванович; † после 1674), иером. Соловецкого в честь Преображения Господня мон-ря, писатель, апологет старообрядчества ГРИГОРИЙ ФИЛОСОФ (XI в.), мон.-книжник, автор цикла седмичных поучений (сборника четьих текстов для Октоиха (Параклита)) ЗОСИМА (Верховский Захария Васильевич (Богданович); 1768-1833), схим., старец, прп. (пам. 24 окт., в Соборе Брянских святых, в Соборе Екатеринбургских святых, в Соборе Кемеровских святых и в Соборе Московских святых) ИГНАТИЙ (Брянчанинов Дмитрий Александрович; 1807-1867), еп. Кавказский и Черноморский, аскетический писатель, свт. (пам. 30 апр., в Соборе Брянских святых, в Соборе Костромских святых, в Соборе Санкт-Петербургских святых и в Соборе Ростово-Ярославских святых) ИГНАТИЙ (Римский-Корсаков; 20-е гг. XVII в. или 1639 - 1701), митр. Сибирский и Тобольский, духовный писатель ИННОКЕНТИЙ (Фигуровский Иван Аполлонович; 1863 - 1931), митр. Пекинский и Китайский, духовный писатель, синолог ИОАННИКИЙ (Галятовский (Голятовский), ок. 1620 - 1688), архим. Елецкого черниговского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря, духовный писатель, полемист, проповедник ИОСИФ (Санин Иван; 1439 - 1515), Волоцкий, прп. (пам. 9 сент., 18 окт.- обретение мощей, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, в 1-ю Неделю после 29 июня - в Соборе Тверских святых, в неделю перед 26 авг.- в Соборе Московских святых) КИРИЛЛ II († после 1183), еп. Туровский, свт. (пам. 28 апр., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/121232.html

Москва. Церковь Николая Чудотворца в Кленниках. Церковь Николы в Кленниках Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Каменный храм свт. Николая Чудотворца был построен в 1657 году и по древнему назывался «у Решетки». В 1701 году после пожара перестроен. С южной стороны возведен придел Казанской иконы Божьей Матери. Колокольня построена в 1748 году. С 1771 года в документах церковь именуется «Никола в Клениках». В советское время в нем помещались учреждения ЦК ВЛКСМ. С 1990 года храм действующий. На этом месте находилась церковь Симеона Дивногорца, выстроенная по обету Ивана III в 1468 году за один день, в благодарность за то, что сильный пожар Москвы не перекинулся на Кремль. Эта церковь упоминается в 1625 году. Нынешняя церковь выстроена в 1657 году вплотную к церкви Симеона Дивногорца, чем объясняют перелом стены северного придела. В XVII веке церковь именовалась церковью Николая " в Блинниках " (Сытин упоминает, что тут действительно торговали блинами), но в XVIII веке " Блинники " каким-то образом трансформировались в " Кленники " . Есть предположение, что это связано с явлением иконы св. Николая в подмосковной деревне Кленники. Церковь существенно перестроена после пожара 1701 года: верхнюю часть четверика разобрали, а нижнюю превратили в подклет, над которым возвели новый, двусветный объем с апсидой и притвором, приобретший черты " нарышкинского стиля " . После пожара 1748 года церковь была значительно обновлена, в 1749 году возведена колокольня. О других обновлениях церкви упоминают в 1853, 1868, 1894 годах. В 1920-х годах был восстановлен внешний декор, утраченный при реконструкциях XVIII-XIX веков. Церковь закрыта в 1931 году. В советское время с колокольни была снесена глава, а с четверика - глава вместе с восьмигранным барабаном, так что завершаться он стал просто четырехскатной крышей. В помещении храма размещались учреждения ЦК ВЛКСМ: по некоторым данным, просто хозяйственные склады (ЦК ВЛКСМ располагался в соседнем, ближе к Новой площади, здании). Здание состояло на государственной охране. После возвращения храма верующим 18 июля 1990 года разрушенные главы были восстановлены.

http://sobory.ru/article/?object=02183

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Икона Спас Златые Власы - описание Икона давно вошла в научный оборот, но не привлекала целенаправленного интереса исследователей. Исключение представляет статья А. И Яковлевой, посвященная непосредственно публикуемому памятнику. Ряд исследователей датируют икону рубежом XII-XIII веков (И. Э. Грабарь, Г. И. Вздорнов), другие - началом XIII столетия (А. И. Анисимов, В. Н. Лазарев, О. В. Зонов, Н. К. Голейзовский, Т. В. Толстая). Все они единодушны, что икона принадлежит домонгольскому периоду. К более поздней эпохе ее отнесли Д. В. Айналов (конец XIII в.), и Н. П. Кондаков (XV в.). издавна находится в Кремлевском Успенском соборе, но неизвестно, как он туда попал. Бытование иконы прослеживается по соборным описям только с начала XVIII века (Описи Успенского собора 1701 и 1771 гг.//РИБ. - СПб., 1876. Т. III, Стб. 435, 515, 687.). В предшествующих описях ее невозможно выделить из многочисленных . Возможно, в более раннее время она находилась в алтаре, а позднее - над входом в жертвенник собора. Сохранность иконы не идеальная: ее исторический путь отмечен чинками, поновлениями, утратами и изменением колорита. относили и к новгородской школе иконописи, и к ростово-суздальской, и к ярославской, и к Средней Руси. В. Н. Лазарев полагал, что икона является Византии (Лазарев В. Н. История византийской живописи. - М., 1947. С. 181.). На полях иконы сохранились фрагменты текста, написанного уставом. На левом поле читается приветствие: ; далее неразборчиво: : : : : На верхнем и правом полях помещено речение Христа из Евангелия от Иоанна (8:12): ( ). Надпись на нижнем поле не читается. Оплечный Спас выписан крупным планом, его плечи почти срезаны полями иконы. За головой Христа помещен крест ярко-зеленого цвета, на котором выписаны драгоценные камни и жемчуга. Нимб отсутствует, что достаточно редкий случай в иконографии Спасителя. Фон иконы первоначально был густого синего цвета. На нем симметрично расположены четыре стилизованных золотых медальона.

http://pravicon.com/info-889

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЗОВСКАЯ МИТРОПОЛИЯ образована в 1700 г. План учреждения епархии в Приазовье возник вскоре после завоевания Азова рус. войсками в 1696 г. В проекте освоения завоеванных территорий, поданном в 1700 г. царю Петру I Иерусалимским Патриархом Досифеем II , предусматривалось учреждение в Приазовье митрополии по образцу греч. митрополичьих округов, с подчиненными епископиями. Митрополичья кафедра в Азове была создана в том же году, однако не как митрополичий округ. На Азовскую кафедру был назначен Досифей (Хореско), бывш. митр. Сочавский и Молдовлахийский, проживавший в России с 1696 г., после освобождения из польск. плена; митр. Досифей скончался в Москве в 1701 г., так и не прибыв в Азов. 21 июня 1701 г. на Азовскую митрополию был назначен Парфений (Небоза) , бывш. митр. Лаодикийский. В Азов митр. Парфений также не прибыл, 3 дек. 1703 г. он был переведен на Холмогорскую кафедру. После него архиереи на Азовскую кафедру не назначались. Митрополия не имела четких границ, возможно, к ней были приписаны донские городки. С 1704 г. Азов, по всей вероятности, находился в ведении Патриаршего Духовного приказа; функции духовного управителя были возложены на архим. Азовского во имя Иоанна Предтечи мужского мон-ря (Материалы по истории Воронежской и соседних губерний/Собр. и изд. Л. Б. Вейнберг. Воронеж, 1888. Вып. 12, 534. С. 1227-1230). По договору 5 апр. 1712 г., заключенному после прутского похода 1711 г., Азов и Приазовье вновь отошли к Турции. Повторно вопрос об учреждении архиерейской кафедры в Азове был поднят правительством императрицы Екатерины II в 1771 г. (до офиц. вхождения Приазовья в состав России по Кючук-Кайнарджийскому трактату в 1774). В состав Азовской епархии предполагалось включить города Азов, Таганрог (в 1770 приписаны к Воронежской епархии), крепости Днепровской линии, территории Нижнедонского бассейна, а также правосл. храмы Крыма, что должно было укрепить рус. влияние в Новороссии. Проект был отклонен Святейшим Синодом, предложившим передать названные территории в состав Воронежской епархии. 9 сент. 1775 г. Азовская губ. (образована в том же году) вошла в состав новоучрежденной Славянской и Херсонской епархии (см. Днепропетровская епархия ). В 1934-1937 гг. существовала Азовско-Черноморская обновленческая епархия во главе с «митрополитом» Петром (Сергеевым). Лит.: ИРИ. Ч. 1; Н. Д[урново]. Иерархия Всероссийской Церкви. М., 1892. Вып. 1; Покровский И. М. Русские епархии в XVI-XIX вв., их открытие, состав и пределы: Опыт церк.-ист., стат. и геогр. исслед. Каз., 1897. 2 т.; Каптерев Н. Ф. Характер отношений России к православному Востоку в XVI-XVII вв. Серг. П., 19142. Д. А. Миндич Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/63700.html

Иж. Церковь Спаса Всемилостивого. Спасская церковь Карта и ближайшие объекты Село Ижевское (Иж). Спасская церковь, каменная, построена в 1808 г. расстоянием от г. Вятки в 150 верстах, от уездного города в 45 верстах, от благочиния в 30 верстах. Часовни деревянные: сельская и Дубровская Георгиевская. Причта по штату положено: 1 священник, 1 диакон, 1 псаломщик; квартиры для причта казенные. Земли: всего 96 десятин 100 сажень, из них усадебной 5 десятин 500 сажень, пахотной 31 десятина 1800 сажень, сенокосной 44 десятины 1400 сажень, выгона 5 десятин 600 сажень, под церковью и кладбищем 1 десятина 1500 сажень, неудобной 7 десятин 1500 сажень. Братский денежный доход: священника 660 руб., диакона 440 руб., псаломщика 220 руб. Руги собирается на весь причт до 40 пуд. ржи, 50 пуд. овса и 30 пуд. ячменя. Прихожан: православных русских 1635 муж. пола, 1730 жен. пола; приход состоит из 21 селения расстоянием до 10 верст. В приходе две школы: при селе церковно-приходская и земская в деревне Нагуше. Главное занятие прихожан хлебопашество. Археологические предметы: евангелие 1771 г., другое евангелие 1701 г., серебряные: потир 1767 года, позлащенный дискос, звездица, две тарелочки и лжица, две оловянные дароносицы, одна оловянная же дарохранительница и три деревянные точеные подсвечника. В. И. Шабалин «Вятская епархия. Историко-географическое и статистическое описание. Вятка, 1912 г.» Приходы Вятской епархии за 1872 г., Село Ижевское, Спасская церковь, Яранский уезд, 1-й благочиннический округ Каменная, построена в 1808 г. вместо деревянной, которая была построена в 1798 г. Престолов два: в холодном храме во имя Всемилостивого Спаса, в теплом во имя Свят. и Чудотв. Николая. Церковный причт состоит из священника, диакона и двух причетников. Один из причетников имеет свой дом, прочие пользуются казенными квартирами. Во владении причта 5 дес. 500 саж. усадебной земли, 31 дес. 1800 саж. пахатной, 44 дес. 1400 саж. сенокосной. В приходе 29 селений, расстоянием от церкви не далее 12 в.; прихожан 1464 м. п. и 1639 ж. Село Ижевское от г. Вятки в 150 в. Ближайшия села: Соломинское в 7 в., Липово в 9 в., Пижанка в 12 в. и Арбаж в 15 в. Церкви и приходы в Вятской епархии (по клировым ведомостям 1872 г.)/Вятские Епархиальные ведомости, 1873 г., отдел духовно-литературный, 1-24 Комментарии и обсуждение На 1873 год в церкви был придел в честь Николая Чудотворца. " Вятские Епархиальные Ведомости " , 13, 1873г. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=19726

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Сибирские свв. - житие Собор Сибирских святых - празднование Русской Православной Церкви в честь святых Сибирской земли. Празднуется 10 июня Установлен в 1984 году по почину епископа Омского Максима (Крохи) и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Пимена на день памяти святителя Иоанна, митрополита Тобольского. 10 июня 1984 года в Покровском храме Тобольска было совершено первое празднование. На написанной к празднику иконописцами мастерской Москов­ской Патриархии икона (см. справа) изображены святые подвижники вошедшие в Собор Сибирских святых. Сверху вниз слева направо они включают: 1-й ряд: блж. Ионна Верхотурского (1701); блж. Домны, старицы Томской (1872); прав. Даниила Ачинского (1843); прав. отрока Петра Томского (нач. XIX в./1820); прав. Феодора Томского (1864); прп. Варлаама, пустынника Чикойского (1846). 2-й ряд: блж. Космы Верхотурского (1706); прп. Андрея, игумена Рафаиловского, Тобольского (1820); свт. Герасима, еп. Астраханского (1880); свт. Мелетия, еп. Рязанского (1900); прп. Макария, архим., миссионера Алтайского (1847); прав. Стефана Омского (1876); прп. Мисаила, иером. Абалакского (1797). 3-й ряд: свт. Симеона, митр. Смоленского (1699); свт. Нектария, архиеп. Тобольского (1667); прп. Арефы, архим. Верхотурского (1903); прав. Симеона Верхотурского (1642); свт. Мелетия, архиеп. Харьковского (1840); прп. Германа Аляскинского (1837); мч. Василия Мангазейского (1600); свт. Варлаама, архиеп. Тобольского (1802); свт. Антония, митр. Тобольского (1740). 4-й ряд: свт. Филарета (в схиме Феодосия), митр. Киевского (1857); прп. Синесия, архим. (1787); свт. Софрония, еп. Иркутского (1771); свт. Димитрия, митр. Ростоского (1709); свт. Иоанна, мит­р. Тобольского и всея Сибири чудотворца (1715); свт. Иннокентия, митр. Московского (1879); свт. Павла, митр. Тобольского (1770); свт. Иннокентия, еп. Ир­кутского (1731); свт. Филофея (в схиме Феодора), митр. Тоболь­ского (1727). Примечание от PRAVICON.COM : Описание со старой версии сайта. Статья опубликована участником [ tol ] 2013-01-06. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Сибирские свв. " .

http://pravicon.com/info-3365

Кирилл , в 1829–38. Аарон , в 1839–42. Никанор , 1842–45. Феофан Комаровский , игум., перев. из Староладожского Николаевского, 1846–1848. Варсонофий , игум., 1849–51. Архим. Иннокентий Немиров , 1852–55. – Иаков , 1856 (Адрес-Календарь). – Геннадий , из иеромонахов Александро-Невской Лавры, 1857–59. – Иларий , 1860–66. – Парфений , 1869. 4 Николаевский Старо-Ладожский, от города Новой Ладоги в 13 верстах; основан в XVI веке; в 1714г. был приписан в Александро-Невскому; в 1764 положен в 3-й класс; в дек. 1771 упразднён; в 1811 г. возобновлён. Ныне заштатный. [V, 3.] Игумены [В печатном «Описании» С-Петербурга, 1865, изложено так: Иов , строитель, 1616–32. Феодосий , 1632–62. Иона , 1662–68. Феодорит , 1668–78. Лука , строитель, 1678–86. Игнатий , 1686–89, 95, 96. Макарий , 1696–1701. Мисаил , с 1701.] Против этих лиц отмечено: «вздор??». Иона , 1588; убит в нашествие немцев (шведов). Феодосий , 1608–33. Корнилий , 1635, 46. Ферапонт , 1646 и 47. Филарет , 1649 и 50. Киприан , 1650–56. Феодорит , 1659–67. Иона , 1668–73. Евфимий , 1673–76. Лука (строитель), 1677–79. Сергий (строитель), 1680–82. Варлаам , 1683 и 84. Игнатий , 1684–91. Макарий , 1692–1700. Антоний , 1702. Исаия , 1703 и 4. Иаков , 1706–9. Варлаам , до 1714. Строители Иов , 1714 и 15. Герман , 1715–20. Гавриил Флорищенский , 1720–23. Варлаам Иворский , 1726–28. Афанасий Рождественский , 1728 и 29. Тихон Кирилловский , 1729–32. Феодосий Вологодский , 1732–38. Иннокентий Пузанов , 1738 и 39. Пимен Родкевич , 1739–42. Митрофан Домнин , 1742–45. Корнилий Томчевский , 1745–47. Варфоломей , 1747–50. Иаков , 1751 и 52. Варнава , 1752 и 53. Каллистрат , 1753 и 54. Порфирий , 1754; † в дек. Иерофей , 1755 и 56. Варлаам Пермский , 1756 и 57. Иларион Молчановский , 1757 и 58, перев. в Старорусский Спасский. Иларион Максимович , с 7 янв. 1759. Сергий Шпаковский определён 3 мар. 1761; до дек. 1763. Иларион Козакевич , в 1764 и 65. Архимандриты Исаия Гормановский , с 28 нояб. 1765, из ректоров Александро-Невской семинарии, а в 1770 перев. в Нежинский Назарет.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С южной стороны, по Троицкому переул­ку, устроен в 1820 г. деревянный на каменном фундаменте дом, покрытый железной крышей, старанием церковного старосты купца Алексея Быковцова. В 1840 г. приобретен покупкой двор и дом мещанки Анны Ждановой и в следующем году на месте ветхой кухни устроен каменный фли­гель о трех комнатах. За двор и дом Ждановой заплачено 10 000 р. ассигнациями, которые собраны церковным старостой Ханайченковым от доброхотных дателей-прихожан. В 1838 и 1843 гг. на место бывшей каменной низенькой ограды устроена ограда железная с чугунными колоннами и двумя железными ре­шетчатыми воротами. Суммы употреблено около 40 000 р. ассигнациями, которая собрана во вре­мя самого производства работы от жертвователей старанием купца Алексея Ханайченкова. в) НИКОЛАЕВСКИЙ ХРАМ В первый раз основан был в одно время с основанием города и не позже 1655 г., так как он занимал место у самой стены города. По Ахтырским актам видим в 1707 г. Харьковской Николаевской церкви протопопа Александра Петровича. Петр Великий в проезд свой через Харьков в 1709 г., приняв Никола­евскую церковь за соборную, присутствовал в ней при богослужении. Каменный храм Святителя основан в 1764 г. июля 6 дня преосвященным Порфирием, а освя­щен в 1770 г. преосвященным Самуилом. К главной церкви в 1833 г. пристроен при­дел во имя Св. Пророка Илии, освященный преосвященным епископом Иннокентием (что ныне Екатеринославский) в 1835 г. июля 29 дня. Потом в верхнем этаже устроены два теплых престола: главный – во имя введения во храм Пресвятой Богородицы, освящен тем же пре­освященным Иннокентием в 1834 г. октября 26 дня, а второй придельный – во имя Святителя Митрофана, освящен в 1834 г. ноября 4 дня. г) ХРАМЫ КРЕСТА ГОСПОДНЯ И РОЖДЕСТВА БОГОРОДИЦЫ Оба первоначально кладбищные и построены были за чертой города согласно с указом 1771 г. Нынешний каменный храм Креста Господня в 1783 г. освящен был на кладбище во имя Св. жен Мироносиц. Надобно при этом вспомнить, что в 1701 г. для Куряжского монастыря куплена была книга «на общие гроши сестр Мироносиц, жителей гор. Харькова», так говорит надпись на книге. Как долго и в каком виде существовало это общество благочестивых жен после 1701 г., неизвестно. Но почти несомненно, что живая па­мять об этом обществе подала мысль построить на кладбище храм в честь Св. жен Мироносиц. В 1803 г., при умножении населения Харькова, храм обращен в приходский. В 1809 г. попече­нием купца Ивана Тараканова устроены в нем приделы во имя жен Мироносиц и Св. Николая с посвящением главного храма славе Креста Господня. С 1837 г. весь храм был перестроен и освящен в 1841 г. На эту перестройку купчи­ха Параскева Тамбовцева пожертвовала 5140 р. серебром; купец Иван Киткевич – 1375 р. сере­бром; помещица Анна Николаевна Безпальчева, попечитель надворный советник Крамаренков и церковный староста Иван Чекалов – по 1258 р. серебром.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010