Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИННОКЕНТИЙ Свт. Иннокентий (Кульчицкий), еп. Иркутский. Икона. Нач. XIX в. (собор Знаменского мон-ря в Иркутске) Свт. Иннокентий (Кульчицкий), еп. Иркутский. Икона. Нач. XIX в. (собор Знаменского мон-ря в Иркутске) (Кульчицкий Иоанн; 1680-1682, Малороссия - 27.11.1731, Иркутск), свт. (пам. 9 февр., 26 нояб., в Соборах Сибирских, С.-Петербургских, Волынских, Галицких святых), 1-й еп. Иркутский, Нерчинский и Якутский. По преданию, сын священника; предки принадлежали к мелкопоместному дворянскому роду. В 1695-1706 гг. обучался в Киево-Могилянской коллегии (с 1701 академия). Учителями И. были знаменитые впосл. церковные деятели: митр. Иоасаф (Кроковский) , митр. Стефан (Яворский) , архиеп. Феофан (Прокопович) . Еще до окончания академического курса осиротел. В 1706 г. в пещерной ц. прп. Антония Печерского был пострижен в монашество с именем в честь прп. Иннокентия Комельского и принят в число братии Киево-Печерской лавры. В том же году рукоположен во диакона, затем во иерея. В нач. 1710 г. митр. Стефан (Яворский) вызвал И. в Москву и назначил на должность учителя словесности Славяно-греко-латинской академии. С 1714 г. префект (инспектор) академии. Одновременно преподавал метафизику, философию и нравственное богословие, а также следил за порядком в академии. В 1719 г. И. в числе 36 монашествующих был вызван в С.-Петербург, в Александро-Невский мон-рь и назначен обер-иеромонахом в г. Або (Турку, Финляндия). По морскому уставу, составленному Петром I, в обязанности обер-иеромонаха входило еженедельное посещение каждого корабля. Под началом И. состояли все флотские иеромонахи, окормлявшие военные корабли рус. флота. В февр. 1721 г. Святейший Синод постановил И. «в архиереи посвятить, но лучше б без титула городов, понеже сии города порубежные к Хине, чтобы иезуиты не перетолковали инако и бедства б не нанесли», т. е. Синод опасался происков иезуитов в Китае. 5 марта 1721 г.

http://pravenc.ru/text/389621.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕФРЕМ (Янкович; ок. 1658 - 18(29).03.1712), митр. Суздальский и Юрьевский. В эпитафии Е. указано, что он «родом Сербин... отечеством Скопья Сербска града... Пастырь девятнадцать лет Христова стада, прежде Пятицерквенский...», умер в возрасте 54 лет (исходя из этого определен возможный год рождения). В серб. источниках Е. упоминается с прозвищем Тетовац, поэтому некоторые исследователи считали, что он был родом из г. Тетово (совр. Македония). По сообщению брата Е., их отец был торговцем, возможно, семья переезжала из города в город. До великого переселения сербов 1690 г., когда Е. ушел вместе с патриархом Арсением III (Черноевичем) и поселился в г. Сентендре (совр. Венгрия), о нем ничего не известно. Согласно записи в рукописи, переписанной в апр. 1701 г. и хранившейся в церкви в г. Печ (совр. Венгрия), на Пасху 1694 г. в Успенском храме в Сентендре патриархом Арсением III Е. был хиротонисан во епископа «Петоцркванского и Мухачского Сегетвару и Канижи, Шиклеушу и прочим» ( Записи. 6. 10202; в тот период Мохачская епархия охватывала обл. Баранья и по названиям больших городов именовалась Печуйской, Петоцркванской, Сечуйской и Сигетской). Однако, исходя из упоминания в эпитафии, что Е. был архиереем 19 лет, можно предположить, что он был хиротонисан в 1693 г. Патриарх Арсений III просил утвердить права Е. наряду с правами др. серб. православных епископов, служащих на территории Австрийской империи. Имп. Леопольд I (1658-1705) 4 марта 1695 г. выдал диплом, к-рый утвердил Е. в качестве епископа Сигетского («Sigetiensis»). В дипломе Е. случайно был назван Евфимием, поэтому 2-й еп. Мохачский часто ошибочно упоминается под этим именем (см.: Иларион (Руварац), архим. О enapxuju Neчyjcko-Moxaчko-Ceчyjcko-Curemckoj: 1695-1733 гг. Сремски Карловци, 1922. С. 11). Филигранная надпись на переплете Евангелия сообщает, что она была выполнена «по заказу епископа Мохачского Ефрема в 1695 г.» (см.: Г. О српском XVII в. из збирке FITZWILLIAM-obor Myзeja у С. Београд, 1969. С. 20). В апр. 1701 г. Е. находился в Пече, но вскоре был вынужден покинуть епархию из-за давления на него иезуитов. Обращения к имп. Леопольду I не помогли ему вернуть епархию, и он нашел убежище в мон-ре Св. Троицы в Плевле (совр. Черногория). Еще в 1706 г. католич. архиеп. Эстергома кард. Леопольд Колонич просил австр. имп. Иосифа I не допускать возвращения в епархию Е., мешавшего расширению влияния униатов.

http://pravenc.ru/text/182135.html

Michael Prokurat, Alexander Golitzin, Michael D. Peterson Скачать epub pdf THE SPIRITUAL REGULATION (REGLAMENT) OF PETER THE GREAT THE SPIRITUAL REGULATION (REGLAMENT) OF PETER THE GREAT. It must be understood that the religious reforms of Tsar Peter occurred in the greater context of the Westernization and reform of Russia, including the military, all government administrations (which meant for him the Russian Church, too), the economy, education, society, and culture. Though the reforms were ad hoc during a time of continual war, their scope and comprehensiveness cannot be overemphasized. Peter was definitely the visionary who, for better or for worse, united the various and disparate measures in his own person. In 1700 Peter changed the calendar in two ways: Years were counted from Christ’s birth, not the date of the (supposed) creation of the world, and the first month was January rather than September of the ecclesiastical year. He arranged for books to be published by a Dutch press, and produced the first newspaper in Russia. But this was after he allowed the national language to be Russian, and not Dutch as he had seriously considered. Still, the older Slavic language was reformed and simplified with Slavic, Greek, and Latin letters to produce what came to be known as the civil alphabet. Slavic alphabetic numbers, quite cumbersome, were replaced with Arabic numerals. Only church liturgical books (q.v.) were allowed to continue with the old alphabet and numbers. The establishment of secular schools on the European model anticipated what was to happen with ecclesiastical schools. Besides sending students abroad, Peter created a School of Mathematical and Navigational Sciences (Moscow, 1701), a Naval Academy (St. Petersburg, 1715), medical schools (1706, 1709), a museum of natural science and a library (St. Petersburg), the Imperial Academy of Science (St. Petersburg), and about forty elementary schools in provincial towns. Private schools and tutoring for the gentry survived Peter’s death, unlike the public schools-which did not take root until Catherine II made Russian, not Latin, the language of instruction. As a result of Peter’s educational reform, a university was begun in Moscow (1755) with departments of law, medicine, and philosophy. (Before one might idealize Peter as the liberal visionary who promoted education at all costs, it should be considered that almost all of his schools had a direct bearing on “oiling his war machine,” which he kept functioning continually during his reign with the exception of twenty-four scattered months.)

http://azbyka.ru/otechnik/world/the-a-to...

Житие святителя Иннокентия Иркутского              Начало пути: академия, Лавра, петровский флот Святой Иннокентий, в миру Иоанн, происходил из дворянского рода Кульчицких, или Кольчецких. В половине XVII века родители святого и некоторые родственники его переселились из Волыни в Малороссию, в Черниговскую губернию, спасаясь от голода и тяжести польского владычества. Многие лица из этого рода проходили духовные должности и отличались своим благочестием. О родителях святителя, впрочем, ничего не известно. Сохранилось только предание, что они были люди благочестивые и богобоязненные. Святитель, получивший в крещении имя Иоанн, родился около 1680 года и по достижению отроческого возраста, около 1695 года, отдан был в училище при Киевском Богоявленском монастыре. Здесь отрок обучался риторике, философии, богословию и языкам: латинскому, греческому и польскому. Училище при Киевском Богоявленском монастыре, переименованное в 1701 году в академию, было тогда лучшим в Юго-Западной Руси. В то время в нем преподавали многие знаменитые мужи. Ректором академии был ученый архимандрит Иоасаф Кроковский, словесность преподавал Стефан Яворский, впоследствии митрополит Рязанский и местоблюститель патриаршего престола. В то же время был наставником в академии и знаменитейший во временя царствования Петра I проповедник – Феофан Прокопович. Иоанн прилежно занимался науками; до нас дошло много книг, переписанных рукою святителя или принадлежавших ему. Особенно ревностно изучал он словесность и читал западнорусских проповедников, так как желал впоследствии подвизаться в проповедании слова Божия. Не менее любил он читать творения отцов и учителей Церкви. Молитва и изучение слова Божия – таковы были занятия блаженного Иоанна в годы учения. Уже давно мечтал он о том, чтобы посвятить себя всецело служению Господу. Внешние тяжелые обстоятельства – смерть родителей, чума, объявившаяся в Киеве, – побудили его ускорить исполнение намерения. Окончив в 1706 году курс обучения в Киевской академии, он воспринял иночество и вступил с именем Иннокентия в число братии Киево-Печерской обители.

http://pravoslavie.ru/59657.html

Киев. Успенская Киево-Печерская лавра. Церковь Троицы Живоначальной. Церковь. Не действует.   Престолы: Троицы Живоначальной Год постройки:Между 1106 и 1108. Адрес: Киев, ул. Лаврская, д. 9, корп. 1 Координаты: 50.434729, 30.555149 Проезд:на метро до остановки " Арсенальная " , далее автобусом 24, 25, 38ТР, 55, троллейбус 38 и маршрутном такси до остановки " Киево-Печерская Лавра " Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Троицкая надвратная церковь Киево-Печерской лавры, 1106-1108 гг. Возведена над главным входом в монастырь — Святыми воротами. Расположена в уступе оборонительных монастырских стен, что позволяло оборонять ворота от неприятеля фланкирующим огнем. Образцом для ее сооружения, вероятно, послужила Благовещенская церковь над Золотыми воротами в Киеве (XI в.). После разрушения Успенского собора в 1240 г. приобретает значение главного храма монастыря. При ней был организован Троицкий больничный монастырь. В 1462 г. здесь создается наиболее полная редакция «Киево-Печерского патерика». В 1631 г. П. Могила открыл при Троицком монастыре школу, которую в 1632 г. объединили с Киевской братской школой, названной в 1633 г. Киево-Могилянской коллегией (с 1701 г.— Киевская академия). За время своего существования церковь претерпела ряд изменений. На гравюре 1677 г. изображена с тремя фигурными фронтонами, венчающими западный фасад, и трехъярусной колокольней с северной стороны. На гравюре И. Мигуры 1706 г. изображена трехглавой с более пышным декором. В 1731 г. церковь перестраивают. На древних стенах надстраивают фигурные фронтоны, барабан купола, с северной стороны - пристраивают притвор, а восточный и западный фасады мастер В. Стефанович украшает пышным лепным орнаментом, пол покрывают фигурными чугунными плитами, изготовленными на уральском заводе Демидова в 1732 г. Церковь двухъярусная. В первом ярусе проезд Святых ворот, по сторонам которого небольшие помещения для привратников. Проезд перекрыт коробовыми сводами. В церковь, расположенную во втором ярусе, через притвор ведет каменная лестница. Церковь сохранила свою первоначальную структуру: четырехстолпная крестовокупольная трехнефная, увенчанная куполом на высоком барабане. Особенностью церкви являются устроенные в толще восточной стены апсидные ниши. Кладка стен смешанная из плинфы и камня. Фасады, за исключением южного, украшены в стиле украинского барокко. Интерьер церкви в технике темперы расписан в 1734 г., а живопись в пристроенном приделе была закончена в 1744 г.  Главными исполнителями были руководители Лаврской иконописной мастерской художники Ф. Павловский, И. Максимович, А. Галик. Вместе с ними работали художники М. Якубович, И. Кодельский. Главным исполнителем росписей притвора был А. Галик.

http://sobory.ru/article/?object=05645

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСАНДР ДИАКОН (ок. 1674/75, Нерехта - 21.03.1720, Н. Новгород), старообрядец-поповец (см. Поповцы ), глава одного из нижегородских скитов, основатель диаконовского согласия , из посадских людей. В 1701-1702 гг. А. д. служил диаконом ц. Владимирской иконы Божией Матери в Нерехтском жен. мон-ре. В 1703 или 1704 г. после чтения старопечатных богослужебных книг А. д. усомнился в истинности обрядов и вероучения правосл. Церкви и вместе с женой ушел в старообрядческие скиты в чернораменских лесах (см. Керженец ), жена А. д. постриглась в одном из скитов. А. д. остановился у старца Ионы и учился у него «разумению в вере», затем, «переходя, жил во многих скитах по году и больше у старцев в послушании». В 1706 г. А. д. со своим единомышленником попом Дмитрием был допрошен главой ветковских (см. Ветка ) поповцев Феодосием в связи с тем, что А. д. порицал ветковских старообрядцев за употребление незаконного мира , сваренного Феодосием, а также за неправильное троекратное каждение , между тем как следует кадить крестообразно; в результате появилось «Послание на Керженец» ( Иоаннов. С. 271-278), в к-ром признавалась правильность каждения А. д. В 1709 г. А. д. был пострижен в монашество наставником керженского Лаврентьевского скита свящ. Лаврентием и в том же году, после смерти последнего, занял его место. К А. д. помимо уже названного попа Дмитрия примкнули иеромонахи Герасим, Тихон и Андрей , старец Никодим, В. Власов, И. Иларионов, а также Т. М. Лысенин , ставший идеологом диаконовского согласия. 1709 год можно считать временем возникновения данного согласия, когда сторонники А. д. обособились от др. керженских поповских скитов. Помимо способа каждения диаконовцы отличались от др. направлений поповщины и беспоповщины (см. Беспоповцы ) учением о кресте: они признавали истинным не только восьмиконечный, но и «никонианский» четырехконечный крест, чтением молитвы Иисусовой со словами «Боже наш» вместо «Сыне Божий», считали возможным исправление опечаток в книгах дониконовской печати. Все эти особенности нашли отражение в компилятивных сочинениях и сборниках 1-й четв. XVIII в., составленных преимущественно Лысениным, в переписке с ветковскими наставниками, в постановлениях ветковских соборов и, в наиболее полном виде, в «Диаконовских ответах» - коллективном труде диаконовцев, проделавших основную работу по его составлению, и поморцев (см. Поморское согласие ), по-видимому отредактировавших текст.

http://pravenc.ru/text/64352.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗАРУДНЫЙ Иван Петрович (1660? - 19.03.1727, Москва), один из руководителей строительного дела в 1-й четв. XVIII в., крупный чиновник, «в некоторых документах иногда называется архитектором, хотя и не владел необходимыми профессиональными навыками» ( Гатова. 2004). Биография и творческое наследие З. до сих пор исследованы недостаточно. З. был дворянского происхождения и, видимо, род. и вырос на Украине (в некоторых документах до 1707 фигурирует как «иноземец»). Участвовал в Азовских походах в чине сотника. З. впервые упомянут в делах Малороссийского приказа (документ от 30 нояб. 1690) как гонец гетмана И. С. Мазепы, по поручениям к-рого неоднократно приезжал в Москву в 90-х гг. XVII в. И. Э. Грабарь предполагал, что З. являлся ближайшим помощником Осипа Старцева при строительстве соборов Никольского (1690-1696, не сохр.) и Богоявленского Братского (1690-1693, не сохр.) мон-рей в Киеве, однако документальных подтверждений этому нет. Возможно, в Киеве З. познакомился с буд. митр. Стефаном (Яворским) , к-рый затем неизменно ему покровительствовал. Как свидетельствовал сам З. в челобитной 1722 г., он поступил на службу к имп. Петру I по именному царскому указу в 1701 г. и сразу получил ряд ответственных поручений. С 1707 г. и до конца жизни З. был руководителем Изуграфской конторы Приказа духовных дел, в сферу деятельности к-рой входил надзор не только за иконописанием, но и за др. сферами художественной жизни; с 1721 г. эта должность определялась как «суперинтендант Канцелярии Изуграфств исправления Правительствующего Синода». З. работал преимущественно в Москве, выезжая по делам в С.-Петербург и др. места. На основании документов в Москве с его деятельностью можно связать строительство ц. арх. Гавриила (1704-1707), 1-го деревянного госпиталя (под рук. Н. Бидло, 1706-1707), беседок в парке Головинского дворца на Яузе (1724), перестройку дворца А. Д. Меншикова (бывш. Лефортовского, 1712-1714), интерьеры дома Ф. М. Апраксина (1712-1714), патриарших палат и ц. Двенадцати апостолов (1721-1724), ремонт и поновление росписей Грановитой палаты (1725), проекты каменных келий Заиконоспасского мон-ря (1720). По проекту З. были возведены деревянные ц. Александра Невского в Александрополе (1718, не сохр.) - крепости, построенной Меншиковым близ Почепа,- и дворец Петра I (1724-1725, не сохр.) на курорте Марциальные Воды близ Петрозаводска.

http://pravenc.ru/text/182639.html

Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи в Братееве (Москва) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Содержание История [ править править код ] По документам Патриаршего приказа 1628 года известно, что церковь Святого Иоанна Предтечи села Коломенского в приселке Братееве в начале XVII столетия была деревянная, «построенная исстари». По-видимому, она была двупрестольная, т.к. в записных книгах Патриаршего казенного приказа за 1706 г. указывалось, что 29 октября названного года в церковь Иоанна Предтечи и в придел Архистратига Михаила той же церкви выданы 2 антиминса. К 1731 году церковь либо обветшала, либо (есть такие утверждения) сгорела. На том же самом месте был возведен каменный фундамент, на который поставлена привезенная из подмосковного села Рождественно деревянная церковь. По списанию 1887 года она была одноэтажной, одноглавой; покрыта железом. Стены снаружи и внутри обшиты тесом и покрашены с наружной стороны белилами. В церкви находилось два престола: главный- в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи и боковой- священномученика Власия (последний устроен в 1880 году в трапезной на иждивение церковного старосты К. Т. Болховитинова). Церковь имела двухъярусную колокольню, нижняя часть которой была сооружена из белого камня, верхняя – из дерева, обшита тесом и окрашена белилами. На колокольне имелось 3 колокола. Среди достопримечательностей храма отмечались древние иконы – Усекновения честной главы святого Предтечи и Пророка Иоанна, Святителя Николая чудотворца, Жен-мироносиц; древня плащаница, резное распятие (по преданию приплывшее по реке Москве), кафельные Царские Врата, оловянная дарохранительница, Евангелия 1701 и 1748 годов и Синодик с 24 гравированными изображениями на 38 листах, в котором были занесены имена благотворителей – дворян Нормоновых, княжны Голицыной и многих других. Из святынь упоминались частицы мощей Священномученика Антипы и преподобных отцов Антония и Феодосия Киево-Печерских, хранившихся в особом серебряном вызолоченном ковчеге.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Усекновен...

Содержание I. Швимер (1701–1703 гг). II. Документы Московского Главного Архива Министерства Иностранных Дел 1. – 1701–1702 гг. «Ректор» Николай Швымер и его ученики латинского и немецкого языков. 2. – 1702 г. Приезд в Москву саксонца «профессора» Иогана Вернера Бауса для учения детей наукам и языкам 3. – 1703 г. Приезд саксонца Христофора Бухнера для учения русских детей «европским» языкам 4. – 1703–1705 гг. Приезд в Россию пастора Эрн. Глика и его школьные занятия в 1703–1705 годах 5. – О доме боярина В. Ф. Нарышкина (ранее В. П. Шереметева) на Покровке, в котором помещалась в 1704–1707 годах школа Глюка 6. – 1711 г. О пенсии вдове Глюка и отпуске ее в Ригу 7. – Ученики немецких школ в 1708–1709 гг. 8. – Ученики, посланные в 1702 и 1704 гг. в Саксонию для учения горного дела, саксонского, латинского и французского языков 9. – 1712 г. Контракт И. Брюса с И. Фокеротом относительно обучения детей брата И. Брюса III. – Документы Архива Московской Синодальной Типографии 1. – О ведении немецких школ сперва в Монастырском приказе, а потом в приказе Книг печатного дела 2. Об учителях немецких школ в 1711–1715 гг. а) в 1711 г. б) в 1712 г. в) в 1713 году г) в 1714 г. д) в 1715 г. 3. Другие должностные лица школ: управитель, подьячий и сторож 4. Ученики немецких школ 5. – О книгах, которые переводили и по которым учились в немецких школах, и о школьной библиотеке 6. – Исправление школьного здания и покупка дров для отопления его 7. – Дополнительные заметки к настоящим извлечениям из книг архива Московской Синодальной Типографии IV. – Из рукописей Московского Публичного и Румянцевского музеев Выписка 1706 года о школе Глюка V. – Дополнения к документам Московского Главного Архива Министерства Иностранных Дел 1. – Память Стефана митрополита Рязанского и Муромского в Посольский приказ, чтоб отдавать детей для учения в школу Спасского монастыря, а не иноземцам 2. – К материалам о доме боярина Нарышкина, в котором помещалась школа Глюка, и о соседних зданиях (см. выше стр. 57–95) 3. – Об учениках Немецких школ 1701–1711 г.г.  

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Плач Церкви над пастырем Плачь Церкве над пастырем Се четыредесятый день сетования моего надста, о, увы мне, пастырю! Се четыредесятное нощеденство унывания моего прииде, о, жалосте моя, учителю! Се обычное четыредесятницы плачевное тебе скончася, о, стрекало 1698 болезней моихь, руководче. И ждахь твоего возвращения – и не бысть, пастырьскаго присещения 1699 – и не обретохь, учительскаго возглашения 1700 – и не услышах отеческаго обычнаго утешения и любезнаго присвоения 1701 – и ничтоже успех. На сетование паки обращаюся, по словеси Иеремии: «Сего ради азь плачу, и очи мои излиясте воду, яко удалися от Мене утешаяй мя» (глава О, увы моего сетования, пастырю! О, увы моего унывания, учителю! Вся моя красная, оле, пременишася на злообразие. Вся моя светлая, оле, преобратишася на омрачение. Вся моя цветущая, оле, превратишася на измождение. Вся моя изрядная 1702 преложишася на совращение 1703 . Вся моя благополучная изменишася на злополучная. Вся моя радостная Быша в плачь, веселая – в сетование, утешителная – в рыдание, мирная – в смущение. Согномичествует 1704 моему безлепотству 1705 и чюдная Ноемнь, оплакующи свое смирение: «Не зовите мя, – глаголя, – Ноемнь, еже есть красна: не красна бо есмь, но злообразна, яко смири мя Ах, моея болезни, ах, моея скорби, ах, моего всесердечнаго чревоболения, всеизряднейший мой пастырю! Дóндеже убо твое пастырство украшайте мой престол, украшахся и аз. Дóндеже твое учительство просвещаше мое седалище, просвещахся и аз. Дóндеже твое казательство 1706 процветаше на моихь пажитехь, процветахь и азь. Дóндеже твое жезлосодержание утверждашеся в руку твоею, утвержахся и аз. Дóндеже твое предводительство исправляше добре моя чреды, во благодушии вси чредодержцы мои Быша и благополучно степени моя наступаху. Соплачет моему сетованию и Иеремия: «Обратней, – глаголя, – в плачь ликь нашь, спаде венець с главы Оле, моего злополучия, священнейшая главо пастырю! Не зриши ли престола твоего, яко и с местоблюстителей сетует? Не смотриши ли настоятельства твоего, яко и с восприимшимь плачевно дряселует 1707 ? Не видиши ли жезлосодержательства твоего, яко и с возложившым руку колеблется и к повержению скланяется? Не хощеши ли возникнути на чреды и степени твоего предводительства, яко вси мнящийся при тебе силни оцепенеша и крепци потрясошася, якоже гананствует 1708 пророкь: «Избраннии плачь подъяша»

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010