Одной из характерных проблем в изучении Апокалипсиса является проблема его богослужебного употребления. Если Апокалипсис признается общепризнанной церковной книгой, которая завершает собой весь новозаветный канон, то, по всей логике Церковь должна была назначить этой книге и соответствующее употребление, которое бы оправдывало столь высокий ее авторитет. Но между тем в Древней Церкви нет примеров, чтобы из Апокалипсиса были избираемы паремии или тексты для проповеди. Единственное исключение из многовековой богослужебной практики в употреблении Апокалипсиса составляет так называемое " великое чтение " , которое по Евергетидскому Типикону (середина XII века) , входило в состав всенощного бдения, и совершалось после отпуста вечерни. Здесь среди прочих новозаветных книг было установлено читать Апокалипсис. Но этот пример можно назвать исключением только с оговоркой: подобные чтения имели целью назидание и наставление молящимся, выслушивались ими сидя при вкушении благословенных на литии хлеба и вина. " Великое чтение " было призвано освежить внимание и дать отдых телу в середине длительного богослужения. Поэтому следует признать, что практически нет ни одного примера использования Апокалипсиса при богослужении в восточных Церквах. И вообще на Востоке чувствуется к этой книге настороженное отношение. Святитель Кирилл Иерусалимский в своем перечне канонических книг Нового Завета не только исключает Апокалипсис, о чем говорят так же 85 апостольское правило , 60 правило Лаодикийского Собора и святитель Григорий Богослов , но даже запрещает его употребление. На Западе, наоборот, книга эта всегда была в большом уважении и уже с V-VI веков там предписывается общественное чтение Апокалипсиса при богослужении в период от Пасхи до Пятидесятницы. Об этом говорит 17 правило Толедского Собора 633 года, в котором приводится ссылка на авторитет многих церковных соборов относительно необходимости употребления Апокалипсиса. Этот факт, а так же угроза отлучения от церковного общения за несоблюдение данного правила, имеют неоспоримую важность, и показывают высокое значение, которое придавалось церковному употреблению этой книги в римском богослужении.

http://pravoslavie.ru/1669.html

В др. регионах количество Л. также постепенно возрастало. Напр., свт. Григорий Великий пишет о Л., совершавшихся в дни памяти Иоанна Крестителя, ап. Петра и св. Аполлинария в Равенне ( Greg. Magn. Reg. epist. V 11). Канон 18 (17) Турского Собора 567 г. установил особые Л. для январских календ, 3-й канон Герундского (Жиронского) Собора 517 г. предписал совершать 2-ю Л. в нояб. (ср.: Isid. Hisp. De eccl. offic. 1. 40), а 1-й канон V Толедского Собора 636 г.- 3-дневные Л. в дек., 6-й канон XVII Толедского Собора 694 г. утвердил ежемесячное совершение Л. О процессиях см. также ст. Стациональное богослужение . После реформ II Ватиканского Собора Великая и Малая Л. не были отменены, но назначение времени проведения Л. и определение порядка их совершения перешли в ведение местных епископских конференций (motu proprio папы Павла VI от 14 февр. 1969; инструкция «Calendaria particularia» Конгрегации богослужения от 24 июня 1970). Хотя чинопоследования этих дней введены не во все литургические книги, многие приходы продолжают совершать Великую и Малую Л. регулярно в соответствии с тридентской традицией. Л. всем святым (litania omnium sanctorum). В узком смысле Л. принято называть молитвы, содержащие обширные списки имен святых, к которым обращаются с разными просьбами («ora pro nobis»). Классическая (тридентская) форма Л. начинается с 3-кратного «Kyrie», обращения к Лицам Пресв. Троицы (с рефреном «Miserere nobis»), к святым по ликам, начиная с Пресв. Девы (с рефреном «Ora pro nobis»), прошения об избавлении от различных бед (с рефреном «Libera nos Domine»), интерцессии о церковной иерархии, правителях, народе (с рефреном «Te rogamus audi nos»), 3-кратного «Agnus Dei» (с рефренами «Parce nobis Domine», «Exaudi nos Domine», «Miserere nobis»), 3-кратного «Christe audi nos» и заключительного «Kyrie». Однако на практике формуляр Л. всегда изменялся и зависел от целей ее совершения; списки имен святых отражали конкретную локальную традицию. Тексты Л. святым традиционно помещали в приложениях к Псалтири, в молитвенниках Libelli precum, Сакраментариях, позже в Процессионалах, Кириалах и т. д. Валафрид Страбон считал, что первые Л. всем святым составил блж. Иероним Стридонский ( Walafrid. Strabo. De exordiis. 29). Однако исследования показали, что образцом для составления первых лат. Л. послужили греч. ектении, чему есть документальные подтверждения. В приложении к Псалтири кор. Этельстана, которая происходит из Сев.-Вост. Франции (Brit. Lib. Cotton. Galba A. XVIII, кон. IX в.), сохранились греч. ектения и Sanctus, запись к-рых датируется 30-ми гг. X в. (ученые полагают, что эти тексты были собраны придворным ученым бретонского происхождения Израилем Грамматиком для приватного употребления). При этом греч. протограф был явно древнее, поскольку его лат. перевод сохранился в рукописи Brit. Lib. Royal. 2 A. XX, датируемой VIII в. Вероятнее всего, он был принесен в Зап. Европу из Сиро-Палестинского региона св. Теодором из Тарса, архиеп. Кентерберийским (668-690).

http://pravenc.ru/text/2110565.html

традиций и институтов. В правление Леовигильда возобновилась традиция основывать города (Реккополь в 578, Викториак в 581), чеканились золотые монеты с именем вестгот. короля (т. н. солиды Леовигильда), монархи занимались законодательством (изданные кор. Леовигильдом законы были, по-видимому, собраны в кодекс (Codex revisus), в котором корректировались отдельные положения законов Эвриха; сам кодекс не сохр.). Правитель облачался в пышные одеяния по примеру визант. императоров, тогда же у королей вестготов появились трон и корона. При Реккареде к имени короля стали добавлять имя Flavius. В актах III Толедского Собора (589) Реккаред именуется «священнейшим принцепсом» (sacratissimus princeps), «исполненным божественного духа», «православным королем» (orthodoxus rex), «пастырем народа», «новым Константином» и «новым Маркианом». В честь короля стали возноситься аккламации (laudes). Была установлена новая система летосчисления - от начала правления кор. Реккареда (см.: «Edictum regis» в актах III Толедского Собора). 75-й канон IV Толедского Собора (633) свидетельствует о введении клятвы верности королю, которую приносил весь народ. Власть вестгот. короля считалась делегированной ему народом в момент избрания. От короля требовалась умеренность во всем, а также готовность защищать правосл. веру. Он должен был быть справедливым, благочестивым и милосердным правителем (3-й канон V Толедского Собора (636)). Трон короля вестготов не мог занимать иноземец (17-й канон VI Толедского Собора (638)). В выборах короля принимали участие высшие должностные лица королевства, представители знати (primates gentis) и епископы; избрание проводилось от лица всего народа и должно было быть единодушным (10-й канон VIII Толедского Собора (653)). Со 2-й пол. VII в. центральным элементом в церемонии избрания стал обряд помазания на царство, происхождение к-рого точно не установлено (впервые упом. при избрании кор. Вамбы в 672, однако описавший церемонию св. Иулиан Толетский явно воспринимал ее как традиционную - Iulianus Toletanus.

http://pravenc.ru/text/674995.html

Впереди на белом листе припись не разобрана, на след. за ним листе: Яз дьякон Алексей продал князю Никите 24 тетрати и руку приложил. См. 388. 271. (1180.) Канонник, полууст., исх. XVI века, в четверть, 113 листов. л. 1. Канон Живоначалной Троице гл. 7. л. 3. Указ како поются статии на молебне. л. 5. Канон молебен в нахождение брани иноплеменник. л. 6 об. Канон к самому Господу и ко всем Святым, егда из града исходити противу ратных, певаем за князя и за люди. л. 12. Канон Рожеству Господа нашего Ис. Христа г. 1. л. 15. Канон Рожеству преч. Богородицы гл. 2. л. 17 об. Канон Благовещению пресв. Богородици, творение Феофана. л. 22. Канон Живоначальной Троице г. 4. л. 24. Канон Взнесению Христа Бога нашего, творение Иоаннов. л. 27. Канон Преображению Господа нашего Ис. Христа гл. 4. л. 31. Канон Покрову преч. Богородици гл. 4. л. 36. Канон Успению преч. Богородици, творение кир Козмы. л. 39. Канон Милостивому Спасу гл. 8. л. 43 об. Канон Нерукотворенному образу Господню гл. 4. л. 48. Канон молебен пресв. Богородици Одигитрие, творение священноинока Игнатиа. л. 52 об. Канон Стретению пресв. Богородици Владимирская гл. 4. л. 57. Канон св. Богоявлению Господа нашего. Ис. Христа, творение Козмы ермонаха. л. 60 об. Канон Сретению Господа нашего Ис. Христа, творение Козмы. л. 64 об. Канон Введению пресв. Богородицы гл. 4. л. 68. Канон благодарен, рекше неседален, пресв. Богородици, творение Иосифа. л. 72. Канон на Воздвижение честнаго Креста, творение кир Козмы. л. 76 об. Канон Знамения преч. Богородицы в Велнком Новеграде. л. 80 об. Канон положению Ризы преч. Богородицы, творение Иосифово. л. 84. Канон (на) Вход в Иерусалим, творение Козмы мниха. л. 87. Канон Происхождению честнаго Креста гл. 6. л. 90 об. Канон Зачатию св. Анны гл. 1. л. 94. Канон Явлению иконе преч. Богородици иже на Колоче гл. 4. л. 99 об. Канон о св. Купине, по вся суботы, гл. 6. л. 104. Канон молебен к Господу нашему Ис. Христу и преч. Его Матере, певаем за бездождие. л. 108 об. Канон молебен к Господу Богу нашему и преч. Его матере певаем за ведрие, егда дождь рамен идет. В конце: молитва – похвала к пресв. Богородицы по каноне, в коей между прочим читается: спаси и помилуй благовернаго и христолюбиваго Государя нашего Царя и Вел. Князя Феодора Ивановича всеа Русии Самодержца на многа лета.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

Православная Церковь требует, чтобы священнослужители достойно приготавливали себя к совершению таинства Евхаристии. Служение священником Божественной литургии без приготовления не допускается, даже при соборном служении: он должен быть чист телом, чистой должна быть и одежда; в духовном отношении от него требуется молитвенное настроение и искреннее желание причаститься Святых Таин. Поэтому Правило, положенное Уставом перед совершением Божественной литургии, он должен исполнять неукоснительно: с вечра совершить или выслушать вечерню, повечерие и вычитать определенные каноны, различные на разные дни: под воскресенье – канон Иисусу Сладчайшему, молебный канон ко Пресвятой Богородице или канон Пресвятой Богородице, положенный на повечерии в Октоихе, и канон Ангелу Хранителю; под понедельник – канон Иисусу Сладчайшему, молебный канон ко Пресвятой Богородице и канон Бесплотным Силам; под вторник – покаянный канон ко Господу Иисусу, канон Пресвятой Богородице, канон Ангелу Хранителю, канон Иоанну Предтече; под среду – канон Иисусу Сладчайшему, канон Богородице Одигитрии, канон Ангелу Хранителю; под четверг – покаянный канон ко Господу Иисусу, молебный канон Пресвятой Богородице, канон Ангелу Хранителю, канон святым апостолам и канон Святителю Николаю; под пятницу – канон Животворящему Кресту, молебный канон ко Пресвятой Богородице, канон Ангелу Хранителю; под субботу – канон Иисусу Сладчайшему, канон Пресвятой Богородице и акафист Ей же (неотложно), канон всем святым и канон заупокойный. Все каноны следует вычитывать с вечера, чтобы утром из-за возможных случайностей не задержать начало Божественной литургии. Утром священнослужитель должен совершить или прослушать полунощницу, утреню, часы и канон вместе с молитвами ко святому Причащению. Диакону вычитывать вечерние молитвы и молитвы шестопсалмия не нужно, так как тайные молитвы положены для иерея. Во время совершения служб положенные по Уставу каноны и молитвы вычитывать не следует. Если по не зависящим от него обстоятельствам кто-нибудь не сможет выполнить всего Правила, он должен закончить его после Божественной литургии, молитвы ко святому Причащению должны прочитываться до нее.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

л. 448. Канон св. великомученице Парасковие. л. 453. Канон св. мученице Екатерине. В конце две молитвы всликомуч. Екатерине, что под 285 л. 351; первая также с надписью: Аще кто молитву сию прочитает на всяк день, избавлен будет вечныя муки. 294. (1243.) Канонник, полууст., нач. XII века, в осьмую долю, 156 листов. л. 1. Канон Благовещению пресв. Богородицы, творение кир Феофаиа инока. л. 9 об. Канон за единаго умершаго. л. 19 об. Канон св. всликому Ануфрию преподобному. л. 28. Канон на св. Вербный праздник, творение Козмы мниха. л. 35. Канон на Вознесение Господа нашего Ис. Христа, творение кир Иоанна. л. 41. Канон на св. Пятьдесятницу, творение Козмы. л. 46. Канон на Рожество пресв. Богородица, (творение) Иосифа. л. 51 об. Канон на Воздвижение честнаго и животворящаго Креста, творение кир Козмы. л. 60 об. Канон св. и великому светилнику Иоанну Златоусту , творение Феофаново. л. 70 об. Канон на Введение пресв. Богородица, (творение) Георгиево. л. 80. Канон св. великомученице Екатерине, творение Феофаново. л. 91. Канон пресв. Рожеству Христову, творение кир Козмы. л. 99. Канон св. первомученику и первослужителю и апостолу архидиакону Стефану. л. 106 Канон на св. Богоявление Господа и Бога и Спаса нашего Ис. Христа, (творение) Козмы. л. 114. Канон на Сретение Господа нашего Ис. Христа, творение Козмы. л. 121. Канон препод. отцу Зосиме игумену соловецкому чудотворцу. л. 130. Канон препод. Саватию соловецкому чюдотворцу. л. 138. Канон препод. игумену Феодосию печерскому . л. 147. Канон на собор св. архистратига Гавриила. 295. (1242.) Канонник, полууст., нач. XVII века, в осьмую долю, 333 листа. В первой половине ркп. каноны общеупотребительные, с л. 152 помещены след: Канон св. ап. и ев. Иоанну Богослову, творение Феофаново. л. 160. Канон св. и великому чюдотворцу Николе. л. 166. Канон равноапостолом благоверному царю Констянтину и матере его Елене. л. 174. Канон препод. и богон. отцем нашим Зосиме и Саватею соловецким чюдотворцем. л. 187. Канон препод. и богон. отцу нашему Варлааму поугоцкому чюдотворцу иже на Хутыне.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

л. 44 об. Канон св. Иякову, архиепископу ростовьскому чюдотворцу. л. 51. Канон препод. Авраамию, архиманьдриту Богоявленьскому, ростовьскому чюдотворцу. л. 58 об. Канон препод. Петру царевичю, ростовьскому чюдотворцу на преставление. л. 66. Канон св. и правед. Исидору юродивому Христа ради, нарицаемому Твердислова, ростовьскаго чюдотворца. л. 78. Канон св. и славному пророку Илии. л. 91. Стихеры (и два канона) препод. отцем нашим Ивану и Семиону, иже Христа ради уродиваго, и св. пророку Езекеилю. л. 103 об. Канон препод. игумену Сергию чюдотворцу. л. 113. Канон великому Николе. л. 121. Служба, июля 1, св. бессребренникам Козме и Дамиану. л. 137 об. Канон св. Зосиме чюдотворцу соловецкаго монастыря. л. 146. Канон препод. Саватию соловецкому чюдотворцу. л. 154. Канон препод. Александру свирьскому. л. 165 об. Последование идущии на трапезу. л. 160. Служба повседневная гл. 2. 289. (1195.) Канонник, устав., XVII века, в четверть, 280 листов. л. 1. Сказание главам. л. 2. Служба по вся дни ко Господу нашему Ис. Христу. л. 16 об. Правило келейное. л. 22 об. Служба пред Господем нашим Ис. Христом, творение Феоктиста инока обители студийския. л. 32 об. Канон Благовещению пресв. Богородице. л. 44. Канон Ангелом, творение Иосифово. л. 50 об. Два канона молебна к своему ангелу хранителю души и телу. л. 68 об. Канон к св. и честнейшему пророку Иоанну Предтечи, творение Иосифово. л. 77. Канон молебен пресв. Богородице, творение священноинока Игнатиа. л. 85 об. Канон св. славным и всехвальным Апостолам, творение кир Феофана. л. 91. Канон св. и великому чюдотворцу Николе, творенис Феофаново. л. 98. Канон честному и животворящему Кресту, творение Григория Синаита . л. 107. Канон благодарен пресв. Богородице с акафистом. л. 127 об. Канон всем Святым. л. 137. Канон св. Иоанну Богослову. л. 144. Канон св. Василию Великому . л. 152. Канон св. Иоанну Златоустом у. л. 161. Канон молебен трием святителем Петру и Алексею и Ионе. л. 167 об. Канон препод. Авраамию (галичскому). л. 177. Канон препод. Макарию (желтоводскому).

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

485 Эти каноны принадлежат одному празднеству, и в Уставе говорится так: «Воскресный с Богородичным», как бы они составляют один канон. 486 Канон недели поется прежде канона предпразднства – в неделю Св. отец пред Рождеством Христовым, если она случится 24-го декабря. Тогда поется сперва канон недели Св. отец, вместо канона воскресного, а потом канон предпразднства (Тип., послед. 24-го декабря). Бывает и то, что канон святого поется прежде канона недели Триоди. Так, если в 1-ю и 3-ю недели Великого поста случится праздник великого святого, то поется сперва канон святого, потом канон Триоди (Тип., послед. 24-го февр., аще в 1-ю и 3-ю Неделю Велик. поста). 487 Посему, Богородичный канон не поется в те недели, в которые случится праздник храма Симеона Столпника (1-го сентября) (Тип., храма гл. 1), 26-го октября, 1-го января, 15-го августа, 1-го октября. Во все эти числа поются следующие каноны: 1-го сентября – Индикта (на 4-ре), 26-го октября – Труса (на 4-ре), 1-го января – Обрезания (на 4-ре), 1-го октября – Богородицы (на 6-ть). Каноны указанных праздников поются на 4-ре или на 6-ть, а канон святого при атом поется на 6-ть или на 4-ре (итак, на 10-ть). И с ними поется еще воскресный канон на 4-ре. 488 Именно канон Богородицы (Октоиха) не поется: 1) В Неделю Св. отец – 6-ю по Пасхе, когда поется канон предпразднства на 4-ре и канон Недели Св. отец на 6-ть. 2) Канон Богородичный Октоиха не поется в Неделю Св. отец пред Рождеством Христовым, случающуюся с 20-го по 23-ф число декабря. Тогда поется канон предпразднства на 4-ре и канон Недели на 6-ть. Но в Неделю Св. отец, бывающую до 20-го числа декабря, когда нет предпразднства, и полагается лишь канон недели на 6-ть, – поется канон Богородицы на 2-ва и канон Крестовоскресен на 2-ва. 3) Не поется канон Богородичный Октоиха в Неделю Богоотец, если она случится в Собор Богородицы (26-го декабря) или в отдание Рождества (31-го декабря; ибо тогда поется канон праздника на 6-ть и канон недели на 4-ре. Должно заметить, что в Собор Богородицы поется сперва канон праздника Рождества Христова, а потом Богоотец, а в отдание Рождества Христова сперва поется канон Богоотец, а потом канон праздника (отдания).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Иосифа. Акростих: Τν θερμν μν προσττην Νικλαον. ωσφ [в тропарях и богородичнах] 108 . Иоанна. Акростих: Ες Νικλαον μνος ερτατος (канон не издан 109 ). Иоанна Ставракия. Акростих: Μροις μυρζω το λγου σε, μυρους. ωννης 110 . Мануил Фил. Акростих: – [в тропарях 1–8-й песней]; Φλης [в тропарях и богородичне 9-й песни] 111 . Анонимный. Акростих: – [канон составлен по подобию молебного канона Пресвятой Богородице] (канон издаётся нами в настоящей статье). не позднее первой половины IX b. канон 1-го гласа с именем Василия в акростихе богородичнов (канон может датироваться даже VII b. – если верна предложенная А. Коминисом атрибуция); возможно, анонимный ямбический канон 2-го гласа первая, половина IX b. канон Феофана 2-го гласа; возможно, ямбический канон 2-го гласа с именем Феофана в акростихе 9-й песни и канон Феофана/Гавриила 4-го гласа середина IX b. венок канонов Иосифа; канон Иосифа 4-го плагального гласа вторая половина IX b. венок канонов Фотия; канон Георгия Никомидийского 2-го плагального гласа; возможно, канон Георгия [Никомидийского?] 4-го гласа; вероятно, полный кондак с акростихом Το Στουδτου не позднее Х в. анонимный канон тяжкого гласа начало Х в. вероятно, канон Николая [Мистика?] 2-го плагального гласа и анонимный канон 1-го гласа с акростихом Τος Νικολου θαυμτων πλκω κρτους Х в. канон Никиты 2-го гласа; вероятно, полные кондаки с акростихами Ανος κα ψαλμς το ωμανο и δ ωμανο не позднее XI b. канон Иоанна/Германа 1-го гласа; анонимный канон 2-го плагального гласа с акростихом: Ποιμνι κρτον Νικολς προσγω первая, половина XI b. венок канонов Иоанна Евхаита конец XI – начало XII b. вероятно, канон 4-го плагального гласа с акростихом: Τν μγαν Νικλαον μνοις γεραρω не позднее XII b. анонимный канон 2-го плагального гласа с алфавитным акростихом; канон Василия 2-го плагального гласа; анонимный канон с акростихом: Σζε, Νικλαε, δυσχερν κ κινδνων 2-го плагального гласа не позднее XIII b. канон Иоанна 4 -го плагального гласа; канон 4-го плагального гласа, составленный наподобие малого молебного канона Пресвятой Богородице XIII b.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

В позднейших его греческих синаксарях, в современных ему и позднейших его греческих месяцесловах насчитано нами до 1000 памятей мучеников, преподобных, святителей, раньших по времени месяцеслова Василия и не вошедших в состав его, – но из них нет и 200, о коих имеются сведения большею частию краткие, прочие известны только по имени и роду смерти. Впрочем в месяцеслове Василия не оказалось некоторых памятей святых, коим написаны каноны Иоанном Дамаскиным , Иосифом песнописцем и Феофаном, именно: 4 янв. 70 апостолов, канон Иосифа; преп. Феоктиста, канон Феофана, 21 февр. пр. Тимофея в Символех, канон Феофана, 28 февр. св. Протерия патриарха александрийского, канон I. монаха, 29 февр. пр. Кассиана, канон Иосифа, апр. 2 пр. Тита, канон Феофана, апр. 4 св. Георгия в Малее, канон Феофана, апр. 17 пр. Акакие, еп. мелитинского, канон Иосифа, 28 мая св. Никиты, еп. халкидонского, и св. Евтихия, иже в Мелитине, каноны Иосифа, 6 июня пр. Виссариона, канон Иосифа, 12 июня пр. Петра афонсного, канон Иосифа, 23 июня св. муч. Агриппины, канон Феофана, июля 13 пр. Стефана Савваита, канон Феофана, 26 июля преподобномуч. Параскевы, канон Феофана, 21 авг. св. ап. Фадея, канон Иосифа, 23 августа св. мученика Луппа, канон Иосифа, 25 августа перенесение мощей ап. Варфоломея, каион Иосифа; сентября 3 пр. Феоктиста, канон Феофана, 13 сентября обновление храма Воскресения, канон I. монаха; октября 28 свв. мучч. Терентия и Неониллы, канон Феофана; 12 ноября пр. Нила постника, канон Феофана, 27 ноября пр. Палладия, канон Иосифа, 29 ноября муч. Парамона, канон Иосифа; декабря 18 св. муч. Севастиана и дружины, канон Иосифа, 26 декабря св. Евфимия, еп. сардийского, канон Иосифа и других. Замечательно также, что в месяцеслове Василия нет праздника ни Убрусу 16 августа, ни Кресту 1 августа или 31 июля, что 3-е обретение главы Иоанна Предтечи в нем не есть отдельный праздник, а соединен с праздником 1 и 2 обретения главы 24 февраля. Сей месяцеслов также нередко отступает от общепринятых служебных месяцесловов касательно расположения памятей святых по числам. Все это, без сомнения, произошло от того, что он следовал древнейшему его прологу, составленному тогда, когда еще не были составлены служебные минеи и потому еще не были установлены многие дни празднования святых. Составитель месяцеслова Василия несомненно имел в виду месяцесловы в вышесказанных типиках Великой Констант. церкви IX-X веков. Во многие дни он повторяет памяти тех месяцесловов и в том даже порядке, в каком они стоят в тех уставах, но сказания о святых несомненно в нем самостоятельны. Во многие дни он и разнится от тех уставов в памятях святых или в порядке их.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010