Ульяновск. Симбирский Спасский женский монастырь. Спасский Новодевичий монастырь Храмы монастыря: Утраченные храмы: Карта и ближайшие объекты Спасский женский (девичий) монастырь - иначе Спасский Новодевичий монастырь (до 1633 г. – ок. 1936 г.) Монастырь основан одновременно с городом (1648 г.) или по некоторым предположениям, еще раньше (не позднее 1640 г.). Первоначально была одна деревянная однопрестольная церковь во имя Нерукотворного Образа Спасителя, время построения которой точно не известно. В 1678 г. вместо нее на средства С.Т. Протопопова была построена и украшена новая деревянная Спасская церковь. В 1685 г. эта церковь сгорела. В 1691-1696 гг. вместо сгоревшей церкви была построена однопрестольная холодная каменная церковь во имя Спаса Нерукотворного Образа с деревянной колокольней. Она получила наименование второго городского собора (после Троицкого собора) и занимала 360 кв. саж. В 1696-1698 гг. купцом И. Андреевым была построена вторая каменная теплая церковь во имя Святителя Алексия, митрополита Московского. В 1709-1710 гг. на средства М.О. Твердышева к этой церкви пристроили каменную колокольню. В 1713 г. тот же И. Андреев увеличил церковь в размерах, соединил ее с колокольней, а с южной стороны была пристроена больница. В 1734 г. эта больница из-за обветшания была перестроена подполковником И.И. Немковым и обращена в придельную церковь во имя Трех Святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. В 1780 г. " Спасской девичей монастырь " имел 2 каменные церкви, число других построек с годами менялось. До 1784 г. все здания, кроме храмов, и ограда монастыря были деревянные. В 1787-1789 гг. на средства, завещанные симбирянами Я.Б. и Н.К. Твердышевыми, по плану Симбирского архитектора Тоскания построены: вокруг монастыря каменная ограда; на пустом месте с северной стороны по Дворцовой ул. - два одноэтажных флигеля для постоя, " чтобы сдавать их в наем и этим увеличить монастырский доход " на восточной стороне - два каменных дома для игуменьи и для монахинь и др. постройки. В северо-западной башне ограды было устроено служебное помещение, а в северо-восточной башне - часовня. В ограде были устроены ворота: на северной стороне они назывались " водяными " , с южной стороны они были расписными с деревянной часовней. Главные Святые ворота располагались со стороны Спасской улицы.

http://sobory.ru/article/?object=30517

Павел Михайлович Строев (1796-1876) Монастыри 1 Сванский (Свиньский) Успенский, от города Брянска в 3 верстах, существовал в XVI столетия. В 1681–86 зависел от Киевской Лавры и назывался «Новопечерский». Ныне третьеклассный. [VI, 35.] Игумены Тихон , 1560. Сергий , 1566 и 67. Иов , 1572. Варлаам , 1582; после архим. Петровский. Исаия , 1595, 99, 1603. Иаков , 1606. Марк , 1610. Варсонофий , 1614; после архим. Петровский. Иона , 1623, 30, 40. Иов Челюсткин , строит., 1625–27, 1630, 33, 35; после в Белевском Спасском. Феодосий , 1640–42. Иаков , 1643–55; † … Гермоген , 1655–57, отставлен. Марк , 1658–63. Варнава Глыбоцкий , 1664 и 65. Никодим , 1666–71, убит. Филарет Левшин , 1672–79, 2 сент. Маркелл , архим., 1679 и 80, 21 мар. хирот. в епископа Суздальского. Никон , архим., в сент. 1680 и 81 по мар.; куда выбыл, неизвестно. 10 мар. 1681 мнтрь приписан к Киево-Печерской Лавре, оттуда присылались Наместники Иоанн Максимович , из лаврских казначеев, в 1684–96, перев. в Черниговский Елецкий мнтрь. Сила Жоравский , 1696–99. Афанасий Миславский , 1700 и 1, февр., отозван в Лавру; после архим. в ней. Филофей Лещинский , 1701 и 2, 4 апр. хирот. в митрополита Сибирского. Серапион , в 1702–4. Антоний Тарасевич , в 1705–10. Модест Ильницкий , 1710–16,13 нояб. перев. в Нежинский Назарет. Иаков , с 1716; по … Илия … Варсонофий Ростоцкий , в 1721–27. Иннокентий Жданович , 1728–30. Варсонофий , в 1731–34. Иоиль Савицкий , 1738 и 39; † … Геннадий Васинский , 1743–45. Лука Белоусович , с 1745, а 21 июня 1752 посвящён в архим. Киево-Печерской Лавры. Гервасий , 1752, 13 сент. уволен. Иерофей , в 1752–55. Ипатий Войцехович , с 1758; † 23 мар. 1761. Ираклий Лятошевич , с 1761; в 1764 произведён в игумена; 10 янв. 1766 уволен, за болезнью. Каллист , игум., определён 10 янв. 1766; до 1770. Палладий , игум., определён 3 апр. 1770; † 7 июля 1787. 20 апр. 1786 мнтрь от Киево-Печерской Лавры отписан в епархиальное ведомство. Игумены Модест произведён 14 окт. 1787 из наместн. Саввы-Сторожевского монастыря; 22 окт. 1796 перев. в Орловский Успенский.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Говоря таким образом, я прямо отождествляю исповедь католическую с исповедию иезуитскою, и делаю это не без оснований. Именно. Все учебники и системы католического пастырского богословия, выходящие в свет с епископского и тем более с папского благословения и одобрения, в основу своих трактатов об исповеди полагают произведения знаменитейших иезуитских светил, преимущественно – Гюри (Gury), этого главу новейших иезуитов, и Альфонса де Лигорио (по другому произношению – Лигуори). Из них последний – этот архипробабилист конца прошлого столетия (род. 1696 г., ум. 1787 г.) – причислен латинскою церковью к лику святых, папою Пием IX возведен на высокую степень «учителя церкви» – doctor ecclesiae, а папою Григорием рекомендован как образец, которому должны следовать все духовники. На произведения его „Homo Apostolicus“ и „Theologia Moralis“ неизменно ссылаются самые новейшие католические пасторы, заслужившие одобрение высшей церковной власти, напр. Gaszner в своем объемистом „Pastoral“ 1881 r. Probst в сочинении „Theorie der Seelsorge“ изд. прошлого 1885 г. (1-е изд. 1883 г.); не буду уже упоминать о многотомных и также одобренных системах пастырского богословия 70-х годов (Amberger’a, Benger’a и др). Сам же Альфонс Лигуори в упомянутых своих произведениях решительно каждый тезис подтверждает ссылками на таких авторитетных писателей иезуитского ордена, как Бузембаум, Васвец. Суарец, Эсвобар, Сапчес и др., которые и теперь именуются светилами первой величины, украшающими общество Иисуса. Ссылок на древних отцов и учителей Церкви у него совсем нет; на Св. Писание – очень мало, да и то не всегда кстати; за то иезуитские светила блистают во множестве на каждой его странице, почти на каждой строке 4 . Если же таковой учитель рекомендован папою в руководство для всех католических духовников, то, кажется можно с полным правом представлять современную католическую исповедь именно как иезуитскую 5 . Позволительно, значит, и мне в своем изображении католической исповеди руководствоваться тем же самым Альфонсом Лигуори и его единомышленниками. Конечно, очень может быть, что многие католические духовники не во всем следуют рекомендованному образцу; спорить против этого было бы точно так же рискованно, как и против того, что наши православно-русские духовники не всегда ведут дело по данной им норме. Но не об этих ненормальных явлениях нам приходится говорить; важны самые принципы, положенные в основу исповеди тою и другою церковью. Их-то мы и сопоставим.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shos...

Собор Николы Белого (Серпухов) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Собор Николы Белого (Серпухов). Большая кирпичная однокупольная церковь в стиле ампир с трапезной и высокой колокольней. Сооружена в 1835-1857 гг. на месте каменного здания XVII в. Приделы в трапезной Алексия Митрополита и Кирилла Белозерского. Содержание История [ править править код ] Храм Николы Белого занимает в Серпухове среди других приходских церквей бесспорно первое место как по художественным достоинствам, так и по своему градостроительному значению — он служит главной высотной доминантой для целого района старой, исторически сложившейся застройки. Никольский храм на Калужской улице имеет длительную и сложную историю. Первоначально он был деревянным. Таковым он фигурирует в документах XVI — начала XVII вв. Уже к началу 1550-х годов тот отрезок дороги, шедшей из Москвы на Калугу по левому берегу реки Нары, который проходил мимо этой церкви, официально именовался Никольской улицей. Здесь, поблизости от храма Николая Чудотворца, располагался ряд дворовладений, хозяева которых были причислены к серпуховскому посаду. Во второй четверти XVII в. вместо деревянной Никольской церкви возвели каменную. Во всяком случае, уже как существующая и действующая, она упоминается в «Строельной книге г. Серпухова» 1649 г. Это была первая каменная церковь не только на посаде, но и во всем городе. Вторую подобную церковь построили в сельце в честь Жен-Мироносиц, затем в 1696 г. третьим каменным храмом стал Троицкий собор. Сложенная из тесаных блоков местного известняка, Никольская церковь получила у серпуховичей название, закрепившееся за ней с тех пор, Никола Белый. В 1833 г. Серпуховское духовное правление вынесло решение о перестройке церкви «за ветхостию, к чему в то же время и преступили». С тех времен сохранились проектные чертежи с фасадами и разрезами за подписями «Архитектор Таманский» и «Архитектор Шестаков». Федор Михайлович Шестаков (1787-1836 гг.) — академик Императорской Академии Художеств, спроектировавший многие культовые постройки для Москвы, Коломны, Дмитрова и других городов; и Иван Трофимович Таманский (1775-1850 гг.) — ученик М. Ф. Казакова, работал в основном в Москве, но часто командировался по делам в различные места Московской губернии. Федор Михайлович Шестаков был выдающимся мастером эпохи позднего классицизма. Им была спроектирована такая знаменитая церковь, как храм Большого Вознесения у Никитских ворот в Москве, храм Архангела Михаила в Коломне. Но наиболее близким аналогом ныне существующего Никольского храма в Серпухове является именно Большое Вознесение в Москве, спроектированное в том же самом году.

http://azbyka.ru/palomnik/Собор_Николы_Б...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛОНГОВАРДАС [Греч. Ιερ Μον τς Λογγοβρδας], мон-рь в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник», действующий, муж., общежительный, принадлежит Паронаксийской митрополии Элладской Православной Церкви. Расположен в 5 км к северо-востоку от Парикьи, главного города о-ва Парос. Монастырь Лонговардас Монастырь Лонговардас Назван по местности Лонговарда или, по др. версии, по прозвищу ее владельца. В XV в. здесь был расположен разрушенный храм Пресв. Богородицы Хрисопиги. В нач. XVII в. участок земли с храмом принадлежал свящ. Христофору Корфиатису. После его смерти вдова передала участок во владение своему внуку свящ. Христофору Палеологу с условием, что он построит здесь мон-рь. В 1638 г. Христофор стал ктитором мон-ря, сооружение к-рого вел его брат иером. Иоаким Палеолог, возведенный впосл. в сан игумена. Согласно монастырскому уставу, в Л. был запрещен вход женщинам ( аватон ). В 1652 г. К-польский патриарх Паисий I предоставил Л. статус ставропигиального. В 1657 г. был построен или обновлен монастырский собор. Он относится к архитектурному типу «свободного креста», фрески XVII в. находятся под записью. Во время управления мон-рем игум. Хрисанфом (1689-1696) Л. переживал расцвет как в отношении монашеского жития, так и материального положения. О игуменстве Парфения (1696-1751?) не сохранилось достаточно сведений в источниках. При игум. Неофите Калудасе (1751-1787) Л. славился своими книгописцами и духовниками-исповедниками. Мон-рь благоденствовал в первые годы игуменства Иоанникия Рангусиса (1788-1800). В это время были отремонтированы кельи, поновлены росписи кафоликона (видимо, паросским свящ. Георгием Мостратосом). Из сигиллия К-польского патриарха Григория V 1798 г. известно, что мон-рь пришел в упадок и запустение, большая часть его собственности была присвоена прокритами Наусы. В 1-й четв. XIX в. Л. был оставлен монахами, в заброшенных зданиях иногда укрывались пастухи.

http://pravenc.ru/text/2110714.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЬФОНСО МАРИЯ ДЕ ЛИГУОРИ [итал. Alphonso Maria di Liguori] (27.09.1696, Марианелла, близ Неаполя - 1.08.1787, Ночера-Инфериоре), св. католич. Церкви (пам. зап. 1 и 2 авг.), итал. свящ., католич. богослов. В 16 лет стал доктором гражданского и церковного права и 8 лет успешно занимался правовой практикой. В 1725 г. принял сан священника, в 1732 г. основал конгрегацию Св. Искупителя (см. Редемптористы ). В 1762 г. возведен в сан епископа, через 13 лет ушел в отставку и вернулся в конгрегацию. Им написано более 100 книг и небольших произведений, многие из к-рых неоднократно переиздавались еще при его жизни и были переведены на 61 язык. Большая часть его работ посвящена проблемам аскетизма, нравственного богословия и мистицизма. Развил учение св. Терезы Авильской о молитве. Беатифицирован в 1816 г.; канонизирован в 1839 г. В 1871 г. провозглашен доктором католич. Церкви; в 1950 г. папа Пий XII провозгласил его покровителем духовников и богословов-специалистов в вопросах морали. Соч: Les Gloires de Marie. P., 1750; Institutiones theologicae-dogmaticae. R., 1897. 3 vol.; Praxis confessaria ad bene excipiendas confessiones. P., 1912; Theologia moralis. R., 1905-1912, 19532. 4 vol.; Complete Works. N. Y., 1886-1897. 22 vol. Лит.: Dillenschneider C. La Mariologie de Saint Alphonse de Liguori. Fribourg, 1931-1934. 2 vol.; Cacciatore G. La spiritualità di S. Alphonso di Liguori. Mil., 19492; Lievin G. Alphonse de Liguori//DSAMDH. vol. 1. col. 357-389; Teller í a R. San Alphonso Maria de Liguorio. Madrid, 1950. 2 vol.; Canu J. Gli ordini religiosi maschili. Catania, 1960. P. 123-124, 150; Wely K. C. M. van. Gestalte en structuur van de Missie bij S. Alfonsus. Amst., 1964. Л. В. Пескова Рубрики: Ключевые слова: АЛЬБЕРТ ВЕЛИКИЙ (ок. 1200 (1193?) - 1280), св. католич. Церкви (пам. зап. 15 нояб.), учитель католич. Церкви, доминиканец, видный богослов-схоласт, философ АМАБИЛИЙ (397 - ок. 475), регент собора г. Арвернора, затем приходск. свящ., св. (пам. зап. 1 нояб., 11 июня)

http://pravenc.ru/text/114194.html

Архим. Варлаам 11 июля 1690 перев. из Томского Алексеевского монастыря; в 1696 отозван. В 1696–1716 настоятелей не было, кроме строителей. Строит. Иосиф Милюков , с 1699 по 1714. – Михаил Феоктистов определён 27 дек. 1714. – Иоанн … – Иоасаф … Архим. Иоанн Шапошников произведён в мае 1717, а 1719 перев. в Якутский Спасский мнтрь. – Феофил в 1719 перев. из Якутского Спасского монастыря. – Иоанн Шапошников (вторично) из Якутского Спасского, 1722; † 1730. Строит. Иов Шварев упом. 1831; в 1736 произведён в игум. Нерчинского Успенского монастыря. Игум. Пахомий Пономарев 1732 перев. из Братской Спасской пустыни; † 1746 ... Строит. Зотик , в 1740. – Тихон , 1741–43, удалён. – Гавриил Притчин , в 1746–52. – Иннокентий Пустозерцов , в 1752–1754; † … Строит. Вениамин Юзефович определён 23 мар. 1754; 18 дек. 1755 произведён в игум. и строительская должность уничтожена; в 1762 уволен на покой в Киево-Межигорский мнтрь. Против всех этих лиц в подлиннике полечено: «Из Ист. Рос. Иер., IV, 378. Тоже в «Описании монастыря», М., 1806 в типогр. Селиванова». Игумены Гурий Пикторович 13 мая 1762 перев. из Якутского Спасского; 13 июня 1774. Ефрем Загоскин , бывший Иркутский соборный протоиерей, произведён в 1774; † 26 сент. 1780. Гурий Кодойлов , бывший строитель Спасского Якутского монастыря, с 1780; в 1783 отрешён. Вонифатий Березин определён 21 мая 1783; 29 мая 1787 перев. в Иркутский Вознесенский, а в 1788 – обратно; 9 дек. 1798 паки перев. в Вознесенский. Алексий Березовский произведён 29 авг. 1800; в 1803 уволен. Лаврентий Мордовский , в 1803–7, перев. в Посольский мнтрь. Пётр 1807 перев. из Посольского монастыря, а в 1808 уволен, за болезнью. Архимандриты Иннокентий Суханов произведён 1808, из префектов семинарии; † 2 мая 1811. Вениамин , игум., 1816. Самуил , 1836–42. Амвросий , 1842–49. Мисаил , 1850–52. Гавриил Воскресенский , из ректоров Симбирской семинарии, 1852–61, перев. в Юрьево-Польский Архангельский. Димитрий Потехин 19 июля 1861 перев. из Иркутского Вознесенского. После ректор Тобольской семинарии. 161 3

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

3) пер. Пожарный, 5 – находится в ведении Управления по борьбе с организованной преступностью по Ульяновской области. Одноэтажное кирпичное здание, ранее встроенное в монастырскую ограду, предположительно появилось в 1892 г. 4) пер. Пожарный, 7/1 - ныне здесь находится " Общественный пункт по охране порядка Ленинского района " . Одноэтажный кирпичный дом - самое старое из сохранившихся зданий монастыря. Построен в 1787-1789 гг. - б. монастырский постоялый двор, затем баня (до 1917 г.) Источник: simbir-archeo.narod.ru Храмов три: холодный, теплый и больничный. Холодный храм первоначально был построен деревянным не позднее 1640 г.; в 1678 г. храм был построен заново Стефаном Трофимовым опять деревянный, но трехпрестольный. В 1691 г. он сгорел и в 1696 г. был снова построен однопрестольный, но уже каменный. После пожара 1864 г. он был возобновлен в прежнем виде; престол в нем в честь Нерукотворного образа Христа Спасителя. Теплый храм первоначально был построен в 1698 г. Иваном Андреевым с престолом во имя святителя Алексия, митрополита Московского. В 1734 г. к нему был пристроен придел с южной стороны с престолом во имя трех Святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого. В 1863-1864 гг. храм этот перестроен и сделан трехпрестольным: главный – в честь Иверской иконы Божьей Матери и в правом приделе – во имя святителя Алексия, митрополита Московского; левый придел пока еще не освящен. Больничный храм с престолом во имя святителя и чудотворца Николая построен в шестидесятых годах XIX в. Святыня монастыря: Иверская икона Божьей Матери, чтимая чудотворною. Капитал монастыря 5507 руб. и вклад графини Орловой-Чесменской, дающий 200 руб. % в год. Причт состоит из двух священников, диакона и двух псаломщиков. У одного из священников и у диакона дома собственные, прочие члены причта живут на квартирах. Жалованья причту от казны 42 руб. 90 коп., капитала причта 14 912 руб. С капитала, смешанного с монастырским, причт получает % в год 136 руб. 50 коп. Н. Баженов «Статистическое описание соборов, монастырей, приходских и домовых церквей Симбирской епархии по данным 1900 года». Симбирск, 1903 г.

http://sobory.ru/article/?object=30517

Из могучего основания, образованного из глухих ренессанных аркад, вырастают три трёхъярусных купола. При этом каждый ярус, более узкий по сравнению с предыдущим, вырастает из срезанного барочного основания, как будто пытается устремиться в небо стройными световыми проёмами и необычайно лёгкой маковкой. Все простенки куполов прорезаны изящными окнами в красивом обрамлении из полуколонн и карнизов. По словам исследователя украинской культуры Дмитрия Антоновича, " Словно тесно сомкнутые друг с другом три свечи тракирия, разделена она от самой земли на три логичных купола, которые гармонично объединены в одно целое " . Нет в украинской каменной архитектуре другого такого сооружения, где так блистательно был бы осуществлён приём высотного раскрытия внутреннего пространства . Монументальный и возвышенно-величественный образ Покровского собора как нельзя ярче выражает эстетические представления народа Слобожанщины. http://kharkov.vbelous.net/barocco.htm Харьковский Покровский храм — самое древнее и прекрасное здание в Харькове расположенное на берегу реки Лопани, внутри бывшей Харьковской крепости. От него когда-то вел подземный ход к реке Лопань, на случай осады Харькова татарами. Храм освящен в 1689 г. митрополитом Авраамием. С 1689 по 1726 гг. — приходская церковь бывшей крепости тогдашнего Харькова. С 1726 г. по 1799 г. — Коллегиумский храм. 3 июня 1738 г. в Покровском монастыре сгорела церковь Пресв. Богородицы. С 1799 г. — Кафедральный собор и до 1815 г. — Коллегиумский храм. С 1846 г. — главная крестовая церковь архиерейского дома. В конце XVIII века, когда все украинские монастыри, за исключением училищного Покровского, были разрушены, Покровский храм служил местом убежища для Чудотворной Иконы Божией Матери, именуемой Озерянскою и считающейся покровительницей Слобожанщины и ее жителей. Отец Федор уведомил своего архипастыря о том, что в его владениях — Озерянке — появилась чудотворная икона Богоматери. Это событие относят к 1668-1696 гг. В 1787 г. Екатерина II подписала указ о передаче управления Харьковским наместничеством Григорию Потемкину.

http://sobory.ru/article/?object=04043

и чему у них можно научиться!.. Что же касается Фомы Аквината, то он вообще у католиков, особенно же у иезуитов, более служил и служит «авторитетом» в области «догматического богословия» нежели в области «богословия нравственного» 28 . В области последнего, как известно, на первом месте у них стоит Альфонс Лигуори. Профессор «theologiae moralis» Jos. Aertnys, о котором мы уже упоминали выше, «спрашивает» в «предисловии» к «первому тому» своего нравоучительного – богословского курса 29 : «quis est alius» (т. е., помимо Альфонса) «Auctor Theologiae moralis, qui tantis» (т. е., о которых у него – Эртниса – выше шла речь) «securitatis praesidiis gaudeat? Nonne merito dici potest tantam esse S. Alphonsi auctoritatem in doctrina dogmatica? Pro Theologia morali S. Thomas sana principia subministravit, S. Alphonsus sanam casuistikam elaboravit " 30 . Если-бы Лемкуль в своем нравоучительном курсе следовал только «принципом», цроповедуемым Фомою Аквинатом – этим величайшим схоластическим богословом, тогда, разумеется, «горя» было бы мало в виду того, что нравоучительная система средневекового «doctoris angelisi», как знаем, отличается известной трезвостью, вообще (за некоторыми исключениями) весьма внушительной 31 . Но он – Лемкуль – привлекает на помощь и Альфонса Лигуори, который всякого, с ним соприкасающегося, может только загрязнить. Что такое – Альфонс Лигуори? «Основатель конгрегации редемптористов». Время его жизни: «1696–1787 гг.» На долю этого «епископа», по духу иезуита, выпали большие и необыкновенные даже почести. Дело в том, что 1) «уже» папа «Пий VI в 1796 г.», следовательно, вскоре после смерти Альфонса, восхваляет его, как «достойного почтения», затем 2) папа «Пий VII в 1816 г.» именует его «блаженным»; далее 3) папа «Григорий XVI в 1839 г.» официально признал его «святым»; наконец, 4) папа «Пий IX в 1871 г.», следовательно, уже «непогрешимый «(!!!), причислил Альфонса к сонму «doctors eccle» как-бы он ни прикрывался, – а раз он – налицо, – набрасывается тень на все мировоззрения, на все труды Альфонса и того, кто видит в них (напр., Лемкуль) откровение истины.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bron...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010