Автопортрет Пафнутия Пырвеску. Фрагмент росписи ц. Бордешти. 1699 г. (Нац. музей искусств в Бухаресте) В списке, составленном Пырву, указано, что он работал в 14 церквах (опубл.: Negr u, Cojocaru. 2017. Р. 16). Однако этот перечень неполон: известны др. церкви, в эпиграфических надписях к-рых Пырву указан как автор росписи или где сохранились его автопортреты. Согласно списку, первым стенописным ансамблем, выполненным Пырву, стала роспись кафоликона мон-ря Негру-Водэ (не сохр.). Он приступил к работе в 1679-1680 гг. вместе со своим учителем иконописцем Евгением, затем прервал работу из-за срочного заказа от господаря Валахии Шербана I Кантакузино (роспись кафоликона мон-ря Котрочени в Бухаресте), после выполнения которого закончил роспись в Негру-Водэ в 1683-1684 гг. Следующей Пырву расписал ц. свт. Николая близ Кымпулунга, построенную в 1677 г. его благодетелем Тудораном Влэдеску (после смерти супруги Тудоран основал здесь Аниноаса мужской монастырь и принял постриг с именем Феодосий). Также Пырву принадлежали росписи церквей в мон-рях Мэрджинени (близ совр. г. Морени, жудец Дымбовица; после секуляризации монастырских владений в 1871 мон-рь переоборудован в тюрьму, росписи не сохр.), Пояна-Кымпина (после 1690; совр. жудец Прахова; по заказу валашского спафария Фомы Кантакузино; церковь разрушилась при землетрясении 1977, построена заново по старому плану в 1980-1985; росписи не сохр.), Троицкой ц. (до 1693) в скиту Леспези (близ Комарника, совр. жудец Прахова; по заказу боярина Пырву Кантакузино). В дальнейшем по заказу спафария Михая Кантакузино Пырву выполнил росписи в ц. в честь Успения Пресв. Богородицы (после 1695) в г. Синая (совр. жудец Прахова) и в Успенской ц. (ок. 1696) в Рымнике (Рымнику-Сэрат, совр. жудец Бузэу). Затем Пырву работал над росписью церкви Колця во имя Трех святителей (ок. 1701-1702, по заказу Михая Кантакузино) и ц. св. Георгия Нового в Бухаресте (по заказу господаря мч. Константина Брынковяну ; росписи не сохр.), ц. Успения Пресв. Богородицы (кон. XVII в.) в Филипештий-де-Тырг (совр. жудец Прахова, построена в 1642 великим постельничим Константином Кантакузино, руинирована, новая возведена в 1942-1943; росписи не сохр.), ц. Трех святителей (1692) в Филипештий-де-Пэдуре (совр. жудец Прахова), ц. Успения Пресв. Богородицы (1692) в Кэлинешти (совр. жудец Телеорман), Троицкой ц. (1694) в Мэгурени (совр. жудец Прахова). Известно также об участии Пырву в росписях церквей, не упомянутых в его списке: ц. св. Евфимия из Фундений-Доамней (1699) на берегу оз. Фундени в сев.-вост. части Бухареста, ц. свт. Николая в мон-ре Маму (до 8 сент. 1699), Архангельской ц. (1700) мон-ря Берка (совр. жудец Бузэу) и ц. Успения Пресв. Богородицы (после 1700) мон-ря Бордешти (совр. жудец Вранча). Также Пырву написал мн. икон.

http://pravenc.ru/text/2579808.html

Причина противоречий между И. и правосл. Трансильванскими митрополитами, по-видимому, заключалась в том, что Трансильванские архиереи с нач. 90-х гг. XVII в. вели переговоры с католич. иерархами и венг. чиновниками о переходе в унию. В 1692 г. имп. Леопольд I подписал декрет об уравнении закарпатского униатского духовенства в правах с римско-католическим, что усилило католич. прозелитизм в отношении православных. В 1696 г. католич. архиеп. Колонич и униат. Мукачевский еп. Рога де Камиллис добились разрешения властей на открытие римско-католич. и униат. приходов в Мараморошском, Сольнокском, Кьоарском, Угочанском и др. комитатах Трансильвании. В Марамороше начался насильственный захват униатами православных храмов, в г. Сату-Маре активно действовала миссия иезуитов. В 1699 г. заместитель правителя Марамороша Франц (Франциск) Дарвай поддержал идею унии, рассматривая ее как этап на пути реформирования православной Церкви по протестантскому образцу. С 1693 г. правосл. Трансильванский митр. Феофил (Сереми) вместе с влиятельными протопопами вел переговоры с властями о принятии унии, о чем было объявлено в февр.- марте 1697 г. на заседании синода Трансильванской епархии. Внезапная смерть митр. Феофила в авг. 1697 г. замедлила этот процесс. Под давлением властей новый румын. православный Трансильванский митр. Афанасий (Ангел) 7 окт. 1698 г. подписал с католич. властями Алба-Юлии манифест об унии, утвержденный на синоде 4 сент. 1700 г. 7 окт. того же года митр. Афанасий самочинно, без согласия большей части подчиненного ему духовенства и паствы, подписал в Алба-Юлии унию с Римом, подчинив Трансильванскую епархию католич. Эстергомскому архиепископу, что 19 марта 1701 г. утвердил имп. Леопольд I. По сообщению современника событий, бывш. вице-канцлера Трансильвании Н. Бетлена, И. решительно воспротивился этому, отправив митрополиту-отступнику обширное послание на румын. языке с осуждением подчинения папе (послание не сохр.). Как предполагают католич. исследователи А. Ходинка, О. Гитта и др., в 1696 г. И. получил от несогласных с принятием унии клириков Трансильвании звание патриаршего экзарха для «всей Угорской страны» (Карпатской Руси) (это звание И. впервые зафиксировано в его письме от 5 сент. 1696). Др. историки считают, что данный титул И. получил от К-польского патриарха сразу после смерти в 1693 г. последнего Карпаторусского еп. Мефодия (Раковецкого).

http://pravenc.ru/text/578551.html

К постройкам кон. XVII в., в композицию к-рых были включены Г., относятся традиц. кубические многоапсидные 4-столпные 5-главые храмы на невысоких подклетах - Успенский собор в Рязани (1693-1699, зодчий Я. Г. Бухвостов) и возведенный по его образцу Успенский собор в Астрахани (1698-1710, зодчий Д. М. Мякишев). Г. окружают храмы со всех сторон, расположены на галереях (в рязанском соборе - крытой, в астраханском - открытой, с широкими арками, с гирьками в каждом проеме). Лестницы, ведущие на Г., расположены в обоих храмах с запада, однако в астраханском соборе Г. через площадку лестниц соединено с лобным местом. Церковь Успения Пресв. Богородицы на Покровке в Москве. 1697–1705 гг. Литография О. Кадоля. Нач. 30-х гг. XIX в. Церковь Успения Пресв. Богородицы на Покровке в Москве. 1697–1705 гг. Литография О. Кадоля. Нач. 30-х гг. XIX в. Башнеобразные и ярусные постройки кон. XVII в. типа восьмерик на четверике с центрическим 4-лепестковым планом имели Г., окружавшие храмы со всех сторон и часто повторявшие сложную форму его плана. В этих постройках Г. в случае возведения храма на подклете (ц. Покрова Пресв. Богородицы в Филях в Москве, 1690-1694) возвышались на аркадах или располагались на уровне 1-го яруса в виде открытого обхода (ц. в честь иконы Божией Матери «Знамение» в пос. Дубровицы Подольского р-на Московской обл., 1690-1704; ц. Нерукотворного образа Спасителя в с. Уборы под Москвой, 1694-1697, зодчий Бухвостов). Парапеты церквей в Филях и в Уборах украшают ширинки, парапет дубровицкой церкви - резные орнаменты. Лестницы и крыльца располагаются с 3 сторон (кроме вост.); исключение составляет церковь в Дубровицах, имеющая лестничные марши с 4 сторон, в т. ч. с алтарной. Ярусные храмы типа восьмерик на четверике иногда включались в продольную композицию, образованную четвериком и близкими по размерам и оформлению алтарной частью и притвором (ц. Св. Троицы в Троице-Лыкове, ныне в Москве, 1690-1696, зодчий Бухвостов; ц. Успения Пресв. Богородицы на Покровке в Москве, 1697-1705, не сохр.). Церковь в Троице-Лыкове имеет Г., повторяющее форму плана здания, расположенное на уровне нижнего яруса, с лестницами с 3 сторон. Г., входившее в композицию ц. Успения на Покровке, сходно с Г. храма в Кадашах: оно охватывало здание по периметру, располагалось на уровне 2-го яруса на высоких аркадах; с вост. стороны Г. проходило над помещением нижнего, расположенного в подклете храма, 3 алтарные апсиды к-рого были выведены за пределы как подклета, так и галереи с Г. над ним. Парапет Г. украшали балясины в виде античных амфор.

http://pravenc.ru/text/168281.html

С XII в., по мере формирования древнерус. типа храма на 4 опорах с 9-дольным планом и 3 притворами, началось активное строительство внешних наземных Г., к-рые часто соединяли между собой притворы и служили местом погребения (особенно в мон-рях); в них иногда освящали особые приделы. Такие Г. могли сооружать и после окончания основного строительства (Михайловская ц. в Переяславле, 1089, Г. 1090; ц. святых Петра и Павла, сер. XII в., Г. 2-й пол. XII в. и ц. св. Иоанна Богослова в Смоленске, 60-70-е гг. XII в., Г. 2-й пол. XII в.). Г. были широко распространены как в юж. княжествах, так и на северо-востоке Руси (ц. Покрова на Нерли, 1166; Успенский собор во Владимире, 1158-1160, Г. 1185-1189), где встречаются и их романские типы (переход на аркаде, соединявший собор с башней и дворцом, в мон-ре в Боголюбове). Галерея ц. Вознесения в Коломенском. 1532 г Галерея ц. Вознесения в Коломенском. 1532 г О развитии Г. в послемонг. период сведений не сохранилось, но с рубежа XV-XVI вв. в рус. архитектуре появились 2-ярусные Г.- гульбища с аркадами по наружной стене, окружавшие храмы с 3 сторон ( Благовещенский собор Московского Кремля , 1484-1489, 2-й ярус Г.- тогда же или в 1505-1508; собор Спасо-Преображенского мон-ря в Ярославле, 1506-1515; собор Покровского мон-ря в Суздале, 1510-1513). Сооружение внешних крытых Г. к кон. XVI в. стало устойчивой традицией при строительстве храмов как на подклетах (ц. свт. Петра, митр. Московского, в Переславле-Залесском, 1592), так и без подклетов (Троицкий собор Герасимова Болдинского мон-ря, 1585/86-1591). Особое значение Г. 2-го яруса приобрели в русско-итал. памятниках XVI в., где они охватывали храмы с 4 сторон, включая и восточную ( Вознесения Господня церковь в Коломенском , 1532). Этот своеобразный внешний амбулаторий сохранялся в ряде памятников до сер. XVI в. (собор Покрова Пресв. Богородицы на Рву , 1555-1560, зодчие Барма и Посник), затем исчез. Вторично такие Г. были введены в сер. XVII в. в строительстве патриарха Никона (Успенский собор Валдайского Иверского мон-ря, 1655-1656; собор Новоиерусалимского мон-ря, 1656-1685) и стали распространенным решением для центрических храмов на подклетах в эпоху нарышкинского барокко (Сергиевская ц. Высокопетровского мон-ря в Москве, 1690-1694; ц. Покрова в Филях, 1693; ц. Успения на Покровке, 1696-1699, архит. П. Потапов, не сохр.).

http://pravenc.ru/text/161519.html

В храмах Екатеринбурга XVIII в. региональные черты соединились с тенденциями столичной архитектуры. Первым крупным каменным храмом стал Троицкий собор в Верхотурье (1703-1709), строившийся соликамскими каменщиками под рук. московских мастеров в комплексе с др. зданиями кремля. Его архитектура соединила традиции нарышкинского стиля Москвы с характерными для приуральского варианта узорочья приемами детальной обработки кирпича. Грандиозный храм типа восьмерик на четверике увенчан крещатым пятиглавием, имеет трапезную и высокую многоярусную колокольню с двойным шатром в завершении. Его композиция возникла скорее всего под влиянием выдающихся построек нарышкинского стиля - ц. Успения на Покровке в Москве (1696-1699, не сохр.) и ц. Собора Богоматери (т. н. Строгановской) в Н. Новгороде (1697-1703). Верхотурский собор отличается великолепным кирпичным нарышкинским декором (3/4-ные колонны, фланкирующие четверики храма и колокольни) и обилием изразцовых элементов (храмозданная надпись, обрамления 8-угольных окон в виде солнц и др.). Это убранство не только не скрывает, но, напротив, подчеркивает сложную тектонику здания, облик к-рого отличается монументальной цельностью. В 10-40-х гг. XVIII в. строительство в Верхотурье и окрестностях было эпизодическим и в целом велось в русле развития архитектуры Приуралья. Спасо-Преображенская ц. в Н. Синячихе. 1794-1823 гг. Фотография. 2007 г. Первые храмы Туринска и его окрестностей - напр., 2-этажные «корабли» городского Крестовоздвиженского собора (1751-1767, не сохр.) и Богоявленской ц. в г. Ирбите (1765-1783, с 1808 собор, не сохр.) - принадлежали тобольской традиции 30-60-х гг. XVIII в., соединившей формы рус. нарышкинского стиля и укр. зодчества. Храмы в этой стилистике строились до конца столетия - ц. Вознесения Николаевского монастыря (1775-1785, не сохр.) и ц. Нерукотворного образа Спасителя (1786- 1798, полностью перестроена) в Туринске. Одновременно с ними появились храмы в стилистике ц. Воскресения (праведных Захарии и Елисаветы, 1759-1776, сохр.

http://pravenc.ru/text/189617.html

Успения Пресв. Богородицы на Покровке (1696-1699; не сохр.) восьмерик звона завершался 5 шатрами с главками. Пятиглавое завершение имеет К. новгородского Вяжищского мон-ря во имя свт. Николая Чудотворца (90-е гг. XVII в.). В Ярославле при ц. св. Иоанна Предтечи в Толчкове (1663-1687) в нач. XVIII в. выстроили отдельно стоящую 6-ярусную К. с равномерно убывающими ярусами звонов, имитирующими традиц. форму шатра. Церковь в честь Успения Пресв. Богородицы с колокольней на Покровке в Москве. 1696–1699 гг. Литография. Кон. XIX в. Церковь в честь Успения Пресв. Богородицы с колокольней на Покровке в Москве. 1696–1699 гг. Литография. Кон. XIX в. Уникальный памятник раннепетровского зодчества - ц. арх. Гавриила «под звоном», или т. н. Меншикова башня (1701-1707),- повлиял на распространение ярусных К. Сложная композиция 3-частного храма «кораблем» с возвышающимся средним четвериком, увенчанным полуглавиями, завершается 2 восьмериками звонов; изначально были еще 3-й восьмерик и высокий шпиль (уничтожены молнией). Башня была самым высоким сооружением Москвы (до утраты шпиля высота 84 м); она стала одним из прототипов К. Петропавловского собора в С.-Петербурге (другим считается башня собора в Риге). Колокольня Троице-Сергиевой лавры. 1741–1770 гг. Архитекторы И. Я. Шумахер, И. Ф. Мичурин, Д. В. Ухтомский Колокольня Троице-Сергиевой лавры. 1741–1770 гг. Архитекторы И. Я. Шумахер, И. Ф. Мичурин, Д. В. Ухтомский Петропавловский собор (1712-1733; архит. Д. Трезини; К. перестроена от нижнего яруса в 1766-70-х гг. XVIII в.; архит. С. А. Волков) был первой в России базиликой европейского образца. В архитектуре храма проявились черты барокко. Переход от фасада собора к К. оформлен волютами, придающими объему пластичность. Четыре квадратных в плане яруса К. имеют ордерный декор, завершаются куполом, несущим 2 малых восьмерика и шпиль. Необычно устройство курантов (1757-1764; мастер Б. Орт Красс). Механизм и циферблаты расположены над колоколами. Помимо муз. вала здесь устроен карильон - клавишно-педальный муз.

http://pravenc.ru/text/1841778.html

Главное место занимает шатер над ротондой Гроба Господня (первоначально каменный под шлемовидной главой, обрушился в 1723; заменен в 1756-1761 деревянным с вычурной луковичной золоченой главой; взорван нем. войсками в 1941, воссоздан на рубеже XX и XXI вв., пролет ок. 20 м, общая высота с крестом 60 м). С юж. стороны расположена 7-ярусная колокольня, увенчанная луковичной главой (первоначальная глава была шатровой). Церковь в честь иконы Божией Матери «Знамение» в Дубровицах Московской обл. 1690–1704 гг. Церковь в честь иконы Божией Матери «Знамение» в Дубровицах Московской обл. 1690–1704 гг. На территории совр. Украины в сер. XVII в. сложилась специфическая типология купольных храмов. Здесь были популярны центрические композиции с планом в форме квадрифолия и пятиглавием по странам света (храм Спаса на Берестове, основа 1113-1125, воссоздан из руин в новых формах митр. Петром Могилой в 1640-1642; Георгиевский собор Выдубицкого мон-ря, 1696-1701,- оба в Киеве; Никольский собор в Нежине Черниговской обл., 1658, с вычурными грушевидными главами на 8-гранных барабанах; Преображенский собор в Изюме Харьковской обл., 1684, с 2-ярусными 8-гранными барабанами глав). Также для Украины были характерны 3-частные, или «трехбанные», храмы (2-этажный Покровский собор в Харькове, 1689, с пирамидальной композицией из 3-ярусных восьмериков, выстроенных по оси «запад-восток»). Необычен тип 5-главых продольных храмов. Восточная часть здания имела крупный К. над средокрестьем и 2 малые главы над алтарем, на зап. фасаде были еще 2 главы по аналогии с 2 башнями на фасадах католических костелов (собор Братского мон-ря, 1690-1693, и Никольский Военный собор, 1696, оба - в Киеве, архит. Старцев, не сохр.; Троицкий собор Троице-Ильинского мон-ря в Чернигове, 1679-1695; Преображенский собор Мгарского мон-ря в Полтавской обл., 1684-1692). Крестовоздвиженский собор в Полтаве (1699-1709) представляет 7-главый вариант того же типа с пятиглавием по странам света в вост. части и 2 главами на западе.

http://pravenc.ru/text/2462267.html

Покрова в Филях; 1690-1694), отличные от укр. храмов ( Бусева-Давыдова И. Л. Об истоках композиционного типа восьмерик на четверике в рус. архитектуре кон. XVII в.//Архит. наследство. 1985. Вып. 33. С. 220-226). То же влияние отразилось в центрично-осевых 3-частных «трехбанных» храмах (ц. прп. Иоасафа, царевича Индийского, в Измайлове, 1685-1687, не сохр.; ц. Троицы в Троице-Лыкове, 1690-1696). Истоками декора нарышкинского стиля были мотивы североевроп. маньеризма ( Микишатьев М. Н. Черты общности в развитии архитектуры России и стран Центр. Европы периода перехода от Средневековья к Новому времени//Архитектура в истории рус. культуры. М., 2005. Вып. 6: Переломы эпох. С. 125-157; Он же. «Нарышкинский стиль» и русская архитектура кон. XVII в.: К проблеме «переломов» в общественном и художественном развитии//Там же. С. 197-236), в т. ч. заимствованные из увражей Ханса Вредемана фон Фриса, Венделя Диттерлина ( Dietterlin. 1598) и др., которые были доступны в б-ке Посольского приказа благодаря просветительской деятельности кн. В. В. Голицына. Постройки нового стиля появились во мн. подмосковных обителях. В Троице-Сергиевом монастыре воздвигли чрезвычайно длинную трапезную ц. прп. Сергия Радонежского (1686-1692, заказ царей Иоанна и Петра) с огромной трапезной палатой, одноглавым храмовым четвериком, обильным белокаменным декором с мотивами кокошников-раковин и раскраской «в шахмат»; над вост. воротами - 5-главую надвратную ц. Рождества св. Иоанна Предтечи (1693-1699, заказчик Г. Д. Строганов); возле Успенского собора - Надкладезную часовню (ок. 1700) в виде изящного ярусного павильона типа восьмерик на четверике, украшенного богатой резьбой. За пределами обители расположена 3-ярусная ротонда - Пятницкий колодезь (ок. 1700), одна из первых отдельно стоящих ротонд в московской архитектуре. В Иосифовом Волоколамском мон-ре в период расцвета новой стилистики возвели пятиглавый 4-столпный Успенский собор (1688-1696, мастер Кондратий Мымрин и др., царский вклад) с центрической композицией (типа собора в Измайлове), 8-гранными барабанами глав, колончатыми наличниками и изразцовым декором.

http://pravenc.ru/text/2564194.html

Рождества Христова с Казанским приделом в верхнем этаже (80-е гг. XVII в.), построенная стольником Степаном Дмитриевым Борисовым (1679 - Подрядная запись на постройку каменной церкви в Борисоглебском Муромском мон-ре//Свод письменных источников по истории Рязанского края XIV-XVII вв. Рязань, 2005. Т. 3. 78. С. 391-392; 1689 - Описная книга Муромского Борисоглебского на Ушне мон-ря//Там же. 79. С. 393-397, 405-406). Встречается более ранняя дата постройки Рождественского храма (1648), не подтвержденная документально ( Беспалов. 1971. С. 110; История Мурома и Муромского края. 2001. С. 120). Редкий для Мурома 2-этажный храм с 2-этажной трапезной имеет 4-скатную кровлю с 5 главами. Оригинальна декоративная обработка оконных проемов в виде разнообразных кокошников. С сев.-зап. стороны к церкви примыкает 3-ярусная колокольня с 8-гранным центром и небольшой главкой на изящной шейке (в 1966 храм реставрирован; в 1992 возвращен Церкви, с 2013 возрождается как жен. мон-рь). Последней в мон-ре была построена каменная ц. во имя Николая Чудотворца (1696-1699, не сохр.). Она была создана «по обещанию» Матвея Ерофеева Валыгина (человека боярина Петра Авраамовича Большого-Лопухина), подрядчики - из «Ярославского уезда». В подрядном договоре 1693 г. имеется ссылка на желаемый образец - церковь «всечюдотворца Алексея Чудова монастыря, что в кремле» ( Чернышев. 1994. С. 86). В архитектуре Никольской одноглавой церкви отразился переход от старых традиций к стилю сооружений петровского времени: 3/4-е полуколонки на углах восьмерика, резные детали оконных обрамлений не имели аналогий в муромской архитектуре. Переход от 8-скатной крыши к луковичной главке осуществляется через 2 маленьких восьмерика, поставленных друг на друга ( Беспалов. 1971. С. 112). Благовещенский собор в Гороховце. 1700 г. Фотография. 2011 г. В кон. XVII - нач. XVIII в. строились монументальные церковные здания в Гороховце. Мощный каменный Благовещенский собор создан купцом гостиной сотни Ершовым (освящен в 1700). Храм с тяжелым пятиглавием главенствует над площадью, схема его канонична, но зданию придает индивидуальность размещение 2 рядов окон в общей широкой нише.

http://pravenc.ru/text/2564374.html

Введенская ц. (1673 или 1696, уничтожена в 1949) завершалась 2 главами на поперечной бочке; ц. Рождества св. Иоанна Предтечи (1704 или 1707, утрачена после 1956) - вытянутым в ширину четвериком с 2-скатным покрытием. В киренском Троицком мон-ре была построена огромная 9-главая надвратная ц. св. Иоанна Предтечи (1693-1699, разобрана, вероятно, в сер. XIX в.). Ее изображения неизвестны, но сохранились восторженные отзывы современников, напр. Нила (Исаковича), еп. Иркутского (1838): «Вообще, здание это таково, что в средние века в каждом городе и аббатстве нашло бы оно для себя почетное место» (цит. по: Калинина. 2000. С. 286). Редким, если не уникальным, было завершение Богоявленской ц. в Верхоленске (Качугский р-н; 1718, утрачена после 1925) - 2 крещатыми бочками, верхняя из к-рых была поставлена по диагонали к нижней. Среди шатровых храмов епархии выделялся монументальный (до 40 м в высоту) храм Богоявления в Знаменке (Жигаловский р-н, 1731, разобран в 1932) - типа восьмерик на четверике, с дополнительными главами на углах четверика и с 2 алтарными апсидами. Спасская ц. в Иркутске. 1706–1710 гг. Фотография. 2006 г. Спасская ц. в Иркутске. 1706–1710 гг. Фотография. 2006 г. Формы нарышкинского стиля проникают в епархию, как и в большинство городов Сибири, вместе с началом каменного строительства после 1700 г. В 1701 г. в Иркутск из Верхотурья был прислан московский подмастерье каменных дел Моисей Долгих, артель к-рого возвела первые каменные здания Иркутска - приказную избу (1702-1704, не сохр.) и Спасскую ц. (1706-1710). Храм принадлежит к самому распространенному типу бесстолпных 5-главых приходских церквей ( Беседина. 1990. С. 24; сейчас храм имеет 1 главу). Он 2-этажный, с трапезной, первоначально имел гульбище. Каменный Богоявленский собор вместо сгоревшего в 1716 г. деревянного был заложен в 1718 г. и в целом завершен в 1731 г., но освящен лишь в 1746 г. Это был типичный храм восьмериком на четверике, с отдельным объемом сев. придела во имя апостолов Петра и Павла (освящен в 1724) и с шатровой колокольней (1729, шатер рухнул в 1742, реконструирован при реставрации 1967-1985).

http://pravenc.ru/text/674055.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010