Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МЕЛЕТИЙ II [Греч. Μελτιος] (1661, Янина, Греция - 12.12.1714, К-поль), митр. Афинский (1703-1713), географ, историк Церкви. В миру Михаил Митрос. Получил начальное образование в Янине. Год и обстоятельства его поставления во иерея неизвестны. В предисловии к «Географии», написанной М. и изданной в 1728 г., анонимный биограф сообщает, что он был рукоположен во иерея митр. Климентом в Янине, а в приписанной М. «Речи о священстве» ( Δυοβουνιτης. 1938) сказано, что его рукоположил митр. Филадельфийский Герасим Влах в Венеции. Решение вопроса зависит от того, является ли подложной «Речь о священстве». В 80-х гг. XVII в. М. обучался в Венеции и Падуе. В 1686 г. занял преподавательский пост в Греческом училище в Венеции, принимал участие в работе греч. типографий, переводил с латыни, подготовил издание греч. Минеи на декабрь, пособий по греч. грамматике, богослужебных книг. В 1687-1691 гг. М. преподавал в Янинском уч-ще. В июле 1691 г. или, что более вероятно, в нояб. 1692 г. патриарх К-польский Каллиник II поставил М. митрополитом Навпакта и Арты. Осенью 1696 г., после разграбления Арты перешедшим на венецианскую службу греч. пиратом Либеракисом Геракарисом, М. был обвинен турками в измене, низложен, 2 месяца скрывался в Янине, а затем вернулся в занятый венецианцами Навпакт, где занимался научной работой. В 1701 г. М. получил прощение и был отправлен в качестве Патриаршего экзарха на Пелопоннес для сбора налогов с архиереев и ставропигиальных мон-рей. В 1701-1703 гг. М. жил в К-поле. В окт. 1703 г. патриарх К-польский Гавриил III поставил М. на Афинскую кафедру, по просьбе паствы сместив для этого митр. Кирилла и переведя его на Паронаксийскую кафедру. В кон. 1705 г. у М. осложнились отношения с афинской знатью: по всей видимости, конфликт был связан с Афинским подворьем храма Гроба Господня в Иерусалиме, поскольку жалоба на М. была направлена Иерусалимскому патриарху Досифею II Нотаре .

http://pravenc.ru/text/2562864.html

Митрополит и господарь Черногории Даниил (Петрович-Негош) Митрополит Черногории Даниил (Петрович-Негош) / Будущий Черногорский владыка родился в селе Негуши в 1677г. Эта дата стоит на его могиле. По другим данным, он родился около 1670г. или около 1680г. Отцом Нико, таким было его мирское имя, был воевода Стефан (Шчепац) Петрович. Поэтому владыку Даниила часто величали по отчеству - Шчепчевич. Родоначальником фамилии Петровичей Негошей был дед Даниила Радул. Нико Петрович, будучи еще ребенком, ушел в Цетиньский монастырь, где вскоре принял монашество. В это время Черногория переживала тяжелые времена. Борясь за свое полное освобождение от турок, черногорцы выступили против Османской империи в начавшейся Морейской войне (1684-1699) Христианского союза, в который входили Австрия, Польша, Венеция и Ватикан. Но венецианская помощь, на которую надеялись черногорцы, оказалось недостаточной. Скадарский паша Сулейман Бушатли дважды - в 1685 и 1692гг. - захватывал черногорскую столицу Цетинье, которую обороняли венецианцы с черногорцами. 28 сентября 1692 г. Цетиньский монастырь был разрушен, а митрополичья резиденция перенесена в монастырь Добрская Челия. Переломным моментом в истории Черногории стало избрание в 1697г., после смерти владыки Савватия Очинича, митрополитом и господарем молодого цетиньского монаха Даниила. Владыка Даниил стал первым черногорским правителем из династии Петровичей-Негошей, которая владела Черногорией до 1918г. Митрополичий, а затем княжеский престол стал наследственным в этой семье, переходя от дяди к племяннику. В 1700г. Даниил был хиротонисан сербским патриархом Арсением III (Черноевичем) в венгерском городе Сечуй. После возвращения на родину в 1701 - 1704гг владыка возрождает на новом месте Цетиньский монастырь, разрушенный турками. В 1702г. Даниил был коварно схвачен скадарским пашой Демиром и приговорен к смерти в случае невыплаты выкупа. Ежедневно турки заставляли его носить орудие своей казни - кол из Подгорицы в Спуж (10км) и обратно, а по ночам подвешивали со связанными руками под сводом городских ворот. Владыка был выкуплен за огромную сумму, собранную по всей Черногории.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/3...

Павел Михайлович Строев (1796-1876) Монастыри 1 Ипатиевский Троицкий, на краю города Костромы 263 основан предками царя Бориса Годунова; упом, с 1443 г. В XVII веке ставропигиальный. 16 июля 1744 обращён в кафедру Костромских архиереев, кафедральный. [II, 632.) С 3 июня 1835 первоклассный, под управлением архиереев и наместников. Игумены Феогност при великом князе Василии Василиевиче, 2 янв. 1511. (Акт. Ист., I, 176). Паисий , 25 янв. 1537. Вассиан , 1558–66, после в Новоспасском. Никандр , 1572–74. Порфирий уволен 1582. Варлаам , 1582–84. ( Гурий Ступишин , строит., 1585–98). Архимандриты Иаков перев. из Соловецкого 1597–1606. Феодосий , 19 сент. 1608. Кирилл , 1613–16. Иосиф , 1617–22. Кажется, он после в Чудове был. Пафнутий , 1622–31. Тихон , 1631–40. Иосиф , 1640 и 41. (В 1637–40 послан был в Грузию). Авраамий , 1642–46. Сергий , 1646–49. Гермоген , 1649–53. Тихон , 1653–63. Мисаил , 1663–66. Кирилл , 1666–70. Феодосий , 1670–74. Будто-бы, перев. в Новый Иерусалим. Антоний 24 янв. 1675 перев. из Переяславского Даниилова; по 1683. Пахомий , 1683 и 84. Феодосий , 1684–92. Паисий , 1692–98; † 23 мая 1701, в Москве. Симеон , архим. Свияжского Богородицкого, перев. 12 сент. (sic) 1698–1711, † 22 янв. Тихон , 1711–1720. Гавриил Бужинский произведён 22 янв. 1721, а 24 мар. 1722 перев. в Троице-Сергиеву Лавру. Серапион , 1722–30 (упом. в авг.). Платон Малиновский в 1730 перев. и из Харьковского Преображенского; 12 авг. 1732 арестован, а 13 дек. 1738 лишён сана и послан в Иркутск; с 19 сент. 1742 епископ Сарский. Никодим Сребницкий в июле 1734 перев. из Святогорского, а 18 янв. 1736 перев. в Ново-Спасский. Пимен Савелов в февр. 1736 перев. из Тольгского, а 29 июня 1740 хирот. в епископа Вологодского. Феофилакт в окт. 1740 перев. из Корнилиева Комельского, а 14 сент. 1743 хирот. в епископа Воронежского. Симон Тодорский произведён 12 сент. 1743, а 31 мар. 1745 хирот. в епископа Костромского. При нём мнтрь обращён в архиерейский дом. 2 Богоявленский, в Костроме, основан в половине XV века иноком Никитой. Ныне второклассный. [III, 399.] В 1847 сгорел, монахи переведены в Игрицкий. Игумены

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Москва. Церковь Вознесения Господня в бывшем Варсонофьевском монастыре. Вознесенский собор Варсонофьевского монастыря Карта и ближайшие объекты До XVIII века переулок уже существовал и носил название Вознесенский по церкви Вознесения, стоявшей здесь когда-то. С развитием и ростом в XVIII веке стоявшего в переулке женского Варсонофьевского монастыря, известном с XVI века и упразднённому в 1765 году, стал называться Варсонофьевским. При монастыре было кладбище, куда свозили для погребения нищих и погибших насильственной смертью. Быть погребённым здесь считалось у москвичей большим позором, поэтому в Смутное время Лжедмитрий I приказал захоронить здесь тела Бориса Годунова и его семьи. Впоследствии они были перезахоронены в Троице-Сергиевой лавре. В 1765 году монастырь был упразднён, а его собор стал обычной приходской церковью Вознесения. В конце XIX века переулок был застроен доходными домами, многие из которых сохранились до нашего времени. В 1931 году снесена церковь Вознесения. Нижняя Введенская церковь заложена в 1692 г., освящена 15 июля 1701 г. Постройка верхней Вознесенской начата в 1709 г., закончена в 1730 г. Двухэтажный храм типа восьмерик на четверике, замечательный образец московского барокко. В 1761 г. внизу устроен придел Тихвинской Божией Матери. Новая ампирная колокольня 1830-х гг. Храм закрыт в 1929 г., сломан в начале 1931 г. В конце XV — начале XVI века между Большой Лубянкой и Рождественкой появился Вознесенский женский монастырь. Историки считают, что посвящение имени святого Варсонофия Тверского он получил после того, как неподалеку основали Тверское подворье. По другой версии, монастырь был назван по имени Варсонофии, его первой игуменьи, матери митрополита Московского Филиппа. В прибавлении к названию монастыря — «что на рву» — когда-то сохранялась память о московских укреплениях, предшествовавших стене Белого города. Стоял монастырь на месте дома 5 по перенявшему его имя Варсонофьевскому переулку. Монастырь этот звался в Москве «убогим» — в нем хоронили людей, умерших без церковного покаяния: тела неизвестных, найденных на улицах, странников, бездомных, погибших насильственной смертью.

http://sobory.ru/article/?object=34250

Цетинье. Петра Цетиньского, монастырь. Новый Монастырь, монастырь Острог Церковь Рождества Пресвятой Богородицы Сортировка: Карта и ближайшие объекты Цетиньский монастырь с момента основания является резиденцией черногорских митрополитов. Основал монастырь господарь Иван Черноевич - Иван-бег в 1484 г., как свою «задужбину», в неприступном для турок ловченском подгорье. По согласию с тогдашним зетским митрополитом Виссарионом, викарным епископом Вавилой и всей братией Иван устанавливает общежительный устав монастыря. Сюда, из монастыря Враньина переносится резиденция Зетской епархии, основанной Свт. Саввой I в 1219 г. В своей грамоте Иван Черногевич щедро наделил свою «задужбину» землями, лесными угодьями и всем необходимым. Обитель находилась на холме Чипур. По свидетельству современников это был «малый, но прекрасный» монастырь. В середине его стояла церковь Рождества Пресвятой Богородицы, окружённая с трёх сторон колоннадой. Предположительно храм строили мастера из Приморья. По краям участка стояли монастырские постройки: малая церковь Св. Ап. Петра, кельи, митрополичьи покои и хозяйственный постройки. В наружных стенах этих зданий были бойницы, а весь монастырь был опоясан рвом и оградой из кольев. Иван-бегов монастырь был разрушен 28 сентября 1692 г. в ходе Морейской войны (1684-1699 гг.) С 1688 г. в Цетиньском монастыре находился венецианский гарнизон. При отступлении из Цетинье венецианцы заминировали монастырь и взорвали его, когда туда вступили турки. Разъяренный паша приказал снести уцелевшие после взрыва церковь и монашеские келии. В 1701-1704 гг. митрополит Даниил возродил Цетиньский монастырь на новом месте, на склоне горы Орлиный Крест. При строительстве нового монастыря использовались строительные материалы из разрушенного. В алтарную стену новой церкви был вделан каменный рельеф с двуглавым орлом - гербом Ивана Черноевича, над входом установлена старая плита с текстом об основании обители, а колонны аркады 2-го этажа украсили старые резные капители. В 1712-1713 г. части турецкого войска удалось пробиться в Цетинье и разрушить монастырь. В 1715 г. в Петербурге митрополит Даниил получил от русского царя Петра I деньги на восстановление разрушенных турками монастырей и церквей. Цетиньский монастырь был восстановлен в 1724 г.

http://sobory.ru/article/?object=07374

А.А. Половцов Постников, Петр Васильевич Постников , Петр Васильевич, сын дьяка Посольского приказа (см. выше), с 1692 г. учился медицине в Падуанском университете и жил у тамошнего профессора канонического права, известного в свое время ученого грека-паписта Николая Комнина Пападополи. 19-го августа 1694 г. П. удостоен был звания доктора философии и медицины, но предварительно должен был выйти из корпорации Заморской (Ultramarina), в которую записался с поступления в университет, и перейти в Германскую (Alemanna). Переход этот осуществился лишь после горячих споров между обеими корпорациями, и дело уладилось только благодаря вмешательству городских властей. В ноябре 1694 г. П. был избран асессором в университетскую администрацию, заведовавшую делами Artistarum (университет делился на два основных отделения: universitas juristorum, юристов, и univ. artistarum – остальные факультеты). Уехал П. из Падуи, кажется, не раньше мая 1695 г., но продолжал и после того оставаться за границей. Как знающего языки итальянский, французский, латинский и греческий, его прикомандировали в 1697 г. к великому посольству; с ним вместе он находился в Голландии, как переводчик и закупщик лекарственных снадобий. Ездил он также в Англию; тогда же, надо думать, П. посетил впервые и Париж. В июле 1698 г., уже из Вены, он поехал с несколькими волонтерами в Венецию, но тотчас же был возвращен оттуда и назначен состоять секретарем при П. В. Возницыне на Карловичском конгрессе. По заключении перемирия с турками, П. снова жил в Голландии и Англии, вернулся на родину в начале 1701 г., но всего на несколько месяцев: в конце того же года его посылают во Францию «для сообщения о тамошних поведениях». Летом 1702 г. П. почему-то вернулся в Россию, хотя с марта 1703 г. он снова находился в Париже, на этот раз уже надолго. В положении неофициального дипломатического агента, без точно выработанной программы, сидя целые месяцы без ответных писем, постоянно нуждаясь в деньгах, лишенный возможности обставить себя наравне с другими, П.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Скачать epub pdf Игнатий, Митрополит Сибирский Игнатий , Митрополит Сибирский и Тобольский, из Дворянского рода Римских-Корсаковых, был прежде Стольником при Государе Царе Алексее Михайловиче, а потом принял Монашество в Соловецком Монастыре, и с 1677 года был там Екклисиархом, или Уставщиком Церковным, а в 1685 году посвящен в Архимандрита Московского Новоспасского Монастыря. В сем звании посылан был он 1687 года от Патриарха Иоакима в Костромской и Кинешемской Уезды для увещания Раскольников, и написал Историческое известие о сем путешествии своем. В 1690 году он сочинил Историческое известие о Российском Царствии от Святого Писания и повестей Отцов. Обе сии книги сохраняются письменными в Библиотеке С.-Петербургской Академии Наук. В 1692 году Апреля 3 хиротонисан он в Митрополита на Сибирскую, ныне называемую Тобольскую, Епархию, и приехал туда в 1693 году, Февраля 12. Епархией сею правил он 7 лет; а в 1701 году, испросив увольнение, переехал на покой в Московский Симонов Монастырь, и того же года Мая 13 там скончался. Сей Пастырь, будучи в Тобольске, сочинил три Окружные Пастырские Послания в обличение Сибирских Еретиков и Раскольников, размножившихся от двух сосланных туда Раскольников, Протопопа Аввакума и Казанского Чернеца Иосифа, прозванием Астомена, из коих первой привезен был в Сибирь 1656 года, а последний 1660 года Иосиф Астомен наипаче, везен будучи в Енисейск и проезжая чрез Сибирские города Верхотурье, Туринск и Тюмень, научил многих отвращаться Православной Церкви и креститься двумя перстами, доказывая то напечатанными при Иосифе Патриархе книгами. На Тюмени развращенный учением его один Поп Дометиан, после в Монашестве именовавшийся Даниил, распространил сие учение, и около 1680 года многих уговорил к самосожигательству. Подробная о всех сих лжеучителях и учениках их История находится в третьем Игнатиевом Послании, писанном в 1696 г. Там также много есть любопытных сказаний и о Раскольниках других Российских Провинций, а также и о древних в России Ересях. Св. Димитрий, Митрополит Ростовский, и прочие, писавшие о Раскольниках после Игнатия, много приводят свидетельств из сих его Посланий; потому что Игнатий был современник и очевидец самых важнейших мятежей раскольничьих, происходивших в царствование Государя Царя Алексея Михайловича и детей его. Замечательно в 3-м его Послании то, что он двуперстное знамение креста, употребляемое у Раскольников, производит от некоторых Армян, в царствование Государя Царя Михаила Феодоровича обратившихся к Грекороссийской Церкви, из Фамилии коих был и вышеупомянутый Чернец Иосиф Астомен. Игнатиевы Послания, так как и вышеупомянутые сочинения его, доныне в свет еще не изданы, а списки оных находятся в Библиотеках Патриаршей, Новгородской Софийской и Александровской Академической.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

А.А. Половцов Черкасский, Михаил Яковлевич Черкасский, князь Михаил Яковлевич, сын Якова Куденетовича, ближний боярин и последний воевода Тобольский. В ранней юности он прибыл в Россию, был крещен и возведен в княжеское достоинство. В 1667 году он построил в Новоспасском монастыре церковь во имя Николая Чудотворца и при ней больницу. В «Дворцовых Разрядах» он впервые показан под 1680 годом стольником – «наряжал вина для государева стола», а в 1682–1683 гг. сопровождал царя Петра Алексеевича в загородных поездках его в село Воробьево и Новодевичий монастырь. 1685 год Черкасский провел на воеводстве в Новгороде, причем ему поручено было обратить особое внимание на борьбу с расколом и «сыскивать раскольников, бежавших за Свейский рубеж». Долго ли он оставался в Новгороде – остается невыясненным, но в промежуток между 1690 и 1692 годом он снова был в Москве, – между прочим, присутствовал на свадьбе кн. Б. И. Куракина. В 7-й день кончины царя Иоанна Алексеевич а, в 1696 году, М. Я. дневал и ночевал у его гроба и по указу Государя «кормил патриарха со властьми и со освященным собором в его Патриаршей Крестовой Палате». В сентябре 1697 года князь Черкасский был назначен воеводой в Тобольск с приказанием: ехать «не мешкав», причем ему была дана самая подробная инструкция; в товарищи ему был дан сын его Петр, а после смерти последнего в 1701 году – второй сын Алексей. На этом месте Черкасский пробыл до 1710 года и за это время своим добросовестным и энергичным управлением снискал любовь и расположение Государя и народа. Он завел в Сибири первые кирпичные заводы в окрестностях г. Томска, заложил в самом городе каменную церковь и первые каменные здания, построил Каменские железные заводы на р. Каменке, занимался изысканием и добычей руд, лил пушки и другие артиллерийские орудия на Верхотурье, о чем писал Виниус Петру I в 1702 г. и с большим одобрением высказывался о деятельности Черкасского. Но кроме этой административно-культурной деятельности М. Я. постоянно приходилось выказывать и таланты военачальника; и на этом поприще он показал себя стоящим на высоте призвания, так как все время с успехом вел борьбу с незамиренными инородческими племенами и только жаловался царю, «что служилых людей мало и послать против башкир некого».

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Москва. Часовня Николая Чудотворца в Сухаревой башне. Иверская часовня в Сухаревой башне Карта и ближайшие объекты Каменные Сретенские ворота Земляного города, украшенные высокой башней, вместо деревянных, построил царь Петр I. По фамилии командира стоявших в этой местности стрельцов Л.П. Сухарева ворота стали называться Сухаревой башней. Первый ярусы башни были построены в 1692–1693 гг. Сразу же к башне с севера была пристроена небольшая деревянная часовня в честь Иверской иконы Божией Матери, приписанная к Николо-Перервинскому монастырю. Строительство Сухаревой башни было, по-видимому, закончено в 1701 г., а в 1755 г. Иверскую деревянную часовню заменили каменной. Это было небольшое прямоугольное сооружение. Часовню разобрали в 1883 г. «из-за неудобного устройства и расположения» и перевели в западную часть первого этажа башни. К ней примыкали две кельи, находившиеся за иконостасом. Об убранстве часовне ничего не известно. В 1934 г. Сухарева башня была разобрана. Михаил Вострышев " Москва православная. Все храмы и часовни " . http://rutlib.com/book/21735/p/10 В ходе разборки Сухаревой башни был сохранен наличник одного из сдвоенных окон третьего этажа. Его перевезли в Донской монастырь, где в то время работал филиал Государственного музея архитектуры. Там его вмуровали в аркаду монастырской стены. Этот наличник сохранился и до наших дней, но доступ к нему ограничен, так как этот участок стены находится на территории, закрытой для посетителей. Часы Сухаревой башни также сохранились, они установлены на Передних воротах музея-усадьбы Коломенское. http://moscow.org/moscow_encyclopedia/ Что связывает Сухареву башню и Передние ворота В июне 1934 года – 85 лет назад – в Москве снесли один из самых красивых архитектурных памятников Первопрестольной столицы – Сухареву башню, построенную в 1695 году. Часть демонтированных тогда элементов декора удалось сохранить. Так, наличник одного из оконных проемов третьего уровня башни можно увидеть на аркаде Донской обители, а орла, венчавшего шатровое завершение, и башенные куранты сегодня украшают древние строения в музее-усадьбе «Коломенское» После их демонтажа, часовой механизм отправили на кафедру точной механики МИФИ, где он некоторое время служил в качестве учебного пособия.

http://sobory.ru/article/?object=34850

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации В Черногории перезахоронили останки 23 Цетинских митрополитов Останки были эксгумированных в прошлом веке при археологических работах ЦЕТИНЕ. В Черногории 20 июня перезахоронили останки 23 Цетинских митрополитов, эксгумированных в прошлом веке, сообщает официальный сайт Черногорско-Приморской митрополии Сербской Православной Церкви. Церемония перезахоронения останков митрополитов состоялась возле церкви Рождества Пресвятой Богородицы на Чипуре, на месте развалин старого Цетинского монастыря. Останки архиереев были извлечены из могил в 1986-1989 гг. под предлогом проведения археологических исследований на территории монастырского некрополя на Чипуре, где они были захоронены изначально. На протяжении многих лет после эксгумации Черногорско-Приморская митрополия просила соответствующие инстанции сообщить о месте хранения останков и вернуть их Церкви для предания земле.Только в марте этого года стало известно, что останки из некрополя старого Цетинского монастыря хранятся «неподобающим образом» во дворце короля Николы. Митрополия добилась передачи останков, которые торжественно были похоронены в одном гробу. Со времени основания старого Цетинского монастыря на Чипуре (1484 г.) до его разорения в 1692 г. и основания в 1701 г. нового Цетинского монастыря в нем, согласно диптиху, находилась резиденция 25 митрополитов Зетских, Черногорских и Приморских:Виссариона (1484–1491), Пахомия I (1491), Вавилы (1494), Германа II (1496), Романа (1520), Павла (1530), Ромила I (1530–1551), Василия I (1532), Никодима (1540), Макария (1550–1558), Дионисия (1558), Ромила II (1559), Рувима I (1561), Пахомия II (1568–1573), Герасима (1573), Вениамина (1582–1591), Стефана (1591–1593), Рувима II (Негуша) (1593–1639), Мардария I (1637-1647), Виссариона II (1647–1654), Мардария II (1654–1661), Рувима III (Болевича) (1662–1685), Василия II (Велекрайского) (1685), Виссариона (Бориловича, Баици) (1685–1692) и Саввы (Очинича, Калуджеричича) (1692–1697). Наиболее вероятно, что 23 из этих 25 митрополитов (за исключением митрополита Рувима III, похороненного в монастыре Горни-Брчели, и митрополита Саввы (Очинича), похороненного в монастыре Добрска-Челия)были похоронены именно на территории некрополя старого Цетинского монастыря на Чипуре, так как не сохранилось каких-либо данных об их захоронении в других местах. Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/text/5658738.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010