А.А. Половцов Гинтер, Иван Яковлевич (Iohann Günther) Гинтер , Иван Яковлевич (Iohann Günther) – генерал-фельдцейхмейстер, родился в 1670 г. в Данциге, где жил его отец, отставной поручик шведской службы, ветеран 30-летней войны. Г. начал службу в данцигских «гранодирах», а потом продолжал ее в голландских «пушкарях» и «бомбардирах», как на сухом пути, так и во флоте; принимал участье во второй нидерландской войне (1689–1697 гг.) и был в сражениях у Штейнкирхена во Фландрии 22 июля (1 августа) 1692 г. и при Нервиндене 19 (29) июля 1693 г., при осаде г. Гуй (на Маасе), взятого 17 (27) сентября 1694 г., и при взятии г. Намюра 22 августа (1 сентября) 1695 г. В 1696–97 гг., Г. «бомбардирствовал» на флоте; по заключении Рисвикского мира 30 октября (9 ноября) 1698 г., Г. отправился в Амстердам. Здесь находилось в это время русское Великое Посольство. Г. понравился царю и вместе с братом Иаковом был приглашен на русскую службу «первым бомбардиром и огнестрельным мастером» с жалованьем по 24 рубля в месяц. В апреле 1698 г. Г. прибыл в Москву и здесь помогал, если не делом, то советом заготовлению разнообразных орудий для «кумпанств» 1699 г. В 1700 г. произведен в капитаны артиллерии и участвовал в Нарвском сражении; за «Нарвский поход» пожалован артиллерии майором, за взятие Шлиссельбурга в 1702 г. – артиллерии подполковником. В 1703 г. помогал Брюсу в командовании осадною артиллерией под Ниеншанцем, а по сдаче последнего 1 мая присутствовал при закладке Петербурга. В 1704 г. участвовал в осаде Нарвы (с 30 июля по 9 августа) и действовал «яко инжинер» и «батарейной мастер», закладывая и строя опрочни и батареи. В 1705 г. с артиллерийским транспортом принимал участье 2 сентября в штурме Митавского замка и 14 сентября во взятии Бауска. Выдержав затем двухмесячную блокаду в Гродне, к маю 1706 г. перешел в Киев. Около того же времени он был произведен в полковники полевой артиллерии и получил в командование артиллерию, бывшую при войсках Б. П. Шереметева в Остроге. В 1707 г. сформировал полевую артиллерию в артиллерийский полк; чтобы уничтожить обычное зло того времени – бегство рекрутов, – «орлил беглецам лбы прижиганием», чем вызвал неприязнь к себе своих подчиненных.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Критика экстерриториальной апелляции Константинопольскому патриарху свт. Досифеем Иерусалимским Источник Скачать epub pdf 1. Введение В настоящее время вопрос о первенстве Константинопольского Патриарха как первенстве чести или как первенстве чести и власти особо актуален 1 . От решения этого вопроса зависит единство мирового Православия, которое уже вступило на тернистый путь споров и разделений. Свт. Досифей II Иерусалимский Нотарá 2 выступил решительным критиком идеи «первенства чести и власти», которая предполагает возможность экстерриториальной апелляции к Константинопольскому Патриарху. В настоящем докладе будет предпринята попытка изложить его позицию. Свт. Досифей II Иерусалимский Нотара (1669–1707 гг.) – традиционный защитник Православия и его ценностей в вероучении, канонике и аскетической жизни. Он относится к плеяде Иерусалимских патриархов из числа греков, которые с сер. XVI в. находились в дружественных узах с Россией и Русской Православной Церковью 3 . Родившийся в Греции, получивший блестящее образование в Константинополе, в том числе благодаря самообразованию, с огромной любовью к изучению иностранных языков, он имел возможность познакомиться с жизнью христиан в самых разных регионах огромной Оттоманской Порты. В достаточно юные годы став высокопоставленным иерусалимским клириком, а потом и патриархом Иерусалимским, он был хорошо осведомлён о реалиях жизни этой империи. Из-за покушений на жизнь патриарх Иерусалимский Досифей в 1676 г. покинул Иерусалим. В последующие десятилетия он пребывал преимущественно в Валахии и Молдавии (1677–1678, 1680, 1686–1687, 1689(?)–1692, 1697–1698, 1702, 1704–1705), бóльшую часть 1681 г. провёл в Грузии, с конца 1681 до сентября 1684 пребывал в Константинополе. Приведём фрагмент из описания деятельности на патриаршем престоле греческого патролога сер. XX в. П. Христу: «Находясь в Константинополе, он был взят Патриархом Иерусалимским Паисием, на служение и, постепенно, занимая разные звания и должности, стал митрополитом Кесарийским и в возрасте двадцати восьми лет Патриархом Иерусалимским. Патриаршествовав приблизительно в течение сорока лет, он стал самой величайшей церковной фигурой православия в конце XVII и начале XVIII вв. Хотя, он и не находился в Иерусалиме, если не четыре раза, каждый раз в течение малого числа месяцев, он управлял Церковью с удивительной искусностью из Константинополя, который он сделал центром своей деятельности или из других мест. Он быстро выплатил огромный долг Патриархии, реорганизовал Святогробское братство через канонические постановления, которые действуют ещё и сегодня, создал школу и библиотеки в Иерусалиме и на Константинопольском подворье Всесвятого Гроба» 4 . Из этого описания видно, что свт. Досифей был прекрасно осведомлён о церковной жизни в Константинополе и совсем не понаслышке критиковал недопустимый с его точки зрения «примат» церковной власти в лице Константинопольского Патриарха.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

К истории раскола на Севере. Противораскольническая деятельность первого холмогорского архиеп. Афанасия (16921702) Источник Условия для упрочения раскола на севере были очень благоприятны. При своей обширности приморский край в к. XVII в. был мало населен, изобиловал лесами и болотами. Правительственный надзор сюда мало проникал; тем более что край был очень удален до открытия самостоятельной холмогорской епархии (1682 г.) от средоточия высшей церковной власти. Раскольники с удобством могли укрываться здесь от преследований правительства. И действительно, они теперь селятся в Поморье; чем глуше и малодоступнее местность, тем более она привлекает к себе их поселения 1 . Они уходят теперь в глухие и болотистые местности Кемского уезда (приходы – Шуярецый, Шуязерский, Шижнемский, Нюхченский) 2 , проникают в леса, смежные с Пинежским краем (приходы – Кургоминский, Топецкий, Троицкий Шенкурского уезда) 3 , селятся в самом Пинежском уезде (приход Веркольский) 4 и достигают даже р. Печоры и её притоков (приходы – Устьцылемский, Устькожвинский) 5 . Таким образом, самая местность северного края располагала к упрочению здесь раскола. Но для этого было много и других благоприятствующих условий. В жизни приморского населения имел громадное значение Соловецкий монастырь. Под его непосредственным влиянием происходило обращение в христианство инородцев населявших берега Белого моря, и их обрусение. Вся эта местность была отдана монастырю в вотчинное владение 6 . На его счет здесь строились и содержались церкви 7 ; постриженики Соловецкого монастыря исполняли иногда обязанность и священников в образовывавшихся приходах. Управление монастырскими вотчинами находилось в руках монахов же, посылавшихся сюда в качестве прикащиков и посельских старцев. Весь строй жизни вотчинных монастырских крестьян складывался по монастырскому образцу. Словом, приморское население было всецело воспитано под влиянием Соловецкого монастыря 8 . Отсюда понятно, каким образом должно было подействовать на него «стояние» соловецких иноков за старую веру и последовавшая затем осада Соловецкого монастыря. Немудрено, что все симпатии окрестных жителей оказались на стороне монахов, а не правительства, тем более, что сами соловецкие мятежники в значительной части происходили из того же Поморья 9 . В продолжение самой соловецкой осады (длившейся с 1668 г. до 22 янв. 1676 г.) окрестные жители, как видно, не прекращали сношений с монахами, доставляли им провиант, а иногда даже и письмами поддерживали в них бодрость 10 . Тем более, конечно, сочувствовали мятежникам жившие в монастырских вотчинах старцы, у которых, по выражению современных памятников, был «один дух с соловецкими мятежниками» 11 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veryuz...

Павел Михайлович Строев (1796-1876) Монастыри 1 Александро-Свирский Троицкий, ныне Спасский, от Олонца в 36 верстах, основан св. Александром в 1508 г. Архимандрия с 1692; второклассный. [VI, 39, 44.] Игумены Св. Александр Свирский , с 1508; † 30 авг. 1533; в лике святых с 1547 г. Мощи обретены 17 апр. 1641. Исаия . Никодим . Иродион , 1545. Иоасаф , 1563 (бывший). Афанасий . (Бывший в 1577, основал Сяндомскую пустынь прежде 1570. Акт. Ист., I, 197). Вениамин , 24 июля 1572. [Александровской Троицкой пустыни игум. Иоасаф , при архиепископе Александре (1577–89).] Дионисий , 1583–1607. Паисий , 1610. Феодорит , 1613–27. Авраамий , 1628–46. Александр , 1646–49. Савватий , 1649–59. Симон , 1660–64, 23 окт. хирот. в архиепископа Вологодского. Иосиф , в мар., апр. 1665. Макарий Полуехтов , 1665–73. Архимандриты Гермоген в 1673 перев. из Новгородского Лисицкого; с 28 февр. 1692 архим.; в 1698 уволен на покой и здесь же †. Лаврентий в 1698 перев. из Вяжицкого; † 1702. Иосиф , 1702 и 1703. Кирилл , 1703–5. Исаия , 1705–8. Феодосий , 1708–15. Иларион , 1715 и 16. Александр определён в февр. 1717–19, май. Кирилл , с 1719; † в дек. 1732. Виссарион , бывший игум. Спасо-Елиазаровский, определён в апр. 1733; в мар. 1738 лишён монашества. Ефрем , 1738–40. Венедикт Коптев перев. из Хутыня, 1740–42, перев. в Севский-Столбовский. Серафим , 1742–48. (По 1752 вакансия; управляли наместники). Андроник в янв. 1752 перев. из Сковородского; по 1759. Пахомий , 1759–61. Варсонофий , 1761–63, уволен 320 на покой. Александр 1763 перев. из Московского Вздвиженского, а 1775 уволен 321 на покой. Иринарх в мае 1775 перев из Снетогорского; † в февр. 1780. Варлаам Романов , из законоучителей кадетского корпуса, в 1780; † в мар. 1790. Парфений Петров 26 мая 1790 перев. из Сийского, а 6 февр. 1800 – в Вяжицкий. Иосиф Чапужников 6 февр. 1800 перев. из Вяжицкого, а 21 июля 1802 – обратно. Израиль 21 июля 1802 перев. из Пензенского Спасского, а 31 окт. – в Нижеломовский. Иосиф Чапужников 31 окт. 1802 оставлен в Свирском; до 1816.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Память свт. Петра, митрополита Московского (комментарий в цифрах и фактах) Высоко-Петровский монастырь, основанный святителем Петром, - один из самых старых в Москве План Высоко-Петровского монастыря 1. Собор во имя свт. Петра. Архитектор - Алевиз Фрязин (Ламберти да Монтаньяна). По указу Петра I в 1689-90 гг. храм был перестроен в стиле «нарышкинское барокко». При реставрации в 1980 г.благодаря находкам архитектора Б.П.Дедушенко восстановлен в первозданном внешнем виде. Освящен Патриархом малым чином 3 января 1998 г. В настоящее время осуществляется роспись храма. По завершении благоукрасительных работ в интерьере в храме возобновятся богослужения. По четвергам читается акафист свт. Петру. 2. Собор в честь Боголюбской иконы Божьей Матери Построен в 1684-1686 гг. является бывшей усыпальницей восемнадцати усопших из рода Нарышкиных, в т.ч. К.П.Нарышкина и его жены Анны Леонтьевны - деда и бабки Петра I. Церкви не возвращен, используется как государственный запасник произведений изобразительного искусства. 3. Храм во имя преп. Сергия Радонежского с трапезной Построен в 1690-1692 гг.- одноглавый; с 1702 г. - пятиглавый. В прошлом имел приделы: во имя свт. Алексия, митрополита Московского и всея Руси и во имя свт. Митрофана Воронежского. В 1992 г. освящен Патриархом малым чином. По понедельникам читается акафист преп. Сергию Радонежскому. 4. Храм Покрова Пресвятой Богородицы Построен над западными Святыми вратами монастыря, с двухярусной колокольней над ним в 1690-1696 гг. В день трехсотлетия - 14 октября 1998 г. освящен малым чином. Храм келейный настоятельский, особым проходом сообщается с резиденцией настоятеля монастыря. По пятницам читается акафист Покрову Пресвятой Богородицы. 5. Храм в честь Толгской иконы Божьей Матери

http://sedmitza.ru/text/412841.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ФЕОФАН (ПРОКОПОВИЧ) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Архиеп. Феофан (Прокопович) Феофан (Прокопович) ( 1681 - 1736 ), архиепископ Новгородский и Великолуцкий . В миру Прокопович Елеазар, родился 8 июня 1681 года в Киеве в купеческой семье. Оставшись сиротой, мальчиком взят на воспитание дядей, ректором Киевской духовной академии и наместником Киево-Братского монастыря . С помощью дяди поступил в Киевскую духовную академию , где начал обучаться русскому и латинскому языкам. В 1692 году после смерти дяди один киевский благодетель дал ему возможность продолжать образование в академии, где он и учился до 1698 года. Принятие униатства и заграничная учеба По обычаю того времени после окончания академии отправился за границу для завершения своего образования в польских училищах. В Польше принял униатство и пострижен в монашество от униатов с именем Елисея . Принятие униатства составляло тогда неизбежное условие заграничного образования для православных. Обратив на себя внимание униатского духовенства, Прокопович был определен во Владимир Волынский учителем поэзии и красноречия. Через некоторое время послан в Рим , где поступил в коллегию св. Афанасия , учрежденную папой Григорием XIII . Научные занятия здесь настолько захватили его, что он иногда даже забывал о пище. Внимательно присматриваясь к порядкам католической церкви , он хорошо познакомился с католической организацией, и в нем зародилось резко отрицательное отношение к папизму. Отцы иезуиты усиленно склоняли Прокоповича остаться в Италии и вступить в их ряды, но он отклонил их предложения. Возвращение на Родину и принятие Православия В 1702 году вернулся в Малороссию , отрекся от униатства, принял Православие и пострижен в монашество с именем Самуил (в 1705 году переменил свое имя, назвавшись в честь своего дяди Феофаном ). С 1704 года началась его педагогическая деятельность в Киевской духовной академии в качестве преподавателя пиитики .

http://drevo-info.ru/articles/3899.html

Феофан, архиепископ Новгородский (Прокопович Елеазар) Родился 8 июня 1681 года в городе Киеве. Елеазар рано остался сиротой. Его воспитанием руководил дядя, иеромонах Феофан (Прокопович ; † 1692), ректор Киево-Могилянской коллегии и настоятель Киево-Братского монастыря. До 1698 года Елеазар учился в Киевской коллегии. Затем, благодаря финансовой помощи одного киевского благодетеля, был отправлен за границу для завершения образования. В Польше перешёл в унию и принял монашество с именем Елисей. Принятие униатства было неизбежным условием получения заграничного образования для православных. В базилианском ордене, к которому теперь принадлежал Прокопович, обратили внимание на юного талантливого монаха униата и направили его в Рим. Здесь он поступил в Коллегию святого Афанасия, основной задачей которой была миссионерская деятельность. Там он прошёл полный курс католической схоластической теологии. При внимательном знакомстве с организацией Католической Церкви, в нём зародилось резко отрицательное отношение к папизму. Отцы-иезуиты усиленно склоняли Прокоповича остаться в Италии и вступить в их ряды, но он отклонил подобные предложения. В 1702 году Прокопович вернулся в Малороссию, отрёкся от униатства, принял Православие и был пострижен в монашество с именем Самуил (в 1705 году переменил своё имя, назвавшись в память своего покойного дяди Феофаном). С 1704 года началась его педагогическая деятельность в Киевской духовной академии в качестве преподавателя пиитики. В 1706 году перешёл преподавателем в класс риторики. Один случай выдвинул его из среды своих сотоварищей. В связи с угрозой шведской интервенции в 1706 году Пётр I, специально приезжавший в Киев и обследовавший укрепления в старом городе, «усмотрел, что Киевская фортеция имеет зело худую ситуацию: того ради за благо рассудил фортецию сделать в ином месте, для которой за удобное место избрал монастырь Печерский», который к тому времени, в 1698–1700 годах, был обнесён новыми каменными стенами. 4 июля 1706 года Пётр I прибыл в Киев для основания Печерской крепости, посетил Софийский собор, где с приветственной речью к нему обратился Феофан. Речь была удачна по содержанию: Прокопович коснулся современных событий, умело и кстати воздав хвалу военным успехам Петра I. Блестящая речь была замечена государем.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

А.А. Половцов Нарышкин, Кирилл Алексеевич Нарышкин , Кирилл Алексеевич, ближний кравчий, потом Московский губернатор, сын комнатного стольника Алексея Фомича. В 1686-м году был комнатным стольником царя Петра Алексеевича, а в 1691 и 1692 гг. был кравчим. 19 октября 1690 г. ему было пожаловано в вотчину село Покровское-Тешилово Московского уезда. В 1695 и 1696 гг. участвовал в Азовском походе и был генерал-провиантмейстером при флоте. С 5-го ноября 1697 г. по 12-ое марта 1699 г. он, в звании ближнего кравчего, был воеводой во Пскове. В 1702 г. укреплял больверк в только что взятой крепости Нотебург, переименованной в Шлиссельбург. В 1703 г., при возведении Петропавловской крепости в Петербурге, надсматривал за работами на бастионе в средине, где при Екатерине II устроены Невские ворота и пристань; бастион этот носил имя своего строителя, К. А. Нарышкина. В 1704–1710 гг. он был Псковским и Дерптским обер-комендантом. Из переписки с ним Петра Великого за эти годы видно, что Нарышкин отличался уменьем кратко излагать свои мысли на бумаге, выражая их простым и ясным русским языком, что для его времени было чрезвычайной редкостью, и вместе с тем был замечательно исполнителен и энергичен. Приказания Петра Нарышкину касались, главным образом, приготовления и присылки судов и лодок в Нарву, Юрьев и Гдов; отправки в Петербург полков и подвод; составления чертежей; устройства засек и оборонительных линий. Назначенный в 1710-м году первым Петербургским комендантом, он оставался в этой должности до 1716 г.; в январе этого года Нарышкин был назначен Московским губернатором. Вскоре у него возникли пререкания с Сенатом, и дело дошло до того, что по приказу Сената у Нарышкина были отписаны дворы и деревни; однако, он по прежнему оставался у власти; между прочим, в 1718-м году он состоял в числе судей над царевичем Алексеем Петровичем, причем в числе других лиц подписал ему смертный приговор. В 1721 году у Нарышкина возник громкий земельный процесс с родственниками его – Плещеевыми, который он проиграл. К. А. Нарышкин умер в 1723-м году.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

А.А. Половцов Постников, Петр Васильевич Постников , Петр Васильевич, сын дьяка Посольского приказа (см. выше), с 1692 г. учился медицине в Падуанском университете и жил у тамошнего профессора канонического права, известного в свое время ученого грека-паписта Николая Комнина Пападополи. 19-го августа 1694 г. П. удостоен был звания доктора философии и медицины, но предварительно должен был выйти из корпорации Заморской (Ultramarina), в которую записался с поступления в университет, и перейти в Германскую (Alemanna). Переход этот осуществился лишь после горячих споров между обеими корпорациями, и дело уладилось только благодаря вмешательству городских властей. В ноябре 1694 г. П. был избран асессором в университетскую администрацию, заведовавшую делами Artistarum (университет делился на два основных отделения: universitas juristorum, юристов, и univ. artistarum – остальные факультеты). Уехал П. из Падуи, кажется, не раньше мая 1695 г., но продолжал и после того оставаться за границей. Как знающего языки итальянский, французский, латинский и греческий, его прикомандировали в 1697 г. к великому посольству; с ним вместе он находился в Голландии, как переводчик и закупщик лекарственных снадобий. Ездил он также в Англию; тогда же, надо думать, П. посетил впервые и Париж. В июле 1698 г., уже из Вены, он поехал с несколькими волонтерами в Венецию, но тотчас же был возвращен оттуда и назначен состоять секретарем при П. В. Возницыне на Карловичском конгрессе. По заключении перемирия с турками, П. снова жил в Голландии и Англии, вернулся на родину в начале 1701 г., но всего на несколько месяцев: в конце того же года его посылают во Францию «для сообщения о тамошних поведениях». Летом 1702 г. П. почему-то вернулся в Россию, хотя с марта 1703 г. он снова находился в Париже, на этот раз уже надолго. В положении неофициального дипломатического агента, без точно выработанной программы, сидя целые месяцы без ответных писем, постоянно нуждаясь в деньгах, лишенный возможности обставить себя наравне с другими, П.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

А.А. Половцов Черкасский, Михаил Яковлевич Черкасский, князь Михаил Яковлевич, сын Якова Куденетовича, ближний боярин и последний воевода Тобольский. В ранней юности он прибыл в Россию, был крещен и возведен в княжеское достоинство. В 1667 году он построил в Новоспасском монастыре церковь во имя Николая Чудотворца и при ней больницу. В «Дворцовых Разрядах» он впервые показан под 1680 годом стольником – «наряжал вина для государева стола», а в 1682–1683 гг. сопровождал царя Петра Алексеевича в загородных поездках его в село Воробьево и Новодевичий монастырь. 1685 год Черкасский провел на воеводстве в Новгороде, причем ему поручено было обратить особое внимание на борьбу с расколом и «сыскивать раскольников, бежавших за Свейский рубеж». Долго ли он оставался в Новгороде – остается невыясненным, но в промежуток между 1690 и 1692 годом он снова был в Москве, – между прочим, присутствовал на свадьбе кн. Б. И. Куракина. В 7-й день кончины царя Иоанна Алексеевич а, в 1696 году, М. Я. дневал и ночевал у его гроба и по указу Государя «кормил патриарха со властьми и со освященным собором в его Патриаршей Крестовой Палате». В сентябре 1697 года князь Черкасский был назначен воеводой в Тобольск с приказанием: ехать «не мешкав», причем ему была дана самая подробная инструкция; в товарищи ему был дан сын его Петр, а после смерти последнего в 1701 году – второй сын Алексей. На этом месте Черкасский пробыл до 1710 года и за это время своим добросовестным и энергичным управлением снискал любовь и расположение Государя и народа. Он завел в Сибири первые кирпичные заводы в окрестностях г. Томска, заложил в самом городе каменную церковь и первые каменные здания, построил Каменские железные заводы на р. Каменке, занимался изысканием и добычей руд, лил пушки и другие артиллерийские орудия на Верхотурье, о чем писал Виниус Петру I в 1702 г. и с большим одобрением высказывался о деятельности Черкасского. Но кроме этой административно-культурной деятельности М. Я. постоянно приходилось выказывать и таланты военачальника; и на этом поприще он показал себя стоящим на высоте призвания, так как все время с успехом вел борьбу с незамиренными инородческими племенами и только жаловался царю, «что служилых людей мало и послать против башкир некого».

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010