Закрыть Святой праведный Иоанн Русский 1690 – 1730 16.10.2019 2204 Время на чтение 11 минут Бог гордым противится, а смиренным дает благодать (Иак. 4,6). После завоевания турками-османами Византийской империи (1453 г.) в Греции явилось великое множество новых мучеников за веру Христову. Один из них – святой Иоанн Русский, мощи которого покоятся в местечке Неопрокопион на острове Эвбея в Эгейском море. Иоанн Русский - один из самых почитаемых святых в Греции. Святой исповедник Иоанн Русский родился в казацкой семье около 1690 года в Русском царстве, в Малороссии, на землях Войска Запорожского. По достижении зрелого возраста был призван на воинскую службу в армию императора Петра I. Иоанн честно и исправно служил простым солдатом и участвовал в русско-турецкой войне 1711-1713 годов. Во время неудачного Прутского похода 1711 года (сам царь чуть не погиб от рук турок) Иоанн вместе с другими воинами был взят в плен татарами, бывшими в то время союзниками турок. Татары переправили юношу в Константинополь и продали в рабство начальнику турецкой конницы. В житии святого Иоанна тот фигурирует под именем Ага; возможно, это лишь его звание. Рабовладелец привез русского пленника к себе на родину – в Малую Азию, в селение Прокопион (ныне Ургюп, Турция), расположенное недалеко от Кесарии Каппадокийской. Пленных воинов-христиан турки старались обратить в ислам, используя для этой цели соблазны, уговоры, а к стойким воинам Христовым применяли пытки, истязания. Вследствие военной неудачи Петра I Турция наполнилась бесчисленным множеством русских пленных, изнывавших под тяжестью турецкого ига. Ради облегчения своей рабской участи многие из них отреклись от Православия и стали мусульманами. Но воин Иоанн, воспитанный «в учении и наставлении Господа», отказался принять ислам. Он остался верен Христу и вере отцов, за что был жестоко мучим турками, презрительно называвших его и таких, как он, «кяфиринами», то есть «неверными». Они подвергли Иоанна жестоким побоям, нанося удары прутьями, топили его в навозе. Наконец, предали на одно из тягчайших истязаний. Турки разогрели на огне медную тарелку и затем, достав ее из огня клещами, приложили к голове Иоанна. Раскаленное железо прожгло ему кожный покров до самого черепа. «Когда мы снимаем шапочку с головы святого, то видим следы от этой пытки», - рассказывает теперешний настоятель храма в честь Иоанна Русского протопресвитер Иоанн Вернезос. Однако ничто не могло принудить праведника к отречению от Христа. Святой Иоанн мужественно переносил побои и унижения. На уговоры своего господина принять ислам он отвечал: «Ни угрозами, ни обещаниями богатства и наслаждений ты не сможешь отклонить меня от святой моей веры. Я русский, верный слуга земного царя моего, хотя и пленен тобой, но Небесному Царю истинного служения и правой веры родителей моих никогда не отрекусь, даже если ты лишишь меня жизни. Христианином я родился, христианином и умру».

http://ruskline.ru/analitika/2019/10/16/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАСИЛЬЕВ Феодосий (1661, с. Крестецкий Ям Новгородского у.- 18.07.1711, Новгород), основатель беспоповского (см. Беспоповцы ) федосеевского согласия (см. Федосеевцы ), автор посланий и сочинения об антихристе . Год рождения В. указан старообрядческим библиографом нач. XIX в. Павлом Любопытным (Исторический словарь 86 раскольнических отцов и учителей: Каталог Павла Любопытного. Б. м., б. г. С. 110-111; он же. Исторический словарь староверческой церкви. М., 1863. С. 52; помимо 1661-го Павел Любопытный называет еще и 1656-й год, к-рый, однако, противоречит свидетельству жития В. о том, что в 1686 (или 1690) г. он не был рукоположен во священника из-за «младости»). Основной источник сведений о В.- его житие, написанное сыном и преемником по руководству старообрядческой общиной Евстратом Федосеевым (опубл.: Попов Н. Материалы для истории беспоповщинских согласий в Москве, федосеевцев Преображенского кладбища и поморского монинского согласия. М., 1870. С. 1-20). Согласно житию, В. происходил из московского рода «благородных Усовых дворян или Урусовых», его предки пострадали во время разорения Москвы в Смутное время : нек-рые родственники попали в плен, в т. ч. дед Евстратий, др. были убиты, имение разграблено. В кон. 20-х гг. XVII в., когда дед освободился после 16-летнего плена, он поселился в новгородских землях в дер. Морозовичи на р. Мсте, стал клириком здешней церкви свт. Николая. Один из его сыновей - Василий, отец В.,- был рукоположен во священника к ц. во имя свт. Никиты Новгородского в с. Крестецкий Ям. Иерейство Василия пришлось на время начала проведения церковной реформы (см. ст. Никон , Патриарх Московский и всея Руси). Священник сохранил приверженность старым обрядам и оказывал поддержку противникам реформы, в т. ч. после Большого Московского Собора 1666-1667 гг . Вскоре после кончины отца В., старший из 3 сыновей (имел братьев Леонтия и Георгия), женился и по просьбе односельчан отправился в Новгород, чтобы просить митр. Корнилия (1674-1695) рукоположить его во священника на место отца. Однако архиерей из-за «младости» претендента «на время поповство ему отложи, и оному отрицающуся, но диаконом сего им постави».

http://pravenc.ru/text/149821.html

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Житие праведного Иоанна Русского Житие праведного Иоанна Русского День памяти: 28 мая/9 июня Текст читает: Народный артист России Е.А.Киндинов Содержание аудиокниги соответствует текстовой версии Жития праведного Иоанна Русского Житие праведного Иоанна Русского Подобает нам славить и восхвалять с благодарностью многомилостивого Господа зато, что Он удостоил нас и в настоящее время искушений и испытаний среди окружающего нас неверия, атеизма и богоборчества познакомиться с новыми, малоизвестными нам или вообще неизвестными святыми. Это заставляет молчать нечестивых, которые в оправдание своего отступления от веры твердят, будто в наше время нет больше святых, будто изменились наша вера и Глава ее – Христос, о Котором пишет святой Апостол Павел: «Христос вчера, и сегодня, и во веки Тот же» (Евр.13:8). Кроме древних святых, преподобных, святителей и мучеников, есть у нас и сонм новых святых, большинство из которых – мученики. Своим свидетельством и мученичеством они укрепили веру и украсили новыми венцами нашу Православную Церковь, которая одна осталась неизменной и непоколебимой со времен Апостолов, напоминая нам о словах пророка Аггея: «Слава сего последнего храма будет больше, нежели прежнего» (Агг.2:9). Как на нашей многострадальной родине воссияло великое множество новых мучеников после октябрьского переворота, так и в Греции, и на земле Древней Византии явилось много новых мучеников и исповедников веры после завоевания Византийской империи турками. Один из них – святой Иоанн Русский, мощи которого покоятся в местечке Неопрокопион на острове Эвбея в Греции. Само имя этого святого говорит о том, что он не грек, а русский, хотя прославился среди греков. Иоанн по происхождению своему малоросс. Он родился около 1690 года от благочестивых православных родителей. В юные годы он стал солдатом императора Петра I. В неудачной турецкой войне 1711 года (сам царь чуть не погиб от рук турок) в числе других Иоанн попал в плен. Вероятно, он был захвачен в плен в битве за освобождение Азова и переправлен в Константинополь. Иоанн оказался в руках татарских союзников турок. Татары продали юношу оттоманскому начальнику конницы, некоему Аге, родом из Прокопиона в Малой Азии, в 12-ти часах пути от Кесарии Каппадокийской (по-турецки Прокопион называется теперь Уркюб). Этот Ага взял своего нового раба к себе в деревню.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Драгово-Забродь. Архангело-Михайловский Забродский женский монастырь. Добавить фотографии Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты Добавить статью Монастырь Св. Архангела Михаила расположен в нескольких километрах от села Забродь, в лесу. Монастырь, точнее «первый монастырь», был основан еще в начале XVIII столетия, предположительно в 1705 году. Согласно легенде, сделал это дед или отец румынского воеводы Балицы и магистр Драга. В 1725 году, во время постройки фундамента под одно из возводимых строений, рабочие наткнулись на огромный камень-плиту, очень уж похожий на алтарь. Именно тогда и появилось предположение о существовании на месте возведения монастыря более ранней постройки. Поговаривали, что там уже когда-то стоял монастырь, который был соединен подземным ходом с монастырем в селе Угля, Тячевского района (приблизительно 13 км). На территории монастыря находится святой источник с чудодейственными свойствами воды в нем. Села Драгово и Забродь документально известны, соответственно, со 2-й пол. XIV и кон. XVI вв. В 1705 г. местные жители начали строить монастырь. Когда возвели церковь, ее освящение совершил православный епископ Иосиф (Стойка), управлявший паствой в 1690-1711 гг. Позже здесь поставил для себя домик Прокопий Годермарский – униатский викарий Мараморошский 1723-1726 гг. По временам в обители проживал православный епископ Досифей (Феодорович). В 1788 г. монастырь закрыли. Позже его история обросла легендами. Местные жители стали думать, что обитель основали в XIII в. предки воевод Балицы и Драга, известных в качестве благотворителей Грушевского монастыря. Одна из легенд утверждала, что при нашествии в 1241 г. монголов здешние иноки укрылись в лесу. Говорили также, будто обитель разрушил местный богач Лошвай, кальвинист по вере, недовольный, что люди вытаптывают его траву по пути в монастырь. Согласно тому же преданию, вскоре Лошвай упал с коня и разбился насмерть. Описанное событие относили к 1670 г. Место, где некогда стояла первая обитель, люди называли «монастырем» и воздвигли здесь крест. В 1913 г. юноша Василий Орос, гоня волов на пастбище, встретил старого человека, который сказал, что возвращается из «монастыря». Узнав от старожилов про старую обитель, Василий дал Богу обет возродить ее. Впоследствии, став иеромонахом Викентием, он осуществил свое намерение.

http://sobory.ru/article/?object=26552

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСЕЙ ПЕТРОВИЧ (18.02. 1690, Москва - 26.06.1718, С.-Петербург), царевич, старший сын царя Петра I Алексеевича от брака с царицей Евдокией Феодоровной Лопухиной. В 8 лет по воле отца его отняли у матери, к-рую постригли в 1698 г. в суздальском Покровском мон-ре . Разлука с матерью стала серьезной травмой для мальчика, заложила основы неприятия А. П. личности и дел отца-реформатора. А. П. обучался у хороших учителей, стал образованным человеком, знал иностранные языки, любил книги. Петр не уделял А. П. внимания, видел его урывками, между сыном и отцом возникло отчуждение. Наиболее близким к А. П. человеком был его духовник, протопоп ц. Спаса на Верху в Кремле Иаков Игнатьев , прививший царевичу религиозность, но одновременно полностью подчинивший юношу себе, так что тот однажды даже дал клятву во всем покоряться воле своего духовного отца. Иаков Игнатьев и его окружение из среды московского духовенства были в оппозиции Петру, и с годами царевич воспринял их идеи, хотя на людях проявлял скрытность и нелюдимость, показную покорность воле отца. С 1706-1707 гг. царь пытался привлечь сына к управлению, давал ему поручения, но, несмотря на проявленную А. П. исполнительность и энергию, к себе не приблизил. Петр полностью подавлял волю царевича, мало считался с его симпатиями и интересами. Только в кругу о. Иакова Игнатьева А. П. открывался и высказывал свое нежелание после прихода к власти продолжать реформы. В 1711 г., повинуясь отцу, А. П. женился на лютеранке - вольфенбюттельской крон-принцессе Шарлотте Христине Софии, у них родились дети Наталия и Петр (буд. имп. Петр II Алексеевич ). Отношения в семье не складывались, различия воспитания и вероисповеданий между супругами оказались непреодолимым препятствием для сближения. В это время А. П. порвал с кругом о. Иакова и приблизил к себе новых приятелей во главе с А. В. Кикиным, к-рые стремились во всем угодить царевичу, видя в нем буд.

http://pravenc.ru/text/64546.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГАВРИИЛ (Стефанович Венцелович) (ок. 1680, Срем - ок. 1749, Дьёр, Венгрия?), серб. иером., переводчик и редактор текстов, книгописец и иллюминатор рукописей. Свои работы подписывал по-разному: Стефанович (по отчеству), реже - Рачанин (по названию мон-ря) или Сремец (по происхождению). Источником сведений о жизни и деятельности Г. являются послесловия к переписанным им книгам. В 1690 г., во время великого переселения сербов во главе с патриархом Арсением III , семья Г. переехала в Австрию. Не позднее 1711-1716 гг. Г. принял постриг и священнический сан в серб. мон-ре в Сентендре, в к-ром проживали иноки мон-ря Рача . Возможно, Г. был связан с этим мон-рем и ранее: его учителем был известный серб. книжник, духовник правосл. монахов Будимской епархии иером. Киприан (Рачанин) . В нач. 20-х гг. Г. учился в центрах серб. эмиграции на северо-западе Венгрии (Сентендре, Эстергоме, Комароме, Дьёре), где, по словам читателя его рукописи, был «капелланом». Г. принадлежат многочисленные переводы с церковнослав. и западнорус. «простой мовы» на серб. язык памятников агиографии, церковного красноречия, догматической, полемической и церковно-исторической лит-ры, в частности сочинений святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, сборников проповедей архиеп. Лазаря (Барановича) «Меч духовный» и «Трубы словес проповедных», архим. Иоанникия (Галятовского) «Ключ разумения», «Деяния церковные и гражданские» Ц. Барония в обработке П. Скарги (по изд.: М., 1719) и др. Язык переводов и переработок, сделанных Г., характеризуется близостью к народному, порой изобилует словами, заимствованными из тур., и отличается богатством лексики. Свои взгляды на книжный язык (называемый им «простым сербским», предназначенным «на службу селяном некнижевним», «простим людем на разумность») и орфографию Г. излагал в послесловиях к рукописям (см.: Записи. 2. 2586, 2696, 2826). Эта деятельность Г. (косвенно свидетельствующая о заметном упадке владения церковнослав. языком в серб. обществе к нач. XVIII в.) близка к трудам его болг. современников - «дамаскинариев» и более ранних украинско-белорус. авторов, использовавших «просту мову». Она не получила в тот период заметного продолжения в среде австр. сербов, поскольку совпала по времени с процессом новой славянизации лит. языка, начавшимся в 20-х гг. XVIII в. под рус. влиянием через посредство школьного обучения грамматике и учебников т. н. русско-слав. языка. Все переводы и обработки текстов, выполненные Г., сохранились в автографах. Кроме того, известно не менее десятка его писем разным лицам ( Д. J. , М. Девет писама Гаврила 1956. 4-5. С. 233-247; А. Joш jeдho писмо Гаврила же. 1964. 12. Бр. 1. С. 134-136).

http://pravenc.ru/text/161317.html

Скачать epub pdf 80. Евдокия Федоровна (в иночестве Елена), царица первая жена царя Петра I Алексеевича, еще не императора, дочь окольничего (потом боярин) Иллариона-Федора Абрамовича Лопухина от брака с неизвестною. Родилась 30 июля 1669 г.; по выбору царицы Наталии Кирилловны, матери царя Петра, обвенчана с Петром 27 января 1689 г.; впервые сделалась матерью, родив сына, царевича Алексея (см. 14) 18 февраля 1690 г.; после рождения еще двух сыновей в 1691 г. и 1693 гг. покинута мужем, особенно со времени смерти матери последнего, в 1694 г.; навлекла на себя справедливое неудовольствие царя Петра подозреваемым в ней сочувствием к злоумышленникам Циклеру, Соковнину и другим в 1697 г.; по возвращении царя Петра из первого заграничного путешествия разлучена с сыном Алексеем, единственным у нее оставшимся, и отвезена из Москвы в Суздаль 23 сентября 1698 г.; тут, в стенах Покровского девичьего монастыря, пострижена по указу царскому в присутствии окольничего Языкова, нарочно присланного для этой церемонии царем, в июне 1699 г.; тут же посещена сыном тайком от отца в 1706 г.; познакомилась с майором Степаном Богдановичем Глебовым, который по собственному его показанию (правда, под страшными пытками), «сшелся с нею в любовь и жил с нею блудно» в 1709 г.; разлучилась с майором по случаю отбытия его из Суздаля на другую службу в 1711 г.; увиделась с ним, но не надолго, в 1715 г.; с открытием розысков кикинского и суздальского, как причастная первому и героиня второго, привезена из Суздаля в Москву 14 февраля; здесь собственноручной повинною созналась в «грехе блудном» 22 февраля и отсюда отправлена 20 марта уже не обратно в суздальскую Покровскую обитель, порядочно за нее пострадавшую, а в ладожский Успенский девичий монастырь, куда прибыла под стражею 19 апреля 1718 г.; здесь находилась в тесноте и нужде, всеми забытая, до самого воцарения Екатерины I, которою перемещена на более удобную жизнь в Шлиссельбург весной 1725 г.; с воцарением Петра II, внука своего, привезена по собственному желанию в московский Новодевичий монастырь 2 сентября 1727 г.; отсюда после первого же свидания с державным внуком, посетившим бабку инкогнито 4 февраля, приглашена на житье в Вознесенский монастырь, что в Кремле, где указом 9 февраль назначено ей вместо прежних 4500 рублей по 60 000 рублей я учрежден при ней особый двор, но оставалась тут недолго, вынужденная, по прикосновенности духовника ее к государственному делу о подметных письмах, возвратиться в Новодевичий монастырь летом того же 1728 г.;

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Икона Пресвятой Богородицы " Всех Скорбящих Радость " Описания иконы Описание иконы Всех Скорбящих Радость Источник: Диск " Православный церковный календарь 2011 " издательства Московской Патриархии Икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость» впервые прославилась чудотворением в 1688 году. Родная сестра патриарха Иоакима (1674–1690) Евфимия, жившая в Москве, долгое время страдала неизлечимой болезнью. Однажды утром, во время молитвы, она услышала голос: «Евфимия! Иди в храм Преображения Сына Моего; там есть образ, именуемый " Всех скорбящих Радость " . Пусть священник отслужит молебен с водосвятием, и получишь исцеление от болезни». Евфимия, узнав, что такая икона действительно есть в Москве, в храме Преображения на Ордынке, исполнила повеление Пресвятой Богородицы – и исцелилась. Это произошло 24 октября 1688 года и с тех пор «иже с верою притекающие приемлют неоскудно исцеление: слепые прозрение, немые глаголание, глухие слышание, расслабленные благомощие и обидимые мщение, бесные целомудрие и неплодные жены неплодства разрешение, и сосущие младенцы и малые отроки притекающие здравие приемлют, и различные очные болезни, многие же страхования и различные привидения наднесением сего[...] Икона Всех Скорбящих Радость - описание Источник: Сайт " Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы " , автор - Валерий Мельников Икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость» впервые прославилась в 1688 году, в царствование царей Иоанна и Петра Алексеевичей. Родная сестра Патриарха Иоакима, Евфимия, долго страдавшая неизлечимой болезнью, однажды утром во время молитвы услышала голос, призывавший её пойти помолиться перед образом Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость» в храме Преображения Господня на Ордынке и заказать молебен с водосвятием. Евфимия исполнила сказанное, и после совершения перед иконой водосвятного молебна получила исцеление. С тех пор многие болящие и скорбящие, молитвенно обращаясь к Богородице через Её чудотворный образ, стали получать исцеление и избавление от бед. В 1711 году, когда царскую резиденцию положено было перенести из Москвы в Санкт-Петербург, родная сестра императора Петра I царевна Наталья Алексеевна, исполненная особенным благоговением к чудотворной иконе, сделала с нее список (копию) и перевезла в числе прочих святынь в Санкт-Петербург. По другим сведениям, в Москве ост[...]

http://pravicon.com/icon-72

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОСИФ (Стойка [румын. Stoica]; † ранее 3.06.1711), 1-й правосл. еп. (впосл. архиепископ) Мараморошский, экзарх К-польского патриарха в Трансильвании . Из старинного дворянско-священнического карпаторус. рода, представители к-рого жили в Закарпатье и в Трансильвании. Предполагается, что отец И. был правосл. священником, служившим в церкви в с. Кричеве (ныне Закарпатской обл., Украина), позднее настоятелем этого храма являлся Петр Стойка - родной брат И. Впрочем, высказывались гипотезы о его рождении в с. Чумалеве (ныне Закарпатской обл.). Буд. архиерей получил образование, вероятно, в школе при Нямецком в честь Вознесения Господня монастыре , в помянник к-рого внесены И. и его род. И. впервые упоминается в документе от 16 янв. 1668 г. как диакон, впосл. служил приходским священником, рано овдовел, был назначен настоятелем церкви в Чумалеве. Получив приход в с. Бычков (ныне пос. Вел. Бычков Закарпатской обл.), И. был возведен в сан протопопа, являлся благочинным. Исп. Иосиф, архиеп. Мараморошский. Икона. Кон. ХХ в. Исп. Иосиф, архиеп. Мараморошский. Икона. Кон. ХХ в. В кон. 80-х гг. XVII в. в Закарпатье и Трансильвании активизировались сторонники Ужгородской унии во главе с прибывшим в 1689 г. из Рима униатским епископом-греком Иосифом Рогой де Камиллисом, которого имп. Леопольд I Габсбург 11 марта 1690 г. признал единственным законным епископом Мукачевским. Т. о., деятельность правосл. Карпаторусского и Мукачевского еп. Мефодия (Раковецкого) была поставлена вне закона. Под давлением примаса Венгрии католич. Эстергомского архиеп. Леопольда Колонича и униат. Мукачевского еп. Роги де Камиллиса 13 мая 1690 г. Мефодий (Раковецкий) вынужден был покинуть Мукачево и переехать в комитат (жупу) Мараморош - самую высокогорную и труднодоступную часть Карпат (Мараморош включал восточную часть Карпатской Руси (ныне Закарпатская обл., Украина) и сев.-зап. часть Трансильвании (ныне жудец Марамуреш, Румыния)). Еп. Мефодий недолго жил в Углянском (Угольском) Николаевском мужском монастыре (см. Успения Пресв. Богородицы монастырь в с. Угля Закарпатской обл.), куда его пригласил И.- постриженик Углянского монастыря, к 1690 г. являвшийся его настоятелем. Вскоре по требованию Эстергомского архиеп. Леопольда Колонича еп. Мефодий был изгнан из Углянского монастыря и в июле 1690 г. эмигрировал в Речь Посполиту, где окончил жизнь в Перегинском Онуфриевском мон-ре Львовской епархии в 1693 г.

http://pravenc.ru/text/578551.html

Гольяны. Церковь Воздвижения Креста Господня (новая). Крестовоздвиженская Церковь. Действует.   Престолы: Воздвижения Креста Господня Год постройки:Между 2012 и 2016. Ссылки:   Адрес: Россия, Республика Удмуртия, Завьяловский район, с. Гольяны, ул. Пионерская, 29а Координаты: 56.761971, 53.738137 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Православный приход в с. Гольяны существует уже более 300 лет — с 1711 г. Об этом упоминается в крестьянской сказке о умерших жителях сел и деревень прихода, похороненных на кладбище около Крестовоздвиженской церкви в с. Гольяны. Приход относился к Сарапульскому уезду Вятской епархии. Возглавлял приход священник Никита Ерофеев. Первая церковь в с. Гольяны была названа в честь праздника Воздвижение Креста Господня, дата строительства ее не установлена. В 1754 г. началось строительство новой деревянной Крестовоздвиженской церкви, но в 1795 г. эта церковь сгорела от удара молнии. В период 1798-1832 г.г. была построена каменная церковь по проекту зодчего Ф.М. Рослякова. Каменный храм имел 3 предела: главный престол в честь Воздвижение Креста Господня, второй придел в честь Богоявления (Крещения) Господня, третий — в память святой великомученицы Параскевы. Храм стоял на берегу р. Кама около главной пристани. С 1711 г. служил священник Никита Ерофеев (из Ревизской сказки от 1713 г.). Уроженец, житель села Гольяны священник Фёдор Клестов (1680/1690? г.р.; умер до 1775 г.); сын Федора Клестова – священник Василий Клестов (1725 г.р., умер после 1795 г.), жена Анастасья Федоровна (1724-1792 г.). «…Села Гольяны Воздвиженской церкви …Священник Лаврентий Афанасьев сын Красноперов, 57 лет (1725 г.р.), у него жена Феодосия Гаврилова дочь, 55 лет (1727 г.р.) (ГАКО, Фонд: 176, опись 2, дело 4А Вятская губернская казенная палата. 1782 г., Ревизские сказки о церковнослужителях Сарапульской округи). Настоятелями Гольянского прихода до революции 1917 г. были священники Н.Н. Игумнов, А.И. Скарданицкий и П.П. Мышкин (из книги Е.Ф. Шумилова, издат. дом «Удмуртский университет», Ижевск, 2001 г.).

http://sobory.ru/article/?object=41518

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010