Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЫСОКАЯ ЦЕРКОВЬ [англ. High Church], течение внутри Церкви Англии, особо подчеркивающее ее кафоличность, историческую связь с древней неразделенной Церковью, а также отстаивающее необходимость института епископата и отправления таинств как источника передачи Божественной благодати. В церквах англиканского содружества традиция В. Ц. выражена слабо. Появление В. Ц. наряду с последовательно протестант. Низкой Церковью было обусловлено компромиссным характером англ. Реформации. В кон. XVI в. ряд епископов (Р. Бэнкрофт и др.) выступили против пуританской тенденции в Церкви Англии. В 1-й пол. XVII в. богословы т. н. каролингской школы Л. Эндрюс , У. Герберт, У. Лод , ведя полемику с теологами кальвинист. ориентации, отвергали протестант. принцип исповедовать только Писание (лат. sola Scriptura) и продолжали опираться на авторитет отцов Церкви при его толковании. Они акцентировали внимание на значении добрых дел для спасения, отстаивали тезис об истинном присутствии Христа в Евхаристии, стремились к сохранению и восстановлению дореформационных церковных обрядов. Уильям Лод, став Архиепископом Кентерберийским, активно использовал Высокую комиссию для утверждения литургического единообразия, стремился восстановить значение престола как доминанты храма в противовес проповеднической кафедре. Архиепископ Уильям Лод, как и др. богословы каролингской школы, был приверженцем учения о «божественном праве короля»: монарх, унаследовавший престол на законных основаниях, обладает божественным правом на него и любая попытка низвергнуть его является величайшим грехом и преступлением. После прихода к власти пуритан, придавших Церкви Англии пресвитерианское устройство, идеи каролингской школы публично не отстаивались. В период Реставрации монархии (1660-1688) произошло возрождение каролингской школы. Смещение с престола в ходе Славной революции (1688-1689) Якова II вызвало резкую оппозицию в Церкви Англии.

http://pravenc.ru/text/161081.html

Ростов. Митрополичий двор. Церковь Входа Господня в Иерусалим в звоннице. Карта и ближайшие объекты Основное здание звонницы построено около 1682 года при митрополите Ионе. Тогда же московские мастера Филипп и Киприан Андреевы отлили для звонницы два огромных колокола: " Полиелейный " в 1000 пудов и " Лебедь " в 500 пудов. Позже, в 1688 г. мастером Флором Терентьевым был отлит большой колокол в 2000 пудов, получивший имя " Сысой " (в память об отце митрополита Ионы). Специально для этого колокола возвели дополнительный башнеобразный объем, примкнувший к северному фасаду прежней звонницы. Он несколько нарушил стройность общей композиции соборной площади, но в то же время придал ей большую живописность. Звонница Успенского собора расположена между северным входом в Ростовский кремль и Успенским собором. Она была построена по заказу митрополита Ионы Сысоевича. Сохранилось письмо, в котором он сообщал: «На своем дворишке лью колоколишки, и дивятся людишки» (Любимов Л.Д. Искусство Древней Руси. Москва, 1981, с. 314). На нижних этажах звонницы расположена церковь Входа в Иерусалим. На верхнем этаже находится открытая площадка с четырехпролетной аркадой. Каждый из этих пролетов огорожен металлической решеткой, а наверху их завершают полукруглые своды (закомары). Над пролетами установлены четыре барабана с главами, увенчанными крестами. Чтобы попасть на верхний этаж звонницы, нужно пройти по узкой лестнице. От пролетов до земли внутри звонницы имеются пустоты, что превращает само здание в отличный резонатор. Акустический эффект усиливается также благодаря расположению звонницы близко к открытому пространству озера Неро. Начало строительства звонницы Ростовского кремля относят к 1682 году, когда была возведена трехпролетная звонница. По заказу митрополита Ионы литейщиком Филиппом Андреевым были изготовлены два больших колокола («Полиелейный» и «Лебедь»). Аккорд колоколов звонницы являлся минорным. Это не устроило митрополита и он пригласил из Москвы литейщика Флора Терентьева, который перевел звонницу в мажорный лад. В 1688 году мастер отлил колокол «Сысой», вес которого составил 32 тонны. Этому гиганту потребовалась отдельная звонница, которая в виде четвертого пролета была пристроена к трехпролетной. Три колокола — «Сысой», «Полиелейный» и «Лебедь» — вместе образовали до-мажорное звучание. Строительство колокольни было завершено в 1689 году, когда 13 колоколов были повешены на двух дубовых брусьях. Во второй половине XIX века добавили еще 2 колокола.

http://sobory.ru/article/?object=05711

Солотча. Рождество-Богородицкий монастырь. Церковь Сошествия Святого Духа. Карта и ближайшие объекты Храм построен в 1688-89 годах. Большая двухэтажная церковь во имя Сошествия Святого Духа с трапезной палатой имела тогда единственный аналог - трапезную Патриаршего подворья Московского Кремля. Раньше в трапезную палату снизу вела широкая, торжественно оформленная лестница, без которой дворцовый облик постройки несколько угас. На всех четырех сторонах храма расположен пояс из полихромных рельефных изразцов с изображениями шестикрылых Херувимов, сохранившийся до настоящего времени. В нижнем этаже церкви был устроен храм во имя преподобных отцов Онуфрия Великого и Петра Афонского. В 1735 г. закончено строительство колокольни. Богослужения ведутся с 1994 года. Во время активного каменного строительства в монастыре, развернувшегося в 1688-1689 годах при настоятеле архимандрите Игнатии (Шангине), были построены наиболее интересные в художественном отношении здания, такие как надвратный храм Св. Иоанна Предтечи и величественная Свято-Духовская церковь с трапезной. Их возводил выдающийся архитектор Яков Григорьевич Бухвостов, известный строитель Успенского собора в Рязанском кремле, а также церкви Троицы Живоначальной в Троице-Лыкове. Внешний облик этих храмов в сравнении с более древним Рождественским храмом наглядно показывает разницу между храмовой архитектурой XVI и XVII веков. Оба эти сооружения, как восточная и южная стена с башнями, строились по заказу архимандрита Игнатия и являются частью большого замысла восстановления и обновления всего монастыря, который проведён в эти годы. В первую очередь были возведены стены трапезной палаты с церковью святого Духа, отделочные же работы велись в ней позднее, через 2-3 года. Но из-за отсутствия средств колокольня церкви святого Духа, расположенная над сенями с западной стороны трапезной, тогда не была закончена. Её достроили позднее, в 1735 году. Вероятно, этим можно объяснить, что шатёр колокольни сделан слишком низким и плохо увязан с общими пропорциями столпа. Каменный шатёр (после осквернения храма в ХХ веке) восстановлен совсем недавно, в 1966 году.

http://sobory.ru/article/?object=05475

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПАЛЛАДИЙ (Роговский Федор Семенович) (8.02.1665, Кашинский у.- 23.01.1703, Москва), рус. религ. деятель, ученый-богослов. Род. в вотчинах Макариева Калязинского во имя Святой Троицы мужского монастыря ( Бушлякова. 2002. С. 52). Версия о традиционно указываемом в справочниках и работах о П. годе его рождения (1655) базируется на тексте надписи на его надгробной плите, содержавшем указание на возраст П. на момент смерти (48 лет; см.: ДРВ. Ч. 18. С. 198; Московский некрополь. СПб., 1908. Т. 2. С. 394). Однако эти данные вступают в противоречие с полной датой рождения П., указанной в матрикулярной записи коллегиума св. Афанасия в Риме (Archivio del Collegio Greco. T. 14. F. 41rv.- 42), которая в этом случае представляется более надежным источником. Составивший в 50-х гг. XIX в. жизнеописание П. послушник Саввина Вишерского мужского монастыря Н. Утятин без ссылок на источники утверждал, что в миру П. звали Павел Рогов (Журнал 33-го заседания. 1891. С. 9, 10). Сведения Утятина об имени П. не подтверждаются источниками: согласно данным вышеупомянутой матрикулярной записи, в миру П. звали Федор Семенович. Относительно фамилии Рогов А. А. Митропольский сделал предположение о том, что она произошла от места рождения П., и привел в качестве возможного варианта селение Рог на р. Нерль (ныне дер. Рог Калязинского р-на Тверской обл.) (Там же. С. 10). Однако во вкладной записи в Общей Минее с праздниками, к-рую П. пожертвовал в Макариев Калязинский мон-рь в 7196 (1687/88) г., его фамилия звучит иначе - Рогуша ( Бушлякова. 2002. С. 52; Минея ныне хранится в ТГОМ (КОФ-922)). Впосл., во время обучения в Европе, его фамилия стала писаться как «Роговский». Принял постриг в Саввином Вишерском мон-ре, позднее служил иеродиаконом при 1-м еп. Тамбовском (1682-1684) Леонтии. В 1685 г. поступил в составе группы первых учеников в школу братьев Лихудов в московском Богоявленском мон-ре (см. в ст. Славяно-греко-латинская академия ), в связи с чем был переведен в число братии этого мон-ря (ДРВ. Ч. 18. С. 148; Надеждин. 1840. С. 610). 28 дек. 1687 и 20 апр. 1688 г. в числе проч. преподавателей и учеников академии был на приемах у патриарха Московского и всея Руси Иоакима (Савёлова) ( Забелин. 1884. Стб. 393, 1044). Согласно офиц. заявлению миссионера Товии Тихавского (Тобиаша Тихановского) от 12 дек. 1693 г., служившего в февр.-окт. 1689 г. в Немецкой слободе в Москве ( Андреев. 2017. С. 8, 10), именно он обратил в Москве П. в унию ( Шмурло. 1931. С. 7, 25). Вскоре после этого (до окт. 1689) П. отправился в Европу для продолжения образования. Его отъезд был совершен без ведома гражданских и духовных властей, нелегально, что ставило его в сложное положение как в России, так и на Западе. Все это, однако, он посчитал преодолимым ( Надеждин. 1840. С. 612).

http://pravenc.ru/text/2578741.html

[греч. βαπτζω - погружать, крестить в воде], одна из крупнейших протестант. деноминаций, возникшая в Англии в 1-й пол. XVII в. Принимая основные догматы Реформации - признание Свящ. Писания единственным авторитетом в вопросах веры, оправдание только верой, священство всех верующих,- Б. добавили к ним свои собственные: т. н. крещение по вере (только взрослых, способных засвидетельствовать свою личную веру во Христа, через погружение), следование принципу отделения Церкви от гос-ва, полную самостоятельность общин. Первых Б. часто называли анабаптистами (перекрещенцами), т. к. они были противниками крещения детей и, не признавая его действительности, крестили вступающих в общину заново. Такое отношение к крещению было единственным объединяющим признаком довольно разнородного движения анабаптистов, появившегося в континентальной Европе в нач. XVI в.; одним полюсом его являлись швейцар. анабаптисты, впосл. ставшие известными как меннониты и амиши и отвергавшие не только военную службу, но даже просто ношение оружия, а др.- нем. анабаптисты, такие, как Т. Мюнцер , Я. Матис и Иоанн Лейденский , силой оружия утверждавшие «Царство Божие на земле». Тем не менее последователи и тех и др. как в католич., так и в протестант. странах приговаривались к смертной казни (в т. ч. и в Англии в 1536). Б. заявляли, что они не имеют с анабаптистами ничего общего: в первом баптист. Исповедании веры 1644 г. они называют себя «теми церквями, к-рые повсеместно ошибочно именуют анабаптистами»; в приложении к Исповеданию, к-рое вышло в 1646 г., они называют себя «крещеными верующими»; в Исповедании 1688 г.- «конгрегацией христиан, крещенных по провозглашении их веры» и «крещеные конгрегациями»; позднее появляются самоназвания «крещеные церкви», «крещеные христиане», «церкви Христа» и т. д. Термин Б. постепенно стал основным деноминационным определением и был юридически закреплен в Акте о веротерпимости 1689 г., где Б. названы в одном ряду с пресвитерианами и индепендентами диссидентскими, но дозволенными деноминациями.

http://pravenc.ru/text/77510.html

Новое. Никольский женский монастырь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1995. Адрес: 601807, Владимирская область, Юрьев-Польский район, п/о Хвойный, с. Новое Координаты: 56.5567, 39.5178 Проезд:Северо-западный выезд из райцентра Юрьев-Польский по указателям " Горки " . Через 10км в пос. Хвойный указатель и правый поворот на север, 3км до с. Новое. Асфальтированная дорога. Изменить описание объекта Храмы монастыря: Церковь Николая Чудотворца Подворья: Спиридона Тримифунтского в селе Горки храм-подворье Приписные приходские и бесприходные церкви: Троицы Живоначальной в Афинеево Николая Чудотворца в урочище Краски Карта и ближайшие объекты 28.09.1995 получила статус женского м. существовавшая поначалу тайно женская монашеская община, образованная старцем схиархимандритом Гедеоном (Абрамовым, ум. 1994). Он был настоятелем (1963-94) приходского храма в с. Новом Юрьв-Польского р-на, где и был образован м. Храм свт. Николая известен c XVII в. На месте старого, деревянного храма в 1826 был возведен существующий поныне новый, каменный. В ХХ в. храм не закрывался. В обители - пять чудотворных икон Божией Матери, к-рые были перенесены в храм с. Новое после закрытия окрестных храмов. Из книги " Монастыри России " " Свято-Никольский женский монастырь Село Новое расположено при р. Селекше, в 12 км от Юрьева-Польского. В документах XIII в. оно значится государевой дворцовой вотчиной, в конце XVII в. пожаловано братьям, боярину Петру и окольничему Василию Абрамовичам Лопухиным. Пётр Абрамович Меньшой (ум. 1698) начал службу в 1658 г. стольником, потом он стрелецкий полковник. С 1678 по 1680 г. – начальник Рейтарского приказа. С 1688 г. – окольничий, ведает Ямским приказом, потом приказом Каменных дел. С 1690 г. боярин, начальник приказа Большого дворца и дворцового Судного приказа. В 1698 г. царю Петру была подана челобитная от священников Архангельского собора Московского Кремля с прошением защиты от боярина Петра Лопухина, чей управляющий «убивает до сметри её (Архангельской церкви) крестьян, а суда на него нет». Пётр Абрамович был подвергнут пытке, при которой скончался. Василий Абрамович (1646-1698) начал службу в 1668 г. стряпчим, в 1676 г. пожалован в стольники. Во время стрелецкого бунта (1682) он стрелецкий полковник «за верную службу в Москве безотлучно» пожалован поместьями. В 1689 г. – окольничий, глава приказа Казанского дворца, с 1691 г. боярин. В 1697 г. после открытия заговора Соковнина подозрение пало на родственников царицы Евдокии (перой жены Петра I), обвинение не было доказано, но многие Лопухины высланы из Москвы на воеводства.

http://sobory.ru/article/?object=00204

Соликамск. Кафедральный собор Троицы Живоначальной. Карта и ближайшие объекты Троицкий собор (летний) - самое монументальное и живописное культовое сооружение города. Венец архитектурного ансамбля г. Соликамска. Каменный Свято-Троицкий летний собор был основан в 1684 году на месте сгоревшей деревянной церкви. Строительство его было начато на средства соликамских посадских людей, но денежная казна быстро истощилась. Горожане обратились с просьбой к царям Иоанну и Петру Алексеевичам оказать денежную помощь от государственной казны. По указу государеву 1688 г., пожаловано 200 рублей " из тамошних Усольских таможенных и кабацких доходов " .. В память об этом, в южной стене храма был сделан изразец с двуглавым орлом а позднее в кладку под карнизом на западном склоне была вставлена выложенная из кирпича корона. В 1689 году был освящен Иоанно-Предтеченский придел, в 1697 году - и основной храм во имя Святой Троицы. Во время городских пожаров 1711, 1741, 1743 годов Троицкий собор горел и не раз ремонтировался. Ученые не исключают, что появление короны связано с одним из ремонтов и является следствием восстановительных работ на государственные средства. Собор пятиглавый, с двумя крыльцами на три схода с висячими гирьками. Первоначально имел три крыльца, но до нашего времени сохранились только два. Высокий кубический храм обстроили более низкими объемами-приделами (с севера - Иоанна Предтечи и с юга - Николая Чудотворца), полукруглыми апсидами и галереей с трех сторон. Его стены и наличники окон опоясывают многочисленные орнаменты, образованные из кокошников, жучков, розеток. Северное крыльцо, кроме резьбы, украшено также зеленым поясом из поливных керамических изразцов, на которых изображены символические птицы. Внутреннее пространство перекрыто сомкнутыми сводами. Интерьерам свойственна лаконичность форм, четкость пропорций и линий. Важную роль играет освещение храма. Окна сгруппированы в верхнем ярусе с противоположной стороны от иконостаса. В соборе хранилась одна из реликвий города - икона Николая Чудотворца, подаренная Соликамску царем Иваном Грозным.

http://sobory.ru/article/?object=02976

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГОБИЛЬ Гобиль [франц. Gaubil; кит. Сун Цзюньюн] Антуан (14.07.1689, Гайак, Юж. Франция - 24.07.1759, Пекин), иезуит, католич. миссионер в Китае. Вступил в Об-во Иисуса 13 сент. 1704 г. в Тулузе. В июне 1722 г. приехал в Кантон (совр. Гуанчжоу, Китай), а с апр. 1723 г. продолжил миссионерское служение в Пекине, работал преподавателем в созданной указом цинского правительства школе лат. языка при Лифаньюане (Коллегии иностранных дел), сменив на этом посту ее основателя миссионера-иезуита Д. Парренена (1665-1741). В 1742-1748 гг. Г.- начальник франц. коллегии иезуитского ордена в Пекине. Руководил работой обсерватории, построенной на территории франц. миссии в 1754 г. Несмотря на гонения на иезуитов, начавшиеся в годы правления имп. Юнчжэна (1723-1735), пользовался покровительством последнего благодаря познаниям в различных областях европ. науки. Состоял в переписке с рядом западноевроп. и российских научных об-в и ученых, напр. с Г. З. Байером (1694-1738), Ж. Н. Делилем (1688-1768), Н. Фрере (1688-1749). Астроном, географ и историк, Г. за достижения в изучении астрономии и ботаники, а также за продвижение знаний о кит. науке и культуре в Европе избран членом Парижской АН, Лондонского королевского об-ва, иностранным почетным членом имп. С.-Петербургской АН (1739). При избрании в состав последней Г. были предоставлены новые вычисления долгот и широт рус. поселений на Камчатке и орографических объектов на кит. стороне р. Амур. Г. развил и переработал проект картографирования всей территории Китая, созданный его предшественниками-иезуитами. Он первым из европейцев картографировал и дал описания архипелага Лиу-Киу (совр. Рюкю) и о-ва Формоза (совр. Тайвань). Оказывал разностороннюю помощь дипломатическим представителям России при организации и ведении российско-кит. переговоров, проявил себя одаренным переводчиком. Г. принадлежат переводы, а в ряде случаев подробные изложения с кит. и маньчжурского языков, к-рые он знал в совершенстве, таких произведений кит. классики, как «И цзин» (Книга перемен), «Ли цзи» (Книга церемоний) и «Шу цзин» (Книга истории), последняя была удостоена особенного внимания европ. общественности благодаря работе над ней редактора и издателя франц. ориенталиста Ж. Дегиня (1721-1800). Г. сделал переводы фрагментов из исторических хроник времен династии Тан и летописи «Юань ши» (разд. «Бэнь цзи», связанный с преданиями о роде Чингисхана). Исследовал религ. ситуацию в период правления династии Тан, в частности он подробно остановился на характеристике иудейской и восточно-сир. общин. Из сочинений Г. следует упомянуть «Описание Пекина», исследования по кит. астрономии, математике и особенностям составления хронологии, исторический очерк о евр. общине в Китае, ряд др. работ. Похоронен на франц. кладбище Чжэнфусы в Пекине.

http://pravenc.ru/text/165199.html

238. ИННОКЕНТИЙ XI. 1676—1689. Бенедетто Одескальки. Родился 19 мая 1611 г. в Комо. Хотел быть военным, но изучал право, был воспитанником иезуитов; своей духовной карьерой он был обязан семье Барберини, непотов Урбана VIII. Как епископ Новары (Северная Италия) Одескальки отличился благотворительной деятельностью, лично оказывая помощь населению, страдавшему от стихийных наводнений и эпидемии чумы. Он был священнослужителем сурового образа жизни, склонным к моральному ригоризму. Шапку кардинала он получил из рук Иннокентия Х в возрасте неполных 33 лет, но всегда сторонился папского двора. Несмотря на сильное сопротивление французского посла, конклав 1676 г. избрал Одескальки папой, рассчитывая на то, что его решительность и моральный авторитет вернут апостольской столице былое значение на международной арене. Иннокентий XI начал свой понтификат с реформы церковных отношений в собственном государстве. Он положил конец практике непотизма (возобновленной, впрочем, его преемниками), взял под контроль доходы куриальных сановников, уничтожил всякого рода синекуры. Папа запретил в городе азартные игры, а женщинам было запрещено носить платья с глубоким декольте. В области международной политики дело дошло до серьезных разногласий между энергичным папой и ревниво охраняющим свою абсолютную власть королем Франции Людовиком XIV. Папа осуждал стремление французского духовенства к утверждению своей автономии и дисциплинарной независимости от Рима (так называемая доктрина свободы галликанской церкви). В ответ на поддержку, оказанную Людовиком французскому духовенству, Иннокентий XI отказался утвердить назначенных королем епископов. 35 французских епархий оказались без руководителей. Антифранцузская политика папы проявилась и при организации нового похода против турок, которые прямо угрожали столице Австрии. Победа, одержанная над Оттоманской империей польским королем Яном Собесским под Веной (1683 г.) была признана в Риме триумфом католицизма, представленного теми государствами, которые преданно подчиняются священному авторитету преемника св. Петра. Чтобы почтить эту победу, Иннокентий XI установил праздник, посвященный деве Марии, который отмечается 12 сентября. Вмешательство Иннокентия XI в дела Англии защитили рьяного католика короля Якова II от поражения. В 1688 г. окончилось правление династии Стюартов и с ним вместе надежды на объединение англиканской церкви с папством. Иннокентий XI был дальновидным администратором. Он поправил финансовое положение папского государства, но не проявил себя как щедрый меценат искусства. Иннокентий XI умер, оставив о себе мнение как о святом. Процесс его беатификации долгое время тормозился французской оппозицией и закончился только в 1956 г.

http://sedmitza.ru/lib/text/442646/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЕНТЛИ [Бентлей; англ. Bentley] Ричард (27.01.1662, Олтон, графство Йоркшир - 14.07.1742, Кембридж), англ. богослов, апологет христианства, филолог. Сын зажиточного йомена, Б. начал образование в школе в Уэйкфилде, продолжил в Сент-Джонс-колледже (Кембридж). В 1680 г. он получил степень бакалавра, в 1683 г.- магистра, в 1696 г. стал д-ром теологии. В том же году Б. был назначен наставником сына Э. Стиллингфлита. После того как Стиллингфлит стал еп. Вустерским (1689), Б. был рукоположен во диакона (1690), затем - пресвитера (1692) и стал капелланом епископа. В 1692 г. Б. получил пребенду в Вустере. В 1694 г. его назначили хранителем Королевской б-ки, в 1695 г.- капелланом короля. В 1700 г. Б. возглавил Тринити-колледж в Кембридже, в связи с чем переехал в этот город. В результате происков недоброжелателей из ученой среды его звание профессора и докт. степень были аннулированы (1718). В 1724 г. Б. вернули все его звания, хотя нападки на него и судебные процессы продолжались и после этого. Будучи апологетом христианства, Б. использовал последние достижения науки для доказательства его истинности. Он состоял в переписке с И. Ньютоном (The Correspondence of Isaac Newton. Vol. 3: 1688-1694/Ed. H. W. Turnbull. Camb., 1961), причем именно вопрос Б. о том, может ли описанная Ньютоном сила тяготения послужить причиной образования звезд, как полагают, мог подтолкнуть Ньютона к формулировке принципа гравитационной неустойчивости однородного вещества. В 1692 г. Б. прочитал неск. лекций, в к-рых активно пользовался принципами, изложенными Ньютоном в кн. «Математические начала естественной философии» (Philosophiae naturalis principia mathematica. L., 1687), а также естественнонаучной терминологией, в те времена считавшейся признаком безбожия. Б. опровергал атеизм и доказывал существование Творца: по его мнению, бытие Божие доступно для познавательных и эмоциональных (у Б. этот термин значит «интуитивных») способностей человека, видимо в устроении и совершенстве человеческого организма и явствует из гармонии движения элементов вселенной. Апологетические сочинения Б. были переведены на мн. европ. языки и в XVIII-XIX вв. пользовались широкой популярностью.

http://pravenc.ru/text/78096.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010