И. С. Мазепа. Гравюра. 1706 г. Худож. М. Бернигерот Иван Степанович (20.03. 1639, с. Мазепинцы близ г. Белая Церковь (по др. данным - Белая Церковь) - 21/22.09.1709, с. Варница близ г. Бендеры), гетман Левобережной Украины (1687-1708) и «обоих берегов Днепра» (1704-1709). Из укр. правосл. шляхты. Учился в Киево-Могилянской академии , знал латинский, немецкий и польск. языки. В 1656 г. стал пажом польск. кор. Яна II Казимира и выполнял роль камердинера. В 1663 г. М. участвовал в дипломатической подготовке Черниговского похода Яна II Казимира (на территорию Левобережной Украины). В 1666 г., после скандала из-за адюльтера с замужней шляхтенкой, перешел к восставшему против поляков гетману П. Д. Дорошенко и вместе с ним с 1669 г. стал фактически подданным Османской империи. В 1674 г., когда М. вез пленных казаков с Левобережной Украины в качестве заложников в Крым, он сам попал в плен к запорожскому кошевому атаману И. Д. Сирко и едва не был им убит, но избежал гибели и стал служить левобережному гетману И. С. Самойловичу. С 1682 г. М.- генеральный есаул. После 1-го Крымского похода рус. войск (1687) по указанию кн. В. В. Голицына вместе с войсковым судьей В. Л. Кочубеем составил донос на Самойловича, в результате которого тот был сначала приговорен к смертной казни, но впосл. сослан в Сибирь. 25 июля 1687 г. на раде во время остановки на р. Коломак М. был избран гетманом Левобережной Украины. Тогда же он пошел на соглашение с рус. правительством («Коломакские статьи»), тем самым формально усилив позиции царской власти на Гетманщине. В 1689 г. одним из первых поддержал царя Петра I Алексеевича в его борьбе за власть с царевной Софией Алексеевной . Пользовался полным доверием Петра I. В 1692-1695 гг. М. разбил отряды «гетмана» Петрика (авантюриста, чьи претензии на гетманство поддерживал крымский хан), во время Азовских походов 1695-1696 гг. действовал в низовьях Днепра в составе войска Б. П. Шереметева, а в 1697-1698 гг. вместе с рус. войсками участвовал в походе на Очаков. 1 сент. 1707 г. по просьбе Петра I имп. Иосиф I пожаловал М. титул князя Свящ. Римской империи (грамоту на титул М. не получил, поскольку переданные им за нее деньги не дошли до императора).

http://pravenc.ru/text/2561228.html

VIII. Успенский колодезь, бассейн и памятник (обелиск). Колодезь, бассейн и памятник имеют между собою ту связь, что находятся в одном месте, иначе сказать – связь топографическую. Хронологический порядок их (старшинство по времени существования) есть тот, что – колодезь, памятник и бассейн. Колодезь, находящийся в ограде Успенского собора, против его юго-западного угла, – от половины XVII века. У Успенского собора, с западной его стороны, до последней четверти XVIII столетия была паперть (о которой мы сказали выше, с. 206). В 1644 году оказалось повреждение папертной стены в юго-западном углу, почему и решено было под угол подвести бык, или контрафорс. Когда выкопали ров для фундамента быка, то неожиданно во рву явилась ключевая вода (открылся источник жильной воды). От воды явившегося источника получил исцеление один монах монастыря, а один слуга монастыря, выразивший неверие к целебной силе воды, постигнут был смертию. Вследствие этого власти монастырские и приказали обделать над водой, признавая ее за богодарованную, колодезь каменный (причем ров, вероятно, был несколько углублен; в настоящее время колодезь имеет глубины около двух Когда поставлена над колодезем, от воды которого, по уверению Симона Азарьина, получались исцеления и потом, нынешняя башня, или часовня, остается Автор Краткого описания лавры, заключая от сходства архитектуры башни с архитектурой трапезы (именно украшающих одну и другую резных колонн), предполагает, что башня построена одновременно с трапезой, которая была строена в продолжение 1687–1692 годов, и предположение это должно быть признано за весьма вероятное (как видно из книги планов и фасадов, башня колодезя своим северо-восточным углом вплотную примыкала к юго-западному углу бывшей паперти собора) [см. приложенные фототипические снимки V, VI, VIII и XIII]. В 1808 году снят с башни осмерик и вместо него поставлена одна из глав, снятых с Предтеченской церкви, а из восьми фальшивых окон ее, или фронтонов, оставлены четыре, а четыре сломаны.

http://sedmitza.ru/lib/text/438588/

[  назад  ] Епархии Болгарской православной церкви Трновская епархия (1394 - 2000) Великотрновская (2000- Иеремия (1394-1401) Игнатий (уп. 1437-1439 ) Герасим (уп.1467) Панкратий (уп. 1474) " неизвестен " (1544-1545) Иоаким (уп. 1556-1561 ) Арсений (уп. 1565-1573 ) Дионисий I Рали (уп. 1590-1595) (руководил восстанием) Иеремия (уп. 1606) Гавриил (уп.1611 -1626) Макарий (1626 - 1639 и 1639-1646) " неизвестен " (1639) поставен Вселенским патриархом Кирилом II Дионисий II (1646 - 1650) Кирилл Спанос (уп. 1650) Анфим I (уп. 1653) Дионисий III (уп. 1654) Герасим II Какавелас (уп.1671 -1673) затем Константинопольский патриарх Иезекиил (1673- уп. 1678) Парфений I (уп. 1681) Афанасий (уп. 1687-1689) Иосиф I (1692 три месяца) Феодосий (уп. 1697) Иаков (уп. 1697) Дионисий IV (уп. 1708-1709) Иосиф II (1714 - 1722) Никифор (1722 - 1732 и 1732-1739) Герасим III (1732) Анфим II (уп. 1739-1748 ) Феофил (уп. 1751-1761 ) Парфений II (уп. 1763) Каллиник (1770 - 1791) Матей (1792 - 1796 и 1800 - 1802) Филофей (1797 - 1800) Даниил (1802 - 1805) Макарий II (1805 - 1816) Иоаникий (1817 - 1821) Иларион I (1821 - 1827 и 1831-1838) Константин (1827 - 1831) затем Константинопольский патриарх Панарет (1838 - 1840) Неофит Византиец (1840 - 1846 и 1848-1857) Афанасий Кесариец (1846 - 1848) Григорий (1858 - 1871) Иларион (Михайлов) (25 мая 1872 - 4 июня 1875) 1875-1884 - вакантно Климент (Друмев) (27 мая 1884 - 10 июля 1901) Анфим (Кончев) (29 июля 1901 - 24 марта 1914) Иосиф (Бакорджиев) (7 сентября 1914 - 30 апреля 1918) Филип (Пенчев) (26 февраля 1920 - 21 июня 1935) Софроний (Чавдаров) (22 сентября 1935 - 1 апреля 1961) Стефан (Стайков) (21 января 1962 - 18 мая 1992 ; - 11 ноября 1993) Григорий (Стефанов) (27 февраля 1994 - Викарные епископы: Иларион (Цонев), епископ Траянопольский (21 января 1973 -1 января 1994 ) Варнеская и Великопреславская епархия (1872 - В. и Преславская (1872-1997) Симеон (Попниколов) (21 августа 1872 - 23 октября 1937) Иосиф (Лазаров) (26 декабря 1937 - 8 ноября 1988) Кирилл (Ковачев) (26 февраля 1989 - 9 июля 2013)

http://hierarchy.religare.ru/h-orthod-bu...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МЕЛЕТИЙ II [Греч. Μελτιος] (1661, Янина, Греция - 12.12.1714, К-поль), митр. Афинский (1703-1713), географ, историк Церкви. В миру Михаил Митрос. Получил начальное образование в Янине. Год и обстоятельства его поставления во иерея неизвестны. В предисловии к «Географии», написанной М. и изданной в 1728 г., анонимный биограф сообщает, что он был рукоположен во иерея митр. Климентом в Янине, а в приписанной М. «Речи о священстве» ( Δυοβουνιτης. 1938) сказано, что его рукоположил митр. Филадельфийский Герасим Влах в Венеции. Решение вопроса зависит от того, является ли подложной «Речь о священстве». В 80-х гг. XVII в. М. обучался в Венеции и Падуе. В 1686 г. занял преподавательский пост в Греческом училище в Венеции, принимал участие в работе греч. типографий, переводил с латыни, подготовил издание греч. Минеи на декабрь, пособий по греч. грамматике, богослужебных книг. В 1687-1691 гг. М. преподавал в Янинском уч-ще. В июле 1691 г. или, что более вероятно, в нояб. 1692 г. патриарх К-польский Каллиник II поставил М. митрополитом Навпакта и Арты. Осенью 1696 г., после разграбления Арты перешедшим на венецианскую службу греч. пиратом Либеракисом Геракарисом, М. был обвинен турками в измене, низложен, 2 месяца скрывался в Янине, а затем вернулся в занятый венецианцами Навпакт, где занимался научной работой. В 1701 г. М. получил прощение и был отправлен в качестве Патриаршего экзарха на Пелопоннес для сбора налогов с архиереев и ставропигиальных мон-рей. В 1701-1703 гг. М. жил в К-поле. В окт. 1703 г. патриарх К-польский Гавриил III поставил М. на Афинскую кафедру, по просьбе паствы сместив для этого митр. Кирилла и переведя его на Паронаксийскую кафедру. В кон. 1705 г. у М. осложнились отношения с афинской знатью: по всей видимости, конфликт был связан с Афинским подворьем храма Гроба Господня в Иерусалиме, поскольку жалоба на М. была направлена Иерусалимскому патриарху Досифею II Нотаре .

http://pravenc.ru/text/2562864.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОАСАФ Иоасаф (Кроковский), митр. Киевский. Портрет. 1-я четв. XVIII в. (НКПИКЗ) Иоасаф (Кроковский), митр. Киевский. Портрет. 1-я четв. XVIII в. (НКПИКЗ) (Кроковский Александр; ок. 1648 - 1.07.1718, Тверь), митр. Киевский, Галицкий и всея Малыя России. Место и точная дата рождения И. неизвестны. Дата 1648 г. приведена прот. Ф. И. Титовым , к-рый называет И. сверстником гр. Б. П. Шереметева и считает их возможными соучениками. До 1670 г. Кроковский окончил Киево-Могилянскую коллегию, затем учился в Риме в коллегии св. Афанасия (курс философии и богословия). Перешел в униатство, но в 1683 г., по прибытии на родину, вернулся в Православие. Под влиянием архим. Варлаама (Ясинского ; впосл. митрополит Киевский) принял монашество в Киево-Печерской лавре . С 1683 г. в Киево-Могилянской коллегии преподавал поэтику и риторику, в 1685-1689 гг. занимал должности профессора философии и префекта. 25 июля 1687 г. подписал Коломацкие статьи, данные при избрании гетмана И. С. Мазепы . В 1689-1690 гг. И. исполнял обязанности ректора Киево-Могилянской коллегии. Грамотой Киевского митр. Варлаама от 20 янв. 1692 г. был назначен ректором. Открыл класс богословия, первым прочитал полный 4-годичный богословский курс (1693-1697). Возобновил студенческую конгрегацию (собрание), к-рая действовала во времена Киевского митр. Петра (Могилы) . Уделял внимание экономическому положению коллегии. 11 янв. 1694 г. цари Петр I и Иоанн V в ответ на представление И. (при поддержке Мазепы) подтвердили статус коллегии как высшего учебного заведения. Ей были даны права внутреннего самоуправления и собственного суда, военные и гражданские власти не должны были вмешиваться в управление. Эти права были вновь подтверждены 26 сент. 1701 г. К нач. XVIII в. количество учащихся достигло рекордного числа - 2 тыс. чел. В 1713 г. И. пригласил на философские диспуты в Киево-Могилянскую академию Шереметева. 1 авг. 1719 г. было закончено сооружение студенческого общежития (бурсы), к-рое строилось полностью на средства И. Кроме того, он передал в б-ку учебного заведения значительное количество своих книг.

http://pravenc.ru/text/578092.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАНСИ Дж. Д. Манси. Портрет. 60-е гг. XVIII в. Худож. П. Батони (Музей палаццо Манси, Лукка) Дж. Д. Манси. Портрет. 60-е гг. XVIII в. Худож. П. Батони (Музей палаццо Манси, Лукка) [Итал. Mansi] Джованни Доменико (16.02.1692, Лукка - 27.09.1769, там же), архиеп. Лукки (с 1764), католич. богослов, церковный историк. Происходил из знатной семьи, был старшим из 3 сыновей. В 1708 г. вступил в орден регулярных клириков Богоматери (Ordo Clericorum Regularium Matris Dei), основанный в 1574 г. уроженцем Лукки католич. св. Джованни Леонарди (1541-1609). Члены этого ордена (по имени основателя их называли также леонардины) проповедовали среди разных слоев общества, активно занимались благотворительностью, организовывали школы для мальчиков (см. ст. Контрреформация ). Новициат М. проходил в орденской коллегии в Неаполе. 15 авг. 1710 г. он принес там монашеские обеты. Затем М. вернулся в Лукку, где продолжил обучение: изучал философию, теологию, историю Церкви. В 1715 г. был рукоположен во пресвитера. Преподавал схоластическую (с 1716) и моральную (с 1720) теологию. Лекции М. имели успех. Луккский епископ (с 1726 архиепископ) Бернардино Гвиниджи (1723-1729) поручил М. написать пособие для духовников о прегрешениях и епитимиях , относящихся к исключительной компетенции епископов (Tractatus de casibus et excommunicationibus episcopis reservatis, confectus ad normam tabellae Lucanae. Lucae, 1724). В 1739 г. М. опубликовал 2-е, дополненное издание трактата, где в т. ч. были учтены решения Луккского Собора, проведенного в 1736 г. архиеп. Фабио ди Коллоредо (1731-1742). В 1745 г. итальянский богослов-доминиканец Д. Кончина (1687-1756) выступил с критикой этого сочинения, обвинив М. в близости к морально сомнительному пробабилизму иезуитов (см. ст. Казуистика ). Кончина рекомендовал включить трактат М. в Индекс запрещенных книг , однако это не было осуществлено, в т. ч. благодаря вмешательству кард. Джоаккино Безоцци (1679-1755), к-рому М. посвятил 1-е издание трактата. Полемика с Кончиной в дальнейшем определила враждебное отношение к М. со стороны мн. доминиканцев.

http://pravenc.ru/text/2561856.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЕНТЛИ [Бентлей; англ. Bentley] Ричард (27.01.1662, Олтон, графство Йоркшир - 14.07.1742, Кембридж), англ. богослов, апологет христианства, филолог. Сын зажиточного йомена, Б. начал образование в школе в Уэйкфилде, продолжил в Сент-Джонс-колледже (Кембридж). В 1680 г. он получил степень бакалавра, в 1683 г.- магистра, в 1696 г. стал д-ром теологии. В том же году Б. был назначен наставником сына Э. Стиллингфлита. После того как Стиллингфлит стал еп. Вустерским (1689), Б. был рукоположен во диакона (1690), затем - пресвитера (1692) и стал капелланом епископа. В 1692 г. Б. получил пребенду в Вустере. В 1694 г. его назначили хранителем Королевской б-ки, в 1695 г.- капелланом короля. В 1700 г. Б. возглавил Тринити-колледж в Кембридже, в связи с чем переехал в этот город. В результате происков недоброжелателей из ученой среды его звание профессора и докт. степень были аннулированы (1718). В 1724 г. Б. вернули все его звания, хотя нападки на него и судебные процессы продолжались и после этого. Будучи апологетом христианства, Б. использовал последние достижения науки для доказательства его истинности. Он состоял в переписке с И. Ньютоном (The Correspondence of Isaac Newton. Vol. 3: 1688-1694/Ed. H. W. Turnbull. Camb., 1961), причем именно вопрос Б. о том, может ли описанная Ньютоном сила тяготения послужить причиной образования звезд, как полагают, мог подтолкнуть Ньютона к формулировке принципа гравитационной неустойчивости однородного вещества. В 1692 г. Б. прочитал неск. лекций, в к-рых активно пользовался принципами, изложенными Ньютоном в кн. «Математические начала естественной философии» (Philosophiae naturalis principia mathematica. L., 1687), а также естественнонаучной терминологией, в те времена считавшейся признаком безбожия. Б. опровергал атеизм и доказывал существование Творца: по его мнению, бытие Божие доступно для познавательных и эмоциональных (у Б. этот термин значит «интуитивных») способностей человека, видимо в устроении и совершенстве человеческого организма и явствует из гармонии движения элементов вселенной. Апологетические сочинения Б. были переведены на мн. европ. языки и в XVIII-XIX вв. пользовались широкой популярностью.

http://pravenc.ru/text/78096.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БУДДЕЙ [лат. Buddeus; нем. Budde] Иоганн Франц (25.06.1667, Анклам, Померания - 19.11.1729, Гота, Тюрингия), нем. лютеран. теолог. Род. в семье пастора, учился в Виттенбергском ун-те, где в 1687 г. получил степень магистра, а в 1689 г. стал адъюнктом на философском фак-те; в том же году переехал в Йену, где продолжил образование и преподавание в ун-те. В 1692 г. Б. стал учителем латыни и греч. языка гимназии в Кобурге, но вскоре получил место профессора моральной философии в ун-те в Галле (1693-1704). В 1705 г. он вернулся в ун-т Йены в качестве профессора теологии и оставался на этой должности почти четверть века, до своей кончины. Б. писал теологические, философские и исторические сочинения, в т. ч. учебные пособия, выдержавшие много изданий. Как теолог он был сторонником лютеран. ортодоксии, что нашло выражение в труде «Наставления в догматическом богословии» (Institutiones theologicae dogmaticae. Lpz., 1723). В то же время Б. стремился преодолеть схоластический формализм полемической теологии, хотя и допускал в трактовке Откровения рационалистические элементы; он подчеркивал значение доктрины «для истинно христианской жизни». Это сближало его с пиетистами, борьбу с к-рыми он считал ошибочной. В философии Б. был эклектиком, уделявшим большое внимание проблемам этики. Его главной работой в этой области стало «Наставление в нравственном богословии» (Institutiones theologicae moralis. Lpz., 1711). Для него оказались неприемлемы характерная для раннего этапа Просвещения в Германии философия Х. Вольфа , а также философские построения Б. Спинозы , воспринятые Б. как атеизм (Theses theologicae de atheismo et superstitione. Jena, 1716). Разносторонняя ученость Б. сказалась в его трудах, посвященных древним периодам истории религии, наибольшую известность получила его кн. «Историко-богословское введение в мир богословия и его частей» (Isagoge historico-theologica ad theologicam universam singulasque eius partes. Lpz., 1727). Б. издал сочинения и проповеди Лютера со своим предисловием, высоко оцененным Г. В. Лейбницем , «Историю богемских братьев» Я. А. Коменского. В предисловии к этому труду проявились экуменические черты мировоззрения Б.

http://pravenc.ru/text/153559.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОСМА МАКЕДОНЕЦ Анастасиматарий — Анфология письма иером. Космы Македонца. 1687 г. (Ath. Pantel. 919. Fol. 127) Анастасиматарий — Анфология письма иером. Космы Македонца. 1687 г. (Ath. Pantel. 919. Fol. 127) [Ивирит; греч. Κοσμς Ιβηρτης Μακεδν] (2-я четв. XVII в.- 1692), иером., греч. мелург, кодикограф, дидаскал. Прозвище свидетельствует о его происхождении из Македонии. В Анастасиматарии - Анфологии 1687 г. (Ath. Pantel. 919, автограф) К. М. написал, что он был учеником Германа , митр. Нов. Патр (Fol. 92v) и соучеником др. известного впосл. мелурга свящ. Баласиса (Fol. 96). Т. о., можно предположить, что становление К. М. как мастера певч. искусства происходило в К-поле. Впоследствии он поселился в Иверском монастыре на Афоне, где стал иеромонахом (не позднее 1674, судя по ремаркам в его автографе Ath. Iver. 1150, где он называет себя «иеромонахом и музыкантом», написавшим эту книгу «на исход преподобного иеромонаха Евфимия… из Иверского монастыря») и - одновременно или несколько позднее - доместиком (см. примечание в ркп. 1683 г.: «самогласны... положены на ноты мной, Космой доместиком Ивиритом...» (Ath. Doch. 373. Fol. 230)). Наибольшую известность К. М. приобрел как переписчик певч. кодексов. Его письмо отличается не только высоким профессиональным уровнем, но и особой искусностью. Найдено ок. 30 его автографов, датируемых 1674-1691 гг., один из них описан (CPolit. Patr. K. Ananiadou. 6, 1680 г.) и еще 18 перечислены М. Хадзиякумисом (см.: Χατζηγιακουμς. 1975. Σ. 82-86, 87). Отдельно следует отметить не упомянутые в этом списке Стихирари - 3-томный (Ath. Iver. 978, 979, 980), датируемый ок. 1680 г., и 2-томный (Sinait. 1556, 1478). Написанные К. М. кодексы обнаружены также в российских собраниях: РГБ. Ф. 379. 123, 1681 г.; БАН. РАИК. 49, 1686 г. (Триодь - Пентикостарий; см.: Герцман. 1999. С. 141-143); РНБ. Греч. 500, 1689 г. (фрагмент Анфологии Sinait. gr. 1469; см.: Герцман. 1996. С. 229-230).

http://pravenc.ru/text/2458833.html

Ржищевский Преображенский мужской монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… " minzoom " :false, " maxzoom " :false, " mappingservice " : " yandex " , " width " : " auto " , " height " : " 350px " , " centre " :false, " title " : " " , " label " : " " , " icon " : " " , " lines " :[], " polygons " :[], " circles " :[], " rectangles " :[], " copycoords " :false, " static " :false, " zoom " :15, " locations " :[], " imageoverlays " Ржищевский Спасо-Преображенский мужской монастырь - православный мужской монастырь Белоцерковской епархии Украинской Православной Церкви. Древний монастырь, в XV веке он уже был действующим мужским монастырем. В 1995 г. монастырь возрожден, хотя от него осталось лишь несколько чудом уцелевших икон, фрагмент трапезной и монастырского управления. Содержание История [ править править код ] Сведений о точном времени основания Ржищевского Спасо-Преображенского монастыря нет. Известно лишь о том, что он был разорен во время татарского нашествия. В XV веке он уже был действующим мужским монастырем. В XV-XVI веках Ржищивский Преображенский монастырь упоминается рядом со знаменитыми киевскими обителями, основанными еще в эпоху Крещения Руси. Набеги крымских татар на Киевскую конце XVI - начале XVII века имели трагические последствия: монастырь был опустошен и разрушен. Долгое время Ржищивский Преображенский монастырь стоял пустым. В 1649 году Вороничи, владельцы Ржищева с округой, в связи с началом возрождения Ржищевского монастыря, подтверждают его владения, состоявшие из села Балыки со всеми угодьями (полями, лесами, лугами, пасеками). В грамоте 1649 говорится также, что учредителями Ржищевского Преображенского монастыря были предки Воронич. В период Руины Ржищивский монастырь был во второй раз разорен. Поэтому Его Преосвященство Гедеон-Святополк Четвертинский, митрополит Киевский и Галицкий (в 1687), гетман Иван Мазепа (в 1687 и 1692 годах) и гетман Иван Скоропадский (в 1709), желая способствовать возрождению Ржищевской обители, подтверждают владения этого монастыря .

http://azbyka.ru/palomnik/Ржищевский_Пре...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010