Тимофеев Григорий, из Киева, Зенборовский, выб. в 1687 г. Хибовский Глеб, Подвинский Иван, Ивашка, 1686–1689 г. 1687 год Андреев Тимофей, Арамецкий Димитрий Степанов, Дубровский Федор, Деев Никита Павлов, 1687 г.; в 1701 г. певчий Петра Иванов Спиридон, 1687 г.: в 170 г. певчий Петра 1-го, Любицкий Захарко, Маленков Прокопий Григорьев, 1687 г.; Воскрес. Соб. 1689 г. Назаров Иван, 1687 и 1688 г. Никитин Алексей, 1687 г.; в 1701 г. певчий Петра Семенов Максим, Тимофеев Василий, Холмогоров (Колмогор) Михаил Никитин, 1687 г.; в 1701 г. певч. Петра был с ним в походе на Воронеж, Хоминский (Фоминский) Василий, Васька, 1687 г.; Воскрес. Соб. 1689 г. Яблонский Степан 1687 г.; с 1688 г. крестов. Дьяк, Яковлев Кондрат, Федосеев Яков. 1690 год Инехов Алексей, Леонтьев Илья, Петров Илья. 1691 год Васильев Андрей Нижегородец, 1691–1699 г.; в 1701 г. певч. Петра был с ним в походе на Воронеж, Дубнецкой Григорий. Матвеев Иван, 1691 г.; в 1701 г. наречного пения писец при певчих Петра 1692 год Беляев, Беляй Иван Тереньтев, 1692 г.; Сп. Соб. 1694 г.; в 1701 г. певч. Петра 1-го; был с ним в походе на Воронеж, Григорьев Иван, 1692 г. Димитриев Степан, 1692 г.. в 1701 г. наречного пения писец при певчих Петра 1-го. 1693 год Беляев Степан Иванов, певч. и Уставщ. Петра 1-го, в 1701 в пох. Воронеж. и в 1702 г. Соловецк Григорьев Федор, Федка, Казанец, певч. Петра I-ro, был с ним в походе на Воронеж 1701 г. Протопопов Иван Семен Ростовец, Протопопов Роман Семенов Ростовец, певч. Петра I-ro Шиловский Иван, Ивашко, Ширяев Иван Ивашко. 1694 год Степанов Иван, Уставщик Сп. Соб. 1699 год Беляев Петр, Беляев Иосиф, Беляев Сила, Васильев Прокопий, Иванов Никита (Аника), певчие Петра I-ro; были с ним в 1701 г. в походе на Воронеж. Резанец Никита, певчий Петра упом. 1701 г. 1701 год Тихонов Алексей, новоприверстанный певчий. Д. Ч. Прот. Дим. Разумовский 1 Он вполне знал церковный знаменный распев на безлинейных нотах и в Александровой слободе занимал своих певчих дьяков положением на ноты таких стихир, которые, по новости составления, не имели еще нотного положения.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Razum...

1744. Календарь. 1857. I. 222. 1745. Внезапные перемены в жизни. 1856. II. 56. 1746. Осенняя природа. 1852. II. 228. 1747. Совершеннолетие девицы. – Прот. И. Базарова. 1870. I. 1092. 1748. Пустыня. 1868. II. 382. 582. 1749. Правда Божия и человеческая. 1862. II. 470. 1750. О свободе совести. (Преосв. Иоанна, еп. Смоленского). 1864. III. 39. 115. 227. 392. 1865. I. 255. II. 427. 459. 1751. Народное покаяние. (Преосв. Иоанна, еп. Смоленского). 1865. I. 198. 1752. Жизнь Христианина в Боге. 1823. X. 195. 1753. Христианин – странник на земле. 1825. XVIII. 98. 1754. Некоторые черты Христианина. 1831. XLI. 1755. О алчбе Христианина. 1831. XLI. 346. 1756. Благополучие есть удел только святой жизни, или жизни по Вере. 1822. VII. 145. 1757. Учение о благословении, преподанное в слове на день обретения мощей Преподобного Сергия. 1829. I. 48. 1758. Чувствования Христианина, размышляющего о благости Божией. 1834. II. 223. 1759. О истинном благочестии. 1827. XXV. 123. 1760. О блаженствах. 1837. IV. 50. 1761. Об осьми блаженствах. 1825. XX. 239. 1762. Блаженны нищие духом, ибо их есть царствие небесное. 1823. IX. 284. 1763. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. 1823. XI. 95. 1764. Блаженны плачущие, ибо они утешатся. 1823. IX. 299. 1765. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. 1823. XI. 164. 1766. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. 1832. XLV. 359. 1767. Чувствования при размышлении о вечном блаженстве праведников. 1832. XLVI. 273. 1768. Чувствования богатого. 1836. I. 327. 1769. Думаешь ли ты, что Бог живет на земле? 1821. IV. 76. 1770. Ожидание лучшей будущности. 1835. IV. 337. 1771. Чувствования бедного. 1836. II. 224. 1772. Письмо в Великий Пяток. 1832. XLV. 327. 1773. О радостях Христианина. 1837. II. 166. 1774. Непостоянство Христианина. 1827. XXVIII. 218. 1775. Взгляд на мир и себя. 1822. VI. 242. 1776. О видениях. 1823. X. 10. 1777. О седьми степенях, на которых должно видеть единственно Бога во Христе, а себя забыть и не видеть (письмо). 1822. VI. 365.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Вся его праведная жизнь шла по промыслу Божию и была тесно связана с преподобным Серафимом Саровским в деле строения женской Дивеевской обители. Ничего случайного у преподобного Серафима не бывает. А потому необходимо сказать, кто же он таков. Основной и единственный источник сведений о нём до сих пор – «Летопись» св. священномученика Серафима Чичагова . В таком случае попробуем выстроить, опираясь на неё, хотя бы некоторую хронологическую канву жизни Михаила Васильевича, по возможности дополняя её новыми фактами. Происходил Михаил Васильевич Мантуров из нижегородских дворян. Много лет прослужил он в Лифляндии (нынешняя Эстония) на военной службе и женился там на лифляндской уроженке Анне Михайловне Эрнц. Известно, что вскоре после женитьбы он так сильно заболел, что оставил службу и переехал на жительство в своё имение, село Нучу Ардатовского уезда Нижегородской губернии. Болезнь Михаила Васильевича Мантурова была странная: у него выпадали кусочки кости из ног. Священник Всеволод Рошко высказывает мнение, что встреча преподобного Серафима и Мантурова произошла «не позднее 1822 года, скорее всего, в 1821 или даже 1820 году» 47 . Согласно с изысканиями В. Степашкина, эта встреча состоялась в 1823 году. В своей книге В. Степашкин пишет: «В этом году зафиксирован первый случай чудесного исцеления старцем Серафимом больного М.В. Манторова» 48 . «Летопись» свт. Серафима Чичагова представляет дело так, что исцеление и знакомство состоялись до 1822 года. Согласно «Летописи», первые сведения о жизни Мантурова относятся к 1822 году и связаны они с именем его сестры – Елены Васильевны. «Сестре Михаила Васильевича Елене Васильевне в 1822 году едва минуло 17 лет, и она сделалась невестой. Успокоенный с этой стороны, Михаил Васильевич не видел препятствия удалиться от мира и служить всецело Господу и о. Серафиму» 49 . Преподобный стал принимать некоторых людей с 1815 года. Слава его быстро расходилась по округе. Конечно, встреча с Мантуровым могла состояться и ранее 1822 или 1823 года. Однако факт исцеления «зафиксирован», по словам В. Степашкина, только в 1823 году. Очевидно, исследователь пользовался монастырскими источниками, так что вряд ли подобная фиксация могла быть обозначена в монастырских документах задним числом. Значит, в «Летопись» могла вкрасться ошибка. Это естественно: эпизоды жизни Мантуровых даны в ней без чёткой привязки к каким-то датам и без строгой хронологии.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

307 Михаил Шелепин; в послужном списк 1833 года ему значится 38 л.; воспитанник Полоц.ун.сем. (1807–1815 гг.), Полоц.иезуит.акад. (1815–1817 гг.) и главной семинарии (1817–1821 гг.); курс последней окончил со степенью магистра богосл. и с наградой в 100 р.с. за отличнейшие успехи в науках и хорошее поведение. В сент.1823 г. – доктор богословия. По окончании курса, в 1821 г. был назначен профессором прав.богословия и правъ канонических в Пол.ун.семин.; 2-го янв. 1822 г. – префектом, a 23-го марта 1823 г . избран ректором Пол.семин. 12 авг. 1823 г. рукопол. в сан иерея, безбрачным, 19-го янв. 1824 г. возведен в каноники Полоц.архикафедры; с 15-го авг. 1825 г. – заседатель консист.; в 1828 г. – младший протоиерей; (2 Деп. Кол. 1835 г. 72 л.48–49); в начале 1840 г. освобожден от должности ректора, возведен в сан архимандрита. И назначен настоятелем монастыря. Впоследствии пр.Семашко называл его «достойнейшим из всех воссоединенных», уволенным, скорее, по чужим сторонним видам, нежели по собственной вине и желанию (Зап.И.С. II.302). 308 Иоанн, ставший после известным, благодаря своему протесту в защиту унии. В 1833 г 40 лет от роду; священнич.сын, из дворян; воспит.Полоц.ун.сем. (1807–1814 гг.); кандид.филос.иезуит.акад. (1814–1816 гг.) и магистр богосл.глав.семин. (1816–1820 гг.); рукоположен Вилен.суффраганом Головней. С 1820–1822 гг. профессор Пол.семин.; в 1823 г. Лепельский декан, а с 15-го авг.1825 г. ассесор консистории (Ibid. л.138). 319 Иер.Илия Андрушкевич – из дворян Подольской губ., обучался он сначала дома, потом в Любарском уездном училище, и, наконец, с 1822–1825 г. в Виленском университете. С 1821 г. – иеромонах, с 1825 г . учитель Почаевского уездного училища, а с 1834 г. – управляющий Онуфриевским монастырем; в 1834 г. имел 36 лет от роду ( Кол. 1834 г., 101, л.172. 323 Он до этого времени только раз был в Полоцке, для производства следствия над Красовским в 1821 г. 324 Если бы белорусское духовенство не было уверено, что первые воссоединительные шаги Лужинского были исполнением воли митрополита, тогда, по нашему мнению, нельзя было бы объяснить факт, почему митрополит никем из духовных не был извещен относительно воссоединительных действий своего посланца и почему он не наложил на них своего veto. Последнее обстоятельство было бы особенно непонятно в виду того, что другие жалобы, например, на бездеятельность Лужинского с самых первых дней его пребывания стали заноситься митрополиту. И наоборот: раз униаты верили, что Лужинский, требуя подписки, творить волю пославшего его, жаловаться на него за это значило бы идти против митрополита, жаловаться митрополиту на него же самого, выдавать себя головой. Понятно, что на это решиться никто не мог. А митрополит, благодаря этому, пребывал в блаженном неведении.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Shavel...

135) Атласный белый – во храм святого праведного Лазаря. Священнодействован тем же Преосвященным 1822 года июня в 18-й день. Подпись таже и там же. 136) Атласные белые; храм не означен. Священнодействованы тем же Преосвященным 1822 года июня в 18-й день. Подпись таже и там же. 137) Атласные белые; храм не означен. Священнодействованы тем же Преосвященным 1822 года июня в 18-й день. Подпись таже и там же. 138) Атласпый желтый – во храм Преподобного Сергия в пустыни, что по Петергофской дороге. Священнодействован преосвященным Григорием, Епископом Ревельским, в богоспасаемом граде С. Петербурге, во обители его, 1822 года июня в 18-й день. Подпись внизу рисунка: «Смиренный Григорий, Епископ Ревельский и С. Петербургский». 139) Атласный розовый – во храм Всех Святых. Священнодействован преосвященным Михаилом, Митрополитом Новгородским и С. Петербургским 1822 года августа 24-го дня. На обороте написано: «1832 года августа из Киновии». Подпись под рисунком: «Смиренный Михаил, Митрополит Новгородский и С. Петербургский». 140) Атласный белый – во храм Спаса исцелившего слепца. Священнодействован преосвященным Серафимом, Митрополитом Новгородским и С. Петербургским, 1823 года апреля в 1-й день. Подпись на обороте вверху: «†Божиею милостию смиренный Серафим, Митрополит Новгородский и С. Петербургский». Священнодействованные преосвященным Григорием, Епископом Ревельским, 1823 г. ноября в 22-й день – 141) Атласный желтый – во храм Преображения Господня. Подпись на обороте вверху: «Божиею милостию смиренный Серафим, Митрополит Новгородский и С. Петербургский». 142) Атласный белый; храм не означен. 143) Атласный белый; храм не означен. 144) Атласный белый – во храм священномучеников Климента Папы Римского и Петра Александрийского . 145) Атласный белый; храм не означен. 146) Атласный белый; храм не означен. Подпись у всех сих антиминсов таже и там же. 147) Атласный белый; храм не означен. Подпись у всех сих антиминсов таже и там же. 148) Атласный белый; храм не означен. Подпись у всех сих антиминсов таже и там же.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Вокруг церквей и старинного кладбища была устроена особая ограда. В конце XVIII - начале XIX веков здесь ещё сохранялась старая рубленая ограда древнего монастыря, которая неоднократно ремонтировалась, но в 1822 году она настолько обветшала, что уже ремонтировать её не было ни какого смысла. Тогда прихожане, не имея средств на строительство новой ограды, обратились с воззванием о помощи к бывшим прихожанам, проживавшим в Санкт-Петербурге. В воззвании говорилось: «если кто почитает Святую и Апостольскую церковь и помнит родителей своих, лежащих при храме Господнем, то просим не оставить кто, что может пожертвовать на построение ограды, которая теперь совершенно приходит в ветхость, в рассуждении чего священнику означенной церкви Александру Неофитову доверяем, что кто пожертвует при расписках верно доставить. В чем под сим во уверение и подписуемся генваря 1822 года». Среди подписавших этот документ были члены причта и наиболее уважаемые прихожане. Среди них, сельца Бурнаково капитан-лейтенант Николай Ушаков, сельца Фроловского господин Агей Кузьмин, майор Николай Меркуров. Они были и первыми жертвователями, внесшими по 25 рублей ассигнациями, а Николай Ушаков пожертвовал двойную сумму, сделав в особой сборной книге такую запись: «Оную сумму жертвую собственно сам по себе, но естли случится какая общая повинность, как нащот какой, такую так и протчего обязуюсь наровне с мирянами». Первая запись в книге пожертвований говорит о внесении 50 рублей капитан-лейтенантом Фёдором Ушаковым. В феврале 1822 года 100 рублей вносит «по усердию своему» Петербургский купец 1-й гильдии Лука Гаврилович Таиров. Бывший прихожанин крестьянин деревни Пеньково, а ныне записавшийся в Петербургское мещанство Никифор Игнатьев объявил о пожертвовании им в 1822 году 5000 рублей, из которых им было отослано со священником Александром Неофитовым 200 рублей, а остальные объявленные средства он обязывался платить «по возможности», о чем им была дана соответствующая расписка. Дважды в 1822-1823 годах было дано благословение правящего архиепископа Симеона на сбор подаяния в городах и селах Ярославской епархии. На двухнедельный сбор в Санкт- Петербургской епархии в январе 1822 года было дано благословение и тамошнего митрополита.

http://sobory.ru/article/?object=34642

Несмотря на то, что Императору и князю было известно о болезнях архимандрита, вызванных сыростью Сковородского монастыря, они не спешили переводить его в новое место: «Молю Господа да скорее он вас избавит от сего болота, и буду стараться с митрополитом при первой удобности перевести вас из Сковородского» 87 , – писал Фотию А.Н.Голицын 6 июля 1822 года. Возможность перевода Фотия появилась лишь в сентябре, после выхода в отставку прежнего игумена Юрьева монастыря. 25 августа 1822 года С.П.Мещёрский рапортовал А.Н.Голицыну о том, что настоятель Юрьева монастыря Антоний просит отпустить его на отдых 88 . Св. Синод рассмотрел просьбу Антония, отметив, что ему 73 года, в монашестве с 1782, в 1801 посвящен в архимандриты, с 1820 настоятель Юрьева монастыря, службы беспорочной, и рекомендовал его жалование превратить в пенсию. 89 19 ноября 1822 года рапорт Св. Синода был подан Императору. 18 января 1823 года П.С.Мещёрский рапортовал А.Н.Голицыну о выплате Антонию пенсии в 600 рублей. 90 В автобиографии Фотий указывал, что узнал о назначении в Юрьев монастырь совершенно неожиданно 21 августа. Это заявление Фотия опровергает его переписка с А.А.Орловой-Чесменской в 1822 году. 3 августа Фотий писал, что ещё 25 июля Серафим подписал прошение о его назначении в Юрьев монастырь. При этом Фотий рассчитывал, что назначение состоится уже к 12 августа, дню ангела графа Орлова 91 . Такая хронология событий отчасти подтверждает заявление С. Крылова о том, что Фотий приложил много сил, чтобы уговорить настоятеля Юрьева монастыря Антония уйти на покой 92 . Из письма А.А.Орловой-Чесменской к Д.А.Державиной видно, что назначение задержалось. Лишь вечером 21 августа Фотию был объявлен указ о новом назначении. 93 Задержав награждение и перевод Фотия, Царь связал тем самым его назначение с запретом масонских лож и тайных обществ, произошедшим 1 августа 1822 года. Назначая Фотия настоятелем Юрьева Новгородского монастыря, власти преследовали «свой интерес», желая использовать деньги графини для обновления уже третьего монастыря. Графиня писала в своих записках: «В бытность мою в Петербурге в 1822 году, Его Высокопреосвященство Митрополит Серафим намеревался сделать Настоятелем в Новгородский первоклассный Юрьев монастырь архимандрита Фотия, сообщил оные намерение мне с тем, чтобы я всевозможно помогала в обновлении запустевшей обители сей архимандриту Фотию, яко наставнику и духовнику своему» 94 . Архимандрит принял это назначение с гордостью, а письма к П. М.Толстой в этот период времени вместо обычного «Убогий Фотий» он стал подписывать: «Юрьев архимандрит Фотий». В автобиографии Фотий указывал, что ещё с 5 на 6 июля ему было видение Св. Георгия, который показал ему обновленный Юрьев монастырь и предсказал, что он будет там архимандритом и все это сделает сам. 95 1 сентября безутешная графиня Анна писала Д.А.Державиной: «Признаюсь, страх грустно, что наш премноголюбимейший Отец уезжал, да правит Господь его путь благополучно» 96 .

http://azbyka.ru/otechnik/Fotij_Spasskij...

«Они де, говорил Медведев, указывая на справщика Евфимия и ризничего Акинфа, они де святою душою святейшего патриарха возмущаются и наговаривают о поклонениях в слова Христова». 29 Напрасно де смутили душу святейшего патриарха, приехав греки; а он де святейший человек доброй, а учился мало и речей богословских не знает. 30 Не ограничиваясь устными спорами, противники вступили в литературную полемику, начало которой положил, кажется Медведев. В защиту своего мнения Медведев написал (когда неизвестно; но только до 1687 г.) сочинение «книга, глаголемая хлеб животный», где хладнокровно и совершенно спокойно доказывал своё мнение. 31 Евфимий не желал оставаться в долгу и собрал «от св. отец на защищение восточные церкве тетради, яко по преданию самих апостол и святых отец богоносных в божественной литургии пресуществляется хлеб и вино пришествием и действием св. Духа, чрез призывание иерейское в молитве к Богу Отцу: и сотвори убо хлеб сей – честное тело, а еже в чаши сей – честную кровь и пр.» 32 Так началась у нас на Руси полемика по вопросу о времени пресуществления св. даров. В ответ на сочинение Евфимия, «на те православные тетради – Медведев написал в ноябре 1687 года (именно против Евфимия) довольно объёмистую книгу – «книга о манне хлеба животного», в которой его прежний учёный, спокойный тон речи превратился в раздражительный, бранчивый, полемический». 33 Впоследствии Медведев говорил, что эту книгу он написал «по указу царицы Софии Алексеевны». 34 В том же ноябре месяце 1687 г. протопоп Иоанн Черниговский принёс Медведеву «тетради», распространяемые в народе в защиту православного учения, которые, по словам Медведева, были написаны «советом Лихудов» «неискусным и безымянным». 35 Медведев, по поручению царицы Софии Алексеевны, пишет опять сочинение против этих тетрадей «праведный ответ». 36 наконец в том же 1687 году выступили в защиту православного учения, на подмогу Евфимию и учёные греки самобратии Лихудиевы, написав сочинение «Акос или врачевание противополагаемое ядовитым угрызениям змеевым» (на русский язык с греческого был переведён 13 декабря 1687 г.) 37 Сове сочинение Лихуды на второй неделе Великого поста (4–11 марта) 1688 г. поднесли царям, царевне и патриарху. Акос нельзя рассматривать как сочинение, направленное против «манны» Медведева; когда Лихуды писали – «Акос» – Медведевым не была ещё написана манна и потому Лихуды не могли писать против неё. Они могли её иметь под руками только тогда, когда они уже оканчивали свой Акос.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Новгород. 2006. С. 43. 56 В этом отношении вполне понятно становится повествование из жития прп. Серафима Саровского , когда в нем говорится о его иеродиаконском служении: «Господь, видя ревность и усердие к подвигам, даровал о. Серафиму силу и крепость, так что он не чувствовал утомления, не нуждался в отдыхе…». Серафим (Чичагов) . архим., Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря. Спб. 1903. ч. Ι. С. 51. 57 Царевский А. Саровская пустынь в ея прошлом и настоящем//Православный Собеседник. 1893. С. 269. 58 Братия шли в трапезу после поздней литургии. Дивеевские предания. Серафима (Булгакова)., монахиня. «Из Саровской жизни». М., 1996. С. 58. 60 Описание Сатисо-градо-Саровской пустыни, выбранное из разных записей и указов, в оной пустыни хранящихся. Второе издание. М., В типографии П. Бахметева, на малой Дмитровке 14., 1866. С. 95. 61 В обычное время поздняя Литургия, после которой братия идет в трапезу заканчивалась в Саровском монастыре «в двенадцатом часу». К батюшке Серафиму. Воспоминания паломников в Саров и Дивеево. (1823–1927). Д. Деменков. Саровская пустынь в 1823 году. (Из путевых записок). М., 2006. С. 28. 63 Вместимость монастырской трапезы составляла 500 человек. Краткое описание исторического прошлого и современного состояния обители. Составлено по материалам одноименного «издания для народа» Михаила Макаревского (1903 г.) Н. Новгород. 2006. С. 44. 64 На стенах были «портреты разных архиереев». К батюшке Серафиму. Воспоминания паломников в Саров и Дивеево. (1823–1927). Д. Деменков. Саровская пустынь в 1823 году. (Из путевых записок). М., 2006. С. 28. 65 По свидетельству очевидцев чтение происходило за аналоем, который находился в самой середине трапезы. К батюшке Серафиму. Воспоминания паломников в Саров и Дивеево. (1823–1927). Н. Аксакова . Отшельник. 1-ой четверти XIX столетия и паломники его времени. (Из детских воспоминаний о преподобном Серафиме Саровском .) М., 2006. С. 62. Само помещение трапезы сохранилась до настоящего времени. На основании собственных наблюдений можно сказать следующее: она действительно представляет большую круглую залу и что самое интересное, когда находишься в ней в самом центре, то при разговоре все помещение отдает такой мощной акустикой, что даже не требуется очень сильно повышать голос. Именно поэтому там и находился чтец, который, что вполне логично, стоял лицом к столу настоятеля. Братия сидели «вдоль стены», а настоятель со старшей братией за отдельным столом: «…все (братия – авт.) расположились кругообразно вдоль стены (трапезы – авт.) один только стол настоятеля со старшею братиею поставлен был особо во главе всех простив входа». К батюшке Серафиму. Воспоминания паломников в Саров и Дивеево. (1823–1927). А.Н. Муравьев. Саровская пустынь. М., 2006. С. 111.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Кроме икон Румянцев добывал и пересылал Евгению и другие рисунки, а также разные печатные материалы. 11 апреля 1823 г. он посылает ему несколько вновь отпечатанных листов выписок Френа из арабских писателей 273 : «сии листы большею-де частию относятся к тем известиям, которые они имели о Киеве» (стр. 73); в мае и июне хлопочет о доставлении Евгению описания внешнего вида константинопольской Софийской церкви (стр. 75, письмо от 1 мая 1823 г., стр. 76 и 77, письма от 23 мая и 27 июня 1823 г.) и, получив от Круга планч» и фасад ее, в декабре дарите их своему преосвященному корреспонденту (стр. 85, письмо от 4 декабря). Чрез Круга же Румянцев приобретаете для ученого митрополита Грелотово путешествие в Константинополь (стр. 77, письмо от сентября 1828 г.) 274 . По поводу этого приобретения митрополит писал графу: «Чувствительнейше благодарю Вашему Сиятельсгву за присылку Грелотова константинопольского путешествия. Рисунки прекрасные и описание подробное. Мне сего и довольно для моей книги» (стр. 79–80, 24 октября 1823 г.). Около этой же поры Румянцев препровождаете своему приятелю «Описание Софийской цареградской церкви (на греч. яз.): «я, говорит он, для Вас оное выписал (из за границы), удержите его сколько Вам угодно» (стр. 77–78, 4 октября 1823 г.). Помогая Евгению при «описании (им) Киево-Софийского собора», гр. Н. П. Румянцев не мало помог ему и при составлении «Истории киевской иерархии». Уже в 1822 г. 29 декабря, историку: «Кой час я узнал, что Вашему Высокопреосвященству – нужно иметь то чрезвычайно редкое печатное сочинение могилевского архиерея Георгия (Конисского) о правах и вольностях тогдашних польских подданных закона греческого 275 , я велел книгу сию списать (с печатного экземпляра, стр. – 72), равно как и рукописные замечания того же преосвященного которые хранятся в Могилеве и которые дополняют печатный экземпляр, – стр. 72), и оба списка по тяжелой почте к вам препровождаю, прося вас покорно с них для себя списки велеть снять, а мне мои возвратить для моей библиотеки».

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010