Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АФАНАСИЙ (Любимов Алексей Артемьевич; 1641, Тюмень - 6.09.1702, Холмогоры), архиеп. Холмогорский и Важский, духовный писатель и полемист. Род. предположительно в казачьей семье, по нек-рым сведениям, до пострига был близок к старообрядцам. В 1666 г. принял монашество в Далматовом мон-ре , его духовным отцом был основатель старец Далмат, в мон-ре А. составил толкование на Псалтирь. В 1666 г. А. был определен в тобольский архиерейский дом, где пребывал до 1674 г. сначала в должности крестового архиерейского иеродиакона, затем ризничего, в 1668 г. сопровождал Тобольского архиеп. Корнилия в Москву. В авг. 1674 г. вернулся в Далматов мон-рь, где вскоре состоялось рукоположение А. во иеромонаха и возведение в сан игумена - настоятеля мон-ря. А. также надзирал за благочинием (в частности, за совершением богослужений по новоисправленным книгам (см. Книжная справа никоновская )) в окрестных приходах. В 1677 г. по неизвестной причине был сослан в Спасский мон-рь в Енисейском остроге, в дек. того же года, получив прощение митр. Корнилия, вернулся в Далматов мон-рь. В авг. 1679 г. А. в числе неск. посланцев по поручению старца Далмата отправился в Москву с челобитной на имя царя о монастырских нуждах. В столице он стал Патриаршим крестовым иеромонахом. В марте 1682 г. хиротонисан во архиепископа на новообразованную Холмогорскую кафедру. Задержался в Москве для участия в погребении царя Феодора Алексеевича († 27 апр. 1682), венчании на царство Иоанна V и Петра I Алексеевичей (25 июня), в прениях со старообрядцами, проходивших в Грановитой палате (5 июля). Сразу после прений по поручению Патриарха Иоакима А. написал «Увет духовный» с целью опровержения старообрядческой челобитной, книга была издана уже в сент. 1682 г. Прибыв в Холмогоры 18 окт. 1682 г., А. энергично принялся за организацию церковной жизни в епархии, особо следил за совершением богослужений по новоисправленным книгам, противодействовал распространению раскола (мерами духовного убеждения и с помощью светской власти), в июне 1683 г. посетил Соловецкий мон-рь . При А. в Холмогорах и окрестностях началось активное каменное строительство: воздвигнут кафедральный Преображенский собор (1683-1691), в Холмогорах основан Успенский жен. мон-рь (1688).

http://pravenc.ru/text/76904.html

Ростов. Митрополичий двор. Церковь Входа Господня в Иерусалим в звоннице. Сортировка: Карта и ближайшие объекты Основное здание звонницы построено около 1682 года при митрополите Ионе. Тогда же московские мастера Филипп и Киприан Андреевы отлили для звонницы два огромных колокола: " Полиелейный " в 1000 пудов и " Лебедь " в 500 пудов. Позже, в 1688 г. мастером Флором Терентьевым был отлит большой колокол в 2000 пудов, получивший имя " Сысой " (в память об отце митрополита Ионы). Специально для этого колокола возвели дополнительный башнеобразный объем, примкнувший к северному фасаду прежней звонницы. Он несколько нарушил стройность общей композиции соборной площади, но в то же время придал ей большую живописность. Звонница Успенского собора расположена между северным входом в Ростовский кремль и Успенским собором. Она была построена по заказу митрополита Ионы Сысоевича. Сохранилось письмо, в котором он сообщал: «На своем дворишке лью колоколишки, и дивятся людишки» (Любимов Л.Д. Искусство Древней Руси. Москва, 1981, с. 314). На нижних этажах звонницы расположена церковь Входа в Иерусалим. На верхнем этаже находится открытая площадка с четырехпролетной аркадой. Каждый из этих пролетов огорожен металлической решеткой, а наверху их завершают полукруглые своды (закомары). Над пролетами установлены четыре барабана с главами, увенчанными крестами. Чтобы попасть на верхний этаж звонницы, нужно пройти по узкой лестнице. От пролетов до земли внутри звонницы имеются пустоты, что превращает само здание в отличный резонатор. Акустический эффект усиливается также благодаря расположению звонницы близко к открытому пространству озера Неро. Начало строительства звонницы Ростовского кремля относят к 1682 году, когда была возведена трехпролетная звонница. По заказу митрополита Ионы литейщиком Филиппом Андреевым были изготовлены два больших колокола («Полиелейный» и «Лебедь»). Аккорд колоколов звонницы являлся минорным. Это не устроило митрополита и он пригласил из Москвы литейщика Флора Терентьева, который перевел звонницу в мажорный лад. В 1688 году мастер отлил колокол «Сысой», вес которого составил 32 тонны. Этому гиганту потребовалась отдельная звонница, которая в виде четвертого пролета была пристроена к трехпролетной. Три колокола — «Сысой», «Полиелейный» и «Лебедь» — вместе образовали до-мажорное звучание. Строительство колокольни было завершено в 1689 году, когда 13 колоколов были повешены на двух дубовых брусьях. Во второй половине XIX века добавили еще 2 колокола.

http://sobory.ru/article/?object=05711

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации 320-летие Тамбовской епархии Русской Церкви (комментарий в русле истории) свт. Питирим Тамбовский. Икона начала XX в. История Тамбовской епархии (из книги В.Кученковой " Святыни Тамбовской епархии " , Издательский отдел Московского Патриархата. 1993. С. 11-17, 92-98 Освящение города Тамбова состоялось в 1636 г. в день Покрова Пресвятой Богородицы, а день окончания строительства первого тамбовского храма, что и определило его название, выпал на праздник Преображения Господня. Имена первых тамбовских епископов до 1682 года неизвестны. В 60-х годах XVII столетия при Рязанской епархии были утверждены два викарных епископа— в Шацке и Ряжске. В 1667 году их резиденции были переведены в Тамбов и Воронеж, но до 1681 года они по-прежнему оставались в Щацке и Ряжске и подчинялись Рязанскому архиерею. Некоторыми историками викариатство оспаривается, тем не менее епископской кафедры в Тамбове не было до 1682 года. Первым епископом Тамбовским и Козловским стал Леонтий (1682—1684). За причастность к расколу в 1684 году он был отрешен от управления епархией и отослан в Спасо-Ефимьев монастырь в Суздале. Ревнители старой веры, преследуемые правительством, искали спасения в непроходимых лесах Тамбовского края. В 1688 году пятьсот раскольников и их проповедник Косьма Косой, бывший кузнец из Ельца, укрепили раскольничий городок между Тамбовом и Козловом. После длительной осады тысячным отрядом казаков городок был разрушен, а жители жестоко наказаны. В соучастии расколу и противлении указам Петра Первого о пожертвовании с церквей в пользу Отечества был уличен третий епископ Тамбовской и Козловский Игнатий (1698—1699). Он был привлечен по делу книгописца Талицкого, призывавшего народ отступиться от указов царя-антихриста. Лишенный монашеского чина, бывший Тамбовский епископ как расстрига Ивашка Шангин, был сослан в Соловки, а епархия закрыта на 59 лет. За сочувствие обычаям старины в тяжкую пору Петровских реформ епископ Игнатий заплатил собственной жизнью. После шестнадцатилетнего заключения он скончался и был погребен в Соловецком монастыре.

http://sedmitza.ru/text/394783.html

Собор, колокольня и святые ворота, крытые двумя бочками, сооружены в конце 17 – начале 18 веков. Западный корпус бывшей богадельни построен 1 1809 году, по проекту губернского архитектора И. Дмитрова на месте прошлого каменного, возведенного по повелению митрополита Новгородского Иова в начале 18 века. К первой половине 18 века относятся и северные корпуса. Собор выделяется своим «неновгородским» обликом. На этом месте с 14 века стоял одноименный каменный храм, до основания разобранный в 1682 г. Название он получил от иконы Богоматери «знамение», которая почиталась, как местная святыня и до строительства собора хранилась в рядом расположенной церкви Спаса Преображения на Ильине улице. В настоящее время чудотворная икона находится в Софийском соборе. Первый каменный храм представлял собой небольшую четырехстолпную кубическую постройку с одной апсидой и одной главой. Соборная церковь. Возведенная в 1682 -1688 гг. была значительно больше древнего уличанского храма. Она сооружалась на средства казны Софийского дома. Несмотря на перестройки и ремонты собор хорошо сохранил архитектурные формы 17 века. Он представляет собой тип монументального, четырехстолпного, трехапсидного храма, окруженного с тех сторон двухъярусными галереями и завершенного трехъярусными куполами, из которых только центральный является световым. Здание разделено на два этажа. Обширный подклет использовался для хозяйственных целей. На галереи вели три симметричных крыльца – всхода, решенные в традиционной для 17 века манере: между столбами-кубышками перекинуты двойные арки с висячей гирькой. Сохранилось лишь западное крыльцо. Северное было перестроено, а южное со временем утрачено. Гладкие стены центрального объема резделены на три прясла лопатками, переходящими вверху в полуколонки. Фасады завершены тремя полукружиями ложных закомар. Первоначальное покрытие было скорее всего щипцовым. Существующее четырехскатное появилось во время одной из перестроек. Наличники окон в виде полуколонок с перехватами и килевидными подвышениями имеют трехцветную окраску: синюю, зеленую и красно-коричневую (она восстановлена в процессе реставрационных работ). Горизонтальный фриз над закомарами, выложенный из лекального кирпича и окрашенный в зеленый цвет, имеет аналоги в памятниках Костромы. Живописные композиции украшают тимпаны закомар. Часть первоначального декоративного убранства безвозвратно утрачена. Полностью осыпалась роспись на барабанах.

http://sobory.ru/article/?object=00322

Архитектурные сооружения Ростовского кремля   Ростовский кремль Фото - Александр Антонников Ансамбль Ростовского кремля по своему первоначальному назначению представлял собой резиденцию архиереев Ростово-Ярославской епархии. Поэтому в древности его называли архиерейским или митрополичьим двором. В настоящее время ансамбль делится на три относительно самостоятельные функциональные зоны: собственно архиерейский двор, примыкающую к нему с севера соборную площадь и с юга – Митрополичий сад. Главной доминантой ансамбля является Успенский собор – старейшее здание города. Храм построен на месте своих белокаменных предшественников XII-XIII вв. в 1508-1512 гг. Величественный объем собора, крытый по килевидным закомарам, венчает мощное пятиглавие. Внутреннюю шестистолпную конструкцию здания на фасадах выявляют пилястры довольно большого выноса. Многочисленные декоративные элементы: аркатурно-колончатые пояса, горизонтальные тяги филенки и т.п. придают облику храма особую пластическую выразительность. Большая часть дошедших до нас зданий кремля была построена много позже собора, в основном, в период правления митрополита Ионы (1652-1690 гг.), который оказал значительное влияние на формирование художественного облика этих сооружений. Так, по его замыслу около 1682 г. к юго-востоку от собора была построена звонница. Тогда же московские мастера Филипп и Киприан Андреевы отлили для звонницы два огромных колокола: «Полиелейный» в 1000 пудов и «Лебедь» в 500 пудов. Позже, в 1688 г. мастером Флором Терентьевым был отлит большой колокол в 2000 пудов, получивший имя «Сысой»,в память об отце митрополита Ионы. Специально для этого колокола возвели дополнительный башнеобразный объем, примкнувший к северному фасаду прежней звонницы. Он несколько нарушил стройность общей композиции соборной площади, но в то же время придал ей большую живописность. Ценно, что на звоннице полностью сохранился набор из 15 колоколов. Строительство центральной части кремлевского ансамбля началось с формирования парадного двора, который постепенно окружили в основном культовые и административные здания. Одним из первых здесь в 50-60-е гг., XVII в. строится двухэтажный корпус Судного приказа. Часть корпуса в XVII в. занимало одно из важнейших учреждений митрополичьего двора – Судный приказ, который помимо судебных функций был во многом и центром общего управления епархией.

http://sedmitza.ru/text/814543.html

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Кистыш. Александр Суворов. Храм 12.06.2018 673 Время на чтение 5 минут Храм святителя Василия Великого, построенный великим сыном Росии Александром Суворовым в память о своем батюшке Василии Ивановиче, крестнике Петра I. Первое упоминание о селе Кистоши, что рядом с древним русским городом Суздалем относится к 1521 г. По одному из преданий Петр I пожаловал его Ивану Григорьевичу СУВОРОВУ , деду великого русского полководца, который с молодых лет находился на воинской службе. С начала 80 гг. XVII века он служил в стрелецком Стремянном полку, который нес охрану Кремля и во время стрелецких бунтов 1682 и 1688 гг. сохранил верность Царю Петру Алексеевичу. В документах 1690 г. Иван Суворов упоминается уже десятником. Как один из наиболее грамотных и преданных Петру был назначен подьячим (1695) лейб-гвардии Преображенского полка и уже через четыре года имел чин Генерального писаря этого же полка, а затем и лейб-гвардии Семёновского полка. Эту должность Иван сохранил за собой до конца жизни, несмотря на многочисленные изменения в службе. Петр I хорошо знал и высоко ценил службу Ивана СУВОРОВА, запросто захаживал в его дом и в 1705 году согласился стать крестным отцом его сына Василия СУВОРОВА, отца будущего великого русского полководца. Когда его крестнику исполнилось 14 лет, Петр I взял его на трудную, сложную, но почетную службу личным денщиком Императора и многократно поручал особо сложные и опасные поручения. В «формулярном списке» Василия Суворова говорится: «В бытность его в обер-офицерских чинах по именным указам употреблен был в различных и важных комиссиях и посылках внутри и вне государства». Дослужился отец Суворова до генеральских чинов, некоторое время был воеводой г. Владимира, затем обер-прокурором и т.д. Как гласит предание, именно Василий Иванович СУВОРОВ построил с селе Кистоши первый деревянный храм в честь своего небесного покровителя святителя Василия Великого. 30 июля 1775 г. Василий Суворов скончался. Александр Васильевич тяжело переживал утрату горячо любимого отца.

http://ruskline.ru/video/2018/iyun/12/ki...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВОРОНЕЖСКИЙ В ЧЕСТЬ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ основан в 1623 г. по благословению Патриарха Московского Филарета (Романова) старицей Марфой и 30 инокинями, жившими в Воронеже. На правом берегу р. Воронеж, рядом с острогом, над воронежским в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рем был построен деревянный храм в честь Смоленской иконы Божией Матери (по монастырскому преданию, в 1623 Патриарх Филарет благословил новоучрежденную обитель Смоленской иконой Божией Матери «Одигитрия», до 1929 находившейся в Смоленском приделе монастырского Преображенского храма). Деятельное участие в устроении В. м. принимали воронежские дворяне, стрельцы и особенно донское казачество, в мон-ре постригались женщины из казацких поселений. В 1627 г. царь Михаил Феодорович пожаловал мон-рю крупное владение - земли на 50 верст по берегам р. Форосань (совр. Хворостань) с с. Форосань, дер. Избыльной (с 1629), пашнями, лесом, мельницами, перевозами, рыбными ловлями и пасеками. Удаленность В. м. от епархиального центра в XVII в. (до 1682 обитель входила в Рязанскую епархию) зачастую приводила к произволу настоятельниц, к-рые бесконтрольно распоряжались монастырскими доходами и нередко обращались за помощью в управлении мон-рем непосредственно к казакам, минуя епархиального архиерея. Казачество, в значительной своей части принадлежавшее к старообрядчеству , оказывало большое влияние на жизнь мон-ря. В 1688 г. по подозрению в старообрядчестве была вызвана в Москву игум. В. м. Иулиания (Прибыткова), ранее сблизившаяся с известной на Дону ревнительницей «старой веры» старицей Капитолиной. Игумения была лишена сана и сослана в тихвинский Большой мон-рь Новгородской губ. Поступление в В. м. не принимавших пострига вдов, болящих, последовательниц «старой веры», а также получение руги не только на мон-рь, но и на каждую монахиню (не менее 2 р. на чел.) приводили к обмирщению внутримонастырской жизни. Кроме того, к кон. XVII в. тяжбы с жителями соседних поселений (в т. ч. г. Коротояка), претендовавшими на монастырские земли, разорили В. м.

http://pravenc.ru/text/155260.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАХОМИЙ ИЗ ГЛЕДИНА [Пенку Петру; румын. Pahomie de la Gledin] (ок. 1674, Гледин, комитат Турда, Трансильванское княжество в составе Габсбургской монархии (ныне в коммуне Монор, жудец Бистрица-Нэсэуд, Румыния) - апрель 1724, Киево-Печерская лавра, Киев), свт. Румынской Православной Церкви (РумПЦ) (пам. румын. 14 апр.), еп. Романский Молдавской митрополии РумПЦ в составе К-польского Патриархата (1707 - кон. 1713). Сведения о П. из Г. при подготовке труда о Романской епископии собрал еп. Романский Мелхиседек ( Стефанеску; 1879-1892): он работал с источниками из архива Нямецкого в честь Вознесения Господня мужского монастыря и с документами Романской епископии; использовал сведения Жития П. из Г., написанного анонимным монахом в основанном святителем Покровском скиту; изучал устные сведения о П. из Г., сохранившиеся в Нямецком мон-ре и в Покровском скиту. В 1972 г. К. Воическу издал труд «Жизнь и деятельность еп. Пахомия Романского». Род. в семье свящ. Евфимия (Ифтимие) Пенку и Анны, крещен с именем Петру. Приходился дядей митр. Молдавскому Иакову II (Стамати) . Начальное образование получил в монастыре Руга в Гледине, ктитории господаря Молдавского княжества Петру IV Рареша. В последней четв. XVII в. кальвинист. власти Трансильвании усилили давление на румын: между 1679 и 1688 гг. было аннулировано большинство грамот о пожаловании дворянства правосл. румынам (привилегии саксов, венгров и секуи оставались под защитой конституции); трансильванская диета (сословное собрание), созванная в Сигишоаре 12 янв. 1680 г., аннулировала все прежние привилегии правосл. клира; значительное влияние на православное румын. население Трансильвании оказало отстранение от руководства Церковью митр. Иосифа (Будая; 1680-1682), убитого по приказу герцога Михая I Апафи при подстрекательстве высшего администратора трансильванской кальвинист. церкви М. Т. Добоша (1679-1684). Считается, что Петру участвовал в похоронах митрополита в мон-ре Руга. Мн. трансильванцы, в т. ч. и Петру, бежали в правосл. Молдавское княжество : в 1694 г. юноша поступил в Нямецкий мон-рь, где подвизались многие его соотечественники. В 1697 г. настоятель мон-ря игум. Иоанн постриг Петру в монашество с именем Пахомий и рукоположил во диакона. В следующем году он был рукоположен во иерея и получил послушание экклисиарха. В 1702 г., после смерти игум. Иоанна, П. из Г. был избран настоятелем Нямецкого мон-ря.

http://pravenc.ru/text/2579866.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПАЛЛАДИЙ (Роговский Федор Семенович) (8.02.1665, Кашинский у.- 23.01.1703, Москва), рус. религ. деятель, ученый-богослов. Род. в вотчинах Макариева Калязинского во имя Святой Троицы мужского монастыря ( Бушлякова. 2002. С. 52). Версия о традиционно указываемом в справочниках и работах о П. годе его рождения (1655) базируется на тексте надписи на его надгробной плите, содержавшем указание на возраст П. на момент смерти (48 лет; см.: ДРВ. Ч. 18. С. 198; Московский некрополь. СПб., 1908. Т. 2. С. 394). Однако эти данные вступают в противоречие с полной датой рождения П., указанной в матрикулярной записи коллегиума св. Афанасия в Риме (Archivio del Collegio Greco. T. 14. F. 41rv.- 42), которая в этом случае представляется более надежным источником. Составивший в 50-х гг. XIX в. жизнеописание П. послушник Саввина Вишерского мужского монастыря Н. Утятин без ссылок на источники утверждал, что в миру П. звали Павел Рогов (Журнал 33-го заседания. 1891. С. 9, 10). Сведения Утятина об имени П. не подтверждаются источниками: согласно данным вышеупомянутой матрикулярной записи, в миру П. звали Федор Семенович. Относительно фамилии Рогов А. А. Митропольский сделал предположение о том, что она произошла от места рождения П., и привел в качестве возможного варианта селение Рог на р. Нерль (ныне дер. Рог Калязинского р-на Тверской обл.) (Там же. С. 10). Однако во вкладной записи в Общей Минее с праздниками, к-рую П. пожертвовал в Макариев Калязинский мон-рь в 7196 (1687/88) г., его фамилия звучит иначе - Рогуша ( Бушлякова. 2002. С. 52; Минея ныне хранится в ТГОМ (КОФ-922)). Впосл., во время обучения в Европе, его фамилия стала писаться как «Роговский». Принял постриг в Саввином Вишерском мон-ре, позднее служил иеродиаконом при 1-м еп. Тамбовском (1682-1684) Леонтии. В 1685 г. поступил в составе группы первых учеников в школу братьев Лихудов в московском Богоявленском мон-ре (см. в ст. Славяно-греко-латинская академия ), в связи с чем был переведен в число братии этого мон-ря (ДРВ. Ч. 18. С. 148; Надеждин. 1840. С. 610). 28 дек. 1687 и 20 апр. 1688 г. в числе проч. преподавателей и учеников академии был на приемах у патриарха Московского и всея Руси Иоакима (Савёлова) ( Забелин. 1884. Стб. 393, 1044). Согласно офиц. заявлению миссионера Товии Тихавского (Тобиаша Тихановского) от 12 дек. 1693 г., служившего в февр.-окт. 1689 г. в Немецкой слободе в Москве ( Андреев. 2017. С. 8, 10), именно он обратил в Москве П. в унию ( Шмурло. 1931. С. 7, 25). Вскоре после этого (до окт. 1689) П. отправился в Европу для продолжения образования. Его отъезд был совершен без ведома гражданских и духовных властей, нелегально, что ставило его в сложное положение как в России, так и на Западе. Все это, однако, он посчитал преодолимым ( Надеждин. 1840. С. 612).

http://pravenc.ru/text/2578741.html

Новое. Никольский женский монастырь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1995. Адрес: 601807, Владимирская область, Юрьев-Польский район, п/о Хвойный, с. Новое Координаты: 56.5567, 39.5178 Проезд:Северо-западный выезд из райцентра Юрьев-Польский по указателям " Горки " . Через 10км в пос. Хвойный указатель и правый поворот на север, 3км до с. Новое. Асфальтированная дорога. Изменить описание объекта Храмы монастыря: Церковь Николая Чудотворца Подворья: Спиридона Тримифунтского в селе Горки храм-подворье Приписные приходские и бесприходные церкви: Троицы Живоначальной в Афинеево Николая Чудотворца в урочище Краски Сортировка: Карта и ближайшие объекты 28.09.1995 получила статус женского м. существовавшая поначалу тайно женская монашеская община, образованная старцем схиархимандритом Гедеоном (Абрамовым, ум. 1994). Он был настоятелем (1963-94) приходского храма в с. Новом Юрьв-Польского р-на, где и был образован м. Храм свт. Николая известен c XVII в. На месте старого, деревянного храма в 1826 был возведен существующий поныне новый, каменный. В ХХ в. храм не закрывался. В обители - пять чудотворных икон Божией Матери, к-рые были перенесены в храм с. Новое после закрытия окрестных храмов. Из книги " Монастыри России " " Свято-Никольский женский монастырь Село Новое расположено при р. Селекше, в 12 км от Юрьева-Польского. В документах XIII в. оно значится государевой дворцовой вотчиной, в конце XVII в. пожаловано братьям, боярину Петру и окольничему Василию Абрамовичам Лопухиным. Пётр Абрамович Меньшой (ум. 1698) начал службу в 1658 г. стольником, потом он стрелецкий полковник. С 1678 по 1680 г. – начальник Рейтарского приказа. С 1688 г. – окольничий, ведает Ямским приказом, потом приказом Каменных дел. С 1690 г. боярин, начальник приказа Большого дворца и дворцового Судного приказа. В 1698 г. царю Петру была подана челобитная от священников Архангельского собора Московского Кремля с прошением защиты от боярина Петра Лопухина, чей управляющий «убивает до сметри её (Архангельской церкви) крестьян, а суда на него нет». Пётр Абрамович был подвергнут пытке, при которой скончался. Василий Абрамович (1646-1698) начал службу в 1668 г. стряпчим, в 1676 г. пожалован в стольники. Во время стрелецкого бунта (1682) он стрелецкий полковник «за верную службу в Москве безотлучно» пожалован поместьями. В 1689 г. – окольничий, глава приказа Казанского дворца, с 1691 г. боярин. В 1697 г. после открытия заговора Соковнина подозрение пало на родственников царицы Евдокии (перой жены Петра I), обвинение не было доказано, но многие Лопухины высланы из Москвы на воеводства.

http://sobory.ru/article/?object=00204

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010