Павел Михайлович Строев (1796-1876) Монастыри 1 Спасо-Преображенский, в Астрахани, основан в 1697 г., второклассный. [VI, 204.] Был домовый патриарший. В 1647 мнтрь сгорел. Указом 8 янв. 1873 упразднён. Игумены Антоний , 17 февр. 1617. Филарет , 1622. Дионисий , в авг. 1629. Гедеон , 1646. Мисаил , 1650–53 (бывший в февр. 1659); архим. в мар., июле (sic) 1659; бывший архим. в окт. 1661; бывший в Саввине Сторожевском 1662, в окт. и нояб. 1666. Архимандриты Пахомий , в сент. 1665. Иоанн , 1666 и 67. Антоний , 1671–1677, 1702, 1706, мар. 9. Ефрем , в мае (sic), июне 1679. Иларион , 1731, 15 авг. хирот. в еписк. Астраханского. Мефодий , 1731–1758, 10 мая хирот. в еписк. Астраханского. Иероним , с 1758. Аарон , 1765–67. Ефрем , 1767–88. Сильвестр Лебединский , 1791–94, 27 мая перев. в Свияжский Богородицкий. Парфений , 1794–1810. Дионисий Цветаев перев. из Орловского Успенского 29 мар., 1811–21, 31 июля, перев. в Московский Донской. Ириней Гжельский перев. из Уфимского Успенского, 1821–26. Вениамин , 1826–30, 21 февр. в Устюжский Архангельский. Агапит , 1830 и 31. Иосиф Позднышев , из инспекторов С.-Петербургской духовной акад., 30 сент. 1831; до 1834. Аполлинарий Вишлянский 75 , с 1834 до 1845, 15 авг. хирот. в викария Киевского. Вассиан Чудновский , с 1846–1854, 21 февр. перев. в Черниговский Елецкий. Аполлос Беляев , 1854–56, перев. в ректоры Псковской семинарии. Никон , 1857–67. Адриан , 1868 и 69. В 1873 мнтрь упразднён. Разные заметки IV, 308. Астраханского Ивановского: Архим. Никодим 1731 и 32. – Андроник 17 янв. 1732 перев. в Дмитровский, Борисоглебский (sic). – Иоасаф , 1761–71. Иоанно-Предтечева Чернявского строитель Павел в 1794 назначен игуменом Батуринского Крупицкого монастыря. [Игум. Пафнутий Корнилиева Комельского монастыря в 1844 перев. в Астраханский (какой?) мнтрь.] Иоанно-Предтечева Астраханского архим. Ианнуарий , 1862–66. [С Терка Благовещенского: Игум. Давид , 20 июля 1659. – Дионисий , бывший 1691. С Терка девичьего иг-нья Неонила 20 июля 1659.] Астраханского Воскресенского архим. Рувим , 8 мар. 1706.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИВАНОВ Максим († после 1716), иконописец Оружейной палаты Московского Кремля посл. четв. XVII - нач. XVIII в. Очевидно, сын жалованного иконописца Максимова Ивана и брат Максимова Василия (см. ст. Максимовы ). Проживал в Москве, в приходе ц. вмч. Никиты на Швивой горке в Семёновской слободе. Первые сведения о его деятельности в Оружейной палате относятся к 1677-1678 гг., когда в составе большой группы иконописцев он работал над миниатюрами к напрестольному Евангелию для дворцовой ц. Воскресения словущего в Московском Кремле. В 1679 г. в группе мастеров принимал участие в написании 14 икон праотеческого ряда иконостаса Покровского собора в Измайлове (частично сохр., находятся в Покровском соборе). В 1689-1694 гг. совместно с Петром Федоровым Билиндиным , Николаем Соломоновым Вургаровым и Петром Семеновым Коробовым писал иконы для иконостаса ц. Воскресения Христова в Кадашах. Среди сохранившихся икон комплекса автограф мастера имеется на двери в жертвенник с изображением арх. Михаила (1694, Музей-усадьба «Останкино»). Имя И. упомянуто среди др. художников и на происходящей из того же храма иконе «Богоматерь Боголюбская, с припадающими преподобными Сергием Радонежским, Варлаамом Хутынским и Иоанном Дамаскином» (1689, ГТГ). В надписи указано, что И. вместе с Петром Коробовым выполнил на ней изображение преподобных. Образ был написан за 5 дней. В 1702 г., к Пасхе, писал за 60 р. иконостас для новопостроенной ц. Воскресения Христова в Андреевском мон-ре в Пленницах по заказу игум. Феофана и братии (не сохр.). Поручителем при заключении договора был иконописец Билиндин, с которым И. совместно работал. В 1703 г. И. выступил поручителем Билиндина и В. Максимова при заключении ими договора на написание иконостаса в вотчине боярина Т. Н. Стрешнева с. Рождествене (Шарапове) Московского у. Наиболее позднее известное произведение И.- икона «Ап. Иоанн Богослов и Прохор на Патмосе», написанная в 1706 г. для московской ц. свт. Власия Севастийского в Староконюшенном пер. В 1716 г. его имя еще упомянуто в переписных книгах Москвы.

http://pravenc.ru/text/200483.html

Н.А. Маясова Указатель мастеров 972 Агапова, мастерица Строгановых (уп. в 1680 г.) – с. 55 Анастасия Романовна, жена царя Ивана Грозного (1547–1560), хозяйка мастерской и мастерица – с. 35; кат. 18, 19 Афанасия, мастерица, старица Горицкого (Горского) монастыря (уп. в 1706 г.) – кат. 151 Борис, священник, смоленский знаменщик (уп. в 1516 г.) – с. 9 Борисов Иван, иконописец Оружейной палаты (уп. в 1628–1644 гг.) – с. 50, 51; кат. 98 Бугурлина Акулина Петровна, жена стольника Ивана Ивановича Большого Бутурлина, хозяйка мастерской и мастерица (уп. в 1691–1711 гг.) – с. 63, 73; кат. Васса, мастерица, жившая около Тфоице-Сергиева монастыря (уп. в начале XVII в.) – с. 55 Владимиров Иван, иконописец, знаменщик Серебряной палаты (уп. в 1625–1677 гг.) – с. 48; кат. 79 Волкова Домна (Домникея), мастерица, старица Варсонофьевского монастыря (ул. в 1631–1649 гг.) – с. 11,54 Волонская Ненила, «светлишная писица» Царицыной мастерской палаты (уп. в 1643 г.) – с. 9 Гаврилов Третьяк (Кушников Третьяк Гаврилов), царский иконописец (уп. в 1626–1639 гг.) – с. 47,48; кат. 94 Гомулин Андрей, жалованный знаменщик Золотой и Серебряной палат, словописец (уп. в 1640–1670-х гг.) – с. 47, 51; кат. 101, 119–121 Гомулин Иван, знаменщик Серебряной палаты, словописец (уп. в 1630–1660-х гг.) – с. 10, 46, 47, 51; кат. 80–82 ,85, 86, 87, 92, 96, 99, 100 Горяинова Мария, мастерица Царицыной мастерской палаты (ул. в 1680 г.) – кат. 125 Дашкова Дарья Ивановна, боярыня, хозяйка мастерской и мастерица (уп. в 1673 г.) – с. 9 Дермин Постник (Постник Дмитриев сын Ростовец), жалованный царский иконописец (уп. в 1584–1591 гг.) – с. 9 Евдокия Лукьяновна Стрешнева, жена царя Михаила Федоровича (1626–1645), хозяйка мастерской и мастерица – с. 47; кат. 85–87,89,90,92–96,98, 174 (?) Елена (Олена), княгиня Верейская, хозяйка мастерской и мастерица (ул. в 1466 г.) – с. 56 Зубов Федор Евтихиев, царский жалованный иконописец (V п.в 1647–1689гг.) –кат. 128 Иванов Кирилл, иконописец Оружейной палаты (уп. в 1642–1696 гг.) – с. 50, 51; кат. 98

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

XVII - Древо Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Представиться Энциклопедия Новости Форум Оглавление Начало статьи Важные события Изменения Иллюстрации Карта Календарь Хронология Скачать " Древо " Поддержать Помощь Статья Новости Обсуждение Предложения Версии Изменить XVII Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Хронология Столетия: XVI - XVII - XVIII 1590 1591 1592 1593 1594 1595 1596 1597 1598 1599 1600 1601 1602 1603 1604 1605 1606 1607 1608 1609 1610 1611 1612 1613 1614 1615 1616 1617 1618 1619 1620 1621 1622 1623 1624 1625 1626 1627 1628 1629 1630 1631 1632 1633 1634 1635 1636 1637 1638 1639 1640 1641 1642 1643 1644 1645 1646 1647 1648 1649 1650 1651 1652 1653 1654 1655 1656 1657 1658 1659 1660 1661 1662 1663 1664 1665 1666 1667 1668 1669 1670 1671 1672 1673 1674 1675 1676 1677 1678 1679 1680 1681 1682 1683 1684 1685 1686 1687 1688 1689 1690 1691 1692 1693 1694 1695 1696 1697 1698 1699 1700 1701 1702 1703 1704 1705 1706 1707 1708 1709 Важные события 1608 - 1610 - шестнадцатимесячная осада Троице-Сергиевой Лавры польскими войсками. Монастырская крепость выстояла. 1638  - Константинопольский Собор  предал анафеме патриарха Кирилла Лукариса и всех, кто признает православным приписываемое ему " Исповедание " 1642 - 1643 - Константинопольский Собор  вновь осудил " Православное исповедание " Кирилла Лукариса и утвердил исправленный вариант " Православного исповедания " митр. Петра (Могилы) 1660 - состоялся Собор в Москве , призванный избрать нового патриарха, однако решительные протесты патр. Никона и колебания царя и епископата вынудили отложить решение, Собор лишь принял сложно сформулированное постановление о необходимости избрания нового патриарха 1666 - 1667 - состоялся Большой Московский Собор , на котором был низложен патр. Никон , избран патр. Иоасаф II и принят ряд важных церковных решений 1672 - Собор в Константинополе сформулировал православную позицию по вопросу богословия семи таинств, а также в отношении других аспектов церковного учения (почитание святых, экклезиология, иконопочитание, соблюдение постов, канон Священного Писания) 1672 - Иерусалимский Собор выработал исповедание православной веры в 18 главах 1685 - основана Славяно-греко-латинская академия , позднее преобразованная в Московскую духовную академию 1691 - Константинопольский Собор изложил православное учение о Евхаристии и определил тождественность терминов " преложение " и " пресуществление "

http://drevo-info.ru/articles/74.html

Глава II. Степень монастыря, в каких приказах в управлении состоял монастырь в XVII столетии по своим вотчинным делам Воскресенский монастырь, будучи основан Святейшим Патриархом Никоном , находился под его непосредственным управлением с 1656 по 1667 год. Настоятели же, бывшие в этот период (Архимандриты), хотя и не именовались, но в сущности были ничто иное, как Наместники Патриарха. По Соборным постановлениям 1667 года, Воскресенский монастырь был признан и «утвержден в чине правильно созданных» монастырей, а Настоятели его (Архимандриты) внесены в Лествицу Степенных Настоятелей, степенью под Саввинскими (см. Ист. Рос. Иерархии ч. I. стр. Монастырь же, наравне с прочими, состоял до 1677 г. в ведении Монастырского Приказа, а с упразднением оного, в 1677 году, поступил в ведение Приказа Большого Дворца. А с 1679 года, когда, по воле Царя Феодора Алексеевича, возобновилось в сей обители строение каменного соборного храма по Иерусалимскому образцу, монастырь поступил в ведение Государевой Мастерской Палаты, в которой состоял до 1684 года, а с 1700 году состоял в ведении Приказа Сыскных Дел, под особым ведением Ближнего Боярина Петра Васильевича Шереметева. Вообще же из уцелевших актов XVII столетия видно, что при Царе Феодоре Алексеевиче, с 1679 г. и до кончины Царя Иоанна Алексеевич а в 1696 г., Воскресенский монастырь находится в таком же отношении к Царствующему Дому, как Саввинский монастырь в царствование Царя Алексея Михайловича, т. е., был излюбленною Царскою обителью того времени, часто посещался Царственной Семьею, и самые Настоятели назначались не иначе, как по Царскому выбору, или особому соизволению. Такое исключительное внимание к Воскресенской обители продолжалось почти до самого начала XVIII столетия, в котором Воскресенский монастырь, лишившись прежнего особого значения, с кончиною своей великой покровительницы и благодетельницы, Царевны и Великой Княжны Татьяны Михайловны († 1706 г.), вошел в общий уровень с другими знатными монастырями, поступив, с 1701 года, в ведение учрежденного Петром Монастырского Приказа. Читать далее Источник: Историческое описание Ставропигиального Воскресенского, Новый Иерусалим именуемого, монастыря, составленное по монастырским актам настоятелем оного архимандритом Леонидом. - Москва : О-во истории и древностей рос. при Моск. ун-те, 1876. - IV, 768, II с., 1 л. фронт. портр.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Арсений III, Патриарх Печский (Черноевич; 1636, Черногория - 27.10.1706, Вена), Патриарх Печский Сербской Православной Церкви в 1672-1706 гг. По решению Свящ. Синода Печской Патриархии настоятель Печского мон-ря (с 1665) А. в 1669 г. был поставлен во митр. Хвостенского в помощь больному Патриарху Печскому Максиму (Скоплянцу) , епископская хиротония А. была совершена на праздник Вознесения Господня. Много внимания А. уделял нуждам своей паствы и священства, ревностно посещал приходы обширной Печской Патриархии: побывал в Боснии (1674), в Среме (1676), посетил Жичский мон-рь (1677), Смедерево (1680). В 1682 г. А. отправился на Св. землю на поклонение Гробу Господню, был гостем Патриарха Иерусалимского Досифея II (Нотары) . В 1689 г. в Призрене А. обещал помощь сербов австр. генералу Э. Пикколомини, к-рый во главе имп. войск вел успешные боевые действия против турок и подошел к Приштине. Но к янв. 1690 г. австр. войска потерпели поражение, и под предводительством А. начался массовый исход сербов. Спасая национальные реликвии и святыни, беженцы направлялись в Белград. В серб. истории это событие получило название Великого переселения. А. созвал в Белграде Церковно-народный собор, к-рый отправил в Вену посланника с просьбой о признании автономии церковной организации сербов в новых местах расселения на территории Австрийской империи. Указом от 21 авг. 1690 г. имп. Леопольд I предоставил правосл. сербам право избирать собственного архиепископа, т. е. иметь самостоятельную церковную власть, и разрешил совершение богослужений. Первоначально автономная митрополия в юрисдикции Печской Патриархии называлась Крушедолской митрополией (по месту нахождения кафедры в Крушедолском мон-ре ), с 1713 г., когда резиденция митрополита была перенесена в Сремски-Карловци,- Карловацкой митрополией . 23 июня 1694 г. имп. Леопольд I утвердил предложение А. об образовании 7 епископий. В 1710 г., уже после кончины А., автономия серб. правосл. митрополии в габсбургской империи была признана Патриархом Печским Каллиником I. Сербы с любовью и уважением относились к А. Владыка постоянно проявлял заботу об окормлении правосл. сербов в Далмации, Лике, Крбаве, Среме и Славонии, к-рых Римско-католическая Церковь стремилась обратить в свою веру. А. решительно выступал и против унии. А. похоронен в Крушедолском мон-ре в гробнице св. серб. деспота Максима . Лит.: Календар «Црква»// Р. М. Nampujapx Apcehuje Сремски Карловци, 1941; Р. Л. Apcehuje III у ucmopuju и Београд, 1949; Записи. 1; Српски jepapcu. 1996. С. 26-32. Еп. Шумадийский Савва Рубрики: Ключевые слова: АМФИЛОХИЙ (Радович Ристо; род. 1938), митр. Черногорско-Приморский, Брдско-Зетский и Скендерийский Серб. Правосл. Церкви; экзарх Печского Патриаршего престола; богослов, духовный писатель

http://pravenc.ru/text/76270.html

[  назад  ] Католикосат Ахтамара Краткая история католикосата: В 1113 году в Кармир Банке (Красный Монастырь), в княжестве Кесун, находящийся при смерти католикос Барсег представил собравшимся 20-летнего епископа Григора как своего преемника. Собор, созванный в монастыре Кармир Ванк в 1113 г. после смерти Католикоса Барсега, избрал Григора Католикосом Армении . Против такого выбора выступил епископ Ахтамара (остров на оз. Ван) Давид, и собор из 5 епископов избрал его Католикосом Армении, создав таким образом Ахтамарский католикосат, под юрисдикцией которого осталась часть Васпуракана. В эпоху монгольского владычества на Ахтамаре пребывали католикосы из рода Арцруни-Хеденекидов, сделавшие этот сан наследственным. Католикос Закария III, пользуясь покровительством Джехан-шаха (Кара-Коюнлу), на короткое время объединил Ахтамарский Католикосат с Эчмиадзинским. В 1780 году, после длительных споров о разграничении юрисдикции (которые начались еще в XVII веке), ахтамарский католикос признал главенство католикоса Эчмиадзина . Уже в конце XIX столетия Ахтамарский Католикосат имел 2 епархии с 302 церквями и 58 монастырями. В 1895 году Ахтамарский католикосат был расформирован, епархии перешли в юрисдикцию Константинопольского патриархата . Католикосы: Давид (ок. 1117 — 1140/1165) Степанос I Алуз (ок. 1165 - ок. 1185 или 1190) неизвестный Степанос II Нкарен (уп. в 1223 - † 1272) Степанос III (Отрок) Сефединян (1272 - ок. 1296) Закария I Сефединян (1296-1336) Нерсес Болат (уп. в 1316, 1324 и 1371) Степанос III (уп. с 1340 - † 1346) Давид II (1346 - ок. 1368) Закария II Наатак (1369-1393) Давид III (1393-1433) Захария III (1434—1464) Степанос IV Отрок (1465—1489) Закария IV (1489 - ок. 1496) Атом (уп. в 1496, 1497, 1499, 1506) Ованнес (уп. в 1512) Григор I Ахтамарци (Великий) (1512—1544) Григор II Сефединян Ахтамарци (Малый) (ок. 1544 - ок. 1586) Григор III Малый (упом. в 1595, 1602, 1604, 1605) Мартирос Гурджи Пшрук (1660-1662) Петрос († 1670) Степанос (уп. в 1671) Пилипос (уп. в 1671) Карапет (уп. в 1677) Ованнес Тутунджи (уп. в 1679) Товма I (1681-1698) Аветис (уп. в 1697) (противопрестольный католикос) Саак Арцкеци (уп. в 1698) Ованнес Кецук (уп. в 1699-1704) Айрапет I Пайхеци (уп. в 1706) Григор Гавашеци (уп. в 1707, 1711) Ованнес Хайоцдзореци (уп. в 1720) Григор Хизанци (уп. в 1725) Багдасар Багишеци (уп. в 1735-1736) Николайос Спаркертци (1736-1751) Григор IV (1754—1761) Товма II Ахтамарци (1761—1783) Карапет Крэмфасменц (1783-1787) Маркос Шатахеци (1788-1791) Теодорос (уп. в 1792-1794) Микаэл (уп. в 1796) Карапет (- ок. 1813) Хачатур I Ванеци (1813-1814) Карапет (- ок. 1823) Арутюн (- ок. 1823) Ованнес Шатахеци (1823-1843) Хачатур Мокаци (ок. 1844-1851) Габриэл Широян (1851-1857) Петрос Бюлюл (1858-1864) Хачатур II Широян (1864-1895) [  назад  ]

http://hierarchy.religare.ru/h-aincvost-...

А.А. Половцов Глебов, Богдан (Иван) Данилович Глебов, Богдан (Иван) Данилович, стольник и воевода, сын дворянина московского Данила Моисеевича († 1648 г.), службу начал в чине жильца в 1664–5 (7173) году. В 1668 г. участвовал в военных действиях против крымцев, находясь в полках кн. П. А. Долгорукова и кн. Г. С. Куракина под Глуховом, а в 1671 г. – в полку И. В. Бутурлина в Шацке и Тамбове. В апреле 1673 г. бил челом, чтобы государь за смерть брата его Ивана, убитого на войне, и за собственные его службы пожаловал его «быть при своей царской светлости в передней», и 13 апреля по этому челобитью был пожалован в стряпчие. 8 июня 1676 г. получил звание стольника. В 1677 г. участвовал в составе полка кн. В. В. Голицына в Чигиринском походе, а в 1679 г. был на Киевской службе в полку князя M. А. Черкасского. За Чигиринскую службу пожаловано ему из поместья в вотчину 65 четей в Шацком уезде. В начале 1680 г. разбирал дворян и детей боярских мецнян, новосильцев и чернян, но в феврале ему было предписано, «оставя разбор на время и собрався с ратными людьми... итить на великого государя службу по вестям (крымским)... в сход к боярину и воеводе ко кн. Петру Ив. Хованскому в Куреск и в иные места»; в начале октября того же года он описывал и межевал Молоцкий стан Московского уезда, прилегавший к Ростовской волости, а 18 октября назначен в Судный приказ товарищем к судье кн. И. И. Дашкову, вместе со своим родственником Мих. Ив. Глебовым и братом Никитой, причем велено было «Глебовым быть меж себя без мест». С 24 марта 1686 г. до осени 1688 г. Г. занимал место товарища воеводы в Тобольске боярина Алексея Петровича Головина. По указанию родословной Глебовых он был воеводой в Астрахани (по «Тульскому родословцу» В. И. Чернопятова в 1681 г.). В 1696–1706 гг. Г. был воеводой в Енисейске. Отправляясь туда, он просил, чтобы «для его старости и болезни» с ним были отпущены его сыновья, назначенные на службу в Азов. Просьба его была удовлетворена. За время воеводства Г. в Енисейске сохранилось больше 20 царских грамот, присланных на его имя, что свидетельствует о порядке в его воеводской канцелярии и бережном отношении к грамотам.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Выго-Лексинский летописец Краткое летосчисление настоящаго века 1420 года. Соловецкая обитель составися. 7171 1663 года. Макарий, митрополит Новгороц преставися. 7184 1677 года. Соловецкой монастырь взяша генваря 7192 1684 года. Даниил прииде в пустыню прежде всех. 7195 1687 года. Инок и с ним на Березовом наволок скончаш 1500, августа. Того же года в Пальеостров инок и с ним скончаш 2700, марта 4. 1688 года. Инок Епифаний на Столпозере 1689 года. В Палье же остров инок и с ним скончаш 1500. 7199 1691 года. Захарий Стефан прииде на Выг в пустыню со своею семьею в келию отца Кирила близ Огорелыши. Того же года Андрей прииде на Выг в пустыню. 7200 1692 года. Петр Прокопьев прииде в пустыню на старой завод. 1693 года. В Пудоги инок и с ним огнем скончашася 1500, августа 12. 7203 1695 года. Даниил и Андрей начало положиша с Захарием во общество на Выгу после Того же года отец преставися марта 21. Поживе 125 лет. 7205 1697 года. Отец Андреев Дионисий и братия Симеон и Иван приидоша на Выг в 7210 1702 года. Император Петр Великий ехал от города Архангельска чрез 7213 1705 года. Дионисий преставися. Годы зяблыя 7 лет были. 7214 1706 года. На Лексу преселишася и монастырь устроиша Того же года приезжал на Выг Феодосий Васильев и раздор 7218 1710 года. На Чаженги завод завели и монастырь 7223 1715 года. Приезжал с Москвы от феодосиевых Игнатей Трофимов и примирилсе о вере. В то же время Симеон Денисьев по клеветы в Новегороде пойман и в розряде архиерейском седяше до четырех лет. 7226 1718 года. Даниил Викуличь по клеветы же на заводе под караул взят бысть. 7227 1719 года. Петр Прокопьев преставися. Всего жития его 54 лета. В пустыню прииде 19 лет, во общежителстве поживе 35 лет. 7230 1722 года. Еромонах Неофит на заводы приехал и ответов требовал, и подаша 7231 1723 года. Перепись первая 7235 1727 года. На Лексы женский монастырь погоре майя 15. На Выгу монастырь погоре того же майя 7237 1729 года. На Лексы пребрашася в новой 7238 1730 года. На Выгу построиша мелничну Сего же года Андрей Дионисьев преставися. В пустыню .прииде 17 лет, во общежительстве поживе 39 лет. Всего жития его 56 лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С X в. А. известен и как крупный скрипторий, во времена Католикосата здесь сформировалась особая школа рукописной книги. Наивысшего расцвета скрипторий достиг при Католикосе Закарии I Сефединяне, когда Даниэл Ахтамарци основал династию писцов и художников, к-рая была известна на протяжении 200 лет. С А. связаны имена таких историографов, как Товма Арцруни, Тума Минасенц, Григор Ахтамарци, Закария Гнунеци и др., сюда приезжали копировать рукописи из Гладзора, Ермона и др. центров. Ахтамарские Католикосы: Давид I (1113 - ок. 1165); Степанос I Алуз (ок. 1165 - ок. 1185 или 1190); неизвестный; Степанос II Нкарен (упом. в 1223 - † 1272); Степанос III (Отрок) Сефединян (1272 - ок. 1296); Закария I Сефединян (1296-1336); Нерсес Болат (упом. в 1316, 1324 и 1371); Степанос III (упом. с 1340 - † 1346); Давид II (1346 - ок. 1368); Закария II Наатак (1369-1393); Давид III (1393-1433); Закария III (1434-1464); Степанос IV Отрок (1465-1489); Закария IV (1489 - ок. 1496); Атом (упом. в 1496, 1497, 1499, 1506); Ованнес (упом. в 1512); Григор I Ахтамарци (Великий) (ок. 1512 - ок. 1544); Григор II Сефединян Ахтамарци (Малый) (ок. 1544 - ок. 1586); Григор III Малый (упом. в 1595, 1602, 1604, 1605); Мартирос Гурджи Пшрук (1660-1662); Петрос († 1670); Степанос (упом. в 1671); Пилипос (упом. в 1671); Карапет (упом. в 1677); Ованнес Тутунджи (упом. в 1679); Товма I (1681-1698), противопрестольным католикосом был Аветис (упом. в 1697); Саак Арцкеци (упом. в 1698); Ованнес Кецук (упом. в 1699-1704); Айрапет I Пайхеци (упом. в 1706); Григор Гавашеци (упом. в 1707, 1711); Ованнес Хайоцдзореци (упом. в 1720); Григор Хизанци (упом. в 1725); Багдасар Багишеци (упом. в 1735-1736); Николайос Спаркертци (1736-1751); Григор (ок. 1751-1761); Товма II Ахтамарци (ок. 1761-1783); Карапет Крэмфасменц (1783-1787); Маркос Шатахеци (1788-1791); Теодорос (упом. в 1792-1794); Микаэл (упом. в 1796); Карапет († ок. 1813); Хачатур I Ванеци (1813-1814); Карапет († ок. 1823); Арутюн († ок. 1823); Ованнес Шатахеци (1823-1843); Хачатур Мокаци (ок. 1844-1851); Габриэл Широян (1851-1857); Петрос Бюлюл (1858-1864); Хачатур II Широян (1864-1895).

http://pravenc.ru/text/77218.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010