Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БОДЖЯНИ МОНАСТЫРЬ Бачской епархии Сербской Православной Церкви, находится в одноименном местечке недалеко от г. Бачка-Паланка. Назван по имени своего основателя Богдана, торговца из Далмации, к-рый, согласно преданию, получил чудесное исцеление глаз по молитве к Богородице, умывшись водой из источника. Основанию мон-ря оказал содействие воевода Димитрий Якшич, благодаря ему у венг. кор. Матьяша Хуньяди (Матвея Корвина) было получено разрешение на строительство (1443-1490). Кроме храма на месте своего исцеления Богдан построил 4 кельи для монахов и приобрел земли. Первым игуменом Б. м. был иером. Никанор, постриженик мон-ря Ресава. Строительство главного храма в честь Введения во храм Пресв. Богородицы закончили в 1478 г. В 1565, 1675 и 1695 гг. мон-рь разорялся турками и восстанавливался соответственно в 1578, 1678, 1698 гг. В 1695-1708 гг. Б. м. был резиденцией еп. Ефтимия (Дробняка). Во время восстания Ракоци в 1705 г. мон-рь был вновь разграблен и сожжен; в 1711 г. он пострадал от наводнения. Строительство новой, четвертой по счету церкви завершилось в 1722 г. на средства Михаила Темишварлии из Сегедина. От древней ц. в честь Введения во храм Пресв. Богородицы (1468) сохранились только фундаменты. На ее месте в 1722 г. построили большую церковь, крестово-купольную, одноглавую, с прямоугольными певницами с сев. и юж. сторон трансепта. В 1780-1790 гг. пристроили с зап. стороны барочные колокольню и фронтоны над певницами. В сер. XVIII в. возвели монастырские службы. Постройки Б. м. пострадали при пожарах в 1755 и 1758 гг. Ремонтные работы производились с 1787 до 1790 г. Роспись собора выполнена в 1737 г. артелью живописца и гравера Христофора Жефаровича (нач. XVIII в.- 1753). В выборе и размещении тем, гл. обр. в их иконографии, Жефарович следовал афонской традиции своего времени. В апсиде изображены Евхаристия, Служба св. отцов, образ Богоматери «Ширшая небес», Введение во храм, Благовещение, а также композиция, иллюстрирующая текст задостойника литургии свт.

http://pravenc.ru/text/149633.html

T. 1. N 55. P. 308-311). Лицевой синодик, вкладные и кормовые книги Анастасова в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ря близ Одоева. 1673 - 1675 гг. (РГБ ОР. Ф. 178. N 8299. Л. 75 об.) Лицевой синодик, вкладные и кормовые книги Анастасова в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ря близ Одоева. 1673 - 1675 гг. (РГБ ОР. Ф. 178. N 8299. Л. 75 об.) Наиболее ярким примером, иллюстрирующим эволюцию В. к. в XVII в., являются рукописи из Троице-Сергиева мон-ря 1639 и 1673 гг. Имена вкладчиков в них разделены по социальному и родовому признакам, книги имеют алфавитный указатель. Е. Н. Клитина высказала предположение, что в основе данных В. к. лежит протограф, созданный в кон. 60-х - нач. 70-х гг. XVI в., источником к-рого являлись по преимуществу копийные («вотчинные») книги, а также кормовая книга и описи ризницы мон-ря; во В. к. 1639 г. ссылки на копийные книги очень часты, во В. к. 1673 г. они уже являются редкостью. Во 2-й пол. XVII - нач. XVIII в. в нек-рых В. к. начали записываться сведения по истории мон-рей, жизнеописания их основателей, местных подвижников, сообщения о хранящихся в обителях святынях - мощах святых, особо почитаемых иконах. Так, в конце В. к. нижегородского Печерского мон-ря помещено сказание о Печерской иконе Божией Матери , принесенной в мон-рь основателем обители свт. Дионисием ( Титов. 1898. С. 72-74). Большую часть составленной в 1710 г. В. к. Анзерского Голгофо-Распятского муж. скита составляет изложение монастырского предания об основателе скита прп. Елеазаре Анзерском († 1656) и истории скита (Вкладная книга Анзерского скита. 2001. С. 213-275). В начале В. к. и синодика Водожской во имя Покрова Пресв. Богородицы муж. пуст. (1711) помещено «Описание» обители (РГБ. Ф. 178. 8539. Л. 3-8 об.). Во В. к. читается рассказ не только об основании пустыни, но и об ее предыстории, связанной с белозерскими подвижниками благочестия и ктиторами обители - свящ. Григорием, 1-м игум. Герасимом и др. лицами, их отношения с И. Нероновым ; за период ок. 1652-1711 гг.

http://pravenc.ru/text/158928.html

Адрес: 19451, Украина, Черкасская область, Корсунь-Шевченковский район, пгт Стеблев Телефон: (04735) 5–98–76, 5–99–99 Свято-Пантелеимоновский женский монастырь (с. Одай) [ править править код ] Монастырь учрежден решением Священного Синода УПЦ, в 2011 г. Для первоначального благоустройства обители, в качестве келий используются несколько выкупленных сельских домов, в качестве храмового помещения — оборудованный вагончик. Адрес: 19236, Украина, Черкасская область, Жашковский район, с. Одай Телефон : 097–303–95–13 Троицкий Чигиринский женский монастырь [ править править код ] Троицкий Чигиринский женский монастырь Изначально обитель была мужской. В ее современных описаниях упоминается факт находки в 1925 г. под престолом церкви Св. Троицы плиты с надписью об основании храма в 1542 г. Дмитрием Вишневецким – одним из ранних вождей украинского казачества. «История Российской иерархии» (1807-1815) упоминает под 1627 г. о настоятеле Чигиринской обители игумене Мартирии. Известно письмо Ивана Выговского – войскового писаря при Богдане Хмельницком и впоследствии гетмана – к Московскому патриарху Никону о том, что в 1653 г. храм Св. Троицы, построенный в монастыре Выговским, снабжен от царя России ризами, сосудами и книгами. В 1656 г. обитель посетил Антиохийский патриарх Макарий. Его сын и секретарь архидиакон Павел Алеппский отметил в своих дорожных записках, что писарь (Выговский) является основателем монастыря и что здесь есть храм св. ап. Иоанна Богослова. С 1663 г. обитель была резиденцией Киевского митрополита Иосифа (Нелюбовича-Тукальского), который после кончины в 1675 г. был погребен в ней (в 1678 г. тело архипастыря перенесли во Мгарский монастырь). После разорений 1678 и 1711 гг. обитель в 1730 г. была возрождена, в 1735 г. ее преобразовали в женскую. Адрес: 20901, Украина, Черкасская область, г. Чигирин, ул. Короленко, 47 Телефон: (04730) 2–53–83 Николаевский Лебединский женский монастырь [ править править код ] Николаевский Лебединский женский монастырь Обитель находится в 5 км к востоку от села, у р. Гептурки (по местному преданию, название дано в память бывшей здесь битвы казаков с турками, во время которого казаки «гепали турка», т.е. били турок). «Основан сей монастырь и отстроен по благословению Киевских митрополитов Гавриила и Самуила на средства доброхотно-дателей и бывшего местного владельца князя Ксаверия Любомирского монахинями молдавского Свято-Успенского Калатурского монастыря Магдалиною, Трофилиею, Дариею и Феврониею в период времени с 1779 по 1784 год», – гласит ведомость 1893 г. Ввиду отсутствия сведений о Калатурском монастыре, историки предполагают, что речь идет об Успенском Каларашевском монастыре (в бывшем Сорокском уезде Бессарабии) или Благовещенском Каратурском ските (бывший Оргеевский уезд).

http://azbyka.ru/palomnik/Черкасская_обл...

Архиерейский дом мон-ря Кацарети. XVI–XVIII вв. Архиерейский дом мон-ря Кацарети. XVI–XVIII вв. В делах московского посольства в Кахети в 1589 г. описаны кафоликон К. и его святыни: «Храмъ Святыя Живоначальныя Троицы, каменъ, зделанъ о камени синего тесана, из нутри подписано золотомъ. Образъ в нем месной Живоначальныя Троицы, обложенъ золотомъ съ камениемъ съ дорогимъ и иные образы многие обложены серебромъ позолочены» ( Белокуров. 1889. С. CXXII). В XVI-XVIII вв. близ церкви были выстроены архиерейский дом, жилая башня, колокольня; комплекс был обнесен оградой. Самебские епископы - особенно Николай (Чолокашвили) (кон. 80-х гг. XVII в.- 1695), Николай (Мдивнишвили) (1695-1710; с 1701 архиепископ), Иосиф (Квабулидзе) (Кобулашвили) (ок. 1711 - кон. 20-х гг. XVIII в.; с 1723 архиепископ), Иоанн (30-60-е гг. XVIII в.) - заботились об обеспечении монастыря и улучшении его материального положения. Еп. Николай (Мдивнишвили) восстановил церковь, архиерейский дом и ограду, определил состав клира, возобновил совершение богослужений, украсил храм мн. иконами, обновил книгохранилище (Ист. документы Гареджи. 2008. С. 205). При еп. Иосифе К. стал крупным центром просвещения и культуры, была открыта школа для крестьянских детей. Иммунитетной грамотой 1651 г. царь Картли-Кахети Ростом (1648-1656) освободил крестьян К. от всех гос. повинностей, кроме участия в ополчении (Там же. 2011. С. 725). Цари Кахети Теймураз I (1606-1616, 1634-1648; царь Картли и Кахети в 1623-1632), Арчил II (1664-1675), Давид II (Имамкули-хан) (1703-1722) и кахетинские князья щедро жертвовали монастырю крестьян и имения (подробнее см. в ст. Кацаретская епархия ). В нач. XVIII в. лезгины опустошили К., спаслись лишь еп. Николай и неск. семей кацаретских крестьян, к-рые переселились в Земо-Хашми, оттуда - в Хашми. К сер. XVIII в. село окончательно обезлюдело. После упразднения Кацаретской епархии в 1765 г. К. был передан в управление епископу Ниноцминдскому, в 1780 г.- настоятелю мон-ря Натлисмцемели (во имя св. Иоанна Предтечи) в пуст. Гареджи . В 1798 г. царь Картли-Кахети Георгий XII (1798-1800) закрепил за Натлисмцемели право на имущество К. и предписал его настоятелю совершать здесь богослужения, устроить в К. одну из своих резиденций. Также в К. был восстановлен клир: иеромонах, священник, диакон, писец (Там же. С. 682-684). В нач. XIX в. монастырская жизнь в К. замерла, церковь обветшала.

http://pravenc.ru/text/1683955.html

Свт. Иоанн Златоуст. Фронтиспис в кн. «Беседы на Послание ап. Павла» Иоанна Златоуста. М., 1709. Гравер И. Ф. Зубов (1675/77, Москва - 1743, там же), старший сын Ф. Е., мастер московской школы гравюры петровского времени. Вместе с братом с 1698 г. был иконописным учеником Оружейной палаты, в 1703 г. отдан на обучение в гравировальную мастерскую Оружейной палаты к Схонебеку. В окт. 1708 г. направлен вместе с мастером-гравером П. Пикартом в Московский Печатный двор, где после перевода (1714) Пикарта с учениками и печатниками в С.-Петербургскую типографию остался единственным мастером-гравером. С 1721 г. служил в Синодальной типографии, откуда уволен в связи с упразднением гравировальной мастерской (окт. 1728). Впосл. исполнял гравюры на продажу, состоял на службе в Мануфактур-коллегии, где гравировал клейма для гербовой бумаги. Вид Троиц-Сергиева мон-ря, с преподобными Сергием и Никоном Радонежскими. Гравюра. 1-я пол. XVIII в. Гравер И. Ф. Зубов Вид Троиц-Сергиева мон-ря, с преподобными Сергием и Никоном Радонежскими. Гравюра. 1-я пол. XVIII в. Гравер И. Ф. Зубов И. Ф. создавал аллегорические композиции (конклюзии), портреты, архитектурные виды; темами работ этого мастера офорта и резцовой гравюры были события общественно-политической жизни петровского времени, религ. сюжеты. Среди произведений И. Ф. на светские темы наиболее известны: «Ботик Петра I» (20-е гг. XVIII в.), «Врата Синодальные» (1721), парные портреты имп. Петра I и имп. Екатерины I (1721, с оригинала Ж. М. Натье (?)), транспаранты фейерверков 1722 и 1723 гг., портрет имп. Петра II (1728, с оригинала И. П. Люддена), «Вид Измайлова» (кон. 20-х гг. XVIII в.). Образцами произведений И. Ф. на религ. темы служат «Воскресение Христово» (1703, с гравюры Ж. Лепотра), «Тезис Луки Мультанского, посвященный Рафаилу Краснопольскому» (1709), «Тезис Феофила Кролика и Василия Гоголева, посвященный Полтавской победе» (1709, совм. с М. Д. Карновским), «Тезис Михаила Заборовского, посвященный митр. Смоленскому и Дорогобужскому Сильвестру Крайскому» (1711) и «Тезис Лаврентия Трансильванского, посвященный переходу в русское подданство Дмитрия Кантемира» (1712, оба совм. с Г. П. Тепчегорским), «Тезис Гедеона Вишневецкого, посвященный коронации Екатерины I» (1724), вид Троице-Сергиевой лавры (1725), вид Соловецкого монастыря (1744, совм. с братом), «Прп. Феофилакт (Лопатинский)» (30-е гг. XVIII в.), «Прп. Лев Катанский» и «Свт. Варсонофий» (обе после 1721).

http://pravenc.ru/text/200105.html

Стихиры на литии и стиховная составлены вновь; так же светилен, богородичен и стихиры на хвалитех. – Вообще все последование службы препод. Мартирию, совершаемое 11 ноября, как и житие его составлены преосвящ. Корнилием, бывшим пострижеником Зеленецкого монастыря. В заключение описания не лишним находим приложить список лиц, управлявших монастырем в разное время и потрудившихся, или лучше сказать потративших много сил на благоустройство обители. Настоятели Троицкого Зеленецкого монастыря. Мартирий, преподобный основатель монастыря между 1565–1570 гг. – В 1582–1583 гг., по актам он известен как строитель и сряду как игумен монастыря; преставился 1 марта 1603 года. Иустин, священник, вместе с келарем Порфирием да казначеем Сильвестром упоминаются в Писцовой книге 1620 года. Сильвестр, старец, упоминается в 1624 году. На его имя, по случаю разорения монастыря Шведами, дана под этим годом подтвердительная грамота от царя Михаила Феодоровича «О трех вытях земли», пожалованной Зеленой пустыне грамотою царя Феодора Иоанновича в 1595 году. Старец Сильвестр в 1628 году был строителем при игумене Закхее. Закхей, игумен, упоминается в 1628 году. В грамоте от 10 января 1650 года упоминаются черный поп Иосиф и строитель Арсений. Корнилий, строитель, черный поп в 1663–1664, а в 1665 и 1666 годах был архимандритом Тихвинского монастыря. В описании Тихвинского Богородицкого монастыря, изд. в 1859 году, значится, что архимандрит Корнилий переведен в 1668 году в Зеленецкий монастырь, а отсюда в 1673 году хиротонисан в митрополита казанского; с 1674 года был митрополитом новгородским; скончался 5 марта 1698 года на покое, в Зеленецком монастыре. Феодорит, игумен, упоминается в 1665–1668 годах. По Зеленецким грамотам в 1674 и 1675 годах Киприан старец и келарь Феодосий, черный поп (в 1675 г.) да казначей Тихон. Засим ряд игуменов Зеленецких становится почти не прерывным. Феодорит, игумен, вь 1675–1677 годах. Иосиф, игумен, в 1677–1679 годах. При игуменах Феодорите и Иосифе, с 1675 года показывается по грамотам Боголеп, старец, келарь. Он келарем именовался в 1680, 1685 и 1689 годах. Феодорит, игумен, с начала 1680 до половины 1682 года. Иеремия, игумен, в 1683 году. Ефрем, игумен, в 1698–1703 годах. Он был по август 1703 года вместе и закащиком, т. е. блюстителем благочиния в Ладожском и Тихвинском краях. При нем строителем состоял в 1699–1700 года иеродиакон Венедикт Баранов. Лаврентий, игумен, в 1711 году. Варсанофий, игумен, в 1712 году. Ефрем, игумен, с 1714–1719 год. Лаврентий, игумен, с 1719–1721 год. Иоиль, игумен, с 1721–1739 год, из вдовых священников села Выдропуска, новгородской епархии, поступил в монашество в Хутынский монастырь в 1714 году и посвящен иеромонахом преосвященным Иовом митрополитом новгородским; потом 25 февраля 1716 года поставлен во игумена в Кирилов новгородский монастырь, а отсюда перемещен 22 января 1721 года в Зеленецкий монастырь и здесь состоял игуменом по 21 декабря 1739 год.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

183 , и части его стали известны Эразму не ранее 1522 г. Издания гуманиста Дезидерия Эразма (1469–1536) 1516, 1519, 1522, 1527 и 1535 гг., Альдинское в Венеции 1518 г. и Парижское Колинея 1534 г., Стефановские (Robert Estienne, 1503–1559) 1546, 1549, 1550 (это textus receptus в Англии) и 1551 гг., десять Теодора Безы (1519–1605) и лейденских типографов братьев Бонавентуры и Абрама Ельзевиров 1624 и 1633 гг. (европейский textus receptus) 184 . Более критический характер имеют издания в полиглоттах Антверпенской (тома 5–6, 1571 г.), Парижской (том 5, части 1–2,1630–1633 гг.) и Лондонской (том 5,1657 г.) Бриана Валитона (1600–1661), позднее еп. Чес- терского; [издания] арминианина Стефана Курцеллея (de Courcelles, 1586–1659) в Антверпене 1658 г., Оксфордское 1675 г. Иоанна Фелля (1625–1686), другое там же 1707 г. Иоанна Милля (1645–1707), Людольфа Кюстера 1710 г., Гергарда 1711 г., Бенгеля (1687–1752) 1734 г., Веттштейна (1693–1754) 1751–1752 гг., Маттэи (1744–1811) 1782–1788 и 1803–1807 гг., Альтера 1786–1787 гг., Бирха 1788, 1798, 1801 гг. 185 Но собственно критическая разработка новозаветного текста была положена галльским проф. Иоанном Иаковом Грисбахом (1745–1812), который редактировал два издания 1774–1777 гг. и 1796–1807 гг. 186 Примыкая к воззрениям Бенгеля и своего учителя Землера, он первым высказал и научно обосновал критические приемы текстуальной реконструкции. Весь материал сначала был разделен на 5–6 фамилий 187 , но потом сведен к трем группам рецензий: александрийской (у Оригена , в А В С L и египетском переводе), западной (в D, древнелатинском, Вульгате, у латинских отцов) и византийской (19–20 минускулов и почти все прочие авторитеты). Решающими были для него первая и – по согласию с ней – вторая, а третья устранялась совершенно. Эта теория встретила яростную оппозицию со стороны Маттеи, но нашла поддержку в лице римско-католического декана богословия в Боннском университете Иоанна Мартина Августина Шольца (1794–1852), выпустившего Новый Завет в 1830–1836 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Постренессансное время начинается XVII столетием. В этот и значительную часть следующего века сосуществуют два стилистических направления – барокко и классицизм . Во второй половине XVIII и первой трети XIX столетий классицизм, вытеснив барокко, будет господствующим направлением. Барокко (“barocco” – по-итальянски “вычурный”) – это стиль контрреформации с иррациональным, весьма динамичным построением пространства и отдельных форм во всех видах искусства, с активным использованием в декоре мотива раковины. Продолжаются градостроительные работы. Так Рим предстаёт с грандиозными ансамблями и улицами, удобно по пути паломников соединяющими христианские святыни. Храмы часто приобретают необычные очертания овала, направленного вдоль или поперёк основной оси. Наиболее выдающийся мастер эпохи – Лоренцо Бернини (1598–1680 гг.), создавшего колоннады площади у храма св. Петра, овальную церковь Sant Andrea al Quirinale, Scala Reggia – папскую лестницу трапециевидной формы (способствующую визуальному увеличению фигуры понтифика), сень с витыми колоннами под средокрестием собора св. Петра над престолом-гробницей Апостола и алтарь в основной апсиде храма – так называемую Cathedra Petri, скульптурное надгробие Урбана VIII и статую сотника Лонгина в интерьере собора св. Петра, а также многие другие, в том числе и живописные работы. В южной части западноевропейского мира господствует барокко, а в северной, протестантской, наряду с ним – классицизм, продолжающий ренессансные традиции переосмысления античного наследия. В Англии нормативным явлением стал классицизм с его выдающимся примером – собором св. Павла в Лондоне (1675–1711 гг.), архитектор Кристофер Рен с.166]. Среди барочных церквей Германии вызывают особое внимание дрезденские сс.206–207] Frauenkirche (1722–1738 гг., архитектор Георг Бэр) и Hoffkirche (1738–1755, архитектор Гаэтано Киавери), а также мюнхенский храм, посвящённый Иоанну Непомуку, возведенный по проекту братьев Азам (1733–1734 гг.), с чрезвычайно вычурным овальным интерьером.

http://azbyka.ru/cerkovnoe-iskusstvo-kak...

История Ветхого и Нового Завета на простом языке, и толкование о церкви, и священническом одеянии. Без начала. Греч. «Весьма ветха и доски верхней нет». 189 (190). σοκρτους λγοι απαντες χα πιβτολαι. 1. В Василеи. 1555. Исократовы речи все и послания. Греч. «Без застежек». (По описям 1701–1735 гг. за 680, 1738–1749 гг. за 676). 190 (191). Justini historia latina sine titulo. 1. В Колонии. 1576. Иустинова история латинская. Без надписи. «У оной книги оболочка и листы ветхи». 191 (192). Julii Flori de gestis romanorum. Lat. 1. Coloniae Agrippinae. 1579. Юлия Флора о делах римских. На лат. «Ветха и листы попорчены». 192 (193). Julii Caesaris de Gallia veteri. Lat. 1. – – Юлия Кесаря о Галлии древней. На лат. 193 (194). Johannis Schefferi animadversiones in Miltiadem Nepotis, epistolas Plinii, Ciceronem de legibus. Lat. 1. В Гамбурге. 1675. Иоанна Шеффера примечания на Милциада Непотова, на письма Плиниевы, на Цицерона о законах. На лат. 194 (195 Л.22). Jacobi Tyran alphabetum pastorale, sive selecta concionum argumenta, pro diebus festis et dominicis. Lat. 1. Coloniae Agrippinae. 1711. Иакова Тирана алфавит пастырской, то есть, отборные проповедей содержания на дни Праздничные и Господские. На лат. «У оной книги переплет и оболочка ветхи». (По описям 1701–1749 гг. за 349?). 194 (196). Johannis Osorrii jesuitae concionum pro diebus dominicis, festis, et quorundam sanctorum, tomus primus. Lat. 1. Antverpiae. 1591. Иоанна Озория езуиты проповедей на дни воскресные, праздничные, и некоторых святых том первой. На лат. L. 195 (197). Lucani de civili bello sive Pharsalico carmina cum notis Hugonis Grotii. Lat 1. Лукана о гражданской войне или фарсалической с примечаниями Гугона Гроция. На лат. «У оной книги листы помараны». M. 196 (198). Martialis epigrammata latina, sine fine. 1. – Марциаловы надписи латинские, без конца. «И в совершенную ветхость пришла». 197 (199). Maturini Corderi colloquia scholastica latina. Sine indicio loci et anni. 1. – – Матурина Кордера разговоры школьные латинские. Без показания места и года. «Во оболочке ветхой».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

С положении прихожан прежних времен можно судить уже потому, что Мерефа, расположенная на довольно открытом месте, находится на южном краю губернии и, следововательно, очень близка к степям, где рыскали почти до по­ловины XVIII ст. крымцы. В Чугуевских бумагах упоминается о нападениях татар на Мерефу в 1668, 1675 и в 1688 гг., но обстоятельства нападений не показаны. Довольно полные сведения дошли до нас о бедствии, какое испытала Мере-фа от татар в 1711 г. брачном деле 1734 г. обы­ вательница Мерефы казачка Евдокия говорит о себе: «В прошлом 711 г. взята я с мужем сво­им Василием Лукьяновым Руденком Татарами з Мерефы в неволю и того ж часу мужа моего Василия под час той руины Татаре зрубали из вышепоказаннаго году была я в неволе в Турок в Царграде; а прошлаго 731 г. в Сентябре мес. з оной неволи вышла». Другой житель г. Мерефы, подтверждая показание Евдокии, говорит, что он сам был в числе пленных. Прихожане Преображенской церкви в 1712 г. писали к пре­ освященному Илариону: «В прошлом, Государь, 711 г. в приход неприятельских людей Татар наш город и церкви все позжены и многие люди взя­ты в полон и та наша Церковь Преображенская в то число созжена до основания, и священника той церкви Димитрия в полон взяли. И ныне мы сироты твои, пришед из полону и из разных городов, по обещанию своему хочем построить на том сожженном месте церковь Преображе­ния Господня». Испрашивая благословение на построение храма, прибавляют просьбу о священнике: «приговорили мы себе в приход Архангельского попа Ивана, а у той Архангельской Церкви есть священник отец его поп Фома, который был в полону; а тот наш приходский поп Димитрий ныне служит у Запорогов». По делу о грабежах запорожцев 1714 – 1720 гг. видим, что эти хищники, тогда подданные Крыма, грабили мерефянцев в 1716–1719 гг., всего чаще уводили лошадей, а иногда обирали все до нитки на дороге и в хуторах, иногда предавали беззащитных пыткам, допытываясь де­нег. Например, в июле 1714 г. «Преображенской церкви попа Михаила Харцизы конные отгнали 2 коней из стада Водолазскаго.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010