Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МОРОЗОВА Феодосия Прокопьевна (в иночестве Феодора) (21.05.1632, Москва - 2.11.1675, Пафнутиев Боровский мон-рь), боярыня, активная деятельница раннего периода старообрядчества . Основным источником сведений о ее жизни является «Житие боярыни Морозовой», написанное ее старшим братом Федором Соковниным (авторство доказано Н. В. Понырко). Род. в семье московского дворянина Прокопия Федоровича Соковнина и его жены Анисьи Никитичны (урожд. Наумовой). П. Ф. Соковнин († 1662) первоначально служил воеводой в отдаленных городах: на Мезени и в Кевроле (1624-1626), в Енисейске (1634-1636), в 1631-1634 гг. был посланником в Крыму. После 1648 г. как родственник первой жены царя Алексея Михайловича Марии Ильиничны Милославской занял видное положение при царском дворе; на царской свадьбе в янв. 1648 г. шел за санями невесты, в 1650 г. получил чин окольничего, в 1650-1652 гг. сопровождал царя в загородных поездках, в 1654-1656 гг. оставался в Москве «оберегать царицу». Старший сын П. Ф. Соковнина добился еще больших успехов: стольник (1648-1669), дворецкий царицы (1669), думный дворянин (1670), окольничий (1676-1682), боярин (с 1682) ( Руммель В. В., Голубцов В. В. Родословный сборник русских дворянских фамилий. М., 1887. Т. 2. С. 403-404). Положение Соковниных при царском дворе укрепил брак (в 1649) старшей дочери П. Ф. Соковнина Феодосии с боярином Г. И. Морозовым, братом крупнейшего землевладельца своего времени Б. И. Морозова (ок. 1590 (ок. 1600?) - 1661), к-рый был воспитателем царя Алексея Михайловича и его свояком (2-м браком был женат на сестре царицы, Анне Ильиничне Милославской). В дальнейшем принадлежность ближайших родственников М. к высшим придворным кругам и ее самой к придворной элите не смогла поколебать твердости М. в исповедании дореформенного благочестия, но во многом повлияла на отношение царя к ее оппозиционным настроениям. В 1650 г. М. родила сына Ивана, он унаследовал громадное состояние не только своего отца, но и дяди, Б.

http://pravenc.ru/text/2564174.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Башнин Н. В. Опись келейного имущества архиепископов Вологодских и Белозерских 1683 г. Описи имущества («описные», «отписные», «переписные» книги) – источник, содержащий различные сведения о церковном быте XVI – начала XX в. Возникновение их обусловлено потребностью учета и контролям над различными ценностями. Ниже публикуется опись (самоназвание документа – «роспись») келейного имущества вологодских архиепископов, составленная по указу архиепископа Вологодского и Белозерского Симона ризничным диаконом Вологодского Софийского собора Стефаном Автономовым 1 марта 1683 г. Этот документ содержит сведения о церковной утвари, книгах, одежде, посуде, а также дополняет биографию архиепископа Симона. Рукопись хранится: Отделе рукописей РНБ, ф. 550 (ОСРК), Q. IV, 389. В 4 , 28+II листа. Переплет конца XIX в. – картон, обтянутый желто-коричневой бумагой, корешок и уголки желто-коричневой кожи, на верхней крышке в центре наклейка красной кожи с гравированными золотом буквами: «Опись панагиям, платью и всяким другим вещам архиепископа Вологодского Симона 1683 года. Q. IV. 389. И. Б.» и изображением двуглавого орла. Написана одним почерком скорописью с правкой в нескольких местах другим почерком. Листы I, 1, 2 помяты, оборот л. II затерт. Листы, подклеенные папиросной бумагой: по периметру – л. I; нижнее поле – л. 1, 6, II; левому полю – л. 7, 24. Чистые листы – л. I (перед л. 1), л. 28 об. и л. II (находится после л. 28 об.). Водяные знаки: «Голова шута» с литерами MLT типа – Дианова 182 (1678, 1682), 196 (1675). Архивная нумерация по центру нижнего поля черными чернилами. Пометы конца XIX – начала XX в. черными чернилами: 1) на верхнем поле л. I «Q. IV. 389»; 2) в верхнем левом углу л. 1 «Q. IV. 389»; 3) на нижнем поле л. 28 об. «В этой рукописи дватцать восемь (28) листов. Библиотекарь И. Бычков». Пометы XX в. карандашом: 1) на защитном листе между верхней крышкой переплета и л. I в верхнем левом углу «Инв. 5976»; 2) на л. I на верхнем поле «81». Рукопись описана: Каталог собрания рукописей П. И. Савваитова, ныне принадлежащих Императорской Публичной библиотеке/Сост. И. А. Бычков. СПб., 1900. С. 77. 63.

http://sedmitza.ru/lib/text/6346351/

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Д. Ф. Полознев. Московские патриархи Иоасаф II, Питирим, Иоаким и Адриан К оглавлению В историографии время после низложения патриарха Никона и завершения Большого Собора 1666–1667 гг., вплоть до упразднения патриаршества в 1700 г. отошло как бы в тень более ярких и драматических событий предшествующего периода. Если не принимать во внимание историю раскола, интерес к которому вызвало открытое противостояние приверженцев старой веры православной Церкви, в советское время исследованное как социальное явление, то мы насчитаем буквально несколько работ, касающихся преимущественно патриаршества Иоакима и Адриана и истории Собора 1682 г. И хотя некоторые пробелы восполняются по документам, изданным в составе «Актов Археографической экспедиции», «Актов исторических», «Древней российской вивлиофики», по «Описанию документов и дел, хранящихся в архиве Святейшего Правительствующего Синода» и др. и отдельным публикациям , в целом данный период еще не получил достаточно полного освещения и обобщения в научной литературе. Между тем на это время приходятся предстоятельства четырех последних патриархов: Иоасафа II (1667–1672), Питирима (1672–1673), Иоакима (1674–1690) и Адриана (1690–1700) и проведение ряда важных церковных Соборов в 1672, 1675, 1678 и 1682 гг. В эти же годы значительные потрясения испытали государство и общество. После кончины в 1676 г. царя Алексея Михайловича власть ненадолго перешла к Федору Алексеевичу (1676–1682), продолжившему реформаторские начинания своего отца. Период после краткого правления Федора и вплоть до воцарения Петра в 1689 г. отличался политической нестабильностью в связи с неясностью в вопросе престолонаследия. Царствование же Петра I, начало которого приходится на последнюю треть XVII в., ознаменовалось резким поворотом не только в государственной политике, но и изменением отношения к Церкви, пытавшейся сохранить традиционные религиозные и национальные устои, ведь даже реформы, начатые патриархом Никоном и весьма последовательно продолженные его преемниками, проходили под знаком борьбы с «новинами».

http://sedmitza.ru/lib/text/436206/

Митрофан, святитель, епископ Воронежский (Михаил, в схиме Макарий) († 1703; память 7/20 августа, 23 ноября/6 декабря, 4/17 сентября, 23 июня/6 июля в Соборе Владимирских святых и 23 января/5 февраля в Соборе Костромских святых) Родился 6 ноября 1623 года от благочестивых родителей, по свидетельству самого святителя. До 40 лет будущий святитель жил в миру, был женат, имел сына и служил приходским священником в селе Сидоровском, расположенном недалеко от города Шуи. Уже в это время он зарекомендовал себя добрым пастырем, нежным и заботливым отцом. В 1663 году, овдовев, принял монашество в Золотниковской Успенской пустыни Суздальского уезда. Обитель, принявшая подвижника, была очень бедной, но он полюбил ее на всю жизнь и даже хотел быть в ней погребенным. Однако богоугодная жизнь Митрофана не могла быть скрыта от окружающих. Братия Яхромского Косминского монастыря в июне 1665 года избрала его своим игуменом. Почти 10 лет управлял он названным монастырем, насаждая среди братии дух благочестия, ревнуя и о внешнем благоукрашении святой обители. В 1675 году Митрофан был переведен игуменом Макариева Желтоводского монастыря, что на реке Унже, Костромской епархии, которым управлял почти семь лет. Здесь он построил теплый храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и украсил его церковной утварью и иконами. Освящена новая церковь в 1680 году. Благочестивая и подвижническая жизнь игумена Митрофана выдвинула его на пост архипастырского служения. На Соборе 1681–1682 годов для борьбы с усилившимся расколом была учреждена новая кафедра – Воронежская, куда первым архиереем был избран Митрофан. 2 апреля 1682 года патриарх Иоаким († 1690) и 16 иерархов хиротонисали его во епископа Воронежского. После хиротонии святитель несколько месяцев жил в Москве, устраивая дела новой епархии. За этот период ему пришлось участвовать в погребении скончавшегося царя Федора Алексеевича и в венчании на царство юных государей Ивана и Петра. В конце августа 1682 года святитель Митрофан прибыл в Воронеж. Трудный путь предстояло пройти ему в этой епархии. Население края было разнородным. Пользуясь тем, что край был удален от центра гражданской и духовной власти, сюда стекались люди со всех концов России, искавшие воли или скрывавшиеся от наказаний.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

А.А. Половцов Постников, Василий Тимофеевич Постников , Василий Тимофеевич, дьяк Посольского приказа, талантливый дипломат конца XVII стол. Когда П. начал свою службу – неизвестно; впервые имя его встречается в 1666 году в списке лиц, участвовавших во встрече грузинского царевича Николая Давыдовича; Постников тогда был простым незаметным подьячим Московского Судного приказа, и ему определено было при встрече быть «в ездоках». Затем П. совершил ряд посольств в Польшу: в 1671–1672, 1673–1674 и в 1674–1675 годах по малороссийским делам. В 1675 году он был подьячим Посольского приказа. В 1676 году подьячего Постникова с толмачом Ив. Еналом отправили гонцом в Вену к императору Леопольду объявить о кончине царя Алексея Михайловича и о восшествии на престол царя Феодора Алексеевича. Пробыв долго в Вене, он только 25-го июня отбыл оттуда и 20-го сентября возвратился с грамотой от императора. В этой грамоте (от 8-го июня 1676 года) император Леопольд поздравлял государя с восшествием на престол и сообщал о смерти своей супруги. В том же 1676 году П. сделался дьяком и назначен был в Казанский Дворец. Когда кн. Мих. Юр. Долгорукий, в то время управлявший Казанским Дворцом, был назначен воеводой «Казанского разряда и войск, то он вытребовал к себе в полк дьяка вышеупомянутого Приказа. В то время Долгорукий стоял под Киевом, куда и приехали к нему 28-го июля назначенный быть в «товарищах»: окольничий кн. Гр. Аф. Козловский и дьяк Вас. Постников. К сентябрю того же (1679) года они прибыли в Москву, а 30-го сентября были «у руки государя»; тут были собраны: воевода большого полка с дьяками и воевода Казанского разряда с товарищами и дьяками, а также находившиеся в их полках стольники, стряпчие, и прочие чины. От имени государя думным разрядным дьяком им была произнесена приветственная речь, после которой они были представлены к «руке государевой», и государь милостиво расспрашивал их о здоровье и службах. В тот же день (30-го сент. 1679 г.) кн. Мих. Юр. Долгорукий, взятый на войну из Приказа Казанского Дворца, опять стал во главе этого Приказа, возвращены были и дьяки, и Постников сделался опять 3-м дьяком Казанского Дворца (2-м после думного), где и находился до сентября 1681 года, когда перешел в Посольский Приказ. В 1680 году Постников находился в походе государевом за богомолье в с. Воробьево, откуда был прислан 23-го июня в Москву с указом государя. Переворот, происшедший 15-го мая 1682 года, произвел много перемен в личном составе правительства. Многие (в числе их покровитель Постникова, кн. Мих. Юр. Долгорукий, управлявший Казанским Дворцом) погибли во время мятежа от руки стрельцов, другие, напротив, возвысились.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КАРИОН (Истомин; 40-е гг. XVII в., Курск - после апр. 1718 (15.05.1722?), Москва), иером., поэт, педагог. Мирское имя К. неизвестно. Исследователи предполагают, что он был выходцем из подьяческой среды, поскольку его старший брат Г. Истомин и племянник И. Истомин служили подьячими. Под влиянием земляка и свойственника Сильвестра (Медведева) (сестра последнего Дарья была замужем за братом К. Гавриилом) К. принял постриг в Молченской Софрониевой в честь Рождества Пресв. Богородицы муж. пуст. близ Путивля, где в 1672-1675 гг. жил Сильвестр. В 1676 г., будучи диаконом Молченской пуст., К. приезжал в Москву, где получил деньги «в помяновение» умерших в 1675 г. Сарского и Подонского митр. Павла и иером. Епифания (Славинецкого) , общался с Евфимием , мон. Чудова в честь Чуда арх. Михаила в Хонех муж. мон-ря . Позднее К. переехал в Москву (возможно, вслед за Сильвестром (Медведевым), переселившимся в рус. столицу в 1677) и начал работать на московском Печатном дворе . Наиболее ранние сведения об этом периоде жизни К. относятся к 27 июня 1679 г., когда в расходной книге Печатного двора отмечено, что К. взят туда книжным писцом; 25 окт. следующего года К. уже числился в чтецах. На основании родства К. с Сильвестром (Медведевым) С. Н. Браиловский предположил, что в Москве К. первоначально жил в Заиконоспасском в честь Нерукотворного образа Спасителя мон-ре , где Сильвестр был строителем, и лишь позднее - в кон. 70-х или в нач. 80-х гг. XVII в. перешел в Чудов мон-рь. Возможно, под рук. Сильвестра К. изучил латынь и польск. язык. В 1680-1681 гг. он также учил греч. язык (24 сент. 1680 и 20 нояб. 1681 он получал деньги за изучение греч. языка «и для ево скудости»). 4 марта 1682 г. К. был назначен справщиком на Печатном дворе. В нач. 80-х гг. патриарх Московский и всея Руси Иоаким (Савёлов) обратил внимание на К. В июне 1681 г. К. передал патриарху подготовленное Сильвестром обличение труда приехавшего в Москву кальвиниста Я.

http://pravenc.ru/text/Карион ...

2 святыни В нашем храме находится икона с частичкой мощей святителя епископа Митрофана Воронежского Святитель Митрофан, епископ Воронежский Дни памяти: 19 июля, 7 августа (Обретение мощей), 4 сентября (Второе обретение и перенесение мощей), 23 ноября Святитель Митрофан, епископ Воронежский, в миру Михаил, родился 8 ноября 1623 года. В синодике, принадлежавшем святителю, перечень имен начинается с лиц, облеченных в священнический сан, и это дает основание полагать, что он родился в семье потомственных священников. Из Духовного завещания святителя Митрофана известно, что он " родился от благочестивых родителей и воспитан ими в непорочном благочестии Восточной Церкви, в православной вере " . До сорокалетнего возраста святитель жил в миру: был женат, имел сына Иоанна и служил приходским священником. Местом пастырской деятельности иерея Михаила было село Сидоровское, расположенное у реки Молохты, притока Тезы, впадающей в Клязьму, недалеко от города Шуи (ныне Владимирская область). Лишившись супруги, священник Михаил принял постриг с именем Митрофан в Золотниковской пустыни в 1663 году. В синодике обители запись рода святителя Митрофана начинается словами: " род черного священника Митрофана Сидоровского " . Через три года иноческой жизни иеромонах Митрофан избран во игумена Яхромской Косминой обители. Этим монастырем он управлял 10 лет, проявив себя усердным настоятелем. Его заботами здесь воздвигнут храм в честь Нерукотворного Образа Всемилостивого Спаса. Патриарх Иоаким (1674 - 1690), узнав о высоком благочестии святого Митрофана, возвел его в 1675 году в сан архимандрита знаменитого в то время Макариево-Унженского монастыря. Там попечением святого был сооружен храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы с трапезной и колокольней. На Московском Соборе 1681 - 1682 годов в числе мер для борьбы со старообрядческим расколом и в целях улучшения христианского просвещения среди православного населения было решено увеличить число епархий и открыть новые кафедры: Воронежскую, Тамбовскую, Холмогорскую и Великоустюжскую.

http://elitsy.ru/holy/temple/27430/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКИТА (Тотемский) († 1704, Коломна), архиеп. Коломенский и Каширский (1681-1704). Происходил из купеческого рода г. Тотьмы ( Волков. С. 10). Иных сведений о происхождении, мирском имени и ранних этапах биографии Н. нет. 21 июня 1661 г. Н. был назначен архимандритом Кириллова Белозерского в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря , весной 1663 г. вместе с архиеп. Вологодским и Белозерским свт. Маркеллом был вызван в Москву на церковный Собор. 19 авг. 1664 г. по неизвестным причинам уволен с этого поста. 27 апр. 1666 г. стал архимандритом Кириллова Новоезерского в честь Воскресения Христова монастыря , а 26 дек. 1667 г. вновь назначен архимандритом Кирилло-Белозерского мон-ря. О месте пребывания Н. в кон. 1664 - нач. 1666 г. сведений нет. Возможно, поводом для временного перевода Н. из Кирилло-Белозерской обители стал внутримонастырский конфликт. Об этом косвенно свидетельствует царская грамота от 22 апр. 1668 г., к-рая предписывает все дела, касающиеся духовного чина - «меж попов, и старцев, и клирошан, и церковных причетников», а также назначения старцев «в службы», «выбирать архимариту Никите со всеми вами (соборными старцами.- И. У.), вопче, безо всякого прекословия и ненависти» (ААЭ. Т. 4. 163. С. 216-217). В игуменство Н. в Кирилло-Белозерском мон-ре велось строительство 2-го кольца каменных укреплений - «Нового города» с башнями до 6-7 этажей в высоту (завершено в 1682). Архимандрит заботился и о вотчинных владениях монастыря. 25 марта 1675 г. Н. получил царскую жалованную тарханную грамоту «на езы» в р. Шексне и рыбные ловли в Белом и др. озерах Белозерского у. (см.: Кириллов: Краевед. альманах. 2001. Вып. 4. С. 321-331). При игуменстве Н. Кирилло-Белозерский монастырь продолжал оставаться местом ссылки. В 1666-1681 гг. здесь под надзором Н. пребывал бывш. патриарх Никон (Минов) , к-рый до 1676 г. находился в Ферапонтовом Белозерском в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыре . Н. был духовным отцом Никона.

http://pravenc.ru/text/2565394.html

Св. Димитрий , Митрополит Ростовский, родился в Декабре 1651 года близ Киева в Малороссийском городке Макарове, в котором родитель его Савва, по прозванию Туптало, был Полковым Сотником; при крещении он наречен был Даниилом; из детства воспитывался в родительском доме, а потом отдан в Киевский Училищный Богоявленский Монастырь, и там обучался иностранным языкам и Словесным наукам до Риторики; ибо тогда далее сего класса не были другие в оном училище. На 18 году возраста своего, 1668 года Июля 9, пострижен он в Монашество в Киевском же Кирилловском Монастыре и наречен Димитрием. В 1669 году Марта 25 Киевским Митрополитом Иосифом Тукальским в Каневе посвящен во Иеродиакона; а в 1675 году Черниговским Архиепископом Лазарем Барановичем в Густинском Монастыре, по посвящении Мая 23 в Иеромонаха, определен Проповедником при Кафедральном его Соборе, где два года исправлял сие звание с отменным успехом и похвалою. Потом, по приглашению некоторых благодетелей своих, отъехал за границу в Литву и, сперва прибывши в Виленский Святодухов православный Монастырь, по просьбе Братии, только дважды в нем проповедовал; оттуда, по приглашению от Слуцкого Духовенства, переселился в Слуцк, и пребывая там в Преображенском православном же Монастыре, целый год неутомимо трудился в проповедании Слова Божия. Слава о его проповеднических дарованиях скоро распространилась по всем Заднепровским православным Церквам. Многие Монастыри и Духовные Власти приглашали его к себе, но Слуцкое Братство, а особливо создатель Слуцкого Монастыря благочестивый гражданин Иоанн Скочкевич, просьбами своими удерживали его в Слуцке. По кончине сего Скочкевича он, почтив память его надгробным Словом, возвратился в Малороссию и избрал себе жительство в Николаевском Крупицком Монастыре, в городе Батурине, где было тогда пребывание Малороссийских Гетманов. Там он прилежно продолжал. Проповедническую должность и там обратил на себя внимание как народа, так и своего Начальства, а равно и всего Духовенства. По сему многие тамошние Обители изъявляли желание иметь его и даже просили его себе в Настоятели. В 1681 году Сентября 4 посвящен он Черниговским Архиепископом Лазарем Барановичем в Игумена Преображенского Максаковского Монастыря; а в 1682 году Марта 1-го переведен Игуменом же в Батуринский Крупицкий Монастырь, но по прошествии 1 года и 8 месяцев он сам отказался от Настоятельства и жил в том же Монастыре уединенно.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Сильвестр Медведев лицо не безызвестное в истории нашего отечества за XVII столетие: наши древние книжники-составители житий возвели его даже в особое звание «ересиарха», виновника «новоявльшейся латинской дымящейся главни Аркудиевы или Медведевы». Такую почетную и громкую известность у нас на Руси Медведев получил благодаря своему учению о времени пресуществления св. даров в таинстве евхаристии, учению, возбудившему жаркие и бурные прения, тянувшиеся в нашей церкви в XVII столетии чуть ли не целую четверть века. Медведев родом был из Курска и в мире назывался Симеоном. Свою служебную карьеру он начал с чина подьячего и вместе с Шакловитым, с которым так тесно связана его последующая судьба, служил в губной избе, состоявшей тогда в ведомстве приказа тайных дел. Вероятно еще в Курске Медведев получил образование. В 1670 году он, будучи по своим делам в Москве, виделся со всеми тогдашними московскими учеными. Лет через пять после этого (3 мая 1675 г. он был уже монах) он устраняется мира и его молвы и принимает монашество, поселившись на жительство в Молченской путивльской пустыни. Отсюда он вскоре, по настоянию Семеона Полоцкого и самого царя Феодора Алексеевича, перешел в Москву в Заиконоспасский монастырь, где получил келью, по приказанию самого царя, «на иных всех богатейшую» и ближайшую к Симеоновым покоям, так что о Медведеве впоследствии говорили, будто он «купно с отцем Симеоном в единой келии живяше» (Остен л. 98) 1 . Живя в Москве в одном монастыре с Полоцким и, конечно, пользуясь его наставлениями, Медведев сделался ревностным учеником Полоцкого. По словам автора книги Остен, Медведев слушал «словеса его (Полоцкого) латинския мысли полна суща, не познав лести оного, прельстися вслед его мудрования». После смерти Полоцкого, Медведев написал ему надгробную эпитафию в стихах, в которой восхвалял учителя и выставлял его высокие заслуги. Свой поэтический талант Медведев еще обнаруживал не раз, как при событиях радостных, каково напр. его «приветство брачное» по случаю бракосочетания царя Феодора Алексеевича с Марфою Матвеевной Апраксиной 12-го февраля 1682 года, так и печальных напр. «о преставлении государя царя и великого князя Федора Алексеича... плач и утешение дванадесятьми виршами, по числу лет его царскаго пресветлого величества, еже поживе в мире». В этом случае Медведев показал плоды своего учения у Симеона Полоцкого , доказал, что семена брошены на хорошую почву и потому не пропали даром.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010