[  назад  ] Абхазская; Алавердинская и Телавская; Бодбийско-Сигнахская; Владикавказская и Моздокская епархии Абхазская епархия Герман (Гоголашвили) (8 сентября 1851 - 2 сентября 1856) Геронтий (Папиташвили) (6 октября 1857 - 16 ноября 1859) Александр (Окропиридзе) (4 марта 1862 - 30 мая 1869) Гавриил (Кикодзе) (30 мая 1869 - 1886) - управлял Сухумская епархия Геннадий (Павлинский) (28 декабря 1886 - 31 марта 1889) Александр (Хованский) (29 мая 1889 - 12 февраля 1891) Агафодор (Преображенский) (2 марта 1891 - 17 июля 1893) Петр (Другов) (19 сентября 1893 - 17 января 1895) Арсений (Изотов) (8 февраля 1895 - 26 марта 1905) Серафим (Чичагов) (1905-1906) Кирион (Садзагелов (Садзаглишвили) ) (3 февраля1906 - 25 января 1907) Димитрий (Сперовский) (25 января 1907 - 25 июля 1911) Андрей (Ухтомский) (25 июня 1911 - 22 декабря 1913) Сергий (Петров) (22 декабря 1913 - 1918) Сухумо-Абхазская епархия Амвросий (Хелая) (1918-1921) Иоанн (1921-1925) Христофор (Цицкишвили) (1925 - 4 июля 1927) Ефрем (Сидамонидзе) (27 марта - 19 сентября 1927) Мельхиседек (Пхаладзе) (1927-1928 и 1935-1943) Павел (1928) Варлаам (Махарадзе) (12 февраля 1929 - 1934) Антоний (1952-1956) Леонид (1957-?) Роман (?-1967) Илия (Гудушаури-Шиолашвили) (1967-1977) Николай (Николоз) (1977-1983) Давид (Чкадуа) (1983-1992) Даниил (Датуашвили) (1992 - 21 декабря 2010) (с 1992 за пределами Абхазии епархии) С 2010 управляет патриарх Алавердинская епархия А. и Кахетинская (1811-1814), А. и Телавская (1814- Св. Иосиф (нач. VI в.) один из 13 прп. Сирийских отцов Иоанне (1511) Евктыме (1522) Николоз (1578) Кириле (1579) Иоанне (Авалишвили) (1612) Зебеде II (1639) Арсений (Авалишвили) (1651- 1660) Григол (1670) Николоз (Андроникашвили) (1685-1694) Николоз (Чолокашвили) (1695-1711) Иоанне (Макашвили) (1712) Николоз (Чолокашвили) (1724-1728) Закария (Андроникашвили) (1733-1734) Николоз (Андроникашвили) (1736-1757) Зенон (1761-1782) Николоз (Андроникашвили) (1784-1785) Антоний II (Багратиони), Католикос Алавердели (1785-1811) Иоанн (Бобдель-Макаев) (14 июля 1811 - 30 августа 1814)

http://hierarchy.religare.ru/h-orthod-ab...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Искусство ИГНАТИЙ Симоновский, Московский (кон. XIV - 1-я пол. XV в.), иконник, прп. (пам. в Неделю перед 26 авг.- в Соборе Московских святых) ИГНАТИЙ [Афонский, К-польский, Новый, Старозагорский] (в миру Иван; † 1814), прмч. (1 мая и в Соборе Афонских преподобных 2-я Неделя по Пятидесятнице) ИГНАТИЙ, ЛЕОНИД, ДИОНИСИЙ, ФЕОДОР, ФЕРАПОНТ, КОРНИЛИЙ Островские, Новгородские (XVI в.), преподобные (пам. 30 авг., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 21 мая - в Соборе Карельских святых), ученики прп. Александра Свирского ИГОРЬ (ГЕОРГИЙ) ОЛЬГОВИЧ († 1147, Киев), блгв. кн. киевский (пам. 5 июня, 19 сент., 20 сент.- в Соборе Брянских святых, 22 сент.- в Соборе Тульских святых) ИЕРЕМИЯ (ок. 645 г. до Р. Х.- 1-я пол. VI в. до Р. Х.), 2-й из великих ветхозаветных пророков (пам. 1 мая) ИЕРЕМИЯ (XI в.), прп. (пам. 5 окт., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов), Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий, Прозорливый ИЕРОНИМ СТРИДОНСКИЙ (ок. 347- 419/20), пресвитер, библеист, экзегет, переводчик Свящ. Писания, один из 4 великих учителей Зап. Церкви, блж. , прп. (пам. 15 июня, пам. зап. 30 сент.) «ИЗВЕЩЕНИЕ О СОГЛАСНЕЙШИХ ПОМЕТАХ» музыкально-теоретический трактат 1670 г., посвященный различным аспектам знаменного пения 2-й пол. XVII в. ИЗДАТЕЛЬСТВА И ИЗДАНИЯ ДУХОВНО-МУЗЫКАЛЬНЫЕ гос., церковные и частные орг-ции в России и др. странах, выпускавшие печатные издания правосл. церковных песнопений, и их публикации ИИСУС ХРИСТОС Сын Божий, Бог, явившийся во плоти, взявший на Себя грех человека, Своей жертвенной смертью сделавший возможным его спасение ИИСУСА НАВИНА КНИГА 6-я книга Свящ. Писания, следующая за Пятикнижием Моисеевым и повествующая о завоевании и разделе Св. земли (Ханаана) израильтянами под предводительством Иисуса Навина ИКОНОЛОГИЯ направление в искусствознании и один из методов смыслового анализа изобразительного искусства и архитектуры

http://pravenc.ru/rubrics/123062_34.html

Михаило-Архангельский погост, урочище. Церковь Михаила Архангела. Сортировка: Надпись на обороте фотографии: церковь Михаила Архангела, 1839 г. (Куровичи). Фотографировал Васильев Иван Алексеевич, лето 1949 г. Елена Григорьева 1 июня 1949 Карта и ближайшие объекты Каменный храм начали строить в 1814 году вместо деревянной церкви, тёплые приделы освящены в 1829 году, холодный в 1837 году. В 1846 году тёплый храм распространен и с тех пор сохраняется в неизменном виде. Престолов в нём три: в холодном во имя Архистратига Михаила и прочих бесплотных сил, в трапезной в честь Успения Пресвятой Богородицы и во имя преподобного Спиридона, епископа Тримифунтского. В советское время храм закрыт, уничтожено внутреннее убранство. В самом конце ХХ века храм стали очищать от мусора. В храме уже есть небольшой иконостас, в 2002 году на Троицу был молебен. Из книги " г. Киржач. Храмы Киржачского района Владимирской области " , составитель свящ. Олег Пэнэжко, 2001 г. Сергей Михайлович Прокудин-Горский (пионер цветной фотографии в России, создатель «Коллекции достопримечательностей Российской империи» ) родился 31 августа (18 по ст. ст.) 1863 г. в родовом имении Фуникова Гора. Через три дня он был крещён в приходской церкви Михаила Архангела Архангельского погоста, в приход которого входило имение. На кладбище Архангельского погоста до сих пор сохранились могилы его предков. Первое документальное упоминание о деревянной церкви Михаила Архангела встречается в начале XVII в. в Патриарших окладных книгах (1628): " ... церковь собор Михаила Архангела на Утроке... дани три алтына две деньги, десятильнечьих три алтына " ... Настоящая каменная церковь была построена в 1814 г. вместо прежней деревянной, пришедшей в ветхость. В трапезной устроены тёплые приделы: Успенский и Спиридоновский. В храме хранились древние богослужебные книги печати 1670-1680-х гг. После революции Михайло-Архангельская церковь была закрыта и разграблена. В начале 2000-х гг. предпринимались попытки консервации здания. В настоящее время церковь окормляют сёстры Киржачского Благовещенского монастыря. Но для восстановления Михайло-Архангельской церкви у них нет средств.

http://sobory.ru/article/?object=00687

Богородице-Рождественский ставропигиальный женский монастырь 7 ноября 2010 г. 13:00 Богородице-Рождественский монастырь был основан в 1386 г. в память победы на Куликовом поле (по некоторым данным, первоначально находился в Кремле, а в 1484 г. был перенесен на нынешнее место в Белый город). Собор Рождества Пресвятой Богородицы был построен в 1501-1505 гг. и многократно перестраивался. Во время пожара 1547 г. собор пострадал, но вскоре был восстановлен. В южной алтарной апсиде по повелению царя Иоанна IV был устроен Никольский придел, к которому в XVII в. пристроили трапезную. К концу XVIII в. собор был окружен с северной и южной сторон крытой папертью, в которой в XIX в. были устроены приделы Сошествия Святого Духа (1814 г.) и свт. Димитрия Ростовского (1820 г.). В 1670-е гг. с восточной стороны к собору пристроили усыпальницу князей Лобановых-Ростовских, над которой в XIX в. разместилась монастырская ризница. В 1676-1687 гг. на средства кн. Фотинии Ивановны Лобановой-Ростовской была построена каменная церковь свт. Иоанна Златоуста. В XVI в. над юго-западным углом Рождественского собора располагалась звонница, разобранная в XVII в. и замененная шатровой колокольней, которую в 1855 г. поразила молния. Колокольня над святыми вратами построена в 1835-1836 гг., в нижнем ярусе на средства С.И. Штерич устроена церковь сщмч. Евгения Херсонского. Первая каменная ограда с четырьмя угловыми башнями была возведена в 1671 г., новая ограда построена в 1882 г. частично на основании прежней. В начале XX столетия в стенах обители, в ее многочисленных скитах и подворьях подвизалось свыше шестисот насельниц (перед закрытием монастыря в нем пребывало по одним сведениям — 625, по другим — около 700 сестер или даже более того, с учетом обитательниц монастырских скитов и подворий), монастырь владел 33 гектарами земли. При монастыре действовали приют для девочек-сирот и церковно-приходская школа. На протяжении многих веков параллельно северной и южной стенам монастыря располагались в несколько рядов одноэтажные строения сестринских келлий. В XIX и начале XX столетия эти здания были снесены. Из одноэтажных строений на территории обители остались келлии, расположенные вдоль восточной монастырской стены (ныне — строение 8 дома 20 по ул. Рождественке), рядом с которыми возвышается огромный четырехсотлетний дуб. В начале XX века на месте снесенных зданий началось строительство величественного трапезного храма в честь Казанской иконы Божией Матери.

http://patriarchia.ru/db/text/1313758.ht...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АФАНАСИЙ V (Маргуний), Патриарх К-польский (27/28.05.1709 - 4.12.1711). Род. на о-ве Крит; учился в ун-те г. Галле (Саксония), где получил прекрасное образование, знал лат., араб., нем. языки. Занимал кафедру митр. Тырновского и Адрианопольского (ок. 1692). После низложения и ссылки на Афон Патриарха Киприана на К-польский престол одновременно с А. был избран митр. Кизический Кирилл (см. Кирилл IV , Патриарх К-польский), но по настоянию великого визиря Али-паши избрание это было признано недействительным. Во время своего Патриаршества А. начал деятельность по исследованию и упорядочению литургико-канонических традиций К-польского Патриархата; издал книгу, содержащую церковное чинопоследование на весь год (1709), составил множество канонических постановлений и синодальных актов, занимался решением мн. канонических вопросов. После отставки Али-паши архиереи, поддержанные знатными греками, низложили А. и возвели на Патриарший престол Кирилла IV. Существует мнение, что А. был низложен за церковные нововведения и прозап. образ мыслей. После ухода с Патриаршества А. жил в К-поле, в 1718 г. на нек-рое время переехал в Яссы, затем вернулся в К-поль, где и умер. Б. А. Нелюбов А. проявил себя также как мелург, автор немногих, но значительных муз. сочинений. Певч. искусству он учился у Баласиса , иерея и номофилакса, прозванного «лебедем музыки». В рукописях песнопения А. надписаны следующим образом: «митрополита Тырновского», «Адрианопольского», «патриарха, бывшего [митрополита] Тырновского и Адрианопольского», «Афанасия патриарха, Критского» или «бывшего [патриарха] Константинопольского». Ему принадлежат 2 херувимские песни, 2 воскресных причастна (на 1-й и 1-й плагальный (5-й) гласы), 5 многолетий (архиереям Синая, Никомидии, экзарху Фессалии, правителю Угровлахии), 2 калофонических ирмоса, изданных протопсалтом Григорием (Καλοφωνικ Ερμολγιον. Κωνσταντινοπολις, 1835. Σ. 166-169), матима на Рождество Христово «Μυστριον ξνον» (    ) 1-го гласа, а также избранные стихи (Εκλογα) 1-го гласа св. вмц. Екатерине «Υπομνων πμεινα τν κριον. Αλληλοια» (      .  ; Пс 39. 2), как уточняется в надписаниях мн. рукописей, «отобранные и переложенные (κλεχθντες κα τονισθντες) господином Афанасием Тырновским через посредство кафигумена господина Никифора» (Iver. gr. 1009. Fol. 213). Особое значение имеет сделанное А. «толкование» (ξγησις; в древнерус. пении аналогичным термином является розвод ) погребального Трисвятого на 2-й плагальный (6-й) глас, ставшее 2-м по времени случаем записи «экзегетическим» (или аналитическим) способом, что важно для уточнения границ 2-го (ок. 1670) и 3-го (до 1814) периодов развития визант. нотации .

http://pravenc.ru/text/76944.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации В Ирландии при строительных работах обнаружены остатки старого католического храма Археологические раскопки храма продлятся до конца декабря ДУБЛИН. В Ирландии при строительных работах обнаружены остатки старинного католического храма времен гонений на католиков, и археологические раскопки находки продлятся, как минимум, до конца декабря, сообщает  catholicnewsagency . В Дублине при сносе здания под строительный проект был найден фундамент 300-летней церкви. Археологи приостановили строительство 10-этажного офисного здания на этом месте и производят раскопки, которые займут не менее месяца. «Мы ведем раскопки предельно внимательно и скрупулезно, поскольку церковь является ценным памятником истории, культуры и архитектуры», заявил в интервью изданию The Irish Times главный археолог Франк Майлз ( Franc Myles) . По архивным документам установлено, что приходская церковь Святого Андрея была построена здесь, в самом центре Дублина, в 1709 году, когда британское уголовное законодательство запретило католические богослужения и проповеди. «По всей видимости, здесь в 1709 году возвели здание, использовавшееся в качестве часовни для Андреевского прихода, – поясняется в первичном археологическом отчете. – Изображение часовни имеется на карте Джона Рока [из Дублина] 1756 года». Несмотря на запрет католицизма, приход за первые сто лет значительно вырос. По данным археологического отчета, в связи с разрастанием прихода «было принято решение о реконструкции часовни» в 1811 году. Отец Даниэль Мюррей ( Daniel Murray) , впоследствии (с 1823 по 1852 год) служивший архиепископом Дублинским, заложил первый камень нового храма в 1814 году. К 1831 году храм был практически выстроен, однако новое священноначалие решило перенести церковь в другое место. Археологи, по словам Майлза, надеялись обнаружить на месте деревянные конструкции, датируемые 1670-ми годами, однако с разочарованием приходят к убеждению, что они, видимо, были полностью уничтожены в ходе строительных работ в 1960-е годы.   Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/text/9423582.html

[  назад  ] Католикосат Ахтамара Краткая история католикосата: В 1113 году в Кармир Банке (Красный Монастырь), в княжестве Кесун, находящийся при смерти католикос Барсег представил собравшимся 20-летнего епископа Григора как своего преемника. Собор, созванный в монастыре Кармир Ванк в 1113 г. после смерти Католикоса Барсега, избрал Григора Католикосом Армении . Против такого выбора выступил епископ Ахтамара (остров на оз. Ван) Давид, и собор из 5 епископов избрал его Католикосом Армении, создав таким образом Ахтамарский католикосат, под юрисдикцией которого осталась часть Васпуракана. В эпоху монгольского владычества на Ахтамаре пребывали католикосы из рода Арцруни-Хеденекидов, сделавшие этот сан наследственным. Католикос Закария III, пользуясь покровительством Джехан-шаха (Кара-Коюнлу), на короткое время объединил Ахтамарский Католикосат с Эчмиадзинским. В 1780 году, после длительных споров о разграничении юрисдикции (которые начались еще в XVII веке), ахтамарский католикос признал главенство католикоса Эчмиадзина . Уже в конце XIX столетия Ахтамарский Католикосат имел 2 епархии с 302 церквями и 58 монастырями. В 1895 году Ахтамарский католикосат был расформирован, епархии перешли в юрисдикцию Константинопольского патриархата . Католикосы: Давид (ок. 1117 — 1140/1165) Степанос I Алуз (ок. 1165 - ок. 1185 или 1190) неизвестный Степанос II Нкарен (уп. в 1223 - † 1272) Степанос III (Отрок) Сефединян (1272 - ок. 1296) Закария I Сефединян (1296-1336) Нерсес Болат (уп. в 1316, 1324 и 1371) Степанос III (уп. с 1340 - † 1346) Давид II (1346 - ок. 1368) Закария II Наатак (1369-1393) Давид III (1393-1433) Захария III (1434—1464) Степанос IV Отрок (1465—1489) Закария IV (1489 - ок. 1496) Атом (уп. в 1496, 1497, 1499, 1506) Ованнес (уп. в 1512) Григор I Ахтамарци (Великий) (1512—1544) Григор II Сефединян Ахтамарци (Малый) (ок. 1544 - ок. 1586) Григор III Малый (упом. в 1595, 1602, 1604, 1605) Мартирос Гурджи Пшрук (1660-1662) Петрос († 1670) Степанос (уп. в 1671) Пилипос (уп. в 1671) Карапет (уп. в 1677) Ованнес Тутунджи (уп. в 1679) Товма I (1681-1698) Аветис (уп. в 1697) (противопрестольный католикос) Саак Арцкеци (уп. в 1698) Ованнес Кецук (уп. в 1699-1704) Айрапет I Пайхеци (уп. в 1706) Григор Гавашеци (уп. в 1707, 1711) Ованнес Хайоцдзореци (уп. в 1720) Григор Хизанци (уп. в 1725) Багдасар Багишеци (уп. в 1735-1736) Николайос Спаркертци (1736-1751) Григор IV (1754—1761) Товма II Ахтамарци (1761—1783) Карапет Крэмфасменц (1783-1787) Маркос Шатахеци (1788-1791) Теодорос (уп. в 1792-1794) Микаэл (уп. в 1796) Карапет (- ок. 1813) Хачатур I Ванеци (1813-1814) Карапет (- ок. 1823) Арутюн (- ок. 1823) Ованнес Шатахеци (1823-1843) Хачатур Мокаци (ок. 1844-1851) Габриэл Широян (1851-1857) Петрос Бюлюл (1858-1864) Хачатур II Широян (1864-1895) [  назад  ]

http://hierarchy.religare.ru/h-aincvost-...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Языкознание ВОСТОКОВ [Остенек] Александр Христофорович (1781 - 1864), археограф, исследователь церковнослав. языка, поэт ВЫСОТЫ термин, использованный в рус. Синодальном переводе ВЗ для передачи смысла евр. слова, обозначающего преимущественно место для отправления культа ГЕННАДИЕВСКАЯ БИБЛИЯ первый в истории слав. кириллической письменности полный свод библейских книг Ветхого и Нового Заветов ГЕОРГИЙ СВЯТОГОРЕЦ (1009-1065), грузинский духовный писатель и переводчик византийской церковной литературы, филолог и текстолог, настоятель грузинского Иверского монастыря на Афоне, прп. (пам. 13 мая, 27 июня, 2-я Неделя по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных) ГЕРМАН ФАРХАТ (1670 - 1732), маронитский церковный деятель, один из создателей и идейный вдохновитель ордена ливан. монахов, архиеп. Халебский, ученый-арабист ГЕЭЗ классический эфиоп. язык, литургический язык Эфиопской Церкви, остававшийся единственным лит. языком христ. Эфиопии до рубежа XIX и XX вв. ГОЛОВАЦКИЙ Яков Федорович (1814 - 1888), бывш. униат. свящ., историк, филолог, один из инициаторов национального возрождения русинов в Галиции, входившей в XIX в. в состав Австрийской империи ГРИЛИХЕС Леонид Ефимович (род. 1961), прот., доцент МДА, библеист, преподаватель семит. языков, переводчик ГУРИЙ (Степанов Алексей Иванович; 1880 - 1938 (1937?)), архиеп. Суздальский, духовный писатель, лингвист-монголовед ДИЛЛЬМАН Кристиан Фридрих Август (1823 - 1894), нем. библеист, семитолог, основоположник совр. эфиопистики ДУРНОВО Николай Николаевич (1876 - 1937), филолог-славист, историк церковнослав., рус. языков, палеограф, диалектолог ДЫЛЕВСКИЙ Николай Михайлович (10.11.1904 - 23.10.2011), проф., филолог, лингвист, основатель болг. русистики ДЮКАНЖ Шарль дю Френ (1610 - 1688), франц. историк, филолог, лексикограф, византинист, представитель эрудитской школы во Франции ЕВПОР (кон. V - нач. VI в.), сириец-монофизит, основатель «династии» визант. переводчиков и дипломатов в странах Востока

http://pravenc.ru/rubrics/123302_2.html

С X в. А. известен и как крупный скрипторий, во времена Католикосата здесь сформировалась особая школа рукописной книги. Наивысшего расцвета скрипторий достиг при Католикосе Закарии I Сефединяне, когда Даниэл Ахтамарци основал династию писцов и художников, к-рая была известна на протяжении 200 лет. С А. связаны имена таких историографов, как Товма Арцруни, Тума Минасенц, Григор Ахтамарци, Закария Гнунеци и др., сюда приезжали копировать рукописи из Гладзора, Ермона и др. центров. Ахтамарские Католикосы: Давид I (1113 - ок. 1165); Степанос I Алуз (ок. 1165 - ок. 1185 или 1190); неизвестный; Степанос II Нкарен (упом. в 1223 - † 1272); Степанос III (Отрок) Сефединян (1272 - ок. 1296); Закария I Сефединян (1296-1336); Нерсес Болат (упом. в 1316, 1324 и 1371); Степанос III (упом. с 1340 - † 1346); Давид II (1346 - ок. 1368); Закария II Наатак (1369-1393); Давид III (1393-1433); Закария III (1434-1464); Степанос IV Отрок (1465-1489); Закария IV (1489 - ок. 1496); Атом (упом. в 1496, 1497, 1499, 1506); Ованнес (упом. в 1512); Григор I Ахтамарци (Великий) (ок. 1512 - ок. 1544); Григор II Сефединян Ахтамарци (Малый) (ок. 1544 - ок. 1586); Григор III Малый (упом. в 1595, 1602, 1604, 1605); Мартирос Гурджи Пшрук (1660-1662); Петрос († 1670); Степанос (упом. в 1671); Пилипос (упом. в 1671); Карапет (упом. в 1677); Ованнес Тутунджи (упом. в 1679); Товма I (1681-1698), противопрестольным католикосом был Аветис (упом. в 1697); Саак Арцкеци (упом. в 1698); Ованнес Кецук (упом. в 1699-1704); Айрапет I Пайхеци (упом. в 1706); Григор Гавашеци (упом. в 1707, 1711); Ованнес Хайоцдзореци (упом. в 1720); Григор Хизанци (упом. в 1725); Багдасар Багишеци (упом. в 1735-1736); Николайос Спаркертци (1736-1751); Григор (ок. 1751-1761); Товма II Ахтамарци (ок. 1761-1783); Карапет Крэмфасменц (1783-1787); Маркос Шатахеци (1788-1791); Теодорос (упом. в 1792-1794); Микаэл (упом. в 1796); Карапет († ок. 1813); Хачатур I Ванеци (1813-1814); Карапет († ок. 1823); Арутюн († ок. 1823); Ованнес Шатахеци (1823-1843); Хачатур Мокаци (ок. 1844-1851); Габриэл Широян (1851-1857); Петрос Бюлюл (1858-1864); Хачатур II Широян (1864-1895).

http://pravenc.ru/text/77218.html

Епархией с 24 мая 1992 г. управляет архиеп. (ныне – митрополит) Алавердский Давид (Махарадзе), член Свящ. Синода Грузинской Православной Церкви, председатель Отдела архитектуры; в епархии открыто 7 храмов, служат 12 священников. Мон-ри: Алаверди, св. Георгия (близ с. Алаверди, Ахметский р-н, муж., основан в VI в.,закрыт в 1929 г., возобновлен в 90-х гг. XX в.; Преображенский (г. Телави, жен., основан в VI в., возобновлен в 90-х гг. XX ). В Шуамта действует жен. мон-рь во имя Хахульской иконы Богоматери ( близ г. Телави, основан в 50-х гг. XVI в., возобновлен в 1990). В с. Матани, Ахметского р-на, в 2005 г. при церкви XV в, основан жен. мон-рь Успения Пресв. Богородицы. Алавердские архиереи: епископы Иоанн (1511), Евтихий (1522), Николай (1578), Кирилл (1579), Иоанн (Авалишвили) (1612), Зебеде (1639), Арсений (Авалишвили) (1651 - 1660), Григорий (1670), Николай (Андроникашвили) (1685-1694), Николай (Чолокашвили) (1695-1711), Иоанн (Макашвили) (1712), Николай (Чолокашвили) (1724-1728), Захария (Андроникашвили) (1733-1734), Николай (Андроникашвили) (1736-1757), Зенон (1761-1782), Николай (Андроникашвили) (1784), митр. Антоний II (Багратиони; 1784-1811, с 1788 - каталикос–патриарх), архиеп. Алавердский и Кахетинский Иоанн (Бобдель-Макаев) (14.07.1811-30.08.1814), епископы Досифей (Пицхелаури) (30.08.1814-14.05.1817), Давид (Качахидзе) (1924-1925), Мелхиседек (Пхаладзе) (1925-1928), Стефан (Карбелашвили) (1928-1929), Роман (Петриашвили) (1967-1971), митрополиты Григорий (Церцвадзе) (1976-1992), Афанасий (Чахвашвили) (1992), архиеп. Давид (Махарадзе) (с 1992). Памятники культуры В мест. Алаверди расположен кафедральный собор бывш. Алавердского мон-ря (см. Алавердский собор), основанного в VI в. свт. Иосифом, еп. Алавердским. Мон-рь, ставший при царе Кахети - Эрети Квирике (Багратиони) епископской кафедрой, пользовался попечением картлийских и кахетинских царей и считался главнейшим религ. центром Кахетинского княжества в VIII-XI вв. Мон-рь известен своей лит. деятельностью. Перу св. Макрины Багратиони (XVIII в.), монахини Алавердского мон-ря, принадлежат жизнеописание св. Иосифа Алавердского, песнопения. Она переписывала рукописи и документы богатого книгохранилища мон-ря, приобретенные и подаренные мон-рю в XVII в. архиеп. Зебеде II, буд. Католикосом-Патриархом. Наиболее известным раритетом этого книгохранилища является Алавердское Четвероевангелие XI в. О хранении и умножении рукописей заботились Николай (Чолокашвили), архим. Кирилл (Амиранидзе), Иоанн (Ларадзе) (XVIII в.). В наст. время многие из уцелевших рукописей хранятся в Ин-те рукописей им. К. Кекелидзе в Тбилиси .

http://pravenc.ru/text/Алавердская ...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010