Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВФРОСИН († после 1691), мон., старообрядческий деятель, автор «Отразительного писания о новоизбранном пути самоубийственных смертей» (1691). В 1670-1671 гг. Е. жил в Курженской пуст., расположенной на острове Курженского оз. в Вытегорском у., у истока р. Андомы (территория совр. Вологодской обл.), где стал учеником игум. Досифея (один из основателей старообрядчества), которого называл «великим аввою» и «отцом». В. О. Ключевский и вслед за ним Х. М. Лопарёв ошибочно отождествляли Е. с прп. Евфросином Куржеским. После разорения Курженской пуст. осенью 1671 г. Е., видимо, часто менял места пребывания, но неизменно поддерживал связь с духовным отцом. Во 2-й пол. 70-х XVII в. в Сунарецкой Троицкой пуст. на Виданском о-ве близ впадения р. Суны в Кондопожскую губу Онежского оз. Е. стал свидетелем отказа Досифея поминать за богослужением старообрядцев, погибших в «гарях», что вызвало протест Сергия (Крашенинникова) , вслед за протопопом Аввакумом высоко оценивавшего подвиг самосожжения. Тогда же по поручению Досифея Е. вместе с Поликарпом Петровым (впосл. ставшим активным защитником «гарей») написал «столбец», содержащий ответ на учение апологета самосожжений новгородца Ивана Коломенского («столбец» не сохр.; см.: Лопарёв. 1895. С. 12-14, 15). П. С. Смирнов считал, что под рук. Е. на Керженце состоялось осуждение старца Онуфрия, почитателя сомнительных с догматической т. зр. «писаний» Аввакума (см. Аввакумовщина ). В 1693 г. в «сходе» на Онуфрия участвовали непосредственные помощники Е. инок Мина и Галактион Слепой, «потом же еще был сход при великоученом отце Евфросине» ( Смирнов. 1898. С. LXXV-LXXVI). Смирнов также считал, что старообрядческое согласие «евфросиновщина», упоминаемое свт. Димитрием Ростовским в «Розыске о раскольничей брынской вере», получило свое название в память о Е.; в некоторых источниках отмечается, что «евфросиновщина» жила преданием об игум. Досифее. На юге Е. подолгу жил в Жабынской пуст. близ Белёва (см. Макариев Жабынский в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы монастырь ), где в 70-х гг. XVII в. часто останавливался его учитель Досифей. По-видимому, здесь в 1691 г. «советом и изволением всего русского христианства», т. е. старообрядцев «донских, кумских, поволжских, поморских, западных и южных», Е. создал «Отразительное писание...», копии которого распространял, в частности, Мина, ученик Е., о чем сообщает надпись на единственном известном списке сочинения: «Списано с тетратей с Минина приносу с Руси, с Калуги и з Билева, писма старца Ефросина и окрест з братьею» ( Лопарёв. 1895. С. 013, 010).

http://pravenc.ru/text/187864.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАВЛОВЕЦ Никита Иванов Ерофеев († 24.03.1677), иконописец, жалованный мастер Оружейной палаты Московского Кремля. Род. в с. Павлове (Павлов Перевоз) Нижегородского у. (ныне г. Павлово Нижегородской обл.), сын павловского иконописца Ивана Ерофеева. Человек кн. Я. К. Черкасского, после смерти к-рого в 1668 г. П., очевидно, в зрелом возрасте, зачислен в штат иконописной мастерской Оружейной палаты и переведен в Москву «на вечное житие». Поступлению художника на государеву службу, вероятно, способствовал Симон Ушаков , ранее активно работавший по заказам семьи Черкасских. П. жил в Москве в Садовой слободе в Замоскворечье. Был известен прежде всего как мастер, писавший небольшие иконы для царской семьи. Сохранившиеся произведения П. такого типа отличаются тонкостью и рафинированностью письма, что делало их особенно привлекательными для двора («Минея на июнь, июль и август» в составе т. н. Каппониановых досок («Воскресение Христово, с евангельскими сюжетами» и 4 иконы годовой минеи работы неск. мастеров Оружейной палаты) (1676 (?), Пинакотека, Ватикан); «Богоявление» (1674, ГТГ); «Святая Троица (Гостеприимство Авраама)» (1671, ГРМ); «Мученик Уар и праведный Артемий Веркольский» (70-е XVII в., ГТГ) и др.). В творчестве П. очевиден интерес к новой иконографии Божией Матери. В его произведениях впервые в рус. иконописи встречаются неск. изводов зап. происхождения: «Богоматерь Вертоград заключенный» (ок. 1670, ГТГ); «Явление иконы Богоматери Жировичской» (1669, СПГИАХМЗ). В 1673 г. П. была написана икона «Богоматерь Живоносный Источник» (не сохр.), сюжет которой приобрел актуальность благодаря греческому церковному влиянию. Наряду с другими жалованными мастерами П. принимал участие и в создании икон для ряда храмов по заказу царя и его ближайшего окружения. В 1674-1676 гг. вместе с Симоном Ушаковым писал иконы для Тихвинской ц. в подмосковном с. Алексеевском, в 1675 г. в составе большой бригады мастеров выполнил стенопись и иконостас для дворцовой ц. Спаса Нерукотворного, в 1676 г.- иконы для Смоленского собора московского Новодевичьего монастыря («Деисус», ГТГ). Писал иконы для храмов в подмосковных усадьбах Богдана Матвеевича Хитрово: Покрова в Братцеве («Воскрешение Лазаря» из праздничного ряда иконостаса, 1673, ГТГ), Св. Троицы в Ознобишине («Св. Троица», совместно с Симоном Ушаковым, 1677, МГОМЗ). В 1676 г. написал икону «Вмч. Феодор Стратилат» для ц. Спаса на Сетуни в усадьбе Артамона Сергеевича Матвеева.

http://pravenc.ru/text/2578612.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАСИЛИЙ КАМЕНСКИЙ (2-я пол. XVII - 1-я пол. XVIII в.?), прп., Христа ради юродивый (пам. 2 авг. и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых), мон. Спасо-Каменного в честь Преображения Господня муж. мон-ря на Кубенском оз . До 20-х гг. XX в. в Преображенском соборе мон-ря, в нижней ц. во имя святителей Московских Петра , Алексия и Ионы , в правом зап. углу в особой палатке (не сохр.), почиталась могила В. К., здесь же находилась рака с надгробным образом святого, близ нее хранились шапка из железных полос и вериги преподобного. В июле 1774 г., когда во время сильного пожара выгорела вся церковь, уцелела только деревянная рака святого и образ. В 1851 г. на средства московского купца И. А. Колесова над гробом преподобного устроили новую медную раку, на к-рой находилось изображение В. К. в рост. 17 июня 1870 г. по дороге в Архангельск Спасо-Каменный мон-рь посетил вел. кн. Алексей Александрович. После молебна в Преображенском соборе высокий гость прикладывался к мощам св. блгв. кн. Иоасафа Каменского († ок. 1457) и к раке В. К. Время жизни преподобного можно установить приблизительно, т. к. основной источник по истории Спасо-Каменного мон-ря - «Сказание известно о Каменном монастыри» Паисия (Ярославова) (написано ранее 22-23 дек. 1501, дополнено в XVI-XVII вв.) - не содержит сведений о святом. Не упоминает о раке и личных вещах святого и монастырская опись 1670 г., составленная по указу архиеп. Вологодского и Великопермского Симона . Отсюда можно заключить, что В. К. подвизался в мон-ре во 2-й пол. XVII в. Время канонизации святого неизвестно, преподобный упомянут в списке святых Вологодской епархии, составленном в 1811 г. Вологодским еп. (впосл. митрополит) Евгением (Болховитиновым) . Память В. К. совершалась в мон-ре в день его тезоименитства. Канонизация В. К. подтверждена включением его имени в Собор Вологодских святых, празднование к-рому было установлено в 1841 г. по благословению Вологодского еп. Иннокентия (Борисова) .

http://pravenc.ru/text/150807.html

В июле 1668 г. в Москве получили грамоту от Иерусалимского патриарха Нектария об отрешении П. Л. от сана за длительное оставление своей кафедры (ее перевод - РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. 22, 1668 г.; опубл.: Ченцова. 2008). Кроме того, за П. Л. числились нек-рые денежные долги. Иерусалимский патриарх Досифей II Нотара был резко настроен против П. Л., но по просьбе царя Алексея Михайловича, обращенной еще к патриарху Нектарию, дал П. Л. разрешение и прощение, хотя не скрывал, что сделал это, не желая отказать царю (РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. 27, 1670 г.; Оп. 2. 631, 632). Причины скорого повторного запрещения П. Л. неизвестны. Возможно, к этому запрещению относятся сведения Досифея Нотары о том, что П. Л. был низложен за некое сочинение о Вселенских патриархах (не сохр.), в котором патриархи Мефодий III К-польский и Нектарий Иерусалимский усмотрели нападки на Православие и защиту власти папы. Тем не менее труд П. Л. послужил основой для «Истории иерусалимских патриархов» самого Досифея, к-рый признавал, что нашел у П. Л. много полезного для своего сочинения ( Δοσθεος. 1715. Σ. 1180). Новое ходатайство царя Алексея Михайловича в защиту П. Л. при посредничестве валашского воеводы Георгия Дуки результата не дало. Позиция патриарха Досифея в отношении П. Л. объясняется отчасти личной неприязнью (хотя П. Л. писал в одном из писем, что с Досифеем не знаком), а отчасти тем обстоятельством, что он, как и архиереи Вост. Церквей, не всегда пользовался проверенной информацией, получить к-рую в те времена было сложно. Об этом ясно свидетельствует письмо Дионисия Ивирита к П. Л. из Бухареста от 11 апр. 1670 г. Прибыв в Молдавию после отъезда из России, Дионисий Ивирит нашел местных правителей и архиереев «в смятении от слов некоторых безрассудных людей относительно дела Никона» ( Фонкич. Письмо Дионисия Ивирита. 2003. С. 442). Они осуждали деятельность патриархов Паисия Александрийского и Макария III Антиохийского, присутствовавших на Московском Соборе. Однако, получив от Дионисия Ивирита точные сведения обо всех подробностях дела, они согласились с действиями патриархов. Тогда же Дионисий встретил и патриарха Досифея II Нотару, к-рый подробно расспросил его о событиях в Москве. По словам Дионисия, патриарх получал информацию от прибывших из Московии «купцов и прочих варваров, и его блаженство сильно подозревал, что никто не сообщал ему ничего правдивого» (Там же). Поэтому Досифей приказал скопировать списки документов, относящихся к Собору, к-рые находились у Дионисия, с тем чтобы записать их в Кодекс Иерусалимской Православной Церкви.

http://pravenc.ru/text/2578683.html

Н. отличался универсальностью дарования: расписывал храмы, писал иконы, выполнял книжные миниатюры. Наибольший вклад внес в монументальное искусство. Возглавляемая им артель участвовала в росписях Троицкого собора Данилова мон-ря (1662 и 1668; работы дважды прерывались и были закончены др. артелью). К бесспорной работе Н. и его мастеров относятся росписи купола, алтаря и сводов четверика. Уже в этом храме проявились особенности манеры письма художника, склонность к поиску интересных иконографических решений (в частности, Господь Вседержитель в куполе представлен в уникальном для этой зоны храма оплечном варианте иконографии). В 1670-1671 гг. в составе большой артели костромских и ярославских иконописцев участвовал в росписях Успенского собора в Ростове (находятся под записью). В 1672 г. предположительно артель Н. расписала Богоявленский собор в Костроме (росписи не сохр.). На основании стиля живописи артели Н. приписываются росписи Воскресенской ц. Ростовского архиерейского дома (ок. 1675) и Крестовоздвиженского собора (1676) в Романове (с 1822 Романов-Борисоглебск, ныне Тутаев). Хорошо сохранились поздние росписи артели Н. 80-х гг. XVII в., где особенности индивидуальной манеры ее письма выражены наиболее ярко: в ц. прор. Илии в Ярославле (1680; четверик и усыпальница Скрипиных в подклете сев. придела), в Троицком соборе Ипатиевского мон-ря в Костроме (1684), в Спасо-Преображенском соборе Спасо-Евфимиева мон-ря в Суздале (1689). Предположительно в 80-х гг. XVII в. Н. осуществлял также росписи Софийского собора в Тобольске (не сохр.). В росписях Н. активно использовал принципы разработанной Ушаковым «живоподобной» манеры письма, адаптировав их к особенностям стенной живописи. В то же время для его произведений характерна повышенная декоративность, выражающаяся в усложненной линии рисунка, обилии орнаментики, чистом и звучном колорите. Заметные изменения были внесены Н. в систему храмовой росписи. В работах артели Н. отсутствует традиц. композиция «Страшный Суд» на зап. стене, сюжетные циклы расположены по периметру стен, среди них обязательно присутствие развернутых евангельского, Страстного и апостольского циклов, где композиции отдельных сцен восходят к западноевроп. гравюрам. Как правило, в нижнем ряду присутствует цикл, связанный с храмовым посвящением, но в Троицком соборе Ипатиевского мон-ря цикл деяний Св. Троицы размещен в верхнем ряду, а в Илиинской ц. в Ярославле к житийному циклу прор. Илии добавлен расположенный ниже житийный цикл прор. Елисея.

http://pravenc.ru/text/2565430.html

В XIV - нач. XV в. известие о гибели В. Г. вошло в большинство летописей лаврентьевско-троицкой группы. В нач. 60-х гг. XVI в. оно было переработано для Книги Степенной царского родословия . Здесь рассказ о мученической кончине князя вложен в уста спасшихся от монголов владимирцев, к-рые на р. Сити рассказали о ней вел. кн. Георгию Всеволодовичу. Повествование в Степенной книге содержит многочисленные заимствования из летописных сообщений о гибели братьев В. Г., защищавших Владимир, и из рассказа об убиении Василька Ростовского. В сер. XVII в. подробный рассказ о смерти В. Г. (близкий к Симеоновской летописи 40-х гг. XVI в.) вошел в житие вел. кн. Георгия Всеволодовича. Близко к нему повествование о кончине В. Г., составленное, по-видимому, в окружении Патриарха Иосифа в связи с перенесением мощей вел. кн. Георгия Всеволодовича 22 янв. 1645 г., оно помещено над гробницей В. Г. в Успенском соборе. Во 2-й пол. XVII-XVIII в. этот рассказ входил в сборники исторического содержания, в 1670 г. был включен в список Степенной книги старшего извода Пространной редакции (РГБ. Ф. 178. 4288. Л. 620 об.), в кон. XVII в. хранившийся в Успенском соборе. Имя В. Г. было записано в митрополичий синодик, поминалось не только во Владимире, но и в Москве. В синодике Успенского собора Московского Кремля установлено пение «вечной памяти» «благоверному князю Васильку Константиновичу и благоверному князю Володимиру Юрьевичу, избиенным отъ Батыя» (ДРВ. Ч. 6. С. 439, см. также РГБ. Ф. 256. 385. Л. 1 об.). Имя В. Г. попало в нек-рые списки синодика нижегородского Печерского в честь Вознесения Господня муж. мон-ря (напр., РГБ. Ф. 256. 387. Л. 41). Здесь В. Г. записан ранее братьев Всеволода и Мстислава, что с хронологической т. зр. верно, ибо В. Г. погиб прежде их. В грамоте царя Иоанна IV Васильевича Грозного клирикам Успенского собора кон. 40-х - нач. 50-х гг. XVI в. (не сохр., известна в публикации XIX в.) излагался порядок поминания архиереев, вел. князей, княгинь и их детей, чьи останки почивали во Владимире. О поминании вел. кн. Георгия и его сыновей в грамоте говорилось: «Великого князя Георгия Всеволодича по детех по Владимире, по Всеволоде, по Мстиславле в год по всех одна панахида на их память февраля в 7 день». По князьям полагалось «правити... средния понахиды против того, как на Москве по удельных князех». Панихиду должны были служить «протопоп з братиею, и протодьякон, и игумены, и попы, и дьяконы» ( Виноградов. С. 52).

http://pravenc.ru/text/159118.html

В сер. XIII - сер. XVI в. память о М. Г. была связана исключительно с принадлежностью князя к правящей в Сев.-Вост. Руси великокняжеской династии. Имя М. Г. было записано в отдельный княжеский синодик владимирского Успенского собора (не сохр.). Позже его древнейшая часть была внесена в соборные синодики др. городов Сев.-Вост. Руси, а также мон-рей. Так, «дети великого кн(я)зя Юр(ь)я Всеволодича», в том числе «кн(я)зь Мстислав», поминались в синодике Нижегородского Вознесенского Печерского мон-ря 1552 г. (см.: Синодик опальных царя Иоанна Грозного. Н. Новгород, 2009. Л. 24-24 об.; список 1556 г.). Имя М. Г. было записано также в синодик Успенского собора Московского Кремля (РГБ. Ф. 256. 385. Л. 1 об.; список нач. XIX в.), а также указано в статье под киноварным заголовком «Благоверных князеи» в древнейшем из сохранившихся пергаменных списков синодика Троице-Сергиева монастыря (РГБ. Ф. 304/III. Собр. ТСЛ. Ризница. 25. Л. 9 об. Список 1575 г.). Кроме того, в нач. 1557 г. в К-поль вместе с миссией Евгрипского и Кизического митр. Иоасафа и архимандрита суздальского Спасо-Евфимиева муж. мон-ря Феодорита К-польскому патриарху Иоасафу II Великолепному был отправлен текст царского синодика, в к-рый для поминания был включен и М. Г. (Россия и греческий мир в XVI в. В 2 т. М., 2004. Т. 1. С. 216, 399, 403). В XVI в. в общерус. летописных сводах, Хронографе рус. редакции 1512 г. (и его позднейших редакциях - кон. XVI - сер. XVII в.), «Книге степенной» , созданной на рубеже 50-х и 60-х гг. XVI в., гибель М. Г. описана лишь в общих чертах, характерных для памятников лаврентьевско-троицкой группы. В сер. XVII в., как установил А. В. Сиренов, текст, близкий к Симеоновской летописи кон. XV в., был использован для создания Жития вел. кн. мч. Георгия Всеволодовича; в этом же тексте содержатся сведения и о его детях. Об обстоятельствах смерти М. Г. говорилось также в «Листе над гробом Всеволода и Мстислава Георгиевичев», к-рый находился на стене над их гробницами (РГБ. Ф. 178. Муз. 4288. Л. 620 об.; Сиренов. 2003. С. 86). Текст «был составлен в Москве в окружении патриарха Иосифа, возможно, книжниками Печатного двора, к церемонии перенесения мощей» вел. кн. мч. Георгия Всеволодовича, к-рая прошла 22 янв. 1645 г. Во 2-й пол. XVII-XVIII в. этот текст неоднократно копировался: напр., как установил Сиренов, его включили в список 1670 г. Степенной книги старшего извода Пространной редакции (РГБ. Ф. 178. 4288. Л. 620 об.). В кон. XVII в. эта рукопись находилась в составе б-ки владимирского Успенского собора ( Сиренов. 2003. С. 41).

http://pravenc.ru/text/2564292.html

Иннокентий XI, папа Римский. XVII в. Неизвестный художник (Музей истории искусств, Вена) Иннокентий XI, папа Римский. XVII в. Неизвестный художник (Музей истории искусств, Вена) 4 апр. 1650 г. папа Иннокентий X назначил кард. Б. Одескальки епископом Новары. 20 нояб. того же года в часовне архиепископского дворца Феррары состоялось рукоположение во пресвитера; епископскую хиротонию 29 янв. 1651 г. в кафедральном соборе св. Георгия в Ферраре возглавил архиеп. Феррарский кард. Франческо Мария Макиавелли. В марте 1654 г. епископ отправился в Рим ad limina apostolorum и в Новару не вернулся. После смерти Иннокентия X и избрания на Папский престол кард. Фабио Киджи (папа Александр VII ) кард. Б. Одескальки остался в Риме и вскоре был освобожден от должности епископа Новары (вместо него на эту кафедру в марте 1656 был назначен его брат бенедиктинец Джулио Одескальки). 21 апр. 1659 г. папа Александр VII возвел Б. Одескальки в достоинство кардинала-пресвитера рим. ц. св. Онуфрия. С 12 янв. 1660 по 24 янв. 1661 г. камерленго коллегии кардиналов . Строгость нрава и аскетизм Б. Одескальки, вероятно, стали причиной того, что его кандидатура была отклонена на конклаве 20 дек. 1669 - 26 апр. 1670 г.: кард. Эмманюэль Теодоз де Ла Тур де Буйон убедил франц. кор. Людовика XIV воспользоваться правом вето против Б. Одескальки. Однако на следующем конклаве, в 1676 г., он получил абсолютное большинство голосов (представители франц. короля, стремившегося не допустить избрания на Римский престол происпански настроенного кандидата, согласились на кандидатуру Б. Одескальки). На этом конклаве впервые образовалась группа кардиналов, выступавшая против к.-л. политической ориентации буд. папы, к-рый, по их мнению, должен был максимально сосредоточиться на решении пастырских задач Римско-католической Церкви. Избранный 21 сент. 1676 г. папой Римским Б. Одескальки принял имя Иннокентий XI в память о папе Иннокентии Х. Коронация нового папы состоялась в соборе св. Петра 4 окт. 1676 г.; 8 нояб. прошла интронизация И. в Латеранской базилике. Став папой, И. отказался от системы непотизма и не назначал кардинала-непота. Проводником внутренней и внешней политики Папского гос-ва при И. стал кард. Альдерано Чибо, 23 сент. 1676 г. назначенный гос. секретарем (сохр. пост до смерти И.). Папа конституцией «Romanus Pontifex» от 1 апр. 1678 г. провел реформу секретариата: были созданы секретариат бреве (ординарных) и секретариат бреве для правителей.

http://pravenc.ru/text/468793.html

Введенская церковь Спасо-Воротынского мон-ря. План по М. Т. Преображенскому Тот же тип бесстолпного 5-главого храма с 3-частным полукруглым алтарем, трапезной и колокольней с запада был распространен в усадебном строительстве. Высокий статус заказчиков обеспечивал столичный уровень архитектуры этих зданий с хорошо прорисованным сочным фасадным декором в духе т. н. московского узорочья. Такими были Преображенская ц. (1670, не сохр.) в с. Богданине (Ферзиковский р-н), построенная помещиком Ладыженским; Казанская ц. (1673, сохр. в перестроенном виде) в дер. Григоровское (Перемышльский р-н), в имении Хитрово; ц. Воскресения Господня (1674) в с. Трубине - вотчине кн. Щербатовых (Жуковский р-н). Церковь Успения (70-80-е гг. XVII в.) в дер. Рыжково (Жуковский р-н), построенная царицей Наталией Кирилловной Нарышкиной, была большого размера, с крупными деталями (пучки колонн на углах, перспективные порталы с белокаменными капителями; сохр. четверик без свода). Отдельные сельские храмы относились к др. типам: ц. Св. Троицы (1670, не сохр.) в с. Зимницы (Драгошань) (Думиничский р-н), имении стольников братьев К. А. и Р. А. Яковлевых, была 5-купольной «со средним куполом на столбах» ( Преображенский. 1891. С. 115). Сложную структуру имела ц. Св. Троицы (1684, не сохр.), возведенная думным дворянином Л. Т. Голосовым близ древнего г. Любутск (Ферзиковский р-н). По преданию, под нее приспособили круглую крепостную (?) башню с круговым обходом; храм имел крестообразную форму плана и одну главу ( Малинин. 1912, 2004. С. 164). Были храмы в виде четверика с одной главой: церкви Богоявления (1675) в с. Мыжбор Лихвинского у. (ныне Суворовского р-на Тульской обл.) и Покрова (1688) в с. Подкорье Калужского у. (ныне деревня Перемышльского р-на; обе не сохр.). Уникальным был храм-«двойня» (посл. четв. XVII в., не сохр.) в с. Долбине Лихвинского у. (ныне деревня Белёвского р-на Тульской обл.). Его составляли 2 одинаковые бесстолпные церкви с полукруглыми алтарями - во имя Св. Троицы и в честь Успения, чьи четверики образовывали единый объем, вытянутый с севера на юг, перекрытый вальмовой крышей и увенчанный 5 главами (центральная глава опиралась на общую стену 2 храмов). Каждая церковь имела дополнительный малый боковой придел, выделенный в самостоятельный одноглавый объем с апсидой; общая одностолпная трапезная была пристроена в XVIII в. ( Преображенский. 1891. С. 65-66. Табл. 18, 9).

http://pravenc.ru/text/1320155.html

в Лухе к кон. XVII в. была дополнена галереей и приделом. За исключением монастырских, эти церкви не имели деления фасадов на прясла, обладали развитым фасадным декором в костромской версии узорочья. Выдающимся памятником являлась ц. Св. Троицы в Костроме, возведенная на средства купца И. Постникова в 1645-1650 гг. (не сохр.). Композиция с двусветным 3-апсидным четвериком, небольшой папертью и шатровой колокольней, а также венчание храма горкой из 3 ярусов кокошников свидетельствуют о влиянии московского посадского зодчества. Фасады отличало многоцветие: маковки глав и шатер колокольни покрывала зеленая поливная черепица, муравленые изразцы с изображением двуглавых орлов и всадников декорировали барабаны глав и широкий фриз карниза, на кирпичных стенах выделялись белокаменные бусины, колонки и фронтоны наличников, массивные перспективные порталы. Для посадского зодчества К. и Г. е. характерен тип бесстолпных церквей с трапезными и шатровыми колокольнями. Двусветные четверики этих храмов, завершенные 4-скатной кровлей, в подавляющем большинстве увенчаны пятиглавием. В фасадном декоре использованы огибающие лопатки или полуколонки-дудочки, над широким карнизом с полосами поребрика и мелких нишек расположен ряд кокошников, а оконные проемы украшены наличниками с наборными боковинами и фронтонами в виде кокошников и щипцов разной формы - ц. в честь Преображения за Волгой (1685-1688) в Костроме (реставрирована в 1968-1978), ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы (1695) в с. Апраксине под Костромой (не сохр.). Отличительной чертой храмов в приволжской части К. и Г. е. являются слегка растянутые в поперечном направлении стройные четверики, как правило, с 2 осями проемов на боковых фасадах - ц. Воскресения Словущего (1670) в Толпыгине и ц. Спаса Нерукотворного (1682-1691) в с. Спасском (Спас-Березники) Нерехтского у. (ныне деревня Приволжского р-на Ивановской обл.). Своеобразную композицию завершения четверика с использованием дополнительных ярусов кокошников и тесной группировкой глав на вытянутых глухих барабанах выработали солигаличские мастера - Воскресенский собор Воскресенского монастыря (1663-1669, мастер Г. А. Антоновский), ц. свт. Николая Чудотворца (1686-1688, освящена в 1694). Полагают, что именно Антоновский со товарищи в 80-90-х гг. XVII в. по заказу С. В. Готовцева в его вотчинном с. Ликурга (ныне Буйский р-н) выстроили один из самых интересных сельских храмовых комплексов XVII в.: 2 бесстолпные церкви - летняя Троицкая увенчана 5 крупными главами на горке кокошников, с приделами, трапезной и шатровой колокольней, и зимняя одноглавая ц. в честь Рождества Христова, окруженная галереей-папертью, с трапезной палатой, усыпальницей Готовцевых и оградой с круглыми башенками и воротами в виде кубического четверика с главкой на 8-гранном постаменте. Наружное убранство всех построек представляет образец «дивного узорочья» XVII в.

http://pravenc.ru/text/2458871.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010