Территория Слободской Украины, присоединенная в 1656 г., в церковном отношении также была подчинена патриарху (города Чугуев, Карпов, Хотмыжск, Обоянь, Вольный, Алешня, Каменный, Недригайлов - РГАДА. Ф. 235. Оп. 2. Д. 39). В 50-х гг. XVII в. 4 уезда Новгородской епархии - Валдайский, Боровичский, Крестецкий и Старорусский - были приписаны к вотчинам патриарших Валдайского Святоозерского в честь Иверской иконы Божией Матери монастыря (12 мон-рей и 45 приходских церквей в Тверской (см. Тверская и Кашинская епархия ), Новгородской (см. Новгородская и Старорусская епархия ), Полоцкой (см. Полоцкая и Глубокская епархия ) епархиях) и Кий-Островского Крестного Онежского мон-ря (земли в Каргопольском и Турчасовском уездах) (ПСЗ. С. 286, 367-368, 437-449). Решением Собора 1666-1667 гг. эти земли были возвращены епархиальным архиереям. В кон. 60-х - нач. 70-х гг. XVII в. новые города, возникшие на юж. окраинах страны, включены в состав П. о., пополнив пограничную Темниковскую десятину (г. Красная Слобода (ныне Краснослободск), Троицкий острог, Наровчатское городище, а также города Керенск (ныне с. Вадинск), Инсар, Саранск, Корсунь, Пенза, Белополье). К 90-м гг. XVII в. количество новых городов так возросло, что в составе П. о. возникли новые десятины: Пензенская (44 церкви), Верхне- и Нижнеломовская (77 церквей), Саранская, Мокшанская и Починковская (134 церкви), Керенская (28 церквей), Белопольская (17 церквей). В 60-х гг. XVII в. территория П. о. начала изменяться вслед. затяжной епархиальной реформы. Решением Собора 1666-1667 гг. в старых границах была восстановлена Коломенская епархия, создана Белгородская митрополия (см. в статьях: Белгородская и Старооскольская епархия , Курская и Рыльская епархия ), сформированная из земель П. о. (20 городов: Белгород, Курск, Ст. Оскол, Обоянь, Болхов, Карпов, Хотмыжск, Вольный, Алешня, Короча, Яблонов, Нов. Оскол, Верхососенск, Усерд, Ольшанск, Коротояк, Недригайлов, Валуйки, Чугуев, Каменный (МДИР. Т. 2. С. 428)). В 1668 г. произошел обмен землями между П. о. и Суздальской епархией . Близкие к Москве города Таруса, Калуга и Оболенск составили Калужскую десятину П. о. В 1668-1671 гг. Суздальской епархии из П. о. переданы десятина г. Юрьева-Польского, 32 церкви Медушской десятины, 10 церквей в вотчинах Троице-Сергиева мон-ря (см. Троице-Сергиева лавра ) и 20 церквей в Суздальском у. (РГАДА. Ф. 235. Оп. 2. Д. 74. Л. 329 об.- 346). В 1672 г. учреждена Нижегородская епархия (см. Нижегородская и Арзамасская епархия ), которой отошли патриаршие города Н. Новгород, Алатырь, Курмыш, Ядрин. За патриархом были сохранены нижегородский в честь Благовещения Пресвятой Богородицы мужской монастырь и Дудин Амвросиев во имя святителя Николая Чудотворца монастырь .

http://pravenc.ru/text/2579756.html

правительства и со временем стал оказывать все более сильное влияние на Многогрешного. В отправленный в 1669 г. в Москву наказ был включен в т. ч. пункт, чтобы в Москве не принимали никаких писем от представителей киевского духовенства, кроме как от Л. После Андрусовского перемирия и междоусобиц 1668 г. наметился перелом в отношении киевского духовенства к России: посланцы в Москву начали обращаться не только к царю, но и к патриарху. Л., как и др. представители духовенства, сообщал о случаях притеснения православных со стороны поляков, прежде всего на землях Великого княжества Литовского. Л. узнал об этих фактах из переписки с Феодосием (Василевичем) в 1670 г. В кон. 60-х - нач. 70-х гг. XVII в. Л. участвовал в выступлениях левобережного духовенства против передачи Киева полякам. Клирики также требовали, чтобы рус. правительство выступило в защиту православных в Речи Посполитой. Поскольку Киевский митр. Иосиф жил на Правобережной Украине, Л. фактически управлял митрополией. Он убеждал Многогрешного препятствовать действующему митрополиту вершить духовную власть на Левобережье. Л. предлагал восстановить древнюю Переяславскую епископию, оставив за митрополией только правобережные владения. В письме царю от 30 июня 1670 г. Л. просил разрешить ему управлять левобережной частью, Киевом и теми землями на правом берегу, что отошли России по Андрусовскому перемирию. В ответ Л. было поручено «ведать духовенство всей восточной Малороссии и Киевской области»; эти функции он исполнял до 1685 г. Но еще с весны 1669 г. Л. фактически управлял теми областями, к-рые не были подчинены Черниговской кафедре, и частично исполнял по просьбе игумена киевского Златоверхого во имя арх. Михаила мужского монастыря Феодосия (Сафоновича) епископские обязанности по отношению к Киеву. Л. продолжал жить в Новгороде-Северском; дела Киевской консистории были возложены на Феодосия. Хотя Киевская митрополия не была юридически подчинена Московскому Патриархату, левобережное духовенство фактически оказалось под властью Малороссийского приказа.

http://pravenc.ru/text/2462531.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОАНН (Максимович Иван; дек. 1651, г. Нежин, ныне Черниговской обл., Украина - 10.06.1715, Тобольск), свт. (пам. 10 июня - в Соборе Сибирских святых, 20 сент.- в Соборе Брянских святых), митр. Тобольский и всея Сибири. Биография Род. в семье дворян Васильковских, происходивших из г. Василькова близ Киева. Отца И. звали Максимом, все его сыновья, из к-рых Иван был старшим, получили фамилию по его имени. Имя матери святителя - Евфросиния. О детстве и юности И. сведений практически не сохранилось. Из автобиографического соч. И. «Путник» (не изд.) известно, что с юности святитель любил читать и собрал большую б-ку («от юности моея многое множество книг собрах и содержах яко драгое богатство» - цит. по: Серафим (Шлыков). 1985. С. 31). После переезда семьи в Киев Иван в кон. 60-х - 1-й пол. 70-х гг. XVII в. обучался в Киево-Могилянской коллегии , по окончании был оставлен в коллегии преподавателем (по-видимому, преподавал лат. язык). В коллегии Иван находился в 1668-1675 гг. В 1675 г. он был пострижен в монашество архим. Иннокентием (Гизелем) , настоятелем Киево-Печерского мон-ря, и сразу назначен проповедником в мон-ре (занимал эту должность до 1680). Вскоре администратор Киевской митрополии архиеп. Черниговский и Новгород-Северский Лазарь (Баранович) рукоположил И. во диакона, затем во иерея. И. был назначен экономом Киево-Печерского монастыря. В 1677 г. И. побывал в Москве в составе укр. посольства, целью к-рого было просить царя о защите Киева и Киево-Печерского мон-ря от тур. войск. В 1681 г. И. был назначен наместником Свенского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря близ Брянска, годом ранее переданного Киево-Печерскому мон-рю царем Феодором Алексеевичем в ответ на просьбу архим. Иннокентия (Гизеля) для переселения туда киево-печерской братии в случае нападения турецких войск. В 80-90-х гг. XVII в. И. неоднократно бывал в Москве по церковным делам (см. благодарственное письмо И. патриарху Иоакиму, написанное после возвращения из Москвы в кон. 1685: АрхЮЗР. 1872. Ч. 1. Т. 5. С. 227-228, 61).

http://pravenc.ru/text/468961.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЕЗМИН Иван Артемиевич (1653-1696), московский живописец и иконописец, дворянин; сын оружейного мастера Артемия Безмина, переведенного в 1660 г. в Москву из Устюжны-Железнопольской. В 1661 г. был определен в Оружейную палату учеником живописных дел мастера Станислава Лопуцкого, в 1667 г. ученик Даниила Вухтерса. За время службы в Оружейной палате (с 1670) воспитал 37 учеников. С 1668 г. Б. активно работал как придворный живописец-декоратор над украшением царских покоев, нередко вместе с Дорофеем Золотарёвым и Богданом Салтановым . Первой его самостоятельной работой такого рода были росписи столовой палаты царевича Алексея Алексеевича в 1668 г., последней - росписи хором царицы и царевен в 1684-1685 гг. Б. принимал участие в храмовых стенописных работах. Иногда это были орнаментальные росписи «под аспид» (ц. Спаса Нерукотворного и ее придел в честь Зачатия Иоанна Предтечи (ранее Иоанна Белградского) в Московском Кремле, 1679), в др. случаях - сюжетные композиции (росписи и починка стенописей в дворцовой ц. прмц. Евдокии, 1678). В 1685 г. мастер участвовал в выполнении стенописи в традиц. технике фрески при зап. входе в собор кремлевского Вознесенского мон-ря. Б. украшал также царские хоромы в подмосковных селах - в Нов. Воскресенском на Пресне и в Алексеевском (80-е гг. XVII в.?). Для хором членов царской семьи (гл. обр. для царя Феодора Алексеевича) Б. с кон. 70-х гг. XVII в. писал иконы на холсте живописным письмом, напр., в 1683 г. образы Божией Матери «Живоносный Источник» и «Всех скорбящих Радость» (первая композиция такой иконографии в рус. практике), а также на металлических и традиц. деревянных досках. Б. оформлял храмовые интерьеры, участвовал в изготовлении, росписи и золочении деревянных иконостасов и клиросов (церкви Спаса Нерукотворного и прмц. Евдокии в Московском Кремле). В 1679 г. для Покровской ц. в царской загородной резиденции в Измайлове он написал на полотне «Распятие Господне». В 1680 г. вместе с Богданом Салтановым выполнил живописью на холсте цикл евангельских притч для придворной ц. Спаса Нерукотворного, а также композиции «Страшный Суд», «Снятие с Креста», «Воскресение Христово», «Вознесение» и «Мария Магдалина» для дворцовой молельни, где была устроена Голгофа. Известно, что у Б. была западноевроп. лицевая Библия, к-рую в 1677 г. у него выкупили для государя.

http://pravenc.ru/text/77812.html

Димитрия Солунского. В XVI - нач. XVII в. в ограде К. м. еще сохранялась 1-я деревянная церковь. В 1590-1594 гг. была построена трапезная ц. в честь Покрова Пресв. Богородицы. Мон-рь был обнесен деревянной оградой с «красными вратами» с вост. стороны, над к-рыми возвышалась деревянная ц. вмч. Никиты с приделом во имя прп. Макария Египетского. В 1599 г. эта церковь была перестроена и переосвящена в честь Вознесения Господня, во имя вмч. Димитрия Солунского и св. князей Бориса и Глеба. К нач. XVII в. на территории обители также находились деревянная колокольня с 8 колоколами и часами, игуменские келейные покои, 20 братских келий с больницей, служебные и хозяйственные постройки (казначейская, келарская, «погребная», хлебная, пономарская, «поварня естовная», «строжняя», гостиница). За оградой стояли мельница, конюшня, «служен дворец» для работников (до 70 чел.), воловий двор. Братский корпус и ц. в честь Вознесения Господня. Кон. XVII в. Фотография. 2012 г. Братский корпус и ц. в честь Вознесения Господня. Кон. XVII в. Фотография. 2012 г. В нач. XVII в. К. м. подвергся разорению и разрушению от полько-литовских интервентов. Восстановление обители продолжалось до кон. XVII в. В 1683 г. каменный Никольский собор XV в. был расписан фресками на деньги стольника Я. В. Нелединского. Над предполагаемым местом погребения прп. Антония была возведена ц. во имя Всех святых (1690), пристроенная к Никольскому собору. В 1650 г. вместо разобранной надвратной 3-придельной церкви (Вознесения Господня, вмч. Димитрия Солунского и святых Бориса и Глеба) был построен деревянный храм в честь Вознесения Господня с приделами вмч. Димитрия Солунского и прп. Алексия, человека Божия. В 1690 г. эта церковь была разобрана и перенесена на остров, а в кон. XVII в. на ее месте над вост. св. воротами возведена каменная Вознесенская ц. В 1667-1668 гг. на пожертвования боярина С. П. Нелединского была возведена каменная колокольня. Ко 2-й пол. XVIII в. над западными воротами находилась каменная ц. св. Иоанна Предтечи (1764).

http://pravenc.ru/text/2458965.html

Сергиевском мужском мон-ре близ Ливенского детинца. Со 2-й пол. XVII в. активизировалось строительство храмов, большей частью деревянных, появились новые мон-ри, напр. новосильский Свято-Духов. Известны благословенные грамоты Московских патриархов, в к-рых определены внешний вид церквей, формы их завершений, размер и устройство алтарей, порядок местных икон в иконостасах (грамоты рубежа XVII и XVIII вв. на строительство церквей болховского Оптина и мценского Михаило-Архангельского мон-рей). К рубежу XVII и XVIII вв. сформировалась структура городских приходов в древней части Орла и пригородных слободах, на надпойменных холмах и у берега р. Оки. Местное каменное строительство началось в посл. трети XVII в. с Болхова, где при царе Феодоре Алексеевиче предполагалось основать центр Болховской епархии. Провинциальными мастерами из среднерус. земель первым был возведен Троицкий собор болховского Оптина мон-ря (1668 - не ранее 1688): монументальность, формы кирпичного декора, широкая расстановка 5 крупных глав, 4-столпная конструкция, характерная для небольших монастырских соборов и реже для приходских церквей, позволяют отнести это здание к группе сооружений, примыкающих к среднерус. строительной традиции кон. XVII в. Каменное строительство наиболее активно развивалось в мон-рях. Одним из первых каменных монастырских храмов стала Богоявленская ц. (70-80-е гг. XVII - нач. XVIII в.) Богоявленского мон-ря (1641-1680), первоначально, до перестроек XIX в., стилистически близкая по своим формам к архитектуре нарышкинского стиля: высокий восьмерик над низким кубическим односветным четвериком, увенчанный небольшим барабаном с главкой. Отдельно располагалась ярусная колокольня (не сохр.). К 1-му строительному периоду относилось убранство фасада 8-гранной ярусной колокольни, от к-рой остался 1-й ярус (окно с выполненным из белого камня килевидным наличником с цветочным орнаментом вверху и витыми колонками с капителями по бокам на зап. стене под крышей паперти XIX в. уничтожено во время ремонтных работ в кон.

http://pravenc.ru/text/2581553.html

Церковь в 60-70-х гг. XVII в. восстановила свои позиции. В 1686-1795 гг. православные приходы и мон-ри на территории Л. подчинялись Киевскому митрополиту. В кон. XVII - нач. XVIII в. в ВКЛ имели место гражданские войны между группировками шляхты с участием внешних сил - Швеции и России, в результате чего ВКЛ лишилось 46% населения и был закреплен гос. строй Речи Посполитой, позволявший России вмешиваться в ее дела (т. н. Немой сейм 1717 г.). Войны сер. XVII - нач. XVIII в. существенным образом повлияли на демографическую, экономическую и конфессиональную ситуацию в Л. Убыль населения на территории совр. Л. из-за войны, голода и чумы составила 37%. В состав Русского гос-ва вошла почти вся территория католич. Смоленского еп-ства, в результате чего Смоленские епископы жили в Л., где находились источники их доходов. В Л. и др. частях ВКЛ были разорены мн. церкви, мон-ри и их владения, к-рые пострадали в большей степени, чем имения шляхты. Таким образом духовенство лишилось источников доходов и вернулось к дотридентской практике объединения нескольких должностей и бенефициев в одних руках. Епископы, которыми нередко становились светские лица, активно участвовали в политической борьбе и рассматривали кафедры как источники доходов. Процветал непотизм. Так, члены рода Гедройцев занимали Жямайтскую кафедру на протяжении неск. десятилетий. Вместе с тем во 2-й пол. XVII - 1-й пол. XVIII в. активно развивалась сеть мон-рей католич. орденов, в особенности доминиканцев, бернардинцев и иезуитов. К 1773 г. в Вильно было монахов больше, чем в Варшаве и Кракове. В целом для религиозной жизни Л. в сер. XVII - 2-й пол. XVIII в. характерны такие тенденции, как конфессионализация (четкое конфессиональное деление), увеличение роли религии в повседневной жизни, постепенное складывание конфессиональной ментальности; усиление католицизма и униат. Церкви за счет православной; постепенная латинизация униатской Церкви; проникновение старообрядцев из соседнего Русского гос-ва. В этот период утверждается представление о Речи Посполитой как о «бастионе христианства», к-рый соседствует с протестантскими (Швеция, Пруссия), православным (Россия) и мусульманскими (Крымское ханство, Османская империя) гос-вами; ограничиваются права некатоликов-«диссидентов»: им запрещается нобилитироваться (1673), входить в состав сейма и занимать выборные должности в поветовых судах (1717, 1736, 1764); католикам запрещается переходить в другие конфессии (1668). Число кальвинистских общин в ВКЛ намного сократилось (со 110 церквей в 1655 до 51 в 1695) по причине вымирания их влиятельных покровителей - князей Радзивиллов из биржской и дубинкской ветвей рода.

http://pravenc.ru/text/2110567.html

придельный храм во имя прп. Сергия Радонежского (начат в 1692, достроен в 1697-1698, освящен в 1712) - работа подмастерья Василия Карпова с мастерами Спасо-Прилуцкого мон-ря. 2-я пол. XVII в.- время интенсивного строительства в архиерейском дворе (кремле). Большой 3-этажный Симоновский корпус (или архиерейские палаты, 1667-1671) с одноглавой крестовой ц. в честь Рождества Христова построен архиеп. Симоном. Церковь возвышается над корпусом в виде куба, увенчанного луковицей на барабане. Надвратная Крестовоздвиженская ц. (1687-1692) отличалась сдержанным убранством. Каменная шатровая колокольня собора Св. Софии (1654-1659) построена архиеп. Маркеллом при поддержке царя Алексея Михайловича с использованием запасов камня, сделанных Иоанном Грозным. В наст. время сохранились 25 из 26 колоколов: Большой, или Праздничный (весом 7,6 т), отлит в Любеке специально для Вологды в 1687 г., остальные - с 1637 по 1756 г. преимущественно в Вологде и Москве, в т. ч. Большая Лебедь работы Ивана Моторина, автора Царь-колокола. В отличие от соборной колокольня Владимирской ц. (того же времени), по нек-рым данным, была сооружена по принципу «золотого сечения» и не была перестроена. Высокий восьмерик на низком четверике, заканчивающийся арками звона и покрытый шатром со «слухами», увенчан небольшой главкой. Всего на 52 колокольнях Вологды (включая соборную) было 353 колокола, весивших ок. 60,5 т (почти все утрачены в советское время). С 1658 г. из Ростовской в В. е. перешло Белозерье. Новый величественный Спасо-Преображенский собор в Белозерске (1668 - кон. 70-х гг. XVII в.) был сооружен в центре кремля при участии царя Алексея Михайловича в несколько архаизированных формах: массивный, статичный куб, 5 широко расставленных тяжелых глав. Декоративное убранство фасадов довольно скупое и архаичное: суховатые по рисунку пилястры и закомары, перспективные порталы, более нарядные барабаны глав с маленькими кокошниками у основания. С XVII в. началось каменное строительство в ряде регионов, напр.

http://pravenc.ru/text/155162.html

Первоначальный вид церкви восстанавливается по рисованным планам (1683, 1692), гравюре Пикара (1668/69-1773), описи 1701 г. и данным архитектурного обследования в 80-х гг. ХХ в. Четверик храма (по Н. А. Ловкунас - 2-светный, но чертеж 1683 показывает 1 ярус окон) на высоком подклете был вытянут по оси «север-юг» и делился (возможно, стеной или продольной аркой) на 2 равновеликих объема с 2 апсидами: в юж. помещался основной престол Покрова Пресв. Богородицы, в сев.- придельный, прор. Даниила. Снаружи над кровлей четверика поднимались 2 главки, барабаны к-рых, видимо, украшал аркатурный пояс. С запада к четверику примыкала трапезная палата, одностолпная (?) и пониженная (по Ловкунас; на чертеже 1683 отмечены кровли на одном уровне). С запада по оси к трапезной примыкала паперть с крыльцом (по Ловкунас, единственный вход в храм; на чертеже 1683 показан вход с севера), фланкированная квадратными в плане ризничными палатками, выступающими за линии стен трапезной. Над крыльцом возвышалась 2-ярусная шатровая колокольня. Первоначальные своды сохранились только в подклете и в ризничных палатках. К апсиде придела прор. Даниила с севера была пристроена квадратная палатка, также на подклете. Возможно, она находилась над местом погребения кн. Даниила, поскольку снаружи на сев. стене придела в XVIII-XIX вв. сохранялись 2 памятные доски: 1-я - с записью о кончине кн. Даниила (утрачена во время перестройки сев. фасада в кон. XIX в.), 2-я - о перенесении его мощей в 1652 г. (была помещена на столб поздней галереи и сохранилась до наст. времени; анализ текста и оформления показывает, что это подлинное изделие сер.- 2-й пол. XVII в., близкое по времени к описанному в тексте событию). Рака с мощами кн. Даниила находилась близ палатки и придела прор. Даниила: в старом храме - у юж. дверей, в новом - у сев., прямо над палаткой, где и был освящен придел во имя св. кн. Даниила Московского. Т. о., Покровско-Даниловский храм изначально имел поминальный характер, был связан с почитанием св. кн. Даниила (чем иногда объясняют тот факт, что придельная ц. во имя св. кн. Даниила Московского не уступает по объему главной в честь Покрова Пресв. Богородицы - Памятники архитектуры Москвы. 2000. С. 208; композиция с 2 равными приделами не была уникальной, ряд подобных построек относится также к 70-м гг. XVII в.).

http://pravenc.ru/text/ДАНИЛОВ ВО ИМЯ ...

СПб., 1872. Отд. 1. Ч. 1. С. 620-621). Между 1621 и 1668 гг. в Успенском соборе Кириллова мон-ря значилась и др. икона К. «в деянии», вклад А. Ф. Третьякова ( Лелекова. 2011. Т. 1. С. 31). Прп. Ферапонт принимает благословение прп. Кирилла. Клеймо иконы «Преподобные Ферапонт и Мартиниан Белозерские, в житиях». 1732 г. Иконописец мон. Феодосий (Музей фресок Дионисия в Ферапонтове) Прп. Ферапонт принимает благословение прп. Кирилла. Клеймо иконы «Преподобные Ферапонт и Мартиниан Белозерские, в житиях». 1732 г. Иконописец мон. Феодосий (Музей фресок Дионисия в Ферапонтове) Образ К. встречается также в житийных циклах его сподвижников и учеников, напр. в клеймах с изображением беседы К. и прп. Ферапонта и благословения прп. Ферапонта перед его уходом от К. на иконе «Преподобные Ферапонт и Мартиниан Белозерские, в житиях» письма мон. Феодосия (1732, Музей фресок Дионисия в Ферапонтове). Преставление К. проиллюстрировано в Голицынском томе Лицевого летописного свода 70-х гг. XVI в. (РНБ. F. IV. 225. Л. 393 об.). Среди лицевых Житий К. наиболее значительным является цикл из 36 оригинальных по композициям миниатюр, открывающих текст каждой главы, в кирилло-белозерской рукописи 10-х гг. XVIII в. (БАН. П I. Б 85). Из житийной иконографии К. выделилась как самостоятельный сюжет композиция «Явление Божией Матери прп. Кириллу Белозерскому в Симоновом монастыре». Такое наименование условно, поскольку, согласно Житию, преподобный во время молитвы ко Пресв. Богородице только слышал голос и видел за окном в небесном зареве место буд. обители. Однако в последионисиевский период в соответствующем клейме на житийных иконах нередко стали изображать Божию Матерь, указывающую К. путь в Белозерье. Так, и на отдельных иконах этого извода, напр. кон. XVII в. (ЦАК МДА; см.: «Угодно в очах Божиих дело сие…»: Сокровища ЦАК МДА. Серг. П., 2004. С. 194-195), святой дважды изображен в келье внутри монастырской стены: предстоящим в молитве Богородичному образу и обращенным к Богоматери, протянувшей перст к белокаменной обители на высокой горе у озера (на верхнем поле - образ Св.

http://pravenc.ru/text/1840263.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010