Глава III. Власти монастырские в XVII столетии А. Настоятели обители 1 Настоятельство Воскресенского монастыря, можно сказать с самого его учреждения, было Архимандритское, так как первый его Настоятель, Игумен Стефан, будучи назначен в 1656 году, в следующем 1657 году был возведен в сан Архимандрита, при освящении первой соборной деревянной церкви во имя Воскресения Христова, в присутствии Царя Алексея Михайловича, 18 Октября, 1657 года. Сей первый Настоятель любимой Патриаршей обители был, как по всему видно, до этого назначения в клире Патриарха и состоял одним из приближенных к нему лиц. Он, вероятно, прибыл с Патриархом в Москву из Новгорода и кажется о нем Патриарх упоминает в письме своем к Царю Алексею Михайловичу из Рождественского, что во Владимире, монастыря: «а я, богомолец Ваш, и поп Стефан еще живы» 90 . Следовательно, Поп Стефан в этой поездке был главным спутником Патриарха, может быть его келейным старцем. Куда выбыл Архимандрит Стефан, или скончался в Воскресенском монастыре, сведений нет. 2 Архимандрит Герасим управлял Воскресенским монастырем с 1659 по 5 Декабря 1665 года в звании Патриаршеского Наместника; ибо в это время, как известно, сам Патриарх Никон имел свое пребывание в Воскресенской обители. Скончался и погребен в сем монастыре. Сохранился его портрет на картине, изображающей Святейшего Патриарха Никона с сослужащею ему братией Воскресенского монастыря. 3 Архимандрит Акакий управлял Воскресенским монастырем с 14 Февраля, 1666, по 1669 год. Назначен еще самим Патриархом Никоном из Казначеев той же обители. Скончался и погребен в сем монастыре. 4 Архимандрит Исайя управлял Воскресенским монастырем с 1669 по 1671 год, упоминается в описи 1679 года. Пребывал на покое в сем же монастыре и, вероятно, здесь же скончался и погребен. 5 Архимандрит Феодосий управлял Воскресенским монастырем с 1671 до Декабря 1673 года. Был первоначально Строителем того же монастыря. По «Истории Российской Иерархии» он до назначения в Настоятели Воскресенской обители, был в сане Архимандрита Настоятелем Костромского Ипатиева монастыря, что могло быть между 1669 и 1671 годами. Из описи 1679 года видно, что он, проживая на покое в сем монастыре, был за что-то посажен в земляную темницу. Скончался в схиме и погребен в сем же монастыре.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

В декабре 1651 года в местечке Макарове, верстах в 40 от Киева, по Житомирскому тракту, у рядового казака Макаровской сотни Киевского полка, впоследствии сотника, Саввы Григорьевича Туптала-Савича († 1703), и жены его, Марьи Михайловны († 1689), родился сын Даниил. Родители Димитрия отличались большою набожностью, что отразилось, конечно, и на сыне: наибольшее влияние, вероятно, оказывала мать, так как отец, «честь и слава Запорожского войска» был в эту смутную для Украины эпоху почти постоянно на войне. Три младшие сестры святителя впоследствии тоже приняли пострижение. Первоначальное образование святитель получил дома; 10 лет от роду научился писать по-славянски. Родители его в 1660 г. переехали на житье в Киев и поселились «на плацу неидысь Салтановским» у Флоровского женского монастыря. На 12 году Даниил поступил в Киевобратский училищный монастырь, который возобновил тогда и в котором ректорствовал и преподавал знаменитый схоластический проповедник Иоанникий Голятовский. Чудесная находка чудотворной иконы Богородицы Братской, на которой вплавь спасся татарин, тонувший в Днепре, торжественное её внесение в монастырь, затем разорение монастыря в 1665, г. постоянные опасения «военного небезпеченства», влияние семьи, слабое здоровье, – всё это привело к тому, что 9 июля 1668 г. Даниил постригся с именем Димитрия в Кирилловском монастыре, от руки игумена Мелетия Дзика, малорусского патриота, сторонника Дорошенки и митрополита Иосифа Тукальского. Таким образом Димитрий примкнул к той партии чёрного духовенства Украины, которая была поборницей самостоятельности малорусской церкви. Патриарх Никон , сторонник южноруссов, уже был сменён, московское правительство не признавало митрополита Тукальского, как приверженца Дорошенки, а один из преемников Никона, патриарх Иоаким, стал уже прямо хлопотать о присоединении малорусской церкви к московской патриархии: доселе она принадлежала (с XIV века) – константинопольской. 25 марта 1669 г. в г. Каневе Димитрий был поставлен м. Тукальским в иеродиаконы, а через шесть лет в 1675 г. мая 23 уже в Густынском монастыре и более близким к Москве лицом Лазарем Барановичем, архиепископом Черниговским, Димитрий был посвящён в иеромонахи и быстро приобрёл известность, как талантливый проповедник. По повелению Барановича, Димитрий написал первое своё историческое сочинение: «Руно орошенное " -описание чудес от чудотворного образа Богородицы в Черниговском Троицко-Ильинском монастыре, напечатанное в 1680 году, а в 1683 г. вышедшее уже вторым изданием. С 1677 года, почти два года, Димитрий пробыл в Литве и Белоруссии, посещал

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Китайская Римско-католичская литература с XVI по XVIII ст., содержащая книги богослужебные, экзегетические, полемические, догматическо- нравственные, канонические, священно- и церковно-исторические, и прочие (Дополнение к Диалогам М. Риччи) Предварительное замечание В дополнение к диалогам М. Риччи – сообщаем, не лишенные ученого интереса, сведения о трудах прочих Р.-Католических Миссионеров, посвященных разъяснению истин Христианства для Китайцев, и специально на китайском языке. Литература эта весьма обширна и разнообразна, ежегодно восполняется и увеличивается новыми изданиями книг, печатаемых в Римско-католических типографиях, при главных Миссионерских пунктах, каковы – Пекин, Шанхай и другие города. Берем названия наиболее распространенных сочинений по каталогу 1876 г., печатанному в Шанхае, с Латинским переводом и Китайскими названиями, с сообщением и краткого содержания книг на Латинском языке. Переводим по-русски. Имена авторов следующие: Юний Алений (р. 1582 г., ум. 1649), Альфонс Вагнони (р. 1566 г., ум. 1640 г.), Флориан Бар, Людвиг Бужлио (р. 1606 г., ум. 1637 г.), Франциск Бранкати, Иероним Гравина, Еммануил Диаз (р. 1560 г., ум. 1640 г.), Вассер, Б. В. де-Монте-Еармило, Франк Мойра де-Мэллак р. 1669 г., ум. 1748), Франциск Жиакинти, Анжело Зоттоли (р. 1826 г.), Франциск Ксаверий д’Антреколль (род. 1662 г., ум. 1741 г.), Филипп Куплет (р. 1623 г., ум. 1692 г.), Домино Лангвиллэт, Лаврентий Ли, Андрей Лобелли, Франциск Наже (род. 1051 г., ум. 1729 г.), Диого де-Пантона, Доменико Паренин (р. 1665 г., ум. 1741 г.), Иосиф де-Премар (р. 1666 г., ум. 1735 г.), Иоанн Соери, Иаков Ро (р. 1590 г., ум. 1678 г.), Иосиф Сэн, Эмерик Хованьяк, Вербист (р. 1623 г., ум. 1688 г.). Встречаются, также, имена, собственно, Китайских Христиан, известные в составлении религиозно-нравственных рассуждений. Материалы в означенном Шанхайском каталоге 1876 г. распределяются на следующие категории: по Св. Писанию, жизнеописаниям Иисуса Христа, Богоматери, святых; книги, собственно, для язычников: доктринальные, акскетические, катехизисы, богослужебные, для общественного и частного употребления, наконец, мелкого содержания и, разного рода, сборники.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Vinogr...

Лазарь, архиепископ Черниговский и Новгород-Северский (Баранович) Родился в 1620 году в Малороссии. Обучался в школе Киевского Братского Богоявленского монастыря. Окончательное образование получил в польских коллегиях. В начале 40-х годов XVII столетия состоял наставником в Киевской духовной академии. Приняв монашество, он был преподавателем, а с 1650 года – ректором Киево-Могилянской коллегии (с 1701 года – Киево-Могилянская духовная академия) и игуменом Братского Богоявленского училищного монастыря, а с 1651 или 1652 года и Киево-Кирилловского монастыря. В 1651 году оставил духовную академию и жил в монастырях Киево-Кирилловском, Купятицком и Дятловецком. С 1653 года заведовал Елецким Успенским монастырем Черниговской епархии. 8 марта 1657 года в Яссах митрополитом Сочавским Гедеоном Лазарь был хиротонисан во епископа Черниговского. Был местоблюстителем Киевской митрополии с апреля по декабрь 1657 года, с октября 1659 года по май 1661 года, с 1669 года по 1676 год. Участвовал в работе Московского Собора 1666–1667 годов, который среди прочих рассматривал также вопрос о подчинении Киевской митрополии Московскому патриархату. 8 сентября 1667 года возведен в сан архиепископа. В 1692 году уволен на покой. Скончался 3 сентября 1693 года. Погребен в Черниговском Борисоглебском монастыре. Архиепископ Лазарь – ревностный поборник святой веры и благочестия. Святитель Димитрий Ростовский называл его «великим столпом Церкви». В бурное время междоусобий, когда Украина, недавно присоединенная к России, едва вновь не отторглась от нее, владыка Лазарь показал себя не только красноречивым проповедником и талантливым духовным писателем, но и крупным общественным деятелем. Недолго ему пришлось заниматься святым делом воспитания юношества в духе Православия. Скоро Братская коллегия была разгромлена униатами; ректор ее, игумен Лазарь, был вынужден удалиться в Кирилловский монастырь; воспитанники коллегии взялись за оружие. Поляки и крымские татары под видом союзников борющихся между собой гетманов грабили и жгли села по всей Украине; даже в окрестностях Киева в 1665 году открылись военные действия.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЖОХОВСКИЙ Киприан (ок. 1635 - 26.10.1693, Супрасль, совр. Подлясское воеводство, Польша), униат. митр. Киевский и Галицкий, архиеп. Полоцкий. Происходил из перешедшей в униатство белорус. шляхетской семьи. Получил образование в униат. Виленской ДС в Троицком мон-ре, где принял монашеский постриг и вступил в греко-католич. монашеский орден василиан . В 1658-1664 гг. учился в Греческой коллегии в Риме, к-рую окончил со степенью д-ра философии и теологии. 29 апр. 1663 г. рукоположен в Риме в сан пресвитера. В 1664 г. возвратился в Речь Посполитую, где получил известность как талантливый проповедник и пропагандист унии. С 1665 г. архимандрит Спасо-Преображенского муж. мон-ря в г. Дубно (совр. Ровненская обл., Украина). В этот период сблизился с униат. Киевским митр. Гавриилом Колендой (одновременно занимавшим Полоцкую униат. кафедру), стал его ближайшим помощником и получил от него должность аудитора и сан архимандрита Лещинского в честь Рождества Пресвятой Богородицы мон-ря близ Пинска (в 1668 Ж. при помощи военного отряда, присланного литов. гетманом, захватил мон-рь у православных). В 1669 г. участвовал в конвокационном и коронационном сеймах, избравших новым королем Речи Посполитой кн. Михаила Корибут-Вишневецкого. Во время коронационных торжеств в Кракове митр. Гавриил совершил литургию визант. обряда, на к-рой Ж. произнес проповедь об объединении всех христиан под властью папы Римского (впосл. издана в Кракове под названием «Добрый пастырь»). В 1670 г. Ж. замещал митр. Гавриила во время работы сейма, где была создана комиссия по разрешению спорных вопросов между православными и униатами, в к-рую вошел как наблюдатель от униат. стороны. В ответ на требования гетмана Петра Дорошенко, призывавшего польск. власти упразднить униатство, Ж. выступил с новым проектом объединения православных и униатов в Речи Посполитой. Согласно этому проекту, впервые изложенному Ж. в 1671 г., во время работы на Волыни в составе комиссии сейма, униатам разрешалось сохранять Символ веры без добавления Filioque (но требовалось обязательное принятие католич. учения о чистилище ), визант. обряд и каноническое право; строго воспрещался переход из вост. обряда в латинский и наоборот. Важнейшим пунктом плана Ж. было предложение подчинить всех христиан визант. обряда в Речи Посполитой юрисдикции К-польского патриарха, если тот вступит в общение с Римско-католической Церковью. При этом указывалось, что в случае отказа К-польского патриарха от данного условия из-за оппозиции Турции он должен либо перенести свою резиденцию в Речь Посполитую, либо отказаться от юрисдикции над ней, «как он это сделал по отношению к Москве». Предложенный Ж. проект не приняли ни представители православных, ни католики.

http://pravenc.ru/text/182341.html

Павел Михайлович Строев (1796-1876) XIII. Епархия Могилевская Могилевская епархия учреждена в 1632 г. Девятая в второклассных. I. Епископы Могилевские, Мстиславские и Оршанские 1. Иосиф Бобрикович , игум. Свято-Духовский Виленский, избран 1632, утверждён 14 мар. 1633; † 9 апр. 1635. 2. Сильвестр Коссов хирот. 1635 из префектов Киевской акад.; в 1647 перев. в Киев митрополитом. 3. Игнатий Оксенович-Старушич хирот. 12 июля 1650, из игум. Киево-Выдубицкого монастыря; вскоре †. 4. Иосиф Кононович-Горбацкий хирот. в 1650 из игум. Златоверхомихайловского монастыря; † в 1651. 5. Мефодий Филимонович хирот. 4 мар. (sic) 1661 [блюститель митрополии Киевской; жил в Киево-Софийском мнтре 1665–67;] взят в Москву, за измену, в 1666, и был там в 1667 и 69; 1675 – в Новоспасском; еписк. Нежинский 1681. 6. Иосиф Нелюбович-Тукальский утверждён 3 авг. 1661 из архим. Лещинского монастыря; с 1664 митрополит Киевский. 7. Феодосий Василевич хирот. 1669, утверждён 20 апр. 1672 из архим. Слуцких; † 11 мар. 1677. 8. Серафион (Серапион) Полховский утверждён 30 сент. 1697 из архим. Слуцких; † в февр. 1704. 9. Сильвестр, кн. Четвортенский , в 1707–28; † 18 февр. (sic). 10. Арсений Берло , из архим. Киево-Межигорских, избран 8 июля 1729, утверждён 30 янв. 1730; 28 янв. 1738 перев. в викарии Киевские. 11. Иосиф Волчанский утверждён 30 дек. 1735 из архим. Киево-Николаевского монастыря; 1 сент. 1742 перев. в Москву архиепископом. 12. Иероним Волчанский хирот. 2 окт. 1744, из игум. Виленского Свято-Духова монастыря; † 14 окт. 1754. 13. Георгий Конисский хирот. 20 авг. 1755 из архим. Киево-Братского монастыря; с 14 дек. 1772 «Могилевский, Мстиславский и Оршанский»; 22 сент. 1783 пожалован в архиепископа; † 13 февр. 1795. II. Епископы Могилевские и Полоцкие 14. Афанасий Вольховский 5 мар. 1795 перев. из викариев Новгородских; 27 авг. 1797 уволен на покой; † 1 янв. 1801, в Мгарском мнтре. 15. Иларион Кондратковский 1 сент. 1797 перев. с Новгород-Северской епарх., а 24 окт. уволен на покой; † 12 янв. 1799 в Новгород-Северском мнтре. III. Архиепископы Могилевские и Витебские

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Томас Шпидлик (католический кардинал) Глава восьмая. Софиология Русская софиология Комментируя одно из писем Ф. Самарина , о. Павел Флоренский замечает, что идея Премудрости Божией коренится в самих истоках русского религиозного сознания, ибо она связана с глубинными основами его своеобразной природы; сказать «Россия» и «русская мысль», забывая при этом о Софии, было бы несовместимо с этими понятиями 1665 . В Истории русской философии о. Василия Зеньковского сказано, что русская софиология является «органическим синтезом космологии, антопологии и богословия» 1666 . Такая концепция нашла свое выражение, прежде всего, у Владимира Соловьева. Затем она развивалась и разрабатывалась отцом Павлом Флоренским, отцом Сергием Булгаковым , отцом Василием Зеньковским , Владимиром Эрном 1667 . Большие поэты, Блок и Вяч. Иванов, среди прочих, обрели основу своего символизма на путях софиологии 1668 . Но, с другой стороны, не следует забывать, что софиологическое направление русской мысли сталкивалось с сильным противодействием Московского Синода. Софиология подвергалась резкой критике отцом Георгием Флоровским , Вл. Лосским и другими. «Тем не менее, в видоизмененной форме, не противоречащей догматам Православной Церкви, она, несомненно, сыграет значительную роль в дальнейшем развитии религиозной философии» 1669 . Значительная часть трудностей, возникавших перед некоторыми русскими мыслителями в отношении софиологии, часто была связана с нечетко формулируемой проблемой ее понимания: софиология предполагает определенное духовное видение, которое плохо согласуется с рациональными концепциями, с помощью которых ее хотят рассматривать. Следует вспомнить, что о. П. Флоренский обратился к софиологическим размышлениям после ознакомления с опубликованной Службой Софии Премудрости Божией 1670 . Он попытался сохранить единство между культом и религиозным опытом. А в таком случае понять софиологию означает, что мыслить о ней следует, опираясь одинаковым образом как на культ, так и на религиозный опыт.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/russ...

Исаак Ньютон на службе науке и Англии Чем современная цивилизация обязана этому величайшему ученому и мыслителю XVII–XVIII веков? 31 марта, 2012 Чем современная цивилизация обязана этому величайшему ученому и мыслителю XVII–XVIII веков? Говоря об успехах науки, нередко вспоминают изречение о том, что своими достижениями она обязана тому, что “стояла на плечах гигантов”. Но лишь немногим известно, что слова о том, что кто-то смог “сделать столь много и видеть столь далеко, потому что стоял на плечах гигантов”, принадлежат выдающемуся ученому-энциклопедисту Исааку Ньютону. Самого Ньютона по праву можно назвать одним из гигантов, заложивших фундамент здания классической науки. Действительно, вклад Ньютона в науку настолько велик, что его имя наряду с именами Аристотеля, Платона, Ломоносова, Лавуазье, Менделеева , Максвелла, Эйнштейна и других ученых навсегда останется в истории человечества. Рассмотрим, чем современная цивилизация обязана этому величайшему ученому и мыслителю XVII–XVIII веков. Имя Ньютона известно каждому еще из школьного курса физики. Но если внимательно разобраться, окажется, что обычному человеку известно о нем совсем немного: жил в Англии в XVII–XVIII веках, был основоположником современной механики, сформулировал названные его именем законы движения. Кроме того, Ньютона, подобно Архимеду с его знаменитой ванной и криком: “Эврика!”, связывают с упавшим яблоком, наблюдение за которым, якобы, подтолкнуло его к открытию закона всемирного тяготения. Кто-то, может быть, вспомнит разработанное им дифференциальное и интегральное исчисления. В справочнике “Физики” биография Ньютона занимает лишь несколько строк: Исаак Ньютон (04.01.1643–31.03.1727) – выдающийся английский ученый, заложивший основы современного естествознания, создатель классической физики, член Лондонского королевского общества (1672), президент (с 1703). Родился в Вулстоне. Окончил Кембриджский университет (1665). В 1669–1701 возглавлял в нем кафедру. С 1695 – смотритель, с 1699 – директор Монетного двора с. 199].

http://pravmir.ru/isaak-nyuton-na-sluzhb...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЭРНЕТ [Бернет, Бёрнет; англ. Burnet] Гилберт (18.09.1643, Эдинбург - 17.03.1715, Лондон), еп. Солсберийский, шотл. и англ. церковный деятель, историк. В 1665 г. Б. был рукоположен во пресвитера Шотландской Епископальной Церкви и назначен на приход в Солтоне. В это время им была написана и разослана епископам «Записка против злоупотреблений епископов» (Memorial against Abuses of Bishops. L., 1667), в к-рой содержалась критика церковных властей за несоответствие апостольскому идеалу. Архиеп. Шарп угрожал Б. отлучением от церкви, но большинство епископов с ним не согласились. Свои либеральные принципы церковного управления Б. выразил в соч. «Честный и свободный разговор между конформистом и нонконформистом» (Modest and Free conference between a Conformist and a Non-conformist. L., 1669). В 1669 г. он возглавил кафедру теологии в ун-те Глазго. На основе архивных материалов составил мемуары герц. Гамильтона (Memoirs of the Duke of Hamilton. L., 1676), написал труд «Защита власти, законов и устройства Шотландской Церкви и государства» (Vindication of the Authority, Laws and Constitution of the Church and State of Scotland. L., 1673), в к-ром доказывал правильность епископального устройства Церкви. В 1672-1673 гг. был капелланом кор. Карла II , со стороны к-рого пользовался доверием, но вскоре был лишен этой должности за поддержку плана ограничения привилегий двора, в свою очередь отверг предложенную ему монархом Чичестерскую кафедру. В 1682 г. Б. опубликовал трактат «История прав государей располагать церковными бенефициями» (History of the Rights of Princes in the Disposing of Ecclesiastical Benefices. L., 1682); в 1683 г. написал неск. трактатов против папской власти и сделал англ. перевод «Утопии» Т. Мора и послания генеральной ассамблеи франц. духовенства, адресованного протестантам. В том же году Б. посетил Францию и был принят Людовиком XIV. Антикатолические памфлеты Б. снискали ему немилость у кор. Якова I , и ему было запрещено проповедовать (1684).

http://pravenc.ru/text/153765.html

Варлаам, митрополит Киевский, Галицкий и всея Малыя России (Ясинский) Окончил Киевскую коллегию, после чего обучался в Краковской католической академии, где, несмотря на препятствия, был официально признан в числе первых. С 1665 по 1673 год (по Строеву – с 1669 года) – игумен Киевского Братского Богоявленского монастыря. С 1669 года – ректор Киевской духовной академии. С 1673 по 1677 (по Строеву – по 1680 год) – игумен Киевского Михайловского Златоверхого монастыря. С 8 июля 1680 года – игумен Киево-Николаевского Пустынного монастыря. 31 июня 1684 года возведен в сан архимандрита и определен наместником Киево-Печерской лавры. 31 августа 1690 года хиротонисан во епископа с возведением в сан митрополита Киевского, Галицкого и всея Малыя России. Скончался 22 августа 1707 года. Погребен в Великой церкви Киево-Печерской лавры. Период жизни и деятельности митрополита Варлаама совпал со временем, когда решался сложный вопрос о подчинении западно-русской иерархии Московскому патриарху. Митрополит Варлаам не был сторонником такого подчинения и даже, когда предложили его кандидатуру на Киевскую кафедру, отказался ехать в Москву и посвящаться от Московского патриархата. Только после того, как Константинопольский патриарх в согласии с другими восточными патриархами в 1687 году утвердил зависимость Киевской митрополии от Московского патриархата, протест архимандрита Варлаама утратил смысл и основание, и он принял посвящение в митрополиты от Московского патриархата. Митрополит Варлаам был человек ученый и покровитель ученых. По его настоянию и при его покровительстве будущий святитель Димитрий, митрополит Ростовский, принялся за дело составления своего знаменитого труда «Четьи-Минеи». О поручении своем святителю Димитрию он говорил: «Бог по усердной молитве моей послал в лавру жить благоразумного проповедника слова Божия, благочестного иеромонаха Димитрия. Этому искусному проповеднику слова Божия, трудящемуся благоразумно, самою истиною свидетельствованному, вручил я, по совету соборных отцев и братий святой лавры, чтобы дело то святое совершенно исправить». Так было положено начало великому труду.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010