Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПЕНН У. Пенн. Портрет. XVIII в. Копия с оригинала П. Лели (?) XVII в. (Историческое об-во Пенсильвании, Филадельфия, США) У. Пенн. Портрет. XVIII в. Копия с оригинала П. Лели (?) XVII в. (Историческое об-во Пенсильвании, Филадельфия, США) [Англ. Penn] Уильям (14.10. 1644, Лондон - 30.07.1718, Раскум, графство Беркшир), англ. квакер , основатель колонии Пенсильвания (ныне штат США). Старший сын адмирала Уильяма Пенна (1621-1670), служившего О. Кромвелю , а после его смерти - кор. Карлу II . Благодаря военной карьере отца П., принимавшего участие в завоевании Ирландии, захвате Ямайки и англо-голл. войне 1665-1667 гг., семья стала обладательницей крупного состояния (адмирал был одним из кредиторов королевской семьи, получил рыцарское звание в 1660). В 1660-1662 гг. П. обучался в Крайст-Черч-колледже Оксфордского университета, но был исключен за радикальные пуританские взгляды. В 1663-1664 гг. обучался в гугенотской академии в Сомюре (Франция), где учил теологию у М. Амиро. В авг. 1664 г. П. вернулся в Лондон, где изучал право в Линкольнсинн. В начале англо-голл. войны принимал участие в военных действиях и в апр. 1665 г. в качестве курьера доставил Карлу II донесение отца о морском сражении с голландцами при банке Ганфлит. В 1666 г. отец отправил П., так и не получившего юридического образования, в Ирландию управлять семейным замком Шангарри. В окт. того же года П. участвовал в подавлении бунта англ. гарнизона в замке Каррикфергус, за что получил чин капитана. В 1667 г. под впечатлением от проповедей Томаса Лоу вступил в Об-во друзей (квакеров), приняв «истинную веру Сердца и Света Святого». После этого П. уже не мог следовать обычным для дворянина путем, выбрав военную, политическую службу или карьеру государственного служащего. Для вступления в любую офиц. должность необходимо было поклясться на Библии и принести присягу королю, что для квакера было невозможно, так же как носить оружие и пользоваться им, употреблять местоимение «Вы» и обнажать голову в знак уважения перед кем-либо (включая короля).

http://pravenc.ru/text/2579954.html

А.А. Половцов Дорошенко, Петр, гетман Дорошенко, Петр , гетман Малороссии, происходил из казацкой семьи Чигиринской сотни. Он родился в 1627 г. в г. Чигирине. Отец его имел шляхетское достоинство. Служебная карьера Д. началась при Богдане Хмельницком, который заметил его выдающиеся способности и обратил на него внимание, назначив его в 1650 г. одним из предводителей в войне с Молдавией. По возвращении оттуда он был послан депутатом от казацкого войска на польский сейм. В 1653 г. Д. получил должность Прилуцкого полковника и после смерти Хмельницкого проявил себя преданным сторонником политических стремлений Выговского, помогая ему в борьбе с полтавским полковником Пушкарем и русскими войсками, во главе которых был Пожарский. Даже низложение казацкой радою Выговского не ослабило к нему преданности Д., и только полное поражение у Хмельника в 1659 г. заставило Д. сдаться гетману Сомку, который отнял у него прилуцкое полковничество, что, впрочем, не помешало вскоре же новому гетману пожаловать Д. должностью старшины, а в 1660 г. он – уже Чигиринский полковник и участвует в числе депутатов, хлопотавших в Москве об отмене некоторых статей Переяславского договора. Д. принимал участие в походе под Чуднов и вел переговоры от лица гетмана Юрия Хмельницкого с предводителем польских войск, Любомирским, а затем при преемнике Ю. Хмельницкого, П. Тетере, продолжал играть видную роль, принимал с ним участие в походе короля Яна-Казимира против Брюховецкого, получил в 1663 г. должность генерального есаула и в 1665 г. черкасского полковника. Бегство Павла Тетери в Польшу открыло широкое поле для борьбы за гетманство, и одним из претендентов на таковое был крестьянин Опара, который, не будучи уверен в собственных силах и боясь враждебных отношений регистровых казаков к себе, как к представителю черни, обратился за помощью к крымским татарам. Последние откликнулись на его призыв, но Д. перехватил мурз, задобрил их, и они решили помочь ему самому занять гетманство. Рада старшин и казаков, собранная в Чигирине в 1666 г., утвердила его в гетманском достоинстве, и весь правый берег Днепра кроме Киева, защищаемого московскими войсками, признал над собою власть Д., а левобережною Украйною, по его словам, он решил овладеть, хотя бы для этого все население ее пришлось отдать татарам.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Б. Титлинов Ответ на отзыв архиепископа Антония Волынского о книге Б.В. Титлинова: «Духовная школа в России в XIX столетии» Источник К характеристике положения богословской науки в России Архиепископ Антоний волынский в газете «Колокол» 1665 и 1666 от 20-го и 21-го октября с. г.) опубликовал свой «отзыв» о моем сочинении «Духовная школа в России в XIX стол.», составленный им по поручению Св. Синода, по вопросу о присуждении докторской степени. Газетный тон отзыва, не свойственный рецензиям об ученых работах, как будто бы дает возможность думать, что это простая газетная статья. Но некоторые выражения «отзыва» ясно говорят, что это именно и есть та «обстоятельная рецензия», которая, по словам того же «Колокола», легла в основу синодального определения по вопросу о присуждении упомянутой степени. Обыкновенно официальные отзывы синодальных рецензентов не публикуются вообще, а тем более в газетах. В таком случае они, естественно, не подлежат и печатной критике. Но раз преосв. Антоний применил свой «отзыв» в качестве газетного фельетона, то тем самым он, очевидно, сам отдает свою «рецензию» на публичное обсуждение и явно вызывает и автора рецензируемого сочинения на ответ. С тяжелым чувством пишущий эти строки берется за этот ответ. Когда приходится иметь дело с серьезной научной критикой, то защищать себя доставляет даже некоторое удовольствие. Но когда приходится реабилитировать себя от нападок газетного тона, однако исходящих от лица высоко-официального и составляющих официальный документ, то положение защищающегося весьма затруднительно. Тем не менее, в видах выяснения истины, мы принимаем молчаливый вызов самого автора «отзыва» на публичный ответ, причем постараемся по возможности удержаться в границах только высказанных преосв. Антонием по поводу нашей книги соображений. Преосв. Антоний начинает свой отзыв с замечания, что моей диссертации «не посчастливилось даже на снисходительном и дружелюбном суде своих сотоварищей по академической корпорации», так как в Совете академии из 17 голосов 5 высказались против присуждения докторской степени. Такое предварительное замечание имеет, конечно, в виду указать на особо, якобы, неблагоприятный для достоинства сочинения ход дела и в Совете. Находя совершенно неудобным входить в рассмотрение данного именно случая, считаем необходимым указать, что присуждение ученых степеней в Советах академии чрезвычайно редко проходит единогласно. Сплошь и рядом бывает, как легко убедиться по журналам советов, присуждение степени совершается простым большинством. Большинство же более, чем в 2/3, всюду и везде считается подавляющим и прохождение дела таким большинством бывает далеко не всегда. Преосв. Антонию, как бывшему академическому деятелю, все это прекрасно известно.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/otv...

22 июня 1663 г. П. получил от царя Алексея Михайловича через иеродиак. Мелетия Грека 300 золотых флоринов на поездку в Москву для участия в Соборе по делу патриарха Никона. 25 июня 1663 г. П. написал об этом письмо К-польскому патриарху Дионисию III Вардалису , которое из Александрии в К-поль доставил Мелетий Грек ( Фонкич. 1997. С. 166). П. выехал из Египта 25 мая 1665 г., наземным путем через Эрзурум 10 окт. прибыл в Тбилиси, где ожидал Антиохийского патриарха Макария III , 30 нояб. 1665 г. находился в Шемахе. В это время К-польский патриарх Парфений IV указом от нояб. 1665 г. под давлением Порты поставил патриархом Александрийским Иоакима, епископа Родосского (см. Иоаким II ; Τζουμρκας. 2010. Σ. 32). 21 июня 1666 г. П. и патриарх Макарий прибыли в Астрахань; до Москвы их сопровождал Мелетий Грек, к-рый одалживал П. деньги на дорожные расходы (РГАДА. Ф. 52. Оп. 4. 52). 4 июля в Астрахани Иоанн Сакулис, эконом Антиохийской Церкви и греческий писец из окружения патриарха Макария, передал П. переписанную им рукопись с «Воспоминаниями о Ферраро-Флорентийском Соборе» Сильвестра Сиропула (Ath. Vatop. 664; Фонкич. 2003. С. 328-329). 2 нояб. 1666 г. патриархи прибыли в Москву, и через 2 дня состоялась их встреча с царем. 7 нояб. патриархи возглавили работу Большого Московского Собора 1666-1667 гг. , на к-ром было санкционировано осуждение и низложение патриарха Никона. П. принимал активное участие во всех 8 заседаниях Собора. 12 дек. 1666 г. в кельях вост. патриархов в Чудовом мон-ре был зачитан написанный по-гречески и по-русски соборный приговор. На Рождество 1666 г. П. произнес речь с панегириком Москве, унаследовавшей скипетры Палеологов и освященной служением 2 вост. патриархов (изд.: Τζουμρκας. 2010. Σ. 152-155). 26 февр. 1667 г., после избрания нового Московского патриарха Иоасафа II , Собор продолжил работу до июня 1667 г.: П. участвовал во всех заседаниях для рассмотрения поставленных царем Алексеем Михайловичем вопросов. 1 сент. 1667 г. П. произнес речь на новолетие (изд.: Ibid. Σ. 151-152), 1 янв. 1668 г.- на начало года, праздновавшееся вост. Церквами (изд.: Ibid. Σ. 149-150).

http://pravenc.ru/text/2578657.html

43. 1665 г. Черновой список деяния собора российских архиереев о челобитной патриарха Никона царю, от 14 Января 1665 г., в коей патриарх Никон предлагает условия, на которых он согласен на избрание нового патриарха а) Настоящего лета сего по седми тысящах от создания мира 174, от рождества же по плоти Господа Бога нашего Иисуса Христа 1666. По повелению великого государя нашего царя и великого князя Алексея Михайловича, всея Великой и Малой и Белой Росии самодержца, собравшись архиереи Росийского государства, преосвященные митрополиты и архиепископы и епископы имеющие волю и не присутствующих архиепископов Сибирского и Астраханского, Святого Духа призвав, да даст благодать свою, еже рассудить праведно писание, присланное к великому государю царю и великому князю Алексею Михайловичу, всея Великой и Малой и Белой Росии самодержцу, от святейшего Никона патриарха , за рукой его, в лето 7173, Января в 14 день, в нём же написано, яко от того дня жить святейшему Никону патриарху строения своего в монастырях Нового Иерусалима святого живоносного Воскресения Христова, или в монастыре пресвятой Богородицы Иверской, или в монастыре святого и животворящего Креста Господня, или в иных его строениях и приписных монастырях повольно. И священный собор присудил монастырь Воскресения Христова Новым Иерусалимом не именовать и не писать, а именовать и писать его так: монастырь Воскресения Христова, по образу церкви иерусалимской, или монастырь Новый Воскресения Христова. Зане пишет мудрый монах Максим Грек , яко един есть Иерусалим на земле и едина земля Иудейская, в ней же Христос родился и крестился во Иордане, на Фаворе преобразился, и на Голгофе распялся, и там негде близ погребеся, и по воскресению, пожив с учениками своими четыредесять дней, от Елеонской горы на небеса вознёсся. Второе. Яко люди народа Росийского зело блазнятся, суще невежди, о имени монастыря Нового Иерусалима, паче же в последние дни сия, вняже концы век достигоша. И в той их блазни великой есть хульное слово на святейшего Никона патриарха, той же хулы не можно написать. И того ради обоего не подобает писать ниже именовать монастырь он святого Христова Воскресения Новым Иерусалимом.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/de...

Придворные Места (Пермогорье). Церковь Георгия Победоносца. Сортировка: Карта и ближайшие объекты Прямоугольный в плане сруб несет на себе еще один — крещатый, завершенный крещатой же бочкой. Но вместо обычных в таком случае одной или пяти глав сооружение увенчано только тремя. С 1665 г. — с момента постройки и до 1875 г. она стояла в «первозданном» виде, но затем по указу синода ее обшили тесом. И с этого времени, как с горечью писал И. Грабарь, «она потеряла больше, чем обыкновенно теряют деревянные церкви, так как ее линии и формы рассчитаны были на игру девственного сруба. Можно себе представить, что это была за сказка, эта славная нарядная церковка, венчающая береговую кручу красавицы Двины, как раз здесь именно особенно широкой и особенно величаво». из: И.А.Бартенев, Б.Н.Федоров. Архитектурные памятники Русского Севера. Ленинград-Москва, «Искусство», 1968. Церковь святого Георгия в Пермогорье Село Пермогорье расположено немного к северу от города Красноборска Архангельской области, «на высоком левом берегу Северной Двины, может быть, самом высоком и живописном на всем ее протяжении» Первые упоминания о нем относятся к 1379 году. Примерно в это время здесь появилась и первая деревянная церковь. Сведений о ней почти не сохранилось. Местность издревле славилась необыкновенной красотой северной природы и местными росписями разнообразных предметов крестьянского быта. С 1657 по 1788 годы село относилось к Вологодской и Белозерской епархии. В дальнейшем название епархии не раз менялось, но географически село продолжало принадлежать к Сольвычегодскому уезду Архангельской губернии. В наши дни от центра многих ремесел и промыслов осталось лишь заброшенное село, главным украшением которого путешественники называют два старинных храма: каменный во имя Воскресения Господня (1748-1762 годы) и деревянный – Георгиевский (1665 год). В «Церковно-историческом и статистическом описании церквей Сольвычегодского уезда Вологодской епархии» за 1854 год сохранились довольно любопытные сведения об этих храмах: «По Пермогорской Воскресенской церкви: деревянная холодная церковь построена 1665 г., а освящена 1666 года. Вид оной шатровый, о трех главах на церкви. Внутри оной два придела отделенные один от другого переборкой. По правую сторону придел во имя великомученика Георгия, а по левую святых мученик Флора и Лавра. Иконостас самый простый о двух ставах, а все иконы в оной древние, писанные к освящению сего храма - к 1666-му году, но кем именно неизвестно». Согласно представленному описанию, можно заключить, что первоначально Воскресенской называлась деревянная церковь, а Георгиевской ее стали называть по одному из приделов. Вероятно, это название утвердилось уже в XVIII веке, после возведения каменного храма. О нем приведены лишь краткие сведения: «Главная каменная двухэтажная - теплая и холодная. Теплая освящена 1762 года, во имя Рождества Христова; холодная 1775, во имя Воскресения Христова. Достопримечательного в сих церквах нет»

http://sobory.ru/article/?object=05077

Глава VIII. Описи церковного и монастырского имущества XVII столетия, описание того, что уцелело в ризнице и библиотеке от XVII столетия до настоящего времени а. Из описей Патриаршего периода Воскресенской обители (1656–1666) уцелела лишь опись Казначейская, т. е., собственно монастырского имущества 1666 года, любопытная многими из своих подробностей, вводящих нас во внутренний быт обители, как, на пример, описание борошней (последей, пожитков), оставшихся после смерти старцев монастыря. б. Опись церковного и монастырского имущества 1679 года есть первая подробная, так сказать, правительственная опись, составленная по Указу Царя Феодора Алексеевича в тот год, с которого, по его Державной воле, возобновилось построение великого Соборного храма по Иерусалимскому образцу. Эта опись знакомит нас вполне с имуществом монастыря, оставшимся ему в наследство от его великого основателя, собранным его трудами и заботами в течение своего 8 летнего пребывания в излюбленной им обители. В конце описи приведен именной список братства Воскресенского монастыря 1679 года и опись монастырских зданий 101 . в. Наконец опись 1685 года знакомит нас с тем церковным имуществом обители, которое поступило в монастырь в период от 1679 по 1686 год от Царских щедрот, преимущественно же от усердия особой благодетельницы сей обители, Благоверной Царицы и Великой Княжны Татьяны Михайловны. В конце сей описи 1685 г. мы прилагаем указатель, какие именно из значащихся в ней вещей уцелели доселе, и наконец обстоятельное описание церковных вещей XVII столетия, хранящихся в ризнице Воскресенской обители, могущее служить руководством для их изучения в археологическом и художественном отношениях. А. Казначейская опись 1665 года Лета 7174 году, Декабря в 25 день (1665 года) пожаловал Великий Господин, Святейший Никон Патриарх , своего, Великого Господина, строение Нового Иерусалима Воскресенского монастыря Казначея, Иеромонаха Акакия, благословил быть в том своем строении в Воскресенском монастыре Архимандритом, а на его место пожаловал Указом быть Казначеем Иеромонаху Исайи, и во всей той монастырской казне указал им расписаться и учинить росписныя книги за их руками, и Февраля в 15 день, по Указу Великого Господина, Святейшего Никона Патриарха , Архимандрит Акакий отдал на лицо Воскресенского монастыря казну Казначею Иеромонаху Исайи, а что отдал, и то писано в сей книге статьями: I. Крайнее сушило верхнее, а в нем:

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Предисловие Почти с 1668 до начала 1676 года знаменитая лавра соловецких подвижников была свидетельницей необычайных событий. Стрелецкое войско тишайшего и благочестивейшего царя Алексия Михайловича в течении 8 с лишним лет держало в осаде малоприступные стены монастыря. Такое редкое в русской истории военное предприятие против монахов, этих неизменных союзников московского правительства, было вызвано мятежом, медленно разгоравшимся среди братии «обители Пантократоровы, яже есть в отоце Окиана моря». Причина возмущения исходила из тайников религиозного духа. Не желая рисковать своим душевным спасением, соловецкое братство отказалось допустить к себе новопечатные служебники, в которых ему виднелась латинская ересь. Оно было готово поэтому постоять до смерти за те книги, по которым с таким успехом возносила молитвы древняя Русь. Продолжительная осада Соловецкой Трои, как называл её Денисов, окончилась победою воинов царя земного над воинами царя небесного только вследствие непредусмотренной измени убогого чернеца Феоктиста. Но в этом длительном упорстве за религиозные убеждения военный период был лишь заключительным звеном. Враждебное отношение к Никонианским новшествам зародилось на Соловках значительно ранее начала похода на монастырь и было обязано разным лицам, из которых многим не суждено было даже дожить до открытого столкновения. Одним из видающихся деятелей среди таких лиц в промежуток с 1657 по 1666 год был соловецкий соборный старец Герасим Фирсов, 1 личность во многих отношениях замечательная. В звании соборного старца на Соловках он становится известным еще с 1658 года, но на лестнице дальнейших должностных повышений в монастыре Герасим не успел достигнуть высших ступеней. Он не был удостоен священного сана. Не был он ни казначеем, ни келарем. Приказную службу ему поручали на промыслах сравнительно незначительных (Варзужском, Умском и дважды в Яренском). 2 От монастырских и не монастырских властей старец не раз терпел обиды, утеснение и телесные наказания. Так, однажды за подачу челобитья патриарху Никону на архимандрита Илию (следовательно между 1652–1659 гг.) Герасим был избит нещадно плетьми на патриаршем дворе, а затем временно отдан под начало в Никольский Корельский монастырь. Наконец, в 1665 году он был лишен звания соборного старца, а после суда и покаяния на соборе 1666 года был сослан в Иосифов Волоколамский монастырь, 3 где и умер в сентябре 1666 года. Одним словом служебная карьера Фирсова была не из блестящих.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЛАЗАРЬ († 14.04.1682, Пустозерский острог (ныне не существует, в Заполярном р-не Ненецкого АО)), активный деятель раннего старообрядчества , писатель, лишенный сана свящ. из г. Романова (ныне в составе г. Тутаева Ярославской обл.). Род. 17 июля, в день памяти перенесения мощей прп. Лазаря Галисийского, в честь этого святого получил имя. Во иерея был рукоположен митр. Ростовским и Ярославским Варлаамом II (1619-1652) в 20-х гг. XVII в. (не позднее 1633, поскольку Л. упом. о благословении, данном ему патриархом Филаретом († 1633)). Испытав тяготы Смутного времени и став священником в период духовного подъема после Смуты, Л. примкнул к движению боголюбцев. После начала богослужебной реформы в 1653 г. (см. в ст. Никон (Минов) , патриарх Московский и всея Руси), к-рую Л. не принял, он нек-рое время скрывался в Саввином Сторожевском в честь Рождества Пресв. Богородицы монастыре у архим. Никанора (1653-1660), буд. руководителя Соловецкого восстания . Л. был арестован, 14 июля 1661 г. отправлен в ссылку в Тобольск, его сопровождали жена Домна и иподиакон Федор Трофимов. В Сибири он не прекращал проповедь «старой веры» и снискал себе много сторонников, о чем писал бывший в то время в Тобольске Ю. Г. Крижанич . Власти решили разрушить новый центр староверия. 2 нояб. 1665 г. в Москву были доставлены 10 сибир. ссыльных, в их числе Л., игум. Адриан, священники Дементий, Полиевкт, иподиакон Ф. Трофимов и др. В дек. 1665 г. состоялся царский указ об ужесточении условий ссылки Л.: вместе с семьей его «за неистовое прекословие» перевели в Пустозерский острог (МДИР. 1875. Т. 1. С. 435). 14 апр. 1666 г. пустозерский воевода В. Диково получил царский указ о присылке в острог из Сибири попов Л. и Дементия и иподиакона Федора Трофимова; заключенных было велено «беречь накрепко, чтоб они никуды не ушли, а бумаги и чернил им не давать и никаких смутных речей у них не слушать» (Там же. С.

http://pravenc.ru/text/2462539.html

Арзамас. Спасо-Преображенский монастырь. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Сортировка: Карта и ближайшие объекты Церковь Рождества Пресвятой Богородицы была возведена как второй храм обители в 1585 году из дерева. Строилась как теплая - для отопления в подклете и в самой церкви были устроены печи. За три века существования церковь многократно перестраивалась. Кирпичный трапезный храм, поставленный на высоком подклете, построенный во 2-й пол. XVII в. Пятиглавый четверик, вытянутый по поперечной оси, с трехчастным алтарем и обширной трапезной. Второй престол Сретенский. Закрыт в 1929 г., венчания сломаны. Был занят под хлебопекарню и общежитие. Полуразрушен - цела только трапезная часть с частично рухнувшими сводами. На начало XXI beka - одноэтажное ветхое здание. http://drevo-info.ru/articles/21319.html Церковь Рождества Пресвятой Богородицы являлась зимним (теплым) соборным и трапезным храмом Арзамасского Спасо-Преображенского (Спасского) монастыря. К 1585 году относится первое краткое описание монастыря, в котором наряду с главным храмом Преображения Господня названа и теплая церковь Рождества Богородицы с приделом св. великомученицы Анастасии. Эти строения были деревянные. Другой архивный документ, датируемый 1626 годом, добавляет к сведениям об облике деревянной Рождественской церкви лишь то, что она имела трапезный прируб: «А в монастыре храм во имя Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа деревянна, а другой храм теплой и трапеза, во имя Рождества Пречистыя Богородицы, да в приделе Святой мученицы Настасеи, да в храме церкви строения…» Данные о времени возведения ныне существующего каменного теплого монастырского храма расходятся. В описи монастыря, хранящейся в РГАДА, составленной капитаном А. Тихменевым в 1763 году, сообщается, что о церкви Рождества Богородицы, «в котором году построена и по какому указу известия не отыскано». А.С. Петряшин считает, что «церковь возведена предположительно в 1660-1690 годах, на что указывают даты освящения антиминсов: в алтаре самой церкви антиминс в приделе Сретения Господня напечатан на полотне 73 году (1665-1666 гг.)…». Таким образом, точная датировка церкви Рождества Богородицы остается под вопросом. Если признать, что дата на антиминсе Сретенского придела воспроизведена правильно (в чем есть сомнения), то каменный храм уже существовал в 1666 году. Следует обратить внимание, что церковный придел в это время был освящен в честь Сретения Господня, а не в честь св. Анастасии, как это было ранее у деревянного храма.

http://sobory.ru/article/?object=14407

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010