42. 1665 г., января 13. Статейный список о посылке от царя и собора в Воскресенский монастырь к патриарху Никону Чудова монастыря архимандрита Иоакима и думного дьяка Дементия Башмакова, по случаю неожиданного его приезда в Москву в ночь на 18 Декабря 1664 г. и челобитной патриарха Никона к царю, присланной из села Чернева с Сарским митрополитом Павлом и окольничим Родионом Стрешневым, в которой Никон предлагал условия, на каких допускает избрание нового патриарха Лета 7173, а еже по плоти Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа 1665, Января в 14 день, приехали Нового Иерусалима в Воскресенский монастырь Чудова монастыря архимандрит Иоаким да думный дьяк Дементий Башмаков и велели про себя сказать Никону патриарху . И Никон патриарх велел им сказать, будет по государеву указу приехали, и они б шли на монастырь и в келью. И вшед в келью, говорили: великий господин святейший Никон патриарх ! великий государь царь и великий князь Алексей Михайлович, всея Великой и Малой и Белой Росии самодержец, велел о твоём спасении спрошать. И Никон патриарх говорил: Божьей милостью, се жив есмь. И, поклонясь, говорил: как Господь Бог милует его великого государя царя и великого князя Алексея Михайловича, всея Великой и Малой и Белой Росии самодержца? И архимандрит Иоаким и думный дьяк Дементий мне, Никону патриарху , сказали: как они поехали с Москвы, и великий государь царь и великий князь Алексей Михайлович, всея Великой и Малой и Белой Росии самодержец, дал Бог в добром здоровье. И спрашивал Никон патриарх архимандрита Иоакима и думного дьяка Дементия: что ваше пришествие к нам, смиренным? И архимандрит, и думный дьяк говорили: прислал де нас великий государь царь и великий князь Алексей Михайлович, всея Великой и Малой и Белой Росии самодержец, со всей палатой и со всем освященным чином; а велел государь царь и весь царской синклит и весь освященный собор сказать: спаси Бог, что де ты правду свою явил, смутное письмо государю прислал, и воровское дело не утаил Никиты Зюзина и его советников, который твоею святительской душой возмутил, и на странное твоё пришествие к Москве привёл и великого государя с освященным собором и со всем государством хотел ссорить, и чтоб ты впредь таким ссорщикам и составщикам не верил; а которые есть иные такие же ссорщики, и ты б, патриарх Никон , про них потому ж объявил.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/de...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОРНИЛИЙ († 23.12.1677, тобольский Знаменский монастырь), митр. Сибирский и Тобольский (1664-1677). Происхождение, мирское имя и ранние этапы жизни К. неизвестны. С 1662 г. К. был архимандритом Варлаамиева Хутынского в честь Преображения Господня монастыря в Новгороде ( Строев. Списки иерархов. Стб. 50). После того как 16 февр. 1664 г. Сибирский архиеп. Симеон оставил святительство и удалился в Москву, на Тобольскую кафедру был избран К. 24 июля 1664 г. его хиротонию возглавил патриарший местоблюститель митр. Ростовский Иона (ПСРЛ. Т. 36. С. 161). К. был поставлен во архиепископа Сибирского при 2 живых предшественниках (помимо Симеона до 1666 г. был жив еще один Сибирский архиепископ - свт. Нектарий (Теляшин) , оставивший кафедру по старости в 1640 г.). К. прибыл в Тобольск 23 февр. 1665 г., на 3-й неделе Великого поста, на следующий день состоялось его торжественное введение в Софийский собор и на святительский двор (ПСРЛ. Т. 36. С. 162). Первые годы своего архиерейства К. был в сане архиепископа. На Большом московском Соборе 1666-1667 гг. (в к-ром К. участия не принимал) был поднят вопрос об открытии на территории Сибири 2 новых епархий. В итоге «по богоревностному благочестивейшаго самодержца желанию, благословихом и утвердихом в Тобольске со окрестными грады вместо архиепископии митрополии быти, в Томске граде епископу, и на Лене благословихом епископу же быти» (ДАИ. Т. 5. 102. С. 492). 18 янв. 1668 г. в Тобольск приехал посланник А. В. Богданов с царскими грамотами, по которым К. было велено прибыть в Москву. К. выехал в столицу 26 янв. и был в городе «в субботу Лазареву», т. е. 14 марта (ПСРЛ. Т. 36. С. 163). Дворцовые разряды упоминают о присутствии К. за царским столом и его участии в крестных ходах совместно с патриархами и др. представителями высшего духовенства в марте-июне 1668 г. (Дворцовые разряды. 1852. Стб. 730, 733, 737, 755-756). 25 мая 1668 г. патриархи Макарий Антиохийский и Иоасаф Московский посвятили К. в сан митрополита Сибирского и Тобольского. Ему пожаловали «сак и клобук белый, что и прочим митрополитом... а по степени учинен Сибирской митрополит под Астраханским митрополитом, выше Ростовского» (Там же. Стб. 757; ПСРЛ. Т. 36. С. 163). Т. о., К. занял в духовной иерархии 4-е место после патриарха и митрополитов Новгородского и Казанского. Новых епархий на территории Сибири создано не было. На поставлении помимо патриархов и др. представителей духовенства присутствовал царь Алексей Михайлович с царицей Марией Ильиничной и царевичем Алексеем Алексеевичем. Процедура завершилась трапезой у государя в Столовой палате, где присутствовали лишь патриарх Макарий и К. (ДАИ. Т. 5. С. 127).

http://pravenc.ru/text/2458703.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОВ (Мозовский (Мазовский); † 5.08.1628, Ущельский мон-рь (ныне дер. Ущелье Лешуконского р-на Архангельской обл.)), прмч. (пам. 5 авг., 9 авг.- в Соборе Соловецких святых), Ущельский, основатель Ущельской пуст. в честь Рождества Христова у впадения р. Ежуги в р. Мезень. Житие И. сохранилось в 3 списках XVIII-XIX вв., содержащих 2 редакции текста. К 1-й редакции относятся списки ГИМ. Увар. 426. Л. 122-134, 70-е гг. XVIII в. (полный), и ИРЛИ. Пинежское собр. 405. Л. 8-9 (краткий), сделанный в 1855 г. пинежским свящ. А. Семёновым. Рукопись Увар. 426 помимо Жития святого содержит 47 кратких записей о случаях исцелений, совершившихся по молитвам к И. в XVII-XVIII вв.; в списке из Пинежского собрания представлено только Житие. Считается, что часть памятника, содержащая описание чудотворений, происшедших в XVII в. (1655-1664), была составлена в том же столетии, а описания исцелений, совершившихся в XVIII в., были прибавлены к Житию позднее. Первая часть Жития могла быть создана при участии Исаакия, к-рый в 1659-1665 гг. был строителем Ущельской пуст. Причиной, побудившей Исаакия написать Житие И., вероятно, стало возведение в 1664 г. новой ц. Рождества Христова на месте сгоревшей, находившейся недалеко от погребения святого: последнее из чудес XVII в. датировано 9 янв. 1664 г. В XVIII в. рассказы о чудотворениях могли быть дописаны к Житию в связи с освидетельствованием мощей И. в 1739 г., но не позднее 1764 г., когда Ущельская пуст. была упразднена. Вторая редакция Жития, опирающаяся на текст 1-й редакции, известна в единственном списке 1861 г.: БАН. Собр. текущих поступлений. 424. Дефектный характер списка (множество ошибок и описок) объясняется низкой грамотностью переписчика, к-рым был 14-летний Ф. Ситников - крестьянин из дер. В. Березник, входившей в Ущельский приход. Во 2-й редакции более подробно говорится об устроении Ущельской обители, о мученической кончине И., приводится рассказ об освидетельствовании мощей святого 3 нояб.

http://pravenc.ru/text/578160.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПАВЕЛ (В миру Петр) († 9.09. 1675), митр. Сарский и Подонский (1664-1675), местоблюститель Патриаршего престола (1665-1667, 1673-1674). Происхождение П. неизвестно. В 1654-1656 гг. он был протоиереем в ц. Сретения Господня «на сенях» в Московском Кремле. После смерти жены принял постриг в Новоспасском московском в честь Преображения Господня ставропигиальном мужском монастыре , где стал «подражатель и… наследник» добродетелям архим. Никона ( Белокуров. 1886. С. 608). В 1659 г. стал архимандритом московского Чудова в честь Чуда архангела Михаила в Хонех мужского монастыря . 22 авг. 1664 г. совершилась хиротония П. во митрополита Сарского и Подонского. На поставлении присутствовал царь Алексей Михайлович (Выходы государей царей. С. 424). В качестве митрополита П. осуществлял полномочия местоблюстителя Патриаршего престола, также временно управлял Казанской, Рязанской и Вятской епархиями. П. постоянно присутствовал на придворных мероприятиях, в т. ч. царских столах, участвовал в походах (Дворцовые разряды. СПб., 1852. Т. 3. Стб. 593, 607, 761 и др.; ДАИ. Т. 5. С. 115-117,120,122-124, 130, 131, 133-137, 139, 145, 149, 152 и др.; обзор см.: Соловьев. 1894. С. 86-88). П. провожал тела умерших представителей царской семьи - сестры царицы, вдовы боярина Б. И. Морозова Анны Ильиничны, царевны Евдокии Алексеевны, отца царицы боярина И. Д. Милославского (ДАИ. Т. 5. С. 115, 126-127, 139). События, связанные с «делом» патриарха Никона (Минова), способствовали укреплению позиций П. в Церкви и при дворе. В ночь на 18 дек. 1664 г. Никон появился в Успенском соборе Московского Кремля. Местоблюститель Патриаршего престола митр. Ростовский и Ярославский Иона (Сысоевич) принял его благословение. Царь направил к Никону П. с боярами. Переговоры затянулись - царю были переданы письма Никона, а затем П. вместе с митрополитами Газским Паисием и Сербским Феодосием передали Никону ответ государя о немедленном отъезде в Новоиерусалимский в честь Воскресения Христова ставропигиальный мужской монастырь .

http://pravenc.ru/text/2578473.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЖОХОВСКИЙ Киприан (ок. 1635 - 26.10.1693, Супрасль, совр. Подлясское воеводство, Польша), униат. митр. Киевский и Галицкий, архиеп. Полоцкий. Происходил из перешедшей в униатство белорус. шляхетской семьи. Получил образование в униат. Виленской ДС в Троицком мон-ре, где принял монашеский постриг и вступил в греко-католич. монашеский орден василиан . В 1658-1664 гг. учился в Греческой коллегии в Риме, к-рую окончил со степенью д-ра философии и теологии. 29 апр. 1663 г. рукоположен в Риме в сан пресвитера. В 1664 г. возвратился в Речь Посполитую, где получил известность как талантливый проповедник и пропагандист унии. С 1665 г. архимандрит Спасо-Преображенского муж. мон-ря в г. Дубно (совр. Ровненская обл., Украина). В этот период сблизился с униат. Киевским митр. Гавриилом Колендой (одновременно занимавшим Полоцкую униат. кафедру), стал его ближайшим помощником и получил от него должность аудитора и сан архимандрита Лещинского в честь Рождества Пресвятой Богородицы мон-ря близ Пинска (в 1668 Ж. при помощи военного отряда, присланного литов. гетманом, захватил мон-рь у православных). В 1669 г. участвовал в конвокационном и коронационном сеймах, избравших новым королем Речи Посполитой кн. Михаила Корибут-Вишневецкого. Во время коронационных торжеств в Кракове митр. Гавриил совершил литургию визант. обряда, на к-рой Ж. произнес проповедь об объединении всех христиан под властью папы Римского (впосл. издана в Кракове под названием «Добрый пастырь»). В 1670 г. Ж. замещал митр. Гавриила во время работы сейма, где была создана комиссия по разрешению спорных вопросов между православными и униатами, в к-рую вошел как наблюдатель от униат. стороны. В ответ на требования гетмана Петра Дорошенко, призывавшего польск. власти упразднить униатство, Ж. выступил с новым проектом объединения православных и униатов в Речи Посполитой. Согласно этому проекту, впервые изложенному Ж. в 1671 г., во время работы на Волыни в составе комиссии сейма, униатам разрешалось сохранять Символ веры без добавления Filioque (но требовалось обязательное принятие католич. учения о чистилище ), визант. обряд и каноническое право; строго воспрещался переход из вост. обряда в латинский и наоборот. Важнейшим пунктом плана Ж. было предложение подчинить всех христиан визант. обряда в Речи Посполитой юрисдикции К-польского патриарха, если тот вступит в общение с Римско-католической Церковью. При этом указывалось, что в случае отказа К-польского патриарха от данного условия из-за оппозиции Турции он должен либо перенести свою резиденцию в Речь Посполитую, либо отказаться от юрисдикции над ней, «как он это сделал по отношению к Москве». Предложенный Ж. проект не приняли ни представители православных, ни католики.

http://pravenc.ru/text/182341.html

Н.И. Гиббенет Глава XI Челобитная п. Никона к царю о соляных варницах и рыбных ловлях Иверского монастыря и о большем колоколе для Воскресенского монастыря. – Песнь соловья в соборной церкви Иверского монастыря. – Никон посылает племянника своего Федота Марисова с письмами к патриархам. – Поимка Марисова в Малороссии и возвращение его с письмами в Москву. – Допросы Марисова и перехваченные грамоты Никона. Слава патриарха Никона распространялась далеко за пределы Московского государства; великолепию построенных им монастырей удивлялись иностранцы, которые приезжали в Воскресенский и Иверский монастыри и осматривали все постройки до мельчайших подробностей 225 . Но враги Никона смотрели на это с завистью и старались вредить не только ему, но и благосостоянию его монастырей они не оставляли Никона в покое; их целая вереница; одни сменялись другими; одни лишь утомятся вражескими действиями, их сменяют другие со свежими силами и это все против одного злосчастного патриарха, которому ни смены, ни отдыха не было; вражеское нашествие на Никона началось давно, но оно не скоро еще кончится. Иверский монастырь имел в Старой Русе шесть соляных варниц, которые царскою жалованною грамотою освобождены были от платежа пошлин. Затем по челобитью архимандрита Иверского монастыря с братией дозволено было вновь поставить в Старой Русе на пустых соляных местах пять соляных варниц про монастырский обиход из оброка. Из Старорусской съезжей избы на эти пять варниц и данная дана и оброк платился исправно. Но с этих варниц соль, которая оставалась от монастырского обихода, продавалась на покрытие монастырских нужд и соляного завода; старорусские таможенные головы, по влиянию на них старорусского воеводы, написали царю челобитную с просьбою, чтобы ново прибылые пять варниц обложить пошлиной, какая взимается со всех соляных варцов, так как эти новые варницы не написаны в жалованной царской грамоте, и взыскать с них пошлину за два года, за 172-й и за текущий 173 (1664 и 1665) годы; о чем к исполнению и прислана из Новгородской чети 23 Декабря 1664 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/is...

а) Государю царю и великому князю Алексею Михайловичу, всея Великой и Малой и Белой Росии самодержцу, богомолец твой, великого государя, новгородский Питирим митрополит. Бога моля и челом бью. В нынешнем, великий государь, во 173 году. Декабря в 14 день, в твоей великого государя царя и великого князя Алексея Михайловича, всея Великой и Малой и Белой Росии самодержца, грамоте писано ко мне, богомольцу твоему: который священноинок восприимет великий образ иноческий, посхимится, и таковый во архиереи поставится ли? И по правилам, государь, святым, еже в Константине граде, в преименитой церкви Божьей Мудрости, рекше во святей Софии, собравшегося собора, иже седьмой собор утверди правило 2, глава 20, лист 222: Аще который епископ, или пресвитер, или диякон восхочет снити во мнишеский чин и стать на месте покаяния, рекше постричься, епископ оттоле уже да не имеют архиерейского сана; монашеского ибо обета покорения имеют словеса, и ученичества, а не учительства, ни первопрестольства, ни паствити, но пасомому быть обещаются. Сего ради, якоже прежде речено есть, повелеваем архиерейского чина, и пастырям сущим, к тому уже не начальствовать, но в пасомых и кающихся страну себе сводить. Аще же кто се сотворить дерзнёт, по изглашении и по разуму ныне изреченного суда, иже сам себе святительского сана лишив, к тому на первую степень не возвратится, егоже самими делами отвержеся. О сем и в Никонове первой книге слово 63 и во второй Никонове слово 32, из Суздальской харатейной то же правило, ин перевод: аще который епископ, или поп, или диакон восхощет снити во святый образ мнишеский и стати на месте покаяния, оттоле прежних святительских да не творит действ; ибо мнишеский обычай повиновения имать слово и ученичества, а не учительства. Новоначалие есть измена ветхих; не выше седание, ни паствити, но учимым и паствимым быти заповедь прияша. Доселе яже что неразумием по обете понужахуся, дабы в святительской пребывати высоте; но убо святый вселенский собор до конца исправи сицевое презрение и бесчинное начинание никакоже дерзати повеле. Аще ли кто дерзнет сицевая сотворити по изглашению и по разуму ныне изнесенного правила, сам себе во иноки вчинив ангельской власти отступив, к тому на первое никакоже да не вспятится, но да будет в степени покаяния.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/de...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАКАРИЙ († 20.07.1665, псковский Космодемьянский на Гремячей горе (Гремячский) мон-рь), архиеп. Псковский, Изборский и Нарвский (1649-1664). Происхождение и мирское имя М. неизвестны. В 1641-1643 гг. он был архимандритом псковского Снетогорского в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря . В челобитной царю Алексею Михайловичу М. писал об оскудении монастырской казны и обращался к нему с просьбой списать долги по оброку с рыбных ловель и освободить мон-рь от этого оброка. 10 марта 1642 г. просьба царем была удовлетворена. На привилегию, полученную для мон-ря М., неоднократно ссылались его преемники (Снетогорский монастырь. С. 41-45). В марте 1642 г. М. в первый раз стал одним из кандидатов на Патриарший престол (РГАДА. Ф. 27. Оп. 1. Д. 46. Л. 10; ДРВ2. Ч. 6. С. 230-231). В июле 1643 г. М. упоминается в качестве архим. Псково-Печерского в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря , 4 нояб. 1649 г. был поставлен архиепископом Псковским и Изборским, хиротонию М. возглавил патриарх Московский Иосиф . М. прибыл в Псков 2 февр. 1650 г. и был торжественно встречен горожанами у псковского Мирожского в честь Преображения Господня мужского монастыря , после чего архиепископ отслужил литургию в кафедральном Троицком соборе. На следующий день М. поставил нового архимандрита Псково-Печерского мон-ря - Митрофана, бывшего ранее игуменом Мирожского мон-ря. Через месяц после прибытия М. на кафедру в Пскове начался хлебный бунт. Сохранился собственный рассказ М. о тех событиях - отписка в Москву от марта 1650 г. ( Якубов. 1897. С. 320-323). 27 февр. 1650 г. на двор архиепископа пришли псковичи «болши трехсот человек», «из них лутчие люди человек с пятдесять взошли на сени». Челобитчики просили вышедшего к ним М. уговорить воеводу Н. С. Собакина не выдавать, как требовал царский указ, хлеб шведам, пока «тех пскович челобитье будет» к царю. На следующий день М. призвал воеводу на свой двор для разговора с жителями в архиепископской келье. По свидетельству самого М., во время переговоров воевода стал записывать имена пришедших, чем вызвал их бегство. Вскоре начались беспорядки: толпа собралась у земской избы, был разграблен дом гостя Ф. Емельянова, которому и были поручены операции с хлебом; из его дома была вывезена 1 тыс. царских золотых, которые к 8 марта удалось вернуть и скрыть на архиепископском дворе. Емельянова от гибели спас М., прятавший купца в своей келье 4 дня, а потом организовавший его отъезд в Москву. Стремясь предотвратить развитие бунта, М. взял образ Пресв. Троицы из соборной церкви и вышел на площадь увещевать народ. Однако волнения продолжались. Вскоре выборные люди пришли к М. с предложением взять у воеводы ключи от города, но тот отказался их забрать.

http://pravenc.ru/text/2561368.html

Павел Михайлович Строев (1796-1876) XIII. Епархия Могилевская Могилевская епархия учреждена в 1632 г. Девятая в второклассных. I. Епископы Могилевские, Мстиславские и Оршанские 1. Иосиф Бобрикович , игум. Свято-Духовский Виленский, избран 1632, утверждён 14 мар. 1633; † 9 апр. 1635. 2. Сильвестр Коссов хирот. 1635 из префектов Киевской акад.; в 1647 перев. в Киев митрополитом. 3. Игнатий Оксенович-Старушич хирот. 12 июля 1650, из игум. Киево-Выдубицкого монастыря; вскоре †. 4. Иосиф Кононович-Горбацкий хирот. в 1650 из игум. Златоверхомихайловского монастыря; † в 1651. 5. Мефодий Филимонович хирот. 4 мар. (sic) 1661 [блюститель митрополии Киевской; жил в Киево-Софийском мнтре 1665–67;] взят в Москву, за измену, в 1666, и был там в 1667 и 69; 1675 – в Новоспасском; еписк. Нежинский 1681. 6. Иосиф Нелюбович-Тукальский утверждён 3 авг. 1661 из архим. Лещинского монастыря; с 1664 митрополит Киевский. 7. Феодосий Василевич хирот. 1669, утверждён 20 апр. 1672 из архим. Слуцких; † 11 мар. 1677. 8. Серафион (Серапион) Полховский утверждён 30 сент. 1697 из архим. Слуцких; † в февр. 1704. 9. Сильвестр, кн. Четвортенский , в 1707–28; † 18 февр. (sic). 10. Арсений Берло , из архим. Киево-Межигорских, избран 8 июля 1729, утверждён 30 янв. 1730; 28 янв. 1738 перев. в викарии Киевские. 11. Иосиф Волчанский утверждён 30 дек. 1735 из архим. Киево-Николаевского монастыря; 1 сент. 1742 перев. в Москву архиепископом. 12. Иероним Волчанский хирот. 2 окт. 1744, из игум. Виленского Свято-Духова монастыря; † 14 окт. 1754. 13. Георгий Конисский хирот. 20 авг. 1755 из архим. Киево-Братского монастыря; с 14 дек. 1772 «Могилевский, Мстиславский и Оршанский»; 22 сент. 1783 пожалован в архиепископа; † 13 февр. 1795. II. Епископы Могилевские и Полоцкие 14. Афанасий Вольховский 5 мар. 1795 перев. из викариев Новгородских; 27 авг. 1797 уволен на покой; † 1 янв. 1801, в Мгарском мнтре. 15. Иларион Кондратковский 1 сент. 1797 перев. с Новгород-Северской епарх., а 24 окт. уволен на покой; † 12 янв. 1799 в Новгород-Северском мнтре. III. Архиепископы Могилевские и Витебские

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С.К. Севастьянова Глава 2. Переписка патриарха Никона с греками 2.1.Переписка патриарха Никона с иконийским митрополитом Афанасием и Савой Дмитриевым и традиции поздневизантийского письма Среди сторонников патриарха Никона , в июле 1658 г. оставившего патриаршую кафедру, были не только его соотечественники (боярин Никита Алексеевич Зюзин, подьяк Иван Шушерин, старцы Воскресенского Новый Иерусалим монастыря), но и греки, которые стремились поддержать опального патриарха, сочувствовали ему и пытались не допустить его осуждения на московском соборе 1666 г.: архимандрит афонского Кастамонитова монастыря Феофан 275 , переводчик газского митрополита Паисия Лигарида дьякон Агафангел 276 , грамотоносец иерусалимского патриарха Нектария Савва Дмитриев, иконийский митрополит Афанасий. В декабре 1665 г. в послании к константинопольскому патриарху Дионисию (известном как «перехваченная грамота») патриарх Никон среди людей, пострадавших за него, назвал их имена. Из всех греков – сторонников Никона особую роль в жизни опального патриарха в период его пребывания в Воскресенском монастыре сыграли Афанасий Иконийский и Савва Дмитриев. Самым известным из них был иконийский митрополит. Страстный защитник опального патриарха, Афанасий был жестоко наказан русским правительством; его не защитила и Константинопольская Церковь . Об Афанасии Иконийском известно следующее. 23 апреля 1664 г. он приехал в Москву и уже на следующий день при встрече с царем Алексеем Михайловичем передал ему просьбу константинопольского патриарха Дионисия (пожелавшего доложить ее тайно, на словах) о примирении русского царя с патриархом Никоном . Афанасий представился царю племянником константинопольского патриарха 277 . Иконийский митрополит заявил, что константинопольский и иерусалимский патриархи не приняли царского посла Мелетия Грека, отправленного Алексеем Михайловичем в конце декабря 1662 г. на православный Восток по «делу» Никона, и царской милости не взяли. Алексей Михайлович возражал, ведь Мелетий писал ему об обратном: патриархи дали Мелетию ответ и засвидетельствовали его собственноручными подписями.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010