Большое место в деятельности Монастырского приказа в 1701–1702 гг. занимала организация работы Славяно-греко-латинской академии, функционировавшей в московском Заиконоспасском монастыре. В 1701 г. Петр I придал ей статус государственной академии и предписал «завесть в Академии учения латинския». Ее попечителем был назначен Местоблюститель патриаршего престола митрополит Стефан (Яворский) . Очевидно, одной из прерогатив Стефана (Яворского) как попечителя академии было распределение денежных средств между ее учителями и обучающимися. Из расходной книги известно, что в июле 1702 г. он составил роспись «словено-латынских школ руским учителем и учеником» для выплаты «великого государя жалованья кормовых денег» за предыдущий месяц (см. публикацию, л. 44–44 об.). На протяжении 1701–1702 гг. из Монастырского приказа регулярно выделялись деньги на обустройство и функционирование этого учебного заведения. Деньги получал настоятель Спасского монастыря и ректор академии игумен Палладий (Роговский), который затем выплачивал жалованье учителям и учащимся. Так, например, в сентябре 1701 г. сумма выплат составила 163 рубля 28 алтын 4 деньги (см. публикацию, л. 8 об.). В феврале 1702 г. было выплачено жалованье «латинских школ учителям иеромонаху Арафаилу з братьею осми человеком генваря с 1-го числа нынешнего 1702-го году впредь на полгода по пятьдесят рублев человеку. Руских школ учителем же дву человеком да учеником сту четырем человеком генваря с 1-го числа марта по 1 число по указным их статьям да учеником же штидесят одному человеку на тритцать на шесть дней» (см. публикацию, л. 20 об.). Отдельно финансировалось «дело камедии». В ноябре 1701 г. из Монастырского приказа была выплачена 1 тыс. рублей игумену Палладию «на дело камедии» и по 100 рублей «учителю камедии» монаху Иосифу, префекту Рафаилу «со всеми труждающимися в комедии» (см. публикацию, л. 10, 10 об.). В октябре 1702 г. в Грановитой палате, «где быть камедии», проводились ремонтные работы, за что плотники Потап Феофанов «с товарыщи» получили из казны Монастырского приказа 1 рубль 11 алтын 4 деньги (см.

http://sedmitza.ru/lib/text/10159754/

Выплаты на содержание и корм драгунских коней происходили постоянно. 1 июня 1702 г. из Разрядного приказа в Монастырский поступил указ об отдаче сена с монастырских сенных покосов в Новгородском и Псковском уездах, которые отданы на оброк, на корм драгунским лошадям, оставив для собственных коней и прочего скота лишь «сколько им на росходы… в год надобно» . В августе 1702 г. из Монастырского приказа в Новгород и Псков были направлены дворяне Павел Бешенцев и Тимофей Хвощинцов. Им следовало выяснить «готовность сен» для драгунских коней (см. публикацию, л. 45 об.). Расходная книга Монастырского приказа содержит записи, подтверждающие обязанность содержания драгунских лошадей. Так, в марте 1702 г. деньги на корм для них получил из приказной казны стряпчий костромского Ипатьевского монастыря (см. публикацию, л. 22). На эти же цели были переданы деньги в ярославский Спасский монастырь (см. публикацию, л. 24 об.). Драгунские лошади содержались также при Высоцком монастыре в Серпухове (см. публикацию, л. 51). Часть расходов была связана с культурными преобразованиями. По указу от 11 марта 1701 г. в распоряжение Монастырского приказа передали Печатный двор, которым ранее заведовал Патриарх . С 1702 г. в типографии следовало издавать «известия о воинских и всяких делах» и печатать куранты . 15 декабря 1702 г. Петр I издал указ, по которому при Монастырском приказе начала выходить первая русская газета «Ведомости». На следующий день вышло постановление, в котором уточнялся порядок передачи публикуемых материалов из одного органа государственного управления в другой: «По ведомостям о воинских и о всяких делах, которые надлежат для объявления Московскаго и окрестных государств людям, печатать куранты, а для печати тех курантов, в которых приказах, о чем ныне какия есть и впредь будут, присылать из тех приказов в Монастырский приказ без мотчания, а из Монастырскаго приказа те ведомости отсылать на Печатной двор» . В 1703 г. царь указал представителю рода известных книголюбов Кологривовых стольнику Ивану Мироновичу (известен также как составитель переписных книг Суздальской соборной церкви и архиерейского дома 1701 г. ) «собирать по монастырям древние рукописи и отдавать их в Монастырский приказ для исправления по ним на Печатном дворе “нового летописца”» . Записи в расходной книге Монастырского приказа 1701–1702 гг. также отражают эту сферу его деятельности. В частности, в источнике неоднократно упоминается о переплете книг.

http://sedmitza.ru/lib/text/10159754/

Из Монастырского приказа в уезды для сбора денег и финансовой документации направлялись приказные служащие. Записи об этом есть и в расходной книге. Так, например, в сентябре 1701 г. подьячий Григорий Волков был послан Макарьев Желтоводский монастырь «для взятья денежной казны» (см. публикацию, л. 8). С этой же целью в декабре 1702 г. ездил в Соликамский уезд в Преображенский Пыскорский монастырь подьячий Иван Лапшин (см. публикацию, л. 56) и др. Именным указом от 30 декабря 1701 г. было установлено штатное содержание монахам «по 10 рублев денег, по 10 четвертей хлеба и дрова в довольность их». Бедным, безвотчинным монастырям назначалось также хлебное жалованье, «без чего по самой нужде быть невозможно» . В расходной книге Монастырского приказа имеются записи о выплатах в соответствии с данным указом. Так, например, в сентябре 1701 г. деньги «на церковную утварь и на всякие росходы пятьдесят рублев с полтиною» получили власти московского Новинского Введенского Богородицкого монастыря, что в Бережках (см. публикацию, л. 8 об.). В январе 1702 г. деньги были переданы в московский Симонов монастырь «на нынешней 1702 год в указное число в тысячю рублев на росход братье» (см. публикацию, л. 17 об.) и др. Если у архиереев или монастырских властей возникала дополнительная потребность в финансах, сверх текущих расходов, им также следовало обращаться в Монастырский приказ. Так, в феврале 1702 г. были выделены средства в московский Чудов монастырь «на церковь Благовещения Пресвятые Богородицы чюдотворца Алексея митрополита на главах зделать железные кресты и позолотить» (см. публикацию, л. 18 об.). Государственное жалованье, судя по всему, назначалось не только монахам, но и монастырским слугам. 30 июня 1702 г. из Монастырского приказа в Бежецкий Верх, Устюжну Железопольскую и Кашин стольнику Петру Травину была направлена грамота, по которой ему «велено тех монастырей стряпчих, и слуг, и служебников, и работников… разобрать и учинить им… великого государя денежное и хлебное жалованье по окладу шеснатцеть рублев шеснатцеть алтын четыре денги» (см. публикацию, л. 43–43 об.). Еще в одной записи говорится о выплате «зажилого» «слугам и служебником на жалованье и на покупку рыбы, и икры, и иных припасов и на всякое строение и на починку и на наем работных людей, и на иные всякие всякие росходы» в Макариевом Желтоводском монастыре (см. публикацию, л. 52).

http://sedmitza.ru/lib/text/10159754/

Строит. Дионисий , 1702, 1724. – Макарий , 1738. VI, 1002. Покровского, в селе Иванове: Игум. Леонтий , 3 мая 1637. – Феодосий , 1723. – Феоктист , 1738. Мнтрь уничтожен 1754; монахи перев. в Спасо-Кукоцкий мнтрь. Святоезерская, в селе Нижнем Ландехе. Все три были приписаны к Архангельскому Юрьеву, 1725. Суздальского уезда, Богоявленского, на Мстере, Серапионовой пустыни: Строит. Серапион , 1702. – Варлаам , 1720. – Иоасаф , в янв. 1724, 1737 и 38. Вязниковской десятины, Троицкой Серапионовой пустыни, строит. Матфей , 1721. В Муроме, Козмодамианский, на Подокстовье, женский, упом. в Писцовых книгах, 1636. Феодосий , игум. Геронтиевой Введенской пустыни, на реке Клязме, бывший прежде игум. Звенигородский Ануфриевский, определён 3 апр. 1599. После мнтрь запустел и приписан к Цареконстантиновскому. III, 507. Савва , игум. Введенского Переяславского, упом. при великом кн. Василии Димитриевиче. (Описание рукой, гр. Толстого, I, 262). Девичьего иг-нья Феодулия , 1713–1719. Переяславской, на реке Кубре, Успенской пустыни строит. Матфей, в февр. 1661. Владимирского уезда, Сретенского, Михайловой пустыни строит. Александр , 1702, 7 янв. 1713. Суздальского уезда, Богоявленской слободы строит. Мартирий определён 1702. Переяславского Сретенского строителя Сергия велено выпустить в Тихвине из-под начала 26 дек. 1659. Переяславского Сретенского, новодевича, иг-нья Наталия , в окт. 1660. III, 682. Вязниковского Введенского, между Вязниками и Ярополчей слободой, упразднённого: Игуменьи Марфа , в февр. 1652. Екатерина , 1715. Евфимия , 1727. Сусанна , 1739–41. Владимирские Арсений , игум. Козмодамианский (Карамз., III, прим. 23; Ипат. 115.) Даниил , игум. Успенский (Карамз., III, прим. 364). Феодосий , игум. Спасский (Карамз., III, прим. 364). Лука , игум. Спасский, на Берестове, хирот. в епископа Ростовского 11 мар. 1185 (Карамз., III, прим. 76, 81, 153). Мирзина Покровского Переяславль-Залесского, над озером, строит. Иона , 1520. Игум. Козма , 1570. Переяславль-Залесского уезда, Кинешевского стана, Зосиминой пустыни строит. Иоаким , 1728. – Была приписною к Лукиановой упразднённой 1722, возобновлённой 1728.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

После боярина Богдана Матвеевича Хитрово селом Богородским владела во 188 (1680) г. его вдова боярыня Марья Ивановна. (Там же дела Вотчин. Коллегии по гор. Торжку, мол. л. кн. 15, 13). « Церковь Казанской Пресвятой Богородицы» в книгах Патриаршего Приказа с 7189 (1681) по 1740 год по Русской десятине писалась «в вотчине боярыни вдовы Марьи Ивановны Хитрово в селе Богородском, дани 16 алтын» (48 коп.) (Моск. Арх. Мин. Юст. Патр. Прик. кн. 252, стр. 569 и кн. 418). После смерти Марьи Ивановны Хитрово село Богородское, Горбово тож, в 205 (1697) г. отписано на великого государя к дворцовым селам и в том же году оно пожаловано думному дворянину Никите Моисеевичу Зотову, за Азовскую его службу. (Там же Вотчин. Коллегии по городу Торжку, мол. л. кн. 15, дела 13). В Патриаршем Казенном Приказе производилось дело о перестройке церкви Казанской Божьей Матери с пределом Св. Иова многострадального. Дело началось по прошению Никиты Моисеевича Зотова, поданному в казенный Приказ 1 июля 1702 г. В своем прошении он, Зотов, писал: «Вотчинка у меня в Русском уезде, в городском стану село Богородское с деревнями; а в том селе церковь в честь и похвалы Пресвятой Владычицы нашей Богородицы честного ее образа, являвшегося в городе Казани, да предел в честь же и похвалы Св. Иова многострадального, строением та церковь подобием дву соедин(ен)ных храмин, из которых одна учинена трапезою, а вторая церковь в ней же и два алтаря отгорожены, в которых алтарях, во время священнодействия, приносители Святой жертвы имеют за непространством великую тесноту и совершается святая служба всегда в настоящем алтаре, а в пределе только однажды в год и то по самой крайней нужде и просил разрешения об уничтожении предельного алтаря и о прибавке вновь настоящего алтаря к вышеупомянутой церкви». На прошении написана резолюция: «1702 года июля 1, дать благословенная грамота церковь строить». Вследствие сего прошения в Патриаршем Казенном Приказе на справку было выписано: «в Патриаршем Казенном Приказе, в приходной книге жилых данных церквей нынешнего 1702 году, в Русской десятине, написано: церковь Пресвятой Богородицы Казанской, что было в вотчине боярыни вдовы Марьи Ивановны Хитровой, в селе Богородицком, дани 2 алтына 4 деньги, заезда гривна; и те данные деньги на прошлые годы и на нынешней 1702 год плачены сполна; а по переписным книгам Песношского монастыря игумена Тихона 186 году у той церкви дворов попов, да в приходе двор помещиков, 3 двора задворных людей, 3 двора бобыльских, церковной земли пашни не написано, а прибыла та церковь в 164 (1656) году по книгам старосты поповского Пречистенского попа Трофима». (Моск. Арх. Мин. Юст. Патр. Прик., вязка 1702 г., дела 11).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

    2 1702 г. марта 19 — мая 22.— Переписные книги вотчины Дионисиево-Глушицкого монастыря стольника Василия Ивановича Кошелева   (Л. 149) с Книги переписные Глушицкого монастыря крестьянским и бобыльским дворам 1702-го году [kk]. d 702-го маия в 12 день подал книги вологоцкой службы Кирилова монастыря подьячей Иван Кроенцов [ll]. (Л. 150) е От сотворения мира 7210, а от Рождества Христова 1702 лета маия в 22 день с отпискою нижепомянутого перепищика подал Кирилова монастыря вологоцкие службы подьячей Иван Володимиров сын Кроненцов, записал в книгу взять по повытью с роспискою высмотря и выписать немедленно [mm]. Лета 1702-го году марта в 19 день по указу великого государя царя и великого князя Петра Алексеевича всеа Великия, и Малыя, и Белыя Росии самодержца и по наказу из Монастырского приказу за приписью дьяка Герасима Потапиева стольник Василий Иванович Кошелев в Вологодском уезде в Бохтюжской волости вотчину Покрова Пресвятой Богородицы Дионисиева Глушицкого монастыря села Ильинское Великий Двор, и к тому селу в розных волостях деревни, и в них крестьянские и бобыльские дворы, и во дворех людей по имяном с отцы и прозвищи, что у них детей, и племянников, и внучат, и зятьев пересмотря переписал, а что чего по переписке явилось, и то писано в сей переписной книге имянно. В Вологодском уезде Бохтюжской волости Глушицкого монастыря вотчины село Ильинское Великий Двор, а в нем две церкви деревянные, шатровые. Церковь холодная во имя Леонтия, епископа Ростовского, а в ней святых образов. Двери царские, сень и столбцы писаны на золоте. По правую сторону царских дверей местных образов. (Л. 150 об.) Образ Воскресения Христова в киоте. Образ святого Леонтия, епископа Ростовского в киоте. Писаны те образы и киоты на золоте. У образа святого Леонтия, епископа Ростовского, венец и цата деревянные, резные, золочены, пред образом святого Леонтия, епископа Ростовского, свеча поставная восковая, тощая, навожена красками, налеп железа белово. На той же стороне, в заворот, образ святого Илии пророка, писан на красках. Образ Живоначальной Троицы, писан на золоте, у тех образов две пелены: киндяшная да крашенинная, средина выбойчатая.

http://sedmitza.ru/lib/text/4099707/

9. Память в Монаст. Пр. из Провиантского Приказа, от 19 авг. 1702 г., об отправлении послушных указов к стольникам о послушании грамотам из Провиантского Приказа Выписка из д. Мон. Пр. в. 208, 6. за 1702 г. Лета 1702 авг. 19 д. по указу Великого Государя Царя и великого Князя Петра Алексеевича, всея великия и малыя и белыя России Самодержца Боярину Ивану Алексеевичу Мусину-Пушкину с товарищи. В нынешнем 1702 году июля во 2 д. в указе великого Государя в Провиантской Приказ к думному дьяку Емельяну Игнатьевичу Украинцову с товарищи из Монастырского Приказа за приписью дьяка Ивана Иванова писано: Великий Государь Царь и великий Князь Петр Алексеевич указал в сборе своих великого Государя, денежных и всяких доходов со архиерейских и монастырских крестьян и о всяких делах изо всех приказов посылать свои великого Государя грамоты в города к стольником в которых городах кому по его великого Государя указу для управления монастырей и архиерейских и монастырских вотчин быть велено, а к воеводам о вышеписанном ни о чем своих великого Государя грамот не посылать, для того чтобы по его Великого Государя указу тех архиерейских и монастырских крестьян ведать не велено, и о том на Москве во все приказы из Монастырского Приказа для ведома отписать; а кто имяны стольники и в которых городах кому быть велено, и о том под тем великого Государя указом роспись, а о иных стольниках, которые будут посланы, ведомость из Монастырского Приказа прислана будет впредь. И ныне великий Государь Царь и великий Князь Петр Алексеевич указал в тех городах стольником о высылке окладных и новонакладных хлебных запасов и о сборе денег по грамотам великого Государя, каковы когда присланы будут из Провиантского Приказу, во всем быти послушными и чинить неотложно и о посылке послушных великого Государя грамот о том во все города им стольникам указ учинить в Монастырском Приказе тебе боярину Ивану Алексеевичу с товарищи. Подписал дьяк Андрей Городецкой. 10. Память в Монаст. Пр. из Приказа военных дел от 31 авг. 1702, об отправлении 1000 монастырских лошадей из монастырей московских, псковских и новгородских в Новгород и Псков

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

См., например: Переписные книги вологодских монастырей…; Башнин Н. В. Переписные книги вотчин Вологодского архиерейского дома Св. Софии 1701–1702 гг.: Исследование и тексты. М.; СПб., 2019; Описи Вологодского архиерейского дома Св. Софии второй половины XVII – начала XVIII в./Сост. Н. В. Башнин. М.; СПб., 2020. Алатырский Троицкий мужской монастырь: Документы 1612–1703 годов/Сост. В. Д. Кочетков, А. А. Чибис. Ульяновск, 2015; Шамина И. Н. Переписная книга Троицкого Белопесоцкого монастыря 1701 г.//Источники по истории русского Средневековья и Нового времени. Вып. 1. М., 2022. С. 178–218. Говорова А. Н. Житие преподобномученика Симона Воломского//Вестник церковной истории. 2008. 4(12). С. 5–60; Шамина И. Н. Преподобный Иннокентий Комельский и основанный им монастырь//Вестник церковной истории. 2009. 1/2(13/14). С. 26–99; Шамина И. Н.Опись имущества вологодского Павлова Обнорского монастыря 1701–1702 годов//Вестник церковной истории. 2010. 1/2(17/18). С. 17–107; Шамина И. Н. Документы по истории Григориева Пельшемского монастыря XVII – начала XVIII в.//Вестник церковной истории. 2011. 3/4(23/24). С. 30–63; Башнин Н. В. Опись имущества и строений Дионисиева Глушицкого монастыря 1701 г. и переписные книги вотчины Дионисиева Глушицкого монастыря 1702 г.//Вестник церковной истории. 2013. 3/4(31/32). С. 138–177; Шамина И. Н. Переписная книга Успенской Семигородней пустыни Вологодского уезда 1702 г.//Вестник церковной истории. 2017. 1/2(45/46). С. 99–111; Шамина И. Н. Переписная книга вологодского Спасо-Нуромского монастыря и его вотчины 1701–1702 гг.//Вестник церковной истории. 2020. 1/2(57/58). С. 5–37; Давыдов М. И. Переписные книги Суздальской соборной церкви и архиерейского дома 1701 г.//Вестник церковной истории. 2022. 1/2(65/66). С. 173–250; и др. Шамина И. Н. Переписные книги коломенских Спасо-Преображенского, Голутвина, Бобренева и Брусенского монастырей 1701 г.//Вестник церковной истории. 2017. 3/4(47/48). С. 96–226. РГАДА. Ф. 237. Оп. 1. Ч. 1. Д. 58. Л. 713–729. См., например: Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи/Сост. В. В. Зверинский. Кн. 1–3. СПб., 2005 ( репринт). С. 132; Печников М. В., Пидгайко В. Г., Кулемзин С. В., свящ. Коломенская епархия//Православная энциклопедия. Т. 36. М., 2014. С. 398.

http://sedmitza.ru/lib/text/10264715/

Игум. Кирилл возглавлял К. К. м. дважды. Первый раз - в 1663-1676 гг., после чего он был переведен в Глушицкий мон-рь. Известна челобитная, в к-рой старцы, слуги и монастырские крестьяне просят Вологодского архиеп. Симона вернуть игум. Кирилла в мон-рь ( Черкасова. 2012. С. 309). Однако эту просьбу архиепископ выполнил лишь спустя 3 года: повторно игум. Кирилл настоятельствовал в 1679-1685 гг. С 1693 г. К. К. м. управляли архимандриты, последним из к-рых был Фаддей (1764-1770), после чего до закрытия в 1924 г. обитель возглавляли игумены. В XVI в. в К. К. м. проживало до 90 монахов. В 1-й пол. XVII в., по данным сотной грамоты 1631 г., в мон-ре располагались 30 братских келий, в к-рых могли жить до 50-60 монахов. Точные сведения о насельниках во 2-й пол. XVII в. предоставляют описи монастырского имущества (отписные книги) 1656, 1657, 1659, 1661, 1676 гг. (ГАВО. Ф. 883. 28; Ф. 647. 1, 2). Так, если в 1657 г. в К. К. м. жили 54 монаха, включая игум. Рафаила, то в 1659 г.- уже 60 чел. К 1661 г.- всего 45 чел., причины происшедших перемен установить не удалось. Возможно, это было связано со сменой настоятеля. Значительную часть насельников составляли слуги (служки), служебники и монастырские детеныши. Обязанности служек были разнообразны. Одни ездили с настоятелем, келарем или казначеем на ярмарки за товарами, другие трудились на монастырских службах, проживали в вотчине вместе с посельскими старцами. Иногда они участвовали в судебных делах в роли гонцов или сопровождающих. В 1636 г. монастырский слуга А. Богданов доставил строителю Обнорского мон-ря Феоктисту Калединскому царскую грамоту о мерах к поддержанию монастырского порядка. В 1683 г. обнорский слуга И. Ипатьев ездил посыльным в Галич, чтобы привезти к архиепископу для судебного разбирательства боярского сына Г. Болотова. Слуга К. Студеницын сопровождал в Москву отписные колокола, к-рые были сняты по приказу царя Петра I и отправлены на переплавку для пушек. В военное время служек брали на воинскую службу. В 1604 г. царь Борис Феодорович Годунов собирал войско для борьбы с самозванцем. Практически из всех крупных монастырей Вологодского у. рекрутировали служек. К. К. м. выставил «десят человек конных да семь лошадей, да для бережения и корму 2 человека» (Боярские списки последней четверти XVI - начала XVII вв. и роспись русского войска 1604 г. М., 1979. Ч. 2. С. 124-126). В синодике К. К. м. записаны для поминовения имена 25 служек, «побитых на государевой службе» (ВГИАХМЗ. 2008. Л. 231 об., 378 об.- 379). Состав служек часто менялся. При сопоставлении 3 списков насельников - 1657, 1659 и 1661 гг., содержащих соответственно 32, 30 и 29 имен служек, установлено, что лишь 11 чел. с 1657 по 1661 г. беспрерывно проживали в обители ( Шамина. Из истории вологодских мон-рей. 2003. С. 149).

http://pravenc.ru/text/2458667.html

– до осуждения и ссылки Никона в Ферапонтов монастырь: 29 августа 1641 г. (первая половина Пролога), 16 декабря 1642 г. (вторая половина Пролога), 1 июня 1659 г., 17 августа 1661 г. (первая часть Пролога); 1 марта 1660 г., 17 марта 1662 г. (вторая часть Пролога) 1188 . «Книга Тропник в четь, писаный» (л. 165) – возможно, есть рукопись под тем же названием, которую в 1661 г. патриарх Никон пожертвовал библиотеке Воскресенского монастыря: ГИМ, Воскресенское собр., 148-бум., на л. 11–29 скрепа от имени патриарха Никона 1189 ; в домовой казне патриарха Никона имелась книга с тем же названием, но иного формата: «скорописная в полдесть» 1190 . «Книга Устав в десть, писан на харти» (л. 165). После оставления патриаршей кафедры Никон пополнил библиотеку Воскресенского монастыря десятью томами разных видов устава; в 1658 г. он подарил монастырю «Устав церковный Иерусалимский», 1438 г. (ГИМ, Синодальное собр. 331, скрепа патриарха Никона на л. 168) 1191 ; и «Устав Соловецкого монастыря», XVII в. (ГИМ, Воскресенское собр. 16-бум., скрепа патриарха Никона 1658 г. на л. 4–20) 1192 . В 1661 г. Никон дал вкладом 8 книг; 6 из них в монастырских описях названы «Уставом церковным»: один – конца XIV в. (ГИМ, Синодальное собр., 328, скрепа патриарха Никона на л. 2–19) 1193 , второй – XIV в. (ГИМ, Воскресенское собр., 9-перг., на л. 1–15 скрепа от имени патриарха Никона ) 1194 ; третий – XV–XVI вв. (ГИМ, Воскресенское собр., 10-бум., скрепа от имени патриарха Никона на л. 3–18) 1195 ; четвёртый – XV–XVI вв. (ГИМ, Воскресенское собр., 12-бум., скрепа от имени патриарха Никона на л. 4–18) 1196 ; пятый – XV–XVI вв. (ГИМ, Воскресенское собр., 13-бум., скрепа патриарха Никона на л. 4–7, 17–38) 1197 ; шестой – XVII в. (ГИМ, Воскресенское собр., 14-бум., скрепа от имени патриарха Никона на л. 3–9, 571–576) 1198 ; ещё две книги – это древнейшие общежительные уставы: «Устав Студийский», конца XII в. (ГИМ, Синодальное собр., 330, вкладная запись патриарха Никона на л. 1–22 1199 ; и «Устав Иерусалимский», пергамен, конца XIV в. (ГИМ, Синодальное собр., 332, вкладная запись на л. 1–13) 1200 . Среди рукописных книг, о которых вспомнил сам патриарх Никон в челобитной царю, обращают на себя внимание некоторые редкие манускрипты. «Книга Космография, писана скорописью же на русском язык в десть» 21, л. 168) – Никон, по-видимому, говорит о рукописи, содержащей древнейший список 1660 г. перевода 1637 г. в Посольском приказе в Москве Дорном Иваном (Адамом) совместно Богданом Лыковым «Космографии» Герарда Меркатора (1512–1594 гг.), изданной на латинском языке в Амстердаме в 230 главах 1201 ; в настоящее время эта рукопись хранится в ГИМ, Воскресенское собр., 159-бум., на л. 1–20 скрепа от имени патриарха Никона 1661 г. 1202 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010