В первые годы царствования юный А. М., не имея никакого опыта в гос. делах, полностью зависел от своего воспитателя Морозова, в руках к-рого были все нити управления страной. 16 янв. 1648 г. А. М. по совету Морозова вступил в брак с Марией Ильиничной Милославской; вскоре сам Морозов женился на ее сестре Анне и благодаря этому еще более упрочил свое положение при царе, с Морозовым выдвинулись новые приказные дельцы, преимущественно его родственники. От брака с М. И. Милославской А. М. имел детей: Дмитрия (1649-1651), Евдокию (1650-1712), Марфу (1652-1707), Алексея (1654-1670), Анну (1655-1707), Софью (1657-1704, правительница при малолетних Иване и Петре в 1682-1687 гг., в иночестве Сусанна), Екатерину (1658-1718), Марию (1660-1723), Феодора (1661-1682, царь с 1676), Феодосию (1662-1713), Симеона (1665-1669), Ивана (1666-1696, царь Иоанн V с 1682), Евдокию (1669). Через 2 года после смерти М. И. Милославской (4 марта 1669) А. М. женился на Н. К. Нарышкиной, от брака с ней имел детей: Петра (1672-1725, царь с 1682, имп. Всероссийский с 1721), Наталью (1673-1716) и Феодора (1674-1678). Молодой царь рано осознал необходимость проведения важных преобразований: реформирования гос. управления, армии, проведения церковной реформы. Все это приходилось делать одновременно, в сложных условиях социальных потрясений в стране (многочисленных бунтов и восстаний) и военных конфликтов (постоянных войн с Польшей, Швецией, Крымским ханством и Турцией). Чтобы поправить расстроенные финансы, правительство увеличило прямые и косвенные налоги. В 1646 г. вдвое был повышен налог на соль, особенно тяжкий для низших слоев населения, что вызвало в июне 1648 г. восстание в Москве («соляной бунт»). А. М. вынужден был выдать на расправу бунтующей толпе наиболее ненавистных людей из своего окружения, но ему удалось спасти Морозова, тайно отправив его в Кириллов Белозерский мон-рь . После подавления бунта Морозов был возвращен в Москву, но, несмотря на расположение к нему царя, уже не имел прежнего значения в управлении: А.

http://pravenc.ru/text/82384.html

После боярина А. С. Матвеева начальниками Посольского приказа были: думный дьяк Ларион Иванов (1676–1680 гг.), ближние бояре В. С. Волынский (1681–1682 гг.) и кн. В. В. Голицын (1682–1689 гг.). Последний, принадлежавший к числу образованнейших и просвещеннейших людей своего времени, назначен был «царственные большая печати и государственных великих посольских дел оберегателем» во время стрелецкого бунта 16 мая 1682 г., сделавшего соправительницей царей Ивана и Петра царевну Софию. Большой заслугой кн. Голицына, как начальника Посольского приказа, – было заключение вечного мира с Польшей (1686 г.), по которому последняя навсегда отказалась от всей Малороссии с городами: Киевом, Черниговом и другими 55-ю под условием присоединения Московского государства к общему союзу Польши и Венеции против турок, который также был заключен вслед за первым. В силу второго договора в 1687 и 1689 гг. русские войска под предводительством того же кн. Голицына ходили в. Крым, с тою целью, чтобы крымские хан не мог оказать помощи туркам при их нападении на Польшу. Не так удачны для Московского государства были сношения с Швецией. Князь Голицын не воспользовался затруднительным положением в коем она в данное время была, и не только не добился отмены невыгодного для нас Кардисского договора (1661 г.), но и вновь подтвердил его (1683 г.) во всей прежней силе «без всякой притяженной кондиции и карделы и без паки прошения отобранных провинций». Вскоре по открытии заговора Шакловитого, последовало наказанье для кн. Голицына. 9 сентября 1689 г. был объявлен ему приговор, коим, за покровительство честолюбивым замыслам царевны Софии и за неудачные распоряжения во время крымских походов, у него отняты были честь и боярство, и он сослан был сперва в Каргополь, а затем в Пустозерск и Пинежский волок (умер в 1718 г.). Начальником Посольского приказа в последние годы XVII столетия был думный дьяк Е. И. Украинцев (1689–1699 гг.). 53 Биографию А. Л. Ордина-Нащокина, составленную В. С. Иконниковым , см. в Русской Старине 1883 г. 10 и 11. В 1656 г. воевода в Друе, в 1657 г. в царевичеве Дмитриве городе и Друе. Царь Алексей Михайлович в 1658 г. писал о нем, что он «знает немецкое дело и немецкие нравы». Он, будучи «оберегателем посольских дел» ездил в тоже время и на съезды посольские: в Курляндию (выехал из Москвы 26 мая 1668 г., возвратился 7 января 1669 г.) и в Мигновичи-Андрусово (выехал 13 марта 1669 г., возвратился 19 марта 1670 г.). За время с 26 мая 1668 г. по 19 марта 1670 г. он был в Москве только 3 дня. См. статью В. О. Эйнгорна «Отставка А. Л. Ордина-Нащокина и его отношение к малороссийскому вопросу» в Журн. Мин.. Народного Просвещения за 1897 г., 11, стр. 92 –176.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Рисунок 1676–1682 г. Рисунок родословного дерева Русских князей и царей, помещенный в синодике Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря, представляет последовательный ряд прямых наследников рода Владимира по степеням от родоначальника до последнего в роде царя Феодора Иоанновича и затем ряд трех царей из роду Романовых. Родословное дерево останавливается на царе Феодоре Алексеевиче; следовательно, и составлено еще при его жизни. Царь Феодор Алексеевич (род. в 1661 г.) вступил на престол по кончине отца, 29 января 1676 г., и скончался, по 22-му году от рождения, 27 апреля 1682 г.; следовательно, рисунок делан не ранее 1676 г. и не позже 1682 года. Замечательный и сам по себе, как образец русского рисовального искусства XVII-ro века, он еще более замечателен, как произведение царевны Татьяны Михайловны, мирно проведшей свою долгую жизнь в занятиях молитвой, чтением и работами. Не в первой молодости она уже была в то время, когда рисовала это родословное дерево: она родилась 5 января 1636 года (Акты Арх. Экспедиции, III:396; Дворцов. разряды, II: 490–491); следовательно, во время вступления на престол царя Феодора ей было уже сорок лет. Представляя знатокам дела судить о достоинстве рисунка, я сделаю только несколько заметок о его содержании. На рисунке изображены князья и цари с надписями, одни по правую, другие по левую сторону 1 , исключая первого, Владимира, занимающего место в середине на верху, в следующем порядке: великий князь Владимер Киевский 2 (†1015) вел. князь Ярослав – (†1054) – вел. князь Всеволод (†1093) вел. князь Владимер – (Мономах: †1125) – князь Георгий Долгорукий (†1157) вел. князь Всеволод – Владимерский (†1212) – князь Ярослав Владимерский (†1246) князь Александр Невский – (†1263) – князь Даниил Московский (†1303) князь Иван Калита – (†1340) – князь Иоанн (†1359) князь Димитрий Донский – (†1389) – князь Василий Димитриевич (†1425) князь Василий (Темный – †1462) вел. князь Иоанн всея – Росии (†1505) – царь Василий инок Варлаам (†1534) царь и вел. князь Иоанн – (Грозный) инок Иона (†1584)

http://azbyka.ru/otechnik/Izmail_Sreznev...

Закрыть itemscope itemtype="" > Этот день в Русской истории Сегодня мы вспоминаем Благоверного Царя Феодора Алексеевича, русских художников А.П.Рябушкина и М.Ф.Ларионова, Героя Советского Союза В.Д.Соколовского и философа А.А.Зиновьева 09.05.2019 524 Время на чтение 8 минут Царь Феодор Алексеевич родился 30 мая 1661 г. и был сыном Государя Алексея Михайловича «Тишайшего» от первого брака с Марией Ильиничной Милославской. С детства он был слабым и болезненным, но уже в 12 лет был официально объявлен наследником Престола. Получил блестящее образование, знал латынь, древнегреческий, польский. Его учителем был знаменитый церковный деятель и писатель Симеон Полоцкий. Царь разбирался в живописи и церковной музыке, имел «великое искусство в поезии и изрядные вирши складывал», сделал стихотворный перевод нескольких псалмов для «Псалтири» Полоцкого. После смерти отца, 18 июня 1676 г. 15-летним Феодор был венчан на царство в Успенском соборе Кремля. В краткий период его царствования было отменено местничество (решением Земского Собора 1682 г.) - правил, по которым каждый получал чины в согласии с местом, какое занимали в государственном аппарате предки назначаемого. Одновременно были сожжены разрядные книги с перечнями должностей как «главные виновники» местнических споров и претензий. Взамен разрядных было приказано завести Родословную книгу. В нее вписывали всех родовитых и знатных людей, но уже без указания их места в Думе. Также были изданы распоряжения для устранения злоупотреблений и запутанности в делах по владению вотчинами и поместьями; уничтожен институт губных старост; уничтожены откупы на винную продажу и на таможенные сборы; все уголовные дела соединены в Разбойном приказе. Царем была проведена перепись населения, отменен указ Алексея Михайловича о невыдаче беглых, записавшихся в ратную службу, введено подворное обложение, была сделана попытка смягчить уголовные наказания, в частности, было отменено отрубание рук за воровство. Благодаря строительству оборонительных сооружений на юге России (Дикое поле) появилась возможность широкого наделения дворян, стремившихся к увеличению земельных владений, поместьями и вотчинами. В 1681 г. было введено воеводское и местное приказное управление - важная подготовительная мера для губернской реформы брата и крестника Царя Феодора - будущего Императора Петра Великого. При Царе Феодоре также готовился проект о введении в России чинов - прообраз петровской Табели о рангах, который должен был разделить гражданскую и военную власти.

http://ruskline.ru/history/2015/05/10/et...

Подписания икон . Цикл двустишных подписей к иконам с изображением патронов царской семьи написан до начала над «Вертоградом», однако включен в состав книги на стадии работы над списком В . Предположительно время написания цикла устанавливается по составу подписей к иконам. Он отражает имена всех здравствовавших членов царского дома на период после 19 июня 1669 г., когда умер царевич Симеон (подпись к иконе его патронального святого отсутствует), или же после 17 января 1670 г., когда скончался наследник престола царевич Алексей. Отсутствие отдельной подписи к иконе его небесного патрона не может служить твердым датирующим признаком, поскольку Алексей Человек Божий, подпись к иконе которого в цикле имеется, был общим покровителем и царя, и царевича. Нижняя хронологическая граница написания цикла – 1671 г., когда царь Алексей Михайлович женился на Наталье Кирилловне. Подписи следуют в строгой иерархической последовательности: первая – подпись к иконе Алексея Человека Божия (царь Алексей Михайлович: 1629–1676, царь с 1645; царевич Алексей Алексеевич: 1654–1670). Далее следуют подписи к иконам святых-покровителей царевичей Федора (1661–1682. царь с 1676) и Ивана (1666–1696. царь с 1682), затем трех сестер Алексея Михайловича (по старшинству: Ирина 1627–1679; Анна 1630–1692; Татьяна 1636–1706) и шести его дочерей (также по старшинству: Евдокия 1650–1712; Марфа 1652–1707; Мария 1660–1723; Феодосия 1662–1713). Подпись к иконе святой покровительницы второй жены царя Алексея Михайловича Натальи Кирилловны (1651–1694. с 1671 – царица) занимает последнее место, что свидетельствует о том. что эта подпись была добавлена к уже готовому циклу. Текст его имеется также в более ранней рукописи, где заметно, что последняя подпись «Наталиа» написана другими чернилами, чем остальные (РНБ. F.XVII.83. Л. 323–323 об.). Эти подписи – одна из разновидностей курьезной эпиграммы: имя персонажа складывается из букв, выделенных киноварью и прописным написанием в тексте первой строки каждого двустишия. Опубликовано: Панченко; ПЛДР.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Polocki...

... боярин князь Никита Иванович Одоевской... – В боярских московских книгах Никита Иванович Одоевский упоминается как стольник с 1627 г„ а боярин с 1640г.; умер 12 февраля 1689г. – Указатель 1853, 303. Князь Н.И. Одоевский стоял в управлении несколькими приказами; в 1643 – 1644 гг. Казанского дворца и Сибирским; в 1667 – 1670 гг. Иноземским, Рейтарским и Большой казны; в 1682 г. Большой казны и Большого прихода; в 1676 – 1689 гг. Аптекарским – Богоявленский 1946, 281. по ложной клевете Романа Бабарыкина. – О стольнике Романе Федоровиче Боборыкине см.: 5. Примечания. О споре между патриархом Никоном и Р.Ф. Боборыкиным за владение монастырской землей см.: Примечания. Л. 254. Л. 259 ...околничей Родион Матвеевичь Стрешнев... – О Р.М. Стрешневе см.: 1661 – Примечания. Л. 254. Л. 259 – 260 ...яселничево своего.//государева, Афонасья Ивановича Матюшкина... – Об А.И. Матюшкине см.: 1654 – Примечания. Л. 2. Л. 260 Да как в прошлых годех... быль на Москве... – Патриарх Никон вспоминает о своей поездке в Москву в августе 1659 г. в грамоте константинопольскому патриарху Дионисию и в 17-м «возражении». В грамоте на Восток Никон рассказывал, что царь его не принял, а прислал думного дьяка Алмаза Иванова, который от имени государя посоветовал Никону ехать в Макариев Калязин монастырь – РГБ, ф. 178, 9427, л. 113 – 113 об. В «Известии» о патриархе Никоне Иван Шушерин, рассказывая об этом предложении царя, добавлял, что патриарх ответил: лучше ему быть в Зачатьевском монастыре, что в Китай-городе (тогда на том месте была большая тюрьма) – Шушерин 1997, 72. Сам же эпизод о поездке Никона в Москву изложен Шушериным иначе, чем в других источниках: царь, согласно «Известию», принял Никона на третий день вечером. Алексей Михайлович встретил патриарха на переднем крыльце верхних палат. Беседовали мирно о духовном спасении и здоровье в присутствии бояр, затем прошли к царице и царским детям, где задержались до десяти часов вечера. Царь отпустил патриарха в Воскресенский монастырь, разрешил ехать в Иверский и Крестный монастыри. От приглашения на царский обед Никон отказался, сославшись на ранний отъезд. Царь прислал Никону 2 тыс. р. серебром и для охраны 20 стрельцов из Саввина монастыря. Патриарх вернулся в Воскресенский монастырь – Шушерин 1997, 73 – 75. В «Возражении» Никон свидетельствовал, что в Калязин монастырь ему было предложено ехать после свидания с царем: «И по едином лете приезжал аз к Москве, и государь царь свои очи дал видети, и в селении ничем пред прежним не отменил, зная мою неповинность пред ним, государем. И после велел было в Колязин монастырь сослан, толко я не поехал и паки отидох во своя, божественным заповедем повинуяся» – Никон 1982, 183 – 184.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Темуджин (Темучин) – см. Чингисхан Терезия св. (Тереза де Авила; 1515–1582) – исп. религ. деятельница, писательница-мистик, реформатор ордена кармелитов, канонизирована в 1622 Теренций Публий (ок. 195–159 до н. э.) – рим. комедиограф Тертуллиан (ок. 160 – после 220) – христ. теолог и писатель, в конце жизни отпавший в монтанизм и выступавший против Церкви Тиберий (42 дон. э. – 37 н. э.) – рим. император с 14, пасынок Августа Тимур (Тамерлан) (1336–1405) – ср.-азиат. полководец, с 1370 эмир Тимуриды – династия, правившая в Ср. Азии в 1370–1507, основанная Тимуром Тирш Генрих Вильгельм (1817–1885) – теолог-ирвингианец, историк Церкви Тит – один из 70 апостолов, ученик и спутник апостола Павла, епископ о. Крит Тихик – один из 70 апостолов, ученик и спутник апостола Павла во время путешествия из Македонии в Иерусалим Тоба Гуй – вождь племени Тоба, основатель гос. и династии в 385–535 на территории Сев. Китая Толюк Фридрих Август Готфрид (1799–1877) – нем. лютеранский богослов, историк школы Неандера Тотила (? – 552) – король остготов с 541, успешно воевавший против Византии Траян (53–117) – рим. император с 98, из династии Антонинов Тредиаковский Василий Кириллович (1703–1768) – рус. поэт, филолог Троекуров Иван Федорович (? – 1621) – князь, боярин Тэн Ипполит (1828–1893) – фр. литературовед и философ, родоначальник культурно-исторической школы Тюдоры – королевская династия в Англии 1485–1603 Уиклиф Джон (между 1320 и 1330–1384) – англ. реформатор Ульфила (ок. 311 – ок. 383) – первый распространитель христианства среди германских племен, «епископ готов» (приблиз. с 341) Ушер – см. Юшер Фалек – сын Евера Фастида (Фастид) (III в.) – царь восточно-германского племени гепидов Федор Алексеевич (1661–1682) – рус. царь с 1676 Фейербах Людвиг (1804–1872) – нем. философ Федор Иоаннович (1557–1598) – рус. царь с 1584 Феодорит (V в.) – глава антиохской школы в православной христологии Феодосий II (408–450) – император Византии Фидий (ок. 485 – ок. 432 до н. э.) – др.-гр. скульптор Филарет (Федор Никитич Романов; ок. 1554/1555–1633) – рус. патриарх (1608–10 и с 1619)

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

61 Палицын Авраамий (ум. 1626) – келарь Троице-Сергиева монастыря, автор «Сказания» об осаде монастыря поляками 1608–1610 гг., ценнейшего источника по истории начала XVII в. 62 Ртищев Федор Михайлович (1626–1673) – государственный и культурный деятель; с 1645 г. – стряпчий, далее постельничий, дворецкий; с 1656 г. – окольничий. Ближний советник царя Алексея Михайловича; возглавлял приказы: Большого Дворца, Тайных дел и др.; организовал т. н. «Ртищевское братство» – школу при Андреевском монастыре, предшественницу Славяно-Греко-Латинской академии в Москве. 63 Алексей Алексеевич (1654–1670) – царевич, старший сын царя Алексея Михайловича и Марии Ильиничны. 64 Мария Ильинична Милославская (1625–1669) – русская царица, дочь боярина Ильи Даниловича Милославского (ум. 1668 г.), возглавившего русское правительство после Московского восстания 1648 г. Первая жена царя Алексея Михайловича, мать царевича Алексея, царей Федора Алексеевича и Ивана V Алексеевича, правительницы царевны Софьи. 65 Федор Алексеевич (1661–1682)царь, вступил на престол после смерти Алексея Михайловича (1676 г.). 67 Курбский Андрей Михайлович (1528–1583) – политический и военный деятель, писатель; из рода ярославских князей. Входил в Избранную раду, участвовал в казанских походах 1545–1552 гг.; был в те годы близок к Ивану Грозному. Во время Ливонской войны с 1561 г. – во главе русских войск в Прибалтике. Опасаясь опалы, 30 апреля 1564 г. бежал в Литву. Возглавлял одну из польских армий в войне против России. В 1564–1579 гг. направил три послания Ивану Грозному, составившие их знаменитую переписку. Автор памфлета «История о великом князе Московском». 68 Юрий Васильевич (1533–1563) – младший сын царя Василия III Ивановича, брат Ивана Грозного, князь Углицкий. Политической роли не имел. 69 Шуйский Иван Васильевич (ум. 1542) – боярин с 1532 г., на протяжении 1538–1542 гг. был дважды фактическим правителем страны 70 Бельские – боярский и княжеский род, Гедиминовичи. Из них: Дмитрий Федорович (ум. 1551) – правитель страны в малолетство Ивана IV; Иван Федорович – в 1540–1542 гг. возглавлял правительство и был свергнут заговором группировки Шуйских; Иван Дмитриевич – боярин с 1560 г., с 1565 г. возглавил боярскую думу в земщине, участник Земского собора 1566 г. Погиб с семьей в 1571 г. при набеге на Москву крымских татар.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

84 Филарет, патриарх (ок. 1554–1633) – Федор Никитич Романов, племянник царицы Анастасии Романовны, двоюродный брат царя Федора Иоанновича, отец царя Михаила Федоровича. В 1600 г. царем Борисом Годуновым сослан и пострижен в Антониев Сийский монастырь. При Лжедмитрии I возвращен и поставлен митрополитом ростовским. Участвовал в его свержении. В октябре 1608 г. захвачен в Ростове отрядом Лжедмитрия II и отправлен в Тушинский лагерь, где наречен «патриархом». В сентябре 1610 г. возглавил «Великое посольство» под Смоленск, осажденный польскими войсками, отказался санкционировать условия договора с королем Сигизмундом III, арестован поляками и до сентября 1619 г. – в плену в Польше. После возвращения, в царствование сына Михаила фактически правитель. 85 Морозов Борис Иванович (1590–1661) – государственный, деятель. «Дядька» (воспитатель) царя Алексея Михайловича, руководил приказами Большой Казны, Стрелецким, Аптекарским, Новой Четью. До 1648 г. фактический правитель государства. Во время восстания в Москве в 1648 г. царь, спасая его от гибели, отправил в ссылку, но вскоре вернул, после чего Б. И. Морозов не играл существенной роли в управлении. Женат на Анне Ильиничне Милославской, сестре царицы. 86 Одоевский Никита Иванович (ум. 1689) – русский государственный и военный деятель, князь. В 1646–1647 гг. главный воевода на южных границах страны; руководил подготовкой Соборного уложения (1649 г.). Участвовал в русско-польской войне 1654–1667 гг., неоднократно возглавлял посольства. При царе Федоре Алексеевиче фактический руководитель внешней политики государства 87 Боярская Дума – развилась из боярского совета при великих князьях; высший государственный орган с XV в. при великих князьях, а затем при царях, осуществлявший законодательные, судебные и военно-административные функции. В Думу входили думные чины – бояре, окольничие, с начала XVI в. – думные дворяне. Упразднен в 1711 г. с образованием Сената. 88 Никон (в миру Никита Минов, 1605–1682) – церковный и политический деятель, патриарх. Родился в семье крестьянина; будучи священником, имел приход в Москве. Потеряв трех детей, принял монашество в Анзерском ските на Белом море. С 1643 г. игумен Кожеозерского монастыря, в 1646 г. сблизился с царем Алексеем Михайловичем, стал архимандритом Новоспасского монастыря в Москве, в 1648 г. – митрополит новгородский, а с 1652 г. – патриарх; провел реформу церкви, приведшую к ее расколу. Добиваясь независимости церковной власти от светской, вступил в конфликт с царем Алексеем Михайловичем; на Соборе в 1666 г. лишен сана и сослан в Белозерский Ферапонтов монастырь, с 1676 г. – в Кирилловом монастыре, где и умер.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

Из разбитого Годуновского колокола в 1654 г. был вылит Царь-колокол Е.Даниловым, в 1655 г. из разбитого “даниловского” колокола был вылит Царь-колокол А.Григорьевым, а уже из разбитого в 1701 г. “григорьевского” колокола в 1735 г. был вылит последний Царь-колокол Иваном и Михаилом Моториными. 468 Олеарий, Адам. Подробное описание голштинского посольства в Московию и Персию в 1633, 1636, 1639 годах. – Москва, 1870. – С. 109, 228, 345. 472 Так как автор часто называет дворцом весь Кремль, то под именем «Дворцовой площадки» надо, скорее, разуметь Ивановскую площадь. 474 Павел Алеппский. Путешествие Антиохийского патриарха Макария в России в половине 17 в.–Вып.1–4. – М., 1896–1898. 478 Последующие путешественники, барон Мейерберг в 1661 г. Стрюйс в 1669 и другие, говоря об этом колоколе, дают почти те же размеры, что и Павел Алеппский, но вес указывают несколько меньший, а именно, около 10000 пудов. 479 Павел Алеппский. Путешествие Антиохийского патриарха Макария в России в половине 17 в. – Вып, 1–4. – М., 1896–1898. 480 Мейерберг Августин фон (Августинус де Майерн) (1612–1688) – австрийский дипломат. Был в России по главе австрийского посольства в 1661–1662 годах. 483 Стрюйс Йенс Йенсон (Ян Янсен Стрейс) – голландский путешественник. Свои впечатления о России описал в “Путешествии по России голландца Стрюйса в 1668 году”. 485 Таннер Бернгард Леопольд Франциск – чешский путешественник, был в МОскве вместе с польским посольством Черторыйского и Сапеги с 1678 по 1682 гг. 486 См.: Таннер Б. Описание путешествия польского посольства в Москву в 1678 году/Ред. и пер. Ивакина И. – М., 1891. С. 164. 489 См.: Рейтенфельс Я. Сказания светлейшему герцогу Тосканскому Козьме III о Московии/Ред. и пер. М. Станкевича. – М., 1906. 490 Конрад ван Кленк – чрезвычайный посол Генеральных Штатов Соединенных Нидерландов в Москву в 1675–1676 гг. 491 См.: Ловягин А.М. Посольство Конрада ван Кленка к царям Алексею Михайловичу и Федору Алексеевичу. – СПб., 1900. 492 Корб Иоганн Георг – секретарь австрийского посольства Игнатия Гваиента в Россию. Был в Москве в 1698–1699 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010