Содержание Степень монастыря Период первый, от основания обители в 15 столетии до ее разорения в 1610 году Житие Преподобного Тихона и благодатные знамения, явленные им страждущему человечеству Состояние обители до ее разорения в 1660 году Период времени от разорения обители в 1610 году до приписки ее, к Московскому Донскому монастырю в 1684 году Период третий. От приписки к Московскому Донскому монастырю в 1684 году до восстановления самостоятельности обители в 1765 году Период четвертый. От 1765 до 1862 года Церкви и прочие здания Церковь на Св. кладезе, в честь Божией Матери живоносного источника Здания внутри монастыря Строения вне оград Жилые строения на Св. кладезе Сретенкий кладбищенский скит калужской Тихоновой пустыни Ризница Библиотека Чем ныне владеет монастырь Синодик Кладбище Владыки обители Крестные ходы и храмовые праздники Список настоятелей Тихоновой Калужской пустыни Дополнения к тексту 1. Выпись из писцовых книг 2. Жалованная грамота 3 Молитва преподобному Отцу Нашему Тихону Калужскому Чудотворцу Кондак 11 Кондак 13     Весьма многие богомольцы, как местные, так и иногородние, посещающие Калужскую Тихонову пустынь и ее святыни, в особенности, в летнее время, постоянно высказывали желания получить подробные сведения, как о построении обители, так и о жизни и чудесах местного чудотворца Преподобного Тихона Калужского. Эта благочестивая любознательность тем более требует удовлетворения, что проистекает непосредственно из благоговейного почитания Преподобного Тихона Калужского Чудотворца и уважения к древней пустыни, ознаменованной многими чудотворениями, а равно и связанной с историческими событиями. Приступая к историко-археологическому описанию Тихоновой Калужской пустыни в связи с историческим сказанием о Преподобном Тихоне Калужском Чудотворце, основателе Тихоновой пустыни, с приложением свидетельств о благодатных знамениях, явленных им страждущему человечеству. Мы предварительно пересмотрели всю литературу, в которой в большей или меньшей полноте излагаются исторические сведения о Тихоновой пустыни и о Преподобном Тихоне Калужском чудотворце, и нашли, что лучшим трудом о помянутой обители доселе остается «Историческое описание Тихоновой Калужской пустыни», состав. И. Л. Издание в пользу св. обители. Составитель почтенного труда, иеромонах Леонид, впоследствии архимандрит и наместник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, в мире Лев Александрович Кавелин † 22 октября 1891 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БУДИМСКАЯ ЕПАРХИЯ [серб. Будимска enapxuja] Сербской Православной Церкви (СПЦ) с кафедрой в Сентендре (Венгрия). Объединяет приходы СПЦ в Венгрии, Чехии и Словакии. Разделена на 2 наместничества, имеет ок. 40 приходов, действующий мон-рь Грабовац . Учреждена в 40-50-х гг. XVII в. в Табане, пригороде Буды (серб. Будим, совр. Будапешт), где жили сербы, переселившиеся в венг. земли после начала османского завоевания. Ими были построены первые серб. церкви в Буде, Эстергоме и Комароме (1511), в 1585 г. был основан мон-рь Грабовац. В XVI - 1-й пол. XVII в. общины при этих храмах управлялись архиереями Бачской (кафедра в Сегедине, совр. Сегед, Венгрия) и Славонской (с кафедрой в Пожеге, Сербия) епархий (о территориальных границах сведений не сохр.). В первые десятилетия существования кафедра находилась в серб. г. Сентендре, близ Будапешта. Постепенно в состав епархии входили районы с серб. диаспорой, ранее бывшие самостоятельными. В письменных источниках сведений о границах, внутреннем устройстве и архиереях епархии сохранилось не много, отдельные моменты истории остаются неисследованными. Так, о 1-м епископе Б. е. Савватии известно, что он умер в 1662 г. и похоронен в мон-ре Раковац. 2-м архиереем, судя по летописи мон-ря Грабовац, был постриженик этой обители Симеон. О еп. Викторе (1660-1684), иногда в источниках упоминаемом как митрополит, сообщается, что он посетил все приходы своей епархии. В 1690 г. во главе с Патриархом Печским Арсением III (Черноевичем) ок. 70 тыс. сербов, спасаясь от турок, захвативших их земли, переселились на территорию Австрии. Указом от 21 авг. 1690 г. имп. Леопольд I предоставил правосл. сербам право избирать собственного архиепископа, т. е. иметь самостоятельную церковную власть, и разрешил совершение богослужений. Австр. правительство, издав «Привилегии», гарантировало им нек-рые автономные права, и в т. ч. создание церковной организации во главе с митрополитом, после чего была образована Крушедолская, а затем Карловацкая митрополия . 4 марта 1695 г. австр. имп. Леопольд I подтвердил избрание Евфимия (Поповича) епископом Будимским и определил его местопребывание в мон-ре Грабовац. В 1700 г. еп. Евфимий оставил кафедру и ушел в мон-рь Шишатовац, где умер в 1704 г.

http://pravenc.ru/text/153573.html

Спасо-Преображенский монастырь в Ярославле один из древнейших среди русских обителей. История его первых годов находится под таким же покровом неизвестности как и основание самого города; нет даже указаний – кто, по какому случаю или в паять какого события произвел закладку обители. Летописи сообщают, что Спасский монастырь существовал до XII столетия; в общем история монастыря неразрывно связана с историей города Ярославля и все документы, относящиеся к первой, – большею частью пополняют вторую и наоборот. Выпуская в свет «Кормовую книгу Спасского монастыря», И.А. Вахромеев, в предисловии к своему изданию, с достаточною ясностью обрисовал значение этой книги, как ценного материала для истории местного края: – «сохраняя для нас имена Ярославских деятелей, кормовая книга тем самым напоминает нам и связанные с этими именами события»….. Такую же, если еще не большую ценность, имеет в этом отношении и «Синодик Спасского монастыря». Сообщая полные родословные тех лиц, имена коих разбросаны на страницах «кормовой» книги, – Синодик без сомнения, должен обратить на себя особенное внимание со стороны лиц, занимающихся генеалогическими изысканиями. Имея это в виду, мы, при описании Синодика, сочли не лишним выписать полностью помянники некоторых выделяющихся фамилий, как например: князей Пеньковых, Юхотских, Сисеевых-Левашовских, Курбских, Сисеевых, Глинских, Белозерских князей, боярина князя Прозоровского, князей Лобановых-Ростовских, князей Троекуровых, князя Бахтеярова-Ростовского, князя Пожарского, думского дьяка И.Т. Грамотина, келаря старца Порфирия Малыгина и др. Самый описываемый Синодик представляет собою книгу in folio на 615 л., писанную полууставом XVII в. с позднейшими вставками скорописью XVII и XVIII в.в. и является, к сожалению, далеко на полным списком со старинного синодика, давно утраченного. Всех синодиков в Спасском монастыре, по сообщению о. архимандрита Владимира, сохранилось три; старейшим показан описываемый нами, «ведущий свое начало с 7068 (1560) года, в котором перечисляются папы Римские, цари греческие и Российские до Петра II-ro. На синодике надпись: «дал сей синодик вкладу Василий Яковлев Унковский». Второй с картинами, олицетворяющими священные предания о пользе поминовения усопших. В нем помещены роды князей Пожарских и Курбских. На заглавном листе синодика надпись: «Писан бысть сей синодик 7164 (1656) года». Третий, в котором помещаются роды: преп. Сергия, преп. Петра царевича и святителя Димитрия. На первом листе сего синодика начертана надпись: «Сия книга синодик митрополичь домоваго двора», писана 7192 (1684) года» 1 . – Здесь необходимо отметить, что скрепа по листам на первом синодике отмечена не точно. Полный ее текст приведен нами в описании Синодика и из него видно, что книга подана в монастырь в феврале месяце зри (7168/1660), а не в 1560 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/s...

[нем. Quenstedt] Иоганн Андреас (13.08.1617, Кведлинбург, Саксония - 22.05.1688, Виттенберг, там же), протестант. теолог, классик лютеран. ортодоксии. К. был сыном Р. Квенштедта, одного из наиболее влиятельных граждан Кведлинбурга, каноника ц. Девы Марии в Хальберштадте, и Доротеи, сестры лютеран. богослова И. Герхарда . С 1637 г. он обучался в ун-те Хельмштедта, где его преподавателями были теологи Г. Каликст (1586-1656) и К. Хорнеюс (1590-1649). Каликст писал о преодолении всех «малозначительных» разногласий между лютеранами и кальвинистами и даже между протестантами и католиками на основе «согласия первых пяти веков» (consensus quinquesaecularis), т. е. безусловного принятия всеми христианами только догматики ранней христ. Церкви при свободном отношении ко всем более поздним догмам. Его взгляды на протяжении десятилетий обсуждались лютеранами в рамках т. н. спора о синкретизме; большинство отвергало подход Каликста. 3 янв. 1643 г. К. получил степень магистра философии и начал читать лекции по географии в ун-те Хельмштедта. С 18 окт. 1646 г. К. преподавал в Виттенбергском у-те на фак-те искусств и продолжал изучать богословие. В отличие от синкретической направленности Хельмштедтского ун-та Виттенбергский ун-т придерживался ортодоксального лютеранства. В 1648 г. между ун-тами завязалась дискуссия о принципах толкования Свящ. Писания. К. участвовал в ней на стороне Виттенбергского ун-та, но сохранял уважительное отношение к своим хельмштедтским учителям. 12 нояб. 1650 г. Виттенбергский ун-т присвоил ему степень доктора теологии. В этом ун-те было неск. профессоров теологии, к-рые нумеровались в порядке значимости; в 1660 г. К. стал «четвертым профессором» и достиг 1-го места (professor primarius) лишь в 1687 г. К. преподавал в ун-те помимо теологии также логику и метафизику; 4 раза он избирался на должность ректора ун-та. Был пробстом Замковой ц. в Виттенберге, знаменитой в истории Реформации, в ней он был похоронен. С 1684 г. К. был асессором Виттенбергской консистории. В 1656 г. его 3-й женой стала А. З. Шарф, дочь 1-го профессора теологии; в браке у них родились 12 детей. В документах содержатся упоминания о частых болезнях К., из-за которых он жил постоянно в Виттенберге, тогда как в его время университетские преподаватели часто выезжали с лекциями в др. ун-ты.

http://pravenc.ru/text/1684041.html

До последней четверти XVII столетия не было постоянных русских представителей в иностранных государствах: сношения и переговоры происходили чрез особых, назначаемых для каждого случая, послов, посланников и гонцов, но попытки учредить постоянные миссии были. Так, еще в декабре 1684 г. в Швецию отправлен был Д. А. Франсбеков в звании агента и с ним подьячий для письма, но через 1 ½ года он получил указ об отозвании, н 21 августа 1636 г. выехал из Стокгольма; после того в Швеции не было русского представителя до мая 1700 г., когда туда был назначен кн. А. Я. Хилков «на резиденцию». В 1660 г. отправлен был в чине резидента в разные государства, для разных дел, англичанин, Толмач Посольского приказа, Иван Гебдон, который, пробыв за границей 4 года, главным образом в Англии и Голландии, возвратился в Москву в феврале 1664 г. Оба эти лица (и Франсбеков и Гебдон) были посланы более по торговым делам, так, что были скорее первыми русскими консулами за границей, чем дипломатическими представителями. – Первая русская постоянная миссия в XVII веке учреждена была в Польше, том соседнем государстве, с которым у Московского правительства были наиболее частые сношения. Еще в июле 1668 г. туда отправлен был Василий Тяпкин для постоянного пребывания в качестве резидента; но, по случаю междуцарствия, он не был принят и, получив 10-го октября того же года отпуск от примаса, возвратился в Москву (8-го января 1669 г.). Через пять лет поднят был снова вопрос о постоянных представителях-русских в Варшаве и польских в Москве, и в июле 1673 года Московское правительство изъявило желание учредить их. Предложение было принято, и в сентябре того же года прибыл в Москву польский резидент П. Свидерский, а чрез два месяца после сего (в ноябре) в Польшу отправлен быть снова Вас. Тяпкин «на резиденцию» с переводчиком (для переписки дана им «цыфирь» – шифр). На этот раз Тяпкин пробыл резидентом почти 4 года и в мае 1677 г. Отпущен был в Москву. По отъезде его не было прислано нового русского представителя вплоть до начала 1688 г., с какового времени встречаем их в Польше без перерыва до конца столетия, так что тот год (1688) можно считать годом учреждения первой постоянной русской дипломатической миссии за границей 83 . В самом конце столетия, в 1699 г., учреждены были еще две постоянные миссии: 1) в Голландии, куда 9-го апреля велено ехать А. А. Матвееву в звании чрезвычайного и полномочного посла; с ним отправлен был дьяк Ив. Волков и 10 «дворян посольства»; и 2) в Константинополе, куда назначен был (в июле) дьяк Украинецев; при нем состояли дьяк и также 10 «человек дворян посольства». В марте того же 1699 г. состоялось повеление об отправлении «на резиденцию» в Вену, в звании посланника, В. И. Еверлакова; но чрез три месяца распоряжение это было отменено, так что постоянная миссия в Вене учреждена была только в 1701 г., куда 4-го января назначен был в должности министра кн. П. А. Голицын.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАРФЕНИЙ I (В миру Полихроний; † 30.06.1688, Смирна, ныне Измир, Турция), патриарх Александрийский (с 1678). Родом из Аркадии (п-ов Пелопоннес). Учился на о-ве Закинф у известного философа Феофила Коридаллевса (см. Феодосий Коридаллевс ) вместе с греч. просветителем прп. Евгением Этолийским (Яннулисом), с к-рым сохранил дружеские отношения. Затем поехал в Иерусалим, где вступил в Святогробское братство ; в монашеском постриге получил имя Прохор. Г. Вендотис называл его спутником патриарха Иерусалимского Паисия (1645-1660) в поездках по Европе ( Βενδτης Γ. Προσθκη τς Εκκλησιαστικς Ιστορας Μελετου μητροπολτου Αθηνν. Βιννη, 1795. Τ. 4. Σ. 8). 1657-1659 годы П. провел в Иерусалиме, в 1660 г. отправился со своим старцем в Валахию нести послушание в имениях (метохах) Св. Гроба. При патриархе Иерусалимском Досифее II Нотаре был возведен в сан митрополита Назаретского (не ранее 1669) и назначен настоятелем Святогробского подворья в К-поле. Избрание П. на Александрийский престол совершилось в К-поле по просьбе престарелого патриарха Паисия , желавшего уйти на покой. При поставлении на Патриаршество 25 окт. 1678 г., по сообщению Иоанна Кариофилла , он получил имя Парфений ( Ζερλντης Π. Γ. Ιωννου το Καρυοφλλου Εφημερδες//ΔΙΕΕΕ. 1889. Τ. 3. Σ. 298). П. тотчас отправился в Египет, где был тепло встречен экс-патриархом и паствой. Значительную часть своего предстоятельства он провел вне Египта, пытаясь решить финансовые проблемы Патриархии, к-рая была чрезвычайно бедна по причине малочисленности паствы. Др. причиной обнищания Александрийской Церкви была нестабильная социально-политическая обстановка в Египте, страдавшем от междоусобной борьбы мамлюкских кланов. В Молдавию и Валахию П. ездил за сбором милостыни лично, в Москву посылал своих доверенных лиц, в т. ч. дважды (1682-1683, 1684) - буд. патриарха Самуила Капасулиса . Ехать туда сам П. опасался, не желая, подобно своему предшественнику, лишиться за это кафедры. По просьбе царя Феодора Алексеевича в 1682 г. П. выдал разрешительную грамоту умершему к тому времени патриарху Никону (Минову), осужденному и лишенному сана Большим Московским Собором 1666-1667 гг. (греч. подлинник: ГИМ. Син. греч. 2306 (Влад. 532), апр. 1682; рус. пер.: ОДДС. Т. 1. С. CCCCVIII-CCCCX; СГГД. Т. 4. С. 427-428). Грамота разрешала поминать Никона как патриарха. На полученную из Москвы в 1684 г. милостыню П. провел восстановительные работы в мон-ре св. Саввы в Александрии. Погиб во время землетрясения.

http://pravenc.ru/text/2579105.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЕЗМИН Иван Артемиевич (1653-1696), московский живописец и иконописец, дворянин; сын оружейного мастера Артемия Безмина, переведенного в 1660 г. в Москву из Устюжны-Железнопольской. В 1661 г. был определен в Оружейную палату учеником живописных дел мастера Станислава Лопуцкого, в 1667 г. ученик Даниила Вухтерса. За время службы в Оружейной палате (с 1670) воспитал 37 учеников. С 1668 г. Б. активно работал как придворный живописец-декоратор над украшением царских покоев, нередко вместе с Дорофеем Золотарёвым и Богданом Салтановым . Первой его самостоятельной работой такого рода были росписи столовой палаты царевича Алексея Алексеевича в 1668 г., последней - росписи хором царицы и царевен в 1684-1685 гг. Б. принимал участие в храмовых стенописных работах. Иногда это были орнаментальные росписи «под аспид» (ц. Спаса Нерукотворного и ее придел в честь Зачатия Иоанна Предтечи (ранее Иоанна Белградского) в Московском Кремле, 1679), в др. случаях - сюжетные композиции (росписи и починка стенописей в дворцовой ц. прмц. Евдокии, 1678). В 1685 г. мастер участвовал в выполнении стенописи в традиц. технике фрески при зап. входе в собор кремлевского Вознесенского мон-ря. Б. украшал также царские хоромы в подмосковных селах - в Нов. Воскресенском на Пресне и в Алексеевском (80-е гг. XVII в.?). Для хором членов царской семьи (гл. обр. для царя Феодора Алексеевича) Б. с кон. 70-х гг. XVII в. писал иконы на холсте живописным письмом, напр., в 1683 г. образы Божией Матери «Живоносный Источник» и «Всех скорбящих Радость» (первая композиция такой иконографии в рус. практике), а также на металлических и традиц. деревянных досках. Б. оформлял храмовые интерьеры, участвовал в изготовлении, росписи и золочении деревянных иконостасов и клиросов (церкви Спаса Нерукотворного и прмц. Евдокии в Московском Кремле). В 1679 г. для Покровской ц. в царской загородной резиденции в Измайлове он написал на полотне «Распятие Господне». В 1680 г. вместе с Богданом Салтановым выполнил живописью на холсте цикл евангельских притч для придворной ц. Спаса Нерукотворного, а также композиции «Страшный Суд», «Снятие с Креста», «Воскресение Христово», «Вознесение» и «Мария Магдалина» для дворцовой молельни, где была устроена Голгофа. Известно, что у Б. была западноевроп. лицевая Библия, к-рую в 1677 г. у него выкупили для государя.

http://pravenc.ru/text/77812.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДОСИФЕЙ (Дософтей; 26.10.1624, Сучава - 13.12.1693, Жолква, Украина), св. (пам. 13 дек.), митр. Сучавский и всей Молдавии, церковный, гос. и общественный деятель, литератор и издатель. В миру Дмитрий Барилэ. Историк Молдавской Церкви митр. Арсений (Стадницкий) писал, что «митрополит Досифей принадлежит к числу знаменитейших архипастырей XVII века главным образом своею ученостью». Д. происходил, по одним данным, из семьи мазылов - мелких свободных землевладельцев, по другим - из семьи торговцев. Обучался в Яссах и Львове. Знал кроме родного языка греч., лат., церковнослав., древнеевр., рус., польск. и укр. языки. По возвращении из Львова принял монашество в мон-ре Пробота, где вскоре был возведен в сан диакона, затем иерея. С нач. 1658 г. епископ в г. Хуши, с нач. 1660 г., став епископом г. Роман, 11 лет возглавлял епархию т. н. Н. Молдавии. В июле 1671 г. был избран митрополитом Молдавии. В 1674 г. вместе с бывш. молдав. господарем Штефаном Петричейку, антиосманскую политику к-рого он поддерживал, был вынужден переехать в Польшу. В нач. 1675 г. вернулся в Молдавию, где первое время находился в мон-ре св. Саввы в столице княжества - Яссах, а летом 1676 г. вновь занял митрополичью кафедру. С 1677 г. его резиденция находилась в Яссах. В 1684 г. Д. выехал в Москву во главе молдав. посольства, к-рое из-за эпидемии чумы доехало только до Киева и оттуда обратилось к царям Иоанну и Петру с просьбой об оказании помощи Молдавскому княжеству. В послании от 1 янв. того же года они просили избавить их от врагов, «пославши войска против агарянов, ускорите да не погибнем. От иные бо страны ниоткуду надежды о избавлении, токмо на святое вы царство». В 1686 г., после того как войска польск. кор. Яна III Собеского вступили в Молдавию, Д. вновь был вынужден покинуть родину и переехать в Польшу. Некогда распространенное в рус. лит-ре мнение о том, что Д. провел последние годы в России, совр. исследователями не подтверждено. Но, находясь в Польше, Д. поддерживал связи с Россией. Известны его письма от 1688, 1689 и 1690 гг. рус. царям и Московскому патриарху с просьбой о помощи и положительный ответ царей Иоанна и Петра от 12 мая 1690 г. В февр. 1691 г. иером. Иона привез им благодарственные письма от Д.

http://pravenc.ru/text/180313.html

П.В. Долгоруков Графы и дворяне Адлерберги Родоначальником Адлербергов (von Adlerberg) был Олай-Георгий Свебелиус (Swebelius), один из первых учёных своего времени, канцлер упсальского университета, архиепископ упсальский, и по этому званию, примас Королевства Шведского. По обычаю лютеранского духовенства, он был женат; жена его Елисавета была дочерию епископа линкёпингского Самуила Гилленадлера, от брака сего последнего с Маргаритою Готус 216 . Свебелиус пользовался особенною благосклонностию королей Карла X, Карла XI и Карла XII. – Король Карл XI пожаловал трём сыновьям Свебелиуса, 4 августа 1684 года, дворянское достоинство и фамилию Адлерберг. Старший из трёх, Самуил Свебелиус фон Адлерберг (родной прадед графа Владимира Фёдоровича Адлерберга), женился, 24 июня 1689 года, на графине Дальберг, дочери одного из первых вельмож Швеции, фельдмаршала, рейхсрата и генерал-губернатора лифляндского графа Эрика Дальберга. отцовский КОЛЕНО I: Олай-Георгий Свебелиус, рождение 1 января 1624 † 29 июня 1700 года; женат на Елисавете Гилленадлер, рождение 4 октября 1639 † 1 марта 1689 КОЛЕНО II: Самуил фон Адлерберг, ассессор готландского гофгерихта; рождение 3 сентября 1660 † 12 февраля 1709; женат на графине Беате-Доротее Дальберг; рождение 28 января 1670 † 3 декабря 1712 Иоран (Iran) фон Адлерберг, майор шведского лейб- регимента; рождение 6 января 1662; убит на войне в Саксония, 26 декабря 1706; женат на Марие Уттеркло (Utterklo); рождение в сентябре 1674 † 1 сентября 1731 Иоанн фон Адлерберг, советник королевского гофгерихта; рождение 20 июня 1671 † 30 ноября 1739; женат на Магдалине Легерштедт (Lgerstaedt) † 24 сентября 1710 Маргарита, рождение 11 августа 1659 28 февраля 1688; за Карлом Карлссоном, епископом веттераусским Елисавета, за епископом лундским Иоанном Линнериус фон Линнергиельм Елена, рождение 1666 † 1743; за супер-интендентом вермеландским Ионою Арнелль (Arnell) Анна-Мария, рождение 14 ноября 1677 † 1733; за профессоров упсальского университета, пробстом Иоанном фон-Кронштедт

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Симон, архиепископ Вологодский и Белозерский С 1660 года – игумен Александро-Свирского монастыря. 23 октября 1664 года хиротонисан во епископа Вологодского и Белозерского с возведением в сан архиепископа. В 1666 году участвовал в Соборе по осуждению раскола, а в декабре того же года – в Соборе по делу патриарха Никона (1681), который адресовал владыке Симону гневное письмо. В 1674 году принимал участие в поставлении патриарха всея Руси Иоакима (1690). В 1675 году присутствовал на Соборе по вопросам о церковном суде, о границах епархий и архиерейском богослужении. 16 июня 1676 года присутствовал при короновании царя Фёдора Алексеевича. В марте 1678 года участвовал в Соборе, установившем обряд Ваий. 2 апреля 1682 года принимал участие в хиротонии святителя Митрофана, епископа Воронежского († 1703, память 7/20 августа), в том же году участвовал в Соборе об отмене местничества. В 1684 году по болезни ушёл на покой в Спасо-Прилуцкий монастырь. Скончался 29 апреля 1685 года. Погребён в Вологодском Спасо-Прилуцком монастыре. В течение девяти лет служения архиепископа Симона на Вологодской кафедре были построены двухэтажный корпус архиерейского дома с каменными стенами вокруг него и богадельня. В 1671–1672 годах принимал деятельные меры по оказанию помощи жителям Вологодского края во время сильного голода. Архиепископ Симон велел открыть житницы архиерейского дома и домовых сел и продавать голодающему населению хлеб по низким ценам. Ходатайствовал перед царём за тех, кто не в состоянии был платить земские повинности. В 1676 году оказал материальную поддержку учёному католическому сербскому священнику, писателю Юрию Крижаничу, сосланному в то время в Сибирь (сохранилась расписка в архиве Вологодского архиерейского дома). Архиепископ Симон – автор духовного завещания с описью имущества, в том числе книг (1681), переписчик богослужебных книг, владелец обширной келейной библиотеки (около восьмидесяти рукописных книг и печатных изданий). Литература: Роспись келейной рухляди вологодского архиепископа Симона//Летопись занятий Археографической комиссии за 1864 г. СПб., 1865. Вып. 3. – Отд. II, стр. 12–16.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010