Ипатий Поцей , еписк. Владимиро-Волынский, утверждён 1599 окт. 2 – 1605 годах. Елиссей Плетенецкий , с 22 февр. 1605, из архим. Лещинского монастыря; † 19 окт. 1624. Захарий Копыстенский , с 1624; † 8 апр. 1626. Пётр Могила , воеводич Молдавский, с 1626; 8 апр. 1633 хирот. в митр. Киевского, оставаясь и архим. Лавры; † 31 дек. 1646. [Игум. Иринарх , февр. – май 1646]. Иосиф Тризна 1647 перев. из Виленского Святодухова монастыря; † в 1655. Иннокентий Гизель в 1656 перев. из Киево-Николаевского монастыря; † 24 февр. 1684. Варлаам Ясинский 3 июня 1684 перев. из Киево-Николаевского монастыря; 31 авг. 1690 хирот. в митр. Киевского. Мелетий Вуяхевич произведён 9 дек. 1690; † 6 февр. 1697. Иоасаф Кроковский 29 июня 1697 перев. из Киево-Николаевского; 15 авг. 1708 хирот. в митр. Киевского. Иларион , из наместн. Лавры, в 1709 правил 9 недель; † ... Афанасий Миславский , из соборных иеромонахов, произведён 20 июля 1710; † в 1714. Иоанникий Сенютович 24 июля 1715 перев. из Киево-Михайловского монастыря; † 12 нояб. 1729. Роман Копа , 12 июня 1730, из наместн. Лавры; † 13 сент. 1736. Иларион Негребецкий , 8 мая 1737, из игум. Змиевского приписного к Лавре монастыря; † 8 янв. 1740. Тимофей Щербатский 14 апр. 1740 перев. из Киево-Михайловского монастыря; 10 мар. 1748 хирот. в митр. Киевского. Иосиф Оранский 29 окт. 1748 перев. из Слуцкого Троицкого монастыря; † 8 окт. 1751. Лука Белоусович , из наместн. Свенского монастыря, 21 июня 1752; † 30 мар. 17 61. Зосима Валькевич , 21 мая 1762, из иеромонахов Лавры; 10 апр. 1786 уволен; † 13 мар. 1793. С 10 апр. 1786 Лаврой управляют Киевские митрополиты. 2 Михайловский Златоверхий, в Киеве, основан в исх. XI века; но после Батыева нашествия оставался в развалинах; возобновлён в начале XVI столетия; архимандрия с 1734 г.; первоклассный с 10 апр. 1786. С 1799 пребывают в нём и управляют Киевские викарии [IV, 184]. Игумены Макарий , возобновитель, в 1522–26 Герасим , по 1542. Филарет , 1543 и 1544. Иона , до 1553. Симеон , 1554–1563, дек. 23.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Нижний Новгород. Церковь Николая Чудотворца ( " Нижнепосадская " ). /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Николая Чудотворца Архитектурный стиль: Эклектика Год постройки:1863. Год утраты:1929 (разобрана на строительные материалы) Адрес: Россия, Нижегородская область, г. Нижний Новгород, Кожевенная улица, напротив церкви Рождества Иоанна Предтечи на Торгу Координаты: 56.33035, 43.99752 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Находилась на торговой площади внизу Кремля, в конце Зеленского съезда (Широкая ул.) на их пересечении с Рождественской улицей. «На этом месте издревле стоял храм во имя Святителя Николая, называвшийся прежде «Николою на торгу», т.к. вокруг храма была обширная площадь с гостиным двором и «земской избой». С большой вероятностью полагают, что на этой площади Кузьма Минин сделал свой знаменитый призыв о спасении Москвы и Отечества в 1612 г. Николаевская церковь первоначально была деревянной, много раз горела и была обновляема. В 1656 г., при царе Алексее Михайловиче, «гость» Семен Задорин и дьяк Клим Патокин построили каменную церковь, но и она сильно пострадала от пожаров, особенно в 1701 и 1705 гг., лишилась всей утвари и колоколов, а в пожар 1715 г. разрушилась. В середине XIX в. церковь настолько обветшала, что решили её не поправлять, а построить новую. Церковь разобрали, а приход был распределен по другим церквам. В 1863 г., при епископе Нектарии (Надеждине), на месте разобранной церкви была построена часовня. А в 1870 г. при епископе Филарете (Малышевском) часовня эта была обращена в однопрестольную церковь во имя св. Николая и приписана к церкви Архиерейского дома. В 1890-х гг. церковь была заново отделана внутри, и 23 октября 1894 г., при епископе Владимире (Никольском), церковь была вновь освящена. 7 мая 1929 г. управляющий Стройконторой НГСНХ попросил разрешения у административно-хозяйственного отдела Губисполкома на разборку церкви для строительства Дома Советов, и без труда его получил. http://www.gorbibl.nnov.ru/tserkvi

http://sobory.ru/article/?object=33162

Сергиев Посад. Троице-Сергиева Лавра. Надвратная церковь Рождества Иоанна Предтечи. Карта и ближайшие объекты Церковь Рождества Иоанна Предтечи (Предтеченский храм) расположена на восточной стороне монастыря, над широким арочным проемом, в котором до перенесения в сер. XVI b. монастырской стены несколько далее к востоку располагались Святые врата – главный вход в монастырь. Церковь возведена в 1692–1699 гг. на средства знаменитого купца и промышленника Г.Д. Строганова (1656–1715). Церковь заслуженно относится к числу лучших построек строгановского направления стиля московского барокко. Увенчанная изящным пятиглавием и украшенная богатым резным декором, выделяющимся на фоне красных стен, она служит прекрасным оформлением главного входа в монастырь, чем и определяется ее роль в архитектурном ансамбле монастыря. Настенная роспись в церкви Рождества Иоанна Предтечи была восстановлена в 1948 г. и воспроизводит несохранившуюся роспись 1872 г. Украшающий сейчас храм резной иконостас XIX b., выполненный в стиле классицизма, установлен также в 1948 г. В притворе церкви сохранилась изразцовая печь XVII b. По материалам официального сайта Свято-Троицкой Сергиевой Лавры Дом Живоначальной Троицы Святые ворота и надвратная церковь Рождества Иоанна Предтечи, оформляющие главный вход в монастырь, принадлежит двум строительным этапам. Ворота с храмом Сергия Радонежского были построены в 1512-1513 гг. в линии деревянной монавстырской ограды и с расширением границ монастыря оказалась внутри монастырских стен. Этим объясняется их необычное место, отделенное от въездной Красной башни крепости небольшим двориком. Существующая церковь сооружена на месте прежней на средства Г.Д. Строганова в 1693-1699 гг; при этом частично переделаны и ворота. В XVIII в. гульбище вокруг церкви преобразовано в крытую паперть, в 1809 г. разобраны четыре из пяти глав. Богослужения возобновлены в конце 1940-х гг. В 1974 г. В. Балдиным восстановлен верх храма. В последние годы восстановлена первоначальная покраска фасадов " в шахмат " .

http://sobory.ru/article/?object=06566

П.А. Лавров Пользовавшийся большой популярностью на славянском юге греческий писатель и проповедник Дамаскин Студит известен и в русской литературе. Его сборник θησαυρς интересовал представителей нашей духовной литературы особенно потому, что среди слов его есть одно на поклонение честного и животворящего креста, в котором объясняется троеперстие. В борьбе с расколом признание троеперстия со стороны греческого писателя получало особенное значение и неудивительно поэтому, что именно это слово было помещено в Скрижали, напечатанной в Москве в 1656 г. А. Н. Попов в Описании рукописей Хлудова указал, что в Скрижали это слово напечатано в том именно переводе, который сохранился в собрании Хлудова, до того времени не встречался в других рукописных собраниях и был признан экземпляром, уцелевшем только в одном списке. Просматривая каталог рукописей библиотеки Академии Наук, мы нашли еще одну рукопись, заключающую перевод на русский язык сборника θησαυρς. Этот перевод был исполнен по поручению митрополита Новгородского Иова переводчиком Федором Герасимовым Полетаевым в 1715 г., как видно из записи начального листа: Преведес кнга Дамаскина монаха и нарицаема, сокровище. По со Великаг гдна пресщеннйшаг кръ великоновоградовеликолцка , келейна: С греческаг общаг на зыкъ преводникомъ еодромъ Полтаевымъ. В лто спсителное 1715 1 ). Иов митрополит Новгородский известен покровительством просвещения. В 1706 г. он завел в Новгороде два училища – греко-латинское и славянское для детей всякого чина с помощью известных братьев Лихудов, которые по его просьбе были освобождены из заточения и присланы в Новгород. Вместе с Лихудами для перевода книг вызваны были в Новгород из Москвы и некоторые из старых их учеников. Для печатания этих переводов митрополит Иов имел намерение завести в Новгороде типографию, для которой он хотел воспользоваться так называемой Верхней типографией, заведенной Симеоном Полоцким в царском кремлевском дворце и бывшей без употребления. Но намерение это не осуществилось вследствие каких-то препятствий, а посланный по этому делу Софроний Лихуд был удержан в Москве Стефаном Яровским, как учитель греческой школы при типографии. Митрополит Иов боролся с раскольниками и в опровержение одной тетрадки о рождении антихриста написал Увещательный ответ от писаний.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МАЛЬБРАНШ [Франц. Malebranche] Никола (5.08.1638, Париж - 13.10.1715, там же), франц. религ. мыслитель, один из классиков философии Нового времени, представитель картезианства, главный теоретик окказионализма. Жизнь, деятельность, сочинения Н. Мальбранш. Гравюра. Кон. XVII — нач. XVIII в. Н. Мальбранш. Гравюра. Кон. XVII — нач. XVIII в. Родившийся в многодетной дворянской семье, М. получил домашнее образование: он рос болезненным ребенком, что повлияло на соответствующее решение родителей. Замкнутый домашний образ жизни, почти полная изоляция от сверстников, воспитание в религ. духе - все это в немалой степени способствовало возникновению склонности к уединенным размышлениям, наложившей отпечаток на весь последующий жизненный путь М. К 16 годам здоровье М. несколько поправилось, и родители сочли возможным направить его для продолжения образования в парижский коллеж Ла-Марш. В окт. 1656 г. М. приступил к углубленному изучению теологии в Сорбонне, которое продолжалось 3 года. В 1658 г. в жизни М. произошло одно из переломных событий: он потерял родителей, что во многом повлияло на его решение вступить в католическую конгрегацию Оратория Иисуса (Société de l " Oratoire de Jésus). С 18 янв. 1660 г. М. как послушник Оратории изучал Свящ. Писание, библейскую экзегетику, сочинения отцов Церкви, теологию, церковную историю; значительного интереса к философии в этот период он не проявлял. В 1664 г. М. был рукоположен во пресвитера. В том же году произошло еще одно переломное событие в его жизни: он познакомился с сочинением Р. Декарта (1596-1650) «Трактат о человеке» (L " Homme), которое было написано в 30-х гг. XVII в., но впервые опубликовано лишь посмертно (на франц. языке - в апр. 1664). Чтение трактата, посвященного гл. обр. проблемам механистической физиологии, произвело на М. сильнейшее впечатление и пробудило интерес к одной из основных проблем философии Декарта, связанной с попыткой объяснить взаимодействие «телесной машины» и души.

http://pravenc.ru/text/2561758.html

Синцово. Церковь Спаса Преображения. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Церковь построена в 1831 г. на средства прихожан в стиле классицизма, близка к образцовым проектам. Четверик с боковыми портиками, увенчанный ротондой, с трапезной и колокольней. Приделы Николая Чудотворца и Сергия Радонежского. Закрыта не позже 1930-х гг. В настоящее время заброшена. http://history.galich44.ru/article/5 Николаевская с. Синцово, зданием каменная, с такою же колокольнею; построена в 1831 г. на средства прихожан. Ограда деревянная. Кладбище в полуверсте от церкви, обнесено дерев. изгородью. Престолов 3: а) в честь Преображения Господня, б) в правом приделе святит. Николая Чудотв. и в) в левом - преп. Сергия Радонежского. Достопримечательность церкви - местно чтимая икона Божией Матери " Всех Скорбящих Радость " . Расстояние от Костромы 125 в., от Галича 10 в. Ближайшие церкви: Николаевская с. Кокорюкина в 3 в. и Георгиевская, что на Верхнем в 6 в.  В XVII в. село входило в состав Галичского уезда. В 1628 г. упоминается церковь " Николая Чудотворца в Ровдине стану в селе Синцове " . В 1656 г. церковь " впредь писать Преображение Господне " . В июне 1716 г. " села Синцова церкви Преображения Господня дьячек Федор Иванов в патр. казен. приказ подал челобитную: " в прошлом 1715 г. в Галицком уезде Ровдина стану в селе Синцове церковь Божия Николая чуд. изволением Божиим сгорела, а другая в том селе Синцове Преображения Господня церковь ветха и служить в ней невозможно, вся обвалилась, а вновь церкви Николая чуд. на том погорелом месте без Государева указу и без благословения митрополита Стефана строить не смеем, и прошу повелеть на то церковное место лес ронить и на погорелом месте церковь Божию построить вновь и о том мне дать благословенную грамоту " . http://old-churches.ru/ga_030.htm Николаевская церковь села Синцова зданием каменная, с такою же колокольнею; построена в 1831 г. на средства прихожан. Ограда деревянная; кладбище в полуверсте от церкви и обнесено деревянною изгородью. Престолов три: в честь Преображения Господня, в правом приделе – свят. Николая чудотворца и в левом - преп. Сергия Радонежского. Достопримечательность церкви – местно чтимая икона Божией Матери «Всех Скорбящих Радости».

http://sobory.ru/article/?object=56914

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание [румын. Arhiepiscopia Bucuretilor] Румынской Православной Церкви, входит в Мунтенийскую и Добруджийскую митрополию . Правящий епископ - Патриарх Румынской Церкви, с нояб. 1986 г. по 30 июля 2007 архиеп. Бухарестский Блаженнейший Патриарх Феоктист (Арэпашу) , офиц. титул - Блаженнейший архиеп. Бухарестский, митр. Мунтенийский и Добруджийский, наместник Кесарии Каппадокийской и Патриарх всей Румынии. После кончины Патриарха Феоктиста обязанности главы Румынской церкви исполнял архиеп. Даниил (Чоботя). 12 сент. 2007 г. он избран Патриархом всея Румынии. В Б. а. имеется 3 викарных епископа, 735 приходов, в которых служат ок. 1 тыс. священников. Кафедральный собор во имя св. равноапостольных Константина и Елены Румынского Патриархата одновременно является кафедрой Б. а. Храмов на территории архиепископии ок. 1 тыс., приблизительно 400 из них - памятники истории и архитектуры. Лит.: Organizarea i administrarea Bisericii Ortodoxe Române în ultimi 50 de ani (1925-1975)//BOR. 1975. 11/12. P. 1406-1420; P curariu. IBOR. Памятники церковного зодчества Рака с мощами св. Димитрия Басарбовского в соборе св. Димитрия. 1656–1698 гг. Рака с мощами св. Димитрия Басарбовского в соборе св. Димитрия. 1656–1698 гг. К XV в. относится обнаруженный при раскопках на территории княжеского дворца в Бухаресте фундамент однонефной ц. во имя св. Георгия (старой). В сер.- 2-й пол. XVI в. (до разрушения в 1595) в городе было построено 8 каменных церквей. Однокупольная ц. Домняскэ (во имя св. Антония), самая древняя из сохранившихся, также находится на территории княжеского дворца. Она была перестроена воеводой Мирчей Чобану ок. 1554 г., относится к триконховому типу храмов, наиболее распространенному в Румынии с сер. XIV в. (напр., ц. Св. Троицы мон-ря Козия, 1386-1389); портал создан в 1715 г. По образцу ц. свт. Николая в Куртя-де-Арджеш (1512-1517) в мон-ре Раду-Водэ построена ц. во имя св. Троицы господарем Александру II Мирчей. Это триконх с 4 куполами, 12 колоннами в расширенном пронаосе, с барочным иконостасом; церковь была реконструирована в 1614-1623 гг. и в сер. XIX в. Рядом расположена часовня Букур, основанная в 1402 г. Мирчей Водэ (согласно надписи, сделанной в 1869 и не подтвержденной археологическими данными), ее совр. облик сложился в сер. XVIII в.

http://pravenc.ru/text/153713.html

Владимир. Церковь Николая Чудотворца. Николо-Златовратская церковь /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Николо-Златовратская церковь стояла на улице Большая Московская недалеко от того места, где сейчас находится кинотеатр Художественный. «Церковь во имя Николая Чудотворца называется таким именем потому, что находится вблизи от так называемых «Золотых ворот». 1628 г. - первое письменное упоминание в патриарших данных книгах: «церковь великаго Чудотворца Николы Золотоворотского в посаде в земляной осыпи… дани десять алтын две деньги». С 1656 г. по новому дозору Семена Извольскаго церковь стала платить «32 алтына, заезда гривну». Эта церковь была деревянная. В 1690 г. был построен каменный храм на месте деревянного. В 1710 г. устроен придел в честь св. мученика Иоанна Воина. Священником в то время при церкви был некто Василий Борисов, диаконом его родной брат Алексей Борисов, а в 1715 г. этот Алексей Борисов был уже здесь священником. В 1796 г. церковь была «возобновлена», но в чем состояло возобновление, не известно. В 1854 г. к существующему придельному храму пристроен придел во имя иконы Богоматери «Всех Скорбящих Радость». При храме каменная колокольня высотой 22 сажени. Время постройки неизвестно. Храм имел 3 престола: в «холодной» - во имя Св. Николая Чудотворца, в «теплой» - во имя иконы Богоматери «Всех Скорбящих Радость» (с правой стороны) и во имя Св. Иоанна Воина (с левой стороны). По материалам: http://nasheopolie.ru/ После Октябрьской революции, в период гонений на религию, Николо-Златовратская церковь была закрыта. Известен эпизод, когда местные пожарники потребовали запретить колокольный звон, который мешал им отдыхать. Существует видеозапись (1929 г.) сбрасывания колокола с Николо-Златовратской церкви. Запись была сделана Совкиножурналом, сюжет назывался «Город богомольный становится безбожным». В 1930 году храм был уничтожен. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=43106

... Существующий каменный собор относится к концу XVII века. Заказчиком его являлся представитель уже следующего поколения Строгановых — Григорий Дмитриевич (1656-1715). Знаменитый человек, крупный промышленник и одновременно вельможа и меценат, пользовавшийся особым расположением царского дома и самого Петра I, он был явным приверженцем новых светских форм в искусстве. Так, на средства Д. Строганова в 1679 г. издается первый русский теоретический трактат по музыке композитора Н. Дилецкого «Мусикийска грамматика», с авторским посвящением «во благородных благородному». А церковные хоры строгановских крестных с многоголосием пользовались широкой популярного в столице, сыграв большую роль в утверждении нового стиля в русском церковном пении конца XVII века. Г.Д. Строганов, сосредоточив к 1688 г. в своих руках огромное состояние, возводит в Сольвычегодске в фамильном монастыре монументальный храм Введения вместо прежней, сгоревшей деревянной церкви. В своем строительстве он явно стремится не только следовать примеру своих предков и заслужить тем самым «себе вечную память и славу», как об этом сообщает Соскин, но и, безусловно, превзойти их, соорудив более пышный и нарядный храм. Заложенный в 1688 г. Введенский собор строился, согласно местным летописным сведениям, восемь лет, но освящен был почему-то только в 1712 г. Устройство в 1691 г. теплого Богоявленского придела под южной папертью здания свидетельствует, что в это время его нижний ярус был уже готов. Кроме того, создание в 1693 г. икон для иконостаса собора служит достаточно веским основанием для датировки тем же годом и окончания его строительства. Введенский собор во многих отношениях замечательное сооружение. Он является первым в ряду оригинальнейших построек рубежа XVII—XVIII веков, которые составляют особое направление в развитии стиля московского барокко и по имени их основного заказчика Г.Д. Строганова именуются строгановскими. Для этих культовых зданий характерны особый тип храма и подчеркнутая пышность внешнего декора, основанного на широком использовании ордерной системы. Все это в полной мере находит свое воплощение во Введенском соборе. Его сильно вытянутый в высоту четверик с окнами в три яруса и с пятью главами, увенчанными ажурными золочеными крестами, выглядит парадно-торжественно. Это впечатление усиливают высокий подклет и двухъярусная арочная, первоначально открытая галерея (заложена в XVIII в.) с эффектным крыльцом с запада, которая охватывает четверик с трех сторон. Хотя собор в целом и принадлежит к бесстолпным, пятиглавым постройкам с трехапсидным алтарем, то есть к широко распространенной в XVII столетии типологической схеме, он решен совершенно необычно.

http://sobory.ru/article/?object=06445

Эти послы были везде приняты с великой честью: все боялись богатой и сильной Англии, у которой давно уже были самый лучший флот и самая значительная торговля. Итак, каждое государство для собственной выгоды должно было хорошо принять важных Английских лордов. Два из них с великолепной свитой подъезжали и к нашему Отечеству, заранее мечтая о том лестном приеме, который, вероятно, окажут им в государстве, только что начинающем налаживать отношения с Европой и поэтому, вероятно, очень уважающем всех Европейских посланников. Но как же ошиблись в своих расчетах эти важные господа! Как только царь Алексей Михайлович узнал, что они приехали в Архангельск, то сразу же послал им повеление не ехать дальше и тотчас оставить его царство. Вот какими словами он приказал объявить им это повеление: «что когда они своему королю осмелились голову отсечь, чего нигде на свете не слыхано, то царь Русский никакого сообщения с ними иметь не хочет». Кроме того, почувствовав с этого времени величайшее презрение к Англичанам, Алексей Михайлович отменил все торговые преимущества, какие даны были им в России царями Иоанном Васильевичем и Федором Иоанновичем. Но этого еще было недостаточно: его благородное сердце, справедливо ненавидя убийцу, было наполнено нежнейшим состраданием к бедному, изгнанному из Отечества принцу, наследнику престола Англии. Он жил в то время в Копенгагене, и царь Алексей Михайлович отправил к нему послов, которым поручил показать ему свое участие, вручить большую сумму денег и даже предложить помощь войсками против его недостойных подданных. Это чистое, не связанное ни какими расчетами великодушие, это смелое презрение к могущественному злодею заставили всю Европу обратить удивленные взоры на престол, где сияло такое величие. Никто не ожидал увидеть его в стране, еще не имевшей Европейской образованности, и с тех пор государи, с унизительной для них честью принявшие послов Кромвеля, краснели всякий раз, когда произносили при них благородное имя Русского царя Алексея. А в числе этих государей был даже знаменитый Людовик XIV . Старовер (старообрядец) — раскольник, противник церковной реформы патриарха Никона 1653–1656 годов. Верфь — место постройки, оснащения, спуска на воду и ремонта судов. Кромвель Оливер (1599–1658) — лидер Английской буржуазной революции. Кромвель содействовал казни короля и провозглашению республики в Англии в 1649 году. Протектор (лат. защитник, покровитель) — титул некоторых английских правителей (лорд-протектор), самым известным из которых был Оливер Кромвель. Людовик XIV (1638–1715) — французский король, управлявший государством с 1643 года. Его называли «король-солнце». Широко известным стало его изречение: «Государство — это я». Рекомендуем

http://azbyka.ru/fiction/istoriya-rossii...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010