Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АФАНАСИЙ (Любимов Алексей Артемьевич; 1641, Тюмень - 6.09.1702, Холмогоры), архиеп. Холмогорский и Важский, духовный писатель и полемист. Род. предположительно в казачьей семье, по нек-рым сведениям, до пострига был близок к старообрядцам. В 1666 г. принял монашество в Далматовом мон-ре , его духовным отцом был основатель старец Далмат, в мон-ре А. составил толкование на Псалтирь. В 1666 г. А. был определен в тобольский архиерейский дом, где пребывал до 1674 г. сначала в должности крестового архиерейского иеродиакона, затем ризничего, в 1668 г. сопровождал Тобольского архиеп. Корнилия в Москву. В авг. 1674 г. вернулся в Далматов мон-рь, где вскоре состоялось рукоположение А. во иеромонаха и возведение в сан игумена - настоятеля мон-ря. А. также надзирал за благочинием (в частности, за совершением богослужений по новоисправленным книгам (см. Книжная справа никоновская )) в окрестных приходах. В 1677 г. по неизвестной причине был сослан в Спасский мон-рь в Енисейском остроге, в дек. того же года, получив прощение митр. Корнилия, вернулся в Далматов мон-рь. В авг. 1679 г. А. в числе неск. посланцев по поручению старца Далмата отправился в Москву с челобитной на имя царя о монастырских нуждах. В столице он стал Патриаршим крестовым иеромонахом. В марте 1682 г. хиротонисан во архиепископа на новообразованную Холмогорскую кафедру. Задержался в Москве для участия в погребении царя Феодора Алексеевича († 27 апр. 1682), венчании на царство Иоанна V и Петра I Алексеевичей (25 июня), в прениях со старообрядцами, проходивших в Грановитой палате (5 июля). Сразу после прений по поручению Патриарха Иоакима А. написал «Увет духовный» с целью опровержения старообрядческой челобитной, книга была издана уже в сент. 1682 г. Прибыв в Холмогоры 18 окт. 1682 г., А. энергично принялся за организацию церковной жизни в епархии, особо следил за совершением богослужений по новоисправленным книгам, противодействовал распространению раскола (мерами духовного убеждения и с помощью светской власти), в июне 1683 г. посетил Соловецкий мон-рь . При А. в Холмогорах и окрестностях началось активное каменное строительство: воздвигнут кафедральный Преображенский собор (1683-1691), в Холмогорах основан Успенский жен. мон-рь (1688).

http://pravenc.ru/text/76904.html

[англ. Baxter] Ричард (12.11.1615, Раутон - 8.12.1691, Лондон), пуританский богослов, св. англикан. Церкви (пам. 14 июня). Происходил из религ. семьи, начальное образование получил в нонконформистской школе в Роксетере. В 15-летнем возрасте после прочтения книги англ. иезуита Р. Парсонса, отредактированной протестантом Э. Банни и известной под заголовком «Решимость Банни» (Bunny " s Resolution), пережил религ. обращение. В 1633 г. на короткое время оказался при дворе, однако светская жизнь его не привлекла, и он вернулся домой и занялся самообразованием. В 1638 г. он был рукоположен во священника Вустерским англикан. еп. Дж. Торнборо и назначен помощником настоятеля на приход в Бриджднорте (1639), в 1641-1660 гг. служил на приходе в Киддерминстере. Несмотря на то что Б. разочаровался в епископальной системе и не стал подписывать «Et cetera oath» - присягу, подтверждавшую признание главенства епископального строя в Церкви Шотландии (1640), он не делал различий между англиканами, пресвитерианами и индепендентами, что обеспечило Б. возможность осуществлять свою пастырскую деятельность с большой эффективностью. С началом гражданской войны (1640) Б. ненадолго стал капелланом в армии парламента, но в 1647 г. окончательно оставил службу. В 1660 г. он принял деятельное участие в возведении на престол Карла II , при этом отверг предложенный ему сан епископа. В результате Б. изгнали из его прихода в Киддерминстере и запретили заниматься пастырской деятельностью. В 1661 г. он принял участие в Савойской конференции, на к-рой представил свои предложения по реформе Книги общих молитв , выдержанные в пуританском духе и ставшие известными как «Изъятия из Книги общих молитв» (Exceptions against the Book of Common Prayer), и проект самого Служебника. Хотя большинство предложений Б. были отклонены, они оказали влияние на подготовку Книги общих молитв 1662 г., к-рая и в наст. время употребляется в Церкви Англии. Поскольку Б. отказался подписать новый Акт о единообразии (1662), до низложения Якова II он подвергался различным преследованиям, с марта 1685 по нояб. 1686 г. находился в тюрьме. Б. принял участие в Славной революции, приведшей на трон Вильгельма III Оранского , к-рый издал Акт о веротерпимости (1688), положивший конец его преследованиям. Б. погребен в ц. Христа на Ньюгит-стрит в Лондоне.

http://pravenc.ru/text/77400.html

Богородчаны. Церковь Петра и Павла. Церковь. Действует.   Престолы: Петра и Павла Год постройки:Между 1741 и 1761. частично перестроена в 1928-1933. Адрес: 77701 Украина, Ивано-Франковская область, Богородчанский район, пгт. Богородчаны, ул. Шевченко, 61 Координаты: 48.808135, 24.539005 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты БОГОРОДЧАНЫ. ДОМИНИКАНСКИЙ 6 февраля 1691 владелица городка Богородчаны Констанция Потоцкая, получив еще год назад разрешение архиепископа Константина Липского, подписала акт об основании монастырского комплекса доминиканцев. Довольно быстро были построены деревянные костел и монастырь. В 1641 году архиепископ Николай Вижицкий позволил Потоцким строительство нового доминиканского костёла. 2 октября этого же года был заложен краеугольный камень новой святыни, а в 1761 году (за исключением башен) её строительство на средства владельца Богородчан Станислава-Кости Косаковского (мужа графини Екатерины Потоцкой) было завершено. После надлежащего обустройства, костёл, отличающийся стройными пропорциями и выразительным силуэтом, был освящён 10 октября 1775 г. архиепископом Вацлавом Сераковским во имя Посещения Елизаветы Пресвятой Девой Марией. Архиепископ освятил также главный и боковые алтари. Главный алтарь содержал известный образ Богоматери с Младенцем, который с 1748 года было окружен особым уважением верующих. Ремонтные работы в храме проводились в 1840-х и 1850-х годах. Значительные реставрационные работы произведены в 1904-1905 гг. (арх. Т. Талевский). Здание костёла и монастырь получили серьезные повреждения во время Первой Мировой войны. В 1922-1923 годах костёл был частично отремонтирован, а его восстановление было осуществлено лишь в 1928-1933 годах под руководством инж. В. Дайчака (на главном фасаде размещена памятная доска).  После Второй Мировой войны тогдашний настоятель прихода о. Каэтан Кусятий выехал в Польшу вместе с частью костёльного имущества, включая вышеупомянутый чудотворный образ. В 1987 г. монастыре разместили музыкальную школу, а костёл использовался как концертный зал.

http://sobory.ru/article/?object=31892

сост. Александр Ратшин Могилевской губернии МОНАСТЫРИ, НЫНЕ СУЩЕСТВУЮЩИЕ: БОГОЯВЛЕНСКИЙ-БРАТСКИЙ, муж. 2 класса, в губернском городе Могилеве, состоит под управлением архимандрита, который вместе с тем есть и ректор Могилевской Семинарии, здесь находящейся. Монастырь этот существует с 1691 года; в нем соб. церковь Богоявления Господня. ВОСКРЕСЕНСКИЙ, муж. 3 класса, в Могилевском уезде, в местечке Шклове, состоит под управлением игумена. Основан в 1782 году. Здесь соб. церковь Воскресения Христова, с приделами св. Гурия и Почаевской Божией Матери. В сем храме находится Чудотворная икона Божией Матери Утоления Печали. ЧОНСКИЙ-УСПЕНСКИЙ, муж. 3 класса, в Белицком уезде, на урочище, называемом издревле Чонский Обруб; находится под управлением архимандрита. Основан в 1775 году. Здесь соб. церковь Успения Богородицы. БУЙНИЦКИЙ-ДУХОВ, муж. заштатный, близ губернского города Могилева, на берегу Днепра, в местечке Буйничах; находится под управлением игумена. О времени основания его неизвестно. В нем две церкви: 1) Соб. Казанской Богородицы, 2) Сошествия Св. Духа. – Монастырь этот в 1708 году, при занятии Могилева шведами, под предводительством Карла XII, разорен. Здесь была древняя деревянная церковь Успения Божией Матери, которую шведы разломали. ТУПИЧЕВСКИЙ-ДУХОВ, муж. заштатный в уездном городе Мстиславле; находится под управлением игумена. Основан в 1641 году на земле, принадлежавшей шляхтичу Тупичевскому, от чего и обитель удержала до ныне это название. Здесь соб. церковь Сошествия св. Духа, в которой находится чудотворная икона Божией Матери, называемая Тупичевскою; празднество ей издревле совершается дважды: 15 августа и в день Сошествия св. Духа. КУТЕЕНСКИЙ-БОГОЯВЛЕНСКИЙ, муж. заштатный, близ уездного города Орши, на берегу реки Кутеенки; находится под управлением архимандрита. Основан в 1623 году. Здесь соб. церковь Богоявления Господня. В этой обители находилась прежде типография, которая Патриархом Никоном переведена в Валдайский Иверский монастырь. ОХОРСКИЙ-ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ, муж. заштатный, в Чериковском уезде, близ селения Охора. О времени основания этого монастыря неизвестно. Здесь соб. церковь Преображения Господня.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Старое Дубовое. Церковь Илии Пророка. Карта и ближайшие объекты Село Старое-Дубовое было образовано не ранее 1633 года, и называлось вначале - с.Ильинское, затем стало именоваться - с.Дубовое (позже Старое-Дубовое). Основателями села являлись служилые люди (дети боярские) из Ельца, которым были даны поместья в Дубовом в 1633 году. По данным из переписной книги за 1646 год, в 1641 году поселились ещё служилые люди (дети боярские, дети боярские-однодворцы). По сведениям из окладной книги Рязанской митрополии за 1676 год в Дубовом насчитывалось 25 дворов детей боярских, крестьянских - 5 дворов, 7 дворов бобыльских. Всего 38 дворов. Первая церковь деревянная, названная в честь Илии Пророка, была построена,примерно, после 1633 года.При церкви был священник Изот Афанасьев, дьячок Кондратий Васильев, просфорница Евдокия Иванова. Об этом известно из писцовой книги за 1691-93гг. Вторая церковь,также деревянная,была построена между 1701-1705гг. В 1732 году при церкви служил священник Иоанн. В конце 17 века село могло уже выслать значительное количество семейств для поселения на Битюг. В 1746 году в селе насчитывалось 90 дворов однодворцев; в 1800 году - 47 дворов, мужчин - 198, женщин - 215 душ. К селу принадлежали деревня Елецкая-Маланьина, в 1800 году однодворцев - 40 дворов, мужчин - 160, женщин - 120 душ. Деревня Трещевка, 13 дворов однодворцев, мужчин - 42, женщин - 54 души. Обе деревни населены не позднее начала 18 века. Третья церковь построена в 1856 году тщанием прихожан, деревянная на каменном фундаменте с колокольней в одной связи, покрыта железом крыша. Земли 33 десятины. Количество дворов при приходе - 343, мужчин - 1267, женщин - 1207. При церкви имелся общественный,или церковный дом для причта. В 1876 году сделана самостоятельною. Земли пахотной 29 десятин. Прихожан - 1004 двора. Четвёртая, деревянная Ильинская церковь вновь была построена в 1880 году. Строили её всем миром местные мастера-умельцы. Духовенство церкви за 1899г., благочинный, священник - Иоанн Оболенский; священник - Сергей Иванович Соколов; дьякон - Василий Васильевич Некрасов; псаломщик-дьякон Алексей Алексеевич Карманов.

http://sobory.ru/article/?object=17460

В Государственном историческом музее пройдет выставка «Врата учености. К 325-летию Славяно-греко-латинской академии» 18 мая 2010 г. 17:35 20 мая 2010 г., в преддверии Дня славянской письменности и культуры, в Государственном историческом музее открывается выставка «Врата учености. К 325-летию Славяно-греко-латинской академии». В экспозиции будут представлены живописные и гравированные портреты основателей Академии, ректоров, преподавателей и учащихся, редкие мемориальные вещи и автографы, учебные пособия, принадлежавшие ее студентам, изображения зданий Заиконоспасского монастыря, на территории которого располагалась Академия, виды Москвы конца XVII-XVIII вв., предметы быта, сообщает сайт Государственного исторического музея . Особое место займут материалы, рассказывающие о знаменитых учениках Академии и их вкладе в русскую культуру: поэте и дипломате князе А.Д. Кантемире, поэте, теоретике литературы и переводчике В.К. Тредиаковском, ученом и поэте М.В. Ломоносове, исследователе Камчатки С.П. Крашенинникове, митрополите Евгении (Болховитинове), архитекторе В.И. Баженове и многих других. Кроме материалов Государственного исторического музея на выставке будут представлены предметы, документы, редкие издания из Российского государственного архива древних актов, Государственного политехнического музея, Научной библиотеки МГУ им. М.В. Ломоносова, Государственного центрального музея музыкальной культуры им. М.И. Глинки. В оформлении выставочных залов использован проект реставрации объектов по ул. Никольской, на которой располагалась академия, выполненный «Моспроектом-2» им. М.В. Посохина. Время проведения выставки: 21 мая — 16 августа 2010 г. Справка (по материалам энциклопедии «Кругосвет») Славяно-греко-латинская академия — первое высшее учебное заведение в России, существовавшее в Москве с 1687-го по 1814 г. Инициаторами создания Академии были педагог, просветитель и поэт Симеон Полоцкий (1629–1680) и его ученик Сильвестр Медведев (1641–1691). Целью создания Академии С. Полоцкий полагал подготовку образованных людей для государственного и церковного аппаратов.

http://patriarchia.ru/db/text/1161643.ht...

На 2016 г. митрополия насчитывала 95 приходских храмов, 200 часовен (парекклисионов и экзокклисионов). Действуют 3 мон-ря: Амбелакиотиссы мужской монастырь в честь Успения Пресв. Богородицы возле с. Козица, в 2013 г. его метохом стал муж. мон-рь Преображения Господня в с. Скала; жен. мон-рь св. Иоанна Предтечи у с. Вомвоку; жен. мон-рь Божией Матери Скоропослушницы в г. Навпакт (Δπτυχα. 2016. Σ. 763-766). Епископы Навпактские Мартирий (упом. в 343), Калликрат (упом. в 431), Ириней (упом. в 451), Антоний (упом. в 879). Митрополиты Навпактские Евстратий (1-я пол. X в.), аноним (упом. в 1026), Хрисоверг (упом. в 1093/1094), Василий (упом. в 1157), Лев Семн (упом. в 1172), Константин Манасси (70-80-е гг. XII в.), Иоанн (Андрей) Дзир (кон. XII в.), Иоанн Апокавк (1199/1200-1232), Никита Хониат (ок. 1232 - после июля 1235), Иоанн Ксир (между 1250 и 1252 - после 26 мая 1275). Митрополиты Навпактские и Артские Севастиан (митр. Янинский, 1365-1367, местоблюститель), Матфей (с июля 1367), Никита (упом. в 1377), Матфей (митр. Янинский, 1381-1385/1386, местоблюститель), Гавриил (митр. Янинский, после 23.04.1388, местоблюститель), Мартирий ( 14 февр. 1437), Геннадий (упом. в 1439), Феодосий (с 26 сент. 1451 (1456?)), Матфей (упом. в 1467), Неофит (упом. в 1476), Дорофей (упом. в 1477), Герасим Хоидас (упом. в 1480), Евфимий (упом. в 1507), Иаков (упом. в 1510, 1512), Акакий (упом. в 1516, 1520), Афанасий (упом. в 1535-1544), Кирилл (упом. в 1541), Григорий (Ксиропотаминос) (упом. в 1544), Парфений (упом. в 1546), Кирилл (упом. в 1550), Гавриил (упом. в 1561), Иоаким (до 1564 - после 1570), Дамаскин Студит (1574-1577), Митрофан (1577-1580), Парфений (1580-1581), Гавриил (Горас) (1581-1589), Макарий (1590-1600), Гавриил (1601-1632), Парфений (1632), Захария (Га(е)рганос) (1632), Лаврентий (1633-1637), Акакий (1637-1640, 1641-1643), Феодосий (Феофил Коридаллевс) (1640-1641), Галактион (1643-1647), Гавриил (1647-1660), Варфоломей (1660-1691/1692), Мелетий (Митру) (1691/1692-1696), Макарий (1697), Григорий (1697-1703), Неофит Мавромматис (1703-1722), Анатолий (1722), Иоанникий (1722-1727), Парфений (1727-1756), Паисий (1756-1769), Иаков (1769-1779), Макарий (1779-1794), Игнатий (1794-1805), Порфирий (1806-1808, 1813-1820, 1822 (1826?) - 1833), Иерофей (Тремулас) (1808-1810), Гавриил (Гагас) (1810-1813), Анфим (1820-1822 или 1826). Епископы Акарнанийские

http://pravenc.ru/text/2564582.html

Софония , с 23 авг. 1844 по 26 апр. 1847. Иоанникий Горский , 29 июня 1847–50, февр. 3. После архиепископ Саратовский и Варшавский. Никодим Казанцев , с 3 апр. 1850–1854, в февр. хирот. в викария Казанского. Антоний Рождоственский , с 6 мая 1854–1858, 15 июня хирот. в епископа Оренбургского. Иустин Охотин , с 26 мая 1858; 6 авг. 1871 хирот. в еписк. Острожского (викария Волынской епархии). 3 Борисоглебского, на реке Устье, от Ростова в 15 верстах. Основание его относят к исх. XIV века. Архимандрия с 1688 г. Ныне второклассный. [III, 424.] Игумены Никифор , 1571. Антоний , 1579–84. Гермоген .... Пётр , 1598. Симеон , 1610, потом изгнан. Пётр , 1612–16. Никодим , 30 дек. 1617. Корнилий , 1620–26. Сергий , 1632. Корнилий , 1635–1641, янв. Варлаам Хватов , 1643–45. Иоасаф , 1646–50. Гермоген , 1651–53, мар. Антоний , 27 дек. 1653. Савватий , 1654 и 55. (Не в Спасский ли?) [(В 1666–68 келарь)]. Иона , 1656–59, 6 июля отставлен. Ефрем , 1659–61. Сергий , 1661–65. Симон , в июне, сент. 1668, в мар., июне 1670. Тарасий , в мае 1671, в окт. 1673. Архимандриты Иосиф , игум., 1676; с 25 сент. 1688 архим.; по 1691. Конон , 1691–93. Гавриил , 1700. Даниил , 1704–10. Иона , 1712–14. Иосиф определён 8 сент. 1714–22. Филарет , 1725–27. Пафнутий , в янв. 1729–1731; в 1734 бывший, определён в Возмицкий. Иосиф , 1732–34. Николай .... (Из Ростовского Спасского?) Вассиан , 1737–39. Дмитрий , 1740–43. Иосиф , 1744 и 45, перев. в Спасский Ярославский. Рафаил , 1745–48. Пармен , 1748–50. Перев. в Ростовский Спасский? Иринарх , 1750–51. Марк , 1755–59. Пармен , из Спасского? 1760–61. Амвросий , 1762–70. Никодим , 1770–73, перев. в Цареконстантинов. Авраам Флоринский в 1773 перев. из Цареконстантинова, а 27 мар. 1775 – в Ростовский Богоявленский. Венедикт , 1775–77. Варлаам Миславский перев. из Киево-Михайловского, 1777–1784, 10 авг. перев. в Киево-Братский. Ириней Клементьевский в нояб. 1784 перев. из Московского Знаменского, а 30 июня 1788 – в Юрьев Новгородский. Арсений Тодорский 30 июня 1788 перев. из Цареконстантинова, а 22 мая 1792 – в Троицкую Петергофскую пустынь.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Адриан , с 1784. Исаия 1796 перев. в Небин. Архимандриты Венедикт Постников 1800 перев. в Печерский. Иаков , 1800–5; † ... Арсений , 1806–18. Пётр , 1818–25. Афанасий , 1826–30. Спиридон , 1830–33. Афанасий , 1834–37. Митрофан , 1838–45, перев. в Спасо-Елиазаров. Нифонт , 1846–51. Виталий , с 1854–1865, 10 янв. хирот. в еписк. Томского. 4 Снетогорский Рождества Богородицы, от Пскова в 5 верстах, основан в исх. XIII века; в 1804 г. обращён в архиерейский дом. [VI. 167.] Игумены Иоасаф убит 1299. Иов , 1310–12. Тарасий , 1483. Иона , в мар. 1547. Корнилий бывший 12 сент. 1562. Савва в 1570 перев. в Печерский. Сильвестр 15 июня 1571 перев. туда-же. Геннадий , 1587 и 88. Игнатий , 1598–1605. Елевферий , в июле 1612. Архимандриты Иоасаф , 1613 и 14. Антоний , 1617. Феодосий , 1623–26. Вассиан , 1630–36, дек. Макарий , 1641–43, перев. в Печерский. Арсений , 1643–47. Герасим , 1651. Дионисий , в июле (sic) 1657, в июне 1664, 1667. Афанасий , из Спасомирожского?, в мае, сент. 1672, 1673, 74, 77, 1679 и 80. Иоиль , 1684–90. Герасим , 1691–98. Пётр , 1719–21. Судья Псковского дома; † в июне 1724. Он-ли? Вениамин Сахновский определён 19 июля 1726–30, перев. в Печерский. Никодим Сребницкий в июле 1734 перев. в Ипатиевский. Савватий , 1739–47. Сильвестр , 1755–57. Феодосий Голосницкий в 1758 перев. из Колязина, а 11 нояб. 1761 хирот. в епископа Устюжской епархии. Дорофей , 1762–1768, 19 мар. перев. в Новгородский Антониев. Иринарх в 1768 перев. из Спасо-Мирожского, а 1775 – в Александровский Свирский. Варлаам Головин 1775 перев. из Мирожского, а 1785 – в Печерский. Афанасий , с 1785, а 1804 перев. в Спасо-Елиазаров и мнтрь упразднён. 5 Крыпецкий Иоаннобогословский, от Пскова в 20 верстах, основан св. Саввой в исх. XV века. Ныне третьеклассный. [IV, 877.] Игумены Св. Савва Крыпецкий † 27 авг. 1495. Кассиан , ученик его. Серапион 15 апр. 1511, 1520. Феоктист , 1547–54. Иосиф Руслов , 1555–59. Макарий , 1559. Герасим , 1587–90. Иона , чёрный поп, 1595. Герман , строитель, 1596. Феодосий , 1598.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«При изучении Библии нужно приучить себя к способу выражения Святого Духа. В других науках также никто не преуспеет, если сначала не изучит должным образом их технический язык [терминологию].Так, у юристов есть терминология, незнакомая врачам и философам. С другой стороны, последние также имеют свои особого рода языки, которые неизвестны другим профессиям. Теперь никакая наука не должна стоять на пути другой науки, но каждая должна продолжать иметь собственный тип методики и свою терминологию» (курсив мой, А.С.). Подытоживая свои соображения о роли христианства в мотивации занятий естественными науками в XVI – XVII вв., Г. Абрахам [ 11 ] особое внимание обратил на значимость подготовленности их восприятия в народном сознании: «Публицистические аргументы от Замысла, аргументы в пользу научной деятельности как поля для законного прославления Бога, аргументы в пользу качества работы в профессии как знак спасения (что особенно заметно, как утверждалось, в науке) - все они важны. Они несомненно действовали в народном религиозном сознании как мотивы для признания тех, кто делал науку». Это один из ключей к пониманию роли христианства в развитии и поддержании фундаментальных естественных наук в Европе в XVI – XVII вв.: 1) религиозная мотивация естествоиспытателей и 2) религиозное обоснование/оправдание естественных наук для всего общества в целом. Последнее представляется особенно важным, так как действует продолжительное время и на почти бессознательном уровне. Обратимся к России петровского и допетровского времени, с тем чтобы оценить обстановку, при которой осуществлялось внедрение естественных наук Петром I. А.М. Панченко в своем известном труде «Русская культура в канун петровских реформ»[ 12 ] приводит слова Сильвестра Медведева (16411691), который сокрушенно признает, что допетровская Русь — земля без мудрецов, познавших «семь свободных художеств», без правильного образования, без света наук. Это земля, невежественные обитатели которой «шествуют во тьме». Собрания книг в допетровской России «трудно назвать библиотеками в точном смысле этого слова»[ 5 ], так как специфическим было отношение к собиранию книг:

http://bogoslov.ru/article/2296586

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010