Есипов Савва († между 1643 и 1650?), дьяк Тобольского архиерейского дома, автор Есиповской летописи. Встречающееся в лит-ре мнение о его новгородском происхождении источниками не подтверждается. Впервые Е. упоминается как архиепископский дьяк в описаниях Тобольского архиерейского дома, составленных в 1636 г., после смерти Тобольского и Сибирского архиеп. Макария (Кучина ; 1635). Е. получал годовое жалованье 15 р. и 15 четей ржи и овса, что свидетельствует о его относительно высоком социальном статусе. Среди примыкавших в то время к владениям Тобольского архиерейского дома населенных пунктов была «есиповская» дер. Шеломенца, вероятно принадлежавшая Е. О должностных обязанностях Е. при архиеп. Макарии свидетельствует составленная Е. роспись бобылей, плативших оброк в казну дома Св. Софии. После смерти архиеп. Макария в ведении дьяков архиерейского дома М. Трубчанинова и Е. находились деньги, выделенные по царскому указу на поминовение архиерея. В нач. 1640 г. Е. подписал вместо казначея Сергия отпись о приеме софийской домовой казны после Тобольского архиеп. Нектария . 25 сент. 1640 г. Трубчанинов и Е. подали челобитную о «воровском» поведении находившегося в архиерейском доме ссыльного старца Малаха. Автографом Е. является запись в книге из б-ки тобольского Софийского собора: «Лета 7148-го (1639) декабря в 31 день приложил сию книгу, глаголемую «Рай», преосвященный Нектарей, архиепископ Сибирский и Тобольский, в дом Софеи, Премудрости Божий; строена на софейские на домовые на казенные деньги, подписал архиепископль диак Сава Есипов» ( Ромодановская. 2002. С. 70). В сложных обстоятельствах Е. не раз помогал Тобольским архиереям. В 1638 г. архиеп. Нектарий в жалобе на людей дома Св. Софии, служивших при прежнем владыке, выделил «старого дьяка Савву Есипова» как единственного человека, кто был лоялен к нему (прочие же «софийские, государь... дворовые люди, старци, дети боярские и певчие дьяки... умышляют на меня, богомольца твоего, и угрожают доводными составными всякими делами» (цит. по: Там же. С. 70-71)). Е. поддержал Тобольского архиеп. Герасима (Кремлёва ; 1640-1650) в его конфликте с воеводой кн. П. И. Пронским. В 1643 г. по поручению архиеп. Герасима Е. привез в Москву документы о восстании служилых людей в Нарыме. По-видимому, вскоре после поездки Е. скончался, поскольку известно, что к кон. 40-х гг. XVII в. хозяйственными делами Тобольского архиерейского дома занимались недобросовестные родственники архиеп. Герасима, приведшие хозяйство кафедры в расстройство.

http://pravenc.ru/text/190249.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАХОМИЙ (Борзунов) (? - 31 мая 1655, Астрахань), архиеп. Астраханский и Терский (1641-1655), составитель Хронографа. Мирское имя неизвестно. Происходил из рода вологодских служилых людей Борзуновых, родной брат сына боярского Федота Кузьмича Борзунова - наместника в Усть-Выми (не позднее 1646-1652) архиеп. Вологодского свт. Маркелла (Новикова. 2016. С. 62-65). Двоюродный брат рус. книжника 2-й пол. XVII в. Ф. И. Злобина. Молодые годы П., по косвенным сведениям, прошли при Софийском доме в Вологде (Там же. С. 67). Не позднее авг. 1635 г. (возможно, с 1-й пол. 30-х гг. XVII в.) стал игуменом Стефанова Николаевского Озерского Комельского мон-ря в окрестностях Вологды (ныне урочище Прибой на Никольском оз. в Грязовецком р-не Вологодской обл.) (Там же. С. 66). 20 мая 1638 г. возведен в сан архимандрита Варлаамиева Хутынского в честь Преображения Господня муж. мон-ря на место архим. Рафаила, занявшего Астраханскую кафедру. 17 июня 1641 г. ( Устинова И. А. Делопроизводственные док-ты патриарших приказов 1-й пол. XVII в.: Расходная книга 1640/41 г.//ВЦИ. 2013. 1/2(29/30). C. 79, 80) хиротонисан во епископа Астраханского и Терского с возведением в сан архиепископа. В 1642 г. царь Михаил Феодорович лично внес кандидатуру П. в список претендентов на выборах патриарха Московского и всея Руси (по результатам выборов новым патриархом стал архимандрит московского Симонова монастыря Иосиф ). В 1642-1643 гг. участвовал в конфликте между администрацией Астрахани и ногайской знатью. Первый воевода Астрахани, стольник кн. Ф. А. Телятевский, действуя самовольно, без совета со 2-м воеводой И. Н. Траханиотовым и дьяком Сурьянином (Ксенофонтом) И. Таракановым (Торокановым), заключил в тюрьму в Астрахани неск. предводителей ногайцев и фактически способствовал тому, что часть степняков перекочевала в Калмыцкое и Крымское ханства. П., сообщив в апр. 1643 г. в Москву о злоупотреблениях кн. Телятевского и получив соответствующие инструкции, посадил 1-го воеводу «за приставы» и до прибытия в нояб. того же года нового 1-го воеводы боярина кн. Б. А. Репнина совместно с Траханиотовым деятельно управлял краем.

http://pravenc.ru/text/2579846.html

Муром. Троицкий женский монастырь. Собор Троицы Живоначальной. Карта и ближайшие объекты Собор Троицы Живоначальной в женском Троицком монастыре города Мурома Благодаря интересному стечению обстоятельств и закономерностям развития муромской школы церковного зодчества, собор Троицкого женского монастыря, основанного позже трех других обителей города (его основание датируется началом 1640-х годов), является наиболее ранним памятником знаменитого «узорочья» местных мастеров-«муролей». Именно поэтому многие особенности его композиции и декора достаточно своеобразны по сравнению с храмами трех других монастырей, а некоторые впоследствии так и не были повторены. Как и почти все городские церкви, собор Троицкого девичьего монастыря возведен на месте старинного деревянного храма. Согласно церковному преданию, в 1190-е годы святой князь Константин Святославич Муромский поставил здесь деревянную церковь во имя святых князей Бориса и Глеба. С 1351 года она упоминается уже как Троицкая. Каким был ее первоначальный облик, установить пока не удалось, так как первое известное нам описание относится уже к 1624 году: «Супротив монастыря [Благовещенского] церковь ружная [т.е. не имеющая своих земельных владений и находящаяся на обеспечении прихода] Живоначальной Троицы древяна, верх шатровый, с папертью, глава и крест обшиты железом белым, да и в той же церкви придел святых Бориса и Глеба… Да внизу под тою церковью два престола – престол Трех Святителей и Параскевы Пятницы» 5]. Как видно из описания, в новую церковь бережно перенесли престол святых князей Бориса и Глеба из первого храма. Кроме того, как и деревянная церковь, некогда стоявшая на месте собора Воскресенского монастыря, предшественница Троицкого собора имела столь любимое в деревянном и каменном зодчестве Мурома шатровое завершение. Строительство каменного собора и основание женского Троицкого монастыря связано с именем купца «московской сотни» Тарасия Борисовича Цветнова по прозвищу Борис Цветной. Судя по тексту закладной надписи, работы велись с августа 1642 по август 1643 года: «лета 7150 (1642), августа 21, начата бысть сия церковь создатися во имя Живоначальной Троицы с приделы, при державе благочестивого государя, царя и великого князя Михаила Феодоровича всея Руси, и при благоверной царице великой княгине Евдокии Лукьяновне, и при их благородном царевиче князе Алексие Михайловиче и при святейшем кире Иосифе, патриархе московском и всея Руси и при архиепископе Моисее рязанском и муромском» и «свершена же бысть сия церковь 7151 (1643) августа 6 тщанием и снисканием гостиныя сотни торгового человека Тарасия Борисова сына, по реклому, Богдан Цветной». После освящения храма Тарас Цветной получил разрешение на строительство возле него «нового девичьего» монастыря

http://sobory.ru/article/?object=04952

Introductory notice The present version of the famous Catechism of Peter Mogila is attributed to Philip Lodvel, otherwise Lodvill, or Ludville and was originally published in 1772. Thus, having the merit of being the first authoritative work in English on the doctrines and practices of the Orthodox Church. Philip Lodvel, who appears to have been born in Oxfordshire, was a convert to Orthodoxy, and a worshipper and communicant in Russian Church in London, where he also received the Prayer-oil. Hi died on the 14 th of March, 1767, and was buried in Stratford-le-Bow Churchyard on the 22 nd of the same month. A daughter of his, also an Orthodox, married Peter Paradise, British Consul at Salonica; whose son John Paradise, D. C. L. of Oxford, was the friend and correspondent of Dr. Johnson. J. N. W. B. Robertson. The orthodox confession of the Eastern and Apostolic Eastern Church (Faithfully translated from the originals.) «Meditate upon these; give thyself wholly to them. «Take heed unto thyself, and unto thy Doctrine; continue in them: For in so doing thou save thyself.» – 1Tim.4:15 and 1Tim.4:16. Preface Among the many Orthodox Catechisms there is none more authoritative, none more comprehensive, than Peter Mogila’s Confessio Orthodoxa, which we here reproduce after an old English translation, only altering some archaisms in spelling and a few inexact expressions. Peter Mogila, the son of Symeon Ivanovich, hospodar of Wallachia, was raised in 1632 to the Metropolitan see of Kieff. He was a man distinguished by learning and piety, who made it the aim of his life to combat the doctrinal errors of Romanism and Calvinism. For this purpose, he prepared, or rather revised, in a provincial synod (1640), assisted by three Bishops, a Catechism, whose author is said to have been Isaias Trophimovich Koslovsky, Igumen (abbot) of a Kieff monastery. Subsequently the Synod of Jassy examined it, and in 1643 the four Patriarchs approved and recommended it as a safe and faithful guide for all Orthodox Christians.

http://azbyka.ru/otechnik/world/the-orth...

“Канон всем русским святым” соловецкого писателя XVII века Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 32, 2002 25 ноября, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 32, 2002 (Из археографических разысканий) В 1-м и 2-м номерах журнала “Альфа и Омега” за 2001 г. нами был опубликован текст “Похвального слова русским преподобным” соловецкого писателя XVII в. инока Сергия (Шелони­на) 1 . В данном номере мы публикуем текст еще одного ранее неизвестного сочинения инока Сергия (Шелонина) — “Канона всем святым, иже в Велицеи Росии в посте просиявшим”. Единственный список этого произведения был обнаружен нами в одном из сборников Соловецкого собрания Российской Национальной Библиотеки 877/987). Упомянутый сборник Сол., 877/987 представляет собой конволют, состоящий из 8-ми частей, написанных разными почерками на бумаге 20–70-х гг. XVII в. Содержание этого сборника весьма разнообразно: помимо “Канона всем святым, иже в Велицеи Росии в посте просиявшим” (который в дальнейшем мы будем называть сокращенно “Каноном всем русским святым”), в его состав входят так называемый “Соловецкий летописец” второй редакции, “Слово” Амфилохия Иконийского о святителе Василии Великом, “Слово” Иоанна Златоуста о Божественных тайнах, служба святой благоверной Анне Кашинской и ряд других произведений 2 . Владельцем этого сборника был черный диакон Иеремия 3 , чьим почерком сделаны многочисленные исправления в 4-й и 8-й частях сборника, в том числе запись на обороте последнего листа “Канона всем русским святым”: “Творение священноинока Сергия” (л. 256 об.) 4 . Интересующий нас список “Канона всем русским святым” находится в последней части сборника Сол., 877/987, написанной на бумаге с филигранью “лилия на гербовом щите”, сходной с изображением в альбоме: Дианова, Костюхина, 901 (1624–1631 гг.) 5 . Благодаря датировке филиграней указанного списка мы могли бы датировать и создание самого “Канона” рубежом 1620–1630-х гг. Однако сопоставление этой датировки с некоторыми другими реалиями, отраженными в сочинении инока Сергия (Шелонина), вынуждает нас “отодвинуть” дату создания “Канона” к концу 1640-х гг. Во-первых, как нам удалось установить, на создание “Канона всем русским святым” оказал влияние “Канон преподобным отцам киево-печерским и всем святым в Малой России просиявшим”, созданный иеромонахом Мелетием Сиригом в 1643 г. 6 . “Канон” Мелетия Сирига повлиял на концепцию “Канона” Сергия (Шелонина) и отчасти на его заглавие. Ср.:

http://pravmir.ru/kanon-vsem-russkim-svy...

Павел Михайлович Строев (1796-1876) Монастыри 1 Сванский (Свиньский) Успенский, от города Брянска в 3 верстах, существовал в XVI столетия. В 1681–86 зависел от Киевской Лавры и назывался «Новопечерский». Ныне третьеклассный. [VI, 35.] Игумены Тихон , 1560. Сергий , 1566 и 67. Иов , 1572. Варлаам , 1582; после архим. Петровский. Исаия , 1595, 99, 1603. Иаков , 1606. Марк , 1610. Варсонофий , 1614; после архим. Петровский. Иона , 1623, 30, 40. Иов Челюсткин , строит., 1625–27, 1630, 33, 35; после в Белевском Спасском. Феодосий , 1640–42. Иаков , 1643–55; † … Гермоген , 1655–57, отставлен. Марк , 1658–63. Варнава Глыбоцкий , 1664 и 65. Никодим , 1666–71, убит. Филарет Левшин , 1672–79, 2 сент. Маркелл , архим., 1679 и 80, 21 мар. хирот. в епископа Суздальского. Никон , архим., в сент. 1680 и 81 по мар.; куда выбыл, неизвестно. 10 мар. 1681 мнтрь приписан к Киево-Печерской Лавре, оттуда присылались Наместники Иоанн Максимович , из лаврских казначеев, в 1684–96, перев. в Черниговский Елецкий мнтрь. Сила Жоравский , 1696–99. Афанасий Миславский , 1700 и 1, февр., отозван в Лавру; после архим. в ней. Филофей Лещинский , 1701 и 2, 4 апр. хирот. в митрополита Сибирского. Серапион , в 1702–4. Антоний Тарасевич , в 1705–10. Модест Ильницкий , 1710–16,13 нояб. перев. в Нежинский Назарет. Иаков , с 1716; по … Илия … Варсонофий Ростоцкий , в 1721–27. Иннокентий Жданович , 1728–30. Варсонофий , в 1731–34. Иоиль Савицкий , 1738 и 39; † … Геннадий Васинский , 1743–45. Лука Белоусович , с 1745, а 21 июня 1752 посвящён в архим. Киево-Печерской Лавры. Гервасий , 1752, 13 сент. уволен. Иерофей , в 1752–55. Ипатий Войцехович , с 1758; † 23 мар. 1761. Ираклий Лятошевич , с 1761; в 1764 произведён в игумена; 10 янв. 1766 уволен, за болезнью. Каллист , игум., определён 10 янв. 1766; до 1770. Палладий , игум., определён 3 апр. 1770; † 7 июля 1787. 20 апр. 1786 мнтрь от Киево-Печерской Лавры отписан в епархиальное ведомство. Игумены Модест произведён 14 окт. 1787 из наместн. Саввы-Сторожевского монастыря; 22 окт. 1796 перев. в Орловский Успенский.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Содержание Предисловие I. Сношения Российской Церкви с Восточною в княжение Иоанна III и Василия IV II. Сношения с Востоком при царе Иоанне Васильевиче III. О признании царского достоинства Иоанна Васильевича Патриаршим собором в Царьграде IV. Сношения с Востоком при царе Феодоре Иоанновиче Учреждение Патриаршества в России. Пришествие Патриарха Иеремии Пришествие Митрополита Тырновского Дионисия Милостыня царская Востоку V. Сношения с Востоком при царе Борисе Годунове VI. Пришествие Патриарха Феофана Иерусалимского Сношения России с Востоком Часть II. Сношения Российской Церкви с Восточною в царствие Михаила Феодоровича Сношения с Патриархами, Вселенским Кириллом и Иерусалимским Феофаном 1627 1628 1629 1630 1632 1633 1634 1635 1636 1637 1638 1639 Смятения после Патриарха Кирилла. Сношения с его преемниками 1640 1641 1642 1643 1644 1645 Воцарение Алексея Михайловича     Предисловие Если извлечь из церковных и гражданских актов Государственного Архива в Москве все то, что относится до наших духовных и политических сношений с Востоком, со времени падения Царяграда, то здесь откроется обширное поле для любознательности православных. Сыны Церкви Российской, которая заимствовала духовное просвещение из лона Греческой, с утешением увидят, что они уже отчасти заплатили сыновний долг страждущей своей матери на Востоке. По неисповедимым путям Божиим, мы освободились от двухвекового ига неверных в ту самую эпоху, когда Греки подпали столь же тяжкому игу, и конечно не без тайного Промысла произошло такое событие, по видимому как бы случайное: в свое время суждено было Греческой Церкви утешать и подкреплять Российскую в годину ее бедствий, и в свою очередь священная сия обязанность перешла к отечественной нашей Церкви, дабы таким образом, по слову Апостольскому, нося взаимно тяготы одна другой, исполнить тем закон Христов ( Гал. 6:2 ), и засвидетельствовать пред лицом вселенной взаимную, неразрывную связь. Чтобы изложить, хотя в кратком очерке, все наши сношения с Востоком в течение четырех веков, надобно написать целые книги, потому что, начиная от Uoahha III (собирателя Руси, как его называли в летописях) и до новейших времен, представляется множество таковых актов; в особенности обильно ими царствование первых двух Государей дома Романовых, и наипаче благочестивого Царя Алексия Михайловича.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Т.Н. Джаксон, И.Г. Коновалова, А.В. Подосинова 58. «Саксонская всемирная хроника» (около 1229 г.) «Саксонская всемирная хроника» написана на средненижненемецком (среднесаксонском) языке и представляет собой первый опыт всемирной хроники на одном из Немецких диалектов. «Хроника» была весьма популярна в средневековье и раннее новое время, сохранившись в более чем тридцати списках, которые подразделяются на три редакции (А, В, С), чрезвычайно отличающиеся друг от друга по объему и содержанию, хотя и принадлежащие, по всей вероятности, одному автору. Из двух основных датировок – ок. 1229 и между 1260 и 1275 гг. – первая выглядит более обоснованной. При описании событий до первой четверти XII в. включительно саксонский автор использовал главным образом «Хронику» Эккехарда (см. 26), в дальнейшем его изложение становится самостоятельным или опирается на не дошедшие до нас источники: так, редакция С, насколько можно судить, часто прибегает к утраченной «Большой люнебургской хронике», созданной в XII в. в монастыре св. Михаила в Люнебурге. Издания: Sächs. Weltchr. S. 1–279. Литература: Herkommer 1972; Menzel 1985. 1. 49. [Правление римского императора Траяна 1635 .] Тогда был умучен в ссылке на Руси (to Ruzen) третий папа Климент 1636 . После него был Еварист, который также был умучен 1637 . Пятым папой стал Александр 1638 . (Sächs. Weltchr. S. 105) 2. 121. [Начало правления римского императора Константа 1639 .] Он был еретиком и убил своего брата 1640 . Он схватил папу Мартина и отправил его в ссылку на Русь (to Ruzen), где тот умер мучеником 1641 . После него папой стал Евгений 1642 , а после – Виталиан. (Sächs. Weltchr. S. 143) 3. 157. [Благодаря королю Оттону 1643 христианство распространяется у данов и славян 1644 .] 158. В это время и русь (de Ruzen) прислала к королю Оттону (koning Otto), чтобы он послал им проповедника. Он послал им епископа Адальберта (Adelbrecht) 1645 , который стал там великим мучеником 1646 . (Sächs. Weltchr. S. 163) 4. 189. После папы Виктора папой стал Урбан 1647 . Император Генрих 1648 взял другую жену, которую звали Агнесой 1649 , добрую госпожу. Она была вдовой маркграфа Генриха (marcgrave Heinrike) и дочерью короля Руси (des koninges van Ruzen) 1650 . Их свадьба была в Кёльне 1651 . После этого император Генрих осадил в Тюрингии один замок – Гляйхен (Gelichen), принадлежавший маркграфу Экберту из Брауншвайга (marcgrave Ekbert de Bruneswic) 1652 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

[хорват. Kriani] Юрий (в монашестве Августин; ок. 1618, Обрх, близ г. Бихща (ныне Бихач, Босния и Герцеговина) - 12(22). 09.1683, близ Вены), хорват. католич. священник-миссионер, философ, историк, филолог, писатель; родоначальник теории панславизма. Учился в католич. семинарии в Загребе, в Хорватской коллегии в Граце, в Болонье и с 1640 г. в папской Греческой коллегии свт. Афанасия в Риме. В 1641 г. рукоположен в каноника. В том же году подал в рим. Конгрегацию по распространению веры записку, в которой высоко оценил возможность воссоединения Русской Православной и Римско-католической Церквей и просил направить его миссионером в Россию для подготовки заключения унии. Хотя просьбу К. не удовлетворили, изложенные в записке предложения фактически стали программой всей его жизни. В 1643-1646 гг. служил на разных приходах в Хорватии. В 1647 г. прибыл в Смоленск в свите униат. еп. Петра Парчевского, в окт.-дек. посетил Москву как переводчик в составе посольства Речи Посполитой к царю Алексею Михайловичу. В 1650-1651 гг. как священник входил в состав посольства Свящ. Римской империи в Стамбул к тур. султану. Вернулся в Рим, где работал при папской Хорватской коллегии блж. Иеронима Стридонского и составил «Всеобщую библиотеку схизматиков» (Bibliotheca Schismaticorum universa. R., 1656), в к-рую включил свои переводы на латынь с греч. и слав. языков антикатолич. сочинений (в т. ч. фрагментов «Кирилловой книги» ), а также опровержения на них, предназначенные для объяснения правосл. славянам их заблуждений относительно учения католической Церкви. Римская курия высоко оценила «Всеобщую библиотеку...», но вновь не поддержала желание К. поехать в Россию. В 1658 г. через московского посланника в Вене он подал прошение о поступлении на царскую службу. Узнав о поражении русских войск в Конотопской битве (1659), призвал запорожских казаков не нарушать присягу рус. царю. Прибыв в Москву, 27 сент. 1659 г. отправил в Посольский приказ свою программу по просвещению России и просил его взять на службу «историком и летописцем». Был зачислен в Посольский приказ и получил заказ составить грамматику старослав. языка (Объяснение выводно о письме словенском, 1661) и латинско-рус. словарь. По неизвестным причинам (по замечанию самого К., за «глупое слово» - возможно, из-за пропаганды унии или сочувствия опальному патриарху Московскому Никону) 20 янв. 1661 г. был сослан в Тобольск с получением жалованья. В ссылке написал самые значимые сочинения. После смерти царя Алексея Михайловича царь Феодор Алексеевич в 1677 г. разрешил К. уехать в Вильно. В 1678 г. К. принес монашеские обеты в ордене доминиканцев. Узнав, что буллой папы Александра VII (1660) членам Конгрегации по распространению веры запрещено вступать в монашеские ордены, в 1682 г. пытался выйти из ордена. Направился в Рим, чтобы отчитаться о поездке в Россию, но по дороге, в Вене, в должности капеллана присоединился к войску польск. кор. Яна Собеского и погиб в бою против османов.

http://pravenc.ru/text/2459065.html

Бюджет приказа в XVII в. Из приведенных выше окладов жалованные личному составу Посольского приказа можно уже ожидать, что бюджет его в XVI в. будет не велик и действительно, эти ожидания оправдываются теми документальными сведениями о нем за весь XVII век, которые в достаточном количестве сохранились до нашего времени. К тому или другому приказу на необходимые для него расходы в древней Руси приписывалось известное число городов, сборы с жителей которых и покрывали расходы приказа. Для подобной цели, «для приказного строения и на всякие покупки на расход и на жалованье подьячим и сторожам», приписаны, были к Посольскому приказу города: Романов (в 1694 г. велено ведать его в Разряде), Касимов (по 1667 г.) 74 , Елатьма (с 1640 г. по 1676 г.), с. Ерахтур (на юго-запад от Касимова, в 1659–1676 гг.; не упоминается в 172-м году) и Вяземская таможня (с 1643 г. по 1678 г.; в 1665–1667 гг. ее ведала Устюжская четь; в 1667 г. в июле опять поступила в ведение Посольского приказа.). Деньги с кружечных дворов (кабаков) и таможенных доходов этих городов, собираемые самим приказом, и составляли его приходные суммы, которые затем приказ и тратит на свои нужды. Главный доход Посольскому приказу доставляли кружечные дворы в городах Касимове и Романове, отданные на откуп: за первый в 1633 г. приказ получил 1300 руб., за второй 1050 руб., всего 2350 рублей из общего годового прихода 2747 руб.; остальную сумму составили сборы с дворов и с мест дворовых и различные неокладные доходы. Такое же большое значение в приходе Посольского приказа имели эти сборы и в дальнейшее время 75 . В 60-х годах общий доход приказа увеличивается вследствие прилива медных денег, упавших в цене; но затем опять возвращается к прежнему размеру. В 90-х годах (1692 году) он доходит до 5000 руб., а в 1701 г. до 7000 руб., при чем составляется уже из новых статей 76 . Расход Посольского приказа был менее прихода, так что в приказе всегда оставались свободные деньги. Расходовались они, главным образом, на жалованье и праздничные (раз 7–10 в год) деньги подьячим и сторонам (толмачи и переводчики получали свое жалованье не из Посольского приказа). В 1633 г. издержано на подьячих и сторожей 781 руб., а остальная сумма 175 руб. ушла на «избные расходы» (хозяйственные расходы приказа 77 ). За последующие годы общая сумма обыкновенных расходов составляла от 1000 до 1700 руб.; в конце XVII века (в 1692 г.) на один личный состав тратилось уже около 5000 руб., а в 1701 г. на тот же предмет около 7000 рублей.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010