Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ОЛЕАРИЙ [лат. Olearius; Эльшлегель, нем. Oehlschlegel/Ölschläger] Адам (1599 или 1600 (по др. данным - 16.08.1603), Ашерслебен, Саксония - 22.02.1671, замок Готторп (Готторф) близ г. Шлезвиг, герцогство Шлезвиг-Гольштейн), нем. ученый и дипломат, секретарь и советник посольства герц-ва Шлезвиг-Гольштейн в Русском гос-ве и Персии (1633-1639), автор описания Русского гос-ва. Из семьи портного. Учился на теологическом фак-те Лейпцигского ун-та (с 1620), параллельно изучал философию и математику, в 1627 г. получил степень магистра философии. Во время обучения и работы в ун-те изменил свою нем. фамилию на ее лат. перевод - Olearius, под к-рым опубликовал все свои работы. Преподавал в гимназиях св. Николая (с нач. 30-х гг. XVII в. помощник ректора) и св. Фомы, с 1632 г. асессор философского фак-та Лейпцигского ун-та и член ученого об-ва «Klein Fürsten-Kollegium». В связи с событиями Тридцатилетней войны О. был вынужден покинуть Лейпциг и оказался при дворе герц. Шлезвиг-Гольштейнского Фридриха III. В 1633 г. герцог решил снарядить посольство в Русское гос-во и Персию для установления торговых отношений. О. был рекомендован на должность секретаря посольства как человек ученый и имевший способности к языкам. Есть предположения о том, что О. изучал рус. язык и сочинения о Русском гос-ве еще до прибытия в Москву. Однако свободно по-русски он не изъяснялся, о чем свидетельствуют фонетические черты его записей о языке и речи. Посольство возглавили дипломат и законовед Филипп Крузиус (с 1649 Крууз) и гамбургский купец Отто Брюгман. Путь посольства состоял из двух частей: приезд в Москву для получения разрешения на дальнейшую поездку в Персию по рус. землям (нояб. 1633 - апр. 1635) до столицы Персии г. Исфахан (окт. 1635 - авг. 1637). Обратный путь посольство проделало в дек. 1637 г.- авг. 1639 г. Монастырь. Гравюра из кн. «Описание путешествия в Московию...». Ок. 1647 г. Монастырь. Гравюра из кн.

http://pravenc.ru/text/2578281.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Свт. Василий Острожский. Икона. XIX в. (мон-рь Острог) [серб. Bacuлuje Острошки] (Стоян Йованович; 28.12.1610, с. Мрконичи, Попово-Поле, Герцеговина - 29.04.1671, мон-рь Острог, Черногория) свт., митр. Герцеговинский (Требинский, Захумский и Скендерийский), чудотворец (пам. 29 апр.). Род. в бедной семье, с детства отличался благочестием. Грамоте учился у настоятеля мон-ря Завала иером. Серафима, к-рый, как утверждают нек-рые источники, был его дядей. Для продолжения образования был направлен в мон-рь Тврдош , где принял монашество и был рукоположен во иеродиакона, затем во иеромонаха. Ок. года был помощником митр. Цетинского Мардария I (1637-1647), к-рый вел переговоры с Римом о введении унии. Из-за несогласия с позицией митрополита вернулся в Тврдош, где был возведен в сан архимандрита. Ревностно защищал Православие от распространения католичества и унии, за это тур. власти преследовали В. О. и сфабриковали документы, из к-рых следовало, что он одобрил заключение унии. В. О. был вынужден покинуть Сербию и по благословению Патриарха Паисия I ушел на Афон в Хиландар. Согласно преданию, В. О., прожив ок. года на Афоне, отправился на поклонение рус. святыням, вернулся в Тврдош с богатыми дарами, полученными от рус. царя и духовенства, но в рус. источниках нет свидетельств о его пребывании на Руси. Нек-рые исследователи, напр. еп. Шумадийский Савва , подпись «аз смерени митрополïт захумс Вьсïлïе» в книге, принадлежавшей мон-рю Тврдош и датированной 13 февр. 1639 г., относили к В. О. Однако маловероятно, что В. О. был хиротонисан в 29 лет, по каноническим правилам он должен был быть не моложе 30 лет. Серб. историк Л. Стоянович различает В. О. и митр. Захумского Василия из записи 1639 г. ( Записи. 3. С. 299). Первое несомненное упоминание о В. О. как о Захумском митрополите относится к 23 июня 1651 г. (Там же. 1. С. 368, 1466). Патриарх Печский Гавриил I 27 нояб. 1651 г. назначил В. О. на епархию Никшича, Планы, Колашиновичей и Морачи с сохранением за ним захумской кафедры, т. о. он стал управлять приходами всей Герцеговины.

http://pravenc.ru/text/149759.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИННОКЕНТИЙ XI (19.05.1611, Комо - 12.08.1689, Рим; до избрания папой - Бенедетто Одескальки), блж. Римско-католической Церкви (пам. 12 авг.), папа Римский (с 21 сент. 1676). Происходил из богатой и знатной семьи; его отец Ливио Одескальки был банкиром. Бенедетто получил образование в иезуитской коллегии г. Комо. После того как в дек. 1622 г. умер отец, а осенью 1630 г., во время эпидемии чумы,- мать, заботы о юноше взял на себя его дядя Папирио, по настоянию к-рого Б. Одескальки переехал в Геную и там помогал родственнику в управлении семейным капиталом. После смерти дяди (1632) он еще нек-рое время был вынужден заниматься его делами, но потом вернулся в Комо, где поступил на гражданскую службу. 20 окт. 1635 г. стал командиром когорты городской милиции. В 1636 г. Б. Одескальки посетил Рим: по поручению Г. де Гусмана, гр.-герц. де Оливареса, губернатора Милана (город находился тогда под властью Испании), он привез письмо для испан. кард. Альфонсо Куэва Бенавидес-и-Мендоса Каррильо. Произведя на кардинала хорошее впечатление уровнем знаний, Б. Одескальки обрел в его лице покровителя, к-рый убедил его продолжить обучение. Изучал право сначала в Риме, в ун-те Сапиенца, затем в Неаполе. 21 нояб. 1639 г. в Неаполе получил степень доктора гражданского и канонического права (in utroque iuro). 18 февр. 1640 г. стал клириком Римско-католической Церкви (принял тонзуру ). По возвращении в Рим Б. Одескальки был представлен кард. Франческо Барберини, племяннику папы Урбана VIII , и кард. Джованни Баттисте Памфили (буд. папа Иннокентий X ), впосл. покровительствовавшим ему. 15 мая 1640 г. папа Урбан VIII назначил Б. Одескальки, не имевшего священнического сана, апостольским протонотарием, а в 1642 г.- референдарием Верховного суда апостольской сигнатуры и сигнатуры милости (см. ст. Трибуналы Римско-католической Церкви ). Во время 1-й войны за герц-ство Кастро, к-рую при Урбане VIII Папское гос-во вело против семейства Фарнезе, Б. Одескальки был назначен комиссаром по сбору налогов в обл. Марке. В сент. 1644 г. папа Иннокентий Х сделал Б. Одескальки клириком апостольской палаты (camera apostolica) и в том же году назначил губернатором пров. Мачерата в Папском гос-ве. На тайной консистории 6 марта 1645 г. папа возвел Б. Одескальки, все еще не имевшего сана священника, в достоинство кардинала-диакона, а 24 апр. пожаловал ему диаконию святых Космы и Дамиана. 22 янв. 1647 г. кард. Б. Одескальки получил должность префекта сигнатуры бреве (Signatura brevium), а 15 июня 1648 г.- папского легата в Ферраре.

http://pravenc.ru/text/468793.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПАВЕЛ АЛЕППСКИЙ [Булус (ибн) аз-Заим аль-Халяби; араб.      ] (1627, Халеб (Алеппо) - 30.01 или кон. февр. 1669, Тбилиси), архидиак., сын Антиохийского патриарха Макария III аз-Заима, церковный деятель и писатель, классик лит-ры правосл. арабов ( мелькитов ) османской эпохи. Биография Отец П. А. происходил из старинного священнического рода аз-Заим. Ко времени рождения П. А. он был пресвитером в Халебе и носил мирское имя Юханна (Иоанн). О матери П. А. ничего не известно, кроме случайного упоминания в записках П. А. под 1659 г. ее брата хаджи Илии, проживавшего в Халебе. Она умерла, когда П. А. был еще ребенком, и самым близким человеком для него всю жизнь оставался отец. С детства П. А. находился в гуще церковной жизни. Вместе с отцом, к-рый в сент. 1635 г. был избран на митрополичью кафедру Халеба с именем Мелетий, он присутствовал на офиц. церемониях, в частности на встрече османского султана Мурада IV, проезжавшего через Халеб в 1639 г., и на приемах Антиохийского патриарха Евфимия III , посещавшего Халебскую епархию в 1640 и 1644 гг. Весной 1642 г. П. А. в составе свиты отца совершил паломничество к св. местам Палестины, в ходе к-рого они также посетили мон-ри Маалули и Сайднаи, Дамаск и лавру прп. Саввы Освященного в Иудейской пустыне. На обратном пути в Дамаске митр. Мелетий поставил П. А. в чтеца (8 мая 1642; в рус. переводе ошибочно - во иподиакона). В февр. 1645 г. П. А. женился. У него родились 2 сына: Ханания (Анания) (во 2-й пол. 40-х гг.) и Константин (ок. 1652-1720; впосл. Антиохийский патриарх Кирилл V ) ( Павел Алеппский. Путешествие. 2005. С. 12, 683-686). 21 нояб. 1647 г., вскоре после восшествия на Антиохийский престол, патриарх Макарий поставил П. А. архидиаконом над Дамаском, Халебом «и всеми странами арабскими». В последующие годы П. А. выполнял при отце секретарские обязанности, наряду с др. клириками ставил свою подпись в церковных документах и сопровождал патриарха в его пастырских поездках, в частности в путешествии по прибрежным ливанским епархиям, Центр. и Сев. Сирии с долгими остановками в Хаме и Халебе (лето 1648 - февр. 1651; Там же. С. 687-688).

http://pravenc.ru/text/2578541.html

[англ. Baxter] Ричард (12.11.1615, Раутон - 8.12.1691, Лондон), пуританский богослов, св. англикан. Церкви (пам. 14 июня). Происходил из религ. семьи, начальное образование получил в нонконформистской школе в Роксетере. В 15-летнем возрасте после прочтения книги англ. иезуита Р. Парсонса, отредактированной протестантом Э. Банни и известной под заголовком «Решимость Банни» (Bunny " s Resolution), пережил религ. обращение. В 1633 г. на короткое время оказался при дворе, однако светская жизнь его не привлекла, и он вернулся домой и занялся самообразованием. В 1638 г. он был рукоположен во священника Вустерским англикан. еп. Дж. Торнборо и назначен помощником настоятеля на приход в Бриджднорте (1639), в 1641-1660 гг. служил на приходе в Киддерминстере. Несмотря на то что Б. разочаровался в епископальной системе и не стал подписывать «Et cetera oath» - присягу, подтверждавшую признание главенства епископального строя в Церкви Шотландии (1640), он не делал различий между англиканами, пресвитерианами и индепендентами, что обеспечило Б. возможность осуществлять свою пастырскую деятельность с большой эффективностью. С началом гражданской войны (1640) Б. ненадолго стал капелланом в армии парламента, но в 1647 г. окончательно оставил службу. В 1660 г. он принял деятельное участие в возведении на престол Карла II , при этом отверг предложенный ему сан епископа. В результате Б. изгнали из его прихода в Киддерминстере и запретили заниматься пастырской деятельностью. В 1661 г. он принял участие в Савойской конференции, на к-рой представил свои предложения по реформе Книги общих молитв , выдержанные в пуританском духе и ставшие известными как «Изъятия из Книги общих молитв» (Exceptions against the Book of Common Prayer), и проект самого Служебника. Хотя большинство предложений Б. были отклонены, они оказали влияние на подготовку Книги общих молитв 1662 г., к-рая и в наст. время употребляется в Церкви Англии. Поскольку Б. отказался подписать новый Акт о единообразии (1662), до низложения Якова II он подвергался различным преследованиям, с марта 1685 по нояб. 1686 г. находился в тюрьме. Б. принял участие в Славной революции, приведшей на трон Вильгельма III Оранского , к-рый издал Акт о веротерпимости (1688), положивший конец его преследованиям. Б. погребен в ц. Христа на Ньюгит-стрит в Лондоне.

http://pravenc.ru/text/77400.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАИСИЙ [Серб. Najucuje] (Яневац) (сер. XVI в., с. Янево близ г. Приштина, Косово и Метохия - 2/3.11. 1647, с. Будисавци близ г. Печ, Косово и Метохия), свт. (пам. 2 окт.), патриарх Печский (1614-1647), писатель. Род. в семье свящ. Димитрия и Дафины. Учился в родном селе и в мон-ре Грачаница . Был священнослужителем при патриархе Печском Иоанне Кантуле . В 1612 г. стал митрополитом Грачаницким (Липлянским). После отъезда патриарха Иоанна по вызову в К-поль возникло опасение, связанное с тем, что османские власти не позволят ему вернуться на кафедру, поэтому 4 окт. 1614 г. в мон-ре Грачаница состоялся Собор серб. архиепископов, на к-ром П. был избран патриархом. Через неск. дней после его избрания, 14 окт., по обвинению в подготовке восстания патриарх Иоанн был казнен в К-поле. Церковная политика П. отличалась лояльностью по отношению к властям Османской империи и отказом от ориентации на зап. державы. В этот период значительно расширились контакты представителей Сербской Церкви с Русью, но, насколько это было вызвано позицией Печского патриарха, неизвестно (см.: Наумов Е. П. К истории связей России с южнослав. народами в 1-й пол. XVII в.//Связи России с народами Балканского полуострова: 1-я пол. XVII в. М., 1990. С. 94-113). Его длительное патриаршество (33 года) отмечено частыми поездками по епархиям, строительством или обновлением мн. церквей в Далмации, Зете и Рашке. Началось возрождение церковной живописи, что наиболее ярко выразилось в творчестве Страхини из Будимля и Георгия Митрофановича. П. посетил Боснию (1618) и начал вести т. н. Печский помянник, в котором описывал свои путешествия. В 1621 г. посетил с. Горне-Неродимле (1621), мон-рь Убожац (1621 и 1623); Рджявац (Косово и Метохия, запустел в кон. XVII в.), келью Шашковци (?, 1624), Белград, Срем, Будим (Буду) и Пешт (1624 и 1627), мон-рь Грабовац , Бачскую обл., возможно, побывал и в Софии, мон-рь Ремета (1626), Темишвар и ряд мест в обл. Банат (1629), вероятно, Самоков (1630), мон-рь Жича (1631), Карловци (1632), мон-рь Дечаны (1635), мон-рь Морача (1639), К-поль (1641) и проч. Судя по многочисленным записям (ок. 80, 1612-1647), практически в каждом храме он осматривал имевшиеся там книги и приобретал нек-рые из них для копирования в скриптории мон-ря Печская Патриархия либо для передачи в др. храмы.

http://pravenc.ru/text/2578661.html

«Се предается Сын Человеческий в руки грешников» (иконы и картины) Суд над Иисусом Христом, Сыном Божиим, свершился в пятницу 14 нисана… 2 мая, 2013 Суд над Иисусом Христом, Сыном Божиим, свершился в пятницу 14 нисана… Суд над Иисусом Христом, Сыном Божиим, свершился в пятницу 14 нисана (по еврейскому календарю) в царствование императора Тиверия в Иерусалиме. Начался он ночью и завершился ранним утром. В мировой истории, полной несчетных уголовных разбирательств и процессов, этот суд уникален – был осужден на казнь вочеловечившийся Бог, Иисус Христос. (Иеромонах Иов (Гумеров). «Суд над Иисусом Христом: богословский и юридический взгляд») 14Тогда была пятница перед Пасхою, и час шестый. И сказал Пилат Иудеям: се, Царь ваш! 15 Но они закричали: возьми, возьми, распни Его! Пилат говорит им: Царя ли вашего распну? Первосвященники отвечали: нет у нас царя, кроме кесаря. 16 Тогда наконец он предал Его им на распятие. И взяли Иисуса и повели. Евангелие от Иоанна, 19:14-16 Джеймс Тиссо (1886-1894) Ecce Homo (1560-1570), Хуан де Хуни Ecce Homo (1606), Караваджо Ecce Homo (1515), Квентин Массейс Брамантино Андреа Мантенья Ecce Homo (1639), Гвидо Рени «Ecce homo», Гверчино, 1647 Михай Мункачи Тинторетто Дуччо ди Буонинсенья Маттиас Стомер Неизвестный автор. 1500   Бертрам из Миндена, ок. 1390 Мозаика. Равенна Босх Иероним. Осмеяние Христа Dean Cornwell Якопо из Понтормо У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 20 марта, 2024 12 марта, 2024 1 марта, 2024 28 февраля, 2024 27 февраля, 2024 15 января, 2024 22 декабря, 2023 23 октября, 2023 10 июля, 2023 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/se-predaetsya-syn-chel...

Remains of 23 Metropolitans of Cetinje reburied in Montenegro Cetinje, June 23, 2015      On June 20, 2015, the remains of 23 metropolitans of Cetinje in Montenegro, exhumed in the 20th century, were reburied, reports Sedmitza.ru with reference to the official website of the Metropolitanate of Montenegro and the Littoral of the Serbian Orthodox Church. The reburial ceremony took place near the Church of Nativity of the Mother of God (“Cipur Church”), built on the ruins of the old Cetinje Monastery. The hierarchs’ remains had been exhumed in 1986-1989 under the pretext of carrying out an archaeological research on the territory of the monastery’s necropolis on Cipur – the site of their original burial. For man y years after the exhumation, the Metropolitanate of Montenegro and the Littoral asked respective agencies to inform the Church about the site where the remains were kept, to return the remains to the Church “to be committed to the earth”. Only as late as in March this year it became known that the remains from the old Cetinje Monastery’s necropolis were “improperly” kept in the King Nikola’s palace. The remains were finally handed over to the Metropolitanate of Montenegro and solemnly interred in a single coffin. From the time of foundation of the old Cetinje Monastery on Cipur (1484) until its destruction in 1692 and establishment of the new Cetinje Monastery in 1701, it was a residence to 25 metropolitans of Zeta, Montenegro and the Littoral (according to the diptych). Their names are: Visarion (1484-1491), Pahomije I (1491), Vavila (1494), German II (1496), Roman (1520), Pavle (1530), Romil I (1530-1551?), Vasilije I (1532), Nikodim (1540), Makarije (1550-1558), Dionisije (1558), Romil II (1559), Ruvim I (1561), Pahomije II (1568-1573), Gerasim (1573), Venijamin (1582-1591), Stevan (1591-1593), Rufim II Njeguš (1593-1639), Mardarije I (1637-1647), Visarion II (1647-1654), Mardarije II (1654-1661), Rufim III Boljevic (1662-1685), Vasilije II Veljekrajski (1685), Visarion Borilovi-Bajica (1685-1692), and Sava I Kaluerii from the Oini (1692-1697). In all probability, 23 of these 25 metropolitans (except for Rufim III, who is buried in the Gornji Brceli Monastery, and Sava I, who is buried in the Dobrska Celija Monastery) were buried precisely on the territory of the necropolis of the old Cetinje Monastery on Cipur, as no information of their burial in any other sites survives. 29 июня 2015 г. Смотри также Комментарии Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru . Ваше имя: Ваш email: Введите число, напечатанное на картинке Отправить Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/80302.html

[  назад  ] Турецкие и Додеканезские епархии Константинопольского патриархата Старшее Митрополитство Халкидона Феокрит (II век) Адриан (ок. II век) Марий (352—362) Феодул (упом. 381) Кирин (ок. 400—405) Филофей (июнь 405 — ?) Элалий (ок. 426—450) Елевферий (451—475) Ираклиан (509—518) Мартиан (упом. 518 — упом. 520) Фотин (упом. 530 — упом. 536) Константин I (упом. 553) Петр (ок. 600) Пров (7 век) Иоанн I (упом. 681 — упом. 692) Никита Халкидонский (726—775) Андрей (780—787) Ставракий (787 — ?) Косма (ок. 813—820) Иоанн II (VIII или IX век) Дамиан (VIII или IX век) Василий (? — 858) Захария I (858—870) Василий (870—877) второй раз Захария I (877 — ?) второй раз Никон (до 899) Стефан (? — 903) Михаил I (X век) Иоанн III (X век) Даниил (упом. 997) Феодор (упом. 1027) Никита II (упом. 1058) Лев (1080—1086) Михаил II (1086—1090) Лев (1090 — ?) второй раз Иоанн (упом. 1147) Константин I (упом. 1157) Константин II (упом. 1171) Иоанн V (упом. 1191/1192) Николай I (упом. 1275 — упом. 1278) Феогност (упом. 1294) Симеон (упом. 1303) Феодул II (1315—1337) Иаков (1351—1379) Матфей (1387 — ок. 1389) Гавриил I (1389—1397) Иосиф I (упом. 1477 — упом. 1484) Гавриил II (упом. 1499) Евфимий (упом. 1546 — упом. 1565) Дорофей (упом. 1570 — упом. 1572) Сисинний (упом. 1580) Дорофей (упом. 1583—1593) второй раз Тимофей (1593—1617) Иеремия I (1617) Тимофей (1617 — июнь 1620) вторично Иосиф II (июнь 1620—1622) Тимофей (1622 — 18 мая 1623) третий раз Иоасаф (29 мая 1623 — март 1626) Григорий I (24 марта 1626 — ранее апреля 1628) Исаакий (после апреля 1628 — май 1630) Нектарий (10 июня 1630—1637) Пахомий (1 февраля 1637 — 20 июня 1638) Дионисий I (20 июня 1638 — до 1 июня 1639) Пахомий вторично (до 1 июня 1639—1647) Гавриил III (1647 — после 1662) Евфимий II (после 1662 — 7 апреля 1671) Иеремия (7 апреля 1671—1685) Дионисий II (март 1685 — март 1686) Климент (1686—1688) Гавриил IV (1688 — 29 августа 1702) Константин II (октябрь 1702—1719/1720) Парфений (1719/1720 — 1726) Никодим (декабрь 1726—1731)

http://hierarchy.religare.ru/h-orthod-co...

Свт. Нектарий Тобольский. Икона. Нач. XXI в. (Нилова Столобенская пуст.) Свт. Нектарий Тобольский. Икона. Нач. XXI в. (Нилова Столобенская пуст.) Непросто складывались отношения Н. с местными воеводами. Напр., в одной из своих челобитных царю Н. сообщал, что в 1638 г. мангазейский воевода своей волей отпустил местного священника, к-рый забрал с собой все «десятинные и церковные данные софийские сборные деньги и книги, а в Сибири попами скудно и послать в Мангазею некого» ( Буцинский. 1891. С. 43). На Н. было написано в Москву неск. доносов, воеводы в течение ряда лет саботировали дело П. Хмелевского, подлежавшее юрисдикции архиепископа. В Сибири распространилось самозванничество среди духовенства. В 1638 г. большую челобитную в «деле государевом» подал на Н. «ссыльный немчин Савва Француженин». Он обвинил Н. в том, что архиепископ силой заставил его примириться с тобольским воеводой кн. М. М. Тёмкиным-Ростовским. По результатам расследования Савва был выслан из Тобольска ( Миллер. 1937. С. 555-556). Н. многократно обращался к царю в просьбами об отставке, ссылаясь на тяготы сибирской жизни, а также на свою старость и болезни: «...вели мне быть в Ниловой пустыни или где ты укажешь, а мне в Сибири от таких заводных доводов быть отнюдь невозможно никакими обычаями» ( Буцинский. 1891. С. 40). В этом деле ему помог кн. Катырев-Ростовский. 17 окт. 1639 г. была подписана царская грамота об отпуске Н. на покой в Нилову пустынь. 4 янв. 1640 г. Н. выехал в Москву. Прибыв в столицу, он обратился к царю и патриарху с просьбой удалиться в Нилову пуст., получил разрешение и 4 марта 1640 г., «сложа с себя святительский сан и смирения ради, облечеся в черну мантию», отправился в мон-рь (ПСРЛ. Т. 36. С. 152-153). В марте 1640 г. Н. вернулся в Нилову пуст. и до 1644 г. был советником при игум. Дорофее; царским указом от 24 нояб. 1647 г. снова стал строителем мон-ря, оставаясь на этом посту до своей смерти в 1667 г. Период 2-го игуменства Н. стал временем подъема Ниловой пуст. В 1647 г. по ходатайству Н. царь Алексей Михайлович вывел пустынь из подсудности ржевскому воеводе в пользу Дворцового приказа, в 1660 г. мон-рю было пожаловано право беспошлинной рыбной ловли на оз. Ильмень, а впоследствии назначена большая денежная и хлебная руга. Нилову пуст. также поддерживали патриарх Никон , князья И. И. и Ю. И. Ромодановские, бояре И. Д., И. М., И. А. Милославские, Б. М. Хитрово, А. П. Головин и др. Ризница Ниловой пуст. пополнилась серебряной утварью - вкладами боярина И. М. Милославского и игумении московского Алексиевского мон-ря Марии (Телешевой) ( Успенский. 1887. С. 23-24).

http://pravenc.ru/text/2564858.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010