Вешки. Церковь Вознесения Господня. Церковь. Действует.   Престолы: Вознесения Господня , Казанской иконы Божией Матери Архитектурный стиль: Классицизм Год постройки:Между 1832 и 1850. Адрес: Владимирская область, Гусь-Хрустальный район, с. Вешки Координаты: 55.6677, 40.8617 Проезд:От райцентра Гусь-Хрустальный выезжаем на восток от объездной дороги по указателю " Добрятино " , 6км до Никулино, по указателю " Судогда Муром " сворачивем на север, 4км хорошей асфальтированной дороги до с. Вешки Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Вешкинский приход Село Вешки находится в 12 км к северо-востоку от Гусь-Хрустального. До 1764 года оно принадлежало Московскому Чудову монастырю. В толковых словарях русского языка можно найти два определения слова «вешка»: первое - пчелиная маточная ячейка; второе - знаковый шест для обозначения условного места (веха). Известно, что одна из зимних дорог, соединяющих Владимир с Рязанью, проходила по рекам Колпь и Судогда. А вот путь перехода с одной реки на другую мог быть разным. Не исключено, что дорогу прокладывали (вешили) именно через здешние места, потому и село, первые упоминания о котором отмечены 17-м веком, получило такое название. В переписных книгах монастырских и церковных земель Владимирского уезда 1637-1647 г.г. в Вешках уже значилась теплая деревянная церковь Вознесения Господа Иисуса Христа. А на старинной иконе Николая Чудотворца значилась надпись «1575 года сие моление Чудова монастыря слуги Филиппа Иванова сына Серова поставил в село Вешки к Вознесению Христову». В 1637-56 годах церковь была перестроена и вновь освящена во имя преподобного Сергия. В 1831 году деревянный храм сгорел, и на следующий год здесь началось строительство каменной церкви. Трапеза была освящена уже в 1832 году, хотя главный храм - лишь в 1850 году. Это значит, что в 2005-м году исполнится 155 лет, как вешкинский храм стоит освященным. Каменная церковь имела уже два престола: первый - Вознесения Господня, второй - Казанской Божией Матери.

http://sobory.ru/article/?object=04095

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ОЛЕАРИЙ [лат. Olearius; Эльшлегель, нем. Oehlschlegel/Ölschläger] Адам (1599 или 1600 (по др. данным - 16.08.1603), Ашерслебен, Саксония - 22.02.1671, замок Готторп (Готторф) близ г. Шлезвиг, герцогство Шлезвиг-Гольштейн), нем. ученый и дипломат, секретарь и советник посольства герц-ва Шлезвиг-Гольштейн в Русском гос-ве и Персии (1633-1639), автор описания Русского гос-ва. Из семьи портного. Учился на теологическом фак-те Лейпцигского ун-та (с 1620), параллельно изучал философию и математику, в 1627 г. получил степень магистра философии. Во время обучения и работы в ун-те изменил свою нем. фамилию на ее лат. перевод - Olearius, под к-рым опубликовал все свои работы. Преподавал в гимназиях св. Николая (с нач. 30-х гг. XVII в. помощник ректора) и св. Фомы, с 1632 г. асессор философского фак-та Лейпцигского ун-та и член ученого об-ва «Klein Fürsten-Kollegium». В связи с событиями Тридцатилетней войны О. был вынужден покинуть Лейпциг и оказался при дворе герц. Шлезвиг-Гольштейнского Фридриха III. В 1633 г. герцог решил снарядить посольство в Русское гос-во и Персию для установления торговых отношений. О. был рекомендован на должность секретаря посольства как человек ученый и имевший способности к языкам. Есть предположения о том, что О. изучал рус. язык и сочинения о Русском гос-ве еще до прибытия в Москву. Однако свободно по-русски он не изъяснялся, о чем свидетельствуют фонетические черты его записей о языке и речи. Посольство возглавили дипломат и законовед Филипп Крузиус (с 1649 Крууз) и гамбургский купец Отто Брюгман. Путь посольства состоял из двух частей: приезд в Москву для получения разрешения на дальнейшую поездку в Персию по рус. землям (нояб. 1633 - апр. 1635) до столицы Персии г. Исфахан (окт. 1635 - авг. 1637). Обратный путь посольство проделало в дек. 1637 г.- авг. 1639 г. Монастырь. Гравюра из кн. «Описание путешествия в Московию...». Ок. 1647 г. Монастырь. Гравюра из кн.

http://pravenc.ru/text/2578281.html

Гора. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Богородице-Рождественская церковь Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Кирпичный храм Рождества Богородицы с приделами Николая Чудотворца и мученика Никиты строился в 1877-1886 гг. на средства фабриканта А.В. Смирнова и прихожан. Иконы и утварь перенесены из сгоревшего храма, построенного в 1865 г. Церковь закрыта в 1930-е гг., ныне действует и ремонтируется. Рядом сохранилась бывшая церковно-приходская школа, здание и сейчас используется под сельскую школу. До 1764 г. деревни, составляющие Горский приход, входили в состав патриаршей Сенежской волости, и до 1862 г. были приписаны к Ореховскому храму. В переписных книгах церковных земель Владимирского уезда 1637-1647 гг. некоторые деревни показаны уже существующими: в д. Кудыкино было 6 дворов, в Сальково - 2, Ликино - 4, Язвищах - 3. Деревни Гора, Новая и Высокая появляются только в переписных книгах 1705 года. В 1705 г. в д. Гора -7 дворов, 24 души мужского пола; в Новой - 12дворов, 48 душ; в Высокой - 6 дворов, 14 душ. Двором называли не «отдельную избу», а общее хозяйство большой семьи или нескольких, единицу налогообложения. В это время в Кудыкине жили уже 39 мужиков в 9 дворах, а в Ликино - 28, - в 8 дворах, в Сальково - 6 дворов и 22 души, в Язвищах - 13 дворов и 37 душ. В 1764 г. патриаршие деревни перешли в ведение казны. В 1890-х гг. в Горе было 146 душ мужского пола, в Новой - 220, Высокой - 201, Сальково - 135, Кудыкино - 221, Ликино - 173, в Язвищах - 350 душ мужского пола. В 1863-1865 гг. в с. Гора был перевезён из с. Орехово уже ненужный после построения каменного, деревянный храм. Сначала построили и освятили трапезную с престолами во имя святителя Николая и великомученика Никиты. Главный престол Рождества Божией Матери освящён в 1865 г. Деревянный храм стоял южнее ныне существующего каменного. В 1876 г. деревянная церковь сгорела, но почти всю утварь и все иконы удалось спасти. Через два месяца на средства Алексея Васильевича Смирнова была построена временная деревянная церковь (впоследствии перенесена в Дулёво). А.В. Смирнов вместе с братьями Антоновыми, Гавриловым и Яшиным задумали возвести каменный храм. Строительство началось 20 июня 1877 г., из общей стоимости церкви девять десятых (150 тыс. руб.) внёс А.В. Смирнов. В 1886 г. храм был окончательно отстроен, главный престол Рождества Божией Матери освящён епископом Владимирским и Суздальским Феогностом. А.В. Смирнова избрали церковным старостой, каковым он и оставался до самой своей смерти. В 1887 г. освящены приделы святителя Николая Чудотворца и великомученика Никиты. В 1895 г. открыта церковноприходская школа в каменном двухэтажном здании и сделана каменная с воротами и с железными решётками ограда.

http://sobory.ru/article/?object=02461

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Свт. Василий Острожский. Икона. XIX в. (мон-рь Острог) [серб. Bacuлuje Острошки] (Стоян Йованович; 28.12.1610, с. Мрконичи, Попово-Поле, Герцеговина - 29.04.1671, мон-рь Острог, Черногория) свт., митр. Герцеговинский (Требинский, Захумский и Скендерийский), чудотворец (пам. 29 апр.). Род. в бедной семье, с детства отличался благочестием. Грамоте учился у настоятеля мон-ря Завала иером. Серафима, к-рый, как утверждают нек-рые источники, был его дядей. Для продолжения образования был направлен в мон-рь Тврдош , где принял монашество и был рукоположен во иеродиакона, затем во иеромонаха. Ок. года был помощником митр. Цетинского Мардария I (1637-1647), к-рый вел переговоры с Римом о введении унии. Из-за несогласия с позицией митрополита вернулся в Тврдош, где был возведен в сан архимандрита. Ревностно защищал Православие от распространения католичества и унии, за это тур. власти преследовали В. О. и сфабриковали документы, из к-рых следовало, что он одобрил заключение унии. В. О. был вынужден покинуть Сербию и по благословению Патриарха Паисия I ушел на Афон в Хиландар. Согласно преданию, В. О., прожив ок. года на Афоне, отправился на поклонение рус. святыням, вернулся в Тврдош с богатыми дарами, полученными от рус. царя и духовенства, но в рус. источниках нет свидетельств о его пребывании на Руси. Нек-рые исследователи, напр. еп. Шумадийский Савва , подпись «аз смерени митрополïт захумс Вьсïлïе» в книге, принадлежавшей мон-рю Тврдош и датированной 13 февр. 1639 г., относили к В. О. Однако маловероятно, что В. О. был хиротонисан в 29 лет, по каноническим правилам он должен был быть не моложе 30 лет. Серб. историк Л. Стоянович различает В. О. и митр. Захумского Василия из записи 1639 г. ( Записи. 3. С. 299). Первое несомненное упоминание о В. О. как о Захумском митрополите относится к 23 июня 1651 г. (Там же. 1. С. 368, 1466). Патриарх Печский Гавриил I 27 нояб. 1651 г. назначил В. О. на епархию Никшича, Планы, Колашиновичей и Морачи с сохранением за ним захумской кафедры, т. о. он стал управлять приходами всей Герцеговины.

http://pravenc.ru/text/149759.html

Т.Н. Джаксон, И.Г. Коновалова, А.В. Подосинова 58. «Саксонская всемирная хроника» (около 1229 г.) «Саксонская всемирная хроника» написана на средненижненемецком (среднесаксонском) языке и представляет собой первый опыт всемирной хроники на одном из Немецких диалектов. «Хроника» была весьма популярна в средневековье и раннее новое время, сохранившись в более чем тридцати списках, которые подразделяются на три редакции (А, В, С), чрезвычайно отличающиеся друг от друга по объему и содержанию, хотя и принадлежащие, по всей вероятности, одному автору. Из двух основных датировок – ок. 1229 и между 1260 и 1275 гг. – первая выглядит более обоснованной. При описании событий до первой четверти XII в. включительно саксонский автор использовал главным образом «Хронику» Эккехарда (см. 26), в дальнейшем его изложение становится самостоятельным или опирается на не дошедшие до нас источники: так, редакция С, насколько можно судить, часто прибегает к утраченной «Большой люнебургской хронике», созданной в XII в. в монастыре св. Михаила в Люнебурге. Издания: Sächs. Weltchr. S. 1–279. Литература: Herkommer 1972; Menzel 1985. 1. 49. [Правление римского императора Траяна 1635 .] Тогда был умучен в ссылке на Руси (to Ruzen) третий папа Климент 1636 . После него был Еварист, который также был умучен 1637 . Пятым папой стал Александр 1638 . (Sächs. Weltchr. S. 105) 2. 121. [Начало правления римского императора Константа 1639 .] Он был еретиком и убил своего брата 1640 . Он схватил папу Мартина и отправил его в ссылку на Русь (to Ruzen), где тот умер мучеником 1641 . После него папой стал Евгений 1642 , а после – Виталиан. (Sächs. Weltchr. S. 143) 3. 157. [Благодаря королю Оттону 1643 христианство распространяется у данов и славян 1644 .] 158. В это время и русь (de Ruzen) прислала к королю Оттону (koning Otto), чтобы он послал им проповедника. Он послал им епископа Адальберта (Adelbrecht) 1645 , который стал там великим мучеником 1646 . (Sächs. Weltchr. S. 163) 4. 189. После папы Виктора папой стал Урбан 1647 . Император Генрих 1648 взял другую жену, которую звали Агнесой 1649 , добрую госпожу. Она была вдовой маркграфа Генриха (marcgrave Heinrike) и дочерью короля Руси (des koninges van Ruzen) 1650 . Их свадьба была в Кёльне 1651 . После этого император Генрих осадил в Тюрингии один замок – Гляйхен (Gelichen), принадлежавший маркграфу Экберту из Брауншвайга (marcgrave Ekbert de Bruneswic) 1652 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БУРЦОВ (Бурцев-Протопопов) Василий Федорович († после 1647/48), московский подьячий, типограф, издатель. Судя по прозвищу, происходил из семьи священнослужителей. Первые упоминания о Б. в документах относятся к 1626/27 г., когда он с кн. Р. Волховским описывал Епифанский, Венёвский и Тульский уезды, в 1631/32 г. с И. Загряжским - Соловский у., в 1638 г. имел двор в Москве. С 1632 г. Б. работал на Печатном дворе , руководил постройкой нового печатного отд-ния, а затем и его работой. Задачей этого отд-ния, созданного на средства Патриаршего разрядного приказа, по-видимому, должно было стать обеспечение книгами школы, основанной Патриархом Филаретом . Подтверждением тому являются первые книги, изданные Б.,- Буквари, Псалтири, Часовники (в документах Б. нередко именуется «подьячим азбучного дела», по-видимому он руководил издательским процессом на всех этапах - от составления книги до выпуска ее в свет). После смерти Патриарха Филарета († 1 окт. 1633) Б. отделился от Печатного двора, компенсировав казне расходы по созданию отд-ния. (По поводу статуса его типографии в лит-ре существуют различные мнения - ее считают либо частной (И. В. Починская), либо 2-й гос. (И. В. Поздеева).) Типография Б. успешно функционировала в 1633-1642 гг. и была закрыта с восшествием на Патриарший престол Иосифа . За это время было напечатано не менее 20 изданий: 4 издания Псалтири, 1 - Псалтири с восследованием, 3 издания Часовника, 4 - Букваря, Служебная Минея на сентябрь, Служебник, Апостол, Евангелие учительное, Святцы, Шестоднев, Канонник, Требник,- к-рые характеризуются мн. новаторскими для великорус. книгопечатания чертами. Б. первым в Московском государстве издал буквари церковнослав. языка - в 1634 и 1637 гг.,- в основном следовавшие традиции букварей Ивана Фёдорова . Букварь 1637 г. имеет стихотворное вступление и является 1-м иллюстрированным букварем - на фронтисписе издания помещена гравюра с изображением сцены из школьной жизни, восходящая к польск. первопечатным букварям нач. XVII в. (возможно, через западнорус. посредство). Букварю 1634 г. предшествовало издание 2 азбук, выполненное, вероятно, также Б. (одно форматом в четвертку («полдесть»), др.- в осьмушку («четверть»)). Они упоминаются как распроданные к сент. 1634 г. в деле о продаже изданий Печатного двора ( Поздеева и др. Московский Печатный двор. С. 407). Стоимость этих азбук (соответственно 2 деньги и деньга) указывает на то, что это были малообъемные издания типа позднейших «восьмилисток», содержавшие, очевидно, лишь алфавиты (с разным порядком букв) и слоги. Печатник ввел в московские издания концовки. Канонник 1642 г. стал первой московской книгой, имеющей титульный лист.

http://pravenc.ru/text/153685.html

Брыкино. Часовня Спаса Преображения. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Часовня. Не действует.   Освящена в честь: Спаса Преображения Год постройки:1905. Адрес: Владимирская область, Судогодский район, с. Брыкино Координаты: 55.943711, 41.212835 Проезд: С трассы Р72 в центре д.Тюрмеровка единственный поворот на север возле магазина. Через 2 км въезжаем в пос. Андреево по ул. Почтовая, проезжаем по главной мимо администрации, милиции, вдоль жд путей к восточному выезду по ул. Парковая на Брыкино, далее лесом ещё 2км. Кирпичная часовня находится на п ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда С трассы Р72 в центре д.Тюрмеровка единственный поворот на север возле магазина. Через 2 км въезжаем в пос. Андреево по ул. Почтовая, проезжаем по главной мимо администрации, милиции, вдоль жд путей к восточному выезду по ул. Парковая на Брыкино, далее лесом ещё 2км. Кирпичная часовня находится на площади в центре села, рядом с тем местом, где когда-то стояла деревянная Преображенская церковь 1714г. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Часовня первоначально служила усыпальницей (по материалам сайта " Православие на земле Судогодской " http://sudogda.ru/unreal/unreal_3.htm ). На том же сайте указано, что она в последнее время используется под магазин, однако в момент фотосъемки в феврале 2010 года постройка уже никак не использовалась. Село Брыкино находится в 22 км от Судогды и в 66 км от Владимира. В писцовых книгах Владимирского уезда 1637 - 1647 гг. село Брыкино значилось за помещиком М. И. Хомяковым - Языковым. Это село досталось ему от И. П. Хомякова-Языкова, полученное по государевой грамоте от 1613 года. Помещиком М. Хомяковым и была построена здесь церковь во имя Преображения Господня с теплым приделом св. Николая Чудотворца, которая и была занесена в патриаршие окладные книги в 1642 году. По писцовым книгам 1653 г., в приходе при Брыкинской церкви значился двор вотчинников, двор приказчиков, двор задворного слуги, 45 дворов крестьянских и двор нищего. Эта церковь просуществовала в Брыкине до 1714 года. На смену ей была построена новая деревянная церковь. В 1755 году село, принадлежало потомкам Языковых, которые пожертвовали в пользу прихода часть своих земельных наделов на вечное владение. На средства Судогодского купца И. Ф. Безбородова в 1884 году к церкви был пристроен теплый придел. В церкви было два придела: главный - в честь Преображения Господня, а в теплом приделе - во имя св. Николая Чудотворца. В холодном храме иконы были древнего письма. В храме хранилось Евангелие издания 1644 года. Особого причта при церкви не было, богослужения и требы отправлял притч церкви села Языкова.

http://sobory.ru/article/?object=13918

Калитеево. Церковь Михаила Архангела. Михаило-Архангельская церковь Церковь. Действует.   Престолы: Михаила Архангела , Грузинской иконы Божией Матери , Покрова Пресвятой Богородицы Год постройки:1787. Адрес: 601234 Владимирская область, Собинский район, с.Калитеево Координаты: 56.25212, 39.8773 Проезд:От Собинки выезжаем к трассе М7, с трассы М7 на бывшем посту ГАИ в Лакинске (светофор) на север 11км до п.Ставрово, далее по дороге Р75 на северо-запад 13км до правого указателя " Алепино. Родина русского писателя Солоухина " , сворачиваем по указателю, не заезжая в Алепино 8км до правого указателя " Калитеево " , сворачиваем, до села 2км. Церковь находится в центре села за магазином. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Из истории села Калитеево: ... " 144-151 и 155 (1647) гг. (село числится) за боярином за князем Иваном Ивановичем Шуйским по словесной сказке крестьян его старинная вотчина село Колитеево на пруде а в нем место церковное, что был храм арх. Михаила, место дворовое поповское, дв. вотчин., (двор вотчинников, т.е. владельца села) задворных деловых людей 3 дв., крестьян.(ских) и бобыльских 12 дв.(оров) 3 дв. пустых - бежали безвестно в 145 (1637) г. 186 (1678) г. в вотчине стольника князя Федора Михайловича Каркадинова. 1709г. князя Афанасия Федоровича Шаховского, а в 1715 г. значится за его женою вдовою Фетиньей Федоровной, а в селе Архангельском, Калитеево тож, храм арх. Михаила " ... По материалам книги: Холмогоров В.И. Материалы для истории церквей Владимирской губернии: Вып. 1. - Москва: тип. Рус. т-ва Вып. 6: Отд. 3: для Владимирской, Гусской, Медужской и Ярополченской десятин. 1911. Стр. 21. Село Калитеево - от Владимира в 35 верстах. Церковь во имя Архистратига Божия Михаила построена в сельце Калитееве в первый раз в 1705 г. усердием владельца сельца, стольника князя Афанасия Федоровича Шеховского. В 1704 г. 7 марта князь Шеховской в патриарший казенный приказ писал: «вотчина за мной во Владимирском уезде в Ильмехотском стану сельцо Калитеево, а в том сельце обещался я построить церковь во имя архистратига Михаила и прошу повелеть на тое церковь лес готовить и церковь строить и дать благословенную грамоту». В том же году патриарший казенный приказ дал благословенную грамоту князю Шеховскому.

http://sobory.ru/article/?object=09509

Любаново. Церковь Рождества Христова. Рождественская церковь /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Существовавшая ранее церковь Рождества Христова в селе Любанове. Село Любаново по писцовым книгам Боровского уезда Суходольского стана за 1628 г. находилось «за стольником Алексеем Дмитриевичем Колычевым, приданная вотчина, что ему дала в 1622 г. теща его вдова Офросинья Ивановна Мутянская старинной своей вотчины без четверти села, а четверть того села в вотчине за Петром и Артемием Волынскими, а в селе церковь Рождества Христова с приделами Знамения Пречистой Богородицы и Николы Чудотворца, на церковной земле двор попов». Исторических сведений о первоначальном построении церкви не имеется. Церковная Христорождественская земля отдавалась в оброк и по книгам Патриаршего Казенного Приказа писалась по 1662 г. на «дьячке Антошке Васильеве оброку 6 денег». О Рождественской церкви в селе Любанове как «жилой» упоминается в первый раз в приходной окладной книге Патриаршего Казенного Приказа за 1646 г. под Звенигородскою десятиною: «по книгам десятильника Семена Соболева и поповского старосты Никольского попа Сергия прибыла вновь церковь Рождества Христова, да в приделах: Знамения Пресвятой Богородицы да Николы Чудотворца; дани 8 денег, десятильничьих гривна и 3 февраля те деньги платил староста поповский поп Сергий». Рождественская церковь писалась в тех же приходных книгах под Звенигородскою десятиною по 1677 г. в следующем порядке: «церковь Рождества Христова, да в приделах: Знамения Пресвятой Богородицы да Николы Чудотворца; дани 8 денег, заезда гривна». В 1677 г. – «по переписным книгам Дмитровского Борисоглебского монастыря архимандрита Питирима сия церковь в вотчине Кондратия Черторижского в селе Любанове, дани положено вновь 30 алтын, заезда гривна». В 1637 г. село Любаново «без одного жеребья» досталось князю Никите Егупову-Черкасскому по закладной от Алексея Колычева, а по смерти князя Черкасского оно перешло в 1638 г. к его жене вдове княгине Марье с сыном князем Михаилом Черкасским. В 1647 г. два жеребья села Любанова куплены у князя Черкасского, а в 1651 г. третий жеребий - у Андрея Львовича Плещеева, «что ему дано было в приданое от Артемия Волынского за родною сестрою Авдотьею». В 1687 г. Кондратий Черторижский отдал село Любаново своим детям: Афанасию, Михаилу, Петру, Степану и Василию. По переписным книгам 1705 г. в селе Любанове с деревнями: Бирюлевой и Семеновичи, принадлежавших М. К. Черторижскому, числилось 33 двора крестьянских, людей 121 чел.

http://sobory.ru/article/?object=42680

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГОАР [франц. Goar] Жак (1601, Париж - 23.09.1653, Амьен, Пикардия), литургист, историк, один из основателей византиноведения . Г., изучив лат. и греч. языки уже в раннем возрасте, в 1619 г. вступил в доминиканский орден проповедников и уже через год смог сдать экзамен по богословию и философии и принять монашество; затем преподавал философию и богословие в Тулузе. В 1631 г. орден направил его на греч. о-в Хиос, где он до 1637 г. был настоятелем доминиканского мон-ря св. Себастьяна. По возвращении стал настоятелем мон-ря св. Сикста в Риме. В этот период Г. имел тесное общение с византинистами Львом Алляцием, Василием Фалаской и др. В 1640 г. Г. занял пост приора Совета доминиканцев в Риме. В 1653 г. был назначен помощником генерала доминиканского ордена в г. Амьене. «Εχολγιον sive Rituale Graecorum...» (Евхологий, то есть Греческий ритуал...), самый известный труд Г., впервые был издан в Париже в 1647 г. (Венеция, 1730. Грац, 1960). Г. работал над книгой по возвращении из Греции, где он смог собрать ценные рукописные материалы. Эта книга явилась первым критическим изданием молитв таинств и различных чинопоследований визант. Евхология и стала для исследователей правосл. богослужения одним из главных пособий. Кроме оригинальных греч. текстов и их переводов в ней представлены разночтения отдельных мест (Variae), а также разнообразные исторические сведения о происхождении и значении предметов и обрядов правосл. богослужения (Notae). Публикация оригинальных текстов до наст. времени сохраняет научное значение: в частности, рус. литургист А. А. Дмитриевский считал свое не превзойденное по объему «Описание литургических рукописей...» в значительной степени дополнением к книге Г. ( Дмитриевский. Описание. Т. 2). «Евхологий» оказал влияние на богослужение правосл. Церкви: так, отдельные особенности порядка чинов хиротесий, согласно совр. рус. «Чиновнику архиерейского священнослужения», обусловлены тем, что рус. справщики 2-й пол. XVII в. использовали «Евхологий» Г. в качестве одного из источников. В отличие от текстов чинопоследований предлагаемые Г. комментарии к ним в основном устарели, хотя еще в XIX в. они сохраняли свою актуальность - литургический комментарий «Новая Скрижаль», составленный архиеп. Вениамином (Краснопевковым-Румовским) , в значительной степени является рус. переводом лат. схолий «Евхология» Г.

http://pravenc.ru/text/165195.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010