де ла Барка-и-Барреда Гонсалес де Энао Руис де Бласко-и-Рианьо [испан. Calderón de la Barca y Barreda González de Henao Ruiz de Blasco y Riaño] Педро (17.01.1600, Мадрид - 25.05.1681, там же), испан. драматург и поэт, представитель культуры барокко. Родители - дворянин Диего Кальдерон, секретарь Совета по управлению гос. имуществом, и Ана Мария де Энао, дворянка нем. происхождения. Когда К. было 10 лет, умерла его мать, а через 5 лет - отец, после смерти к-рого К. и его братьям пришлось вступить в долгий судебный процесс с мачехой по вопросу о наследстве. В 1605 г. К. пошел в школу (колехио) в Вальядолиде (столица Испании в 1601-1605), но 3 года спустя по решению отца был переведен в иезуитскую коллегию в Мадриде, чтобы стать священником и унаследовать должность капеллана в Толедо, завещанную семье бабкой по материнской линии. Недолго проучившись в ун-те в г. Алькала-де-Энарес, К. стал студентом Саламанкского ун-та, окончил его в 1618 г. со степенью бакалавра права. Отказавшись стать священником, он поступил на военную службу, которую по необходимости совмещал со службой при дворах испан. знати. В 1623-1625 гг., сопровождая герцога де Фриас, побывал во Фландрии и в Италии. Участвовал во мн. военных кампаниях, в частности в осаде Фуэнтеррабии (1638) и в войне против отделения Каталонии от испан. короны (1640-1642). В 1642 г., после ранения, ушел в отставку. Занимался сочинением пьес. С 1623 г. пьесы К. ставились как в городских «площадных» театрах (корралях), так и в придворном театре (с 1634 преимущественно там). К. дебютировал как автор придворной комедии «Любовь, честь и власть» (Amor, honor y poder). Успех к нему пришел после постановки в 1629 г. «комедии плаща и шпаги» «Дама-невидимка» (La dama duende). Покровительство испан. кор. Филиппа IV обеспечило К. заказами на сочинение пьес для постановок при дворе - сначала в интерьерах мадридского Алькасара, затем в построенном в 1632 г. театре «Колизей» в парке Буэн-Ретиро (с 1635 К. был директором этого театра). Особое место в его творчестве занимают одноактные аллегорические пьесы на библейские и мифологические сюжеты, приобщавшие массового зрителя к основам католич. вероучения,- «священные действа» (испан. «аутос сакраменталес»), которые были предназначены для постановки на городских улицах во время католич. праздника Тела Христова (1-й четверг после Троицы). Самые известные «аутос сакраменталес» К.- «Божественный Ясон» (El divino Jasón, 1625), «Пир царя Валтасара» (La cena del rey Baltazar, 1632), «Великое торжище мира» (El gran mercado del mundo, 1635), «Великий театр мира» (El mayor monstruo del mundo, 1637), «Божественный охотник» (El divino cazador, 1642). В 1636 г. кор. Филипп IV возвел К. в члены духовно-рыцарского ордена Сантьяго . Тогда же была опубликована «Первая часть» комедий К., подготовленная к печати его другом и учеником Хуаном де Вера Тассисом-и-Вильярроэлем (при жизни К. были изданы еще 8 «частей», а в 1677 вышло 1-е собрание «аутос сакраменталес»).

http://pravenc.ru/text/1320177.html

Краткая летопись важнейших событий города Малоярославца От литовского разорения (в1610 году), до настоящего времени 1)  В 1613 году марта 13 дня в числе выборных, подписавших грамоту о избрании на Царство Михаила Федоровича от Малоярославца был дворянин Константин Семёнов. 2)  В 1639 году в Малоярославецком уезде по грамоте Царя Михаила Федоровича заведены железные заводы (Вестник Европы, на 1816 год 8, стр. 292). В 1781 году заводы эти (три) пожалованы Графу Шувалову. 3)  В 1642 году на земском соборе, на коем был обсуждаем вопрос: удерживать ли за Россией Азов, взятый у Турок казаками, или нет? Из Малоярославца выборными были: Афиноген Челищев и Иван Тарбеев (Собр. Госуд. Гр. Ч. III, стр. 382 и 399). 4)  В 1653 году, в числе других городов, и в Малоярославце Окольничий Князь Д. А. Долгорукий и дьяк Иван Тимашов верстали детей боярских поместными и денежными окладами. 5)  В 1654 году моровое поветрие, свирепствовавшее в Москве, посетило и Калужскую область; в Малоярославце оно продолжалось с 1-го сентября по 28-е декабря. 6)  В 1681 году собиралось на жалованье московским стрельцам в Малоярославце с 101 двора 10 рублей 30 алтын. (см. Акты Ист. Ч. IV, 250). 7)  В 1682 году прислан был, в числе прочих городов, и в Малоярославец Стольник Иван Богданов сын Яковлев для высылки к Троицкому монастырю ратных людей для усмирения стрелецкого бунта. 8)  В 1708 году Малоярославец вошёл в состав особой провинции, которая названа Калужской и приписана к Московской Губернии. При открытии провинции в Малоярославецком уезде считалось 1637 дворов. При втором образовании Калужской провинции в 1718 году Боровск, Малоярославец и пригороды Таруса и Оболенск остались просто в зависимости от Москвы. 9)  В 1760 году в донесениях из Калужской Провинциальной Канцелярии, по случаю составления общего атласа Российской Империи, между прочим сказано: «в Малоярославце на острове Черноостровский Николаевский монастырь недавно построенный; в уезде есть Городище, подобное небольшой круглой горе; три железных завода Графа Шувалова, построенные иностранцами более 100 лет назад, и три Фабрики, заведенные полотняные в 1718, бумажная в 1726 и суконная в 1751 году».

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла [серб. и целе Umaлuje enapxuja] Сербской Православной Церкви (СПЦ). Учреждена в 1931 г. Объединяет приходы СПЦ на территории сев. части Хорватии, а также окормляет общину в Словении и 5 общин в Италии (Триест, Рим, Милан, Бари и Венеция). Кафедра в г. Загреб. Правящий архиерей - митр. Иоанн (Павлович) , на кафедре с 1977 г. Епархия разделена на 5 наместничеств, имеет 48 приходов, 2 мон-ря ( Лепавина и мон-рь во имя прп. Параскевы (Петки) в Загребе), 15 священников (2007). На территории Славонии (историческая обл. на северо-востоке совр. Хорватии) правосл. духовенство появилось благодаря Екатерине, дочери серб. деспота Георгия Бранковича (см. ст. Бранковичи ). В 1433 г. она вышла замуж за гр. Ульриха Целльского и привезла с собой из Смедерева правосл. священника. По ее заказу был переведен на слав. язык Апостол (1454; Белград, МСПЦ). Но Ватикан дважды, в 1432-1434 и в 1435-1439 гг., посылал в Славонию францисканского миссионера Иакова из Марке (впосл. был канонизирован католич. Церковью) с целью обратить «схизматиков» в «римскую веру». После обновления Печской Патриархии в 1557 г. правосл. сербов в Славонии окормлял митрополит Пожегский. Во время австро-тур. войны (1593-1606) в окт. 1595 г. митр. Пожегский Василий основал Марчанскую епархию с кафедрой в мон-ре Марча . Архиереи этой кафедры активно противостояли навязыванию унии со стороны католиков. В 1640 г. благодаря действиям католического еп. Загреба Бенко (Бенедикта II) Винковича (1637-1642) на территории епархии были открыты униат. школы. В 1716 г. униаты на пороге храма убили игум. мон-ря Лепавина Кондрата. 29 авг. 1700 г. католич. еп. Загреба Стефан IV Селишичевич (1694-1703) отмечал, что мн. сербы перешли в католичество, а в 1702 г. католич. еп. Сеньско-Модрушский Мартин Брайкович (1699-1703) добился выплаты священникам-униатам жалованья. В 1708 г. Собор австр. сербов не допустил к работе епископов-униатов и лишил их сана.

http://pravenc.ru/text/182463.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АРСЕНИЙ (Суханов Антон Путилин; † 14.08.1668, Троице-Сергиев мон-рь), келарь Троице-Сергиева мон-ря, дипломат, писатель, заведовал Московским Печатным двором . Отец А. Путило Елизарьев Суханов владел деревней, к 1622 г. разорился и «волочился меж двор на Туле». После 1622 г. Антон Суханов служил дьячком в коломенском Старо-Голутвине мон-ре , где принял постриг с именем А., рукоположен во диакона Коломенским и Каширским еп. Рафаилом. С авг. 1633 г. А. был архидиаконом при Патриархе Филарете , его личным секретарем и хранителем Патриаршей казны. В 1634 г., после смерти Патриарха, поселился в Чудовом мон-ре , принимал участие в Соборах, приемах иностранных посольств, списывал и приобретал для себя рукописи, учил греч. язык. В 1637-1640 гг. в составе посольства кн. Ф. Ф. Волконского-Шерихи ездил в Грузию для сбора сведений о церковной жизни страны. Между 1642 и 1645 гг. рукоположен во иеромонаха и назначен строителем Троицкого Богоявленского мон-ря в Кремле. Поездка в Молдавию и Валахию (1649-1650), прения с греками о вере 27 янв. 1649 г. в Москву прибыл Иерусалимский Патриарх Паисий за милостыней для храма Гроба Господня. Он участвовал в богослужении в Успенском соборе Кремля и обратил внимание царя Алексея Михайловича и Московского Патриарха Иосифа на несогласие в чинопоследованиях и обрядах Русской Церкви с греч. Церквами. Решено было послать с Патриархом Паисием «в Иерусалим, и в Александрию, и в Святые горы, и в Царьград» А., к-рому предписывалось «узрети, како греки... церковный чин и пение содержат». Вместе с Патриархом Паисием поехал также иеродиак. Троице-Сергиева мон-ря Иона Маленький, составивший описание путешествия - «Повесть и сказание о похождении в Иерусалим и в Царьград». Посольство Патриарха Паисия выехало из Москвы 10 июня 1649 г., 24 авг. прибыло в Яссы, где остановилось в принадлежавшем Патриарху мон-ре. В окт. 1649 г. в Яссах А. узнал о пребывании в Молдавии Т. Анкундинова, выдававшего себя за царевича Ивана Васильевича Шуйского. С сообщением об этом А. 10 нояб. отправился в Москву, откуда 26 янв. 1650 г. был отправлен в обратный путь с поручением собрать сведения о самозванце, перебравшемся на Украину. 9 апр. А. приехал в Тырговиште, где в то время находился Патриарх Паисий. По дороге 30 марта А. остановился в Васлуе на подворье болг. Зографского афонского мон-ря, где рус. дипломату рассказали о расправе, учиненной на Афоне греч. монахами над серб. старцем Дамаскином, крестившемся двуперстно (см. Двоеперстие ), а не 3 перстами, как греки. Греч. монахи объявили Дамаскина еретиком и выдали тур. властям, серб. старец был заключен в тюрьму. Книги, на к-рые Дамаскин ссылался в доказательство своей правоты: московские издания («Книга Кирилла Иерусалимского», Следованная Псалтирь, «Многосложный свиток») и некая серб. книга,- были сожжены греч. монахами.

http://pravenc.ru/text/76252.html

Муром. Воскресенский монастырь. Собор Воскресения Христова. Карта и ближайшие объекты Собор во имя Воскресения Христова девичьего Воскресенского монастыря города Мурома Наиболее ранние упоминания о женском Воскресенском монастыре в Муроме относятся к 1566 году. Какие в то время в нем существовали церкви, нам неизвестно. Достоверное их описание впервые было сделано только в начале XVII века: «За ручьем на горе Воскресенский девичий монастырь, а в нем две церкви шатровых: а) Воскресения Господня деревянная на подклети, о трех верхах шатровых, с двумя приделами: святителя Николая Чудотворца и собора Архистратига Михаила; б) церковь деревянная теплая во имя Введения Божией Матери» (Опись Бориса Бартенева 1637 года) Каменным монастырский собор стал только в середине XVII столетия. В 1655-1658 годы на средства купца Семена Федоровича Черкасова в обители, располагавшейся на высоком берегу Оки, в Кожевенной слободе, возвели Георгиевскую церковь (она не сохранилась до нашего времени), собор во имя Воскресения Господня и храм Введения Пресвятой Богородицы с колокольней. Последние две церкви построили на месте более древних – деревянных Своим обликом Воскресенская церковь напоминает соборы других монастырей Мурома: Троицкого - возведенного немного раньше – в 1642 году и Благовещенского – несколько более позднего (1664 год). По композиции собор Воскресенского монастыря представляет собой пятиглавый храм с высоким кубом в основании. С западной стороны к нему примыкает трапезная с двускатным перекрытием. Кроме того, с северной и западной сторон его охватывает крытая галерея-гульбище с крыльцами, увенчанными четырехгранными шатрами Судить о первоначальном декоративном убранстве собора сейчас не представляется возможным, так как в 1792 году он пострадал от пожара, а в конце XIX века его оштукатурили, т.е. покрыли древнюю кладку толстым слоем цементного раствора. На рубеже столетий в соборе выполнили новые росписи. В это же время он получил четырехскатное перекрытие, окончательно исказившее его облик. Оно уничтожило очарование от ставшей традиционной в Муроме «горки» из двух рядов чередовавшихся больших и малых кокошников сложного профиля, дополненных небольшими кокошничками в основании барабанов. Кроме этого, барабаны с главками, очертания которых напоминают соборы ранее упомянутых монастырей, плохо согласуются с позднейшим перекрытием и создают впечатление «чужеродности». Следует отметить, что столь ярко выраженная разница в размерах кокошников верхнего и нижнего ряда, является отличительной особенностью именно этого храма. В убранстве соборов других муромских монастырей она отсутствует.

http://sobory.ru/article/?object=05785

Павел Михайлович Строев (1796-1876) Монастыри 1 Ипатиевский Троицкий, на краю города Костромы 263 основан предками царя Бориса Годунова; упом, с 1443 г. В XVII веке ставропигиальный. 16 июля 1744 обращён в кафедру Костромских архиереев, кафедральный. [II, 632.) С 3 июня 1835 первоклассный, под управлением архиереев и наместников. Игумены Феогност при великом князе Василии Василиевиче, 2 янв. 1511. (Акт. Ист., I, 176). Паисий , 25 янв. 1537. Вассиан , 1558–66, после в Новоспасском. Никандр , 1572–74. Порфирий уволен 1582. Варлаам , 1582–84. ( Гурий Ступишин , строит., 1585–98). Архимандриты Иаков перев. из Соловецкого 1597–1606. Феодосий , 19 сент. 1608. Кирилл , 1613–16. Иосиф , 1617–22. Кажется, он после в Чудове был. Пафнутий , 1622–31. Тихон , 1631–40. Иосиф , 1640 и 41. (В 1637–40 послан был в Грузию). Авраамий , 1642–46. Сергий , 1646–49. Гермоген , 1649–53. Тихон , 1653–63. Мисаил , 1663–66. Кирилл , 1666–70. Феодосий , 1670–74. Будто-бы, перев. в Новый Иерусалим. Антоний 24 янв. 1675 перев. из Переяславского Даниилова; по 1683. Пахомий , 1683 и 84. Феодосий , 1684–92. Паисий , 1692–98; † 23 мая 1701, в Москве. Симеон , архим. Свияжского Богородицкого, перев. 12 сент. (sic) 1698–1711, † 22 янв. Тихон , 1711–1720. Гавриил Бужинский произведён 22 янв. 1721, а 24 мар. 1722 перев. в Троице-Сергиеву Лавру. Серапион , 1722–30 (упом. в авг.). Платон Малиновский в 1730 перев. и из Харьковского Преображенского; 12 авг. 1732 арестован, а 13 дек. 1738 лишён сана и послан в Иркутск; с 19 сент. 1742 епископ Сарский. Никодим Сребницкий в июле 1734 перев. из Святогорского, а 18 янв. 1736 перев. в Ново-Спасский. Пимен Савелов в февр. 1736 перев. из Тольгского, а 29 июня 1740 хирот. в епископа Вологодского. Феофилакт в окт. 1740 перев. из Корнилиева Комельского, а 14 сент. 1743 хирот. в епископа Воронежского. Симон Тодорский произведён 12 сент. 1743, а 31 мар. 1745 хирот. в епископа Костромского. При нём мнтрь обращён в архиерейский дом. 2 Богоявленский, в Костроме, основан в половине XV века иноком Никитой. Ныне второклассный. [III, 399.] В 1847 сгорел, монахи переведены в Игрицкий. Игумены

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Содержание Предисловие I. Сношения Российской Церкви с Восточною в княжение Иоанна III и Василия IV II. Сношения с Востоком при царе Иоанне Васильевиче III. О признании царского достоинства Иоанна Васильевича Патриаршим собором в Царьграде IV. Сношения с Востоком при царе Феодоре Иоанновиче Учреждение Патриаршества в России. Пришествие Патриарха Иеремии Пришествие Митрополита Тырновского Дионисия Милостыня царская Востоку V. Сношения с Востоком при царе Борисе Годунове VI. Пришествие Патриарха Феофана Иерусалимского Сношения России с Востоком Часть II. Сношения Российской Церкви с Восточною в царствие Михаила Феодоровича Сношения с Патриархами, Вселенским Кириллом и Иерусалимским Феофаном 1627 1628 1629 1630 1632 1633 1634 1635 1636 1637 1638 1639 Смятения после Патриарха Кирилла. Сношения с его преемниками 1640 1641 1642 1643 1644 1645 Воцарение Алексея Михайловича     Предисловие Если извлечь из церковных и гражданских актов Государственного Архива в Москве все то, что относится до наших духовных и политических сношений с Востоком, со времени падения Царяграда, то здесь откроется обширное поле для любознательности православных. Сыны Церкви Российской, которая заимствовала духовное просвещение из лона Греческой, с утешением увидят, что они уже отчасти заплатили сыновний долг страждущей своей матери на Востоке. По неисповедимым путям Божиим, мы освободились от двухвекового ига неверных в ту самую эпоху, когда Греки подпали столь же тяжкому игу, и конечно не без тайного Промысла произошло такое событие, по видимому как бы случайное: в свое время суждено было Греческой Церкви утешать и подкреплять Российскую в годину ее бедствий, и в свою очередь священная сия обязанность перешла к отечественной нашей Церкви, дабы таким образом, по слову Апостольскому, нося взаимно тяготы одна другой, исполнить тем закон Христов ( Гал. 6:2 ), и засвидетельствовать пред лицом вселенной взаимную, неразрывную связь. Чтобы изложить, хотя в кратком очерке, все наши сношения с Востоком в течение четырех веков, надобно написать целые книги, потому что, начиная от Uoahha III (собирателя Руси, как его называли в летописях) и до новейших времен, представляется множество таковых актов; в особенности обильно ими царствование первых двух Государей дома Романовых, и наипаче благочестивого Царя Алексия Михайловича.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Т.Н. Джаксон, И.Г. Коновалова, А.В. Подосинова 58. «Саксонская всемирная хроника» (около 1229 г.) «Саксонская всемирная хроника» написана на средненижненемецком (среднесаксонском) языке и представляет собой первый опыт всемирной хроники на одном из Немецких диалектов. «Хроника» была весьма популярна в средневековье и раннее новое время, сохранившись в более чем тридцати списках, которые подразделяются на три редакции (А, В, С), чрезвычайно отличающиеся друг от друга по объему и содержанию, хотя и принадлежащие, по всей вероятности, одному автору. Из двух основных датировок – ок. 1229 и между 1260 и 1275 гг. – первая выглядит более обоснованной. При описании событий до первой четверти XII в. включительно саксонский автор использовал главным образом «Хронику» Эккехарда (см. 26), в дальнейшем его изложение становится самостоятельным или опирается на не дошедшие до нас источники: так, редакция С, насколько можно судить, часто прибегает к утраченной «Большой люнебургской хронике», созданной в XII в. в монастыре св. Михаила в Люнебурге. Издания: Sächs. Weltchr. S. 1–279. Литература: Herkommer 1972; Menzel 1985. 1. 49. [Правление римского императора Траяна 1635 .] Тогда был умучен в ссылке на Руси (to Ruzen) третий папа Климент 1636 . После него был Еварист, который также был умучен 1637 . Пятым папой стал Александр 1638 . (Sächs. Weltchr. S. 105) 2. 121. [Начало правления римского императора Константа 1639 .] Он был еретиком и убил своего брата 1640 . Он схватил папу Мартина и отправил его в ссылку на Русь (to Ruzen), где тот умер мучеником 1641 . После него папой стал Евгений 1642 , а после – Виталиан. (Sächs. Weltchr. S. 143) 3. 157. [Благодаря королю Оттону 1643 христианство распространяется у данов и славян 1644 .] 158. В это время и русь (de Ruzen) прислала к королю Оттону (koning Otto), чтобы он послал им проповедника. Он послал им епископа Адальберта (Adelbrecht) 1645 , который стал там великим мучеником 1646 . (Sächs. Weltchr. S. 163) 4. 189. После папы Виктора папой стал Урбан 1647 . Император Генрих 1648 взял другую жену, которую звали Агнесой 1649 , добрую госпожу. Она была вдовой маркграфа Генриха (marcgrave Heinrike) и дочерью короля Руси (des koninges van Ruzen) 1650 . Их свадьба была в Кёльне 1651 . После этого император Генрих осадил в Тюрингии один замок – Гляйхен (Gelichen), принадлежавший маркграфу Экберту из Брауншвайга (marcgrave Ekbert de Bruneswic) 1652 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БОБОЛЯ [польск. Bobola] Андрей (29 или 30.11.1591, дер. Страхоцина близ г. Санок, Польша - 16.05.1657, мест. Янов-Полесский, совр. г. Иваново Брестской обл., Белоруссия), св. католич. Церкви (пам. зап. 16 мая), иезуит. Происходил из средней шляхты, учился в иезуитской школе в г. Бранево (Вост. Пруссия). В 1611 г. в 12-летнем возрасте Б. вступил в новициат Общества Иисуса в Виленской иезуитской академии. По окончании новициата (1613) перешел на философский фак-т. В 1618-1622 гг. учился на богословском фак-те академии. 12 марта 1622 г. принял сан священника и был направлен в г. Несвиж, где стал префектом бурсы для молодежи из бедных семей. Местом его дальнейшей службы был определен костел св. Казимира в Вильно. В 1630-1633 гг. возглавлял иезуитскую миссию в Бобруйске. Под рук. Б. здесь был возведен первый каменный костел. В 1633-1636 гг. управлял Марианским об-вом учеников иезуитской школы в Плоцке. В 1636-1637 гг. был казначеем ордена в Варшаве. В 1637 г. переехал в Плоцк и в течение года исполнял обязанности префекта коллегиума иезуитов и казначея. В 1638-1642 гг. помощник ректора, казначей и директор иезуитской школы в г. Ломжа. В 1642 г. Б. был направлен в г. Пинск для обращения правосл. населения в католичество. Поддерживал сторонников Брестской унии . В связи с ухудшением состояния здоровья в 1646 г. он переехал в Вильно и 6 лет служил в костеле св. Казимира. Летом 1652 г. возвратился в Пинск, став казначеем в костеле св. Станислава. Во время пребывания на Полесье Б. активно проповедовал греко-католич. унию, чем вызвал нелюбовь к себе правосл. населения. В 1655 г. в Пинск вошли войска царя Алексея Михайловича , и Б. переехал в мест. Янов, где продолжил свою деятельность по обращению православных в католич. веру. Был убит жителями Янова. По преданию, причиной возмущения стала загадочная кончина уважаемого в Янове правосл. мещанина Захария Кробы и членов его семьи. Местные жители были убеждены, что они были отравлены Б., к-рый пытался представить смерть правосл. семейства как чудо. По подсказке местных жителей 16 мая 1657 г. Б. был пойман казаками Б. Хмельницкого и доставлен на центральную площадь для суда и публичной казни. Истерзанное тело Б. иезуиты переправили в Пинск и захоронили в склепе костела св. Станислава.

http://pravenc.ru/text/149413.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БУРЦОВ (Бурцев-Протопопов) Василий Федорович († после 1647/48), московский подьячий, типограф, издатель. Судя по прозвищу, происходил из семьи священнослужителей. Первые упоминания о Б. в документах относятся к 1626/27 г., когда он с кн. Р. Волховским описывал Епифанский, Венёвский и Тульский уезды, в 1631/32 г. с И. Загряжским - Соловский у., в 1638 г. имел двор в Москве. С 1632 г. Б. работал на Печатном дворе , руководил постройкой нового печатного отд-ния, а затем и его работой. Задачей этого отд-ния, созданного на средства Патриаршего разрядного приказа, по-видимому, должно было стать обеспечение книгами школы, основанной Патриархом Филаретом . Подтверждением тому являются первые книги, изданные Б.,- Буквари, Псалтири, Часовники (в документах Б. нередко именуется «подьячим азбучного дела», по-видимому он руководил издательским процессом на всех этапах - от составления книги до выпуска ее в свет). После смерти Патриарха Филарета († 1 окт. 1633) Б. отделился от Печатного двора, компенсировав казне расходы по созданию отд-ния. (По поводу статуса его типографии в лит-ре существуют различные мнения - ее считают либо частной (И. В. Починская), либо 2-й гос. (И. В. Поздеева).) Типография Б. успешно функционировала в 1633-1642 гг. и была закрыта с восшествием на Патриарший престол Иосифа . За это время было напечатано не менее 20 изданий: 4 издания Псалтири, 1 - Псалтири с восследованием, 3 издания Часовника, 4 - Букваря, Служебная Минея на сентябрь, Служебник, Апостол, Евангелие учительное, Святцы, Шестоднев, Канонник, Требник,- к-рые характеризуются мн. новаторскими для великорус. книгопечатания чертами. Б. первым в Московском государстве издал буквари церковнослав. языка - в 1634 и 1637 гг.,- в основном следовавшие традиции букварей Ивана Фёдорова . Букварь 1637 г. имеет стихотворное вступление и является 1-м иллюстрированным букварем - на фронтисписе издания помещена гравюра с изображением сцены из школьной жизни, восходящая к польск. первопечатным букварям нач. XVII в. (возможно, через западнорус. посредство). Букварю 1634 г. предшествовало издание 2 азбук, выполненное, вероятно, также Б. (одно форматом в четвертку («полдесть»), др.- в осьмушку («четверть»)). Они упоминаются как распроданные к сент. 1634 г. в деле о продаже изданий Печатного двора ( Поздеева и др. Московский Печатный двор. С. 407). Стоимость этих азбук (соответственно 2 деньги и деньга) указывает на то, что это были малообъемные издания типа позднейших «восьмилисток», содержавшие, очевидно, лишь алфавиты (с разным порядком букв) и слоги. Печатник ввел в московские издания концовки. Канонник 1642 г. стал первой московской книгой, имеющей титульный лист.

http://pravenc.ru/text/153685.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010