Закрыть itemscope itemtype="" > Империя и Церковные Соборы " Собор Державный " Главы из книги 01.05.2001 476 Время на чтение 14 минут В распространенности и устойчивости соборной практики до первой четверти четвертого века, то есть до Первого Вселенского Собора, сомневаться не приходится. Только среди подручной литературы, среди настольных книг, не вдаваясь в специальное исследование на тему о древних Церковных Соборах, которое бы только отвлекло от основной цели нашей работы, мы обнаружили сведения более чем о тридцати Поместных Соборах, которые созывались до Собора в Никее. - в 160-170 годы. По свидетельству А.П.Лебедева (без конкретных указаний), были поместные соборы по вопросам времени празднования Пасхи и против ереси Монтана (17) . - 170-е годы. Собор в Иераполе Фригийском 26 епископов под председательством епископа Аполлинария против монтанистов и лжепророков (18) . - 190-192 годы. Поместные Соборы - Римский (под председательством Виктора), Александрийский, Палестинский (под председательством Феофила Кесарийского и Наркиса Иерусалимского), Осроинский, Понтийский (под председательством Пальмы), Коринфский (под председательством Вакхила Коринфского), Галльский (под председательством Иринея Лионского) и Эфесский (под председательством Поликрата). Все по поводу времени празднования Пасхи (19) . - около 196 года. Под председательством Феофила, епископа Кесарийского Палестинский собор греческих епископов о времени праздновании Пасхи (20) . - около 220 года. Карфагенский собор из 70 епископов африканских под председательством Агрипина Карфагенского (21) . - около 230 года. Иконийский собор (22). - около 230 года. Синадский собор (23). - середина 3-го века. Ежегодные поместные соборы в Кесарии Каппадокийской по председательством Фирмилиана Кесарийского (24) . - между 247-264 годами . Арсинойский собор в Египте под председательством Дионисия Александрийского против ереси хилиазма (25) . - между 250-253 годами . Римский собор под председательством Корнилия против ереси катаров (26) .

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2001/0...

Том 1 Содержание Основные даты жизни Первые годы жизни (1805–1812) Образование и воспитание (1812–1830) Первые годы преподавания (1830–1835) Годы ректорства (1835–1841) Епископское служение на Рижской кафедре (1841–1848) На Харьковской кафедре (1848–1858) На Черниговской кафедре (1859–1866) Кончина архиепископа Филарета «Православное догматическое богословие» Заключение Отделение четвертое. Совет Божий о спасении людей § 148. Содержание учения; определение Отца небесного о спасении людей § 149. Определение Божие о спасении человека есть: а) дело одной любви Божией; б) простирающееся на всех § 150 в) Никого не избирает безусловно § § 151. Соображения разума. Приготовления людей к спасению чаянием Искупителя § 153. Содержание учения § 154. Обетование Адаму и Еве § 155. Обетование данное Аврааму § 156. Пророчества Иакова § 157. Пророчество Моисея § 158. Пророчества о славном Мессии в пс. 2 § 159. В псалме 44 § 160. В псалом 109 § 161. Пророчества об уничижении Мессии – в псал. 15. 21 и 39 § 162. Пророчества после Давида до плена вавилонского. Пророчество Исаии а) о рабе Иеговы § 163. Об отрасли Иессеевой. § 164. Пророчество об Эммануиле § 165. Пророчество Михея § 166. Пророчества во время плена: пророчества Иеремии и Езекииля о новом завете § 167. Пророчества Даниила·, а) о времени вечного царства § 168. б)О времени старейшины и разрушения политического бытия иудеев § 169. После плена: пророчества Захарии § 170 Пророчество Малахии об ангеле завета § 171. Наставления о Спасителе предзнаменованиями § 172. Общие пути промысла Божия о падшем человечестве: § 173. б) В истории бедствий человеческих ; ожидание Избавителя по памятникам народов Отделение пятое. Сын Божий – спаситель человека I. Иисус обетованный Мессия § 174. Содержание учения; в Иисусе Христе исполнились § 175. б) О обстоятельствах жизни Мессии § 176. Свидетельство новозаветнаго откровения II. О лице Иисуса Христа § 177. Нужда и содержание учения § 178. Христос Иисус – истинный человек § 179. Преимущества человечества Иисусова § 180.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

История Русской Америки, как принято считать, началась с середины XVII века, когда кочи Семена Дежнева и Федора Алексеева открыли пролив, разделяющий Азию и Америку. Однако собственно Америку русские обнаружили лишь в 1732 году, когда экспедиция под руководством военного геодезиста Михаила Гвоздева на боте «Святой Гавриил» подошла к американской земле. Через 9 лет, в 1741 году, во время второй Камчатской экспедиции, Аляски достигли корабли Витуса Беринга и Алексея Гвоздева, которые обследовали значительную часть северо-западного побережья Америки и острова Алеутской гряды. По праву первооткрывателей Аляска вскоре была признана русским владением в Северной Америке, однако большого интереса российские власти к новым землям не проявили. Тем временем, в 1780-е годы на берег Аляски высадились первые русские поселенцы и занялись ее изучением. Освоение Америки связано в первую очередь с именем купца Григория Шелихова - «российского Колумба», как называл его Г.Р.Державин. При нем на Аляске основалось около 160 русских поселенцев и зародилось название нового края - «Русская Америка». В царствование Екатерины Великой, в 1794 году на Аляске была открыта православная миссия, а при Павле I освоение новых земель приобрело более организованный характер в связи с учреждением Русско-Американской компании (1797 г.) под руководством Николая Резанова, которой было дано право открывать и завоевывать новые земли в Америке. В 1798 г. русскими поселенцами был основан Новоархангельск (ныне г. Ситка в Канаде), а в годы царствования Императора Александра I стараниями «русского конкистадора» купца Александра Баранова, назначенного главным правителем края (1802 г.), наши владения в Америке распространились на юге до Калифорнии (Форт Росс к северу от Сан-Франциско). В 1821 году Император Александр I издал указ запрещавший плавание в Тихом океане иностранных судов севернее 51° с.ш., тем самым дав понять, что Берингово море является внутренним морем России. К середине XIX века общая площадь американских территорий, освоенных русскими, достигла 10% территории современных США.

http://ruskline.ru/history/2014/03/31/ut...

Скачать epub pdf (8/21 августа 1873 г. – 8/21 августа 1973 г.) В годы страшных бедствий, постигших великий русский народ, Божественный Промысл воздвиг многих самоотверженных и мудрых мужей, указывавших путь, идя по которому Россия не только избежала бы всех своих бедствий, но и пришла бы к небывалому величию, славе и расцвету. В нашей Зарубежной Руси такими славными мужами были – главным образом приснопамятный Митрополит Антоний и два его ученика, по Московской Духовной Академии – Митрополит Анастасий и по Казанской Духовной Академии – Архиепископ Виталий. От времени их рождения ныне исполняется столетие. Они были от детства своего избранниками Божиими – чистые девственники, самоотверженные подвижники и от юности своей посвятившие себя служению Церкви Божией. В эти дни сего славного столетия на меня, бывшего в течение 14 лет в Америке помощником и сотрудником Архиепископа Виталия, возложена честь написать эти строки о нем. Архиепископ Виталий в своей подвижнической и многотрудной и самоотверженной жизни прошел служение пророческое, святительское и народное. Перейдя из земной Церкви в Церковь торжествующую, небесную, он оставил нам священные заветы и знамя, которым русский народ может одержать победу над своим врагом – безбожным коммунизмом. Эти заветы его жизнь, а вещественное знамя – основанный им Св. Владимирский Храм Памятник – памятник былой Святой Руси и знамя надежды на ея воскресение, – Св. Троицкий Монастырь и Св. Троицкая Духовная Семинария, при нем разросшиеся и укрепленные. В годы смуты перед мысленным взором Архиепископа Виталия предстояла Русская Православная Церковь и Россия, которым он самоотверженно служил. В докладе Епархиальному Съезду в г. Нью-Иорке 19 марта 1935 года Архиепископ Виталий сказал следующия слова: «Вы помните эту нашу родную величественную матерь, Русскую Церковь , как она стояла до войны? На шестую часть вселенной раскинулась. Больше ста миллионов членов. Сколько она племен и народов соединила во едино с русским народом! Какое господствующее ея положение было в христианском мире! Она оказывала высокое покровительство и помощь Вселенским Патриархам, славянским и прочим православным Церквам, 115 епархий, огромныя Миссии в Китае, в Америке, в Японии, в Корее, в Персии, в Иерусалиме, 160 архиереев, более 50 тысяч подготовленных священнослужителей, еще более церквей, 1000 монастырей, более 50 тысяч иночествующих, 4 академии, 80 семинарий, 2½ миллиона учащихся в церковных школах.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rklickij...

свящ. Михаил Легеев Тема 11. Священноисповедник Феофил Антиохийский 11.1. Сведения о жизни О жизни святого Феофила известно совсем немного. Время его рождения неизвестно. Вероятно, он был уроженцем Сирии; в зрелом возрасте он пришёл ко Христу, подобно большинству апологетов, а впоследствии, около 168 года, стал шестым епископом Антиохии. Расцвет литературной деятельности св. Феофила приходится, таким образом, на конец 160-х – 170-е годы – время правления императора Марка Аврелия. Святой пережил гонения, ознаменовав себя подвигом исповедника; его епископское правление продолжалось 13 лет, вплоть до смерти святого в начале 180-х годов. Святой Феофил вошёл в историю Церкви как почитаемый святой, как один из наиболее значимых апологетов и, наконец, как характерный представитель антиохийского богословия, вместе со свт. Мелитоном Сардийским , во многом предварившим богословие свщмч. Иринея Лионского . Если у св. Мелитона мы видим раскрытие темы спасения и осмысление в её рамках христологии, осмысление, приведшее в конце концов церковную мысль к формуле «Бог стал человеком, чтобы человек стал богом», то святой Феофил прообразует в своём учении иную тематику будущего лионского святителя – тему Предания Церкви. 11.2. Творения До нас дошло одно, впрочем, весьма значительное, произведение св. Феофила Антиохийского – « Три послания к Автолику ». Данный труд представляет собой классический вариант апологии, адресованной частному лицу. Это произведение многопланово, имеет свои характерные черты и поднимает ряд важных богословских тем своего времени, помимо того что исполняет свою прямую апологетическую задачу – защиту Церкви и её истинного образа в глазах язычников, совершаемую ради их спасения. Другие сочинения святого (числом не менее четырёх) не сохранились. 11.3. Важные особенности богословия Богословие свт. Феофила носит характерные черты антиохийской школы, склонной к катафатизму и акценту на многообразии (см. п. 2.3.2 настоящего учебника). Из этого так или иначе вытекают (или, лучше сказать, этим так или иначе опосредуются) важнейшие богословские темы и прозрения этого святого. Таковы темы богопознания и Предания , первое в истории Церкви употребление богословского термина « Троица » и тот акцент мысли, который мы называем « богословской акривией » (см. п. 9.7.2 настоящего учебника).

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

свящ. Михаил Легеев Тема 13. Святитель Мелитон Сардийский 13.1. Сведения о жизни О жизни святого Мелитона, как и о жизни другого знаменитого святостью и трудами его современника, свт. Феофила Антиохийского , известно очень немного. Быв епископом города Сарды в Малой Азии, столицы провинции Лидия, святитель Мелитон вошёл в историю Церкви как яркий представитель малоазийского богословия эпохи апологетов. Его широко почитали за пределами Сардийской Церкви как человека святой жизни и «пророка». Святой Мелитон обладал большим литературно-художественным талантом; это очевидно при ознакомлении с единственным целиком сохранившемся его произведением – «О Пасхе», – замечательной проповедью, написанной в стихотворной форме. Хотя почти ничего из прочих его творений не сохранилось до наших дней, однако история упоминает о немалом их числе, всего более двадцати. Расцвет литературной деятельности св. Мелитона приходится на время правления императора Марка Аврелия, то есть примерно на 160–170-е годы. Имеются сведения о путешествии святителя в Палестину, записанные им самим. Предполагается, что умер святитель Мелитон своей смертью , дожив до глубокой старости, около 190 года. Есть основания полагать, что святой Мелитон боролся с ересью монтанизма, хотя подтверждающих это текстов святого не сохранилось. 13.2. Творения Несмотря на то, что творчество св. Мелитона Сардинского принадлежит эпохе апологетов, почти все его труды, исключая единственную Апологию, адресованную императору Марку Аврелию, не были связаны с миссионерской, то есть, применительно ко II веку, апологетической тематикой. Большинство его писаний имело христологическое и сотериологическое содержание, прообразуя то богословие о Христе и спасении человека, которое будет блестяще развито святым Иринеем Лионским , также малоазийцем по происхождению, то есть его младшим современником и наследником. Таковы утраченные трактаты и проповеди : «О воплощении Христа», «О создании и рождении Христа», «О страдании (Христа)», «О Кресте», «О дне Господнем», «О пророчествах о Христе», «О творении человека», «О природе человека», «О душе и теле, и страстях Господних» и даже «О телесности Бога». В этих творениях святой Мелитон, предваряя богословие сщмч. Иринея Лионского , одним из первых среди святых отцов учит о двух природах Христа Спасителя; по свидетельству свт. Ипполита Римского , «провозглашает Христа Богом и Человеком».

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

Б. Карандаев. Изъятие церковных ценностей в 20-е годы. artlib.ru Все 70 лет своего существования советская власть, осуществляя борьбу с религией, ведя антирелигиозную пропаганду, заявляла, что в новом советском обществе религия отомрет сама собой, благодаря просвещению и распространению передовых знаний о мире и человеке. Однако с самого начала и до ее последних дней, советская власть была вынуждена оказывать различные формы внешнего давления и преследования по отношению к религиозным организациям, стремясь к их полному уничтожению. Такая разрушительная деятельность свидетельствовала о полном бессилии антирелигиозной пропаганды и подтверждала слова иудейского законоучителя Гамалииила, сказанные им синедриону об апостолах Христовых: «Отстантье от людей сих и оставьте их; ибо если это предприятие и это дело от человеков, то оно разрушится, а если от Бога, то вы не можете разрушить его; берегитесь, чтобы вам не оказаться и богопротивниками» (Деян. 5,38-39). Русская Православная Церковь была в Советском Союзе самым крупным религиозным объединением и остается таковым сегодня на всем постсоветском пространстве. Более того, сегодня Русская Православная Церковь – вторая по количеству верующих христианская конфессия в мире, уступающая по этому показателю лишь Римо-Католической Церкви. Если в начале ХХ в. в Российской Империи проживало 84 млн. православных, для которых действовало около 50 000 храмов то в 2006 г. Русская Православная Церковь окормляла уже около 160 млн. верующих, для которых действовало 26 тыс. храмов. Эти цифры показывают нам, в первую очередь, некоторые масштабы того урона, который нанесли советские гонения Русской Православной Церкви. Именно экономическое и административное давление на Церковь, а не антирелигиозная пропаганда стали доминантой советской религиозной политики. Опубликованный 23 ноября 1918 г. Декрет Совета Народных Комиссаров об отделении Церкви от государства и школы от Церкви уже содержал в себе положения, лишавшие Церковь всего движимого и недвижимого имущества.

http://pravoslavie.ru/37106.html

«Ленинградцы» (воспоминания блокадников) 27 января 1944 года войскам Ленинградского и Волховского фронтов удалось отбросить гитлеровцев более чем на 60 км и освободить все коммуникации, связывающие город с Большой землей. Встреча двух этих фронтов ознаменовала полное освобождение Ленинграда. 23 января, 2014 27 января 1944 года войскам Ленинградского и Волховского фронтов удалось отбросить гитлеровцев более чем на 60 км и освободить все коммуникации, связывающие город с Большой землей. Встреча двух этих фронтов ознаменовала полное освобождение Ленинграда. 70 лет назад от блокады был освобожден город на Неве. 70 лет прошло с того дня. В самом городе сейчас участников и свидетелей тех событий — не более 160 тыс. человек. Потому важно каждое из воспоминаний. Собрать их как можно больше поставили себе целью сотрудники Музея обороны и блокады Ленинграда. Одна из них — Ирина Муравьева. «В нашем архиве хранится несколько тысяч дневников и писем времен блокады, а также воспоминаний живших в городе во время осады, — рассказывает она. — Иногда документы своих близких приносят родственники, как это было с дневниками учительницы Клавдии Семеновой. Их нашла ее правнучка. Это небольшие записные книжечки. Записи короткие, но день за днем». Долгие годы говорилось о том, что в блокадном Ленинграде работали лишь Драмтеатр и Филармония… Ирина Муравьева: Даже в самую тяжелую зиму 1941/42 гг. в городе работало несколько театров. В газетной афише от 4 января 1942 года значатся театры им. Ленсовета, Ленком, Музыкальной комедии, Драмы. Эвакуация их началась лишь в январе — феврале 42-го. Все 900 блокадных дней давали представления театры Краснознаменного Балтфлота, Дома Красной Армии, ТЮЗ, Малая оперетта, Камерный. И это тоже сыграло свою роль, прежде всего психологическую. Люди видели — жизнь в городе продолжается. Знаю, что вы проводите также большую поисковую работу, устанавливая биографические данные тех, чьи документы оказались в вашем музее. Ирина Муравьева: Волей случая попала к нам тетрадь Владимира Ге. Он вел записи в 1943 году. Было бы странно, представив в экспозиции дневник очевидца блокады, ничего не сообщить о нем самом. Из тетради была понятна лишь фамилия автора записей — Ге. Уж не родственник ли он известному русскому художнику? Поиск продолжался 5 лет. Перелистывая странички в очередной раз, обратила внимание на слово «управляющий». Зацепилась за него, ведь управляющие могли быть тогда только в банке. Так и вышло. Был там до лета 1941 года секретарем парторганизации Владимир Ге, правнук художника Николая Ге. Постепенно установила все адреса, где он жил в войну и после войны, нашла его дочку Татьяну, ради которой он и взялся за дневник (ей сейчас 80 лет), а также внучку. Сладкая горечь земли

http://pravmir.ru/leningradcy-vospominan...

Закрыть itemscope itemtype="" > Современные «покрышкины» Кто ответит за уничтожение самолётов на аэродромах? 11.09.2023 710 Время на чтение 7 минут « Александр Иванович Покрышкин – советский военачальник и лётчик-ас в годы Великой Отечественной войны, маршал авиации (1972). Первый трижды Герой Советского Союза. Кандидат военных наук (1969), военный лётчик 1-го класса (1951). С июля 1968 г до января 1972 г.— заместитель Главнокомандующего Войсками ПВО СССР . А.И. Покрышкин был вторым по результативности (после Ивана Кожедуба) пилотом-истребителем среди лётчиков стран антигитлеровской коалиции во Второй мировой войне» (Википедия) Современные российские «покрышкины», командующие российской стратегической авиацией, уже потеряли не в бою, но на аэродромах, несколько уникальных самолетов стратегической авиации из-за налётов украинских беспилотных летательных аппаратов – один Ту-22 (еще один, по неподтвержденным данным, повреждён) – на аэродроме в Сольцах (Новгородская область), один Ту-95 (или несколько Ту-95) – на базе стратегических бомбардировщиков «Энгельс-2» в Саратовской области. Также на аэродромах были потеряны два транспортных самолета Ил-76 и несколько вертолетов Ка-52. Сейчас эти самолеты Ту-22 и Ту-95 не производятся, то есть их потери – безвозвратные. Вместо них производятся новые бомбардировщики Т-160 (модернизация) и Ту-160 М, количество – 1-2 самолета в год. То есть этих самолетов в год производится меньше, чем космических аппаратов. Стоимость одного такого самолета – 16 миллиардов рублей. « В присутствии президента России Владимира Путина на Казанском авиазаводе (КАЗ) был подписан контракт на поставку Дальней авиации ВВС России 10 бомбардировщиков Ту-160М2 на сумму 160 млрд руб. до 2027 г. Об этом он заявил, встречаясь с работниками завода. Президент также наблюдал полёт бомбардировщика Ту-160 «Пётр Дейнекин» (названного так в честь скончавшегося в прошлом году главнокомандующего ВВС России в 90-е гг.), собранного в прошлом году на КАЗ из оставшегося с советского времени задела. Всего, как ранее заявлял замминистра обороны Юрий Борисов, будет заказано 50 Ту-160М2. Таким образом, общая стоимость программы с учетом НИОКР и расходов на обновление производственных мощностей (эта статья составляет 37 млрд руб.) может составить более 900 млрд руб., а их производство займет КАЗ до середины 30-х гг. XXI в.» (« Ведомости »).

http://ruskline.ru/news_rl/2023/09/11/so...

В предлагаемой вниманию читателя статье авторы постарались обрисовать современное состояние акафистного жанра. Между тем сразу же встает вопрос: а что следует считать акафистом? Что должно стать предметом нашего рассмотрения? Для того чтобы ответить на этот вопрос, обратимся сперва к переиздаваемой монографии профессора А. В. Попова , в которой фигурируют около 160 акафистов. Разумеется, это далеко не все акафисты, написанные к 1901 г. Однако критерии отбора анализируемых текстов ясны из заглавия работы: «Православные русские акафисты, изданные с благословения Святейшего Синода...». Таких – одобренных Святейшим Синодом – акафистов у Попова описано 136. (Акафисты, не утвержденные Синодом, Попов приводит отдельным списком – см. с. 537–547 наст, изд.) Если следовать подобным критериям, то необходимо будет признать, что к имеющимся у А. В. Попова акафистам за минувшее столетие прибавилось едва ли шесть-семь десятков новых произведений. Это, во-первых, акафисты, утвержденные обычным порядком уже после выхода книги А. В. Попова – до революции и в первые послереволюционные годы. Таких акафистов около 35. Кроме того, около полутора десятков акафистов получили одобрение на заседаниях Священного Синода в 1950–1980-е гг. Наконец, еще полтора десятка акафистов было рассмотрено созданной в 1989 г. Синодальной Богослужебной комиссией с последующим их утверждением Священным Синодом. (Список акафистов, утвержденных Русской Православной Церковью после 1901 г., см. на с. 554–559 наст, изд.) Однако при таком подходе вне поля зрения исследователей окажутся многие сотни текстов, которые были написаны в XX–XXI вв. и которые регулярно читаются в храмах и келейно (общее число акафистов на разных языках сегодня превышает 1500). Среди этих текстов (необходимо это признать) есть и совершенно одиозные – будь то в догматическом, экклезиологическом, агиологическом или языковом плане. Следовательно, необходимо сформулировать принципы оценки качества того или иного текста. Вряд ли имеет смысл делить акафисты лишь на «правильные» (одобренные Синодом) и «неправильные» тексты (ибо, повторимся, в таком случае «неправильными» окажутся сотни и сотни текстов); очевидно, здесь нужен более дифференцированный подход.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010