Магистерский диспут [по поводу работы: Григорий (Борисоглебский), иером. Третье великое благовестническое путешествие св. апостола Павла. Сергиев Посад, 1892] Источник В актовом зале академии, 31-го августа, в присутствии всех наличных профессоров и студентов и довольно многочисленных сторонних любителей духовного просвещения, состоялся магистерский диспут-коллоквиум исправляющего должность инспектора Московской академии иеромонаха Григория. Публичное заседание, под председательством ректора академии, открыто было в 12 часов дня пением студенческого хора, который исполнил стихиру Апостолу Павлу: «Кая темница не име тебе юзника», после чего секретарем Совета академии прочитаны были краткие биографические сведения о диспутанте (Curriculum vitae). – Магистрант иеромонах Григорий, – в мире Николай Иванович Борисоглебский, сын священника соборной Успенской церкви города Новосиля, Тульской губернии, родился 19-го марта 1867-го года. После первоначального обучения в Новосильском уездном и Ефремовском духовном училище, он получил дальнейшее образование в Тульской духовной семинарии, по окончании курса которой послан был в Московскую духовную академию, где и обучался четыре года, слушая кроме наук общеобязательных богословских и философских, предметы второй параллельной исторической группы. Будучи студентом четвертого курса, 25-го февраля 1891 года, он был пострижен ректором академии архимандритом Антонием, в монашество, причем ему наречено было имя Григория, в честь святого Григория Богослова . В том же году, 16-го марта, преосвященным Виссарионом, тогда епископом Дмитровским, он был рукоположен в иеродиакона. – По окончании академического курса со степенью кандидата богословия и с правом на получение степени магистра без нового устного испытания, о. Григорий, по определению Совета от 5-го июня 1891 года, оставлен был на годичный срок при академии, в качестве профессорского стипендиата для приготовления к замещению вакантных кафедр, а 12-го того же июня Высокопреосвященнейшим Иоанникием, тогда Митрополитом Московским и Коломенским, рукоположен в иеромонаха. – Февраля 24-го 1892 года. Совет Московской академии избрал иеромонаха Григория исправляющим должность доцента по кафедре нравственного богословия, освободившейся вследствие перехода профессора П.И. Казанского на кафедру истории философии, а 20-го мая Святейший Синод назначил о. Григория исправляющим должность инспектора Академии.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sokolo...

П.В. Долгоруков Графы и дворяне Кейзерлинги Древняя германская фамилия из Вестфалии, где владела поместьями в графствах равенсбергском и текленбургском. Имя своё она писала: Keзeлuhr(Keselingk); потом Кезерлинг (Keserlingk) и наконец Кейзерлинг (Keyserlingk). Альберт-фон-Кейзерлинг прибыл в Ляфляндию во второй половине пятнадцатого века. Вот поколенная роспись потомству его: КОЛЕНО I: Альберт фон-Кейзерлинг, женат на Анне ф. Тольк КОЛЕНО II: Альберт Германн, женат на Анне ф. Пфейлицер-Франк КОЛЕНО III: Иоанн, женат на Анне ф. Трейден Генрих, женат на девице ф. Остен-Сакен Анна, за Фомою ф. Амботен КОЛЕНО IV: Германн, женат на Елисавете ф. Гоэс Анна, за Иоанном ф. Дортезен Александр, женат на Елисавете ф. Тольк КОЛЕНО V: Эрнест, женат на Екатерине ф. Остен-Сакен Германн, женат на Анне ф. Пфейлицер-Франк КОЛЕНО VI: Германн-Эрнест, рождение 1625 † 4 января 1680; женат 1) на NN.; 2) на Анне-Елисавете ф. Гротгуз (от 1-го брака дочь; от 2-го брака 3 сына и 3 дочери) Агнеса-Елисавета, за Вильгельмом-Эбергардом ф. д. Бригген Урсула, за Филиппом-Бертольдом ф. д. Бригген Маргарита, за Генрихом-Эвальдом ф. д. Бринкен Георг-Иоанн, женат 1) на Екатерине ф. Дельвиг; 2) на Анне Цёгё ф. Мантейфель (от 1-го брака 2 сына и дочь; от 2-го брака сын и дочь) КОЛЕНО VII: Агафия, за Дитрихом ф. Рённе Ц.Иоанн-Эрнест, рождение 22 февраля 1660 † 1707; женат 1) на Агнесе-Сивилле ф. Нагель † 2 мая 1690; 2) на Доротее-Амалие Делла-Киеза (della Chiesa, дочери бранденбургского генерала), рождение 1672 † 26 апреля 1737 (от 1-го брака сын и дочь; от 2-го брака 2 сына и дочь) Отто-Эрнест, рождение 18 июня 1664 † 24 марта 1722; женат 1) на Анне-Сивилле Цёгё ф. Маитейфель; 2) на Марие-Сивилле ф. Рек (от 1-го брака 2 сына; от 2-го брака 5 сыновей и дочь) Германн-Фридрих, рождение 16 ноября 1669 † 1750; женат на Агнессе Цёгё ф. Мантейфель Анна-Сивилла, за Бенедиктом ф. Бутлар Александра, рождение 1667 † 1710, за Александром ф. Гёрнёр Агнеса, рождение 1671 † 1743; за датским майором ф. Гёрнёр Левин † 1690; женат 1) на Анне-Екатерине ф. Рённе; 2) на Екатерине-Гертруде ф. Бухгольц, рождённой ф. Остен-Сакен

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Закрыть itemscope itemtype="" > Великая Война и Февральская Революция 1914-1917 гг. Книга I. Глава 16 16.09.2012 376 Время на чтение 28 минут Декабрь 1915 года. - Смерть фрейлины Софьи Ивановны Орбельяни. - Выезд Государя из Ставки на фронт. - Болезнь Наследника. Возвращение в Царское Село. - Распутин и выздоровление Наследника. - Вера в молитвы Распутина. Поездка с Кеграсом на автомобильных санях. - Посещение меня революционером Бурцевым. - Выезд в Ставку 12го декабря. - Смотр Гвардии при ст. Черный Остров. - Смотр Гвардии около Волочиска и Подволочиска. - Возвращение в Могилев. - Приезд 28-го декабря Белецкого и его доклад. - Дело фрейлины М. А. Васильчиковой. - Ее письма приезд, сплетни, высылка. Выезд Государя на фронт 19-го декабря. - Смотр у ст. Замирье. - Генерал Куропаткин. - Государь подтверждает, что сказал в день объявления войны. - Смотры гренадерским частям. - Царь в землянках. - Смотры Архангелогородскому и Вологодскому полкам. - Смотр у дер. Новоселки. - Смотр у дер. Уши. - Смотр у ст. Вилейки. - Возвращение 24-го декабря в Царское Село. - Награждение меня орденом Св. Станислава 1-ой степени. - Сплетни в Петрограде. Родзянко, Сазонов и Хвостов. - Отъезд 30-го декабря в Ставку. - Приказ по Армии и Флоту 31-го декабря 1915 г. - Ночь под Новый, 1916 год. - Встреча 1916 года у меня в номере. 1-го декабря, в Царском Селе, в государевом дворце скончалась фрейлина княжна Софья Ивановна Орбельяни. Несколько лет она была прикована к постели параличом и медленно угасала. Ее очень любила вся Царская Семья. Когда-то княжна была очень близка к Государыне. Дружба Царицы с Вырубовой и болезнь княжны оттеснили княжну. С княжной как бы отходили в вечность последние воспоминания о тех годах, когда молодая, веселая, здоровая Царица Александра Федоровна ездила с княжной верхом, в Крыму, была свободна от «темных влияний». Все было, все прошло... «Еще одно верное сердце ушло», сказала с грустью Императрица. Императрица Мария Федоровна приезжала на панихиду из Петрограда. Царица Александра Федоровна с дочерьми присутствовала на панихидах, на выносе, на похоронах. 3-го все было кончено. Царица в то утро причастилась Св. Тайн. Было ясно, но холодно. Пятнадцать градусов мороза. Потом пошел снег.

http://ruskline.ru/analitika/2012/09/17/...

Скачать epub pdf I. Воспоминания Николай II. В дни отречения. (Из дневника Николая II). 15-го февраля, 1917 г. Среда. У меня сразу сделался сильный насморк. В 10 час. принял ген. – ад. Безобразова. В 11 1/2 час. – к обедне. Завтракал и обедал Сашка Воронцов (деж.). Принимал и осматривал собрание рисунков и фотографий военной трофейной комиссии до 3 1/2. Погулял. Погода была мягкая. Сегодня прибыл из Измаила батальон Гвардейского Экипажа и расположился в Александровке. В 6 ч. принял А. С. Боткина Вечером занимался. 16-го февраля. Четверг. С 10 час. принял: Ильина, Кочубея и Мосолова. В 11 1/2 поехали к часам. Завтракал и обедал Н. П. Саблин (деж.). Посидел у Ольги, Марии и Алексея. Погулял с Татьяной и Анастасией. Было 5° мороза и тихо. В 9 1/2 принял Протопопова. 17-го февраля. Пятница. Утром принял Барка и затем М. Граббе. Ездили к обеим службам. День был солнечный и морозный. Погулял с Татьяной и Анастасией. В 4 1/2 принял Озерова. Завтракал и обедал Кутайсов (деж.). Вечером исповедывались. 18-го февраля. Суббота. Солнечный и морозный день. В 9 час. поехали с Татьяной и Анастасией к обедне и причастились св. тайн. Затем о. Александр Васильев приехал к нам и приобщил Ольгу, Марию и Алексея. В 12 час. принял Беляева. Погулял один. В 4 ч. у меня был Рейн. Ездили ко всенощной. Обедал Све-чин (деж.). 19-го февраля. Воскресение. В 10 1/2 поехали к обедне с Татьяной, Анастасия тоже простужена. Завтракал и обедал Вилькицкий (деж.). Гулял один. До чая принял Балашева – члена Гос. Думы. В 6 ч. был кинематограф – видел конец «Таинственной руки». Вечером у Алике собрались: Лили Ден, Н. П., Мясоедов-Иванов, Родионов и Кублицкий. 20-го февраля. Понедельник. Встал поздно. Утром был, Воейков. После десятиминутной прогулки принял Григоровича и полк. Данильченко, командира запасного батальона Измайловского полка. Побыл наверху у болящих. Завтракал и обедал Сандро (деж.). В 2 1/2 принял депутацию от 8-го гренадерского Московского полка. Погулял. В 4 ч. у меня был Шаховской. В 6 ч. кн. Голицын и затем дядя Павел. Успел прочесть нужные бумаги до обеда.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

А.В. Попов Источники Архив Санкт-Петербургской епархии Ф. 2, оп. 8, д. 16: Первомученик Петроградский протоиерей Иоанн Кочуров. 22 письма из Америки. Письма родных. Российский государственный исторический архив. Ф. 796, оп. 172, год 1891, д. 2606: По ходатайству Преосвященного Алеутского о разрешении присоединить к православию униатского священника Алексия Товта и его прихожан. Ф. 796, оп. 174, год 1893, д. 3093: По представлению Пр го Алеутского об устройстве православной церкви в гор. Нью-Йорке. Ф. 796, оп. 177, год 1896, д. 3330: По отношению Хозяйственного при Св. Синоде Управления с ходатайством Преосвященного Алеутского о назначении на службу в его епархию окончившего курс в Вологодской духовной семинарии Константина Попова и диакона Вологодской епархии Рафаила Кедровского и об отпуске им путевых денег по положению. Ф. 796, оп. 178, год 1897, д. 3625: По представлению Преосвященного Алеутского с ходатайством об утверждении проекта Устава для школ и приютов в Алеутской епархии. Ф. 796, оп. 179, год 1898, д. 4086: О назначении студента IV го курса Казанской Дух. Академии Александра Шамие на священническое место в Галвестон, штата Тексас, в Алеутской епархии. Ф. 796, оп. 179, год 1898, д. 4109: По ходатайству Пр го Алеутского о выдаче Архимандриту Анатолию какого-либо пособия для возвращения в Россию. Ф. 796, оп. 180, год 1899, д. 3539: По рапорту Преосвященного Алеутского о присоединении к православию 200 униатов в гор. Марблегеде, штата Огейо, и с ходатайством о высылке необходимой утвари и риз для вновь воссоединенных. Ф. 796, оп. 180, год 1899, д. 3639: По рапорту П го Алеутского с донесением о совершенном им обозрении епархии. Ф. 796, оп. 180, год 1899, д. 3686: По ходатайству П го Алеутского о переименовании епархии в «Алеутскую и Северо-Американскую». Ф. 796, оп. 181, год 1900, д. 3078: По рапорту П го Алеутского, с проектом устава Православного Американского Миссионерского Общества. Ф. 796, оп. 181, год 1900, д. 3085: О назначении прогонов определенному на вакансию иподиакона при кафедральном соборе в С.-Франциско бывшему иеродиакону Холмского Архиерейского Дома Илии.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Глава XIII В тот же день, когда состоялось Высочайшее повеление о переводе пр.Смарагда в Могилев, пр. Иосиф Семашко был у него в Полоцке и имел «совершенно искренние объяснения» с ним, причем пр.Смарагд сознался, что «последовавшие у него обращения совершенно напрасны и что принятая по униатской части система есть самая надежная» 797 . Пр.Иосиф в это время с Высочайшего соизволения ревизовал Белорусскую епархию, так как эта епархия с давнего времени не была обозреваема своим архипастырем. Ему повелено было «вникнуть в состав и действо Белорусской консистории, равно обозреть, сколько окажется возможным, церкви Белорусской епархии для удостоверения, исполняются ли в точности постановления, изданные об устройстве гр.-униатских церквей и восстановлении свойственного им богослужения» 798 . Выехав 16-го мая из Петербурга, пр.Иосиф по пути с 19-го по 24-е обозрел несколько церквей Себежского и Дриссенского уездов и ночью с 24–25 мая прибыл в Полоцк, где и провел время до 7-го июня, ревизуя семинарию, училища, консисторию, соседние с Полоцком церкви, беседуя с пр.Смарагдом, Василием и другими духовными лицами. 8-го июня он был в Витебске, где виделся с представителями гражданской власти, затем проехал через Могилев и Минск, везде по пути обозревая церкви и училища, в Жировицы и на обратном пути 9-го сентября снова был в Полоцке 799 . Ревизия пр.Иосифа имела громадное значение. Проехав по селам и городам Белорусской епархии, побывав во многих униатских церквях, познакомившись со взглядами и настроением священников, Литовский архипастырь опытным глазом сразу подметил главные недочеты в здешнем положении воссоединительного дела и к устранению их тут же принял меры. Так, чтобы ускорить переустройство униатских церквей, он 31-го мая дал Белорусской консистории два предписания: а) чтобы в шестимесячный срок иконостасы и престолы были устроены во всех белорусских, не приведенных в надлежащее устройство, униатских церквях 800 ; священников, которые не исполнять этого распоряжения, пр. Иосиф приказывал предавать суду и лишать приходов; б) чтобы были собраны и сообщены Коллегии сведения о количестве нужных для церквей богослужебных книг служебников, евангелий и апостолов 801 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Shavel...

Глава 20 1–16. Притча о работниках на винограднике. – 17–19. Возвещение о страданиях. – 20–28. Просьба матери сынов Зеведеевых. – 29–34. Исцеление двух слепцов. Мф.20:1 .  Ибо Царство Небесное подобно хозяину дома, который вышел рано поутру нанять работников в виноградник свой Наречие γρ («ибо») поставляет дальнейшую притчу Спасителя в ближайшую связь с предыдущей Его речью, т.е. с Мф.19:30 . Но так как этот последний стих связан с Мф.19:29 частицей δ и так как связь (выраженную через κα, δ, ττε) можно проследить не только до 27-го стиха 19-й главы, но даже до 16-го стиха той же главы (хотя в Мф.19:16–26 она и не везде выражена указанными наречиями и частицами), то ясно, что рассказ евангелиста с Мф.19:16 до Мф.20:16 представляет из себя нечто цельное, связное и потому должен быть рассматриваем в таком именно виде. Вопрос Петра ( Мф.19:27 ) по внутреннему содержанию имеет очевидное отношение к рассказу о богатом юноше и внешне соединяется с рассказом наречием «тогда». Ход мыслей таков: богатый юноша отказался следовать за Христом, потому что не хотел оставить своих земных приобретений. Петр по этому поводу говорит Иисусу Христу, что ученики оставили все, и спрашивает: «что же будет нам?» В ответ на этот вопрос Иисус Христос указывает, какую ученики получат награду, и не только они, но и «всякий, кто оставит домы» и т.д. ( Мф.19:29 ). Апостолы будут «судить двенадцать колен Израилевых» ( Мф.19:28 ), и, кроме того, все последовавшие за Христом, получат «во сто крат и наследуют жизнь вечную» ( Мф.19:29 ). Частица «же» ( δ) в Мф.19:30 выражает противополо­жение мысли, высказанной в Мф.19:29 . Из слов 29-го стиха не следует, что всем награда будет одинакова. Напротив ( δ), многие первые будут последними и последние первыми. Эта мысль доказывается ( γρ – Мф.20:1 ) дальнейшей притчей, которая, судя по ходу мыслей, должна, во-первых, разъяснить, кто именно разумеется под первыми и последними, и, во-вторых, почему в отношениях Царства Небесного должен господствовать порядок, совершенно непохожий на тот, какой существует в земных отношениях.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

VI. Замечательнейшия посещения обители I. Посещение митрополита Михаила В 1819 году, 16-го июля, посетил Валаамский монастырь высокопреосвященный Михаил, митрополит Новгородский и С. – Петербургский. Он прибыл в обитель на трех лодках в сопровождении Выборгского собора протоиерея Лошневского, Валаамского иеромонаха Макария, управлявшего монастырскими ловлями на реке Кюмени, двух иеродиаконов Александро-Невской лавры, четырёх певчих, келейника и прочих духовных и светских лиц. На пристани, под горою, при колокольном звоне, встретили владыку настоятель с братиею в облачениях, с хоругвями и крестом. Осенив своим благословением братию, архипастырь шествовал в собор, где, по кратком молитвословии, с амвона, с крестом в руках, говорил братии приветственную речь; потом вся братия прикладывались ко кресту. Из собора святитель отправился в храм Преподобных, потом в келию настоятеля. На другой день, 17-го числа, после ранней литургии, отправленной в церкви св. Апостол Петра и Павла, владыка посетил пещеру схимонаха Никона и пустынные кельи. Вечером, по его желанию, отправлено было всенощное бдение во храме Преподобных; архипастырь сам выходил на литию и на величание и всех помазывал освященным елеем. 18-го числа со славою шествовал он в собор для совершения поздней литургии; во время служения благословил настоятелю палицу и двух рясофорных посвятил в стихарь; по литургии с амвона говорил проповедь и трапезовал с братиею в общей трапезе. Вечером посетил скит. 19-го числа архипастырь, по случаю погребения Братского духовника иеромонаха Игнатия, слушал литургию во храме Живоносного Источника, и по отпевании, проводил старца до могилы. Потом осматривал церкви, новую больницу, рухольную, библиотеку, ризницу, посетил кельи многих братий и просматривал монастырский устав; 20-го числа архипастырь служил литургию в соборе и, по литургии, говорил проповедь; потом, простясь с братиею, отправился в Сердоболь. II. Государь император Александр на Валааме 91 В августе 1819 года на Валааме разнеслось известие о путешествии Его Величества Александра и к 10 числу ожидали прибытия его в город Сердоболь из Архангельска.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

VI. Материя и величина антиминсов, нашивные углы на них и развертывание антиминса на литургии Антиминсы в России приготовлялись в древности из холста. Россия приняла от Греции обычай употреблять холщевые антиминсы. Симеон Солунский , писатель XV-ro века, говорит, что в его время в Греции были антиминсы из «льна». Он указывает и основание тому: «Антиминсы делаются не из камней, но из ткани, преимущественно из льна, в знамение того, что на них священнодействуются страдания Христовы, каковые действия происходили на земле и от земли. Ибо лен из земли, равно как и гроб Христов был на земле» (гл. 127). Самый древний русский антиминс, сохранившийся от XII-ro века, был холщевый. Холщевые антиминсы употреблялись в России до конца XVIII-ro столетия. В XVIII-м веке даваемы были приказания, чтобы антиминсы были из холста. Так в указе 1766 года, сказано: С граммате на построение и освящение церквей никаких сборов не взимать, кроме 50 копеек за холст, при отдаче антиминсов. (Полн. собр. зак., т. XVII, М 12379). Много сохранилось холщовых антиминсов от конца XVIII-ro 88 века. Холст, в описаниях антиминсов, обозначается славами: «простой холст», «холст белого цвета» и т. п. 89 В XII-м веке, когда еще употреблялись холщовые антиминсы, стали входить в употребление и шелковые. В указе 1722 г. апреля 6-го, предписывавшем иметь антиминсы печатные на приличной материи, не исключалась, а скорее подразумевалась шелковая материя. В начале же восемнадцатого века ясно было указано, чтобы антиминсы были на атласе. (Указы 1704 г. июля 16-го, 1753 г. июня 31-го и 1794 августа 28-го). Впрочем атласные антиминсы бывали в употреблении и прежде этих приказаний. В Ростове, в Авраамиеве Богоявленском монастыре, находится шелковый антиминс 1655 (7163) года 22-го октября, священнодействован Митрополитом Ионою (Святыня и древности Ростова М. Толстого . Москва. 1866, стр. 66); и в Костромском кафедральном Ипатиевском монастыре есть, между другими, антиминс, освященный при Патриархе Никоне , в 1652 году, для церкви Воскресения Христова, печатанный на атласе, обыкновенной величины. (Дело Архив. Св. Синода, 1841, 693). Атлас для антиминсов, как прежде бывал, так и ныне употребляется цветной – разного цвета 90 .

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Высокопреосвященный митрополит Никанор Митрополит Никанор был сын священника московской епархии, Сергиева посада, состоявшей при лавре церкви Успения Божией Матери, что в Клементьеве, Стефана Алексеева; родился 26-го ноября 1787 г. и при крещении назван Николаем. Дома был обучен чтению, письму и «латинскому языку первоначальным литерам»; в семинарию поступил в 1797 г. во 2-й, переименованный из «Фары», низший грамматический класс, причем ему дано прозвание Клементьевского, по месту родины. Товарищами его по семинарии были: Кирилл, архиепископ подольский (поступивший в один день с ним и сохранивший, до конца жизни, дружеские к нему отношения), Моисей, Экзарх Грузии, митрополит с.-петербургский Григорий и Павел, архиепископ черниговский. В 1801 г., по случаю посещения лавры Александром 1, Клементьевский, как один из лучших учеников «поэзии», удостоился произносить пред Императором, в семинарской зале, составленный на этот случай «разговор» в стихах 8 и, в награду, получил от Монарха 26 рублей. В продолжении семинарского курса он так изучил греческий и еврейский языки, что на первом мог говорить, а с последнего – легко делать переводы. Этим знанием, а также примерным поведением и кротким нравом он обратил на себя внимание начальников семинарии, а особенно митрополита Платона, который определил его, в 1809 г., по окончании курса, учителем греческого и еврейского языков в Троицкую семинарию, а 10-го января 1812 г. сделал его учителем риторики. На 25 году возраста, Клементьевский, учитель высшего красноречия, изъявил давнее свое желание вступить в иноческий сан. 9-го апреля 1812 г. он был пострижен в монахи, а 21-го рукоположен во иеродиакона. При этом святитель Платон, уже склонявшийся к закату дней, сказал рукоположенному: «храни обеты, иди путем смирения и терпения; будешь первенствовать в соборе владык». 9 Эти слова юный иеродиакон Никанор принял за поощрение к наилучшей жизни; но они были и предсказанием будущего высокого жребия его. Во иеромонаха рукоположил его, в том году, 16-го ноября, Августин, епископ Дмитровский, в день погребения митрополита Платона и новопроизведенный иеромонах произнес надгробное слово, проникнутое глубокими и теплыми чувствами.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010