9 мая 1928 года. Постановление Временного Патриаршего Синода в Москве за 104 (указ владыке Евлогию): Архиерейский Собор и Синод в Сремских Карловцах упраздняются; каноническим признается только управление русскими церквами в Западной Европе Преосвященным митрополитом Евлогием. 22 июня 1928 года. В Окружном послании митрополит Антоний (Храповицкий) прямо заявил, что митрополит Сергий, подчинившись коммунистам, отпал от веры. 5 июля 1928 года. Архиерейский Синод подтверждает определение Архиерейского Собора 1927 года об административном отделении от митрополита Сергия. Весна 1929 года. «Мольба ко всем Православным Церквам» митрополита Антония (реакция на волну антицерковных гонений в СССР) – с просьбой выступить в защиту русского народа (несколько воззваний в течение года). Положительный отклик архиепископа Кентерберийского и членов Палаты лордов и англиканского духовенства. 31 декабря 1929 года. Архиерейский Синод выражает благодарность, дата торжественного собрания в память жертв большевистского террора – 27 января ст. ст. 2 февраля, 16 марта 1930 года. Послание Папы Пия XI с инициативой провести международное и межконфессиональное «Моление о страждущей Русской Церкви» (состоялось 16 марта в Лондоне). 15 февраля 1930 года. Ответная реакция Москвы: советские власти организовали два интервью митрополита Сергия – для советской и иностранной прессы, – в которых отрицались факты гонения на Церковь в России. 10 июня 1930 года. Митрополит Сергий подписал Постановление об увольнении митрополита Евлогия от должности Управляющего русскими церквами в Западной Европе за организацию молений в защиту Русской Церкви. 21 июля 1930 года. Письмо митрополита Евлогия митрополиту Сергию с отказом подчиниться увольнению и с сообщением о разрыве административно-канонических отношений с Московской Патриархией. 17 февраля 1931 года. Митрополит Евлогий перешел в юрисдикцию Вселенского (Константинопольского) Патриарха. 30 апреля 1931 года. Московская Патриархия приняла решение о запрещении митрополита Евлогия и его клира в священнослужении.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Показательный суд по обвинению в связи с изъятием церковных ценностей 27 мая 1922 г. Приговорен к одному году, по амнистии освобожден 28 мая 1922 г. Арестован 15 июля 1922 года (епископ СЕРАФИМ, прот. МИРТ.). Освобожден 25 июля 1922 г. Арестован 10 сентября 1922 г. (Архиеп. НИКАНДР, архиеп. ФАДЕЙ, епископ КОРНИЛИЙ, ДОМИОЗ, НИКОЛАЙ, ВАСИЛИЙ, протоиер. ГЛАГОЛЕВ, игумен ФИЛАРЕТ, свящ. С. ДУРЫЛИН, ДУЛОВ, протоиер. БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ (Ковров), КОНСТАНТИН (Суздаль)). Приговор: 2 года ссылки в Зырянский край, считая с 14 ноября 1922 г. Тюрьмы: Владимирская, Московская, Таганская (еписк. ФЕОДОСИЙ), Вятская. Этапы (еписк. СЕРАФИМ, епископ НИКОЛАЙ) 10 сентября 1922 г. – 15 мая 1923 г. В Зырянском краю Усть-Сысольск, г. Усть-Вымь, с. Корчемье (митрополит Кирилл, архиепископ Фаддей, епископ Николай, протоиерей Богданов, архиеп. НЕОФИТ). В народном суде пересуд по делу о ценностях, 1 год заключения. За давностью дело прекращено апрель 1924 г. В Зырянском краю без приговора сверх срока 14 ноября 1924 г. – (12 – ) 20 января 1925 г. Возвратился во Владимир на церковное делание февраль 1925 г. Арестован в Гавриловом Посаде 8 сентября 1925 г. при поездке по Епархии и препровожден во Владимир для выяснения личности 9 сентября 1925 г. Освобожден 10 сентября 1925 г. Арестован 2 января 1926 г. Освобожден 2 марта 1926 г. Предложено уехать из Владимира или прекратить управление Епархией. Отказался оставить вверенную мне Епархию – декабрь 1926 г. Арестован 2 января 1927 г. Московская внутренняя тюрьма – 3 января – 30 апреля 1927 г. В одиночке с митрополитом Сергием 23–28? За принадлежность к группе архиереев (арх. Корнилий, арх. Григорий), возглавляемой митрополитом Сергием Старгородским – 3 года Соловецких лагерей. Ленинградская пересыльная тюрьма – май 1927 г. Соловецкие лагеря – Разноволока, Чупа Пристань, Попов Остров, г. Кемь. Сторож, счетовод хозчасти, сторож. Арестован 23 декабря 1929 г. Отправлен на Соловецкие острова 24 декабря 1929 г. Возвращен на Попов Остров 1 января 1930 г. Болел сыпным тифом в январе–феврале 1930 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

30 ноября следствие было закончено и сотрудник Вятского отделения ОГПУ в обвинительном заключении написал: «Церковь открылась 20 февраля 1930 года. Агафоников говорил, что Бог не допустил богохульникам еретикам-большевикам закрыть церковь. “Горе, горе будет всем им”. Агафоников говорил, что современные школы и учительство развращают детей, учат баловству, приучают мальчиков и девочек с малых лет к разврату. Группа кулаков во главе с попом Агафониковым на протяжении целого ряда лет вела антисоветскую агитацию, направленную против мероприятий, проводимых советской властью в селе, и против существования самой советской власти. Поп Агафоников свою кафедру в церкви села Бобина использовал для антисоветской агитации, где под видом проповедей внушал присутствующим вредность коллективизации сельского хозяйства и существования советской власти. Кроме того, поп Агафоников собирал как в церковной палатке, а также у себя на квартире конспиративные собрания кулачества, и после них кулачество по намеченному плану, совместно вся группа, каждый в своей деревне одинаковыми методами противодействовали проведению в жизнь коллективизации сельского хозяйства, самообложения, сельхозналога, расширения посевной площади и противопоставляли против советской власти крестьянство». 29 декабря 1930 года тройка ОГПУ приговорила отца Василия к пяти годам заключения в концлагерь. Впоследствии, когда священник во время служения в Московской епархии заполнял послужной список, он написал: «С 1 марта 1931 года по 22 марта – в Усольском концлагере; с 22 марта – в Забайкалье; с 25 сентября по 1 октября – Владивостокская бухта; с 9 октября – бухта Нагаево на Охотском море; с 15 июля 1932 года по 24 июля 1934 года – сельхозуправление на побережье Охотского моря; с 17 ноября 1934 года – исполнял обязанности священника в селе Сущево Горьковского края Спасского района; с 26 февраля 1935 года – в селе Понюково Московской области Шаховского района». В последние годы жизни отец Василий служил в Николаевском храме в селе Губино Можайского района Московской области.

http://fond.ru/kalendar/1362/vasiliy/

(28 января 2000 г.) Медведева Ирина, Шишова Татьяна Демографическая война против России [доклад] Демография, планирование семьи и геноцид народов России: аналитический доклад. 31 декабря 1999 г. Демографический кризис в России: причины и пути выхода. Аналитическая записка Церковно-общественного совета по биомедицинской этике Московской Патриархии и Православного медико-просветительского центра " Жизнь " . Москва, январь 2001 года. Снижение рождаемости - симптом духовной болезни. Заявление Церковно-общественного совета по биоэтике при Московской Патриархии о демографической ситуации в России от 02.04.01 Заявление о необходимости запрещения рекламы табачных и вино-водочных изделий. Церковно-общественный совет по биоэтике при Московской Патриархии, 15.02.01 Экспертное заключение об организации РАПС Священник Максим Обухов, 31.07.2000 Владимир Путин: выживаемость нации может оказаться под угрозой. Из ежегодного Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 8 июля 2000 года Фаддей Успенский, святитель Слово в день Вознесения Господня [проповедь, 1930 год] Слово в день святых отцов Первого Вселенского Собора [проповедь, 1930 год] Захаров Валерий, протоиерей Проповедь в 7-ю неделю по Пасхе, святых отцов Первого Вселенского Собора [проповедь, 2000 год] Ганьковский Сергей, священник Соблюди их во имя Твое... [проповедь] Неделя 7-я по Пасхе, святых отцов Первого Вселенского Собора, 23 мая 1999 г 22.05.01 Святитель Николай Чудотворец продолжает помогать людям молитвой и чудесами [Священник Димитрий Арзуманов, рассказ] 22 мая Православная Церковь празднует память святителя Николая Чудотворца - одного из самых почитаемых христианских святых. В этот день вспоминается перенесение его святых мощей в итальянский город Бари, где они пребывают и поныне. 21.05.01 Протоиерей Димитрий Смирнов о современных проблемах церковной жизни Интервью одного из самых авторитетных священников Русской Православной Церкви протоиерея Димитрия Смирнова, в котором он изложил свой взгляд на современные проблемы церковной жизни.

http://zavet.ru/bhr0104.htm

В начале 1926 года иеромонах Аркадий был возведен в сан архимандрита, а 15 сентября того же года в Москве был хиротонисан во епископа Лубенского, викария Полтавской епархии. Хиротонию возглавлял митрополит Сергий (Страгородский). В конце двадцатых годов поднялось новое гонение на Русскую Православную Церковь, начались аресты духовенства и верующих. Летом 1928 года Коллегия ОГПУ постановила заключить епископа Аркадия в концлагерь сроком на пять лет. 27 июля он был отправлен с партией заключенных в Соловецкий концлагерь. В 1930 году осудили еще на пять лет лагерей. Отбыв 10 лет заключения, в феврале 1937 года епископ Аркадий прибыл в Москву. В Москве ему жить было запрещено. Шло беспощаднейшее гонение, и владыка, предчувствуя, что его опять арестуют и, вероятно, на этот раз безвозвратно, посещал всех, кого знал. В Житомир он специально поехал, чтобы побывать на могилах отца и матери, скончавшейся во время его пребывания в Соловках. Наступил сентябрь 1937 года — время массовых арестов среди духовенства и верующих. 21 сентября в девять часов вечера НКВД арестовал архиепископа Августина, о чем тут же узнал епископ Аркадий. На следующий день около полуночи преосвященный Аркадий отправился на вокзал. Ему удалось сесть в поезд, но власти уже искали его. Состав был задержан, в поезд вошли сотрудники НКВД вместе с человеком, который знал епископа в лицо, и владыка был арестован. Поначалу его держали в Калужской тюрьме, а затем перевели в Бутырскую тюрьму в Москве. В начале декабря следствие было закончено. 7 декабря Тройка НКВД приговорила епископа к расстрелу. Епископ Аркадий был расстрелян 29 декабря 1937 года на полигоне НКВД недалеко от поселка Бутово под Москвой и погребен в общей могиле. Читайте также: «Благодарю Бога за все»: священномученик Аркадий Остальский Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/cerkov-prazdnuet-pamya...

Заслушав сообщение Святейшего Патриарха Алексия о проходивших в Москве с 24 по 31 января 2003 года XII Международных Рождественских образовательных чтениях, Священный Синод постановил образовать Координационный комитет по подготовке очередных Международных Рождественских образовательных чтений под председательством управляющего делами Московской Патриархии митрополита Калужского и Боровского Климента, которому было поручено представить на утверждение Святейшему Патриарху список членов Координационного комитета. Заслушав доклад Митрополита Минского и Белорусского Филарета, сопредседателя комиссии по проведению празднования, посвященного 250-летию со дня рождения преподобного Серафима Саровского, Священный Синод постановил возложить ответственность за проведение этого празднования в городе Курске на архиепископа Белгородского и Старооскольского Иоанна. Священный Синод одобрил доклад митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, председателя синодальной Комиссии по канонизации святых, о новых материалах, касающихся прославления новомучеников и исповедников Российских, пострадавших в различных епархиях Русской Православной Церкви, и постановил включить в Собор новомучеников и исповедников Российских XX века имена подвижников, материалы о которых представлены: от Астраханской епархии: священника Григория Хлебунова (1873 — 6 марта 1930); от Екатеринбургской епархии: священника Феодора Располова (1891 — 8 (21) июля 1918); от Московской епархии: архимандрита Серафима (Щелокова; 1877 — 21 октября 1937), протоиерея Николая Заболотского (1876 — 15 декабря 1937), протоиерея Александра Виноградова (1884 — 22 сентября 1942), священника Сергия Гусева (1886 — 31 октября 1937), священника Евгения Васильева (1892 — 24 ноября 1937), священника Иоанна Соловьева (1894 — 9 августа 1941), священника Александра Лихарева (1876 — 17 марта 1938), священника Алексия Никонова (1881 — 29 октября 1938), священника Феодора Грудакова (1889 — 26 ноября 1940), священника Тимофея Ульянова (1900 — 23 июня 1940), священника Василия Протопопова (1886 — 8 июля 1940), иеромонаха Илии (Вятлина; 1867 — 5 апреля 1938), диакона Иоанна Смирнова (1887 — 18 августа 1939), Петра Игнатова (1904 — 14 ноября 1941), послушницы Параскевы (Макаровой; 1878 — 7 марта 1938); от Петрозаводской епархии: протоиерея Николая Богословского (1875 — 4 ноября 1937); от Санкт-Петербургской епархии: священника Викторина Добронравова (1889 — 28 декабря 1937); от Саратовской епархии: священника Космы Петриченко (1869 — 16 ноября 1937).

http://e-vestnik.ru/church/sostoyalos_oc...

Но церковь закрыли. «Население ставит вопрос о закрытии церкви и передаче её под школу», – объяснялся с областным центром Пешников. Решение о закрытии было принято 27 июля 1937 года всё тем же Облисполкомом, который всего полгода назад запрещал закрывать храм. Алексеевцы обращались в культовую комиссию, районную прокуратуру и даже во ВЦИК. Но тщетно… Президиум ЦИКа и поставил точку в деле закрытия Серафимовской церкви 25 декабря 1937 года. Только грустную улыбку вызывает фарс с названием «торжество справедливости», разыгранный всё в том же декабрьском постановлении 1937 года: «Принять к сведению сообщение прокуратуры о привлечении к уголовной ответственности лиц, изъявших церковь из пользования верующих до решения дела в установленном законом порядке». Ой, не любили товарищи проявление инициативы даже в таком угодном государству деле, как закрытие церкви. Последним священником в Алексеевском стал протоиерей Иван Алексеевич Петров. В 1930 году он был сослан на строительство Новосибирска. Там батюшка заболел и в 1933 году был освобождён по инвалидности. Так он вернулся во Владимирскую епархию и занял место настоятеля Серафимовской церкви в Алексеевском. После закрытия храма, о. Иоанн продолжил служение в других храмах епархии. Он закончил свой жизненный путь в более чем столетнем возрасте, пережив и Великую Отечественную войну, и волны репрессий, и смерть «отца народов». Как и требовало «население», здание церкви обратили в школу. Алексеевское, пробыв селом всего 29 лет, снова стало деревней не поменяв, впрочем, своего названия. Школа, в которой обучаются ребятишки из соседних деревень, в селе существует и поныне и ничем не напоминает некогда бывший храм. А в лексиконе местных жителей нет-нет, да и промелькнёт: «Лаптиха»… 15 июля 1937 г. было постановление Ивановского облисполкома  о закрытии храма в с. Алексеевском Ковровского района (основание закрытия - ходатайство населения о закрытии с целью использовать его под школу). 25 декабря 1937 г. данное постановление утверждено Президиумом ВЦИК; при этом привлечены к уголовной ответственности лица, изъявшие церковь из пользования верующих до решения дела в установленном законом порядке. Следует отметить, что во время закрытия местные власти велели верующим провести срочный ремонт храма в зимнее время; просьба верующих отсрочить проведение ремонта до теплого времени года стало формальным основанием обвинить общину в содержании храма в ненадлежащем состоянии » [ГАРФ. Ф. Р-5263. Оп. 1. Д. 721. Л. 2].

http://sobory.ru/article/?object=18274

В одной версте от Татаринцево была деревня Сабурово. В 1770 году там строится деревянная церковь Казанской иконы Божией Матери. В 1805 году эту церковь сделали приписной к Крестовоздвиженскому храму. Во второй половине XIX века ее из-за ветхости разобрали. В период с 1828 по 1837 гг. с северной стороны храма строится колокольня. По утверждению очевидцев, колокольня по высоте была равна церкви, трехъярусная, с квадратным основанием, круглыми окнами и одной маковкой. Наверх вела деревянная лестница с переходами. Место звона было горожено коваными решетками. В 1887 году на ней было 6 колоколов. Под 1845 годом при храме упоминается каменная часовня. В 1852 году стараниями настоятеля иерея Алексия Львова к Крестовоздвиженскому храму была пристроена теплая трапезная c двумя придельными алтарями: правый—в честь святителя Николая Чудотворца, левый—в честь святителя Алексия, митрополита Московского и всея Руси. С 1887 года в Крестовоздвиженском храме был положен причт: священник и псаломщик.Революция 1917 года храм не затронула, службы продолжались. Известно, что в начале 1920-х годов в храме совершалось изъятие церковных ценностей. Последняя служба в Крестовоздвиженском храме была отслужена о. Антипой на праздник Сретения Господня 15 февраля 1938 года. На следующий день он был арестован. 17 марта 1938 года иеромонах Антипа (Кириллов) был расстрелян на полигоне Бутово под Москвой и погребен в безвестной могиле. 26 декабря 2002 года на заседании Священного Синода он был причислен к лику Новомучеников Российских. После о. Антипы был арестован Федор Михайлович Марков, сын священноисповедника Михаила (Маркова) (умер в ссылке в нач. 1930-х гг.), живший в Татаринцево и помогавший о. Антипе на клиросе. 1 июля 1938 года он также был расстрелян на Бутово. После ареста о. Антипы Крестовоздвиженский храм был закрыт, в нем было сделано овощехранилище, но внутреннее убранство сильно не ломалось. В 1939 году была сломана колокольня. Первая служба после закрытия состоялась 19 декабря 1945 года. Настоятелем тогда стал о. Виктор. Заслуга открытия Крестовоздвиженской церкви принадлежит Надежде Терентьевне Дюжовой, которая еще в 1926 году была членом церковного совета храма. Она прятала от поругания многие иконы и другие святыни, а потом собирала подписи для открытия церкви. Она же сделалась первой старостой после открытия и была ей до начала 70-х годов.

http://sobory.ru/article/?object=01156

Н.И. Копнинский родился 20 ноября 1876 г. в селе Вантееве Московской губернии в рабочей семье. В 1888 г. окончил сельскую школу и поступил на работу в контору к фабриканту Лыжину. В 1899 г. был призван в армию. Четыре года прослужил Николай в польском городе Ломжа, сначала рядовым, а затем писарем 13-го пехотного Белозерского полка. В 1903 г. вернулся на родину и продолжал работать в фабричной конторе, а затем в 1908 г. перешел в Московскую соединенную биржевую артель. В 1914 г., после начала Первой мировой войны, был снова призван в армию, где нес службу в инженерном интендантстве в Москве. В 1918 г. возвратился домой и стал заниматься сельским хозяйством. С 1921 по 1930 г. Николай Иванович продолжал служить конторщиком на разных ивантеевских фабриках. В 1935 г. попал в железнодорожную катастрофу и, вследствие полученной при этом тяжелой травмы головы, получил инвалидность. Являясь постоянным прихожанином Спасской церкви, Н.И. Копнинский с 1935 и до 17 марта 1937 г. работал в должности секретаря ревизионной комиссии при церковном совете храма. У Николая Ивановича и его жены Ирины Петровны (1877-1926) было шестеро детей – четыре дочери и два сына. Заключенные в Таганскую тюрьму отец Александр Вершинский и Павел Васильевич Кузовков после недели допросов на скором суде тройки НКВД СССР 1 декабря 1937 г. были обвинены в организации контрреволюционной деятельности и приговорены к расстрелу. Николая Ивановича Копнинского осудили на восемь лет заключения в исправительно-трудовом лагере. Через неделю, 8 декабря 1938 г. отец Александр и Павел Кузовков были расстреляны и похоронены в общей безвестной могиле на полигоне НКВД «Бутово» под Москвой. Николай Копнинский умер в Таганской тюрьме 15 марта 1938 г. О нахождении места его захоронения пока ничего не известно. Определением Святейшего Синода от 22 февраля 2001 г. Собор новомучеников и исповедников Российских, пострадавших за веру Христову в XX веке, пополнился именами священномученика Александра и мученика Павла, а 17 июля 2001 г. сонм новых святых был дополнен именем мученика Николая. Первая

http://pravicon.com/info-3121

«Спутник по Казани». Иллюстрированный указатель достопримечательностей и справочная книжка города. Под редакцией профессора Н.П Загоскина. Казань, 1895 г. Особого признания заслуживает последняя настоятельница святой обители игуменья Ангелина (Алексеева Анна Степановна), на плечи которой легла тяжкая учесть видеть закрытие и порушение святой обители. Дочь мещанина г. Казани, она родилась в 1884 г. 16 октября 1907 г. поступила в Троице-Феодоровский монастырь, 17 ноября этого же года была облечена в рясофор, через три года была утверждена настоятельницей святой обители. Прожила в монастыре до самого его закрытия в 1928 году. 2 июля 1923 г. оказала сопротивление захвату обители обновленцами, заявив о непризнании обновленческого ВЦУ и их Казанского епархиального управления. В начале 1925 г. Татотделом ОГПУ распускается община обители. После закрытия монастыря игуменья Ангелина проживала в Казани, 27 июня 1931 г. арестована за активное участие в организации снабжения продуктами питания и деньгами ссыльного и заключенного за «контрреволюционную деятельность духовенства». Была осуждена на три года ссылки в Северный край. По отбытию срока поселилась в Казани. Вновь арестована 8 декабря 1937 года. Обвинялась в том, что систематически вела антисоветскую клеветническую агитацию о неизбежности свержения Советской власти и о торжестве православия». Виновной она себя не признала. По приговору тройки НКВД ТатАССР от 15 декабря 1937 года была расстреляна в казанской тюрьме НКВД. Сам монастырь после закрытия в 1928 г. в течении двух лет остается по существу бесхозным. В 1931 г. занимается под студенческое общежитие Медфармполитехникума, а часть отдается под столярную мастерскую. В марте 1932 г. городской Совет принимает решение о сносе бывшего монастыря. В 1930-е годы на этом месте возник небольшой продовольственный рынок, прозванный в народе «еврейским». В 1987 г. был построен Казанский филиал музея В. И. Ленина, преобразованный в Национальный культурный центр «Казань». По материалам книги: А.М. Елдашев «Игуменья Маргарита Мензелинская», Изд. дом «Логос», Казань-2013 г.

http://sobory.ru/article/?object=30318

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010