П. скончался в братской больнице Киево-Печерской лавры. Прощание и панихиды по усопшему в Николаевской больничной ц. проходили при огромном стечении киевлян, в день приходили до 15 тыс. чел. Отпевание преподобного совершил экклесиарх Успенского собора лавры архим. Валентин. П. похоронен на братском кладбище в Преображенском скиту (не сохр.) Китаевской пуст. В 1894 г. по инициативе архим. Валентина вместо деревянного креста на могиле П. был установлен гранитный памятник с помещенными на нем краткими биографическими сведениями. К нач. XXI в. территория кладбища (т. н. Корчеватского) находится в исторической местности Мышеловка (г. Киев). В 1999 г. П. был прославлен решением Синода УПЦ, 10 февр. 2011 г. включен в Собор Киевских святых. 30 нояб. 2017 г. Архиерейский Собор РПЦ благословил его общецерковное почитание. Лит.: Зноско В., свящ. Христа ради юродивый старец Паисий, рясофорный инок Киево-Печерской лавры. К., 1911, 1992; То же, изм. загл.: Прп. Паисий Киевский, Христа ради юродивый. Серг. П., 2007; Крайняя О. А. Св.-Троицкий Китаевский мон-рь. К., 2004; Благословенная душа: Жизнь, труды и подвиги прп. Парфения Киевского. М., 2008. С. 178-180; Патерик Печерский. К., 2009. Т. 2. Д. Б. К. Иконография Прп. Алексий (Шепелев), свт. Филарет (Амфитеатров) и прп. Паисий (Яроцкий). Икона. Нач. 10-х гг. XXI в. (Николо-Тихвинский мон-рь, Киев) Прп. Алексий (Шепелев), свт. Филарет (Амфитеатров) и прп. Паисий (Яроцкий). Икона. Нач. 10-х гг. XXI в. (Николо-Тихвинский мон-рь, Киев) Литографированный портрет П. был опубликован в 1911 г. (разрешение Киевского духовно-цензурного комитета от 17 авг. 1910; Христа ради юродивый старец Паисий. 1911. Вкл.; воспроизведен на обложке переизд.: Прп. Паисий Киевский, Христа ради юродивый. Серг. П., 2007). Блаженный представлен в возрасте средних лет, стоящим в профиль на фоне построек Киево-Печерской лавры (Успенский собор и колокольня). Облик подвижника соответствует сохранившимся описаниям его внешности: на нем ветхая ряса или свитка с поясом, голова повязана широкой повязкой «наподобие главотяжца (убруса)», на ногах дырявые валенки или сапоги без подошв, в руке железная палка с изогнутой рукоятью (Христа ради юродивый старец Паисий. 2008. С. 32-36). Он невысокого роста, крепкого телосложения, черты лица некрупные, на голове лысина, борода короткая. На др. литографии в той же книге П. изображен после смерти лежащим в гробу в иноческой одежде (на голове клобук) под темным покрывалом, борода короткая с проседью, руки на груди.

http://pravenc.ru/text/2578655.html

Социальный статус А. п., т. о., соответствовал положению служилых людей архиерейских дворов, по профессиональным обязанностям они были близки церковному клиру (особенно подьяки), но по положению и месту в об-ве - к служилому сословию. Их могли пожаловать в приказные или в дворцовые дети боярские или дворянским чином. Права А. п. как служилых людей охранялись законом. По Соборному уложению 1649 г . «за бесчестье» дьяков полагалось платить 3 р., подьяков - 2 р. К нач. XVI в. выплата годового жалованья А. п. осуществлялась из денег, поступавших от ставленников во диаконы и священники. После Московского Собора 1503 г. была установлена и хлебная руга , к-рая первоначально выдавалась из великокняжеской казны, затем - из епархиальных средств. В каждом хоре складывалась своя величина окладов. К кон. XVI в. новгородские А. п., напр., получали по 5 р. денежного и по 15 четей ржи и овса хлебного жалованья в год. В хоре Сибирского архиепископа в 1-й пол. XVII в. дьякам устанавливался денежный оклад в 6-7 р., хлебный - по 8-10 четей ржи и овса; подьякам - в 3-5 р., хлебный - по 4-5 четей ржи и овса. Кроме основных видов жалованья А. п. получали сукно, «кормовые» и «понахидные» (панихидные) деньги. За счет епархиальной казны им поставлялось платье. Нередко в праздники певцы пользовались столом архиерея, а при сопровождении последнего в столицу - столом Патриарха. Существенным дополнением являлись денежные пожалования за славление в праздник Рождества Христова (от архиереев, монастырских «начальников», во время пребывания в Москве - царя, Патриарха и др. лиц), различные вознаграждения за исполнение к.-л. поручений. Певцам также предоставлялись дворы на землях архиерейской домовой вотчины, не облагавшиеся налогом. Лит.: Белоненко А. С. Показания архиерейских певчих XVII в.//ТОДРЛ. 1981. Т. 36. С. 320-328; Парфентьев Н. П. Из истории профессиональных хоров в России (XVI-XVII вв.)//Русская хоровая музыка XVI-XVIII вв.: Сб. науч. тр. ГМПИ им. Гнесиных. М., 1986. Вып. 83. С. 100-117; он же. Древнерусское певческое искусство в духовной культуре Российского государства: Школы. Центры. Мастера. Свердловск, 1991. Гл. 1, 4. Н. П. Парфентьев Рубрики: Ключевые слова: АВТОРСКИЕ РАСПЕВЫ музыкальные варианты церковных песнопений, созданные древнерус. распевщиками и обозначенные в певческих книгах именами мастеров АЛЕКСИЙ (1304-1378), митр. всея Руси, гос. деятель, дипломат, свт. (пам. 12 февр., 20 мая - обретение мощей, 5 окт.- пяти святителей Московских, в Соборе Владимирских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Самарских святых) АНТОНИЙ († 1073), прп. Киево-Печерский, основатель Киево-Печерского мон., один из основоположников рус. монашества (пам. 10 июля, 2 сент., в Соборе Афонских преподобных, в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и 28 сент.)

http://pravenc.ru/text/76494.html

Послушание в Лавре После чудесного исцеления отрок Владимир поступил в Киево-Печерскую лавру. Он был принят сюда по благословению владыки Филарета 2 июля 1853 года в возрасте тринадцати лет, а спустя четыре дня после этого скончалась его мать. Всю заботу о дальнейшей судьбе Владимира взял на себя митрополит Филарет, который сделал юношу своим послушником. Ещё одним духовным советником того времени стал для Владимира старец Парфений (Краснопевцев) — ныне преподобный Парфений Киевский. Святитель Киевский Филарет (Амфитеатров) Когда юноше исполнилось семнадцать лет, преставился владыка Филарет. Однако перед кончиной он позаботился о своём подопечном, определив его на послушание в типографию Лавры. Официальное зачисление его на эту должность состоялось 15 апреля 1857 года. Тогда же пришло время испытаний для молодого послушника. Часто посещавший Лавру известный в то время киевский юродивый Иоанн Босой (Ковалевский) предупредил однажды Владимира, чтобы тот остерегался «женского пола»: «Скоро они по твою душеньку в Лавру приедут». Спустя месяц после этого в Лавру действительно приехала одна помещица, знакомая с домом Шепелевых, и с помощью других родственников пыталась разными способами выманить послушника из монастыря с целью выйти за него замуж. И только вмешательство самого наместника Киево-Печерской лавры архимандрита Варлаама помогло Владимиру остаться в обители. Постриг и хиротония Наконец 13 апреля 1872 года состоялся постриг лаврского послушника в монашество. Постригал его наместник Лавры архимандрит Варлаам. При этом произошло ещё одно значимое, промыслительное событие. При постриге Владимиру собирались дать имя Филарет — такое же, какое было и у его благодетеля митрополита Филарета. Однако при самом постриге, когда нужно было называть постриженика новым именем, архимандрит Варлаам забыл имя, которое собирался дать, но какой-то таинственный голос подсказал ему наречь постригаемого монаха Алексием в честь Алексия, человека Божия. После пострига Алексия временно перевели на новое послушание «записчика» в Николаевский монастырь — больничный храм при Лавре. 23 ноября того же года он был рукоположен в иеродиакона. А в декабре 1874 года его перевели на другое послушание — ризничного при том же Николаевском монастыре.

http://pravoslavie.ru/120075.html

Список использованных книг и документов 1. Евангелие Господа нашего Иисуса Христа. Издание Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря. 1993. 2. Библия . Издание Московской Патриархии. 1986. 3. Псалтирь в русском переводе с греческого текста с введением и примечаниями П. Юнгерова . Казань. 1915. 4. Добротолюбие. Репринтное издание. Сергиев Посад. 1900. 5. Собрание писем святителя Игнатия (Брянчанинова) . М. – СПб. 1995. 6. Сочинения епископа Игнатия (Брянчанинова) . СПб. 1905. 7. Святой преподобный Серафим Саровский чудотворец. Одесса. 1903. 8. Лествица преподобного отца нашего Иоанна. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1898. 9. Монашеское делание. М. 1991. 10.Список населенных мест Российской империи по сведениям на 1859 год. Ярославская губерния. СПб. 1865. 11.Список населенных мест Российской империи по сведениям на 1901 год. Ярославская губерния. СПб. 1903. 12.Сведения о монастырях и церквах Ярославской епархии. Ярославль. 1908. 13.Жизнеописание в Бозе почившего старца-утешителя отца Варнавы, основателя и строителя Иверско-Выксунского женского монастыря. Сергиев Посад. 1907. 14.Описание Иверско-Выксунского женского монастыря Нижегородской губернии Ардатовского уезда с письмами отца Варнавы духовника обители. М. 1895. 15.Иверский-Выксунский женский монастырь. Троице-Сергиева Лавра. 1900. 16. Введенский Д. И. Старец-утешитель Варнава (с портретом). Издание Гефсиманского скита. Троице-Сергиева Лавра. 1907. 17.Архимандрит Георгий (Тертышников). Преподобный Варнава, старец Гефсиманского скита. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1996. 18.Сказание о жизни и подвигах старца Киево-Печерской Лавры иеросхимонаха Парфения. Киев. 1856. 19.Наставления отца нашего преподобного Серафима Саровского чудотворца. Минск. 1992. 20.Жизнь пустынных отцов. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1898. 21.Материалы по вопросам пушного дела, издаваемые П.К. Клепиковым. К. Паас. Обзор пушного дела в России. М. 1915. 22.Справочная книга о лицах Санкт-Петербургского купечества и других званий, акционерных и паевых обществах и торговых домах. СПб. Издания с 1890 по 1917.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Vyrits...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Святые Поместных Православных Церквей ПАРФЕНИЙ Васильевич Грузинов (1874-1938), свящ., сщмч. (пам. 13 февр., в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ПАРФЕНИЙ Петрович Красивский (1859-1919), свящ., сщмч. (пам. 3 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ПАРФЕНИЙ прмч. Липсийский (пам. в воскресенье после 27 июня) - см. в статьях Неофит († 1609) и Неофит († 1558), преподобномученики Липсийские ПАРФЕНИЙ (Журавлёв; 1815-1866), игум., прмч. (пам. 4 сент., 3-я Неделя по Пятидесятнице - в Соборе Одесских святых и 23 авг.- в Соборе Херсонских святых) ПАСИКРАТ И ВАЛЕНТИН [Валентион, Валентиан] († нач. IV в.), мученики Доростольские (Дуросторские) (пам. 24 апр.; пам. зап. 25 мая), пострадали при имп. Диоклетиане (284-305) ПАССАРИОН († нояб. 428), прп. (пам. в субботу сырную - в Соборе всех преподобных), хорепископ и архимандрит Иерусалимской Православной Церкви ПАТРИКИЙ [Патрик] († 461 или 493), свт. (пам. 17 марта), просветитель Ирландии, почитается как покровитель Ирландии и всех ирландцев, проживающих в др. странах ПАТРИКИЙ († 3.07.1410), сщмч. (пам. 23 июня в Соборе Владимирских святых), священник, ключарь митрополичьего Успенского собора во Владимире-на-Клязьме ПАТРИКИЙ (Петров Павел Петрович, 1877 - 1933), иером., преподобноисп. (пам. 11 марта, в Соборе Валаамских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ПАФНУТИЙ (XVI в.?), Балахнинский, прп. (пам. во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в земле Русской просиявших) ПАФНУТИЙ (2-я четв. XIII - 1-я пол. XVII в. (?)), прп. (пам. 15 февр., 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах (прп. Феодосия) почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских), Киево-Печерский, затворник, в Дальних пещерах почивающий ПАФНУТИЙ [Пырвеску; Пырву Муту, Пырву Зуграв], известный румын. иконописец (1657 - авг. 1735), прп. (пам. румын. 7 авг.) Румынской Православной Церкви (РумПЦ)

http://pravenc.ru/rubrics/122324_101.htm...

Ноябрь 15.11 Преподобнаго Паисия Величковскаго Тропарь, глас 2: Странен быв на земли,/Небеснаго Отечества достигл еси,/преподобне отче Паисие,/добротолюбия подвижниче,/верных научил еси ум к Богу возводити/и сердцем к Нему взывати:/Господи Иисусе Христе, Сыне Божий,//помилуй мя, грешнаго. Кондак, глас 8: Избранный иноческаго жития ревнителю,/яко пчела многотрудная,/писаньми отеческими души наша снабдил еси,/коегождо наставляя на путь спасения./Сего ради зовем ти:/радуйся, Паисие премудре,//старчества духовнаго в стране нашей возродителю. Преподобный Паисий Величковский Преподобный Паисий Величковский в миру Петр Иванович Величковский, родился 21 февраля 1722 года. Его прадед, дед, отец и старший брат были протопопами (протоиереями) города Полтавы. В возрасте четырех лет он лишился отца. Воспитывала его мать – Ирина (в монашестве Иулиания). С 12 лет Петр Величковский обучался в Киево-Могилянской духовной академии. В17 лет, оставив академию, он ушел в Любечский монастырь, основанный преподобным Антонием Печерским. Затем Петр отправился в молдаво-влахийские монастыри, где учился молитве и монашескому послушанию и где принял рясофор с именем Парфений. Стремясь найти старцев, опытных в святоотеческих писаниях, инок Парфений пришел на Святую Гору Афон. Здесь, в возрасте двадцати восьми лет, он был пострижен в монашество с именем Паисий. К нему стали приходить ученики. Не считая себя достойным учить других, святой Паисий принимал братию с условием иметь вместо наставника учение святых отцов Церкви. Так возникла среди Паисиева братства традиция книжности, собирания святоотеческих писаний, что было необычным для афонских монастырей того времени. Тридцати шести лет отец Паисий был рукоположен в священный сан. После семнадцатилетнего пребывания на Афоне старец Паисий возвратился в Молдавию и поселился с братией сначала в пустующей Драгомирнской обители, а затем в уединенном горном Секульском монастыре. Братия умножилась, и преподобному Паисию пришлось переселить свою общину в богатейший Нямецкий монастырь, где он так же, как в Драгомирне и Секуле, ввел общежительный устав, требующий от братии полного нестяжания и отсечения своей воли. Авва Паисий учил братию покаянию, молитве Иисусовой («Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго»), иноки ежедневно исповедовали помыслы духовнику, трудились над переписыванием святоотеческих книг. Нямецкая обитель под руководством старца Паисия стала самым большим монастырем Православной Церкви, вмещая тысячу насельников. Преподобный Паисий был удостоен сана архимандрита.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Освящен храм преподобных отцев Киево-Печерских в Гуслицком монастыре в Московской области 12.04.2021 10 апреля 2021 года по благословению Патриаршего наместника Московской епархии митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия епископ Серпуховской Роман (Гаврилов) совершил чин великого освящения храма преподобных отцев Киево-Печерских в Гуслицком Спасо-Преображенском мужском монастыре в Московской области и возглавил Божественную литургию в Преображенском соборе обители. Его Преосвященству сослужили благочинный монастырей Московской областной епархии игумен Евмений (Лагутин), игумен Гуслицкого монастыря Серафим (Голованов), братия монастыря в священном сане. В связи великим освящением храма преподобных отцев Киево-Печерских владыка Роман вручил медаль «Патриаршая благодарность» игумену Серафиму (Голованову) и награды Московской епархии особо потрудившимся на благо Церкви. Первоначальный деревянный соборный монастырский храм был построен при игумене Парфении (Агееве) по благословению святителя Филарета (Дроздова). Этот храм был утрачен при пожаре. Игуменом Гуслицкой обители Иеронимом 25 мая 1879 года было получено благословение от митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова) на возведение нового каменного монастырского собора. Собор строился по проекту Федора Федоровича Горностаева, строительную комиссию по возведению собора возглавил благочинный монастырского округа преподобный Пимен Угрешский. 2 июля 1886 состоялось великое освящение Преображенского собора, которое возглавил митрополит Московский и Коломенский Иоанникий (Руднев). В советские годы после закрытия монастыря собор был превращен в склад для экспроприированного имущества. Затем в нем размещались склады психоневрологического интерната. В подвальной части храма разместилась котельная. С 2016 года начались восстановительные работы. Храм был расписан силами иконописной мастерской монастыря. Проект росписи был выполнен руководителем мастерской монахиней Ксенией (Устиновой). За образец росписи были взяты пещерные монастырские храмы Каппадокии. В храм был пожертвован ковчег с мощами Киево-Печерских угодников, который был установлен в нишу рядом с храмовой иконой. Официальный сайт Московского Патриархата / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 12.04.2021 20:36:23

http://drevo-info.ru/news/26745.html

10 . Письмо Преподобного Парфения к Т. А. Мухановой с сестрами. ГИМ, отдел письменных источников, фонд 117, единицу хранения 238, лист 61. 11 . Келейное Евангелие Графини А.А. Орловой-Чесменской хранится в Великом Новгороде в Новгородском Государственном объединенном музее-заповединике. Главная Опись, 11.1904. 12 . Иеросхимонах Парфений (Краснопевцева) , старец Киево-Печерской Лавры. Париж. Мастерская Ж.Р. Ламерсье. Литография, ЦАК МДА гр. 123. 13 . Портрет Киево-Печерского схимника Парфения. Офорт 1861 г. Л.М. Жемчужникова. Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, единица хранения 46071. 14 . Портрет Киево-Печерского схимника Парфения. Пробный неоконченный отпечаток. Офорт 1860 г. Л. М. Жемчужникова. НБУВ. 15 . Портрет иеросхимонаха Киево-Печерской Лавры Парфения. Литография В. Дарленга. НВУВ. 16 . Портреты схимника Киево-Печерской Лавры Парфения. Изоотдел ГИМ.   Мир Вашему дому Составитель сердечно благодарит Его Высокопреосвященство Высокопреосвященнейшего Павла, архиепископа Вышгородского, наместника Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры, подтвердившего в беседе что «Молитвенное поклонение святым угодникам, почивающим в пещерах Киево-Печерской Лавры» действительно написано преподобным Парфением Киевским . Составитель благодарит издательство Киево-Печерской Лавры за предоставленные фотографии Киево-Печерской Лавры, и за присланные тропарь и кондак преподобному Парфению Киевскому .   Составитель сердечно благодарит Его Высокопреподобие архимандрита Прохора (Костюшенко) наместника Свято-Троицкого мужского монастыря «Китаевская пустынь» с братией за присланную фотографию иконы преподобного Парфения Киевского .   Составитель сердечно благодарит Его Высокопреподобие архимандрита Исаакия (Андроника) наместника «Свято-Покровской Голосеевской пустыни» и Его Преподобие игумена и духовника монастыря Дорофея (Черновцана) за присланную фотографию вновь выстроенного храма иконы Пресвятой Богородицы «Живоносный Источник».   Составитель сердечно благодарит заместителя Генерального директора Новгородского Государственного музея-заповедника Н.В.

http://azbyka.ru/otechnik/Parfenij_Kievs...

( < < back) < >< back) > Епископ Петр (Екатериновский; †1889) — автор капитального труда «Указание пути к спасению. Опыт аскетики». Эта книга до революции издавалась несколько раз Оптиной пустынью и сопоставлялась современниками с книгой свт. Феофана Затворника «Путь ко спасению». Вторая, наиболее известная работа епископа: «О монашестве» — издана в 1856 г. Кроме этой, из-под его пера вышло еще восемь книг. Владыка принадлежал к так называемому ученому монашеству, состоял членом Московской Синодальной конторы. Сменив несколько кафедр, он пребывал на покое в Оптиной пустыни при старчествовании прп. Амвросия, а за четыре года до кончины был назначен управлять Новоспасским монастырем в Москве. ( < < back) < >< back) > Архиепископ Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский (Максимович; 1896–1966) — блаженный чудотворец, выдающийся пастырь и аскет, «одно из самых ярких духовных явлений всей истории Русского Зарубежья». Потомок свт. Иоанна Тобольского. Причислен к лику святых Русской Зарубежной Церковью в 1994 г. Святитель Русского Зарубежья вселенский чудотворец Иоанн. «Паломник», М., 1998. ( < < back) Иеросхимонах Тихон Калягрский (Голенков; 1884–1968) — русский старец на Афоне, уроженец Сибири. С раннего детства имел тягу к иночеству. Монашескую жизнь начал в 24 года на Святой Горе и 60 лет провел в непрестанном подвиге. Пять лет прожив в келье «Белозерка», удалился на Карулю, где 15 лет отшельничал в пещере. После этого подвизался в строгом уединении в пустынной келье на Калягре. ( < < back) < >< back) > Преподобный Парфений Киево-Печерский (Краснопевцев; 1790–1855) — иеросхимонах Киево-Печерской Лавры. Возрастал под руководством архепископа Антония Воронежского (Смирницкого). Строгий нестяжатель. Главным в духовном делании святого была непрестанная Иисусова молитва. В тяжелые моменты жизни о. Парфений сподоблялся явлений святых и Божией Матери. О. Парфений был духовником свт. Филарета (Амфитеатрова) и последние шестнадцать лет жизни ежедневно служил литургию в его домовой церкви. Он сложил несколько широко известных молитв к Спасителю и Богородице. Особое видение побудило о. Парфения переодически прерывать свое уединение ради приема посетителей. Старец заповедал своим духовным чадам стремиться к достижению непрестанной молитвы и непременно блюсти ежедневное чтение Евангелия и Псалтири. Старец почил (25.03.1855) в день Благовещения, совпавший со Страстной Пятницей. Широкое народное почитание о. Парфения началось сразу после кончины. Причислен к лику святых Украинской Православной Церковью в 1993 г. Прп. старец Парфений Киево-Печерский. Жизнеописание, наставления. «Pycckiй Хронографъ», М., 1993.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

В 1091 году при Игумене Иоанне перенесены из дальних пещер в Соборную оную Успенскую церковь мощи Преподобного Феодосия, обретённые по 17 летах после преставления его нетленными, и положены 14 Августа в правой стороне придела основанной им каменной Соборной церкви. При сем перенесении мощей был Великий Князь Киевский Всеволод Ярославич со всем Княжеским домом, Преосвященные Епископы: Ефрем Переяславский, Стефан Владимирский, Иоанн Черниговский, Марин Юрьевский с прочим духовенством и многочисленным народом. О сем обстоятельно повествуется в Летописи Преподобного Нестора на странице 130 и 131, издания 1767 года. Во время нашествия Батыева на Киев Святые сии мощи в том же самом месте под спудом сокрыты, и над ними сооружён каменный гроб под каменным украшением же обложенный в 1769 году сребро-позолоченными деками. 3 С начала Киево-Печерский монастырь был под управлением Митрополита Киевского, но в 1159 году Грамотой Великого Князя Киевского Андрея Георгиевича Боголюбского из подчинённости Митрополии Киевской исключён, переименован Лаврой и учинён Ставропигией Царской и Патриарха Константинопольского. Всё сие подтверждено грамотами Святейших Патриархов Константинопольских: Максима, Иеремии, Рафаила, Матфея, Тимофея, Парфения и Иоаникия, Александрийского Паисия, Антиохийского Макария, Иерусалимского Феофана и Паисия. С сего времени Лавра состояла по духовенству в непосредственной зависимости от Патриарха Константинопольского. Но в 1687 году Святейший Патриарх Константинопольский Дионисий грамотами своими к Великим Государям Царям и Великим Князьям Иоанну Алексиевичу и Петру Алексиевичу и к Святейшему Патриарху Московскому Иоакиму, уступил их Величествам Митрополию Киевскую в собственное их ведение вечно с тем, чтобы Московский Патриарх посвящал и Митрополита Киевского и имел бы всю сию Митрополию в своей зависимости. Вследствие сего и Киево-Печерская Лавра поступила в ведение Российских Государей и Московского Патриарха. Обо всём том с прописанием, в 1688 году, Мая 31 пожалована Лавре Грамота от Великих Государей Царей и Великих Князей Иоанна Алексиевича и Петра Алексиевича, в коей, между прочим, изображено: «да именуется и пишется Киево-Печерская Архимандрия в России по степени первая»; что и после многими Высочайшими Грамотами и наконец Киево-Печерской Лавры Архимандриту Зосиме, в 1762 году, Июля 15 данной подтверждено. 4

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010