Иностранцы о России. Русский народ. Обычаи и привычки, отличительные черты и свойства Фотография С.М. Прокудина-Горского. 1909 год. На жнитве. Здесь не знают множества одежды и сковывающих движение бинтов, которыми пеленают и связывают детей во Франции. Они не только вредят развитию мускулов, но и являются главной причиной того, что в других странах Европы встречается большое количество уродов, в то время как в России они редки. Именно по этой причине люди там менее подвержены недугам. Воспитание физическое, которое я наблюдал в Сибири, практикуется по всей России. Шапп Клод (1763-1805), французский механик В России вообще народ здоровый и долговечный. Недомогает он редко, и если приходится кому слечь в постель, то среди простого народа лучшими лекарствами, даже в случае лихорадки с жаром, являются водка и чеснок. Олеарий Адам (ок. 1599—1671) — немецкий ученый и путешественник У русских по всей их стране всего-навсего три доктора, лечат они от всех болезней и прибегают к ним все, как больные, так и здоровые: первый доктор — это русская баня, второй — водка, которую пьют почти все, кому позволяют средства, и третий — чеснок, который русские употребляют не только как приправу ко всем кушаньям, но и едят сырой среди дня. Юль Юст — датский посол в России в 1709—1712 гг. Бранденбургский посланник рассказывал о способе их лечения от лихорадки. Пристав, бывший при посольстве, занемог этой болезнью, и лекарь обложил ему голову, артерии, грудь и бока такими большими льдинами, что всей теплоты тела недостаточно было для растопления их; однако ж на третий день пристав встал, как ни в чем ни бывало. Вот что значит клин клином выбивать. Лизек Адольф — австрийский дипломат, секретарь посольства XVII в. Мне случилось видеть, как русские пользуются своими банями. В тот день был сильный мороз, но они все-таки выбегали из бани на двор совершенно голые, красные, как вареные раки, и прямо прыгали в протекающую возле самой бани реку, вбегали обратно в баню, потом выходили опять на мороз и ветер и, прежде чем одеться, долго еще играли и бегали нагишом.

http://pravoslavie.ru/1794.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ОЛЕАРИЙ [лат. Olearius; Эльшлегель, нем. Oehlschlegel/Ölschläger] Адам (1599 или 1600 (по др. данным - 16.08.1603), Ашерслебен, Саксония - 22.02.1671, замок Готторп (Готторф) близ г. Шлезвиг, герцогство Шлезвиг-Гольштейн), нем. ученый и дипломат, секретарь и советник посольства герц-ва Шлезвиг-Гольштейн в Русском гос-ве и Персии (1633-1639), автор описания Русского гос-ва. Из семьи портного. Учился на теологическом фак-те Лейпцигского ун-та (с 1620), параллельно изучал философию и математику, в 1627 г. получил степень магистра философии. Во время обучения и работы в ун-те изменил свою нем. фамилию на ее лат. перевод - Olearius, под к-рым опубликовал все свои работы. Преподавал в гимназиях св. Николая (с нач. 30-х гг. XVII в. помощник ректора) и св. Фомы, с 1632 г. асессор философского фак-та Лейпцигского ун-та и член ученого об-ва «Klein Fürsten-Kollegium». В связи с событиями Тридцатилетней войны О. был вынужден покинуть Лейпциг и оказался при дворе герц. Шлезвиг-Гольштейнского Фридриха III. В 1633 г. герцог решил снарядить посольство в Русское гос-во и Персию для установления торговых отношений. О. был рекомендован на должность секретаря посольства как человек ученый и имевший способности к языкам. Есть предположения о том, что О. изучал рус. язык и сочинения о Русском гос-ве еще до прибытия в Москву. Однако свободно по-русски он не изъяснялся, о чем свидетельствуют фонетические черты его записей о языке и речи. Посольство возглавили дипломат и законовед Филипп Крузиус (с 1649 Крууз) и гамбургский купец Отто Брюгман. Путь посольства состоял из двух частей: приезд в Москву для получения разрешения на дальнейшую поездку в Персию по рус. землям (нояб. 1633 - апр. 1635) до столицы Персии г. Исфахан (окт. 1635 - авг. 1637). Обратный путь посольство проделало в дек. 1637 г.- авг. 1639 г. Монастырь. Гравюра из кн. «Описание путешествия в Московию...». Ок. 1647 г. Монастырь. Гравюра из кн.

http://pravenc.ru/text/2578281.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КЕМБРИДЖСКИЕ ПЛАТОНИКИ [англ. The Cambridge Platonists], группа англ. теологов и философов XVII в., связанных с Кембриджским ун-том (см. ст. Кембридж ); наиболее видные представители - Б. Уичкоут (1609-1683), Г. Мор (1614-1687), Р. Кедворт (1617-1689), Дж. Смит (1618-1652). Формально К. п. не были объединены в единое движение и не выпускали общих манифестов, однако они воспринимали друг друга как единомышленников и исходили из близких мировоззренческих установок в научной, религ. и лит. деятельности. Закрепившееся в лит-ре наименование «платоники» отчасти является условным, т. к. классический платонизм был лишь одной из философских систем, повлиявших на формирование взглядов К. п. Вместе с тем платоническая традиция в ее историческом многообразии наложила отпечаток на идеи К. п. и во мн. областях определила философско-богословское своеобразие их учения ( Rogers. 1988. S. 249; Hutton. 2002. P. 308-309). В религ. отношении все К. п. были приверженцами англ. протестантизма (см. ст. Англиканская Церковь ), вслед. чего важнейшей задачей философии они считали рациональное обоснование истинности христ. веры. Представители кембриджского платонизма и их сочинения Начало формирования идей К. п. исследователи связывают с преподавательской деятельностью Уичкоута в Кембриджском ун-те. С 1626 г. он обучался в Эмманьюэл-колледже Кембриджского ун-та, где его научным руководителем был известный приверженец пуританизма проповедник и теолог Э. Такни (1599-1670). В 1636 г. Уичкоут принял пресвитерскую хиротонию в Церкви Англии и почти 20 лет исполнял обязанности воскресного проповедника в кембриджской ц. Холи-Тринити. В проповедях он выступал с либеральных христ. позиций, представляя взгляды латитудинариев . Уичкоут призывал приверженцев различных течений англ. протестантизма воздерживаться от жестких догматических дискуссий; по его убеждению, наиболее важным содержанием христианства являются моральные и духовные ценности, обусловливающие его преображающее воздействие на человеческую природу. В 30-40-х гг. XVII в. учениками Уичкоута в Эмманьюэл-колледже были неск. будущих К. п.: Дж. Смит, Кедворт, Н. Келвервел (1619-1651), Дж. Уэртингтон (1618-1671); его коллегой был пуританин П. Стерри (1613-1672), также впосл. сблизившийся с К. п. Т. о., идеи Уичкоута оказали определяющее влияние на формирование общего мировоззрения К. п. По свидетельству современников, Уичкоут предлагал студентам для чтения сочинения Платона (кон. V - IV в. до Р. Х.), Марка Туллия Цицерона (I в. до Р. Х.) и Плотина (III в.), а также комментировал их содержание в лекциях. Вместе с тем он считал себя теологом, а не философом и заявлял, что не принадлежит ни к какой философской школе и по убеждениям является христианином. Темы метафизики и физики Уичкоута почти не интересовали, преимущественное внимание он уделял теологическим и этическим вопросам ( Rogers. 1988. S. 250).

http://pravenc.ru/text/1684167.html

Иностранцы о России. Богослужение Пернштейн пишет, что люди здесь ревностно ходят к богослужениям и долго остаются в церквах на молитвах: на заутренях, обеднях и всенощных. Крижанич Юрий (ок. 1618—1683) — хорватский писатель, жил в России в 1661—1676 гг. Князь Димитрий, главнейший из моих провожатых, не иначе садился за обед, как по отслушании литургии. Богослужение их вдвое продолжительнее нашего и совершается с таким благоговением, что трудно выразить словами. Кобенцель Иоанн — австрийский дипломат, посол императора Максимилиана II, XVI в. Всюду яркое освещение, всюду прекрасное пение — чудные голоса, глубокое религиозное чувство. На всех лицах отражение глубокой, мечтательной, смиренной и сосредоточенной набожности. Палеолог Морис (1859—1944) — французский посол в России в 1914—1917 гг. Слушая чтение некоторых глав из Библии, русские стоят с обнаженными головами перед своими иконами. Вообще никто, ни даже сам Великий Князь, не смеет находиться в церкви с покрытой головою, кроме лишь священника. Олеарий Адам (ок. 1599—1671) — немецкий ученый и путешественник Всякую литургию совершают только в своих храмах. И потому в военных походах вместо храмов они употребляют некоторые небольшие палатки, сделанные для этой цели. Принц Даниил (1546—1608) — австрийский дипломат На исповеди каждый грешник должен откровенно признаваться во всех своих грехах, не скрывать от священника даже и злых помыслов. Варкоч Николай -австрийский дипломат, XVI в., трижды приезжал в Москву Таинство Причащения у них совершается под обоими видами и с большей торжественностью, чем у нас. Ченслер Ричард († 1556) — английский мореплаватель и дипломат Затем ввели нас в деревянную церковь в честь Успения Владычицы. В ней мы отстояли обедню и вышли только около времени солнечного заката, еще ничего не евши: это у них наибольший почет… Когда уселись за стол и начали есть, пробило шесть часов дня, так что до вечера оставалось меньше часа. Обрати внимание на то, какие мучения претерпели мы в прошлую ночь и сегодня: целых 24 часа стояли на ногах без пищи!

http://pravoslavie.ru/1757.html

Олеарий Адам (ок. 1599—1671) — немецкий ученый и путешественник Московиты очень бранят короткую итальянскую, французскую, испанскую и германскую одежду, потому что она оставляет открытыми те части тела, которые следует скрывать более всего. Сами же они одеваются для степенности в два или три платья почти до пят. Рукава они носят довольно длинные, так что рук даже и не видно, когда они что-то делают. Поссевино Антонио (1534—1611) — итальянский дипломат, посол папы Григория XII Они считают недопустимым топтаться на одном месте, ходить с открытой грудью, шагать нескладно необычной походкой. Поссевино Антонио (1534—1611) — итальянский дипломат, посол папы Григория XII При клятвах и ругательствах они редко упоминают имя Господне. Герберштейн Сигизмунд (1486—1566) — австрийский дипломат, императорский посол в России в 1516—1517 и в 1525—1526 гг. При вспышках гнева и при ругани они не пользуются слишком, к сожалению, у нас распространенными проклятиями и пожеланиями с именованием священных предметов, посылкою к черту, руганием негодяем и т. п. Вместо этого у них употребительны многие постыдные слова и насмешки, которые я бы никогда не сообщил целомудренным ушам. В последнее время эти порочные и гнусные проклятия и брань были строго и сурово воспрещены публично оповещенным указом, даже под угрозою кнута. Олеарий Адам (ок. 1599—1671) — немецкий ученый и путешественник Я никогда не видел, чтобы люди всех классов были друг с другом столь вежливы. Извозчик неизменно приветствует своего товарища, который в свою очередь отвечает ему тем же, швейцар раскланивается с малярами и так далее. Кюстин Астольф де (1790—1857) — маркиз, французский писатель Визит корабля, как сказали в префектуре города, вызвал два чувства: восторга и досады. Восторг от того, что таких корректных, воспитанных и деликатных военных моряков, как советские, тулонцы не знали. А досада за напрасно потраченные франки. Дело в том, что префектура перед подобными визитами других флотов оплачивает дополнительные силы для наведения порядка в городе. Особенно город «вздрагивает» во время захода английских военных кораблей. В этот раз префект очень горевал за выброшенные впустую из городской казны деньги. Лучше бы, заметил он, они ушли бы на подарки советским морякам.

http://pravoslavie.ru/1841.html

Какаш, австрийский дипломат, XVII в. Всем в достаточной степени известно, как много разноименных народностей и сколь обширные пространства пространных областей заключает в себе Московское государство. Нельзя, однако, скрывать и того, что количество обитателей гораздо меньше в сравнении с этим большим количеством земли, ибо оно покрыто крайне густыми лесами, незаселенными равнинами и ледяными пустынями. Рейтенфельс Яков, курляндский дворянин, XVII в. Страна эта представляет равнину, много болот, рек и лесов, оттого и хлеба очень много. Дженкинсон Антони († 1610 или 1611), английский купец и дипломат Здесь воздух свежий и здоровый, как свидетельствуют все жители и как говорят и сами русские. Здесь мало слышали об эпидемических заболеваниях, и встречаются здесь зачастую весьма старые люди. Адам Олеарий (ок. 1599—1671), немецкий ученый и путешественник Страна эта очень холодна, и потому все ходят в одежде из меха куниц, которых здесь очень много. Хотя зима сурова и земля бывает покрыта льдом и снегом, однако это время удобнее для сношений, переездов и путешествий, чем весна, потому что снег и лед тают, и страна покрывается озерами и болотами, отчего проезд по ней становится почти невозможным, пока земля снова не станет твердеть и замерзать. Дон-Хуан Персидский, персиянин, был в составе персидского посольства в Испанию, где обратился в христианство, XVI в. Климат в этой местности и зимой и летом очень суров. Обыкновенно свыше полугода длится постоянная морозная зима — обычную для Германии зиму в сравнении с нею можно было бы счесть настоящим летом, а в остальное время, помимо июня и июля, по большей части стоит сплошь апрельская и осенняя погода. Неизвестный немецкий автор, оставивший воспоминания о пребывании в России в 1710–1711 гг. Зима здесь очень суровая и продолжительная, так что на протяжении полугода можно постоянно разъезжать на санях. Но, напротив, и жара потом сильнейшая, и хотя она длится не так долго, однако добрая природа за короткий двухмесячный срок, а именно с середины июня до середины августа, позволяет всему вырасти и созреть.

http://pravoslavie.ru/1716.html

Карпини Плано (1182—1252) — итальянский дипломат, посол папы Иннокентия IV в Монголию в 1246 г. Когда мы прибыли в свое помещение, пристав через нашего переводчика просил послов о прощении за грубость к ним во время въезда, ссылаясь на то, что сделано это было не по собственному почину. Олеарий Адам (ок. 1599—1671) — немецкий ученый и путешественник Трижды в год Цари из милосердия некоторых осужденных выпускают из тюрьмы на свободу. В первый раз к Пасхе выпускают дюжину, потом к Рождеству Христову еще двенадцать и столько же ко дню рождения самого Царя. Те перед освобождением клянутся на кресте, что больше не будут совершать преступлений. В ночь перед Пасхой Великий Князь сам обходит тюрьмы и целует сидящих там обвиняемых. Это же делают царские принцессы со всем двором, и тоже ночью. Давид Иржи (1647—1713) — чех, член иезуитской миссии в Москве в 1684—1689 гг. Если бы русские знали свою силу, никто не мог бы бороться с ними, а от их соседей остались бы только кой-какие остатки. Весь день Великой пятницы они проводят в плаче и молитве, на нее они имеют обыкновение выпускать одного заключенного, наподобие Варравы. Ченслер Ричард († 1556) — английский мореплаватель и дипломат (Беглецы от поляков) единодушно решили явиться к настоятелю и сказать, что они вполне готовы отправиться в Москву к Царю всея Руси, если только их не будут там держать как пленников и они там не пропадут вместе с женами и детьми. Настоятелю очень понравились эти речи, и он стал их всячески ободрять, чтобы они спокойно ехали, ничего не опасаясь и не боясь, поклялся им своим Богом, приложившись к кресту, что им не будет никакого зла, а, наоборот, ждут их великие милости и многие блага. Буссов Конрад, (†1617) — немецкий военнослужащий, служил в войске Бориса Годунова, Лжедмитрия I и II, польского короля Сигизмунда Наша артиллерия была взята в плен в битве под Тарутиным, артиллеристы обезоружены и уведены. В тот же вечер захватившие их казаки, празднуя победу, вздумали закончить день, радостный для них и горький для нас, национальными танцами, причем, разумеется, выпивка не была забыта. Сердца их размягчились, они захотели всех сделать участниками веселья, радости, вспомнили о своих пленных и пригласили их принять участие в веселье. Наши бедные артиллеристы сначала воспользовались этим предложением, как отдыхом от своей смертельной усталости, но потом мало-помалу под впечатлением дружеского обращения присоединились к танцам и приняли искреннее участие в них. Казакам это так понравилось, что они совсем разнежились, и когда обоюдная дружба дошла до высшей точки, французы наши оделись в полную форму, взяли оружие и после самых сердечных рукопожатий, объятий и поцелуев расстались с казаками, их отпустили домой.

http://pravoslavie.ru/1833.html

Кюстин Астольф де (1790—1857) — маркиз, французский писатель Мужчины у русских большей частью рослые, толстые и крепкие люди, кожею и натуральным цветом своим весьма сходны с другими европейцами. Они очень почитают длинные бороды и толстые животы, и те, у кого эти качества имеются, пользуются у них большим почетом. Олеарий Адам (ок. 1599—1671) — немецкий ученый и путешественник Как генерал-адмирал, так и обер-комендант были высоки ростом и дородны, что немало усугубляло их природную гордость, ибо у русских высокий рост и дородство считаются для мужчины, как и для женщины, весьма почетным отличием и одним из условий красоты. Юль Юст — датский посол в России в 1709—1712 гг. Московитяне вообще роста среднего и телосложения здорового и весьма крепкого, имеют голубые глаза, длинные бороды, короткие ноги и огромное туловище. Они ездят верхом с поджатыми ногами и стреляют весьма искусно, так что, будучи даже обращены в бегство, метко бросают через себя назад стрелы. Иовий (1483—1552) — итальянский историк Что касается людей, то у них хороший цвет лица и эта чисто славянская мощность. Никаких признаков физиологического упадка. Это первое впечатление сильной расы, крепкого народа. Всюду наблюдается массовое движение вперед. Монзи А. де — французский сенатор, ХХ в. Славяне — по крайней мере, красивые представители расы — обладают стройной и изящной фигурой, внушающей вместе с тем представление о силе. Глаза у них миндалевидные, чаще всего черные или голубые, всегда ясные и прозрачные. Когда эти глаза смеются, они становятся живыми, подвижными и очень привлекательными. Чем ближе подъезжаешь к Ярославлю, тем красивее становится население. Я не уставал любоваться тонкими и благородными чертами лиц крестьян. Замечательно приятен и их голос, низкий и мягкий, вибрирующий без усилия. Он делает благозвучным язык, который в устах других казался бы грубым и шипящим. Кюстин Астольф де (1790—1857) — маркиз, французский писатель Фотография С.М. Прокудина-Горского. 1910 год. Три поколения. А.П. Калганов с сыном и внучкой. Двое последних работают в мастерских Златоустовского завода Гармонический дух живет во всем древнейшем русском христианстве. Гармония лежит в образе русского священника. Мягкие черты лица и волнистые волосы напоминают старые иконы. Какая противоположность иезуитским головам Запада с их плоскими, строгими, цезаристскими лицами!

http://pravoslavie.ru/1792.html

Фотография С.М. Прокудина-Горского. 1909 год. Крестьянские девушки. Послушай, какие удивительные и диковинные вещи мы видели в этот день! После того как был накрыт стол, воевода позвал свою жену, и она пришла со своими дочерьми и сыновьями в наилучших одеждах. Войдя, она приветствовала нас наклонением головы. Муж поставил ее посредине и просил нас подходить и целовать ее в уста святым пасхальным поцелуем, который, по их верованию, безгрешен, при чем говорят: «Христос Воскресе!» Вперед меня подошли переводчики и поцеловали ее в уста, что же касается меня, то я стоял как истукан и таял от стыда. Муж ее настойчиво приглашал меня, но как я отказывался, то переводчики стали уговаривать меня подойти поцеловать ее, а то муж рассердится. Со стыдом и большим принуждением подошел я и поцеловал ее в уста, говоря: «Христос Воскресе!» Я был словно лишенный зрения и разума, ибо никогда ничего подобного не видел. Павел Алеппский — сирийский священнослужитель, XVII в. Каждая из женщин должна была пригубить чарку водки перед господами послами, передать ему в руки и поклониться ему. Русские это считают величайшей честью, которую они кому-либо оказывают, чтобы указать, что гость был им приятен и любезен. Если дружба и близость очень велики, то гостю разрешается поцеловать жену в уста. Олеарий Адам (ок. 1599—1671) — немецкий ученый и путешественник (Комендант) сделал большие приготовления для моего приема, зажег много люстр и канделябр с восковыми свечами. Комната была уставлена кругом великолепнейшими образами, перед каждым, согласно русскому обычаю, горела восковая свеча. На вид комендант был весьма добродушный и вежливый человек. Жена его тотчас же вышла к нам и по русскому обычаю предложила мне поцеловать себя; затем мне, так и бывшим со мною лицам, сама поднесла водки, после чего меня усадили за стол. Юль Юст — датский посол в России в 1709—1712 гг Главнейшее место у них то, где висит Бог. Хозяин дома сам не сядет там никогда. Лишь когда приходит лучший гость, он отводит его на это место. Пришедший должен поклониться Богу до земли, касаясь лицом. И помещается на этом самом месте, почитаемом как святое.

http://pravoslavie.ru/1802.html

Юль Юст — датский посол в России в 1709—1712 гг. Ветхий и Новый Завет читают в храмах на своем языке, очень связно. Во время чтения наблюдается чрезвычайная скромность и благоговение. Адам Климент — английский писатель, XVI в. Повседневно (они) ходят в церкви, и хотя двери заперты случаются, однако пред оными крестное знамение на себе изображают, на колени падают и поклоны кладут до самой земли. Церкви их украшены многими иконами, которые как скоро увидят, тотчас покланяются им. Также всяк из них содержит по домам образы, и им особливую честь воздают; на грудях носят крест и почитают оный по своему обычаю. Ульфельд В этой стране все, и Царь, крестятся перед образами и кланяются им головой до земли, серьезно прося помочь в делах, в которых нуждаются. Все обязаны по закону иметь образа в домах, и на воротах в каждом городе и городке поставлены образа, пред которыми народ крестится и кланяется и бьет головой о землю; то же, когда проходят мимо церкви или креста. Неизвестный английский автор — посетил Россию в XVI в. В течение восьми дней перед исповедью они должны истязать свое тело суровым постом: не едят ничего, кроме черствого хлеба с квасом. Исповедь должна совершаться в церкви перед священником. Исповедующийся должен непрестанно смотреть на особо назначенную для этой цели икону, рассказать все грехи, им совершенные, и обещать вести лучшую жизнь. После этого священник разрешает его от грехов и, смотря по величине его грехов, назначает ему в виде наказания либо попоститься некоторое время, либо сделать несколько сот или тысяч поклонов перед иконою своего святого, приговаривая: «Господи, помилуй». Олеарий Адам (ок. 1599—1671) — немецкий ученый и путешественник Служба была большая, продолжительная и торжественная. Мы вышли из церкви лишь при восходе солнца, умирая от усталости и стояния на ногах от девятого до шестнадцатого часа. В эту ночь мы столько натерпелись от холода и стужи, что едва не погибли, особливо потому, что стояли на железных плитах: Бог свидетель, что душа чуть не покинула нас. Что касается меня, бедного, то я хотел выйти и убежать из алтаря, но не мог, ибо Царь стоял перед южными дверьми, а Царица перед северными, так что поневоле пришлось страдать. Что за всенощные бдения! Более всего нас удивляло, что дети и малютки, и притом не простолюдинов, а вельмож, стояли с непокрытой головой, неподвижно и не шевелясь, как статуи. Какая выносливость! Какая вера!

http://pravoslavie.ru/1796.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010