К.А. Панченко Приложения Годы правления восточных патриархов и османских султанов XVI – начало XIX века 2339 Иерусалимские патриархи: Дорофей II/Аталла (1491–1534); Герман (1534–3.05.1579); Софроний (3.05. 1579–1608); Феофан (1608–15.12.1644); Паисий (23.03.1645–2.12.1660); Нектарий (7.04.1661–19.01.1669); Досифей II Нотара (23.01.1669–7.02.1707); Хрисанф Нотара (8.02.1707–7.02.1731); Мелетий (23.02.1731–1737); Парфений (1737–17.10.1766); Ефрем (12.1766–04.1770/1); Софроний (04.1770/1–24.12.1774); Авраамий (06.1775–1.11.1787); Прокопий (2.11.1787–23.10.1788); Анфим (24.10.1788–10.11.1808); Поликарп (10.11.1808–3.01.1827); Афанасий IV (15.01.1827–16.12.1844). Антиохийские патриархи: Дорофей II ибн ас-Сабуни (09.1497(?)–1522/3); Михаил V ибн аль-Маварди (до 1522(?)–6.07.1540); Дорофей III (ок. 09.1540– кон. 1543); Иоаким IV ибн Джума (кон. 1543–20.01.1576); Макарий II ибн Хиляль (ок. 1543– ок. 1550); Михаил VI аль-Хамави (1576–1583/1592(?)); Иоаким V Дау (25.05.1581–7.10.1592); Иоаким VI ибн Зияде (1593–11.1603); Дорофей IV ибн аль-Ахмар (11.1603–1611); Афанасий II Даббас (1612– февр./март 1619); Игнатий III Атыйя (2.05.1619– кон. 1633/нач. 1634); Кирилл IV Даббас (2.05.1619–1.06.1628); Евфимий II Карма (1.05.1634–1.01.1635); Евфимий III ас-Сакизи (нач. 1635–11.11.1647); Макарий III аз-За‘им (12.12.1647–12.06.1672); Кирилл V аз-За‘им (2.07.1672–6.01.1720); Неофит ас-Сакизи (11.1672–1681/2); Афанасий III Даббас (25.06.1686–10.1694; 01.1720–12.07.1724); Сильвестр (17.09.1724–13.03.1766); Филимон (28.04.1766–5.07.1767); Даниил (6.08.1767–15.12.1791); Анфим (кон. 1791–20.07.1813); Серафим (08.1813–19.02.1823); Мефодий (13.05.1823–24.06.1850). Александрийские патриархи: Иоаким I Пани (1486/6.08.1487–1565/7); Филофей II (?) (упом. 1523); Сильвестр (12.04.1569–07.1590); Мелетий I Пигас (5.08.1590–13.09.1601); Кирилл III Лукарис (1601/2–4.11.1620); Герасим I Спарталиот (30.11.1620–30.07.1636); Митрофан Критопул (09.1636–20.05.1639); Никифон Кларонцан (кон. 05.1639–04.1654); Иоанникий (9.06.1645–15.09.1657); Паисий (15.10.1657–1677/8, с перерывом); Иоаким II (1666–04.1668); Парфений I (1678–30.06.1688); Герасим II Паллада (25.07.1688–20.01.1710); Самуил Ка-пасулис (22.01.1710–1712); Косма II (1712–1714); Самуил Капасулис (вторично) (1714–нач. 09.1723); Косма II (вторично) (12.09.1723–28.11.1736); Косма III (5.03.1737–3.07.1746); Матфей Псалт (26.09.1746–1.05.1766); Киприан (22.07.1766–1783); Герасим III Гимарис (20.06.1783–6.08.1788); Парфений II Панкостас (13.09.1788–9.09.1805); Феофил II (9.11.1805–14.10.1825).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

На территории М.-В. в XX в. проводились археологические раскопки, в результате которых были обнаружены следы гето-дакского поселения (ок. 2 тыс. лет до Р. Х.). Первое упоминание о М.-В. относится к марту 1591 г. Возвращаясь из 2-летнего странствия по России и Польше, патриарх К-польский Иеремия II (Транос) , сопровождаемый митр. Монемвасийским Иерофеем и архиеп. Элассонским Арсением, во 2-й раз побывал в Валахии. В Бухаресте, входившем в то время в состав Унгро-Влахийской митрополии РумПЦ в юрисдикции К-польского Патриархата, патриарх встретился с игум. Евгением из мон-ря Симонопетра. В патриаршей грамоте, выданной игумену по его просьбе, упоминаются обстоятельства основания М.-В. баном (наместником) Мехединца Михаем (впосл. заместитель наместника Крайовы, господарь Валахии в 1593-1601 Михай II Храбрый из династии Басараб). Согласно грамоте, мон-рь Симонопетра уже имел метох в ц. во имя свт. Николая, построенной великим постельничим Гиормой и его супругой Каплей в окрестностях Бухареста (1564; ныне в центре города), на склоне горы у р. Дымбовицы, на месте деревянной церкви, упоминаемой в источниках с 1-й пол. XV в., времени правления в Валахии господаря Влада III Басараба (Дракулы) (30-40-е гг. XV в.). Однако, ввиду того что местность была заболоченной и «нездоровой», монахи, несмотря на многочисленные пожертвования в мон-рь, не могли там жить. Игум. Евгений просил сохранить старое подворье, оставив его под присмотром 2 или более монахов, и построить новый монастырь в более подходящем месте. Получив разрешение, игумен «нашел благочестивого господина Михая бана, мужа истинно набожного», к-рый не только словом, но и «не щадя ни трудов и усилий и никаких затрат», воздвиг другую ц. во имя свт. Николая и «назвал ее метохом симонопетринцев». Также он выстроил кельи, пожертвовал мон-рю села, золотую и серебряную утварь и др. Грамотой от 5 окт. 1591 г. патриарх закрепил положение М.-В. в качестве метоха Симонопетры, а также патриаршей ставропигии (церковь была освящена им) (Cltori strini. 1971. Vol. 3. P. 300-302).

http://pravenc.ru/text/2563808.html

Павел Михайлович Строев (1796-1876) Монастыри 1 Пыскорский Спасо-Преображенский, основан Строгоновыми на усть Пыскорки, в 1560 г.; перев. в Соликамск в 1775, в Пермь в и 1781 г. Пермский обращён в архиерейский дом в 1799 г. Некогда ставропигиальный. [II, 604.] Игумены Варлаам , 1570. Антоний … Пимен , 1588 и 89. Сергий , 1590–92. Геннадий , 1593 и 94. Архимандриты Мисаил 7 февр. 1601 перев. из Устюжского Телегова. Филофей (sic), 1621 и 22. Сергий , 1626–33. Гермоген , 1634–50. Евфимий , строит. 1651, 52, 53; архим.1654–56. Пафнутий , 1656–86. Евфимий определён 26 июня 1692–1710. Павел отрешён около 1730. Даниил , 1732 (sic), 1737 и 38. Иуст , 1755–62, предан суду (жил в 1765). Никифор , из наместников Киево-Печерской Лавры, определён 18 авг. 1762; † в янв. 1765. Леонид , 1765–69. Амвросий Андреевский , 1769–72, 18 янв. перев. в Симонов. Симон 25 дек. 1771 перев. из Московского Златоустова, а 2 мая 1776 перев. в Спасо-Андрониев. Иакинф Кашперов перев. из Далматова в февр. 1777–93; убит. Ювеналий 16 мая 1793 перев. из Ростовского Авраамиева; до 1797. Иоасаф 10 авг. 1797 перев. из Переяславского Даниилова; до 1799. 2 Вознесенский, в Соликамске, основан в 1608 г., упразднён в 1764. Потом перев. в него Троицкий Истобинский 3-го класса. [VI, 177; IV, 305.] Строители Авраамий , 1608–13. Иаков , 23 июля 1616. Никифор , 24 июля 1618. Максим , 1620–22. Трифон , сего и Богословского. 1624 (Акт. Ист., I, 207). Адриан , 1626. Игумены Мисаил , в апр., июле 1619. Гермоген , 1623 и 24. Максим , 1628–41. Сергий , 1642–48. Евфимий , 1649–51. Савватий , 1653–57. Никифор , 1662–65. Киприан , 1665–70. Сергий , 1671–76. Евфимий , 1676 и 77. Ермил , 1678–82. Варсонофий , 1683–94. Сильвестр , 1699–1705. Макарий , 1731–38. Гавриил , 1741. [Истобинского игум. Иоанн , 1745.] Николай , 1756. Мисаил , 1763 и 64. Истобинского Троицкого: Игумены Мисаил , 1765–70. Модест , 1770 и 71, перев. в Орловский Спасский. Пахомий , 1771–76. Иероним перев. из Спасского Орловского в начале 1777–80. Никандр , 1800.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАРТИНА МАРПРЕЛАТА ТРАКТАТЫ [Англ. Marprelate Contoversy], памфлеты, написанные в XVI в. под псевдонимом автора или группы авторов в форме богословских трактатов и содержащие острую критику англикан. Церкви и духовенства с пуританско-пресвитерианских позиций. Сохранилось 7 памфлетов (предположительно их было больше): «Послание» (The Epistle, окт. 1588), «Мысли вкратце» (The Epitome, нояб. 1588), «Кое-что о минералах и метафизике» (Certain Mineral and Metaphysical Schoolpoints, февр. 1589), «У вас найдется работа для Купера?» (Hay any Work for Cooper?, март 1589), «Мартин Младший, или Тезисы Мартинианы» (Martin Junior or Theses Martinian, июль 1589), «Мартин Старший, или Обличение Мартина Младшего» (Martin Senior or The Just Censure and Reproof of Martin Junior, июль 1589), «Торжественное заявление Мартина Марпрелата» (The Protestation of Martin Marprelate, сент. 1589). Среди историков нет общего мнения по поводу предполагаемых авторов трактатов. Наиболее часто в источниках и исследованиях упоминаются имена пуритан Т. Картрайта (1535-1603), его единомышленника проповедника Дж. Юдалла (в соч. The State of the Church of England (1590) он высказывает мнение о том, что господствующий церковный строй находится в противоречии с Библией); Дж. Пенри (1559-1593), оставившего дневник (The Notebook of John Penrie), к-рый содержит предложения о радикальном церковном переустройстве (на основании чего был казнен), частично совпадающие с текстами памфлетов; Дж. Трокмортона (1545-1601), религ. публициста, члена парламента. Нек-рые исследователи высказывают мнение о причастности К. Марло к написанию памфлетов, объясняя этим преследование поэта со стороны Церкви. В публикации М. М. Т. приняли участие Р. Дадли, гр. Лестер (1532/33-1588), фаворит Елизаветы I (возможно, памфлеты были напечатаны на его средства и в его поместье); Р. Уолдгрейв, королевский печатник, вынужденный впосл. эмигрировать из Англии.

http://pravenc.ru/text/2562426.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БОЗИО Бóзио [итал. Bosio] Антонио (1575, Витториоза, о. Мальта - 5.09.1629, Рим), итал. археолог, основоположник изучения раннехрист. катакомб в Риме (см. также Археология христианская ). В 80-х гг. XVI в. изучал философию и право в Колледжо Романо (Рим), одновременно исследуя древности ранней Церкви, опираясь на труды О. Панвинио , к-рый первым описал кладбища Рима (De ritu sepeliendi mortuos. R., 1569). В 1593 г. Б. с П. Угонио, преподавателем словесности в ун-те Сапиенца, начал изучение катакомб св. Домитиллы на Виа Адреатина. В 90-х гг. XVI в. им были открыты ряд раннехрист. кладбищ в окрестностях Рима: Кириака (Виа Тибуртина), Санти-Пьетро э Марчеллино (Виа Лабикана), Сан-Валентино (Виа Фламиниа), Лучины (под базиликой Сан-Паоло фуори ле Мура на Виа Остиенсе), подземная базилика Санти-Тразоне э Сатурнино (Виа Салариа Нуова). В 1597 г. через кладбище Кириака Б. смог попасть в кубикулу катакомб Сан-Калликсто, в 1601 г.- в катакомбы Сант-Аньезе, а также в Еврейские катакомбы на Виа Номентана с росписями на ветхозаветные сюжеты, в 1608 г.- в катакомбы Сан-Эрмете. Всего им были изучены или открыты более 30 катакомб. Получая сведения от окрестных жителей, Б. осматривал галереи, вход в к-рые был доступен без проведения раскопок. В процессе изучения он устанавливал взаимное расположение камер и коридоров, фиксировал архитектурные особенности, копировал фрески. В результате многолетней работы Б. получил подробную картину подземного некрополя Рима, давшую ценнейший материал для изучения истории ранней Церкви. В 1600-х гг. Б. начал работу над 2 рукописями под общим названием «Деяния и жития святых» (Acta et vitae sanctorum, antiqua monumenta sacra et prophana itemque adversaria variae eruditionis pro illustrando opere de sacris coemeteriis. Ms. Roma. Vallic. Cod. 3-4) и первой версией соч. на лат. языке «Подземный Рим» (Roma sotterranea; сохр. фрагменты по участкам Виа Аурелиана и Виа Корнелиа: Roma. Vallic. G. 5). Полная публикация этой работы задержалась в связи со смертью Б. Рукописи вместе со всем имуществом были завещаны Мальтийскому ордену и изданы особой комиссией ученых, живописцев и архитекторов на итал. языке с более чем 200 иллюстрациями Ф. Фулькаро в 30-х гг. XVII в. под ред. Дж. Северано. В 1651 г. П. Арринги опубликовал дополненное издание книги под названием «Новейший подземный Рим» (Roma subterranea novissima). В XVII-XVIII вв. выходили и др. его издания (напр., Дж. Боттари), но все они уступают изданию 30-х гг. XVII в.

http://pravenc.ru/text/149663.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДИОНИСИЙ СКИЛОСОФ [греч. ιονσιος Σκυλσοφος] († 1611, Янина), митр. Ларисский (кон. 1592 - нач. 1593 - 15 мая 1601). Ученый, борец за свободу греческого народа, предводитель антитур. восстаний в 1600-1601 и 1611 гг. Род. в окрестностях г. Парамифия (совр. Парамитья, Эпир, Греция). Обстоятельства начального этапа жизни Д. С. неизвестны. Вероятно, получил образование в Европе, в связи с чем был прозван Философом. Принял монашеский постриг в мон-ре вмч. Димитрия Солунского близ совр. дер. Дихуни. Был также врачом, практиковал в К-поле и у себя на родине. Презрительное прозвище Скилософ, в 1-м слоге к-рого содержится намек на греч. слово «собака» (σκλος), появилось после смерти Д. С., придумано его недоброжелателем Дионисием Максимосом с Пелопоннеса. Д. С. был близок к патриарху К-польскому Иеремии II (Траносу) , служил при нем в сане диакона и стал участником драматических событий в Патриархате, приведших к изгнанию Иеремии, после чего Д. С. вступил в борьбу с диак. Никифором за пост местоблюстителя Патриаршего престола. Посредником в их примирении выступил патриарх Александрийский Мелетий Пигас . Вернувшись на Патриарший престол, Иеремия II назначил Никифора вел. протосинкеллом, Д. С. поставил вел. архидиаконом, а затем митрополитом Ларисским. По причине малонаселенности Лариссы митрополичья резиденция располагалась в Трикале. Осенью 1600 г. Д. С. поднял восстание против султана Мехмеда III, в к-ром принял участие и пострадал нмч. Серафим , еп. Фанарийский и Неохорийский (пам. греч. 4 дек.). События разворачивались в районе горного массива Аграфа. Патриархия объявила инициативу Д. С. губительной для Церкви и вскоре лишила его сана митрополита. После разгрома восстания Д. С. бежал от преследований турок в Испанию, а затем в Италию, где начал готовить новое восстание, к к-рому присоединился герц. Карл II, провозгласивший себя потомком визант. имп. Андроника II Палеолога († 1332). В 1611 г. Д. С. прибыл в Эпир и избрал своим штабом монастырь вмч. Димитрия, где когда-то принял постриг. Он обходил города и села, организуя повстанческие отряды. В том же году он во главе повстанцев осадил здание тур. администрации в Янине, но потерпел поражение. Д. С. укрылся в пещере на островке оз. Янина (совр. Памвотида), однако был выдан туркам евреями. Д. С. стойко выдержал пытки и остался христианином. Турки живьем содрали с него кожу, сделали чучело и показывали его в разных городах, в т. ч. в К-поле, где султан был устрашен таким зрелищем.

http://pravenc.ru/text/178480.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРКУДИЙ [лат. Arcudius, Arcudi, греч. Αρκοδης] Петр (ок. 1563, о-в Корфу - 1633, Рим), униат, богослов, участник унийного Брестского Собора 1596 г. (см. Брестские Соборы ). В 1578 г. поступил в греч. коллегию св. Афанасия в Риме, основанную годом раньше, во время учебы был рукоположен во священника, в 1591 г. первым из выпускников коллегии получил ученую степень д-ра. В том же году папа Григорий XIV по просьбе католич. Луцкого еп. Бернарда Мацеёвского , одного из главных организаторов Брестской унии , направил А. в Луцк, где тот совершал богослужения по визант. обряду, для того чтобы убедить православных, что соединение Церквей не нанесет ущерба их вере. Тогда же состоялась встреча А. с правосл. епископами Луцким Кириллом (Терлецким) и Владимиро-Волынским Ипатием (Потеем) . Весной 1594 г. А. вернулся в Рим, собираясь затем проповедовать унию на греч. островах, но остался в Риме, в 1593-1596 гг. был священником коллегии св. Афанасия. В 1595 г. Кирилл (Терлецкий) и Ипатий (Потей) привезли в Рим послание западнорус. епископов папе Клименту VIII , подписанное кроме них Киевским митр. Михаилом (Рогозой) и др. епископами, в к-ром содержалось согласие на заключение унии между Западнорусской митрополией и католич. Церковью. После издания 21 янв. 1596 г. постановления папы о присоединении Западнорусской митрополии к Римско-католической Церкви А. вместе с Ипатием (Потеем) и Кириллом (Терлецким) вернулся в Речь Посполиту. Там А. преподавал в школе в Бресте, к-рая стала первым униатским уч-щем в Зап. Руси, участвовал в деятельности по распространению унии среди духовенства и паствы Владимиро-Волынской епархии, а также в подготовке и проведении унийного Брестского Собора. События 1596 г. были подробно описаны А. в донесениях генералу ордена иезуитов К. Аквавиве . В 1597 г. А. был переводчиком на процессе экзарха К-польского Патриарха Никифора . С помощью Ипатия (Потея) А. основал в 1601 г. семинарию в Вильне, издавал книги в защиту унии, в частности помогал Потею в написании кн. «Антиррисис» (Αντρρησις), изд. в 1589-1600 гг. на лат., рус. и польск. языках.

http://pravenc.ru/text/76086.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДОНН [англ. Donne] Джон (1572?, Лондон - 31.03.1631), англ. теолог, декан собора св. Павла, поэт, основоположник метафизической школы. Род. в семье купца-католика; после смерти отца в 1576 г. воспитывался в семье отчима Дж. Симмиджа, президента Королевской медицинской академии. В 1584 г. Д. поступил в Харт-Холл колледж в Оксфорде, а в 1586 г. продолжил учебу в Тринити-колледже в Кембридже, но ни в одном из них не получил ученой степени, т. к. для этого требовалось подписать «Тридцать девять статей» англикан. Церкви, что для него, как для католика, было неприемлемо. Оставив учебу, Д. какое-то время путешествовал по Италии и Испании. В 1592 г. был принят в лондонскую юридическую школу Линкольнс-Инн, где проучился ок. 3 лет. В 1593 г. Д. получил причитающуюся ему долю отцовского наследства; в том же году умер его брат Генри, арестованный за укрывательство священника-иезуита. В 1596-1597 гг. Д. в числе «джентльменов-добровольцев» отправился под началом гр. Эссекса и сэра Уолтера Рейли в неудачную пиратскую экспедицию на Кадис (Испания), а затем в закончившийся провалом «Островной поход» (на Азорские о-ва), затеянный ради перехвата возвращавшихся из Америки испан. кораблей с сокровищами. Эти путешествия отражены в стихах «Шторм» и «Штиль». В сер. 90-х гг. Д. начинает всерьез задумываться о переходе в англиканство. Принять окончательное решение было нелегко, т. к., по собственным словам Д., он был воспитан католиками - приверженцами «зап рещенной и гонимой религии, привыкшими презирать смерть и жаждущими воображаемого мученичества» ( Carey. 1981. P. 21). Дж. Донн. Гравюра У. Мариалла. 1591 г. Дж. Донн. Гравюра У. Мариалла. 1591 г. В 1601 г. Д. перешел в англиканство и стал секретарем Т. Эджертона, лорда-хранителя Большой печати; в дек. того же года тайно обвенчался с Анной Мор - несовершеннолетней дочерью сэра Дж. Мора и племянницей Эджертона, после чего лишился места и был заключен в тюрьму. В апр. 1602 г. суд подтвердил законность брака, и Д. с женой переехали в графство Суррей; в 1605 г. они перебрались в Митчем близ Лондона, где Д. посвящал время изучению богословия, канонического права и истории Церкви; в 1605-1607 гг. помогал Т. Мортону (впосл. епископ Даремский) в написании полемических сочинений против католиков. В то же время Д. после безуспешных попыток получить место на гос. службе пережил тяжелый духовный кризис, результатом к-рого стал «Биотанатос» (1607) - трактат, в котором он размышляет о том, дозволено ли христианину самоубийство.

http://pravenc.ru/text/178944.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КИРИЛЛ I ЛУКАРИС [греч. Κριλλος Λοκαρις] (13.12.1570 или 1572, Кандия, ныне Ираклио, о-в Крит, Греция - 1638, близ Аястефаноса (Сан-Стефано, ныне Ешилькёй, в черте Стамбула), патриарх Александрийский (1601-1620), К-польский (1620-1623; 1623-1633; 1633-1634; 1634-1635; 1637-1638). Жизнь В биографии К. Л. (наиболее актуальное обобщающее исследование жизни К. Л.: Todt. 2002) отчетливо выделяется 3 этапа: время учебы и приобретения опыта в церковной политике, периоды пребывания на Александрийском и К-польском Патриарших престолах. Первый этап был отмечен пролатинскими настроениями К. Л., начиная со 2-го этапа он окончательно переходит под влияние протестантизма. К. Л. (в миру Константин) род. в Кандии, столице венецианского Крита, в семье греч. свящ. Стефана Лукариса. Начальное обучение он прошел у иером. Мелетия Властоса . В 1584 г. благодаря помощи своего дяди патриарха Александрийского Мелетия I Пигаса был отдан в школу при греч. церкви в Венеции, где Максим Маргуний обучал Константина языкам (греческому, латинскому, итальянскому) и богословию. Через 4 года Константин вернулся на Крит,- вероятно, из-за того, что его отец испытывал материальные затруднения. На Крите он в течение года продолжал заниматься у Мелетия Властоса в мон-ре св. Екатерины в предместье Кандии, откуда писал письма Маргунию, книги к-рого, оставшиеся в его старом доме, Константин имел возможность читать (сочинения Плутарха, неустановленную книгу Аристотеля, речи Демосфена, 2 тома «Истории» Евсевия Кесарийского, 2 книги Цицерона и некий лат. словарь). Патриарх Александрийский Кирилл I Лукарис. Портрет. Неизвестный художник. Кон. ХХ в. Патриарх Александрийский Кирилл I Лукарис. Портрет. Неизвестный художник. Кон. ХХ в. Осенью 1589 г. Константин вернулся в Италию и был зачислен в Падуанский ун-т. Слушал лекции известных ученых и церковных деятелей: Паоло Сарпи, Франческо Пикколомини и Чезаре Кремонини. В 1592 г. сдал экзамены, получил степень лауреата и вернулся на Крит. С одобрения Мелетия Пигаса, к-рый был избран на Александрийский Патриарший престол в 1590 г., в 1593-1594 гг. в К-поле Константин принял монашеский постриг с именем Кирилл, а также диаконскую и иерейскую хиротонии.

http://pravenc.ru/text/1840363.html

святитель Мелетий (Пигас), патриарх Александрийский (1549–1601) Послания Мелетий, патриарх Александрийский, святитель Патриарх Александрийский, местоблюститель Константинопольского Патриаршего престола (1597-1598), выдающийся церковный деятель, писатель. Мелетий Александрийский (Мелетий Пигас, Пига; греч. Μελτιος Πηγς) родился на острове Крит, между 1535 и 1540 гг. Учился в Венеции и Падуе; приняв иночество на родине, открыл при монастыре школу древнегреческого языка, которая приобрела большую известность. Впоследствии был настоятелем этого монастыря, митрополитом в Кирене. В годы предстоятельства на Александрийском престоле Сильвестра, Мелетий был секретарем Патриархата, после чего был избран новым патриархом в 1590 году. Заняв первосвятительскую кафедру, владыка Мелетем столкнулся с проблемой огромной задолженности перед султаном, а также прозелитизма со стороны иезуитов, против которого он встал на твердую позицию. Патриарх Мелетий также прилагал усилия для воссоединения коптов в Египте и Абиссинии с Православной Церковью. Всю жизнь Мелетий Пигас провел в борьбе с папством и готовившейся унией; произнес массу проповедей и поучений, составивших сборник бесед — στρματα; участвуя на Константинопольском соборе в 1593 г., много содействовал учреждению в Москве патриаршества. Он также являлся одно время блюстителем Вселенского патриаршего престола. Особенно горячее участие Мелетий Пигас принимал в делах православия Западной Руси и Польши, по поводу которых им написана большая часть писем и посланий. Убеждая оставаться твердыми в православии, Мелетий Пигас писал ко многим ревнителям просвещения, например князю Острожскому, Вишневецкому, Четвертинскому, а также к королю польскому Сигизмунду III и к западнорусским братствам. По поводу учреждения в Москве патриаршества, Мелетий Пигас писал царю Феодору Иоанновичу, Борису Годунову, патриарху Иову. Скончался патриарх Мелетий (Пигас) в возрасте 52 лет в 1601 г. Святитель Мелетий был прославлен Александрийской Православной Церковью, после чего, решением Священного Синода от 7 мая 2003 года, его память была внесена в диптих святых Русской Православной Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Meletij_Aleksa...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010