Филипп Шафф (протестант) Глава II. Гонения на христианство и мученичество христиан «Semen est sanguis Christianorum» 20 . Тертуллиан §12. Литература Источники Евсевий: H. Е., особенно Lib. viii, и ix. Лактанций: De Mortibus persecutorum. Апологии Иустина Мученика , Минуция Феликса , Тертуллиана и Оригена , а также послания Киприана. Theod. Ruinart: Acta primorum martyrum sincera et selecta. Par. 1689; 2 nd ed. Amstel. 1713 (освещены первые четыре века). Несколько биографий из Acta Sanctorum. Antw. 1643 sqq. Les Acts des martyrs depuis l " origine de Véglise Chrétienne jusqúà nos temps. Traduits et publiés par les R. R. P. P. bénédictins de la congreg. de France. Par. 1857 sqq. Martyrol. Hieronymianum (ed. Florentini, Luc. 1668, и в Migne, Patrol, hat. Opp. Hieron. xi. 434 sqq.); Martyrol. Romanum (ed. Baron. 1586), Menolog. Graec. (ed. Urbini 1727); De Rossi, Roller и другие работы о римских катакомбах. Труды John Foxe (или Fox, умер в 1587): Acts and Monuments of the Church (обычно называемая « Книга мучеников», Book of Martyrs), первые издания – Strasburg 1554, Basle 1559; первое полное издание fol. London 1563; 9 th ed. fol. 1684, 3 vols, fol.; лучшее издание G. Townsend, Lond. 1843, 8 vols. 80.; есть также много сокращенных изданий. Фокс представляет полную историю христианского мученичества, включая мучеников–протестантов средних веков и XVI века с полемическим указанием на Римскую церковь как на наследницу языческого Рима в деле кровавых гонений. О «десяти римских гонениях» рассказывается в первом томе. Kortholdt: De persecutionibus eccl. primaevae. Kiel 1629. Gibbon: chap. xvi. Munter: Die Christen im heidnischen Hause vor Constantin. Copenh. 1828. Schumann von Mansegg (католик): Die Verfolgungen der ersten christlichen Kirche, Vienna 1821. W. Ad. Schmidt: Geschichte der Denk u. Glaubensfreiheit im ersten Jahrhundert der Kaiserherrschaft und des Christenthums. Berl. 1847. Kritzler: Die Heidezeiten des Christenthums. Vol. i. Der Kampf mit dem Heidenthum. Leipz. 1856.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗАХАРИЯ [груз. ] (Джорджадзе), католикос-патриарх Вост. Грузии (Мцхетский) (1623-1632 (?)), еп. Некресский (до 1623). В мцхетском гуджаре 1613 г. З. упоминается как придворный духовник и настоятель в 1613-1623 гг. «придворной церкви» ( Жордания. Хроники. С. 440). В 1614 г., во время нашествия иран. шаха Аббаса I (1587-1629), З. вместе с католикосом-патриархом Грузии Иоанном IX (Авалишвили) сопровождал укрывшиеся в Имерети царские дворы Картли и Кахети. В интересах гос-ва и Церкви З. поддерживал тесные отношения с Римско-католической Церковью. Так, в 1625 г. по согласованию с З. царь Кахети Теймураз I (1606-1648) направил в Зап. Европу послом члена католич. ордена василиан Никифора Ирбаха (Ирубакидзе-Чолокашвили). В 1626 г. папа Римский Урбан VIII в ответ отправил в Грузию миссионеров из ордена театинцев . В 1628 г. в Грузию миссионерами-августинцами Амвросием и Петром были доставлены мощи царицы вмц. Кетеван († 1624), принявшей мученическую кончину в Персии, чему были свидетелями католич. монахи, укрывшие останки в католич. мон-ре в Гоа (Индия) и в Португалии. Царь Теймураз I, сын великомученицы, упокоил мощи святой в Алавердском соборе . Частично сохранилась переписка З. и Теймураза I с папой Урбаном VIII. Так, в письме от 5 янв. 1629 г. Теймураз I описывает бедственное положение Церкви и страны, разоренной персами, к-рые «посеяли всякое горе... унесли с собой не только драгоценную священную утварь, но и все облачения, украшения и даже иконы - и так всячески ограбили храмы». В письме З., посланном вместе с письмом царя, католикос-патриарх дополнительно просит папу выслать облачения и чаши для Грузинской Церкви ( Тамарашвили. 1995). Сохранилось множество документов, выданных З., среди к-рых жалованная грамота о восстановлении во владении кафедрального патриаршего собора Светицховели в Мцхете поместьев Дзегви и Цихедиди (ЦГИАГ. Ф. 1449. Ед. хр. 1760); Зураб Эристави пожертвовал Светицховели принадлежавшее ранее церкви с. Сапурцле, которое «было отнято Мухранскими князьями Теймуразом и Кайхосро» ( Жордания. Хроники. С. 448).

http://pravenc.ru/text/182691.html

Московский храм Ризоположения на Донской отметил престольный праздник 24 июля 2007 г. 18:25 23 июля, в день праздника Положения честной ризы Господней в Москве, епископ Дмитровский Александр совершил Божественную литургию в Ризоположенском храме столицы. Владыке сослужили настоятель Богоявленского собора   протопресвитер Матфей Стаднюк , настоятель храма протоиерей Александр Фарковец и клирики храма. Диаконский чин возглавил протодиакон Николай Платонов, клирик Богоявленского собора. После окончания Литургии состоялся Крестный ход, после которого владыка от лица Святейшего Патриарха поздравил отца настоятеля и собравшихся на богослужение с праздником. Справка По преданию, один из воинов, бывших при Распятии Спасителя на Голгофе, получил по жребию хитон — часть одежды Иисуса Христа. Риза представляла собой частицу одежды, в которой Христа вели на распятие. Воины, стоявшие у Креста Господня, не стали разрывать хитон, который, по преданию, выткала для Своего Божественного Сына Сама Пресвятая Богородица и Приснодева Мария, и он достался воину-наемнику, происходившему родом из Иверии (Грузии). Воин принес святыню к себе на родину, где она, после принятия в IV веке Грузией христианства, была окружена особенно благоговейным почитанием. Персидский шах Аббас I (1571-1629), управлявший Ираном с 1587 года, разорил православную Грузию, но, поскольку стремился поддерживать дружественные отношения с российским государством, то направил в Москву послов с богатыми дарами. Посольство прибыло в Москву в марте 1625 и преподнесло от имени шаха в дар царю Михаилу Феодоровичу и его отцу Святейшему Патриарху Филарету часть Ризы Господней, взятой персами в качестве военного трофея во время похода на Грузию. Посланцев далекого Ирана встречали за городской чертой, на южной окраине русской столицы. Царь принял от послов золотой, украшенный драгоценными камнями ковчежец с заключенной в нем святыней, но все же к подарку иноверного правителя наши предки отнеслись с недоверием и крайней осторожностью. Была учреждена специальная комиссия, в задачи которой входил сбор материалов о Ризе Господней и установление подлинности присланной шахом святыни. Но сведения, полученные комиссией, оказались противоречивыми и недостаточными для установления истины. И тогда решено было последовать примору святой равноапостольной царицы Елены, матери святого равноапостольного царя Константина Великого, установившей подлинность обретенного ею в Иерусалиме Креста Господня.

http://patriarchia.ru/db/text/273200.htm...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНАСТАСИЙ [румын. Anastasie] (Кримка Илия; ок. 1560, г. Сучава - 19.01.1629, там же), митр. Молдовы, каллиграф, миниатюрист, поэт, писавший на церковнослав. языке. Сын торговца Иона Кримки (Кримковича) из Сучавы, бывш. столицы Молдавского княжества. В крещении Илия. Первое документальное упоминание о нем относится к февр. 1587 г.: господарь Петр Хромой даровал «Илие-дьяку» пустошь Унгураши (цит. по: P curariu M. Istoria bisericii ortodoxe române. Bucureti, 1994. Vol. 2. P. 6). Пострижен в монашество предположительно в мон-ре Путна c именем А. В 1599 г. служил священником в господарской церкви в Сучаве. Был избран епископом Рэдэуцкой епископии в июне 1600 г. В сент. того же года смещен с кафедры и поселился в своем имении Драгомирешти близ Сучавы, где основал мон-рь Драгомирна , ставший центром слав. и молдав. культуры со своей школой миниатюристов и каллиграфов. В 1602 г. А. построил небольшую ц. св. Еноха и Илии и св. Иоанна Богослова, а в 1602-1605 гг.- монументальный храм Сошествия Св. Духа. Весной 1606 г. избран епископом Романской епископии . Митрополит Молдовы в 1608-1617 и в 1619-1629 гг. Большое внимание уделял устроению монашеской жизни. Занимался благотворительностью, на свои средства основал в Сучаве первую в стране городскую больницу (1619). По поручению господарей Молдовы дважды побывал с дипломатической миссией в Польше. Погребен в соборном храме Драгомирны. Известно свыше 25 рукописей, переписанных и украшенных А. и его учениками. Среди них - Евангелие 1609 и 1614 гг., Апостол 1610 г., Служебник 1610 и 1612 гг. В Драгомирне находятся 3 Четвероевангелия, 3 Служебника и одна Псалтирь; в б-ке Румынской АН - 2 Апостола. Книги хранятся также в собраниях Москвы (ГИМ, РГБ), Львова, С.-Петербурга (РНБ) и Вены (Австрийская Национальная б-ка). Миниатюры (кроме ктиторских) и орнаментика роскошных Евангелий, созданных в мастерской А., копируют болг. образец XIV в.- Лондонское Евангелие царя Иоанна-Александра 1356 г. Лит.: Арсений (Стадницкий), еп. Исследования и монографии по истории Молдавской Церкви. СПб., 1904; Литература ши арта Молдовей: Енчиклопедие: 2 вол. Кишинэу, 1985. Вол. 1; Partenie V. P. Mitropolitul Anastasie Crimca al Moldovei, viaa i activitatea sa. Bucure#ti, 1907; Dr gu V. , Florea V. , Grigorescu D. , Mihalache M. Pictura româneasc în imagini. Bucure#ti, 1970; Popescu- V î lcea G. Anastasie Crimca. Bucure#ti, 1972; idem. Miniatura româneasc. Bucure#ti, 1981. В. Я. Гросул Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/114848.html

Bone relic in Goa church might be from Georgian Queen: DNA study India , December 31, 2013 Ruins of Church of St. Augustine in Goa The first ancient DNA study in South Asia has revealed that a 400-year-old bone relic kept in St. Augustinian Church in Goa is likely to be a remnant of Queen Ketevan of Georgia (eastern Europe), who was born in a royal family in 1565 in the medieval period. A team of investigators from the Centre for Cellular and Molecular Biology (CCMB), Archaeological Survey of India and Estonian BioCentre led by Dr. K. Thangaraj of CCMB traced that the relic, excavated from St. Augustinian Church complex in Goa, might belong to Georgian Queen Ketevan. The study has been published online recently in the journal Mitochondrion . In the medieval period, Georgia was a vassal kingdom and the bone of contention between two mighty empires in West Asia — the Ottoman Turks and the Safavids in Persia. The former had suzerainty over the Western region and the latter over the Eastern region, the release said. During that period, entire Persia and its surrounding region was under control of emperor Shah Abbas I (1587-1629), who led an army to conquer Georgia and took Queen Ketevan as prisoner. For about a decade (1614 to 1624), the Queen remained in Shiraz as the prisoner of Shah Abbasi I. In 1624, the Persian emperor attempted to convert the Queen to Islamic faith. For resisting his wishes, she was tortured and strangled to death on September, 22, 1624. It said that as per literary evidences in Portuguese script, it was believed that in 1627 her right arm bone was brought to Goa by an Augustinian Friar and kept in a black box (stone sarcophagus) on the second window along the Epistle side of the chapel within the St. Augustinian convent at old Goa. For almost 400 years, the remains of Georgian Queen Ketevan remained undisturbed somewhere in the convent, the release said. Considering the patriotic nature of Queen Ketevan, the Georgian Government approached the Indian Government to search for the relic of the Queen. Since 1989, various delegations from Georgia visited India and have worked together with the Archaeological Survey of India and tried to locate the relic within the ruins of St. Augustinian convent in old Goa.

http://pravoslavie.ru/67223.html

Предстоятели Болгарской Православной Церкви HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Предстоятели Болгарской Православной Церкви Тырновские патриархи Архиепископы Св. Иосиф I – 870 г.-? Георгий Леонтий I Димитрий I Сергий I Григорий I Патриархи Дамиан – 927 г.-? Герман Филипп. – кон. X в. Давид – 1015-1018 гг. Архиепископы (Охридские) Иоанн I – 1018-1037 гг. Лев I – XI в. Феодул I – +1065 г. Иоанн II Лампин – +1078 г. или 1079 г. Иоанн III Трезвый Феофилакт I – ок. 1085-1108 гг. Лев II Мунг – ок. 1120 г. Михаил Иоанн IV Комнин (брат императора Алексия I Комнина) – сер. XII в. Евстафий Константин I – ок. 1160-1170 гг. Иоанн V Коматир – ок. 1213 г. Димитрий II Хоматен – ок. 1216-1234 гг. Иоанникий Сергий II Константин II Кавасила – 2-я пол. XIII в. Иаков Проархий Адриан Геннадий – кон. XIII в. Макарий – ок. 1295 – ок. 1299 гг. Григорий II – ок. 1317 г. Анфим Метохит – ок. 1341 г. Николай I – ок. 1347 г. Григорий III – ок. 1364 г. Матфей – ок. 1408 г. Никодим – ок. 1452 г. Дорофей – ок.1466 г. Марк Ксилокорав – 1467 г. Николай II Захария Прохор – 1529-1550 гг. Симеон – ок. 1550 г. Григорий IV Никанор – ок. 1557 г. Паисий – ок. 1566 г. Парфений Софроний – ок. 1572 г. Гавриил – ок. 1582-1587 гг. Феодул II – ок. 1588 г. Иоаким – ок. 1593 г. Афанасий I – ок. 1596 г. Валаам – ок. 1598 г. Нектарий I – 1598 г., + 1626 г. Митрофан – ок. 1614 г. Нектарий II – ок. 1622 г. Порфирий – ок. 1624 г. Георгий Иоасаф I – ок. 1628 г. Авраамий – 1629-1634 гг. Мелетий I – ок. 1637 г. Харитон – ок. 1643-1651 гг. Даниил Афанасий II – ок. 1653 -1658 гг. Дионисий I – +1665 г. Пафнутий – ок. 1692 г. Игнатий I – ок 1660 г. Арсений Зосима I – ок. 1663-1670 гг. Панарет – 1671 г. Нектарий III – ок. 1673 г. Игнатий II – ок. 1676 г. Григорий V Феофан – 1676 г. Мелетий II – 1676 г. Парфений – 1677-1683 г. Герман II – 1688-1695 г. Григорий VI – 1691-1693 г. Игнатий III – 1693-1695 г. Зосима II – 1695-1699 г. Рафаил – 1699-1702 г. Мефодий – 1708 г. Дионисий II – 1709-1714 г. Филофей – 1714-1718 г. Иоасаф II – 1719-1745 г. Иосиф II – 1746-1751 г. Дионисий III – 1752-1756 г. Мефодий II – 1757-1758 г. Кирилл – 1759-1762 г. Иеремия – +1763 г. Анания – 1763 г. Арсений – 1763-1767 г.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/3...

Предстоятели Болгарской Православной Церкви (версия для печати)/Православие.Ru Предстоятели Болгарской Православной Церкви Православие.Ru , 18 июня 2001 г. Тырновские патриархи Архиепископы Св. Иосиф I – 870 г.-? Георгий Леонтий I Димитрий I Сергий I Григорий I Патриархи Дамиан – 927 г.-? Герман Филипп. – кон. X в. Давид – 1015-1018 гг. Архиепископы (Охридские) Иоанн I – 1018-1037 гг. Лев I – XI в. Феодул I – +1065 г. Иоанн II Лампин – +1078 г. или 1079 г. Иоанн III Трезвый Феофилакт I – ок. 1085-1108 гг. Лев II Мунг – ок. 1120 г. Михаил Иоанн IV Комнин (брат императора Алексия I Комнина) – сер. XII в. Евстафий Константин I – ок. 1160-1170 гг. Иоанн V Коматир – ок. 1213 г. Димитрий II Хоматен – ок. 1216-1234 гг. Иоанникий Сергий II Константин II Кавасила – 2-я пол. XIII в. Иаков Проархий Адриан Геннадий – кон. XIII в. Макарий – ок. 1295 – ок. 1299 гг. Григорий II – ок. 1317 г. Анфим Метохит – ок. 1341 г. Николай I – ок. 1347 г. Григорий III – ок. 1364 г. Матфей – ок. 1408 г. Никодим – ок. 1452 г. Дорофей – ок.1466 г. Марк Ксилокорав – 1467 г. Николай II Захария Прохор – 1529-1550 гг. Симеон – ок. 1550 г. Григорий IV Никанор – ок. 1557 г. Паисий – ок. 1566 г. Парфений Софроний – ок. 1572 г. Гавриил – ок. 1582-1587 гг. Феодул II – ок. 1588 г. Иоаким – ок. 1593 г. Афанасий I – ок. 1596 г. Валаам – ок. 1598 г. Нектарий I – 1598 г., + 1626 г. Митрофан – ок. 1614 г. Нектарий II – ок. 1622 г. Порфирий – ок. 1624 г. Георгий Иоасаф I – ок. 1628 г. Авраамий – 1629-1634 гг. Мелетий I – ок. 1637 г. Харитон – ок. 1643-1651 гг. Даниил Афанасий II – ок. 1653 -1658 гг. Дионисий I – +1665 г. Пафнутий – ок. 1692 г. Игнатий I – ок 1660 г. Арсений Зосима I – ок. 1663-1670 гг. Панарет – 1671 г. Нектарий III – ок. 1673 г. Игнатий II – ок. 1676 г. Григорий V Феофан – 1676 г. Мелетий II – 1676 г. Парфений – 1677-1683 г. Герман II – 1688-1695 г. Григорий VI – 1691-1693 г. Игнатий III – 1693-1695 г. Зосима II – 1695-1699 г. Рафаил – 1699-1702 г. Мефодий – 1708 г. Дионисий II – 1709-1714 г. Филофей – 1714-1718 г. Иоасаф II – 1719-1745 г. Иосиф II – 1746-1751 г. Дионисий III – 1752-1756 г. Мефодий II – 1757-1758 г. Кирилл – 1759-1762 г. Иеремия – +1763 г. Анания – 1763 г. Арсений – 1763-1767 г.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Предстоятели Болгарской Православной Церкви Тырновские патриархи Архиепископы Св. Иосиф I – 870 г.-? Георгий Леонтий I Димитрий I Сергий I Григорий I Патриархи Дамиан – 927 г.-? Герман Филипп. – кон. X в. Давид – 1015-1018 гг. Архиепископы (Охридские) Иоанн I – 1018-1037 гг. Лев I – XI в. Феодул I – +1065 г. Иоанн II Лампин – +1078 г. или 1079 г. Иоанн III Трезвый Феофилакт I – ок. 1085-1108 гг. Лев II Мунг – ок. 1120 г. Михаил Иоанн IV Комнин (брат императора Алексия I Комнина) – сер. XII в. Евстафий Константин I – ок. 1160-1170 гг. Иоанн V Коматир – ок. 1213 г. Димитрий II Хоматен – ок. 1216-1234 гг. Иоанникий Сергий II Константин II Кавасила – 2-я пол. XIII в. Иаков Проархий Адриан Геннадий – кон. XIII в. Макарий – ок. 1295 – ок. 1299 гг. Григорий II – ок. 1317 г. Анфим Метохит – ок. 1341 г. Николай I – ок. 1347 г. Григорий III – ок. 1364 г. Матфей – ок. 1408 г. Никодим – ок. 1452 г. Дорофей – ок.1466 г. Марк Ксилокорав – 1467 г. Николай II Захария Прохор – 1529-1550 гг. Симеон – ок. 1550 г. Григорий IV Никанор – ок. 1557 г. Паисий – ок. 1566 г. Парфений Софроний – ок. 1572 г. Гавриил – ок. 1582-1587 гг. Феодул II – ок. 1588 г. Иоаким – ок. 1593 г. Афанасий I – ок. 1596 г. Валаам – ок. 1598 г. Нектарий I – 1598 г., + 1626 г. Митрофан – ок. 1614 г. Нектарий II – ок. 1622 г. Порфирий – ок. 1624 г. Георгий Иоасаф I – ок. 1628 г. Авраамий – 1629-1634 гг. Мелетий I – ок. 1637 г. Харитон – ок. 1643-1651 гг. Даниил Афанасий II – ок. 1653 -1658 гг. Дионисий I – +1665 г. Пафнутий – ок. 1692 г. Игнатий I – ок 1660 г. Арсений Зосима I – ок. 1663-1670 гг. Панарет – 1671 г. Нектарий III – ок. 1673 г. Игнатий II – ок. 1676 г. Григорий V Феофан – 1676 г. Мелетий II – 1676 г. Парфений – 1677-1683 г. Герман II – 1688-1695 г. Григорий VI – 1691-1693 г. Игнатий III – 1693-1695 г. Зосима II – 1695-1699 г. Рафаил – 1699-1702 г. Мефодий – 1708 г. Дионисий II – 1709-1714 г. Филофей – 1714-1718 г. Иоасаф II – 1719-1745 г. Иосиф II – 1746-1751 г. Дионисий III – 1752-1756 г. Мефодий II – 1757-1758 г. Кирилл – 1759-1762 г. Иеремия – +1763 г. Анания – 1763 г. Арсений – 1763-1767 г.

http://pravoslavie.ru/39534.html

В Иране при входе в мечети всегда имеются ящички с небольшими круглыми плитками, украшенными восточной вязью изречений из Корана. Такие " кругляши " изготавливают из глины, привезенной из Мекки. И когда паломник совершает земной поклон, он приникает лбом к " мохру " – так называют эту плитку. У наиболее благочестивых богомольцев на лбу даже заметно пятно – результат усиленных молитв. Однако у постсоветских туркменок " звезда во лбу не горит " . Позволю себе невинный каламбур: на уме у них скорее не мохр, а мохер. Сверкая золотыми зубами – давняя мода советского востока, " челночницы " деловито изучают фактуру ширпотреба. Как известно, русских специалистов в Туркмении практически нет: " золотые руки " уехали, остались " золотые зубы " . Вот такой баланс... Рано утром с городских минаретов несутся пронзительные звуки азана – призыва к намазу. Город Мешхед – гигантский комплекс изумительных по красоте мечетей с порталами и портиками, куполами, блистающими покрытием из чистого золота. В любой час дня и ночи здесь в течение всего года можно видеть огромные людские потоки, растекающиеся по дворам и залам, полы которых выложены плитами мрамора или оникса цвета морской волны. Видя эти толпы, невольно вспоминаешь о том, что среди населения Ирана мусульмане составляют 99 процентов, в том числе 84 процента шиитов. Нельзя сказать, что в Мешхеде недоброжелательно относятся к суннитам. Просто их самих не особенно тянет к усыпальницам, где рядом долгое время покоились останки Резы и легендарного Гаруна ар-Рашида, которого не особенно жалуют страстные поклонники убитого имама, умершего в 809 году. В конечном счете по соображениям сохранения в городе мира и согласия останки знаменитого халифа были удалены из усыпальницы. Гигантское число приезжающих в город паломников объясняется тем, что каждый шиит Ирана, достойный так называться, должен в течение своей жизни несколько раз посетить Мешхед. Пример для подражания дал шах Аббас I (1587-1629). Как обыкновенный паломник он прошел от Исфагана до Мешхеда по нынешним меркам несколько сотен километров. Во время этого путешествия шах ни разу не пожаловался на трудности пути, был неизменно весел и ласков со своими приближенными.

http://religare.ru/2_23071_1_21.html

следовало молиться при заболеваниях кишечника, что было связано с наиболее распространенным сюжетом в иконографии мученика - палач вспарывает Е. живот, как, напр., на картине Н. Пуссена «Мученичество св. Еразма», 1628-1629, Ватикан, Пинакотека). Мученик почитался и как покровитель моряков, в его честь названы возникающие во время грозы электрические разряды на верхушке корабельной мачты - огни св. Эльма (Elmo - форма имени Е.). Частицы мощей Е. находились во мн. городах Европы, в т. ч. в Кёльне, где в XV в. они хранились в 2 церквах. Однако болландисты Г. Хенскенс и Д. Папеброх сомневались в их подлинности. Частицы мощей святого с нач. XV в. находились в Праге, хранились под главным алтарем ц. св. Иакова (Сан-Джакомо Маджоре) в Болонье, куда они были помещены кард. Алессандро Риарио (1578-1585). В 1587 г. глава Е. была перенесена из Гаэты в г. Эвора (Португалия). Ист.: BHL, N 2578-2586; BHG, N 602; ActaSS. Iun. T. 1. P. 211-219; MartHieron. Comment. P. 293, 297; SynCP. Col. 726; MartRom. Comment. P. 220; Halkin F. La légende grecque de St. Érasme//AnBoll. 1983. Vol. 101. P. 5-18. Лит.: Flahault R. S. Erasme. P., 1895; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 130; Т. 3. С. 163; Ferraro S. Memorie religiose e civili della città di Gaeta. Napoli, 1903; Lanzoni. Diocesi. P. 163-164; Delehaye H. Les origines du culte des martyrs. Brux., 19332. P. 307-308; Fiore L. Vita dei santi Erasmo e Marciano. R., 1950; Balducci A., Negri Arnoldi F. Erasmo//BiblSS. Vol. 4. Col. 1288-1293; Desantis G. Gli Atti greci di S. Erasmo//VetChr. 1988. Vol. 25. P. 487-555; Giordano A. La cattedrale episcopale di Gaeta. Gaeta, 1989; Punzo A. e. a. Il santuario del martire Erasmo a Formia: Storia e archeologia del complesso martiriale. [Gaeta], 1992; Guida storico-archeologica della chiesa di S. Erasmo. Marina di Minturno, 1995; Falkenhausen V., von. S. Erasmo a Bisanzio//Formianum: Atti del Conv. di Studi sull " antico territorio di Formia: [Conv.] 3, 1995. Marina di Minturo, 1996. P. 77-92; Storia illustrata di Formia.

http://pravenc.ru/text/190117.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010