Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАЗАРИНИ [Правильнее Маццарини или Маццарино; итал. Mazzarini, Mazzarino; франц. Mazarin] Джулио Раймондо (14.07.1602, Пешина, обл. Абруццо, Центр. Италия - 9.03.1661, Венсен, Франция), кард. (с 1641), главный министр франц. кор. Людовика XIV . Род. в дворянской семье весьма скромного происхождения; дед М., Джироламо Маццарини, переехал из Генуи в Палермо. Дядя М., Джулио Чезаре Маццарино (1544-1621), был членом Об-ва Иисуса (см. Иезуиты ), известным католич. проповедником, деятелем Контрреформации в Италии. Отец М., Пьетро Маццарини (1576-1654), переехал в 1590 г. в Рим, где служил интендантом у кн. Филиппо I Колонны, кн. Палиано, великого коннетабля Неаполитанского королевства; ок. 1600 г. он женился на Ортенсии Буфалини (1575-1644), крестнице Филиппо Колонны. Дядя М. по материнской линии был приором госпиталя для сирот и брошенных детей в Пешине. Детство М. прошло в Риме; его крестили в ц. святых Викентия и Анастасия (в 1644-1650 на деньги М. церковь была отремонтирована). У М. были младшие брат и 4 сестры (впосл. он перевез племянников в Париж и способствовал заключению выгодных браков). В 7 лет родители отдали его в иезуитскую Римскую коллегию (ныне Григорианский университет ). В 1618-1622 гг. сопровождал в Испанию Джироламо Колонну (1604-1666; в 1627 папа Римский Урбан VIII (1623-1644) возвел его в достоинство кардинала); в ун-те Алькала-де-Энарес изучал право. Вернувшись в Рим, М. продолжил обучение в ун-те Сапиенца. В 1628 г. он получил степень доктора канонического и гражданского права (in utroque iure). Сначала М. выбрал военную карьеру на службе у папы Римского. Папа Урбан VIII вмешался в конфликт за Вальтеллину, горную долину в Альпах, через к-рую проходил удобный путь из Италии в Испан. Нидерланды, связывавший европ. владения Габсбургов. В 1620 г. Испания захватила Вальтеллину, имевшую союзнические отношения с кантонами Швейцарии. Попытки протестант. швейцар. союзной земли Граубюнден изгнать испанцев из долины не увенчались успехом.

http://pravenc.ru/text/2561220.html

Публикация: ПСРЛ. СПб., 1913. Т. 21, ч. 2. С. 350, 352, 357–358, 360–361, 363, 415. Летописный свод, доведенный до 1560 г., составлен в 60-х годах XVI в. на основе Никоновской, Воскресенской, Софийской 2-ой летописей, Новгородского свода 1539 г. и других источников 312 . Текст свода не опубликован. Житие Сергия Радонежского (под 6900 г.) повторяет текст списка Оболенского Никоновской летописи – в некоторой переработке, с пропусками и искажениями. РГБ, ф. 256 (Собр. Н. П. Румянцева), 255 (л. 45–72) – конца XVI – начала XVII в.; РГАДА, ф. 181 (Собр. МГАМИД), 11, ч. 1 (л. 56–95) – нач. XVII в.; РНБ, Эрмитажное собр., 397 – 80-е годы XVII в. (копия Архив-ского списка). В 1568–1576 гг. царскими книгописцами и художниками была создана иллюстрированная энциклопедия всемирной и русской исто-рии 313 . В основу положен список Оболенского Никоновской летописи, текст которого дополнен по многим источникам. Рукопись свода оказалась впоследствии разделенной на несколько томов, так что житие Сергия читается теперь во втором томе так называемого Древнего летописца под 6900 г.: БАН, 31.7.30 (т. 2, л. 376–441 об.), текст иллюстрирован 77 миниатюрами. Житие Сергия совпадает с редакцией Никоновской летописи. Публикации: обе части Древнего летописца опубликованы в 1774–1775 гг.; в издании ПСРЛ. СПб., 1897. Т. 11, Древний летописец привлечен для подведения вариантов к тексту Никоновской летописи. В основу «Русского Временника» положены разные редакции Русского хронографа и свод 1550 г. Повесть о Сергии Радонежском под 6900 г. является сокращением текста свода 1560 г. 1) ГИМ, собр. А. Д. Черткова, 115б (л. 94 – 98 об.) – начало 20-х годов XVII в. Филигрань: Гербовый щит под короной – Дианова и Костюхина, 209 (1623 г.); 2) РГАДА, ф. 201 (Собр. М. А. Оболенского), 46 (л. 166–174) – 40-е годы XVII в. Филигрань: Домик под крестом, обвитым змеей – Дианова и Кос-тюхина, 534 (1645 г.); 3) РГАДА, ф. 188 (Собр. Рукописных книг), 13 (л. 779 об. – 785) – 40-е годы XVII в. Филиграни: Ворота-Гераклитов, 41 (1638 г.), 46 (1649–1650 гг.); Герб – Гераклитов, 326 (1648–1649 гг.); Герб – Гераклитов, 281 (1647 г.); Кувшин с одной ручкой под полумесяцем – Гераклитов, 716 (1644 г.); Голова шута – Гераклитов, 1180 (1643 г.); Гербовый щит с лилией под короной – Гераклитов, 211, 213, 214 (1648–1649, 1660 гг.); Герб – Гераклитов, 1436 (1638 г.); Лотарингский крест – Гераклитов, 375 (1650 г.); Гербовый щит – Гераклитов, 1480 (1650 г.); Голова шута с 5 бубенцами – Гераклитов, 1177–1179 (1642–1643 гг.).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Публикация: ПСРЛ. СПб., 1913. Т. 21, ч. 2. С. 350, 352, 357—358, 360—361, 363, 415. Летописный свод, доведенный до 1560 г., составлен в 60–х годах XVI в. на основе Никоновской, Воскресенской, Софийской 2–ой летописей, Новгородского свода 1539 г. и других источников . Текст свода не опубликован. Житие Сергия Радонежского (под 6900 г.) повторяет текст списка Оболенского Никоновской летописи — в некоторой переработке, с пропусками и искажениями. РГБ, ф. 256 (Собр. Н. П. Румянцева), 255 (л. 45—72) — конца XVI — начала XVII в.; РГАДА, ф. 181 (Собр. МГАМИД), 11, ч. 1 (л. 56—95) — нач. XVII в.; РНБ, Эрмитажное собр., 397 — 80–е годы XVII в. (копия Архив–ского списка). В 1568—1576 гг. царскими книгописцами и художниками была создана иллюстрированная энциклопедия всемирной и русской исто–рии . В основу положен список Оболенского Никоновской летописи, текст которого дополнен по многим источникам. Рукопись свода оказалась впоследствии разделенной на несколько томов, так что житие Сергия читается теперь во втором томе так называемого Древнего летописца под 6900 г.: БАН, 31.7.30 (т. 2, л. 376—441 об.), текст иллюстрирован 77 миниатюрами. Житие Сергия совпадает с редакцией Никоновской летописи. Публикации: обе части Древнего летописца опубликованы в 1774—1775 гг.; в издании ПСРЛ. СПб., 1897. Т. 11, Древний летописец привлечен для подведения вариантов к тексту Никоновской летописи. В основу «Русского Временника» положены разные редакции Русского хронографа и свод 1550 г. Повесть о Сергии Радонежском под 6900 г. является сокращением текста свода 1560 г. 1) ГИМ, собр. А. Д. Черткова, 115б (л. 94 — 98 об.) — начало 20–х годов XVII в. Филигрань: Гербовый щит под короной — Дианова и Костюхина, 209 (1623 г.); 2) РГАДА, ф. 201 (Собр. М. А. Оболенского), 46 (л. 166—174) — 40–е годы XVII в. Филигрань: Домик под крестом, обвитым змеей — Дианова и Кос–тюхина, 534 (1645 г.); 3) РГАДА, ф. 188 (Собр. Рукописных книг), 13 (л. 779 об. — 785) — 40–е годы XVII в. Филиграни: Ворота—Гераклитов, 41 (1638 г.), 46 (1649—1650 гг.); Герб — Гераклитов, 326 (1648—1649 гг.); Герб — Гераклитов, 281 (1647 г.); Кувшин с одной ручкой под полумесяцем — Гераклитов, 716 (1644 г.); Голова шута — Гераклитов, 1180 (1643 г.); Гербовый щит с лилией под короной — Гераклитов, 211, 213, 214 (1648—1649, 1660 гг.); Герб — Гераклитов, 1436 (1638 г.); Лотарингский крест — Гераклитов, 375 (1650 г.); Гербовый щит — Гераклитов, 1480 (1650 г.); Голова шута с 5 бубенцами — Гераклитов, 1177—1179 (1642—1643 гг.).

http://predanie.ru/book/141629-zhitie-se...

До 1917 г. особым почитанием пользовались не сохранившиеся до наст. времени святыни: чудотворная икона свт. Германа Казанского с частицей мощей в свияжском Успенском муж. мон-ре, чудотворный список Казанской иконы Божией Матери в г. Тетюши, чудотворная икона свт. Николая из г. Мамадыша (явилась в урочище Святая Чаша). В нач. 60-х гг. были уничтожены почитавшиеся св. источники с явленной Киево-Печерской иконой Божией Матери в дер. В. Девлизеры, с явленной иконой св. Иоанна Предтечи в с. Богородском. Архиереи архиеп. св. Гурий (Руготин; 7 февр. 1555 - 5 дек. 1563), архиеп. св. Герман (Садырев-Полев) (12 марта 1564 - 6 нояб. 1567), архиеп. Лаврентий (9 февр. 1568-1573), архиеп. Вассиан (14 февр.- 21 мая 1575), архиеп. Тихон (Хворостинин; 15 июля 1575 - 14 июля 1576), архиеп. Иеремия (1576-1581), архиеп. Косма (29 дек. 1581-1583), архиеп. Тихон (1583 (?) - 1589), митр. св. Ермоген (13 мая 1589 - 3 июля 1606), митр. Ефрем (июль 1606 - 26 дек. 1613), митр. Матфей (7 февр. 1615 - 13 янв. 1646), митр. Симон (7 февр. 1646 - 26 сент. 1649), митр. Корнилий (13 янв. 1650 - 17 авг. 1656), митр. Лаврентий (26 июля 1657 - 11 нояб. 1672), Корнилий (16 марта 1673 - 6 авг. 1674; в управление епархией не вступил), митр. Иоасаф (6 сент. 1674 - 30 янв. 1686), митр. Адриан (21 марта 1686 - 24 авг. 1690), митр. Маркелл (8 сент. 1690 - 21 авг. 1698), митр. Тихон (Воинов, 25 марта 1699 - 24 марта 1724), еп. (с 1727 митрополит) Сильвестр (Холмский; 25 июля 1725 - 2 марта 1732; фактически до авг. 1731), архиеп. Иларион (Рогалевский; 26 марта 1732 - 29 марта 1735), архиеп. Гавриил (Русской ; 17 сент. 1735 - 9 марта 1738), еп. Лука (Конашевич; 9 марта 1738 - 9 окт. 1755), еп. Гавриил (Кременецкий; 8 окт. 1755 - 25 июля 1762), архиеп. (с 26 янв. 1775 митрополит) Вениамин (Пуцек-Григорович; 26 июля 1762 - 17 марта 1782), архиеп. Антоний (Зыбелин; 25 апр. 1782 - 5 марта 1785), архиеп. Амвросий (Подобедов; 27 марта 1785 - 16 окт. 1799), архиеп. Серапион (Александровский; 21 окт. 1799 - 11 дек. 1803), архиеп.

http://pravenc.ru/text/1319802.html

в 1500, 1568 и 1576/77, разорен в 1580, возобновлен ок. 1597, уничтожен в 1611-1619), вмч. Георгия (женский, в Кореле, упом. в 1500, 1568 и 1576/77, разорен в 1580, возобновлен ок. 1597, уничтожен в 1611-1619), св. Иоанна Предтечи (мужской, в Кореле, «на усть реки Узервы», упом. в 1500 и 1568, разорен в 1580, возобновлен ок. 1597, уничтожен в 1611-1619), св. Иоанна Предтечи (мужской, в Ивангороде, упом. в 1500 и 1576/77, разорен в 1612), свт. Николая Чудотворца (мужской, в Кореле, «на усть речки Федоровки», упом. в 1500, 1568 и 1576/77, разорен в 1580, возобновлен ок. 1597, уничтожен в 1611-1619), свт. Николая Чудотворца (мужской, в крепости в Орешке, упом. в 1500 и 1576/77, разорен в 1612), Преображения Господня (Спасский) (мужской, в крепости в Копорье, упом. в 1500 и 1576/77, разорен в 1612), Преображения Господня (мужской, в Яме, упом. в 1500 и 1576/77, разорен в 1612), Рождества Пресв. Богородицы (женский, на посаде в Копорье, упом. в 1500 и 1576/77, разорен в 1612), Рождества Пресв. Богородицы (мужской, в Орешке, «с Лопской стороны», упом. в 1500 и 1576/77, разорен в 1612), Св. Троицы, «строенье старца Герасима» (мужской, в Кореле, упом. в 1568, разорен в 1580, возобновлен ок. 1597, уничтожен в 1611-1619). Ист.: Грамота царя Василия Иоанновича Шуйского, адресованная населению города Корелы и уезда, о сдаче города, 30 авг. 1609 г.//СГГД. 1819. Ч. 2. 191. С. 378; Грамота еп. Селивестра Корельского и Орешского, 22 мая 7107 г.//АЮ. 1838. 385. С. 405; Записка о Царском дворе, церк. чиноначалии, придворных чинах, Приказах, войске, городах и проч.//АИ. 1841. Т. 2. 355. С. 422; Переписная окладная книга по Новугороду Вотьской пятины Корельского городка с уездом 7008 г.//ВОИДР. 1852. Кн. 12. С. 5-6, 33, 76, 117, 120, 143, 170, 179; Писцовая книга Водской пятины 1568 г.//История Карелии XVI-XVII вв. в документах. Петрозаводск; Йоенсуу, 1987. Т. 1. С. 55-58, 60, 64-67, 71-76, 78, 82, 106, 110-114, 131, 146-148, 165-169, 171; Охотина-Линд Н. А. Сказание о Валаамском монастыре: Исслед., текст, пер.

http://pravenc.ru/text/2057248.html

антипатриарх, 7 лет. Ibidem. В 1557 году сей патриарх, приглашенный в Каир синайскими монахами, вместе с Александр. Иоакимом и Иерусалимским Германом, соборне низложил синайского игумена=Епископа Макария за его недуховное поведение. (Церк. истор. иерусал. патриарха Нектария). В сентябре месяце 1559 года наш царь Иоанн Васильевич послал Иоакиму Джуме бархатную соболью шубу, и рухляди на 200 золотых, прося молитв его. Иоаким отвечал ему. (Смотри книгу Сношение России с Востоком. Ч. I. C. П. Б. 1858 г.) В 1575 году Иоаким Джума подписал определение Константинопольского Собора, восстановившее архиепископство в синайском монастыре. В январе 20 дня 1576 года он скончался о Господе. 121. МИХАИЛ. 1576–1582. 7 лет. 7 лет. У Брека 132. ИОАКИМ ДОВ. 7 лет Ibidem. В 1576 году февраля 20 дня, когда индикт был 4-й, сей патриарх послал в синайский монастырь свою грамоту, которою подтвердил данное сей обители в 1575 году достоинство архиепископии и самостоятельность её. Эта грамота, найденная и списанная мною в библиотеке синайского монастыря, начинается так: ο ν τ γ ρει Σιν κα τος ατο μετοχοις, Αγπτου τε κα Ραθο, νασκομενοι σιτατοι πατρες... Le Quien: – Michaelem anno 1576 Ioachimo successisse certum fit ex epistola ipsius, quae libro quarto Turcograeciae p. 295 legitur, data anno mundi 7085 seu Christi 1577 Ind. V junii 7 patriarchae Constantinopolitano. Anno 1582 Michael idem octogenarius a Damasci preside Turco pulsus, Constantinopolim venit exponendarum querelarum suarum causa, ut Crusius rursum narrat, Turcograec. pag. 296. – Anno 1584 die 10 martii a duobus presentibus patriarchis, Silvestro Alexandrino et Michaele Antiocheno, pileolus patriarchalis imponebatur Theolepto patriarchae Constantinopolitano. Michaelem hunc diu post annum 1585 vitam duxisse verisimile non est. – По мне, Михаил этот в 158¾ году был уже уволен, хотя и участвовал в поставлении Феолипта на патриаршество в 10 день марта 1584 года. 122. ИОАКИМ ДОВ. 1583–1592. 10 лет. У Брека 133. – В 1584 году этот Иоаким был в Киеве, и тут в митрополии оставил свой портрет, который видел там антиохийский патриарх Макарий, судивший нашего патриарха Никона .

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Но этот Бака держал монастырь так небрежно, что в нем не осталось ни чернеца, ни священника и богослужение совсем прекратилось, а принадлежащее монастырю село Тростенец уступил князю Петру Горскому, и потому брестский воевода Гавриил Горностай признал нужным отобрать (1576) монастырь у Баки. Киевский Межигорский монастырь король сперва (1571) пожаловал было своему писарю Евтихию Высоцкому только в пожизненное владение, а потом (1572) по его просьбе и «на вечность», в потомственное владение. Еще два монастыря, Дерманский и Чернчицкий Спасский, отданы были (1571): первый — королевскому земянину Михаилу Игнатовичу Дчусе, а последний — вельможному пану стольнику Дорогостайскому, но оба эти монастыря по смерти Сигизмунда Августа отобраны были (1574–1575) киевским воеводою князем Константином Константиновичем Острожским у названных панов, конечно, за нерадивое или разорительное управление . Король Стефан Баторий отдал монастыри: кобринский Спасский, который держал дотоле какой-то Василий Григорьевич,— дворянину Николаю Кирдеевичу в пожизненное управление (1576); минский Троицкий, бывший пред тем в держанье какого-то Артемия Червяцкого,— дворянину Богушу Невельскому в пожизненное же управление (1576); Черейский Троицкий, основанный еще около половины XV в. Смоленским епископом — митрополитом Мисаилом,— одному из потомков его, подляшскому воеводичу Ивану Сапеге (1578), который предъявил грамоты, что монастырем этим всегда владели его отец и дед. А минский Вознесенский монастырь, отобранный (1576) у дворянина Баки, переходил затем в самое короткое время три раза из одних рук в другие. Сначала Баторий отдал его дворянину Богушу Невельскому и вскоре потом по просьбе Невельского, пожелавшего уступить монастырь земянину Минского повета Стефану Достоевскому, утвердил (7 сентября 1577 г.) за этим последним. Когда же митрополит Киевский Илия Куча, каштелян минский Ян Глебович и некоторые минские шляхтичи донесли королю, что Стефан Достоевский даже не греческого закона, держит монастырь только для своего пожитку и в монастыре служба Божия никогда не совершается, и просили, чтобы монастырь был отнят у Достоевского и отдан земянину Минского же повета Михаилу Рагозе, человеку богобоязненному и в Письме Святом умелому, изъявившему притом желание принять монашество, тогда Баторий, ссылаясь на известное постановление гродненского сейма, объявленное митрополиту Ионе, чтобы светские люди, получившие от короля духовный хлеб, но в течение трех месяцев не захотевшие принять духовный сан, были лишаемы этого хлеба, приказал (17 февраля 1579 г.) взять у Достоевского минский Вознесенский монастырь и отдать Михаилу Рагозе, с тем чтобы он, сделавшись монахом и архимандритом, правил монастырем до своего живота.

http://sedmitza.ru/lib/text/436056/

Во 2-й пол. 1649 г. И. был одним из 4 кандидатов на Могилёвскую кафедру. (На основании документа от 9 дек. 1644, в к-ром И. назван «епископом Белорусским» (АЗР. Т. 5. 9. С. 72), притом что в этот период Могилёвско-Мстиславской епархией управлял Сильвестр (Косов), историки высказывали мнение, что И. был коадъютором еп. Сильвестра. Однако С. Т. Голубев установил подложность данного документа.) Привилей на епископство с перечислением обширных владений Могилёвской кафедры И. получил от кор. Яна II Казимира во время сейма, проходившего 3-13 янв. 1650 г. в Варшаве. 12 янв. король, исполняя условия Зборовского договора с казаками (8 авг. 1649), издал универсал (внесенный И. в варшавские гродские книги), по которому была возобновлена правосл. Могилёвская кафедра, не замещавшаяся с 1647 г., под резиденцию архиерея передавался Спасо-Преображенский монастырь в Могилёве. В универсале епархия впервые была названа Могилёвской и Витебской, в ее состав королевские комиссары должны были передать половину приходов Полоцко-Витебской униатской епархии (границы правосл. епархии совпадали с границами униат. диоцеза). Т. о., границы единственной правосл. епархии в Великом княжестве Литовском расширились за счет включения в нее Витебского воеводства, где ранее в ряде мест, в частности в Витебске и Полоцке, православным с 1635 г. запрещалось открывать храмы. 13 янв. 1650 г. король дал И. привилей на занятие Могилёвской кафедры. В течение последующих неск. месяцев И. оставался в Варшаве, чтобы заручиться гарантией передачи ему обещанных храмов и епархиальных имений. Весной того же года И. уехал в Киев, где Киевский митр. Сильвестр (Косов) возглавил его епископскую хиротонию. Привилеем Яна II Казимира от 2 мая 1650 г. И. был утвержден на кафедре. Согласно грамоте митр. Сильвестра от 1 июля 1650 г., изменился титул Могилёвского архиерея, ставшего епископом Витебским, Мстиславским, Оршанским и Могилёвским, «экзаршим наместником» Киевского митрополита на литов. и белорус. землях. 12-13 июля 1650 г. И. участвовал в Соборе западнорус. епископов, созванном в Киеве митр. Сильвестром, на котором обязался, в частности, давать ежегодно на содержание Киево-Могилянской коллегии 500 злотых.

http://pravenc.ru/text/578513.html

217. Записки и Летописи: Семена Ремезова летопись Сибирская Кунгурская до 1649 г. (рукоп. библ. Акад. наук); с 1678 до 1700 г. составлены им и детьми его 24 карты (чертежи) Сибири (Румянцева 346). Пахомия , архиепископа Астраханского, Астраханская летопись, составленная в 1649 г. (Царского 238). Никифора Толочаннинова дневник путешествия 1650 г. в Имеретию (в Синод. библ.). Григория Кошихина о России в царствование Алексея Михаиловича, изд. СПб. 1840 г. Московская летопись 1633–1647 г. (Царского 232). Феодора Байкова , Сибирского воеводы, путешествие в Китай 1654 г. (изд. в IV ч. Вибл. и Сахаровым в Сказан. т. 122–134). Курский летописец, или повесть о Курской иконе Знамения Божией Матери, оканчивающийся чудом 1646 г. (Царского 548), а по другому списку 1660 г. (Толстого V, 13; Библ. Общ. ист. 130); содержание повести в Москвитянине 1843 г., ч. V, стр. 138, 139. Повесть о чудесах Тихвинской иконы Божией Матери, с описанием некоторых событий 1393–1648 г. и с пространным описанием осады Тихвинской обители Шведами 1613 г.; сочинение приписываемое иконописцу Иродиону Сергееву ; часть повести (об осаде) напечатана в III т. Собр. Русск. летоп. III, 283, и в Гродненской типографии 1789 г.; целое сочинение в рукоп. Царского 233, 549. Петра Золотарева Записки 1669 г. об Астраханском бунте Разина и о убиении митр. Иосифа (в Син. библ.). Псковская летопись, оканчивается 1650 г. (Собр. лет. IV, 169 сл.), известия ее с 1548 до 1650 г. должны бы быть названы третьею Псковскою летописью, где события до 1547 г. изложены сокращенно (IV, 256–307; см. стр. 79, 123). Записка очевидца о Ярославском пожаре, 1658 г (Царского 415). 218. Биографы: в 1650 г. священник Василий описал обретение мощей Кашинской княгини Анны. В 1657 г. при Вологодском архиеп. Маркелле описаны жизнь и чудеса преп. Галактиона († 1611 г.). В 1665 г. сочинено было житие преп. Никандра Псковского († 1582 г.); сочинителем был, вероятно, Яков Матвеевич Муравьев , построивший около 1650 г. храм во имя преп. Никандра в его обители. Житие Никодима, подвижника Кожеозерского, известно по списку 1662 г. (Царского 190). При патр. Никоне в 1657 г. составлена книжка о Русских святых, расположенная по дням месяца, со списком Русских чудотворных икон (рукоп. Новгор. Соф. библ.). Иерей Иоанн составил сводный подлинник святых всего года, или подлинный внешний вид их, в руководство иконописцам, сличив древний греческий подлинник «с прологами, с четьими минеями, с Киевскими печатными листами» и с замечаниями Русских иконописцев; сочинение расположено по месяцам и к нему присовокуплены разные греческие и русские статьи, нужные для иконописцев, в том числе две главы Стоглавника (Толстого XVII в. II, 65; Царского 314, – список знаменитого иконописца Устюжанина Афанасия Петрова Соколова; сл. Савваитова опис. Устюжск. монаст., СПб., 1848 г., стр. 22). В 1658 г. краткий подлинник святых расположен по алфавиту (Толстого II, 61; Царского 315; Общ. ист. 315; сл. Сахарова «о Русск. иконоп.» СПб. 1849 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В 1652 г., 19 генваря в присутствии самого государя и патриарха Иосифа последовало . Но главным делом во дни патриарха Иосифа, по которому патриаршествование его доселе остается памятным в нашей Церкви, было печатание книг. Оно совершалось и теперь, точно так же как при прежних патриархах, на основании одних славянских списков, без сличения с греческими, только теперь число неисправностей и погрешностей в книгах по малограмотности или небрежности справщиков гораздо более увеличилось, а что всего важнее — теперь преимущественно внесены в печатные книги те роковые мнения и погрешности, которые вскоре сделались основами и отличительными верованиями русского раскола . Самый обширный отдел книг, изданных при патриархе Иосифе, составляют книги богослужебные и отчасти учебные, издававшиеся и прежде. Книга Псалтирь, богослужебная и вместе учебная, напечатана была восемь раз (1642, 1645, 1647, 1648 — дважды, 1649, 1650, 1651) Затем по пяти раз напечатаны: Часослов, также книга богослужебная и учебная (1643, 1646, 1651 — дважды, 1652) и Потребник (1646, 1647, 1649, 1651, 1652) 556]. По четыре раза: Евангелие (1644 — дважды, 1648, 1651) и Служебник (1646, 1647, 1650, 1651) По три раза: Псалтирь следованная (1642, 1647, 1649) Минея общая (1643, 1644, 1650) 316, 321] и Триодь постная (1642, 1648, 1650) По два раза: Апостол (1644, 1648) 126], Октоих (1644, 1649) 381], Святцы (1646, 1648) Каноник (1646, 1651) 259] и Шестоднев (1646 , 1650 По одному разу: «Евангелие учительное» (1642) Пролог — за первую половину церковного года (1642) и за вторую (1643) Житие святителя Николая со службою ему (1643) Минея месячная за все двенадцать месяцев в двенадцати книгах (1644–1646) 328, 331, 335, 337, 339, 341, 345, 347, 349, 351], Молитвослов (1647) Триодь цветная (1648) и Устав церковный (1651) . Книги печатались, как и прежде, по благословению патриарха, но Служебник 1651 г. издан по благословению всего освященного Собора, о чем и сказано в предисловии к этому Служебнику. При издании Пролога в 1642 г. государь приказал присовокупить к древним угодникам Божиим и «своея Русския земли великих святителей и чудотворцов Московских и иных градов, преподобных и богоносных отец наших, где который просиял добрыми своими делы, и великих князей русских, которые такожде просияли» (послесловие). Вообще же книги, изданные при патриархе Иосифе, в ином сходны с изданиями иовлевскими, в другом — с филаретовскими, в третьем — с иоасафовскими, а во многом разногласят со всеми. Например, в Служебнике иосифовского издания положено, чтобы те самые молитвы, которые произносит священник при вынутии частиц из просфор 2, 3, 4, 5, 6 и 7, произносил вместе и диакон, а под конец чина проскомидии напечатано восемь указов относительно разных действий литургии — во всех прежних Служебниках ничего этого нет .

http://sedmitza.ru/lib/text/436131/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010