Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДЮПЛЕССИ-МОРНЕ [франц. Duplessis-Mornay; сеньор дю Плесси-Марли; франц. du Plessis-Marly] Филипп (5.11.1549, замок Бюи, совр. деп. Валь-д " Уаз - 11.11.1623, замок Ла-Форе-сюр-Севр, совр. деп. Дё-Севр), франц. протестант. богослов, публицист, политический деятель. После смерти отца, рьяного католика Жака де Морне, сеньора де Бюи, семья Д.-М. перешла в кальвинизм. Учился в Париже, в коллеже Лизьё, в 1565 г. изучал право в Гейдельбергском ун-те, в 1566 г.- древнеевр. язык в Падуе. В 1567 г. поступил на службу к принцу Конде, одному из предводителей гугенотов во Франции. Получив ранение во 2-й из религиозных войн во Франции , покинул военную службу и с образовательными целями совершил путешествие по Европе (1568-1572). По возвращении во Францию был среди доверенных лиц адмирала Г. Колиньи . Спасшись во время Варфоломеевской ночи , Д.-М. был вынужден уехать в Англию. В 1573 г. вновь вернулся во Францию, примкнул к партии «недовольных», возглавляемых Франциском, герц. Алансонским, братом франц. кор. Карла IX . В 1574 г. участвовал в неудачной попытке освобождения Франциска Алансонского и Генриха Наваррского (впосл. кор. Генрих IV ), фактически находившихся на положении пленников при королевском дворе; помог Генриху Конде бежать в Германию. Сам Д.-М. был захвачен в плен герц. Гизом, однако впосл. освобожден. Бежал в Седан (этот город оставался в руках гугенотов), в 1575 г. Д.-М. женился на Шарлотте Арбалест, вдове Жана де Па, гугенота, сражавшегося на стороне Колиньи. Жене он посвятил трактат «Excellent discours de la vie et de la mort» (Превосходное рассуждение о жизни и смерти, 1576). В сер. 70-х гг. XVI в. сблизился с Генрихом Наваррским. После того как тот возглавил лагерь гугенотов, Д.-М. был послан с дипломатической миссией в Англию. Там в 1578 г. он опубликовал «Traicté de l " Église, auquel sont disputées les principalles questions qui ont esté meuës sur ce point en nostre temps» (Трактат о Церкви, в котором рассмотрены вопросы, в наше время по этому поводу умалчиваемые), впосл.

http://pravenc.ru/text/Дюплесси-Морне.ht...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КЛЕСЛЬ [нем. Klesl, Khlesl, Klesel; латиниз. Cleselius] Мельхиор (19.02.1552, Вена - 18.09.1630, Винер-Нойштадт), кард., еп. Венский, церковный и гос. деятель в Австрии в период Контрреформации . Род. в семье пекаря; родители были лютеране. Начальное образование получил в протестант. школах в Вене и Вельсе. В 1570-1574 гг. изучал философию в Венском ун-те. Под влиянием популярного в Вене проповедника иезуита Георга Шерера К. вместе с родителями перешел в католич. веру (1573). С 1574 г. учился в иезуитской коллегии в Вене, затем продолжил обучение в ун-те Ингольштадта, также находившемся под управлением ордена иезуитов. 29 мая 1579 г. он получил степень д-ра философии, 1 июня - лиценциата теологии. В 1576 г. К. принял тонзуру и принес первые (или простые) обеты. Проявив себя горячим защитником католич. веры, он еще до окончания обучения получил известность благодаря проповедям, участвовал в богословских диспутах. В 1577 г. папа Римский Григорий XIII по рекомендации имп. Максимилиана II предоставил К. в качестве бенефиция каноникат в Бреслау (ныне Вроцлав, Польша). По окончании ун-та К. отказался от превотства Альтэттинг, к-рое предлагал ему Вильгельм (впосл. герцог Баварии), и вернулся в Вену. 30 авг. 1579 г. Венский еп. Иоганн Каспар Нойбёк рукоположил К. во пресвитера. 4 сент. 1579 г. имп. Рудольф II Габсбург (1576-1612) назначил К. пробстом кафедрального собора св. Стефана в Вене, а также канцлером Венского ун-та. Как канцлер, он потребовал от всех кандидатов исповедания католич. веры. В 1590/91 и 1592/93 гг. был также деканом теологического фак-та, в 1591/92 г.- ректором ун-та. 2 февр. 1580 г. Урбан фон Тренбах, еп. Пассау, назначил К. официалом австр. владений к югу от р. Энс, а затем генеральным викарием Нижнеавстрийской пров. еп-ства Пассау с резиденцией в Вене. Заботясь о моральном облике католич. духовенства в Н. Австрии, К. следил за выполнением решений диоцезального синода 1576 г., запретившего браки священников и конкубинат.

http://pravenc.ru/text/1841319.html

Астрахань. Кремль. Троицкий монастырь. Сортировка: Карта и ближайшие объекты История Троицкого монастыря в Астрахани начинается с 1568 года, когда царь Иоанн Грозный, посылая сюда игумена Кирилла, повелевает ему устроить в городе “Николы Чудотворца монастырь общий” К 1573 году игуменом Кириллом были выстроены: храм Живоначальной Троицы, к которому была прирублена трапеза о шести сажень, да келарская о трёх саженях, 12 келий, две погребицы с сушилами, глебня и поварня” Все постройки были деревянные. Были они обнесены дощатою оградою высотою в две сажени. Ко времени кончины игумена Кирилла в 1576 году им было выстроено в монастыре ещё два деревянных храма: в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы и Николая Чудотворца. Сам монастырь, первоначально именуемый Никольским, позже получил название Троицкого, в честь соборного храма Живоначальной Троицы, освящённого 25 июля 1576 года. Присланный в Астрахань в 90-х годах XVI века новый игумен Феодосии (будущий первый епископ Астраханский), ревностно занялся перестройкой монастыря из деревянного в каменный. 13 сентября 1603 года освящён был новый каменный Троицкий собор. Чуть позже к нему был пристроен придел в честь Святых Страстотерпцев князей Бориса и Глеба. Кроме того, при игумене Феодосии были построены: каменная колокольня с храмом Святителя Николая Чудотворца под ней и деревянный храм Происхождения Честных Древ Креста Господня с приделом в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. В 1606 году уже при новом игумене Ионе начато было строительство каменной Введенской церкви с трапезными палатами в одной связи, а под нею хлебнёю и тёплым погребом. Всё это сооружение примыкало к Троицкому собору с западной стороны и в основных чертах уже начинало походить на дошедший до наших времён комплекс зданий монастыря. Но завершение строительства Введенской церкви с трапезой замедлилось в связи с событиями Смутного времени 1606 -1614 годов, и только в 1620 году эта церковь была освящена. В 1619 году при игумене Рафаиле было начато строительство каменных святых врат обители с церковью Входа Господня в Иерусалим над ними. Через год постройка была завершена.

http://sobory.ru/article/?object=02862

Астрахань. Кремль. Троицкий монастырь. Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы и церковь Сретения Господня. Введенская и Сретенская церкви На территории Троицкого монастыря Карта и ближайшие объекты История Троицкого монастыря в Астрахани начинается с 1568 года, когда царь Иоанн Грозный, посылая сюда игумена Кирилла, повелевает ему устроить в городе «Николы Чудотворца монастырь общий», т. е. общежительный. К 1573 году игуменом Кириллом были выстроены: храм Живоначальной Троицы, к которому была «прирублена трапеза о шести сажень, да келарская о трёх саженях, 12 келий, две погребицы с сушилами, хлебня и поварня». Все постройки были деревянные. Были они обнесены дощатою оградою высотою в две сажени. Ко времени кончины игумена Кирилла в 1576 году им было выстроено в монастыре ещё два деревянных храма: в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы и Николая Чудотворца. Сам монастырь, первоначально именуемый Никольским, позже получил название Троицкого, в честь соборного храма Живоначальной Троицы, освящённого 25 июля 1576 года. Присланный в Астрахань в 90-х годах XVI века новый игумен Феодосий ревностно занялся перестройкой монастыря из деревянного в каменный. 13 сентября 1603 года освящён был новый каменный Троицкий собор. Чуть позже к нему был пристроен придел в честь Святых Страстотерпцев князей Бориса и Глеба. Кроме того, при игумене Феодосии были построены: каменная колокольня с храмом Святителя Николая Чудотворца под ней и деревянный храм Происхождения Честных Древ Креста Господня с приделом в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. В 1606 году уже при новом игумене Ионе начато было строительство каменной Введенской церкви с трапезными палатами в одной связи, а под нею хлебнёю и тёплым погребом. Всё это сооружение примыкало к Троицкому собору с западной стороны и в основных чертах уже начинало походить на дошедший до наших времён комплекс зданий монастыря. Но завершение строительства Введенской церкви с трапезой замедлилось в связи с событиями Смутного времени 1606 – 1614 годов, и только в 1620 году эта церковь была освящёна. В 1619 году при игумене Рафаиле было начато строительство каменных святых врат обители с церковью Входа Господня в Иерусалим над ними. Через год постройка была завершена.

http://sobory.ru/article/?object=18059

Духовная грамота и исповедь Евфимия Туркова Подготовка текста, перевод и комментарии Л. А. Ольшевской Евфимий Турков (ум. в 1587 г.) – игумен Иосифо-Волоколамского монастыря, книгописец и писатель. Евфимий, в миру Елеазар, был сыном Ивана Ивановича Туркова (ум. в 1525 г.); мать Евфимия (в иночестве Марина) происходила из рода Ямских; брат Никандр, как и он, был монахом. Евфимий Турков принял постриг в Иосифо-Волоколамском монастыре 5 июля 1551 г. Игумен монастыря Гурий Руготин отдал его «под начало» бывшего новгородского архиепископа Феодосия, у которого Евфимий вместе с другим монахом Феодосием Плещеевым в течение 12 лет проходил школу иночества. В 60-е гг. Евфимий Турков был уже уставщиком монастыря, в обязанности которого входило наблюдение за правильностью церковных служб, пополнение синодиков, а в 1571–1572 гг. он был назначен монастырским казначеем. После возведения игумена Леонида Протасьева в епископы Рязанские братия монастыря и царь Иван Грозный просили Евфимия занять место настоятеля, но он отказался, сославшись на «худой разум» и «недостоинство». Игуменом Иосифо-Волоколамского монастыря был поставлен Тихон Хворостинин, управлявший обителью с 1573 по 1575 г., когда он стал архиепископом Казанским. В Духовной грамоте Евфимий Турков пишет, что согласился стать настоятелем монастыря, чтобы «не преслушати царьскаго повелениа», и был поставлен на игуменство 26 июля 1575 г. митрополитом Антонием. Евфимий Турков оказался дальновидным и предприимчивым руководителем монастыря, много сделавшим для приумножения экономического могущества и роста духовного авторитета обители. Во время игуменства Евфимия царь Иван Грозный неоднократно посещал монастырь (в сентябре 1575 г., феврале и июле 1576 г., мае и декабре 1579 г., июле и сентябре 1581 г.) и пожертвовал ему более 8 тысяч рублей. В составленном Евфимием Турковым Обиходнике описывается церемониал приема и распорядок пребывания царя в монастыре. Во время опричнины монастырь использовался как место заключения и ссылки неугодных правительству лиц, в частности, там содержался соратник Сильвестра протопоп Симеон. Богатые вклады в монастырь делали царь Федор Иванович и Борис Федорович Годунов. В 1587 г. Евфимия Туркова на посту игумена Иосифо-Волоколамского монастыря сменил Варлаам Белковский, но он не справился с обязанностями, и Евфимию пришлось вернуться на игуменство и управлять монастырем последние пять месяцев жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Новая опричнина Флоря Б.Н. Иван Грозный (Оглавление) Осенью 1575 года царь снова поразил своих как будто уже отвыкших удивляться подданных. В официальном источнике — «Разрядных книгах» к этому времени относится следующая краткая запись: «Тово же году в осень посадил государь царь и великий князь Иван Васильевич всеа Русии на великое княжение в Москве великого князя Симеона Бекбулатовича». Симеон Бекбулатович принадлежал к числу татарских царевичей, занимавших весьма видные места в Боярской думе в первой половине 70-х годов. Как и все они, он принадлежал к потомкам ханов Большой орды. Его отец, Бекбулат, троюродный брат Шах-Али, появился в России в начале 60-х годов XVI века. Сына Бекбулата, Саин-Булата, около 1570 года Иван IV «учинил на Касимове городке царем», передав ему владение его дальнего родственника Шах-Али. В начале 1570-х годов он неоднократно по приказу царя участвовал в походах в Ливонию, а в 1573 году крестился, приняв имя Симеона. Этого служилого татарского царя Иван IV в октябре 1575 года женил на Анастасии, дочери князя Ивана Федоровича Мстиславского (так Симеон стал царским родственником) и провозгласил «великим князем всея Руси». Однако подданных поразило даже не это необычное возвышение служилого татарского вассала, не имевшее никаких прецедентов в историческом прошлом. Поразительным было то, что царь одновременно с этим объявил себя подчиненным Симеону «удельным князем Иваном Московским». В соответствии с этим Симеон Бекбулатович поселился в Кремле, а «Иван Московский» — «за Неглинною на Петровке, на Орбате против каменново мосту старово». Что скрывалось за этим совершенно необычным шагом царя? Каковы были его последствия? Какие перемены произошли осенью 1575 года в жизни русского общества? Исследователи долгое время терялись в догадках, выдвигая самые разные гипотезы, и лишь сравнительно недавно, благодаря исследованиям С. М. Каштанова и В. И. Корецкого, удалось получить определенный ответ на все эти вопросы. Сведения самых разных источников не оставляют сомнений, что возведение Симеона Бекбулатовича на великокняжеский трон сопровождалось новым разделом страны на две части. Одна осталась под властью великого князя Симеона Бекбулатовича, другая вошла в состав особого «удела» князя Ивана Московского. С осени 1576 года эти территории стали называться «дворовыми».

http://sedmitza.ru/lib/text/438977/

Отдел III. Церковное управление § 102. Общий обзор Изложив, насколько нам казалось нужным, устройство церкви, перейдем теперь к рассмотрению прав, касающихся правильного управления самою церковью, именно, как и на каких основаниях осуществляет она власть, полученную ею от божественного ее Основателя для сохранения своего организма в полной силе. Власть церкви троякого рода: учение, священнодействие и пастырство или управление (§ 53); соответственно трем свойствам Основателя церкви, Который есть учитель 1571 , первосвященник 1572 и царь 1573 , и церковь , которой Он есть глава (§ 49) и которая составляет Его тело, должна прежде всего быть школою, в которой изучается и сохраняется чистое учение Его; должна, затем, быть Его храмом, в котором, при посредстве благодатных даров, все освящаются, и, наконец, должна быть Его царством, в котором изъясняются и издаются Его законы, в котором изрекается праведный суд и которое, так как церковь существует на земле, – располагает существенными средствами, необходимыми для достижения той цели, к какой стремится церковь. Поэтому и настоящий отдел церковного права должен быть разделен на три части, из которых в первой должно говорить о власти учения (’ εξουσα διδακτικ, potestas magisterii), во второй – о власти священнодействования (’ εξουσα ερατικ, potestas ordinis, ministerii) и в третьей – о власти управления (’ εξо υσα διοικητικ, potestas jurisdictionis). Глава первая. Власть учения § 103. Охранение христианского учения Единство церкви основывается на единстве веры. Если нет единства веры, если всеми и каждым не сохраняется в полной неповрежденности откровенное христианское учение, тогда нет и церкви. Орган, посредством которого сохраняется единство церкви, есть епископство (§ 51). Это епископство, которому Основатель церкви передал свое учение для проповедования его и с которым обещал быть до скончания веков, имеет своею главною задачею хранить откровенное учение и непогрешимо свидетельствовать о его истинности. Исполнение этой задачи доверено каждому епископу, потому что «каждый епископ и все вместе имеют полную часть», 1574 «все они имеют одинаковую власть и достоинство» 1575 , и «все в одинаковой степени наследники апостолов» 1576 , а потому и исполняют свою задачу или сами, или чрез своих уполномоченных, священников, каждый во вверенной ему церкви. Но бывают случаи, когда должен проявляться и совместный голос всех епископов, именно когда возникают какие-нибудь споры о вере, охватывающие всю Вселенскую Церковь и угрожающие чистоте и неповрежденности откровенной истины. Тогда общий голос всех епископов выражается или во Вселенском соборе, или же, если по условиям времени невозможно созвать собор, в догматических посланиях, излагающих истинное верование церкви, о котором письменно согласились все епископы.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

А.А. Половцов Блудовы, старинный дворянский род Блудовы , старинный дворянский род, ведущий свое начало от Блуда (Буды), который в 980 г. был воеводою вел. кн. Ярополка Святославича, но, поддавшись уговорам Владимира, осадившего Киев, довел своего князя коварными советами до бесславной гибели в стане Владимира; впоследствии Блуд был кормильцем и воеводой вел. кн. Ярослава Владимировича и пал в битве этого князя с Болеславом, кн. Польским, на реке Буг в 1018 г. Сына его, Гордена Блудовича, знают былины как одного из киевских богатырей. Впоследствии Блудовы или Блудтичи участвуют в войнах Гедимина с татарами и Владислава II с турками. В 1494 г. Федор Блудов, владевший вотчинами в Смоленской области, переходит вместе со своими владениями, по русско-литовскому договору, в Московское подданство. В 1537 г. Борис Иванович Блудов «сведен из Суздаля в Козелеск и написан в боярской дворовой книге с честными людьми в одной статье». Сын его, Игнатий Борисович, в 1559 г. был воеводой в Мценске, в том же году переведен в Карачев, в 1563 г. присутствовал в Москве при приеме польских послов, в 1565 г. находился в левой руке рати, стоявшей в Калуге, в 1568 г. послан из опричнины в Калугу же воеводой сторожевого полка, в 1569 г. был воеводой в левой руке Московской рати, стоявшей на Украйне под начальством кн. Воротынского, в том же году послан опричным воеводою в Ржеву Володимирову и отсюда ходил под Изборск, взятый Литвою, а в конце года опять вернулся в Калугу; в 1572 г. он находился в Александровской слободе при царе, в опричнине, в 1573 г. участвовал в Ливонском походе Грозного, в 1575 г. снова был в Калуге при кн. Семене Пронском, в 1576 г. назначен воеводой в передовой полк на Украйну, в том же году послан в Полоцк, а в 1580–1581 гг. был воеводою в Смоленске и удачно отразил, вместе с другими воеводами, нападение поляков на этот город в 1581 г. Брат Игнатия, Михаил Борисович, в 1573 г. участвовал в Ливонском походе Грозного, а в 1575 г. был головою в Калуге при кн. Семене Пронском.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

А.А. Половцов Пронский, Семен Данилович Пронский , князь Семен Данилович, боярин, ум. в 1584 году, безд.; сын кн. Даниила Дмитриевича; в 1547 г., на первой свадьбе царя Ивана Васильевича с Анастасией Романовной Захарьиной, он нес, вместе с князем Иваном Шемякиным-Пронским, к церкви те камки, на которых венчали. В 1556 и 1558 гг. был полковым воеводой на Дедилове, а в 1559 г. в Ливонском походе состоял одним из воевод, для посылок в большом полку, у боярина кн. Ив. Феод. Мстиславского. В 1564–65 гг. он – воевода в Торопце, а в 1570 г. – «по крымским вестям». В 1572 г. пожалован в бояре, причем в разряде этого года упомянуто, что он боярин из опричнины. Был в походе с царем Иваном Васильевичем в Ржеву Володимерову и значился воеводой большого полка, а затем послан на воеводство в Юрьев Ливонский. В 1573 г. кн. П. был воеводой в левой руке в походе, с царем Иваном Васильевичем сначала к Пайде, затем на казанских черемис и в том же году – береговым воеводой (на Оке) передового полка, а несколько времени спустя – большого полка. Перемена эта и повышение произошли вследствие того, что главные воеводы: кн. М. И. Воротынский, кн. Н. Р. Одоевский и М. Я. Морозов навлекли на себя царский гнев и были отозваны с береговой приокской линии. В этом году приходили на Рязанские места крымские царевичи; кн. П. с воеводами из Орла и из Новосили отправились за ними в погоню до р. Верды, но не настигли их. В том же году он верстал денежным жалованьем суздальцев, а в 1574 г. – жителей г. Лух и был (1574 г.) воеводой в передовом полку, стоявшем в Калуге, для прихода крымского царя. В 1576 г., вместе с послами польского короля Стефана Батория к Московскому царю, приехал особый гонец, Иван Гоголь, к московским боярам. Прием Гоголя происходил у старейшего боярина кн. И. Ф. Мстиславского, и все присутствовавшие были в золотном платье; в тот же день Гоголь вместе с боярами обедал у кн. Мстиславского, но одежда бояр была самая простая – нагольные шубы. Кн. П., в числе весьма немногих бояр, присутствовал и на дневном приеме, и на обеде. Две недели спустя, Гоголю была вручена ответная грамота думных бояр к панам рады; грамота написана была от лица трех бояр, титулованных наместниками разных городов: от кн. Ив. Феод. Мстиславского, наместника Новгородского, кн. П-го, наместника Нижегородского, и Ив. Вас. Шереметева, наместника Коломенского.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

А.А. Половцов Телятевский, Василий Иванович Ватутин Телятевский, князь Василий Иванович (прозванием Ватутин) – воевода. Впервые упоминается под 1564–1566 гг. наместником в Брянске. В 1569 г. Т. был первым воеводой передового полку калужских войск, а по смене воевод первым воеводой большого полка в Туле. В 1570 г. вторым воеводой в Калуге по крымским вестям. В 1571 г. участвовал в походе против Девлет-Гирея; 22 сентября послан из Опричнины в Тарузу первым воеводой сторожевого полка. В 1573 г. во время Лифляндского похода был головою у ночных сторожей и спал в государевом стане в Новгороде. В 1574 г. вторым воеводой в Серпухове, а после, по смене больших воевод, с 3 сентября первым воеводою сторожевого полка в Колпине. В 1576 г. первым воеводой в Новгороде. В 1579 г. был первым осадным воеводой в Полоцке. На эту крепость, считавшуюся почти неприступной, направил свой первый удар Стефан Баторий, предпринявший поход на Россию. Т. начальствовал в городе, Петр Волынский в одной из крепостей, Остроге, а кн. Щербатый в другой – Стрелецкой, «имея довольно много запасов и снарядов, много усердий и мужества, гораздо менее искусства». Приступ начался с городской части, где начальствовал T. Воеводы оказали упорное сопротивление. Когда поляки стали одолевать, T. вместе Щербатым хотели взорвать крепость, но «слабый духом» Волынский и стрельцы не допустили до этого. Тогда верные воеводы заперлись в церкви, откуда их затем силой извлекли и представили Баторию «смиренных без унижения». По другой версии, менее вероятной, T. и другие воеводы изменили государю, ибо «были худы, а милы им были жены». Стефан не покарал воевод, но от себя не отпускал, по мнению Карамзина, как бы опасаясь возвратить неприятелю таких верных доблих воинов. Вероятнее однако, что воеводы оставались у Батория, опасаясь гнева Иоаннова; так, гонец литовский Богдан сказал царскому чиновнику в Новгороде: «король их всеи (воевод Полоцких)... к государю отпущал, а они сами ехать не хотели». Щербатов утверждает, что имя Т. встречается в разрядных книгах еще под 1581 г., т. е. что Т. вернулся из плена, однако последнее утверждение Карамзиным отвергается.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010